- 889 Просмотров
- Обсудить
Родс
Родс (Сесиль Rhodes) — африканский политический деятель, род. в 1853 г. в Англии; переселясь в Капскую колонию, принял участие в поисках за золотом и алмазами. Скоро он разбогател и сделался собственником нескольких алмазных россыпей. Он отправился в Англию, прошел курс в оксфордском университете, затем вновь вернулся в Капскую колонию и повел дело на широкую ногу; его называют «бриллиантовым королем», он является теперь одним из крупнейших миллионеров во всем мире. В начале 1880 гг. Р. был избран в капский парламент и скоро приобрел сильное влияние на политические дела колонии. В 1884 г. он сделался министром финансов, в 1890 г. — премьером Капской колонии. В 1889 г. Р. основал « ЮжноАфриканскую компанию», получившую от английского правительства хартию на расследование и приобретение земель в Южн. Африке. Эта компания заключала искусные договоры с местными корольками и все расширяла свои владения. Наиболее важным был договор с царем племени матабелов, Лобенгулой, предоставившим компании разыскивать и эксплуатировать рудные богатства в его царстве. В 1893 г. Р. удачно вызвал со стороны Лобенгулы нарушение договора и, воспользовавшись этим, как удобным предлогом, усмирил восстание матабелов (Лобенгула ум. в 1894 г.) и присоединил к владениям Капской колонии все их царство (область Замбези). Эта область, вместе с соседними землями, обыкновенно называется, по имени Родса, Родезией, хотя официальное ее название — «область британского центральноафриканского протектората». Стремясь к созданию южноафриканских соед. штатов, P., под предлогом защиты английских поселенцев, организовал в 1895 г. набег д-ра Джемсона на южноафриканскую республику (Трансвааль), который был, однако, отражен бурами. Несмотря на то, что Р. публично отрекся от участия в этом деле и несмотря на поддержку его Чемберленом, ему пришлось в 1896 г. сложить с себя звание не только премьера Капской колонии, но и директора южноафрик. компании. Влияние его, однако, по-прежнему осталось весьма значительным. В 1897 г. ему удалось добиться соединения жел. дорогой гор. Булувайо, столицы Родезии, с Капштадтом. В том же году он начал энергичную агитацию за соединение железной дорогой Капштадта с Каиром через всю Африку, и агитация пошла довольно успешно. Так как железная дорога должна пройти через германские владения, то в марте 1899 г. Р. посетил Берлин, где был милостиво принят германским императором, за три года перед тем резко осудившим «бессовестное нарушение права», совершенное англичанами — т. е. Р. — в южной Африке. Исход переговоров в точности неизвестен. См. Edw. Dicey, «The right honourable Cecil Rhodes» (Л., 1895); Du Toit, «Rhodesia, past and present» (Л., 1897 г.).
В. В-в.
Роды
Роды (медиц. родовой акт, родоразрешениe, Geburl, accouchement, partus) — представляют физиологический процесс, совершающийся при помощи сократительной деятельности матки и содействии брюшного пресса, причем изгоняются наружу через растянутый канал шейки и влагалища плод и его придатки, т. е. плодные оболочки, детское место с пуповиной и околоплодные воды. Р. делятся на естественные и искусственные; первые оканчиваются силами природы, вторые лишь при вмешательстве искусства. Р. разделяются еще на нормальные (правильные) или физиологические и ненормальные (неправильные) или патологические. Нормальные Р. возможны при наличности следующих условий: 1) нормальное строение родового канала матери (костных и мягких частей); 2) нормальное строение плода, в особенности головки: 3) правильный механизм прохождения головки; 4) изгоняющие силы должны брать перевес над нормальными препятствиями. Во время беременности положение ребенка в утробе матери изменчиво, но к концу беременности у первородящих и с началом родовой деятельности у много родящих ребенок устанавливается головкой во входе таза, причем своим продольным размером головка становится в поперечный размер тазового входа, с затылком, обращенным влево или вправо, и приближенным к груди подбородком. В дальнейшем течении Р. головка, опускаясь в таз, проделывает известные движения и повороты, так наз. механизм Р., который состоит в том что, следуя механическим законам, головка ищет место наименьшего сопротивления и своим наибольшим размером всегда становится в наибольший размер таза. Р. в черепном, в частности затылочном положении суть самые частые (95% всех случаев) и нормальные, при чем затылок обращен влево (I затылочное положение) вдвое чаще, чем вправо (II затылочное положение). Р. в остальных положениях: лицевом (предлежание лица), лобном (предлежание лба), тазовом (предлежание ягодиц, одной или обеих ножек) относятся к неправильным, так как сопряжены с