Меню
Назад » »

Логос (73)

Баобаб
Баобаб (Adansonia digitata L.) — растение из семейства Malvaceae, одно из самых больших деревьев. Ствол его не высок, всего от 10 до 15 футов, но до 80 фут. в обхвате и разделен на множество ветвей, расходящихся во все стороны и достигающих иногда длины в 70 ф., так что шатер, имеющий поперечник в 60 ф. и более, кажется издали целою рощею. Листья Б. 5 — 7 пальчатые, ежегодно опадают. Крупные, до 6 д. в поперечники, белые, с пурпуровыми пыльниками, цветы, сидящие на висячих ножках, в бесчисленном множестве покрывают шатер. Продолговатоовальные плоды, длиною свыше фута в толщиною в 4 — 5 фут., распадаются на 10 и более 50 — 60 семенных гнезд. Дико растут в тропической Африке, но разводятся в Ост-Индии и на Антильских островах. Достигает возраста в 1000 и более лет, а в Сенегамбеи, в деревне Grand Galardues, одному дереву приписывают даже возраст в 6000 лет. Древесина рыхлая и легкая; листья и цветы содержат мазь и служит лекарством от поноса и лихорадок. Из листьев негры приготовляют порошок «лаго», подмешиваемый ими в пищу. Кисловатая на вкус мякоть плодов, содержащая камедь, сахар, крахмал и молочную кислоту, употребляется в пищу и как средство от лихорадок и поноса; зола скорлупы богата щелочами, почему из ее выделывают, с пальмовым маслом, мыло.
Баптистерий
Баптистерий — от латинской формы «baptisterium» греческого слова «baptisthrion». Слово это имело разные значения: а) у древних греков оно обозначало теплое отделение бани, б) у римлян — бассейн для плавания в термах (общественных банях), в) у древних христиан — крещальню. Первоначально христиане крестили оглашенных в реках и источниках, словом всюду, где находили воду (см. «Деяния св. Апостолов», глава VIII, ст. 36, 37 и 38). Затем, во время гонений — в катакомбах, где мы видим первые следы устройства крещален. Наконец, после торжества веры — в особо устроенных для этого зданиях или баптистериях. Потребность в этих зданиях обусловливалась громадным количеством крещаемых в первые века христианства; существовали они, по видимому, довольно долго, потому что баптистерии строились даже в «романскую» эпоху, следовательно, в Х — XI в. — Б. представляют собою круглые или восьмиугольные, большею частью покрытые сводами здания, посреди которых расположены бассейны для воды; они ставились обыкновенно вблизи базилик или церквей. Из них особенно замечательны Б. в Риме (Латеранский), Флоренции, Пизе, Ночере и Равенне. В современных православнорусских церквах, в виду почти исключительного крещения младенцев, Б. заменены купелями.
Барабан
Барабан — ударный музыкальный инструмент из латунного цилиндрического корпуса, внутри пустого (т. наз. кадла), на который с обеих сторон натягивается телячья шкура, обработанная в виде пергамента и по которой бьют двумя палочками (малый Б.) или одной с мягким наконечником (большой или турец. Б.). Для усиления звука вдоль нижней шкуры туго натягивается 4 струны. В настоящее время Б составляет принадлежность военных и симфонич. оркестров. В войсках Б. не только входит в состав хоров музыки, но служит для падания сигналов при обучении маршировке. Инструмент этот происхождения азиатского, и европейскими войсками заимствован, вероятно, у аравитян, во время крестовых походов. В русской армии военное употребление Б. начинается только со времен Петра Великого, который сам был барабанщиком своих потешных войск. В полковых музыкантских хорах, а также и в других оркестрах, кроме обыкновенных Б., имеются еще так наз. турецкие Б., отличающиеся от первых большими размерами и густотою звука.
Барабанная перепонка
Барабанная перепонка (Меmbrana tympani) — тонкая перепонка, лежащая в глубине наружного слухового прохода и отделяющая наружную часть слухового аппарата от средней (так. наз. барабанной полости). Она расположена косо снаружи и сверху внутрь и вниз, ниже середины, втянута несколько внутрь прикрепленной к ней рукояткой молоточка и служит для восприятия звуковых колебаний, проникающих через наружный слуховой проход, и для передачи их через слуховые косточки внутреннему уху.
