- 952 Просмотра
- Обсудить
Патристика
Патристика (от pathr, pater) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений св. отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название «отца» усвояется, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название «св. отцов церкви» усвояется тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда «отцов церкви» особенно выделяются «вселенские учители», имеющие наивысший личный авторитет в церкви, как оказавшие ей особые услуги защитою, формулированием и разъяснением догматов веры. В восточной церкви такое значение усвояется св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афанасию Александрийскому , на Западе, — кроме того Иерониму Стридонскому, Августину Гиппонийскому, Амвросию Медиоланскому и папе Григорию Вед. Кроме того, западная церковь имеет так наз. doctores ecclesiae, к которым причисляются: Лев Великий, Фома Аквинат, Бернард Клервосский (с 1830 г.), Гиларий Пуатьерский (с 1852 г.), Франциск Салийский (с 1875 г.). Некоторые богословы ограничивают существование в церкви «отцов церкви» известным периодом времени; на Востоке — от начала церкви до Иоанна Дамаскина ( 754 г.), на Западе — до Григория Великого включительно ( в 601 г.); по мнению других — до XIII в. Ультрамонтанские богословы думают, что папа во всякое время может возвести в звание отца церкви кого признает достойным. Церковь восточная не имеет писанного канонического постановления по этому предмету, но богословы и патрологи большею частью думают, что так как церковь всегда одна и та же и всегда обладает одними и теми же благодатными силами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарованиями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве «отцов церкви», по суду самой церкви. По этому-то в русской П., напр. Филарета Черниговского («Историческое учение об отцах церкви»), излагается и рассматривается учение св. Димитрия Ростовского и других, ранее его бывших святых иерархов, оставивших после себя писания. Нахождение в лике канонизированных святых и согласие с учением церкви считаются на столько необходимыми для причисления к отцам церкви, что даже такие великие богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Оригень, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан не признаются «отцами церкви», а лишь церковными писателями; восточная церковь не удостаивает этого титула Иеронима и Августина, как не канонизованных ею в качестве святых. Литература П., в смысле науки, занимающейся систематическим изложением учения св. отцов, обильна монографиями об отдельных св. отцах, но скудна полными систематическими курсами, содержащими в себе полное изложение учений всех отцов церкви. Из старинных сочинений имеют доселе некоторое значение книги Бонавентуры, «De optima legendarum ecclesiae patrum methodo» (ХII в.), и Daille, «De usu Patrum» (1618). Лучшая из современных П. — «Patrologie» Мёлера, «Patrologie» Альцога; Boehringer, «Kirchengeschichte in Biographien» (1873); Ebert, «Geschichte der christl. Catholisch. Literatur» (1874). Единственная система П. в русской литературе — «историческое учение об отцах церкви» Филарета, apxиеп. Черниговского собственно патрология, а не П. Более или менее общий недостаток всех современных систем П. — недостаток генетического метода при изложении святоотеческих учении, т. е. выяснения отношения учения одних к учению других (напр. западных к восточным), преемственности и последовательности развития богословских идей и зависимости их друг от друга чисто литературной. Каждая из известных П. представляет более механически сбор патристических монографий, чем систему.
Патриции
Патриции (Patricii). — В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца, т. е. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo iure, т. е. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободно рожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Titles и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно также как dediticii, т. е. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti; т. е. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii — тоже самое что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenui), потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (ius connubii, cominercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (ius suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum. occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицианские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право — ius suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. преобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. е. дарования неримским (албанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами — Ramnes, Tities, Luceres primi — и натурализованными — Ramnes, Tities, Luceres secundi, первые назывались gentes maiores, вторые — gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу maiores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Мании, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. е. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собою лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum. Flamines maiores, Salii, Arvales, Titii' Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, не смотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни; стали доступны, после долгой борьбы, и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена, в его «Romische Forschungеn», 1 т., 1864, стр. 122). Не смотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков по Р. Хр., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Вел. Патрициат.
Литература. Mommsen, «Romisches Staatsrecht»; его же, «Romische Forschungen» (1864, 1т., ст.: «Die Romischen Patriciergeschlechter» и «Der Patriziersenat der Republik»); Виллемс, «Римское государственное право»; Willems, «Le senat de la Republique romaine» (1878 — 83, Лувен); Lange, «Romische Altertumer»; Lange, «De patrum auctoritate» (1877, Лиц.); Mispoulet, «Les institutions politiques des Remains» (1882); Reuter, «De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione» (1849, Вюрцбург); Christensen, «Die ursprungliche Bedeutung d. Patricii» (1876, Гузум): Budinger, «Cicero und der Patriciat» (1881. Вена); Азаревич, «П. и плебеи в Риме» (СПб., 1875).
Н. О.
Патрокл
Патрокл (ПatrokloV , Patroclus) — сын Менойтия, родственник Ахилла. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища; за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом. С этих пор началась их дружба, не прекращавшаяся до самой смерти П. и продолжавшаяся в царстве Аида. Во время похода на Трою, П. был спутником Ахилла и вместе с ним перестал участвовать в битвах, когда Ахилл был оскорблен Агамемноном. Однако, когда положение греков сделалось затруднительным, П., облачившись в доспехи друга, выступил против троянцев, оттеснил их от греческого лагеря, потушил пожарь на кораблях, убил Сарпедона и Сеенела и сражался с Гектором из-за Сарпедонова трупа. Три раза нападал он на троянское войско у стен города, но при четвертом натиске был сражен Аполлоном, при чем Гектор совлек с него ахиллово оружие. Смерть П. глубоко поразила Ахилла, который, чтобы отомстить троянцам, решил опять вступить в ряды сражающихся.
Н.О.
