- 917 Просмотров
- Обсудить
Самарий
Самарий (Sm) — один из наиболее редких и потому столь мало исследованных ыхимических элементов, что в настоящее время можно даже сомневаться в его химической самостоятельности. Он был открыт Лекок де Буабодраном (1879), путем спектрального анализа, в минерале самарските (из сев. Каролины) и затем найден также в ортите и др. редких минералах. Более подробно соединения Sm изучены и описаны Клеве. Если окиси Sm придать — как то принято — формулу Sm2O3, то атомный в с его будет равен 150. По трудной растворимости двойной соли 2Sm2(SO4)3. 9K2SO4.ЗH2O в насыщенном растворе серно-калиевой соли Sm относится к церитовой группе и ближе всего подходит к дидиму; при разного рода фракционированных осаждениях он выпадает ранее последнего. Окись Sm2O3 — желтоватый (или белый) неплавкий порошок, растворимый в кислотах с образованием солей. Эти последим обыкновенно желтого цвета и дают в растворах характерный спектр поглощения с главными полосами поглощения, соответствующими длинам волн в 472-486, 417, 500 и 599 mm. Соли: SmCl3.6H2O, Sm(NO3)3.6H2O, Sm2(SO4)3.8H2O — кристаллические, растворимые в воде вещества. Кроме этих и некоторых других простых солей известен еще ряд двойных.
В. Я. Бурдаков.
Самарин Иван Васильевич
Самарин (Иван Васильевич, 1817-1885) — знаменитый артист московского драматического театра; сын крепостного, учился в моек. театральном училище, где на него обратил внимание преподаватель драматического искусства, знаменитый актер М. С. Щепкин. В 1832 г. С. был допущен к дебюту и сразу сделался любимцем московской публики, но продолжал усердно работать под руководством Щепкина. Выполняя иногда самые ходульные роли в наводнивших тогда нашу сцену переводных мелодрамах, С. всегда оставался прост, не прибегая ни к натянутым эффектам, ни к грубому гаерству. С амплуа первого любовника он мало-помалу перешел на роди, которые прежде составляли исключительно удел Щепкина. Из шекспировских ролей С. выступал в Лире, Шейлоке и Гамлете. Благодаря его стараниям, на московской сцене были поставлены не игранные до тех пор в России пьесы Шекспира: «Укрощение строптивой», «Много шуму из ничего», «Виндзорские кумушки» и «Зимняя сказка». Как преподаватель драматического искусства, сначала в театральной московской школе, потом в консерватории, С. подготовил таких артисток, как Никулина, Федотова и др. Он требовал от своих учеников серьезного и обдуманного изучения ролей, осмысленности каждого шага, жеста и движения. Из его пьес «Утро вечера мудренее» и «Перемелется, мука будет» весьма сценичны и не лишены литературных достоинств; имел успех и его «Самозванец Луба». См. ст. Д. Коропчевского в «Ежегоднике Имп. театров. Сезон 1896-7» (кн. 2 Прил., СПб., 1898); М. Карнеев, «Биографич. очерк И. В. С.» (М., 1882).