Баратынский
Баратынский (правильнее Боратынский, Евгений Абрамович) — поэт, род. 19 февраля 1800 г. с селе Вяжле, кирсановского у. Тамбовской губ., воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 г. был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в л.-гв. егерский полк; в 1820 г., произведен в унтер-офицеры, был переведен в нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет, до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году отправился с семейством заграницу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и умер 29 июня 1844 г. Сочинения Б. в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1869 и 1884 гг.
Б. начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов — «романтиков». Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны усилило романтический характер поэта Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме. ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенною яркостью отразились в первой поэме Баратынского: «Эда» (1826), которую Пушкин приветствовал, как «произведение, замечательное своей оригинальной простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски обозначенных». Вслед за этой поэмой явились: «Бал», «Пиры» и «Цыганка», в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и еще более — влиянию «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы по своему содержанию и литературному значению, стоят, однако, гораздо ниже лирических стихотворений Баратынского, из которых многие и до сих пор не утратили своей прелести. Общий характер лирики Б. — грустно-задумчивый; непосредственное поэтическое чувство в его произведениях почти всегда подчиняется рефлектирующей мысли и творческое одушевление уступает место холодной «игре ума». Сосредоточиваясь на том или ином вопросе общефилософского характера, поэт тревожно ищет выход среди являющихся ему противоречий, — ищет разрешения мучительных сомнений, — и не находит, или если и находит, то только на время, ненадолго, — чтобы затем снова вернуться к «загадкам бытия», которые представляются ему неразрешимыми. Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, не смотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: «На смерть Гете», «Финляндия», «Последний поэт», «Череп», «Последняя смерть». Собрание стихотворений Б. в первый раз издано в 1827 г. (2 изд., Москва, 1835; 3-е — 1869 и 4е — 1884 Казань). Стихотворения Б. много раз переводились на немец. к. и французский, языки. Ср. «Рус. Ст.» (1870 г., т. II, стр. 638 — 45), «Рус. Арх.» (1868, стр. 141 — 47 и 866 — 72), В. П. Гаевский в «Соврем.» (1853, № 5, в статье о Дельвиге), Koenig, «LitterarischeBilder aus Russland» (есть в рус. переводе), Плетнев, «Сочинения» (т. 4), Пушкин (в журнальных статьях), Белинский (т. I и II), Галахов в «Отеч. Зап.» (1844 г., т. 37), Лонгинов в «Русск. Арх.» (1864), С. А. Андреевский «Литер. чтения» (Спб., 1891), Венгеров, «Крит. биогр. словарь» (т. 2).
Барбарис
Барбарис (Berberis L.) — кустарник из сем. Berberideae, характеризуется 6листною чашечкою, таким же венчиком, с двумя железками у каждого лепестка, 6 тычинками, сидячим, головчатым рыльцем и 2 — 3 — 4 — 9 семенной ягодой. Наиболее распространенный вид — В. vulgaris. Б. обыкновенный, ветвистый кустарник с трех раздельными колючками, в углах которых сидят укороченные веточки с пучками обратнояйцевидных, по краям реснитчато мелкопильчатых листьев с короткими черешками. Светло-желтые, отличающиеся тяжелым запахом, цветы собраны в висячие кисти; тычинки раздражительны, ягоды продолговаты, красные; цветет в конце весны; разводится в садах и встречается изредка между кустарниками на север до Петербургской губ., а также в южной и средней Европе, Крыму, на Кавказе, в Персии, Вост. Сибири, Сев. Америке. На нижней стороне листьев Б. попадаются желтые пятна зимующих спор хлебной ржавчины Puccinia graminis, которые заражают затем листья ржи, ячменя, пшеницы, овса и других злаков, гл. обр., Triticum repens, Agrostis vulgaris, Dactylis glomerata и Lolium perenne. По соседству с полями Б. надо, поэтому, истреблять. Твердая древесина идет на мелкие поделки. Из коры, корней и древесины можно получать прекрасную желтую краску, подобную гуммигуту. Съедобные ягоды содержат яблочную, лимонную и винную кислоты. Прежде употреблялись в аптеках radix и cortex berberidis. Южно-американские виды В. glauca DC., ilicifolia b'orst., Tomentosa R. et P., lutea R. A. P. дают также желтую краску.
