- 801 Просмотр
- Обсудить
Речитатив
Речитатив — вокальная музыкальная форма, не подчиненная симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная форма была бы здесь неестественна (напр. «О горе», «О радость», «О Господи»). Р. есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъема и падения голоса. По мере того как текст Р. становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, Р. бывает троякого рода: 1) сухой (secco), 2) размеренный (a tempo), 3) певучий (ариозное пение). Во всех трех родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. Сухой Р. имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых аккордов без фигур и не выражает настроения; а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Аккорды берутся преимущественно там, где в Р. есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурою, выражающий настроение. Такой Р. имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого Р. неопределенная и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности соответствует перемене мысли в тексте. Если в такте Р. нет аккордов, то капельмейстер не выбивает четыре четверти, а дает только один взмах. Вокальная партия такого Р. пишется для голоса центрально, т. е. в среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты сильного драматического настроения. Р. размеренный (a tempo) бывает в различном счете — 4/4, 3/4 и пр. Во время пения Р., не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неопределенная, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой Р. в темп и дирижируется сплошь. Певучий Р. (ариозное пение) — наиболее развитая форма Р. Вокальная партия отличается здесь мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и предыдущий, этот Р. не стеснен модуляционным планом. Форма свободная. Р. может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими Р., богаче как в гармоническом. так и в ритмическом отношении; в нем проводится фигура (мотив). Цель аккомпанемента — выражение настроения. Пение, имеющее округленность и большую законченность, но лишенное коленного склада, называется ариозо. Для ариозного пения требуется текст с лирическим содержанием. В вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р., переходя от одного к другому. Для всех Р. может служить текстом проза, но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С.
Рея
Рея (Rea, лат. Rhea) — греч. богиня, одна из титанок, по Феогонии Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Ада, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры. Культ ее считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте. горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем. найденных (см. Comparetti, «Museo ltliano di antichita», атлас). На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Р. назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Р. малютку Зевса; стуча оружием, они заглушали его крик, чтобы Кронос не мог его услышать. Р. изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан. А. Щ.
Рибера де
Рибера де (Хосе de Ribera, 1588 — 1856), прозванный в Италии Спаньолетто — испанский живописец и гравер, род. в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело да Караваджо. Не смотря на то, что Р. имел случай познакомиться с произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже изучать их, манера письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе. Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле — известное «Снятие со креста» (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они, однако, не удовлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко впадающего в утрировку возможного в действительности. Особенно покровительствовали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна, возведший художника в звание своего придворного живописца, а также монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В 1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером; напр. говорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими преследованиями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р. развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р. наибольшей известностью пользуются: «Сон Иакова», «Мучение Св. Варфоломея», «Пресвятая Троица» (в мадридск. музее), «Поклонение Пастырей» (в Луврск. музее, в Париже), «Мучение св. Лаврентия», «Св. Мария Египетская» (в дрезденск. галерее), «Снятие со Креста» и «Смерть Сенеки» (в мюнхенской пинакотеке). В Имп. Эрмитаже находятся 5 несомненных картин Р.: «Св. Севастиан» (№ 330), тот же святой (№331). «Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (№ 333), «Св. Иероним в сирийской пустыне» (№ 332) и «Св. Прокопий богемский» (№ 334). Р. известен также как гравер, исполнивший 26 листов, из которых лучшими считаются: «Бахус с двумя сатирами» и портрет Дона Хуана Австрийского.
А. А. С — в.