Самарканд
Самарканд — обл. гор. в Туркестане, админ. центр Самаркандской обл. и важнейший населенный пункт долины р. Зеравшана, под 39°39'14,5" с. ш. и 66°57'36" в. д. от Пулкова, в 7 вор. от левого бер. р. Зеравшана, у юго-западных склонов возвышенности Чупан-ата, между оросительными каналами Даргом и Сиоб. Благодаря сравнительно большой высоте (2259 фт. над ур. океана), С. отличается более прохладным климатом, чем другие туркестанские города, расположенные среди низменностей. Средняя темп. года ок. +13° Ц., самого холоди, мес. — января (ок. 0°), самого жаркого (+ 26,1°); ср. темп. зимы около 1°; морозы, хотя очень редко, доходят до — 20°; жары достигают + 37,2° в тени. Осадков в течение года около 300 мм.; наибольшее их количество приходится на март и апрель (около 70 — 80 мм.); с пеня по сентябрь дождей почти вовсе не бывает. В конце февраля или в самом начале марта нередко зацветают деревья (тополь, карагач, миндаль, абрикос) и распускаются листья (калина, жимолость и пр.). Из болезней сильно распространена малярийная лихорадка. С. состоит из двух частей — русской и туземной. Русская часть города основана от. 1871 г. и занимает территорию в 229 дес., с населением, вместе с войсками, около 15 тыс. (до 80% русских, ост. нас. чрезвыч. смешанное — таджики, узбеки, евреи, немцы, татары, армяне и проч.). Туземная часть С. занимает 4629 дес. (из них под садами 4264 дес.), с населением около 40 тыс.; по переписи 1897 г. всего в С. жителей 54900 (31706 мжч. и 23194 жнщ.). Широкие шоссированные улицы, обсаженные деревьями и обильно поливаемые из оросительных канав, обилие зелени, главным образом одноэтажные дома, красивые здания военного клуба и дома военного губернатора, великолепный Абрамовский бульвар отделяющий русский С. от туземной части города. скверы и парк придают русской части С. благоустроенный и даже красивый вид. Домов 442 (1892), строений жилых 829, нежилых 986, в том числе из сырцового кирпича 1792, каменных 12 и смешанных 7. Отдел. госуд. банка, метеорол. и гренажная станции, древесный питомник. Женская гимназия, городское 4-х классн. учил., мужск. и женск. приходские училища, русско-туземное училище, железнодорожное училище, собор, театр, библиотека офиц. собр. (1500 тт.), книжный магазин, 2 пивоварен. завода, несколько винодельных заведений, 2 водочн. завода, зав. минор, вод, мельницы и проч. В 1891 г. магазинов и лавок было 69. В туземной части С. (в 1893 г.) частных домов 5298, казенных 5 и общественных 172, лавок 1169, караван-сараев 28. Ценность недвижимых имуществ в С. (русских и туземных) составляла в 1894 г. 4077681 р. Городской доход 147548 р., расход 93099 р. Русско-турецкая школа, 21 медресе (высш. мусульманск. учил.), 83 мектеб (нач. мусульманск. учил.), 8 еврейских хедеров. Мечетей 86; синагога. Население состоит главным образом из узбеков, таджиков и местных евреев; узбеки — магометане суннитского толка, таджики — шиитского. Туземный С. представляет обычный вид среднеазиатского города; улицы, за немногими исключениями, узкие, извилистые, немощные, дома глинобитные и фахверковые, без печей и окон на улицу, с плоскими земляными крышами. При скученности городских построек, древесные насаждения и цистерны с водой (хоуз) встречаются не часто. Четыре базарные площади, 2 сквера. Туземная часть города является средоточием промышленности и торговли С.; помимо более крупных винокурен, кожевенных и кишечных заводов, здесь имеется множество мелких ремесленно-промышленных заведений, производительность которых, в общем, довольно значительна. Базары по воскресеньям и средам, при большом съезде туземцев из окрестностей города. По данным за 1897 г., торговые обороты туземного города, составили 13461350 р., а русского — 2238400 р. Главнейшие предметы вывоза: хлопок, рис, шелк и шелковые ткани (самаркандские покрывала), кожи, фрукты, лошади, бараньи кишки, вино. С. — самый крупный винодельный центр во всем Туркестане; здесь производится до 60 тыс. ведер вина. Значение С. несколько упало c продолжением Закаспийской жел. дор. до Ташкента и Андижана; раньше он был складочным пунктом для всех товаров, направлявшихся в Ташкент и Фергану. В пределах туземного города расположены исторические памятники С., делающие его самым замечательным, в историко-археологическом отношении, городом во всей средней Азии и привлекающие множество туристов и ученых. Таковы: 1) Шах-Зинда (в перев. «живой царь») — мечеть; построена в половине XIV в. Тимуром (Тамерланом) в честь распространителя ислама в С. Кусама-ибн Аббаса, сына дяди Магомета, умершего здесь, по преданию, в 56 г, гиджры (в конце VII в.). Построенные в разное время здания поднимаются двумя рядами по склону высота Афросиаба и соединены открытым, с перекинутыми через него арками, коридором и 29 саж. длиной. По обе стороны коридора расположены мечети, часовни, мавзолеи и помещения для учеников; высокий конец его замыкается круглым залом без крыши. В зданиях мечети погребены родственники Тимура и его сподвижники. Гробница Кусама находится в особой мечети, за стеной с деревянной решеткой, отпирающейся раз в 10 лет для приведения в порядок могилы. Наружные, а у некоторых зданий и внутренние стены, арки, колонки, фронтоны и т. п. покрыты разноцветными, гладкими и рельефными, превосходного узора мелкими изразцами, образующими, в красивом сочетании зеленого, голубого, синего, белого, лилового, красного и гранатового цветов, дивные рисунки, переплетенные изразцовыми же, разных цветов, надписями (на арабском яз., старинными почерками сюльси и зюльфи), изображающими имена Бога, изречения, стихи и тексты из Корана и проч. По сложности, красоте и разнообразно орнаментов, по изящным контурам и линиям построек, свежести и чистоте красок изразцов Шах-Зинда является, несмотря на повреждения от времени, землетрясений и пр., одним из наиболее замечательных памятников восточного зодчества в Средней Азии. 2) Гур-Эмир (могила повелителя) — знаменитый мавзолей на могиле Тамерлана, массивный восьмигранник, увенчанный громадным голубым изразцовым куполом, с надгробным памятником Тимура из нефрита. 3) Тилля-каримадраса (высш. мусульм. учил.), на площади Ригистан, почти в центре базара, в туземн. С. Тилля-кари (раззолоченная) построена в 1618 г. эмиром Ялангтушем Багадуром; в главном фасаде ее высокая квадратная арка, носящая следы изразцовой облицовки; по бокам ее стены, заканчивающейся круглыми высокими минаретами; стены и минареты облицованы изразцами, образующими изящные рисунки. На небольшом дворе, в который ведут 3 ворот, расположено 25 келий для мулл и учеников и мечеть, увенчанная высоким куполом; свод и стены в мечети расписаны разноцветными узорами и золочеными арабесками, а панели облицованы серым мрамором. 4) Шир-Дар (украшенная львами), на той же площади, построена в 1616 г. тем же эмиром Ялангтушем. Название свое получила от изображенных на фронтоне двух львов, едва различаемых ныне вследствие сильно пострадавшей изразцовой мозаики; по обе стороны главного фронтона с. аркой тянутся стены, оканчивающиеся двумя наклонными минаретами; над зданием, с боков, два купола. Три двери ведут в мечеть и в небольшой двор, кругом которого в нисколько ярусов расположены помещения для мулл и учеников. Все стены здания облицованы превосходными изразцами ярких цветов, образующими тысячи разнообразных узоров, надписей и проч. 5) Улуг-бек, также на площади Ригистан, постр. в 1434 г. внуком Тамерлана, эмиром Мирзой Улуг-беком. Главное, сильно обветшавшее здание состоит из грандиозной арки, по бокам коей возвышаются два минарета, наклоненные в стороны от здания; фронтон покрыть художественными изразцами. Через арку вход в небольшой двор, по сторонам которого помещения для учеников и мулл; цоколи надворных помещений облицованы серым мрамором. На левой стороне двора невысокий минарет, а близ него развалины башни, которая, по преданию, служила Улугбеку обсерваторией для занятий астрономией; обсерватория эта была известна всему Востоку. 