Меню
Назад » »

Логос (69)

Балканский полуостров
Балканский полуостров — юго-вост. оконечность Европы, на которой расположены европейские владения Турции, княжество Болгария, королевства Сербия и Греция и занятые Австрией по Берлинскому трактату области Босния и Герцеговина.
Балкон
Балкон (французское balcon) — выступающая на фасада здания прямоугольная или полукруглая площадка, обнесённая решёткой или балюстрадой. В зависимости от этажа и от обработки фасада балконы своими внешними частями или опираются на колонны или же делаются висячими, т.е. устраиваются на металлических кронштейнах или на выпущенных вперёд концах балок, а также на заделанных одним концом в каменную стену рельсах. Устройство их бывает весьма различно. Самое прочное заключается в том, что в каменную стену, по всему протяжению будущего балкона, заделывают одним концом в стену несколько рельсов; располагаются они между собою на расстоянии от 12 верш. до 1 арш. и выпускаются наружу от 1-го до и 1/2 аршина. Свободные наружные концы рельсов стягиваются полосовым железом, а промежутки между ними заполняются сводиками, сложенными толщиною в полкирпича на портландском цементе. Снизу сводики подштукатуриваются, а сверху выстилаются, по забутке, каменной лещадью или какими-нибудь искусственными плитками, напр. очень прочными плитками «Метлахского» завода. — Стойки решётки укрепляются в концы рельсов или в полосовое железо, а концы её поручня заделываются в каменную стену. Решётка обыкновенно красится масляной краской. Такие балконы очень прочны и долговечны, но зато они вместе с тем очень дороги и грузны. Поэтому чаще применяют другой способ устройства, который заключается в том, что по рельсам делают настил из сосновых 11/2 вершков толщины досок, а снизу подшивку из более тонких досок, которая обыкновенно красится масляной краской. Чтобы доски не гнили, их сверху покрывают рольным (листовым) свинцом или листовым железом, которое окрашивают масляной краской; а чтобы железо не гремело под ногами под него подкладывают войлок. Стойки решётки укрепляют в доски. Металлическая решётка заменяется мраморной или отливной цементной балюстрадой обыкновенно тогда, когда балкон устраивается на выступ стены нижнего этажа или на колоннах. Когда балконы делаются в наших городских домах, то им можно придавать те сравнительно небольшие размеры, которые мы указали выше, т.е. от 1 до 2-х арш. ширины и от 2-х до 5 — 7 арш. длины, потому что ни климат наш, ни городской воздух не располагают вовсе к продолжительному пребыванию на балконе; балкон бывает нужен лишь для того, чтобы выйти на него на несколько минут отдохнуть от комнатной духоты, посмотреть на случайно проходящую процессию или какой-нибудь любопытный случай на улице; следовательно, балкон будет вполне достаточных размеров, если на нём можно так поставить стул, чтобы сзади был свободный проход (вершков 8 — 12), а спереди можно было удобно сесть, облокотясь на решетку. Другое дело деревенские и дачные дома, в которых живут большей частью летом. Там в комнатах почти никто не сидит; балкон же служит и гостиной и столовой, и детской, и рабочей комнатой. Такие балконы должны быть около 6-ти аршин ширины и от 8-ми до 10-ти аршин длины; самое лучшее делать на них легкую кровлю на тонких столбиках и простой деревянный пол. Подобные балконы, в случае расположения их в 1-м этаже, обыкновенно называются «террасами».