Ривьера
Ривьера (Riviera) — знаменитое своим живописными видами побережье Средиземного моря, между Ниццой и Специей, с С защищаемое Морскими Альпами и Лигурийскими Апеннинами. Делится на две части: Р. ди Поненте (Западная Р.), к З от Генуи, и Р. ди Леванте (Вост. Р.), к В от Генуи. Западная Р., лучше защищенная с С, отличается более теплым климатом и подтропической роскошной растительностью. Здесь проходит живописнейшая дорога Корниш и расположены климатические курорты Ницца, Монако, Ментона, Бордигера, Оспедалетти, Сан-Ремо и Орте-Пельи. В восточной Р. особенно живописны Нерви, Рапалло и Специя. Железная дорога Ницца — Вентимилья — Генуя — Специя соединяет между собой все пункты побережья. Ср. Liegard, «La cole d'azur d'Hyeres a Genes» (1894); Kaden u. Nestler, «Die Riviera» (Штуттг., 1884).
Рига
Рига — губ. г. Лифляндской губ., важнейший после С.-Петербурга и Одессы портовый город России, при р. Зап. Двине, в 10 в. от впадения ее в Рижский зад. Состоит из старого или собственно города и из предместий: С.-Петербургского, Московского и Митавского или Задвинского. Старый город поныне сохранил характер средневекового немецкого города, с узкими кривыми улицами и зданиями старинной архитектуры, С.-Петербургское предместье — лучшая и наиболее богатая часть города, Московское предместье населено преимущественно русскими, Митавское, на левом берегу Зап. Двины — преимущественно рабочими. В старом городе наиболее замечательны: замок, в котором сосредоточены все присутственные места, дом лифляндского дворянства (риттергауз), дом Черноголовых (шварцгауптеров), красивой готической архитектуры, дома большой и малой гильдии, изящные здания ратуши и биржи. Из лют. церквей наиболее замечательны: соборная (Домкирхе), древнейшая в городе, и св. Петра (Петрикирхе). Старый город прежде был крепостью, по упразднении которой на месте крепостных валов и рвов разбиты сады, скверы и аллеи. Р. особенно разрослась за последние 40 — 50 лет; в 1850 г. здесь было 3800 домов, теперь их до 19 тыс.; особенно разрослись предместья, которые в настоящее время несравненно обширнее самого города: из 270 улиц, имеющихся ныне в Р., лишь 73 находятся в старом городе. Жит. в Р. в 1850 г. было 61 тыс., теперь — 281884 (до 139 тыс. жнщ.); из них русских 25%, немцев 47%, латышей 23% эстонцев 1%, евреев и др. народностей 4%. 10 правосл. цркв. (в том числе Алексеевский муж. мон.), 2 католич., 10 лютеран., 3 синагоги. Политехническое учил., 3 муж. (1 с реальн. отделением) и 2 жен. гимназии, реальн. училище, духовная и учительская семинарии, лоцманская школа, мореходные классы, институт и школа для слепых, до 60 частных учеб. заведений, в том числе 4 ремесленных. Общее число учащихся (в 1898 г.) — до 20 тыс. об. пола. Много благотворительных учреждений, из которых главные — Николаевский дом призрения бедных и Садниковская богадельня. 10 банков и банковых отделений (наиболее крупные банки — рижский городской учетный и рижский коммерческий). Фабричная и заводская промышленность весьма развита; к 1899 г. в Р. насчитывалось до 275 фабр. и зав., при 30 т. рабочих и общей сумме производства до 60 милл. руб. Наиболее значительные заводы: 2 вагонных, с производством до 12 милл. руб., 16 пивоваренных, маслобойный, с производством до 2 милл. руб., 10 машиностроительных и др. В Р. насчитывается: обществ (с местными отделениями) — 24, клубов — 3, 33 периодических изданий (в том числе 19 ежедневных и еженедельных), из которых 8 на рус. яз., 18 на нем. яз., 5 на латышск. яз., 1 на рус., нем. и латышск. и 1 на рус. и нем.; библиотек — 43, театров зимний — 1 и летний — 1, книжных магазинов — 41, магазинов музыкальных нот — 4, фотографич. заведений — 8, типографий — 23, типолитографий — 3. Городские доходы в 1898 г. — 2726 тыс. р.; столько же было и расходов. Крупнейшие статьи дохода: налог с городских недвижимых имуществ — 4991/2 тыс. руб., сбор с торговых и промышленных заведений 4411/2 тыс. руб.; крупнейшие статьи расхода — содержание город. управления — 321 тыс. р., полиция — 207 тыс. р., медицинская часть — 316 тыс. р., народное образование — 242 тыс. р., общественное призрение — 257 тыс. р. В административном отношении к Р. причислен так называемый патримониальный округ (27 тыс. жит.), обнимающий собою окрестности города; здесь преимущественно и сосредоточена фабричная деятельность. Но оборотам своей внешней торговли Р. занимает второе (после С.