6) Мечеть Биби-Ханым, на базарной хлебной площади; построена Тамерланом в 1399 г., в честь любимой жены его, Сарай-мульк-ханым, носившей прозвище Михрбан, т. е. благотворительницы. Здание мечети сильно пострадало от землетрясений и времени и находится в полуразрушенном виде, но все-таки представляет один из лучших памятников древнего зодчества в С. Главное здание мечети, с двумя арками, остатками минаретов и грандиозным, ныне полуразрушенным куполом, облицовано разноцветными (с преобладанием синего, голубого и белого цветов), разнообразнейших рисунков, изразцами; цоколь и панели мраморные. На той же площади, где стоит мечеть, находится мавзолей над 5 могилами, между которыми главное место занимает могила Биби-ханым. Среди двора мечети колоссальный (31/4 арш. длины) пюпитр, в форме полураскрытой книги, из серого мрамора, украшенные рисунками и надписями. Он служил подставкой для Корана при чтении его и находился прежде в мечети. 7) Памятник Шейбани-хана, во дворе мадрасы его имени; он представляет огромный (9 арш. х 8 х 31/4) параллелепипед из серого мрамора, на котором установлены надгробные плиты (31), покрытые рисунками и надписями, над могилой Шейбани и его родственников. Главный надгробный камень над могилой Шейбани, найденный по взятии С. в цитадели, ныне находится в СПб. в Эрмитаже, 8) Кок-таш (зеленый камень) — параллелепипед (4 арш. 9 врш. х 2 арш. 11/2 врш. х 14 врш.) из темно-серого мрамора, употреблявшийся еще Тамерланом в качестве трона, находится в Самаркандской цитадели, в бывшем ханском дворце, обращенном ныне в артил. склад. На камень этот поднимали на белой кошме бухарских эмиров, при восшествии их на престол. 9) Мадраса Ходжа-Ахрар, в 4 в. от С.; постр. в XV в. у могилы чтимого всем мусульманством средней Азии Ходжи-Ахрара, потомка Омара, умершего в 1489 г. Стены здания облицованы разноцветными изразцами. Над могилой святого квадратный памятник серо-черного мрамора (141/2 х 141/2 х 2 арш.), а рядом с ним другой; на обоих 16 мраморных намогильных камней. В мечети хранится знаменитый Коран Османа, который после взятия С. русскими был куплен у местных мулл за 125 р. и отправлен в Имп. СПб. публичную библиотеку. 10) Афросиаб — древнее городище, на восточной окраине города, представляет волнистую местность, покрытую тысячами намогильных насыпей со следами крепостных сооружений и пр. Раскопки дали богатые собрания монет (греко-бактрийского периода и последующих), бронзовых зеркал, сосудов, стекла, погребальных урн, глиняных фигурок людей и животных и проч. История этого городища затеряна во мраке веков. Ввиду обилия исторических достопримечательностей, значения их для мусульманского мира Туркестанского бассейна, а также славного прошлого, восточные писатели называют Самарканда «ликом земли», «городом святых» и «садом угодников Божьих» (мус. святых, погребенных в городе и его окрестностях, насчитывается более 200), а европейские — «Москвой Средней Азии».
История. Время основания С. (у греков Мараканда, у китайцев Семасыган) неизвестно; весьма вероятно, что это один из древнейших городов в Средней Азии. Народное предание приписывает основание С. царям Кайкаусу или Афросиабу, жившим за 3-4000 л. до Р. Хр. Значение слова С. точно не выяснено; по-видимому, оно происходит от имени какого-то Самара, легендарного царя тюрков. В 329 г. до Р. Хр. С. был взят Александром Македонским, причем, по словам Квинта Курция, он был обнесен стеною в 70 стадий длины и имел в центре своем кремль, огражденный особой стеной. С VII по конец IX века С. находился во власти арабов. В IX в. (889 — 1004) С. был столицей всей страны между Сыром и Аму (Маверауннагр или Трансоксания); в XI в. сделался уделом Сельджукидов; в 1221 г., несмотря на защиту 110-тысячным войском, был взят и сравнен с землею Чингис-ханом. В 1369 г. С. стал столицей великого Тимура, украсившего город великолепными мечетями, садами и дворцами, и достиг небывалого расцвета и блеска. Сюда стекались вей богатства Азии, представители всех наций и религий, ученые и искусные мастера. Торговые сношения С. со всеми азиатскими странами и даже Европой были очень оживлены; число жителей в С. в эту эпоху, по словам Клавихо, достигало 150 тыс. В 1499 г. С. был взят, под предводительством Шейбани, узбеками, перенесшими свою резиденцию в Бухару. В 1784 г. С. подпал под власть бухарской династии Мангыт и, наконец, 2 мая 1868 г. был занят русскими войсками.
Л. М.