В сравнительно недавнее время в нашей архитектуре, и преимущественно в Петербурге, вошли в употребление так называемые тёплые балконы, т.е. висячие выступы на фасадах на подобие шкафов, которые делаются высотою или в один этаж или в два, или в большее число этажей. Если они устраиваются на надворном или садовом фасаде, то их можно начинать с земли; если же они приходятся на уличном фасаде, то их надо делать висячими, чтобы не отнимать места у тротуара. В таком случае их располагают на крепких железных кронштейнах, которые заделываются в стену или обкладываются выпускными рядами кирпича, или же маскируются снаружи алебастровой лепной работой, или цинковой штампованной обкладкой, которым придается форма архитектурно обработанного каменного кронштейна. Иногда, впрочем, эта архитектурная ложь, выработанная нашими современными техническими приемами, отбрасывается и балкон основывается на настоящих кронштейнах из тесового камня какой-либо твердой породы. На концы кронштейнов кладут параллельно фасаду рельсы или полосовое железо и на приготовленной таким образом рамке выводят боковые и лицевую стенки балкона; во всех балконах обыкновенно делаются окна. Вверху стенки эти оканчиваются на уровне потолка одного из следующих этажей. Сверху такого теплого балкона устраивается или открытый балкон или делается крыша. Степы теплого балкона выводятся большей частью, для уменьшения его веса, только в два кирпича толщиной и из пустотелого кирпича. Оконные рамы делаются двойные, а потолок теплый, как в жилых покоях. С комнатой такие балконы соединяются аркой во всю свою ширину.
Эта архитектурная форма имеет свои выгоды и невыгоды. Первые сводятся к тому, что эти балконы увеличивают внутренние помещения, и по своей живописности, очень украшают фасад; благодаря своим боковым окнам, дают возможность смотреть вдоль той улицы, на которую выходит фасад, чего зимой из обыкновенных окон делать нельзя; но зато они отнимают у комнаты много света, стоят довольно дорого и, наконец, вследствие того, что все их стены наружные, они зимой бывают довольно холодны, так что в них сидеть долго неудобно. Сравнивая все эти данные, можно, пожалуй, придти к тому заключению, что Б. эти у нас — дело моды, и что в нашем северном климате они долго не продержатся. Об устройстве балконов см. ст. Курвоазье, «Устройство балконов и навесов» (журнал «Хозяйственный строитель», 1884 года, № 80-й).
Баллада
Баллада (от франц. ballade, итал. ballata, от ballare — плясать) — означала у южно-романских народов, приблизительно с XII столетия, небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трех или четырех строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально оно пелось для сопровождения танцев. В Италии, между многими другими, баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Во Франции, родиной Б. считается Прованс. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V Б. вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением Б. прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский. В XVII в., Б. писал знаменитый баснописец Лафонтен. Под его пером Б. отличалась простотой и остроумием; но писательница того же века Дезульер лишила Б. этих свойств. В глазах Буало, а затем Мольера, Б. была чем-то устарелым и скучным. Но независимо от такого строго выдержанного, со стороны формы, вида стихотворений, балладой весьма рано привыкли называть во Франции стихотворные пьесы, отличающиеся свободой формы и особенно ярким национальным характером содержания. Такова сохранившиеся до сих пор, как народная песня, Б. рассказывающая об отчаянии дочери французского короля, принужденной выйти замуж за английского принца (дочь Карла VI была замужем за Генрихом V английским). В новейшее время образцы свободной баллады мы встречаем у главы французских романтиков В. Гюго («La ballade de la nonne» и «Les deux archers») и у Жерара де-Нерваля («La fiancee fidele» и «Saint Nicolas»).