-Петербурга) место в ряду русских портовых гг. на Балтийском море. Главные предметы отпуска: зерновой хлеб, лень, льняное семя (привозимые из приволжского, приднепровского и принеманского районов), яйца (из придонского района), пенька (из Могилевской и Смоленской гг.), лес, сплавляемый по Зап. Двине; главные предметы ввоза — колониальные и мануфактурные товары и металл. изделия. В 1896 г. доставлено в Р. разных товаров по бассейну Днепра — 1707 т. пд., по басс. З. Двины — 30992 т. пд. и разн. др. внутренними водными путями 5462 т. пд., итого 38161 т. пд.; почти столько же доставляется жел. дорогами. Внешн. торговля Р. в различные года подвержена большим колебаниям; в среднем ее обороты достигают в год 100 милл. руб., в том числе ввоз ок. 60 милл., вывоз 40 милл. Тамож. доходов в Р. получено в 1896 г. золотом 2896368 р. и кредитными 67248 р.
Главные неудобства Рижского порта заключаются в том, что он обыкновенно зимой надолго замерзает и что большое число глубоко сидящих судов должно останавливаться пред Усть-Двинском или же выгружать часть груза пред входом в устье Двины. Укрепления Р. находятся в 13 в. от Р., на самом устье Зап. Двины, и называются Усть-Двинском (прежде Динаминде). Два парка, Вермановский и Императорский.
Из мест морского купанья в селениях, расположенных по берегу Рижского залива и соединенных с городом жел. дорогой (летом — пароходы), наиболее известны: Бильдерлингсгоф, Эдинбург, Майоренгоф, Старый Дуббельн, Новый Дуббельн, Карлсбад и Ассерн. Наибольшее число посетителей привлекает Дуббельн.
История. Р. основана в 1201 г. епископом Альбертом фон Аппелдерн, который перенес сюда свою резиденцию. В следующем 1202 г. в городе поселились первые бюргеры. Привилегии, который епископ даровал городу, привлекли сюда новых поселенцев, в особенности привилегия 1211 г. о свободе от пошлин для всех купцов, приезжавших в Р. с о-ва Готланда. Соседние государи также даровали городу значительные привилегии. В 1282 г. Р. вошла в состав Ганзейского союза. В это время она обладала уже многочисленным торговым флотом, войском и военными кораблями и находилась в оживленных торговых сношениях с соседними немецкими городами. До 1274 г. Р. признавала над собой господство епископа (с 1253 г. — архиепископа) города, а затем перешла под власть ливонского ордена. Интересы Р., как члена ганзейского союза, шли совершенно в разрез с миссионерскими стремлениями архиепископов и завоевательными планами ордена. Город держался торговлей, мало интересуясь общими вопросами ордена. Служа опорой политического могущества своего архиепископа, город уживался с ним, но с орденом скоро возникли недоразумения, приведшие к борьбе. Рыцари препятствовали свободным торговым сношениям города, захватывали товары, заключали купцов в тюрьму. С 90-х годов XIII в. началась открытая борьба между Р. и орденом, прекратившаяся лишь с падением последнего. В 1330 г. Р. сдалась орденским войскам. В начале XV стол. архиепископом города сделался Сильвестр Стадеветер (1448 — 1479), заключивший договор с Швецией и возобновивший борьбу с орденом. Человек лживый, неискренний, двуличный, он желал нанести удар вольностям самой Р. Результатом его вероломной политики был ландтаг в Кирхгольме (1452), по которому P., вместо одного, приобретает двух покровителей-властелинов: архиепископа и магистра ливонского ордена; им обоим город должен был присягать на верность; от обоих зависело утверждение избранного фохта города; без согласия обоих город не мог издать ни одного закона. Городу оставалось одно из двух: или начать борьбу с обоими узурпаторами, или сблизиться с одним из них. В 1454 г. он присягнул магистру Менгдену, как единственному своему господину. Из-за Р. между магистром и архиепископом начались пререкания, перешедшие в открытую борьбу. Она окончилась новым съездом, на котором решено было восстановить Кирхгольмсий договор. В 1483 г. орден прислал в город своего кандидата для занятия вакантного архиепископского престола, но рижане не приняли его и заключили новый договор с Швецией, которая доставила им 4000 чел. вспомогательного войска. Возобновилась борьба, окончившаяся в 1491 г. мирным договором в Вольмаре. Город согласился порвать свой союз с Швецией и в следующем году присягнул ордену. Во главе города стояли, в средне века, сначала 2, затем 4 бургомистра (проконсула), совет из 16 лиц, пополнявшийся кооптацией, городской секретарь и, наконец, собрание граждан. В первой инстанции судил фохт, назначенный городским ратом, во второй инстанции — рат, принимавший апелляцию и от тех городов, в которых действовало рижское право. Реформационное учение рано проникло в Р. В 1561 г., когда орден распался, Р. присягнула лично польскому королю Сигизмунду II, а в 1581 г. вполне подчинилась польско-литовской короне. Ей гарантировали аугсбургское вероисповедание, а также ее законы, права и юрисдикцию. Один из 4-х бургомистров назначался королем в бургграфы и ведал судебные дела. Вскоре город получил право чеканить монету и право на 1/3 таможенных сборов (с 1603 г. — 1/2); за это он обязывался доставлять королю 300 вооруженных воинов. Из-за Р. в начале XVII в. возникла война между Швецией и Польшей. В 1621 г. город взял Густав Адольф, после продолжительной осады и страшной бомбардировки. Новый властитель города подтвердил за ним все привилегии 1581 г. Под шведским владычеством Р. была значительно укреплена, вокруг стен возведены были высокие валы и построено 10 бастионов. Гарнизон города равнялся 3000 чел. В 1656 г. Р. была осаждена русскими, но безуспешно. В 1700 г. город выдержал две осады со стороны поляков. Под защитой стен Р. Карл XII в 1701 г. совершил свой знаменитый переход через Двину. В 1710 г. Р. была взята русскими, под начальством Шереметева, и перешла под власть России. В XVII стол. жит. в Р. было ок. 30000. Р. была первым торговым городом шведской короны. Тяжелым ударом для Р. явилась редукционная система Карла XI, вследствие которой город потерял все дарованные ему в орденские времена земли и имения. В царствование Карла XI город лишился права иметь собственного суперинтендента и подчинился генеральному суперинтенденту Ливонии. От рижского рата стали апеллировать к гофгерихту шведской короны. Во время шведского господства над Ливонией Р. была местом пребывания губернатора, а с 1672 г. — генерал-губернатора всей Ливонии, затем штатгальтера, а с 1701г. — и дерптского гофрата. Г. Ф.
По ништадскому миру (1721) Р. окончательно перешла к России. Петр I сохранил за городом все прежние его привилегии и принимал меры для расширения его торговли. С образованием Лифляндской губернии (1796) Р. сделалась ее губернским городом. В 1812 г. против Наполеоновских войск Р. защищал сначала рижский военный губернатор, ген. Эссен, имевший в своем распоряжении 11-тысячный гарнизон; затем на помощь к нему прибыла флотилия из Ревеля и Свеаборга и корпус гр. Штейнгеля. Борьба велась с переменным успехом; вследствие несогласий между Эссеном и Штейнгелем, неприятеля не удалось вытеснить с позиций, занятых им под Р. Успешнее пошли дела с заменой Эссена маркизом Паулуччи, много сделавшим впоследствии для благоустройства города.