Самойлов Василий Васильевич
Самойлов — Василий Васильевич С. (род. в 1813 г. в Петербурге) воспитывался в горном институте и был уже офицером, когда, по желанно отца, заметившего в нем артистическое дарование и хороший голос. дебютировал на Императорской сцене, в опере Мегюля «Иосиф прекрасный». Три года он исполнял опорные партии и водевильные роли, после чего окончательно перешел в драматическую труппу. Первые годы он оставался в тени, играя большей частью вторые роли молодых людей. Только в 1839 г. его выдвинуло исполнение заглавной роли в водевиле «Макар Алексеевич Губкин», где он мастерски передразнивал современных ему знаменитых артистов. С тех пор деятельность его расширяется, он создает с успехом целый ряд типичных лиц самого разнообразного свойства — напр. юркий аферист Присыпчока («Петерб. квартиры»), Альмавива («Свадьба Фигаро»), юродивый Митя («Смерть Ляпунова»), иезуит Роден («Парижские тайны»), Швохнев («Игроки» — Гоголя) старуха в водевили «Нашествие иноплеменных». Тем не менее еще в 1844 г., прослужив 10 лет на сцене и уже имея бенефис, С. должен был появляться и в таких выходных ролях, как. Гильденштерн (в «Гамлете»). Окончательно завоевал С. публику в 1846 г., поставив в свой бенефис пьесу Яфимовича: «Отставной театральный музыкант и княгиня» и выказав в ней много теплоты и задушевности. Еще более широкое применение его талант получил с появлением оригинальных пьес русских авторов — Островского, Тургенева, Потехина, Писемского, Сухово-Кобылина, Боборыкина, Дьяченко, Чаева, Крылова, Пальма, Аверкиева и др. Диапазон его ролей поражает своим разнообразием. Никто, как он, но умел представить настоящего барина, с утонченными манерами и речью. Роли Кречинского, графа в Тургеневской «Провинциалке», старого барина в пьесе Пальма в т. п. после С. не находили исполнителя, который хотя бы несколько был на уровне его творчества. И в тоже время ему удавались роли простых крестьян, напр. полесовщика («Окно во 2-м этаже» Крашевского), Михеича («Ночное», Стаховича), Агафона («Не так живи», Островского), старика крестьянина («Против течения», Крылова) и др. Дарование С. сказывалось весьма ярко и в таких ролях, как еврей в «Скупом рыцаре» Пушкина, француз в «Гувернере», англичанин в «Купленном выстреле», немец («Мужья одолели»), чухонец (в известной песенке, которая во время крымской кампании имела огромный успех). Целый ряд типичных добродушных старичков был превосходно воспроизведен С. («Шутники», «Трудовой хлеб», «Станинный смотритель», «Старички», «Женихи», «Воробушки»). Ему много обязаны своим успехом пьесы Дьяченко, «Чиновник» — Сологуба, «Гражданский брак» — Чернявского, «Слово и дело» — Устрялова. Из костюмных (бытовых и исторических) ролей С. выдаются «Дмитрий Самозванец» (Чаева), «Ришелье», Волынский («Ледяной дом»), «Фрол Скобеев» (Аверкиева). Роль царя в «Смерти Ивана Грозного». А. Толстого не принадлежит к особенно удачным созданиям С. В последний десяток лет своей карьеры, когда С. был бесспорно первым артистом Императорского петербургского театра, он сыграл нескольких иностранных классических драм, большею частью ставя их в свои бенефисы («Короля Лира», «Шейлока» и «Гамлета» — Шекспира, Франца Мора, в драме Шиллера «Разбойники»). С. не был вполне трагическим актером; он тщательно разрабатывал Шекспировские роли, вносил в них немало интересного творчества и имел успех, но не вполне удовлетворял более взыскательных ценителей. Видя безусловное преклонение публики, С. любил порисоваться тем, что достигает успеха талантом, а не трудом; это привело к предположению, будто он был небрежен к изучению ролей и репетициям. На самом деле, однако, люди, близко видевшие его работу, отзывались о ней, как о примерной по внимательности и прилежанию. Получив роль, С. прежде всего дома перечитывал пьесу, вникая во всю постановку лица и отзывы о нем других лиц пьесы. Потом он акварельными красками рисовал фигуру, которую собирался изобразить (С. недурно рисовал и составил несколько альбомов игранных им ролей; эти альбомы, после его смерти, поступили в Императорскую публичную библиотеку). На репетициях он всегда старался пробовать тон своей игры, и наиболее интересовавшие его сцены заставлял повторять по несколько раз. — В 1874 г. состоялся сорокалетний юбилей артиста, после которого он, не сойдясь с дирекцией в условиях, покинул Императорскую сцену, еще в полной силе таланта. От времени до времени он участвовал в частных спектаклях. В 1881 г. новая дирекция предложила ему снова вступить на Императорскую сцену, на каких ему будет угодно условиях, но в это время с ним случился удар, и ему поневоле пришлось отказаться от возвращения на сцену. В 1884 г. Петербург торжественно отпраздновал 50-летний юбилей его деятельности; в этот день С. в последний раз появился на сцене, исполнив отрывок из 3-го акта драмы «Ришелье». Скончался 28 марта 1887 г.; погребен в петербургском Новодевичьем монастыре.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.