большим или меньшим риском либо для матери, либо для плода, либо для обоих вместе, и механизм Р. при них неправильный. При этих положениях закон обязывает акушерку посылать за врачом, так как может понадобиться искусственная помощь. Все упомянутые положения называются продольными, в отличие от поперечных, когда длинник ребенка совпадает с поперечником матки. Поперечные положения безусловно патологические, ибо в то время как при продольных положениях, даже неправильных, Р. могут быть окончены силами природы, при поперечных положениях Р. не могут совершиться без вмешательства искусства. Только в исключительных случаях, и то при недоношенном плоде, или при мертвом плоде и очень широком тазе возможны тут произвольные Р. посредством так наз. самоизворота или самоповорота. Частота лицевых положений составляет 0,6%, тазовых — 3,11%, поперечных — 0,56% всех случаев. Причина наступления Р. в нормальный срок до сих пор не нашла еще удовлетворительного объяснения. В древнем мире господствовало Гиппократовское воззрение, будто плод рождается собственными активными усилиями; побуждаемый недостатком питания под конец беременности, он упирается ножками в дно матки, а головкой расширяет и прокладывает себе путь через родовой канал. Это воззрение породило много зла, так как из него выводили заключение, что при мертвом плоде необходимо искусственное родоразрешение. Оставляя в стороне многочисленные другие объяснения, укажем на новейшую теорию (Runge, Hasse), ищущую причину начала родовой деятельности в наступлении зрелости плода; происходящие при этом изменения в его кровообращении (сужение Боталлова протока и др.) вызывают переполнение крови, циркулирующей в последе, углекислотой и обеднение кислородом, а также кровью, как доказал Рунге, способна вызвать сокращения гладкой мускулатуры матки, т. е. родовые боли. Р. делятся еще на — простые, когда рождается один плод, и Р. двойнями, тройнями и т. д.; большее число младенцев представляет уже исключительную редкость, больше пяти плодов не констатировано с уверенностью. До статистики Г. Фейта, обнимающей 13 миллионов Р., двойни встречаются один раз на 89 Р., тройни — 1 : 7910, а четыре плода — 1 : 371126. Далее, Р. бывают срочные и несрочные. Срочные Р. наступают приблизительно через 280 дней после последней менструации. К несрочным Р. относятся: 1) выкидыш — прекращение беременности ранее 28 недели; рождающийся плод неспособен к внеутробной жизни; 2) преждевременные Р., наступающие между 28 и 38 неделями беременности; рождающийся недоношенный младенец способен при заботливом уходе к внеутробной жизни; он тем жизнеспособные, чем ближе к нормальному сроку наступили Р. Иногда беременность намеренно прерывается преждевременными искусственными мерами — искусственные преждевременные Р.: это практикуется при известных степенях сужения таза. 3) Запоздалые Р., наступающие позже 40 недели беременности. Русский закон ставить предельный срок для того, чтобы запоздалые Р. считались законными: 306-й день. Мы уже упоминали, что изгоняющими силами при Р. являются маточные сокращения и участие брюшного пресса. Маточные сокращения сопровождаются болевыми ощущениями и поэтому называются также Р. болями; наступая уже под конец беременности в виде так наз. предвещающих болей, они сопровождают, через известные промежутки (вначале 10 — 15 мин., под конец 1 — 11/2 мин.), все течение Р. и продолжаются даже некоторое время после Р. (послеродовые схватки). Во время сокращения матка заметно твердеет на ощупь. Сокращение ведет к повышению внутриматочного давления, которое заставляет содержимое устремляться к месту наименьшего сопротивления и растягивать более тонкий нижний отрезок и зев матки. Давление это колеблется, по Шатцу, между 80 и 250 мм. ртутного столба, включая сюда и силу брюшного пресса, на долю которого приходится, по Пулле, от 2/5 до 3/4 общего давления. Действие брюшного пресса состоит в сокращениях передних брюшных мышц и грудобрюшной преграды, сопровождающихся натуживанием роженицы: отсюда название «потуги», которые появляются в позднейшем периоде родов; сначала они имеют произвольный, а под конец непроизвольный, рефлекторный характер. Неблагоприятное значение для родов имеет слабость родовых болей и судорожный их характер. В первом случае сокращения матки недостаточно интенсивны и совершаются через ненормально длинные промежутки; во втором случае, наоборот, сокращения очень сильны и болезненны и следуют одно за другим почти без пауз; в том и другом случай Р. не подвигаются вперед, и требуется соответственное вмешательство. Тяжесть плода, как двигательная сила, идет в счет только тогда, если роженица разрешается в стоячем и сидячем положении или на корточках.