В Англии Б. известна издавна. Есть основание предполагать, что Б. принесена норманскими завоевателями, а здесь получила только колорит мрачной таинственности. Самая природа Англии, в особенности в Шотландии, внушала бардам этих стран настроение, сказывавшееся в изображении кровавых битв и ужасных бурь. Барды в своих балладах воспевали битвы и пиры Одина и его товарищей; позднее поэты этого рода воспевали подвиги Дугласа, Перси и др. героев Шотландии. Известны затем баллады о Робине Гуде, о прекрасной Розамунде, столь популярные в Англии и Шотландии, равно как и Б. о короле Эдуарде IV. Из Б. неисторических замечательна Б. о детях в лесу, отданных дядей опекуном двум разбойникам для того, чтобы они их убили. Литературную обработку Б. дал Роберт Бернс. Он мастерски воспроизводил старые шотландские предания. Образцовым произведением Бернса в этом роде признается «Песня о нищих» (переведена на русский язык). Вальтер Скотт, Соути, Кемпбель и некоторые другие первоклассные английские писатели также пользовались поэтической формой Б. Напомним, что перу Вальтер Скотта принадлежит Б. «Замок Смальгольм», в переводе Жуковского увлекавшая наших любителей романтизма. В общем слово баллада получило в Англии своеобразное значение, и стало применяться преимущественно к особому роду лирико-эпических стихотворений, которые были собраны Перчи в «Reliques of ancient English poetry» (1765 г.), и имели большое влияние на развитие не только английской, но и немецкой литературы. Поэтому слово Б. в Германии употребляется в том же смысле, т.е. как обозначение стихотворений, написанных в характере старинных английских и шотландских народных песен. Содержание немец. Б. имеет также мрачный, фантастический характер, и идет эпизодично, так что восполнение в Б. частей, недостающих или связывающих сюжет ее, предоставляется фантазии самих слушателей. В Германии Б. была особенно в моде в конце прошлого и первой четверти текущего столетия, в период процветания романтизма, когда появились баллады Бюргера, Гете, Уланда и Гейне. — Как композитор музыкальных «баллад» в Германии пользуется большой известностью Леве. Упомянем также о знаменитой балладе «Лесной царь» Шуберта.
Баллада явилась в русской литературе в начале нынешнего столетия, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская Б., и притом — оригинальная и по содержанию, и по форме — «Громвал» Гавр. Петр. Каменева (1772 — 1803); но главнейшим представителем этого рода поэзии у нас был В.А. Жуковский (1783 — 1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькою чертей и ведьм немецких и английских». Первая его Б. «Людмила» (1808) переделана из Бюргера (Lenore). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время», говорит Белинский, «когда эта Б. доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большею страстью мы ее читали. Она коротка казалась нам во время оно, не смотря на свои 252 стиха». Жуковский перевел лучшие Б. Шиллера, Гёте, Уланда, Зейдлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его Б. «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». Пушкину принадлежат Б.: «Песнь о вещем Олеге», «Бесы» и «Утопленник»; Лермонтову — «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому — «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы Б. находим в стихотворениях гр. А.К. Толстого (преимущественно — на древнерусские темы) и А.А. Фета.
Балистика
Балистика (баллистика) — наука о движении тяжелых тел, брошенных в пространстве, основанная на математике и физике, Она занимается, главным образом, исследованием движения снарядов, выпущенных из огнестрельного оружия. Различают внутреннюю Б, занимающуюся исследованием движения снаряда в канале орудия, в противоположность внешней баллистике, исследующей движение снаряда по выходе из орудия. Главной задачей научной Б. является математическое решение вопроса о зависимости кривой полета (траектории) брошенных и выстреленных тел от ее факторов (силы пороха, силы тяжести, сопротивления воздуха, трения). Для этой цели является необходимым знание высшей математики и добытые таким путем результаты представляют ценность только для людей науки и конструкторов оружия. Но, понятно, что для солдата-практика стрельба является делом простого навыка.