Патрология
Патрология (от pathrV и logoV) — учение об отцах церкви. Теперь П. часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и содержание последней, называются П. (напр. «Patrologie» Мёлера и «Palrologie» Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось полное систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукою богословскою, П. же имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах церкви и их творениях, а также издания текста этих творений, что относило ее в область церковной истории или истории литературы. В этом смысле П. имеет развившуюся на пространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются эпизодически сведения о сочинениях многих отцов церкви и церковных писателей. Первым специальным сочин. по П. было: «De viris illustribus» Иеронима Стридонского, доведенное до Златоуста и для церкви христианской сделавшее тоже самое, что сделали Светоний и Плутарх для мира языческого. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно было переведено на греч. язык и еще в древности было известно и на Востоке. Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима до конца V века, а Исидор Севильский — до 610 г.; Ильдефонс Толедский снабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий (890) в своей «Библиотеке» или «muriobiblion» дает уже не один перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более замечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих. Затем заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский и Зигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII века, несколько дополнительных замечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г. Иоанн Триттенгейм, аббат спангеймский, издал сочинение: "De scriptoribus ecclesiasticis. Оберт Myrec дополнил его. Все исчисленные сочинения собраны в одно издание Альбертом Фабицием (Гамбург; 1718 г.). Семнадцатый век открывает новую эру в П. В область ее вводится критика и с этого времени она принимает характер научный. В 1613 г. Роберт Беллармин издал сочинение: «De scriptoribus ecclesiasticis». В 1633 г. явилось издание Галлуа (Pierre Halloix): «Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt» (Дуэ). Бенедиктинец Николай Нурри в 1703 — 1715 гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об отцах четырех первых веков и их учении: «Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum». Еллий Дюпен в 47 томах издал «Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques» (П., 1686 — 1711). Более прагматич. изложение патрологич. материала дал Дом Геми Селлье, в «Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques» (Париж, 1729 — 1763; в 1860 — 1865 гг. это сочинение, исправленное и дополненное, корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению, как необходимому для патрологов и в настоящее время пособию, следует присоединить Тильемона («Memoires pour servir a l'histoire ecclesiastique des six premiers siecles», П., 1693). В XVIII в. для П. наступает период монографий. В 1789 — 99 гг. бенедиктинец Люмпер издал прагматический курс П. : «Histoire theologique et critique de la vie, des ecrits et de la doctrine des ss. Peres et d'autres ecrivains ecclesiastiques», ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в 1828 г. издал «Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne» (до XV в.). Все это — труды католиков; протестанты игнорировали эту область; лишь W. Cave, в 1677 г., издал «Scriptorum ecclesiasticorum historia Iitteraria» (Жен. 16949; Оксф., 17403; Базель, 1741 — 5) и написал «Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries» (Оксфорд, 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в. Менее замечательно сочинение Казимира Oudin: «Commentarius de scriptoribus ecclesiasticis» (1722; до IV в.). Одною из главнейших задач патрологов было издание самых текстов творений св. отцов в подлиннике. На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен «Patrologiae cursus completus» аббата Миня, состоящий из 161 тома серии греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется цепным по обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти для каждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени. Ряд новейших изданий , по лучшим спискам, восполняет и исправляет П. Миня. Сочинения так называемых «мужей апостольских» изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния включительно), в 1876 — 77 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866 — 1877 (изд. Гильгенфельдта, «Novum testamentum extra canonem») и в 1878 г. (изд. Функа). Апологеты изданы в «Corpus apologetarum» Отто (2-е изд. 1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы мехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св. отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполне значения: «Magna bibliotheca veterum Patrum» (изд. (de la Bigne, Пар., 1575 г. и 1654 г.), «Maxima bibliotheca veterum Patrum» (Леон, 1677), «Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum», Галанди (1763; 380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в Иннсбруке «SS. Patrum opuscula selecta» (41 т.). В 1875 — 1884 гг. кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целых сочинений отцов II — IV в., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66 церковных писателей от первых четырех веков. известных по историческим упоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены.
Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных библиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, «Les saints arcanes des bibliotheques celebres devoiles» (1868; в этом же труде помещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотеки Hervart'a и базельской) Ehinger'a; Th. James, «Chois de manuscrits d'Oxford et de Cambridge» (1600); Thomassini для библиотек Падуанской (1639) и Венецианской (1640); Barvoet — для Эскуриальской (1648); Spannheim — для Лейденской (1674); Haeschel — для Венской (1605); Ernst — для Медичийской во Флоренции (1641).
Патти
Патти (Adeline-Marie-Jeanne Patti) — замечательная певица, род. в Мадриде в 1843 г. Её отец и мать были певцы. Уже с раннего детства П. выказывала большой музыкальный талант и в первый раз выступила публично, в Нью-Йорке, семи лет от роду; там же дебютировала она и как оперная певица, в партии Лючии. Ее чудный голос блестящего тембра, легкость и изящество феноменальной колоратуры доставили ей выдающийся успех, продолжавшийся в Лондоне, Париже и Петербурге (в начале 70х гг.). В настоящее время П. (в первом браке маркиза де-Ко, во втором Николини, см.) живет в Англии и делает артистические экскурсии по Европе, с громадным успехом. Написала романс «II Bacio d'addio» и вальс «Fior di primavera». См. Grave, «Biographie d'Adelina Patti» (П., 1865); Leo, «Adelina Patti» (Mondridier, 1866); 6uy de Charnacee, «Adelina Patti» (П., 1868); Dalmazzo, «Adelina Patti's Life» (Л., 1877). Карлотта П., старшая сестра Аделины, род. в 1840 г., известна как концертная певица; пела, между прочим, и в Петербурге.
Н.С.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.