Течение родов. Родовой акт делится на 1) период раскрытия, 2) период изгнания, 3) послеродовой период. Первый период простирается с появления правильных родовых болей до полного раскрытия, иначе «изглаживания» зева матки. Роженица ощущает беспокойство, появляется усиленный позыв к мочеиспусканию; тянущие боля в крестце заставляют ее подпирать крестец рукой или опираться крестцом о чтолибо; при каждом сокращении матки околоплодная жидкость прогоняется к зеву, выпячивая плодный пузырь — «пузырь наливается»; при полном или почти полном открытии зева напряженный пузырь лопается и изливаются так наз. первые воды («воды прошли»), т. е. жидкость, находящаяся между пузырем и предлежащей частью младенца. Иногда при тонких плодных оболочках происходит разрыв пузыря еще при малом открыли матки — «преждевременное излитие вод», тогда роды замедляются и становятся болезненнее в виду того, что функцию эластического пузыря перенимает тогда твердая головка; бывает и наоборот, что оболочки очень плотны и, если не будет искусственно разорваны, то ребенок рождается в пузыре («в сорочке»). Второй период считается с момента полного раскрытия зева до рождения младенца на свет. В это время матка и влагалище представляют один сплошной канал. Родовые боли усиливаются и учащаются, роженица начинает невольно натуживаться при каждом сокращении матки — «вырабатывать потуги». Головка, опустившись в полость таза и дойдя до дна ее, показывается в половой расщелине («врезывается»), выпячивая и растягивая промежность; с каждой потугой выступает наружу все больший сегмент головки, наконец, она «прорезывается» вся; это самый болезненный момент для роженицы — она приходит в сильнейшее возбуждение, не может удержаться от крика, все тело ее содрогается: отсюда «потрясающие боли». Промежность растягивается ad maximum (с 2 поперечных пальцев до 4 и более), задний проход широко зияет; в известном числе случаев промежность разрывается на большем или меньшем протяжении (по расчетам Шредера, в 341/2% у первородящих и в 9% у многородящих). После прорезывания головки наступает кратковременный перерыв (1 — 2 минуты), затем при новой потуге прорезываются плечики, вслед за этим быстро выступает наружу все тело младенца и изливаются «вторые» воды. С этого момента начинается третий, последовой период. После изгнания младенца матка уменьшается в объеме, уменьшается и поверхность прикрепления последа или детского места, отчего последнее начинает отслаиваться либо от середины к краям, либо наоборот; спустя 1/4 — 1/2, часа появляются новые, но уже менее болезненные сокращения матки, которые и извергают наружу послед с пуповиной и оболочками; так как отслоение происходит в материнской ткани, в так наз. запоздалой оболочке, то оно сопровождается разрывом сосудов, и поэтому вместе с выходом последа изливается порядочное количество крови; с сокращением матки сосуды закрываются, и кровотечение останавливается. Роженица переходит в послеродовой или родильный период и отныне называется родильницей. Родовой акт предъявляет большие требования к организму женщины и отзывается на кровообращении, дыхании и обмене веществ. Пульс учащается (у первородящих разница доходит до 36 ударов), тоже и дыхание; температура несколько повышается (на 1/2°), а при затянувшихся родах иногда и значительно (до 38 — 39°); количество отделяемой мочи и потоотделение увеличено. Потеря веса во время Р. равняется, по Бауму, в среднем 6242 гр., причем на плод приходится 3265 гр., на послед 628, околоплодные воды 1300, кровь 308, экскременты 366, легочную и кожную перспирацию 375 гр. Из перемен, претерпеваемых плодом во время Р., упомянем о конфигурации головки и о родовой опухоли. При прохождении головки через таз податливые черепные кости местами уплощаются, а в местах соединения (в швах) пододвигаются одна под другую, обыкновенно задняя теменная кость под переднюю, затылочная и лобная под теменные. Родовая опухоль образуется после излития вод на той части плода, которая предлежит в зеве; это — род отека подкожной клетчатки, образующийся под влиянием разницы внутриматочного и атмосферного давления; эта опухоль развивается только у живого плода. По конфигурации головки и положению родовой опухоли можно последовательно судить о положении младенца во время P., и то и другое само собою исчезает через несколько дней после Р. Продолжительность Р. колеблется между несколькими часами и несколькими днями; в среднем Р. длятся у первородящих около 20 часов, у многородящих около 12 часов; наиболее продолжителен первый период, второй период длится в среднем у первородящих 13/4 часа, у многородящих 1 час. Большинство Р. начинается в вечерние часы (между 9 и 12 час.).