Первые исследования относительно формы кривой полета снаряда (из огнестрельного оружия) сделал в 1546 г. Тартаглия. Галилей установил при посредстве законов тяжести свою параболическую теорию, в которой не было принято во внимание влияние сопротивления воздуха на снаряды. Теорию эту можно применить без большой ошибки к исследованию полета ядер только при небольшом сопротивлении воздуха. Изучением законов воздушного сопротивления мы обязаны Ньютону, который доказал в 1687 г., что кривая полета не может быть параболой. Робинс (в 1742 г.) занялся определением начальной скорости ядра и изобрел употребляемый и поныне баллистический маятник. Первое настоящее решение основных задач баллистики дал знаменитый математик Эйлер. Дальнейшее движение Б. дали: Гуттон, Ломбард (1797 г.) и Обенгеим (1814 г.). С 1820 г. влияние трения стало все более и более изучаться, и в этом отношении много работали: физик Магнус, французские ученые Пуассон и Дидион и прусский полковник Отто. Новым толчком к развитию Б. послужило введение во всеобщее употребление нарезного огнестрельного оружия и продолговатых снарядов. Вопросы Б. стали усердно разрабатываться артиллеристами и физиками всех стран; для подтверждения теоретических выводов стали производиться опыты с одной стороны в артиллерийских академиях и школах, с другой стороны на заводах, изготовляющих оружие; так напр., очень полные опыты для определения сопротивления воздуха произведены были в Петерб. в 1868 и 1869 г., по распор. ген.-ад. Баранцева, заслуженным профессором михайловской артиллерийской академии, Н.В. Маиевским, оказавшим большие услуги Б., — и в Англии Башфортом. В последнее время на опытном поле пушечного завода Круппа определялась скорость снарядов из орудий разного калибра в различных точках траектории, и достигнуты были очень важные результаты. Кроме Н.В. Маиевского, заслуги которого оценены надлежащим образом и всеми иностранцами, в ряду множества ученых, в новейшее время работавших по Б., особенно заслуживают внимания: проф. алж. лицея Готье, франц. артиллеристы: — гр. Сен-Роберт, гр. Магнус де Спарр, майор Мюзо, кап. Жуффре; итал. арт. капит. Сиаччи, изложивший в 1880 г. решение задач прицельной стрельбы, Нобль, Нейман, Прен, Эйбль, Резаль, Сарро и Пиoбер,. положивший основание внутренней Б.; изобретатели балистических приборов — Уитстон, Константинов, Наве, Марсель, Депре, Лебуланже и др.
Литература (по внешн. Б.). Н.В. Maевский «Курс внешн. Б.» (Спб., 1870); его же, «О решении задач прицельной и навесной стрельбы» (№ 9 и 11 «Арт. Журн.», 1882 г.) и «Изложение способа наименьших квадратов и применение его преимущественно к исследованию результатов стрельбы» (Спб., 1881 г.); Х. Г., «По поводу интегрирования уравнений вращательного движения продолговатого снаряда» (№1, "Арт. Журн. ", 1887 г.); Маиевский, «Traite de Balist. exter.» (Париж, 1872); Дидион, «Traite de Balist.» (Пар., 1860); Робинс, «Nonv. principes d'artil. corn. par Euler et trad. par Lombard» (17З); Лежандр, «Dissertation sur la question de balist.» (1782); Поль-де-сен-Роберт, «Memoires scientif.» (т. I, «Balist», Тур., 1872); Отто, «Tables balist. generales pour le tir eleve» (Пар., 1844); Нейман, «Theorie des Schiessens und Werfens» («Archiv f. d. Off. d. preus. Art. und. Ing. Corps» 1838 и след.); Пуассон (Poisson), «Recherches sur le inouvement des project» (1839); Гели (Helie), "Traite de Balist. experim. " (Пар., 1865); Сиаччи, (Siacci), «Corso di Balistica» (Тур., 1870); Магнус-деСпарр (Magnus de Sparre), «Mouvement des projects oblongs dans le cas du tir du plein fouet» (Пар., 1875); Мюзо (Muzean), «Sur le mouv. des project. oblongs dans l'air» (Пар., 1878); Башфорт (Baschforth), «A mathematical treatise on the motion oi projectiles» (Лонд., 1873); Тилли (Тillу), «Balist.» (Брюсс., 1875); Астье (Astier), "Balist ext. " (Фонтенебло, 1877); Резаль (Resal), «Traite de mec. gener.» т. 1, «Mouv. des proj. obl. d. l'air» (Пар., 1873); Матиэ (Mathieu), «Dynamique