Литература. «Грамоты, касающиеся сношений сев.-зап. России с Р. и ганзейскими городами в XII — XIV вв.» (СПб., 1857); Bothfuhr, «Die Rische Rathslinie von 1226 — 1876» (Рига, 1877): L. Napiersky, «Die Quellea des Rigischen Stadtrechts bis zum Jahre 1673» (P., 1876); его же, «Die Libri redituum der Stadt Riga 1384 — 1578» (ib., 1888); Bunge, «Die Stadt Riga im XIII u. XIV J.» (Лпц., 1878); Бережков, «О торговле Руси с Р. в XIII — XIV вв.» («Журнал Мин. Народного Просвещения», ч. 189, 1877); Шлун, «Осада Р. царем Алексеем Михайловичем в 1656 г.» («Отечественные Записки», 1822 ч. IX и X); Ю. Самарин, «Общественное устройство г. Р.» (VII т. его «Собрания Сочинений»); «Материалы для хроники Р. в 1797 — 1810 г., собранные Бульмеринком» («Рижский Вестник», 1872,. №151 — 166); «Рассказы о прошлом в Р.» (ib., 1870, №73 — 122); Штиллинг, «Riga in den Jahren 1866 — 1870» (Р., 1874); Трусман, «Введете христианства в Лифляндии» (СПб., 1884); Чешихин, «История Ливонии с древнейших времен», 1885: С. Mettig, «Geschichte der Stadt Riga» (P., 1896 — 1897); М. Р., «Современная Рига» («Вестн. Европы», 1878, март). В. Р — в.
Ригодон
Ригодон — старинный французский танец, веселого характера, в скором движении. Писался в двух или трехколенном складе, по восьми тактов в каждом. Размер четырехдольный или двухдольный.
Рижский залив
Рижский залив — находится на вост. берегу средней части Балтийского моря и на Ю от о-вов Моона и Эзеля. К нему примыкают с С берега Эстляндской губ., с В — Лифляндской, с Ю и З — Курляндской до входного мыса Домеснес. По меридиану залив протягивается на 92 морск. мили (161 в.), а по параллели м. Домеснеса — 55 морск. миль (96 в.). В Р, заливе имеется 3 бухты, в сев.-вост. углу — Перновская, на СЗ — Аренсбургская, на Ю — Рижская. Из о-вов в Р. заливе следует отметить: Кюно, Соркхольм, Маниялайд и др. при входе в Перновскую бухту; Абро — при входе в Аренсбургскую и Руно, лежащий посреди Р. залива. Вост. берег залива направляется с С на Ю и сопровождается многими мелкими о-вами, безлесными и низменными. Далее берег залива заворачивает к ЮЗ и образует много бухт, одна из них — Вайст — пригодна для малых судов. Вост. берег сложен из осадочных пород и конгломератов, по берегу и по близости его в водах залива разбросано много валунов. Лифляндский берег имеет сначала направление к ЮЗ, а затем поворачивает к З; он извилист, со многими маленькими бухтами, усеянными подводными и надводными камнями. Береговая полоса по большей части болотиста и низменна, местами встречаются каменистые части (песчаник). Далее к З встречаются дюнные образования, поросшие сосновым лесом. Наиболее высокая часть этого прибрежья лежит между мысами Пиклейнинна и Саренинна, где в 2-х верст. от берега находятся так наз. Пигнорумские горы, сложенные из песчаных образований и покрытые сосновыми и еловыми лесами. Горы эти шириною ок. 1/2 вер. протягиваются параллельно берегу; высшая точка — 150 фут. По лифляндскому берегу расположено много населенных мест. За р. Зап. Двиной берег поворачивает к С и СЗ и по большей части низмен, песчаные небольшие дюны покрыты низким сосновым лесом. Начиная от м. Мессарагоцем берег, изгибаясь по дуге к СЗ, доходит до м. Домеснес. Далее залив собственно должен считаться кончающимся у м. Домеснес, но пространство моря до м. Люзерорта по берегу материка, ограниченное с С полуо-вом Сворбе (южн. оконечность острова Эзеля) называется западным входом в Р. залив, почему и упомянуто здесь. Общее направление берега от Домеснеса до Люзерорта — к ЗЮЗ; почти на половине расстояния, в некотором удалении от берега, лежит возвышенность Блауберген, 190 фт. над морем, общий же характер этого берега ровный, низменный и песчаный. Сев. берега Р. залива образованы о-вами Эзель и Моон; берег первого идет от м. Церель (южн. оконечность Эзеля) на С; он низмен, местами болотист и порос мелким лесом. От м. Лиэди берег поворачивает на В до м. Феттел, образуя Аренсбургскую бухту. От м. Феттел до м. Киббосар берег идет на СВ. Все пространство береговой полосы от м. Лиэди до м. Киббосар низменно сопровождается рядом о-вов и рифов и сложено из песка с валунами. Южн. берег ова Моона низмен и довольно извилист. Рельеф дна Р. залива: на С глубины на фарватере не более 6 — 8 морск. саж. (6 фт.), далее на Ю до широты о-ва Кюно увеличиваются до 8 — 17 морск. саж. Перновская бухта имеет глубины ок. 10 — 16 фт. От параллели Кюно до южн. берега залива глуб. увеличиваются и посреди залива (в 12,5 в. к В от о-ва Руно) доходят до 29 морск. саж. Вдоль вост., южн. и зап. берегов залива линия 10 саж. глубины следует очертанию берега и подходит к нему на 3 — 8 в.. Между Руно и Домеснесом глуб. 26 — 11 морск. саж., а к С до Эзеля от 15 до 20 морск. саж. В зап. входе в Р. залив между Домеснесом и Церелем глуб. 6 — 19 морск. саж., а между Люзерортом и Церелем не превосходят 12 морск. саж. Грунт дна залива к С от острова Руно — ил и ил с песком, а от о-ва Руно к зап. и южн. берегам — песок, к Эзелю — камень с песком. Входов в Р. залив из Балтийского моря — два: западный между Эзелем и материком и северный между Мооном и материком. Течение в Р. заливе неправильное, оно входит в него из Моонзунда с С или с З из Балтийского моря. В сев. части залива оно идет к Ю и затем уклоняется к В между о-вом Кюно и материком; скорость его 0,5 — 0,75 морск. миль в час. При сильных юго-зап. и зап. ветрах течение, ударяясь о восточный берег залива, идет на СЗ мимо Кюно в пролив Моонзунд; скорость его 1 — 1,5 морск. миль в час. По вост. берегу течение зависит от ветра; на Рижском рейде идет к СЗ или В, смотря по ветру. По зап. берегу течение зависит от ветров. В западн. входе в залив оно неправильно, зависит от ветра и скорость его не более 1 — 11/2 морск. мили в час. Ветра господствуют в Р. заливе большею частью зап., особенно осенью и разводят крупное волнение. Туманы не редки, густы и продолжительны весною. Залив не замерзает сплошь, у берегов в декабре он покрывается на некоторое расстояние льдом, вскрывающимся в начале апреля. Середина залива замерзает только в суровые зимы и то не надолго. Зап. вход свободен от льда средним числом 325 дней в год. В Р. зал. имеется, кроме знаков и огней, 9 маяков. При Р. зал. расположены порты Рига, Пернов, Аренсбург и др.; движение судов по нему громадно, так как кроме судов, направляющихся в означенные порты, залив пересекают суда, идущие в Ревель, С.-Петербург и др. порты Финского залива. Ю. Ш.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.