Патетика родов. Хотя Р. представляют собою физиологический процесс, но они отличаются от других отправлений организма тем, что, даже при нормальном течении, сопровождаются болевыми ощущениями и нередко ушибами и разрывами мягких частей матери; кроме того в результате их два существа, мать и дитя, оказываются в совершенно беспомощном состоянии. Поэтому уже с самых древних времен стали оказывать пособие роженицам, сначала участливые соседки, потом профессиональные повитухи; из этой помощи и выработалось современное акушерство. В настоящее время при физиологических родах оказывает помощь в большинстве случаев акушерка, при патологических Р. приглашается врач. Но проведение этой грани не всегда доступно акушерке; поэтому нередко упускается момент для своевременного вмешательства, что ведет ко всевозможным опасным осложнениям, стоящим нередко жизни и матери, и плоду. Принимая это во внимание, а также и то, что неправильно веденные Р. представляют самую частую причину женских болезней, было бы целесообразно, как это заведено в Англии, поручать ведение Р. врачу, по крайней мере у первородящих. Эта мера уже осуществлена и у нас в родильных домах. Самым важным требованием ухода при Р. является опрятность рук, одежды и всего того, что приходит в соприкосновение с роженицей; несоблюдение этого правила грозит роженице тяжелым заболеванием или даже смертью. Закон обязывает акушерку приступать к исследованию роженицы не иначе, как вымыв тщательно руки мылом и теплой водой и затем карболовым раствором (3%). С началом родовых болей следует опорожнить кишечник (промывательное) и мочевой пузырь; затем роженица принимает теплую ванну, тщательно обмывает мылом половые части и укладывается в постель, к которой со всех сторон должен быть свободный доступ; постель должна иметь твердую подстилку (соломенник, волосяной матрац), покрытую непромокаемой тканью, напр. клеенкой. Комнату выбирают просторную, удаленную от шума, проветривают ее, спрыскивают все вещи дезинфицирующим раствором (сулема 1: 1000, карболовая кислота 3%); мягкую мебель лучше убрать из родильной комнаты, а также занавесы, портьеры, ковры; удаляют оттуда лишних людей и домашних животных. В течение первого периода Р., если головка твердо установилась, роженице разрешается ходить по комнате; в случае, если этот период долго тянется, роженица может, при желании, принимать легкую пищу. С наступлением второго периода роженица должна оставаться в постели и при каждом сокращении матки вырабатывать потуги; для этого она упирается ногами во что-нибудь твердое и, задерживая дыхание, жилится, как при трудном испражнении на низ; при этом голова и плечи должны быть несколько приподняты, а подбородок прижат к груди. Во время прорезывания головки важной задачей ухаживающего персонала является защита или поддерживание промежности; для этого стараются провести головку наименьшим ее размером, притом медленно, чтобы дать промежности развить всю свою эластичность. Если же разрыв произошел, то он должен быть непременно зашит, иначе нарушение целости тазового дна ведет впоследствии к катарам и смещениям внутренних половых органов, вплоть до выпадения матки. Когда ребенок родился, его отделяют от последа; для этого пуповина перевязывается двумя чистыми тесемками на расстоянии трех и пяти поперечных пальцев от пупка и перерезывается между обеими лигатурами; первая лигатура должна быть наложена очень внимательно, иначе ребенок может истечь кровью. В третьем (послеродовом) периоде надо неусыпно следить за маткой в виду возможности кровотечения, которое может потребовать выжимания последа (прием Crede) и даже ручного отделения. При неправильных Р., когда угрожает опасность матери или плоду, может понадобиться быстрое искусственное родоразрешение посредством наложения акушерских щипцов на головку или посредством поворота на ножку и извлечения. Иногда приходится для спасения матери жертвовать ребенком и сделать перфорацию, т. е. прободение черепа, или извлечь плод по частям (эмбриотомия). При узких тазах рассекают иногда таз в лонном сочленении (лоносечение, симфизеотомия). При высших степенях сужения родоразрешение естественными путями иногда невозможно, даже при размельчении плода; тогда приходится разрезать брюшные покровы и стенку матки и этим путем извлечь младенца и послед — кесарское сечение. Ср. Wiegand, «Die Geturt des Menschen» (2 изд., Берл., 1839); Ploss, «Das Weib in der Natur u. Volkerkunde» (Лпц., 1891; русск. перев., 1898); Engelmann, «Die Geburt bei Urvolkern» (Вена, 1883). См. руководства по акушерству Шредера (русский перевод 1896), Толочинова, Лазаревича и др.
В. Островский.
Рожа
Рожа (erysipelas) — острая заразная болезнь, выражающаяся местными и общими явлениями. Местные изменения состоят в красноте, припухлости и болезненности известного участка кожи; характерно для P., в отличие от других сходных воспалений кожи, то, что край этой красноты резко ограничен от соседней здоровой кожи. При надавливании пальцем краснота на время исчезает, заменяясь желтоватым пятном. Общие симптомы обнаруживаются ознобом, иногда рвотой вначале и более или менее высокой температурой во все время болезни. Р. обыкновенно развивается у хирургических больных, т. е. при наличности раны, но иногда, в особенности это относится к Р. лица и головы, она исходит из едва заметной царапины, укола, которые ко времени появления красноты могли уже зажить. Краснота распространяется, начиная от края кожного дефекта, иногда захватывая большие районы (блуждающая P.), но кайма всегда остается резко ограниченной, то округленной, то зазубренной. Р. лица и головы обыкновенно не распространяется на туловище, но если переходит, то всегда по задней поверхности шеи, передняя же область шеи и подбородок остаются пощаженными. Температура иногда в первый же день достигает 41° Ц.; через несколько дней с побледнением кожи она спадает иногда быстро, а иногда постепенно; затем кожа шелушится и принимает нормальный вид. У истощенных или старых субъектов Р. может тянутся неделями, то проходя, то снова вспыхивая. Обыкновенно болезнь протекает благоприятно, но бывают и тяжелые случаи, кончающиеся смертью вследствие интенсивных общих явлений (высокая температура, бред, упадок сердечной деятельности) или вследствие истощения при продолжительном течении, или вследствие осложнений, напр. при Р. головы может присоединиться воспаление мозговых оболочек, при Р. живота — воспаление брюшины, при Р. груди — воспаление плевры и проч.; иногда Р. осложняется образованием гнойников и даже гноекровием. Замечательно, что Р., в противоположность другим инфекционным болезням и наравне с ревматизмом, не только не предохраняет от рецидивов (не дает иммунитета), но даже оставляет повышенное предрасположение к новому заболеванию. Есть лица, который каждую весну или осень получают Р. головы (привычная Р.). Происхождением своим эта болезнь обязана проникновению через рану особого микроорганизма, который был найден Фелейзеном (Streptococcus erysipelatus); этот кокк массами, в виде цепочек, лежит в лимфатических щелях и сосудах пораженного участка. Р. прилипчива (контагиозна), и потому рожистые больные должны быть изолированы, в особенности от лиц, имеющих раны или изъязвления; помещение должно быть дезинфицировано после рожистого заболевания. Насколько важна профилактика, видно из того, что раньше Р. представляла повальную, трудноискоренимую болезнь в госпиталях, а со времени введения Листеровского метода ухода за ранами (антисептика), большей чистоты и строгой изоляции Р. стала весьма редким явлением в хирургических отделениях. Интересно, что Р. иногда оказывает как будто целебное действие на другие болезненные процессы. Это еще заметили в XVII стол. французские врачи по отношению к сифилису, волчанке и злокачественным новообразованиям и наименовали эту форму erysipele medicale или salutaire. Когда же Фелейзен получил искусственную разводку рожистых кокков, то стали нарочно делать прививки Р. с целью лечения рака, саркомы, но результаты до сих пор мало ободряющие. Лечение при Р. лица и головы установилось в настоящее время более выжидательное; для остановки процесса на других частях тела прибегают и к более энергическим мерам, как насечки с последовательным втиранием растворов сулемы и проч. Иногда можно задержать распространение Р., если окружить больную часть на некотором расстоянии от края красноты полосками липкого пластыря. В. О — ий.
Рождество Христово
Рождество Христово — великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе праздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена Иоанна Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап. церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставить этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по Пасхе («трехдневная пасха»), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е. сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий, патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь воспоминает многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р. Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость выражает особенно пением пророчественной песни: «яко с нами Бог». В православной церкви русской торжественность богослужения праздника возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной кафолической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, «Пособие к изучению устава богослужения правосл. церкви» (СПб., 1888); Ф. Смирнов, «Происхождение и значение праздника Р. Христова». (Киев, 1883).
К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см. Пыпин, «Памят. стар. рус. литературы», III; Калитовский, «Матер. до литер. апокр.» и др.). В истории древнехристианской литературы и искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр. Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского народа передается почти дословно. Научная литература предмета — у акад. Веселовского, в «Сборн. Акад. Наук», 1891 г., Потебни во II т. «Объясн. малор. и срод. песен», Сумцова — в «Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и песен», «Этнограф. Обозрения» (см. по указателям Куликовского, 1 — XVI, 36; XVI — XXXI, 49).
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.