Барбье
Барбье (Анри-Огюст Barbier) — франц. сатирический поэт, род. 28 апреля 1805 г. в Париже. Обладая достаточными материальными средствами, Б. жил в Париже вполне независимо, не занимая никакой должности государственной или общественной. После июльской революции стали появляться в «Revue de Paris» стихотворения Б., скоро доставившие ему известность. Он издал их отдельным сборником, под заглавием: «Les Jambes» (Пар., 1831; 9-е изд. 1878). Полные поэтического огня сатиры его рисуют печальное состояние французского общества, на изображение которого молодой поэт красок не пожалел. Резкие «Ямбы» Барбье были встречены с восторгом, и многие места из его стихов вошли в употребление, как поговорки. Из других произведений замечательно: «Il Pianto» и «Lazare», которые были напечатаны сперва в «Revue des deux Mondes» (1832 — 1833 гг.), затем вошли с 1837 г. в состав «Jambes» и с тех пор были изданы несколько раз. «Il Pianto» описывает чрезвычайно поэтически и правдиво унизительное положение тогдашней Италии. Отличающееся теми же достоинствами «Lazare» посвящено бедственному положению рабочего народа в Англии Довольно холодный прием встретили две сатиры Б. : «Erostiate» и «Potdevin», вышедшие в 1837 г. Точно также не обратили на себя особенного внимания его «Chant civil et religieux» (1841) и «Rimes heroiques» (1843), собрание сонетов, снабженных историческими примечаниями. Значительно позже вышли в свет «Silves, poesies diverses» (1864) и «Satires» (1865). Собрание его новелл: «Trois passions» (1867) не имеет большого значения. В 1869 г. Б. был избран во французскую академию. Б. умер в Ницце 14 февр. 1882 г.; после смерти его изданы: «Souvenirs personnels» (1883) и "Poesies posthumes (1884). «Ямбы» Б. неоднократно переводились на русский яз. Из особенно ревностных переводчиков этого поэта отметим: Ковалевского, Василия Курочкина, Буренина и Минаева.
Барельеф
Барельеф (фр. basrelief) — выпуклое изображение отдельных человеческих фигур; целых групп или каких-либо предметов. Они делаются из разных материалов: вылепливаются из глины, высекаются из мрамора или из какого либо другого камня, вырезаются из дерева или отливаются из алебастра и из бронзы. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом называется изображение слабой выпуклости; изображение же большой выпуклости называется горельефом или высоким рельефом. Обыкновенно разницу между ними определяют так: если фигуры выступают меньше, чем на половину своей толщины — то это барельеф; если они выступают на половину своей толщины, или больше, то это — горельеф. Употребление барельефов мы видим в глубокой древности и почти повсюду на древнем Востоке: в Индии, Ассирии и Персии, где они достигают иногда колоссальных размеров, в Египте, в древней Америке, в Греции и Риме, в средневековом и в новом европейском искусстве. Изображение их см. разные приложения к отделам «Зодчество» и «Искусство», а также том II, прилож. «Ассирийские древности», черт. 1 и 54. В древнегреческом и римском искусстве возлюбленным местом для барельефов были фронтоны храмов, где содержание барельефов обыкновенно отвечало назначению храма. По образцу их и в современной европейской архитектуре Б. располагаются на таких же частях зданий.
Баренц
Баренц (Вильг. Barents) — голландский мореплаватель из Амстердама, уже в конце XVI века пытался открыть морской путь в Китай мимо сев. берега Азии. 6-го июня 1594 г. четыре корабля под командой Корнелиса Рийпа оставили Тексель. Одно из этих судов, которое вел Б., фактический руководитель всего предприятия, достигло 10 июля западного берега Новой Земли. Б. исследовал его на шестиградусном протяжении и изучил северный берег до крайней северо-зап. оконечности, мыса Нассау. В это время два корабля этой экспедиции направились дальше на В. и через Вайгачский пролив проникли в Карское море. Пробившись между льдин, они открыли, что береговая линия отклоняется дальше к юго-востоку. В полной уверенности, что им удалось открыть Кап-Табис Плиния, они сочли свое предприятие вполне удавшимся и, думая, что торговый путь в Китай открыт, вернулись в Амстердам. Таким образом экспедиция проникла до 77° или 78° сев. шир. Вскоре новая экспедиция, состоявшая из шести кораблей, отправилась под начальством Б. к Новой Земле, но на этот раз Вайгачский пролив оказался закрытым льдинами и экспедиция вернулась на родину. В 1596 г. сделана новая попытка: 16-го мая Б. оставил Амстердам; открыв Медвежий остров и Шпицберген, экспедиция проникла до 80° 11' сев. шир. В то время как сопровождавшие Б. Геймскерк и Корнелис вернулись в Голландию, он решительно направился к мысу Нассау. Здесь он был затерт льдами и принужден провести со своими спутниками ужасную арктическую зиму. Это была первая зимовка на Дальнем Севере. Невыразимо страдая в течение продолжительной северной зимы, Б. и его спутники жили надеждой на лето, но и тут они обманулись. Корабль их даже летом не освободился от окружавших его льдов. Ввиду этого они бросили корабль на произвол судьбы и 14 июня 1597 г. пустились на двух открытых утлых челноках в полный опасностей обратный путь. Но пять участников экспедиции не выдержали ее трудностей и пали жертвою, в их числе был и Б., который умер 20 июня среди ледяной пустыни и похоронен на берегу Новой Земли; экипаж, после неимоверных трудностей, добрался наконец счастливо до Колы, где его встретил Корнелис и доставил в Голландию. С тех пор северо-восточный берег Новой Земли только в новейшее время был исследован норвежцами Иогансеном и Карльсеном. Последний открыл там в сентябре 1871 (по прошествии почти 300 лет) место зимовки Б. — нетронутую хижину со всем хозяйством, книгами, в том числе безискусно написанный рассказ Герритадеберс о перенесенных экипажем испытаниях и т. д. В честь смелого мореплавателя море между Нордкапом и Шпицбергеном носит название моря Баренца, а из двух лежащих на восточном берегу Шпицбергена островов, северный тоже назван его именем. Ср. «Mitteilungen» Петермана, (том 18, «Polarregionen», №63, Гота, 1872).
Баритон
Баритон (Bardon, Viola di bardone) в вокальной музыке баритоном (Baritono, Bariton, Basse taille, Bas tenor, Concordant) называется мужской голос, средний между басом и тенором: он не имеет глубины и полноты первого, высоты и мягкости второго. Смотря потому, клонит ли Б. к верхним или нижним нотам, его называют тенор-баритоном или бас-баритоном. Когда кастраты потеряли свое первенствующее значение в опере, композиторы, как напр. Моцарт (в Дон-Жуане) стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена, в большинстве случаев, тенор имеет преобладающее значение в опере. Объем Б. у певцов-солистов простирается от ноты «си» в малой октаве до as (ля-бемоль) включительно в первой октаве.
Барклай де-Толли
Барклай де-Толли — князья и дворяне. Фамилия эта шотландского происхождения. Предок их, шотландец из фамилии Barclay of Tolly, выехал из своего отечества во время смут в Великобритании в ХVII веке, и поселился в Риге. Один из потомков его был бургомистром в Риге и имел сына, бывшего в военной службе, и приобретшего дворянское достоинство (офицерским чином приобреталось тогда дворянство). Последний оставил сыновей Эрика-Иоанна, служившего инженергенералом, Генриха — майора артиллерии и князя Михаила Богдановича — впоследствии знаменитого полководца, прославившегося в 1812 и 1813 гг. — Князь Михаил Богданович, родился в 1761 году, на седьмом году от рода записан был капралом в новотроицкий кирасирский полк, а 28 апреля 1778 г. произведен в корветы. Выдающиеся способности молодого офицера были замечены начальником лифляндской дивизии, генер. Паткулем, который взял его к себе в адъютанты, а потом рекомендовал гр. Ангальту, который перевел его, в 1786 г., в финляндский егерский корпус. В 1788 г. Б, назначенный адъютантом к принцу АнгальтБернбургскому, принимал участие в штурме Очакова, а в 1789 — в поражении турок под Каушанами, при взятии Аккермана и Бендер. В 1790 г. Б., вместе с пр. Ангальт-Бернбургским, отправился в Финляндию, где в то время шли военн. действия; а по окончании шведской войны переведен в с.-петербургский гренад. полк. Здесь, командуя батальоном, он участвовал в военн. действиях 1794 г. против поляков и за особые отличия, оказанные при взятии штурмом укреплений г. Вильно и при истреблении отряда Грабовского, близ Гродны, награжден орденом св. Георгия 4-й ст. Произведенный затем в подполковники, с переводом в эстляндский егерский корпус, он был назначен командиром 1-го батальона, переименованного при воцарении импер. Павла в 4-й егерский полк; в 1798, уже в чине полковника, назначен шефом этого полка, за отличное состояние которого в 1799 г. произведен в генер. майоры. — В кампанию 1806 г. Б. особенно отличился в сражении под Пултуском, за которое награжден орд. св. Георгия 3 ст. 24 янв. 1807 г. Б., командуя арьергардом при отступлении русск. армии к Ландсбергу и Прейсиш-Эйлау, дал возможность Бенигсену сосредоточиться на позиции у этого города, выдерживая у Гофа напор почти всей армии Наполеона. В сражении под Прейсиш-Эйлау Б. был ранен в правую руку, с переломом кости, и принужден был удалиться из армии, получив, кроме других наград, чин генер.-лейтенанта. В шведскую кампанию 1808 г. Б. командовал сначала отдельным отрядом; но, по разногласию с генер. Буксгевденом, оставил Финляндию. Однако в 1809 г. он был снова отправлен туда, совершил свой знаменитый переход через Кваркен (7, 8 и 9 марта) и завладел на шведском берегу городом Умео. Последствием этого было заключение мира со Швецией. Произведенный в генер. от инфантерии, Б. назначен генер.-губернатором Финляндии и главнокомандующим финляндской армией. 20 янв. 1810 г. Б. занял пост военн. министра, и при нем составлено известное «Учреждение для управления большой действующей армией», кроме того, сделаны значительные улучшены по разным отраслям военные администрации, что оказалось особенно своевременным и полезным в виду готовившейся гигантской борьбы с Наполеоном. При начале Отечественной войны 1812 г. Б. был назначен главнокомандующим юго-западной армией. Соображаясь с обстоятельствами, он отступал перед несоразмерно превосходными силами противника, не давая последнему нигде возможности достигнуть решительного успеха; соединившись под Смоленском с армией Багратиона, он продолжал отступать до Царева-Займища, где намеревался дать сражение. Отступление это, однако, возбудило неудовольствие в войсках, жаждавших сразиться с неприятелем, и восстановило против Б. общественное мнение, вследствие чего он был заменен Кутузовым, и поступил под его начальство. В Бородинском сражении он командовал правым флангом. Искусные распоряжения и беззаветная отвага, выказанная им в этом бою, доставили Б. орден св. Георгия 2-й ст. — На знаменитом военн. совете в д. Филях, он доказал невыгоды позиции перед Москвою и предложил отступить без боя. После Бородинского сражения Б. заболел, а в Тарутинском лагере болезнь его так усилилась, что он должен был уехать из армии. 4-го февр. 1813 г. он принял начальство над 3 армией; во время сражения под Бауценом (8 и 9 мая) командовал прав. флангом, куда направлена была главная атака Наполеона; а после Бауценского сражения принял начальство над русско-прусскою армиею; 18 авг. под Кульмом. довершил поражение Вандомма, за что награжден орденом св. Георгия 1-й ст.; в Лейпцигской битве 4, 5 и 6 ок. командовал центром и был одним из главных виновников одержанной победы. За эти новые заслуги Б. возведен в графское достоинство. В 1814 г. он начальствовал русск. войсками в сражениях: при Бриенне, Арсиссюр-Обе, Фер-Шампенуазе, при взятии Парижа, которое доставило ему фельдмаршальский жезл. По возвращении в Россию, Б. был назначен главнокомандующим 1-ю армией, с которой, в 1815 г., вступил в пределы Франции; но сражение под Ватерлоо остановило дальнейшее движение русск. войск. 30 авг. 1814 г.) после знаменитого смотра под Вертю, Б. был возведен в княжеское достоинство. После возвращения его в Россию, главная квартира его армии расположилась в Могилеве на Днестре, но расстроенное здоровье главнокомандующего заставило его ехать на германские минеральные воды, на пути к которым он скончался в г. Инстербурге. 14 мая 1818 г. Б. похоронен в поместье Бекгофе, в Лифляндии. Ему поставлен памятник на Казанской площади в С.-Петербурге.
Барков
Барков (Иван Семенович или Степанович) — переводчик и поэт прошлого столетия. Имеющиеся биографические сведения о нем скудны; даже отчество его не установлено с достоверностью. Из академических бумаг, касающихся Ломоносова, видно, что он был «попов сын» и род. в 1732 г. Когда в 1748 г. Ломоносов и Браун экзаменовали воспитанников Невской семинарии, чтобы выбрать из них студентов для академического университета, то к ним вопреки воле своего начальства явился воспитанник Б., который на экзамене обнаружил «вострое понятие» и достаточное знание лат. языка. Принятый в академию, Б. учился очень хорошо и считался даровитейшим из всех студентов. Но зато поведения был самого скверного: не смотря на то, что не достиг еще и 20 лет, он постоянно напивался и буянил. За один из таких поступков Б. в 1751 г. был исключен из числа студентов и определен по «наборному делу». Но затем, во внимание к его способностям, ему позволили частным образом учиться у профессоров русскому «штилю» и другим предметам. В конце 50-х годов Б., служивший при академии копиистом и корректором, назначается академическим переводчиком. Переводы Б. прозою и стихами отличаются гладкостью и простотою языка и несомненно, что по стихотворной технике он уступал только Ломоносову, да Сумарокову. Стихотворные переводы Б. относятся к 60-м годам прошлого столетия: 1) «Мир героев», итальянское сочинение г. доктора Лудовика Лазарони-Венещанина; 2) «Квинта Горация-Флакка, Сатиры или Беседы, с примечаниями, с лат. языка переложенные рос. стихами» (Спб., 1763); 3) «Федра, Августова отпущенника, нравоучительные басни с Езопова образца сочиненные» (Спб., 1754 и 1787). Все эти переводы неизвестным издателем были собраны в 1872 г. (Спб.) в одну книжку, под заглавием: «Сочинения и переводы И. С. Баркова». Из «сочинений» здесь имеется только «Житие князя Aнтиoxa Дмитриева Кантемира», которое было приложено к изданию «Сатир» последнего (Спб., 1762). Кроме «Жития» Б. написал еще «Оду на день рождения императора Петра III» (Спб., 1762) и издал «Сокращение универсальной истории Гольберга» (Спб., 1766, 1779, 1805 и М., 1808) и вместе с Таубертом I том «Библиотеки Российской исторической» (Спб., 1767) заключающий в себе Нестора по Кенигсбергскому списку. Однако же не эти сочинения доставили имени Баркова ту громкую известность, которою он пользуется. Всероссийскую славу стяжал он себе тоже стихотворными, но не печатанными «срамными сочинениями», как выражается митр. Евгений, в огромном количестве списков разошедшимися среди росс. любителей пикантного чтения. Слава эта так велика, что создался особый термин — «барковщина» и Б. сплошь да рядом приписываются вещи, которые совсем ему не принадлежат. Полный список непечатных сочинений Б. хранится в Имп. публичной библиотеке; заглавие его — «Девическая игрушка или собрание сочинений г. Баркова». Характеристика «срамной музы» Б. дана С. А. Венгеровым в его «Критико-биографическом словаре рус. писателей и ученых» (вып. 25, Спб., 1890).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar