- 1172 Просмотра
- Обсудить
Романс
Романс (муз.) — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Но форме Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов, которые преследуются в песне. В Р. допускаются отступления в виде так назыв. расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия Р. должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестыо. В Р. следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе. Р. развился из песни; это — продукт новейшего времени. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, Григ, Массене, Гуно — лучшие представители Р. на западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рубинштейн. Р. пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки. Но он встречается и в операх (напр. Р. Рауля в первом действии «Гугенотов»). Форма Р. перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»: это — пьеса в коленном складе, с преобладающим мелодическим значением. Такие Р. пишутся для фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом. В. С.
Ромашка
Ромашка (Matricaria Chamomilla L.): 1) однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, дико растущее в посевах, по паровым полям, по дорогам, огородам, вообще как сорное растение; иногда Р. разводится как медицинское растение («flores chamomillae vulgaris»). Стебель у Р. гладкий, сильно и раскидисто-ветвистый, с ветвями лежачими или восходящими. Листья двояко-перисторассеченные, с тонколинейными, остроконечными дольками. Головок много, сидящих по одиночке на конце ветвей. Цветоложе продолговато-коническое, полое. Краевые цветки белые, язычковые, превышающие обвертку, внутренние, трубчатые, желтого цвета. Семянки слегка согнутые, мелкие, с 5 ребрышками на внутренней стороне и покрытия железистыми точками. Р. широко распространена: она растет по всей почти Европе и в Азии. В народной медицине цветки ее употребляются при коликах от родов, при первых и перемежающихся лихорадках, при женских болезнях и пр.
С. Р.
2) римская или благородная (Anthemis nоbilis L.) — многолетнее растение из южной Европы.
3) Персидская (Pyrethrum сarneum и P. roseum) и
4) далматская (P. cinerariaefolium) — разводимые, как показывает само название, в Персии и Далмации.
I. Обыкновенная Р., как и Р. римская, растение лекарственное; из головок их приготовляется распространенное домашнее лекарство — чай из ромашки. Головки эти обыкновенно собирают с растений в поле, где они растут как сорные травы; в крайних случаях — высевают семена весною или позднею осенью прямо в грунт, в местах, защищенных от сев. ветров.
II. Римская Р. разводится в Киевской и Подольской губ. Семена высеваются весною, при чем головки образуются лишь на следующее лето. Дальнейшее размножение совершается делением. Полезно через год производить пересадку, во избежании повреждения от морозов. В средней полосе России требует на зиму легкой покрышки из листьев.
III и IV. Персидская и далматская Р. идет на приготовление порошка против насекомых (отсюда народное название растения — клоповая трава, блохомор и т. п.). Приготовляется порошок из цветочных почек. Культура этой Р. удается лишь при вполне благоприятных климатических условиях. В Далмации семена высевают осенью на грядки и лишь весною пересаживают в поле, предварительно (осенью) вспаханное и удобренное. Уход за растениями ограничивается мотыженьем и полкою. В середине мая начинают обрывать цветочные головки, производя эту работу 3 — 4 раза. Стебли иногда скармливаются скоту. На гектар приходится 90000 растений, причем одно растение ежегодно дает около 300 почек, равных по весу 162 гр., из которых после сушки остается всего 66 гр. т. е. 40%.
Рондо
Рондо — музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная тема повторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первой форме за начальной темой или так назыв. партией следует ход, модулирующий в разные тональности и возвращающийся в конце к тональности главной партии. Во второй форме после главной партии следует вторая тема или так назыв. побочная партия, с новым содержанием, а за ней — повторение главной партии. В третьей форме главная партия идет вперемежку с двумя побочными. Порядок их чередования следующий: главная партия, первая побочная, главная партия, вторая побочная, главная партия. Четвертая форма отличается от третьей только тем, что после последнего повторения главной партии повторяется еще раз побочная первая, в тональности главной. Пятая форма Р. сложилась из четвертой путем приставки заключительной партии после побочной первой. Чередование партии в этой форме следующее: главная партия, побочная первая, заключительная партия — главная партия, побочная вторая — главная партия, побочная первая, заключительная партия. Для большей округленности и симметричности выбрасывается иногда главная пария, поставленная перед второй побочной. Вследствие замены второй побочной партии тематическою разработкой мотивов главной партии, или побочной, или заключительной, является сонатная форма. Первые три формы Р. пишутся преимущественно в медленном темпе, остальные — в скором. Третья форма пишется как в медленном, так и в скором темпе. Форма партий различна. При медленном темпе главная партия имеет форму двухколенного склада, при скором — форму периода. Побочная партия первая во всех формах P., где она применяется, имеет форму периода. Побочная партия вторая имеет форму двухколенного склада. Форма заключительной партии — предложение, реже период. Главная партия пишется при своих повторениях всегда в первоначальной главной тональности. Побочная партия, при отсутствии второй побочной, пишется преимущественно в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности. В Р. со второй побочной партией первая побочная пишется в тональности по квинтовому направлению вверх от главной, а вторая побочная — по квинтовому направлению вниз от главной. Первая побочная партия при своем повторении, в конце четвертой и пятой формы P., пишется в главной тональности. Заключительная партия в пятой форме Р. пишется в тональности первой побочной партии, за которой она следует. По окончании формы Р. приписывается ход. Между партиями Р. допускаются небольшие ходы. Формы Р. достигли высшей степени совершенства у Бетховена. Они применяются преимущественно в инструментальной музыке, сольной и симфонической, в отдельных самостоятельных сочинениях, а также в связи с целой группой пьес, как напр., в сонате, в симфонии. Как в той, так и в другой средняя медленная часть пишется преимущественно во второй или в третьей форме, финальная часть — в четвертой или пятой форме Р. У Моцарта и Гайдна более мелкие формы Р. применялись и в скором темпе, при чем приходилось несколько раз повторять главную и побочную партии, которые для разнообразия варьировались. В вокальной музыке применяются преимущественно простейшие формы Р. Небольшое Р. в сжатой форме назыв. rondinetto, rondino, гоndoletto. И. Соловьев.
Ронсар
Ронсар (Pierre Ronsard) — французский поэт (1524 — 85), глава так назыв. Плеяды, проповедовавшей обогащение национальной поэзии изучением греческой и римской литературы. Происходил из знатной семьи, служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Оглохнув еще в молодые годы, он отказался от придворной жизни, изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора и создал, вместе с Дюбелле и Баифом, план обширной поэтической реформы, изложенный в «Defense et Illustration de la langue francaise» Дюбелле (не достаточно естественного творчества, нужна доктрина... следует заимствовать у древних все роды поэзии... грабить без зазрения совести сокровища дельфийского храма и т. д.). «Оды» (1550) Р. были первым практическим применением этой доктрины и встречены были ликованием, как и последующие его произведения: «Amours et Odes» (1552), «Hymnes» (1555), «Meslanges», «Oeuvres» (изд. 1560), «Elegie sur les troubles d'Amboise» (1560), «Institution pour l'adolescence du roy» (1562), «Discours des miseres de ce temps» (1562), «Remonstrance au peuple de France», «Response aux injures et calomnies», «Franciade» (1572). P. окружен был при жизни такой же славой и почетом, как в наше время — В. Гюго. В XVII в. Р. был осужден Буало в «Art poetique» — и с тех пор находился в пренебрежении и был совершенно неизвестен до начала XIX в., когда Сент-Бев и романтики восстановили славу его лирики. В современной французской поэзии P., как и некоторые другие поэты XVI и даже XV в., популярнее поэтов классического XVII в. Р. — по преимуществу лирик. Условность ложной доктрины побуждала его сочинять искусственные «пиндаровские оды», в которых поэзия подавлена ученостью; но стих его в этой трудной школе приобрел большую гибкость. Отбросив антистрофу и эпод, Р. ввел лирические формы высокой красоты и звучности. Он внес во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во всем его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь смерть, жизнь природы. В некоторых пьесах (напр. «Mignonne, allons voir si la гоsе», «Nous vivons, ma Panias», «Quand Vous serez vieille») P. — прямой предшественник лиризма XIX в. Главный его недостаток — однообразие внутреннего содержания, отсутствие сильной индивидуальности, стремление заместить свое "я" учеными припоминаниями. Великим поэтом Р. может быть назван только как созидатель богатой лирической формы, разнообразных новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Р. создать эпопею («Franciade») оказалась неудачной; поэма незакончена и слаба. Между 1560 и 1630 гг. соч. Р. имели 17 изд. Нов. изд. Marty-Laveaux у Лемерра (1887, 6 т.). См. Rochambeau, «La famille de Ronsard» (1886); SainteBeuve, «XVI s.» ; Faguet, «XVI s.».
З. Венгерова.
Росомаха
Росомаха (Gulo borealis s. luscus) млекопитающее животное из сем. куничных (Mustelidae) и подсемейства Mustelini. Родовые признаки P. : тело коренастое, очень неуклюжее; хвост короткий, очень густоволосый; спина дугообразно изогнута кверху; голова большая, с удлиненной, но тупой мордой; ноги коротки и сильны, ступни крупные, подошва покрыта волосами за исключением 6 голых мест; пальцы (5) с короткими, острыми, крючковатыми когтями; зубы очень сильные; коренных зубов (5/6); ребронесущих позвонков 15 — 16, поясничных 4 — 5, крестцовых — 4 и хвостовых — 14; анальных желез нет. Видовые признаки единственного вида этого рода: длина до 1 метра, из которых на хвост приходятся 12 — 15 см.; высота (в плечах) — 40 — 45 см., волосы морды коротки и тонки, на ногах — грубы, на туловище — длинны и косматы, на бедрах, хвосте и боках очень длинны и жестки. Цвет шерсти черный, подшерстка сверху — серый, снизу — бурый; верхняя часть головы черно-бурая с примесью серых волос, со светло-серым пятном между глазами и ушами; вдоль всего туловища тянется по каждой стороне тела, начиная от лопатки, светло-серая полоса. В настоящее время Р. живет на севере Европы, Азии и Америки; южная граница области идет, начиная от Финмаркена к Уралу, постепенно понижаясь; так, она обыкновенна в Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской и Пермской; также нередка она почти во всей Сибири. В прежние времена южная граница распространения Р. доходила на западе до Альп. Живет в наименее обитаемых людьми местностях; не устраивает себе никаких нор и не подвержена зимней спячке; питается преимущественно пеструшками и другими мелкими млекопитающими, при случае нападая даже на оленей, лосей и коров; поражает своей обжорливостью. Г. Я.
Р. (охотн.) — питается всевозможными животными, до лося и оленя включительно, которых подстерегает на тропах и, вскочив на спину, наносит смертельные раны; птиц (тетеревов, куропаток и пр.) истребляет в огромном количестве, причем является иногда настоящим бичом для промышленников, систематически обирая попавшуюся в ловушки дичь. Мех Р. ценится не высоко, от 2 до 5 руб., вследствие чего промысел на этого зверя не имеет особенного значения. Охотятся, обыкновенно, с собаками, которые напав на след P., скоро настигают это не отличающееся быстротою животное и задавливают его; нередко, во время драки Р. с собаками, охотнику удается подкрасться к ней на выстрел и убить ее. Чаще Р. бьют настороженными ружьями и луками, ловят в ямы, капканами и другими снастями; в Сибири эти снасти устраиваются таким образом, чтобы Р. могла добраться до приманки не иначе, как легши на спину; в противном случае, придавленная ловушкою по спине, P., обладая чрезвычайною крепостью корпуса и силою в ногах, ухитряется освободиться. См. А. Черкасов, «Записки охотника Вост. Сибири» (СПб., 1884); А. Силантьев «Обзор промысловых охот в России» (СПб., 1898).
С. Б.
Росс
Росс (сэр Джемс Керк Ross, 1800 — 1862) — мореплаватель, племянник Джона P.; в 1819 — 27 гг. сопровождал Парри в четырех полярных экспедициях, в 1829 — 1833 гг. был помощником своего дяди в его полярной экспедиции, в 1838 г. участвовал в предпринятом английск. адмиралтейством измерении Великобритании и Ирландии. В 1839 г. Р. поставлен был во главе снаряженной правительством экспедиции к южному полюсу, которая должна была производить наблюдения преимущественно над земным магнетизмом. С кораблями «Эребус» и «Террор» он в 1841 — 43 гг. достиг 78°4' южной широты, где наткнулся на ледяной пояс, высотою в 50 м., остановивший его на расстоянии 255 км. от южного магнитного полюса. В 1848 — 49 гг. принимал участие в экспедиции для отыскания Франклина. Напечатал: «Voyage of discovery and research in the Southern and Antarctic Seas» (л., 1846) и «Narrative of the proceedings in command of the expedition through Lancaster Sound and Barrow Strait» (в «Parliament Papers», 1850, т. 35).
Россини
Россини (Gioachino Rossini) — знаменитый итальянский композитор (1792 — 1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался в болонской консерватории у Станислава Маттеи и уже 16-ти лет дебютировал кантатой: «Pianto d'armouia par la morte d'Orfeo». Изучение немецких классиков, в особенности Гайдна, много повлияло на расширение кругозора Р. в области гармонии и инструментовки. Карьеру оперного композитора Р. начал в Венеции, в 1810 г., оперой-буфф: «La Cambiale di matrimonio». Его деятельность делилась между Венецией и Болоньей: он сочинял от 4 до 5 опер в год, будучи связан заказами антрепренеров. В 1812 г. явился первый опыт Р. в области opera-seria: «Ciro in Babilonia», поставленная в Ферраре с большим успехом. Вскоре Р. получил доступ в La Scala, в Милане, после чего его произведения завоевали самые видные сцены Италии. В «Tancredi», имевшем огромный успех в Венеции, в 1813 г., видна уже значительная зрелость. Обаятельность россиниевских мелодий, вследствие их новизны и свежести, была чрезвычайно велика. Улыбышев, известный биограф Моцарта, вспоминая о первом представлении «Танкреда», говорит, что все до тех пор знакомое ему и любимое им, все, что он играл и пел, было забыто; ему казалось, будто он в первый раз слышит музыку. В 1815 г. Р. переносит свою деятельность в Неаполь, законтрактованный импресарио Барбайя. Знакомство с певицей Кольбран, которая впоследствии стала его женой, имело большое влияние на направление деятельности Р. Имея в виду драматический талант этой певицы, Р. перешел исключительно на оперы драматические, почти закончив свое служение опере-буфф знаменитым «Севильским цирюльником», который, после сомнительного успеха на первом представлении (в 1816 г., в Риме), вскоре завладел вниманием публики и с тех пор до нашего времени пользуется повсеместным и неизменным успехом. Неиссякаемая творческая деятельность Р. продолжалась с 1808 до 1829 г., когда P., поставив в Париже «Вильгельма Телля», покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37 лет от роду. Города Италии, Вена, Лондон дали Р. славу и состояние, но Париж имел на него самое благодетельное художественное влияние. С переселением Р. в Париж, в 1824 г., начинается перемена в направлении его опер. Среди виртуозного блеска прежних его произведений встречались лишь эпизодически порывы истинного драматического дарования; теперь колоратура отодвигается на второй план, уступая место сознательному драматическому движению. Свою прежнюю оперу «Магомет» P., сознавая новые условия, с которыми ему пришлось считаться в Париже, переделал; под названием «Осада Коринфа» она была дана на сцене Большой оперы в 1826 г. В смысле драматическом была переделана и опера «Моисей», данная там же в 1827 г.; затем следовала комическая опера «Граф Ори». «Фенелла» Обера и оперы Спонтини сильно подействовали на P.: его «Вильгельм Телль» представляет такую высокую ступень в области оперы, как музыкальной драмы, до которой Р. никогда не доходил прежде, Замечательно, что это капитальное произведение, занимающее и до сих пор видное место в ряду самых выдающихся опер, было написано в шесть месяцев. Хотя опера эта имела успех, но его нельзя назвать блестящим. На прекращение оперной деятельности Р. повлияло и то обстоятельство, что июльская революция 1830 г. лишила его положения директора придворной музыки и генерального инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно обязанным писать для королевской оперы. Охлаждение театральной администрации и отчасти публики — с одной стороны; отсутствие принуждения к писанию оперы — с другой, дали волю ленивой южной натуре P., в продолжение 21 года не знавшего покоя: он замолк и только изредка писал для своего удовольствия и для своих друзей. Так появились «Stabat Mater» в 1841 г., «Tantum ergo» в 1847 г., месса в 1864 г. и несколько мелких вещей. В 1867 г. Р. написал для всемирной парижской выставки кантату: «Le chant du Titan». Всего P. написал более 50 крупных произведений, светских и духовных. Из них замечательны, кроме упомянутых выше, «Сорока-воровка» (1817), «Ченерентола» (1817), «Семирамида» (1823). См. Giuseppe Carpani, «Le Rossiniane ossia lettere musico-teatrali» (Падуя, 1824); Beyle (под псевдонимом Stendhal), «Vie de Rossini» (П., 1822); Wendt, «Rossini's Leben und Treiben» (Лейпциг); Escudier, «Rossini, sa vie et ses oeuvres» (П., 1854); Nicolo Bettoni, «Rossini e la sua musica» (Милан, 1824); Papillon, «Lettre critique sur Rossini» (Пap., 1823); Montazio, «G. Rossini» (Турин, 1862); Azevedo, «Rossini, sa vie et ses oeuvres» (П., 1865); Pougin, «Rossini; notes, impressions, souvenirs, commentaires» (П., 1870); Silvestri, «Della vita e delle opere di Gioachino Rossini» (Милан, 1874); Zanolini, «Biografia di Gioachino Rossini» (Болонья, 1875); Edwards, «Rossini's Life» (Лондон); Struth, «Rossini, sein Leben, seine Werke und Charakterzuge» (Лейпциг); A. H. Серов, «Rossini» («Journ. de St. Petersbourg», 1868, №№ 18 и 19) и на русск. яз. в IV т. его «Критич. статей».
H. Соловьев.
Ростан
Ростан (Эдмонд Rostand, род. в 1864 г.) — франц. писатель. В 1890 г. издал сборник стихотворений: «Les Musardises», не имевший большого успеха. Очень понравилась публике его комедия (в стихах): «Les Romanesques», поставленная в 1894 г. на сцене Comedie Francaise. Еще больший успех имели его драмы (также в стихах) «La princesse Iointaine» (1895; перев. стихами на русский яз. ЩепкинойКуперник, под заглавием: «Принцесса Грёза», СПб., 1896) и «Сугаnо de Bergerac» (1897; перев. стихами на рус. яз. А. Федоровым, в приложении к журн. «Театр и Искусство» за 1898 г.). «Принцесса Греза» и «Сирано де Бержерак» имели хороший успех и на сцене Литературно-артистического кружка в СПб.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.