analyt»; Сиаччи, «Nuovo metodo per rivolvere i problemi del tiro» (Giorno di Art. e Gen. 1880, part II punt 4); Отто (Otto), «Erorterung uber die Mittel fur Веurtheilung der Wahrscheinlichkeit des Treffens» (Берл., 1856); Дидион (Didion), «Calcul des probabilites applique au tir des project.» (Пар. 1858); Лиагр (Liagre), «Calcul des probabilites»; Сиаччи (Siacci), «Sur дe calcul des tables de tir» («Giorn. d'Art. et Gen.», parte II, 1875 г.) Жуффре (Jouffret), «Sur l'etablissement et l'usage des tables de tir» (Пар., 1874); его же, «Sur la probabilite du tir des bouches a feu et la methode des moindre carres» (Пар., 1875); Гаупт, «Mathematische Theorie der Flugbahn der gezog. Geschosse» (Берл., 1876); Гентш «Ballistik der Handfeuerwaffen» (Берл., 1876). По внутренней балистике: Нобль и Эйбль, «Исследование взрывчатых составов; действие восплам. пороха» (перев. В.А. Пашкевича, 1878); Пюбер, «Proprietes et effets de la poudre»; его же, «Mouvement des gazs de la poudre» (1860); Поль де С. Робер (Pol de St. Robert), «Principes de thermodynamique» (1870); Резаль (Resal), «Recherches sur le mouvement des project. dans des armes a'feu» (1864); А. Руцкий (Rutzki), «Die Theorie der Schiesspraparate» (Bенa, 1870); M. Э. Cappo (Sarrau); «Recherches theorethiques sur les effets de la poudre et des substances explosives» (1875); его же, «Nouvelles recherches sur les effets de la pondre dans les armes» (1876) и «Formules pratiques des vitesse et des pressions dans les armes» (1877).
Баллотирование
Баллотирование или Баллотировка (от франц. сл. ballote — шар, балл; отсюда и франц. глагод balloter — избирать по баллам, баллотировать) — означает закрытую или тайную подачу голосов посредством баллов или шаров. Этот способ подачи голосов посредством шаров первоначально вошел в употребление в Венеции, при выборе дожей. В настоящее время баллотирование употребляется при выборах на общественные должности, в члены различных корпораций или обществ и при решении таких вопросов, которые не требуют единогласного их принятия. Процесс баллотировки заключается в том, что в закрытое помещение (урну или ящик) каждым из имеющих право голоса опускается по шару, причем шары бывают двух родов: белые, означающие положительный ответ и черные — отрицательный. У нас, в России, подача голосов посредством шаров употребляется по закону при выборе дворян, купцов, городских и сельских обывателей к отправлению общественных должностей, кроме того этот пример закрытого голосования применяется при решении некоторых вопросов в правлениях или общих собраниях различных обществ и корпораций. В нашем Своде Законов термин «баллотирование» упоминается многократно, но самые подробные правила об этом способе подачи голосов изложены в ст. ст. 137 — 167 т. III Св. Зак. в Уст. о службе по выборам дворянским. Кроме этой баллотировки посредством шаров существует еще и другая, производящаяся путем опускания в выборный ящик закрытых записок с означением имен кандидатов; таким способом производится напр. избрание римского папы. Введение этого последнего способа баллотировки при выборах членов английского парламента, взамен издревле существующего в Англии порядка открытой подачи голосов составляло задачу целой политической партии, стремившейся этим путем устранить влияние правительства или богатых классов на избирателей. Цель эта увенчалась успехом в 1872 г., когда «Ballot Act'ом» введена при выборах закрытая подача голосов посредством записок. Являясь одним из лучших способов подачи голосов, баллотирование представляет однако некоторые неудобства при многолюдных собраниях, отнимая много времени и приводя избирателей в сильное движение, могущее нарушить тишину и порядок, необходимые при таких собраниях.
Балобан
Балобан (Falco lanarius) — один из видов соколов, употребляемых для охоты с ними. По видимому, при царе Алексее Михайловиче, Б. назывался подкрасным кречетом.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar