- 879 Просмотров
- Обсудить
Сапфо
Сапфо (Sapjw, Yapjo, Yapja) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической (музыкально-песенной) лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского г. Эреса; жила в конце VII и первой половине Vl в. до Р. Хр. Вследствие политических волнений, приведших к ниспровержению аристократии (ок. 595 г.), С., как принадлежавшая к знатной фамилии, должна была переселиться в Сицилию; лишь ок. 580 г., по восстановлении могущества аристократии, она возвратилась на Лесбос. К этой эпохи относится история ее любви с Алкеем. Позднее она вышла замуж за богатого андрийца Керкиласа, от которого имела дочь Клеиду. Ее постоянным местопребыванием был лесбийский город Митилена. К числу гадательных эпизодов ее жизни относится любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы (в Акарнании). В древности существовало много других преданий на счет отношений поэтессы к ее подругам и избранникам. Начало этих предали было положено представителями аттической комедии (известны имена семи комиков, избравших сюжетом своих пьес эпизоды из жизни С.), которые, не поняв смысла поэзии С. и относясь к культурному развитию эолийской женщины начала VI в. с точки зрения современной им афинской действительности, превратно истолковали некоторые намеки на образ жизни С. Источником предания о Фаоне вероятно была народная песнь об Адонисе-Фаоне (=Фаэтон), любимце Афродиты, культ которого был общераспространенным в южной части Малой Азии и на островах, прилегающих к Малоазиатскому материку. Предание о Левкадской скале стоит в связи с обрядом, относившимся к культу Аполлона: на Левкадской скале был храм Аполлона, откуда каждый год, в известный день, свергались в море преступники, в качестве искупительных жертв. Выражение броситься с Левкадской скалы стало, в обыденном языке, равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки, под влиянием отчаяния. В этом смысле Левкадский утес упоминается, напр., у Анакреонта. Произведения С., в которых встречались, наряду с восторженными признаниями в любви, жалобы неудовлетворенной страсти и ревности, дали повод позднейшим биографам буквально понять означенное выражение. Наконец, много превратных толков существовало в древности, начиная с эпохи средней комедии, на счет чистоты отношений С. к тем женщинам, которых она воспевала в своих стихотворениях. Для афинской комедии особенно благодарной темой было осмеяние эксцессов поэтессы, при том не ионянки, писавшей на непонятном для афинян диалекте. Новейшие критики, начиная с Велькера и К. О. Мюллера, отнеслись, большею частью, с полным недоверием к свидетельствам древности о гетеризме С. и объясняли страстность поэтического чувства ее к женщинам отчасти особенностью художественных ее приемов, отчасти тем, что отношения женщин к женщинам, на почве дружбы или возвышенной любви, которую Платон проповедовал в своем «Пире», для древности являются столь же нормальными, как и отношения, существовавшие напр., среди спартанских эфебов или между Сократом и его учениками (Алкивиадом, Ксенофонтом и др.). Это мнение было высказано еще в древности, философом конца II века по Р. Хр. Максимом Тирским, в 24-м его рассуждении. Равным образом более чем вероятно, что и ревность С. к своим соперницам, Иорго и Андромеде, вызвана была не чувством неудовлетворенной любви, а чувством соревнования на почве поэтического и музыкального искусства. С. организовала кружок женщин и девушек, объединенный служением музам; она сама называет свой дом домом муз, moisopoloV oikia; на почве поклонения красоте и служения искусству и могли создаться те чистые любовные отношения, какие открывает нам поэзия С. Она обращается к девушкам в тех же выражениях, в каких Алкей обращался к юношам. Современники С. не видели в этом ничего предосудительного: поэтесса пользовалась уважением Алкея, Солона, затем Платона и других выдающихся людей древности; митилонцы помещали на своих монетах ее изображения. Из стихотворений ее явствует, что она была прекрасная мать и жена. В произведениях С. личные переживания переплетались, при том, с изображениями чувств и положений, созданных творческой фантазией; действительность мешалась с вымыслом, как у Анакреонта и Архилоха. Литературное потомство не потрудилось отделить действительность от вымысла; оттого на ряду с Фаоном и Алкеем в число избранников С. попали Анакреонт, живший на 60 лет позже ее, и Архилох с Гиппонактом, разделенные друг от друга промежутком в 150 лет. Из новейших ученых строже всех отнесся к С. Мюр, в своей «History of greck Litterature» (III, 315, 496). Сборник произведений С. состоял, в александрийский период, из 9 книг, расположенных отчасти по метрическим рубрикам, отчасти по видам мелоса. Обусловленная прогрессом личности на почве группового движения, «поэзия С. была посвящена любви и красоте: красоте тела, девушек и эфебов, торжественно состязавшихся с ней у храма Геры на Лесбосе; любви, отвлеченной от грубости физиологического порыва к культу чувства, надстраивавшегося над вопросами брака и пола, умерявшего страстность требованиями эстетики. вызывавшего анализ аффекта и виртуозность его поэтического, условного выражения. От С. выход к Сократу: не даром он называл се своей наставницей в вопросах любви» (акад. А. Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, стр. 92). Вечные мотивы и темы этой поэзии — соловей, розы. Хариты, Эрот, Пейто; весна — встречаются среди остатков произведений С. на каждом шагу. Особенно любит С. розы: оттого в венке Мелеагра (Anthol. Palat. IV, 1, 6) ей посвящен этот цветок. Тон поэзии С. — задушевный, местами страстный и порывистый, дочти везде наивный и безыскусственный, в стиле народной песни. До нашего времени дошло около 170 фрагментов, в том числе одно целое стихотворение. Особого внимания заслуживают следующие фрагменты (по 4-му изданию Бергка, «Poetae Lyrici Graeci», т. III): первый, представляющий собой единственное дошедшее до нас целое стихотворение С., в котором поэтесса, жалуясь на равнодушие к ней девушки, призывает на помощь Афродиту (русские переводы в прозе — Пушкина, в стихах — Водовозова, 1888, и Корша, М., 1899, в его сочинении «Римская элегия и романтизм»); второй, в котором поэтесса, мучимая ревностью, раскрывает свои чувства (51-е стихотворение Катулла представляет собою слегка измененный перевод этого фрагмента; русский перевод его в прозе сохранился в черновой тетради Пушкина); третий, заключающий в себе сравнение какой-то красавицы с луной, перед которой меркнут звезды; 28-ой, обращенный к Алкею, в ответ на его любовное признание; 52-ой, в котором С. жалуется на одиночество в тишине ночи; 68-ой, представляющий часть стихотворения, в котором С. предсказывает безвестную судьбу женщине, чуждой культу муз; 85-ой, посвященный дочери; 9З-й, посвященный красавице, которая сравнивается с «румяным яблочком, растущим на самой вершине высокого дерева: забыли его сорвать садовники... Впрочем не забыли: они не могли его достать»; 95-ый — обращение к вечерней звезде (62-е стихотворение Катулла представляет собой подражание этому фрагменту). Из других произведений С. был известен в древности сборник эпиталамиев (= песни перед спальней), в которых поэтесса устами хора выражала пожелания супружеского счастья своим подругам. Эти стихотворения отличались не столько страстностью, сколько наивностью и простотою тона; особенно характерны фрагменты 91 и 98. Прекрасную характеристику эпиталамиев С. мы имеем у Гимерия (Orat., 1, 4), который пользуется при этом образами и выражениями оригинала. Гимны С. не имели, по-видимому, отношения к культу и носили субъективный характер; их называли призывными (klhtikoi), так как в каждом призывалось какоелибо божество. Наконец, С. приписываются элегии и эпиграммы. Таково содержание сапфической поэзии, заслужившей полное признание и поклонение еще в древности. Так, Солон, услышав на пиру одно из стихотворений С., тотчас выучил его наизусть, при чем прибавил, что он не желал бы умереть, не зная его на память. Платон, в одной из приписываемых ему эпиграмм (20), называет С. десятой музой. Трезвый Страбон называет С. чудом (Jaumaston ti crhma) и утверждает, что напрасно было бы искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя приблизительно, сравнение с С. в поэзии. Дионисий Галикарнасский, в сочинении «Decomposition verborum», называет С. наряду с Анакреонтом и Симонидом, как представительницу мелодического стиля. По словам Деметрия («De elocutione», 132 и 166), стихи С. полны любви и весны. Наконец, упомянутый второй фрагмент, переведенный Катуллом и отразившийся в 104 и сл. стихах 2-ой идиллии Феокрита, заслужил большую похвалу Лонгина («О возвышенном», с. 10). Поэзия С. имела большое влияние если не по содержанию, то по форме, на Горация, выразителя форм греческой лирики в римской литературе, и на Катулла, родственного С. по духу певца нежных чувств и страстей. По богатству ритма поэзия С. ставится выше поэзии Алкея и других меликов. В противоположность дорической хоровой лирике, монодическая лирика эолян допускала только либо однородные системы, либо строфы, состоящая из дистихов и тетрастихов; но отсутствие разнообразия искупалось нежностью и плавностью ритма. Преобладающим размером в стих. С. был логаедический, т. е. дактилотрохаический, с его разновидностями, из которых наиболее часто встречаются: логаедическая пентаподия (-И-И-И-И-), называемая Сапфическим стихом по преимуществу (Sappnicon Hendekasyllabon), Адонийский стих (-ИИ-И), ферскратеи, паремиак, просодиак, асклепиадеи, гликонеи, хориямбы и др. (см. Westphal и Gleditsch, «Аllgemine Theorie der Griochischen Metrik» III, 2, 50, Лпц., 1889). В области музыки С. приписывается изобретение плектрона (палочки, посредством которой перебирались струны музыкального инструмента) и миксолидийской гаммы (h, с, d, е, f, к, a, h), которая затем перешла в драму. Ср. Овидий, «15-ая Героида» (Sappho Phaoni), Weicker, «Sappho von einern berrschenden Vorurteil befreit» (Геттинг., 1816); его же, «Kleine Schriften» (Боян, 1845 — 1867, Th. Kock, «Alkaos und Sappho» (Б., 1862); Achoene, «Untersuchangen tiber das Leben der Sappho» (в Symbola Phil. Bonn. in honorem F. Rilschelii coil.", 1867); Bernhardy, «Grundriss d. griechischen Litteratur» (Галле, 1867); Arnold, «Sappho» (1871); Lehrs, «Populare Aufsatze aus dem Altertum» (Лпц., 1875); К. O. Miiller, «Gesch. d. griechischen Litteratur» (т. 1, 1875, Штуттгарт, в переработке Heitz'a); Чернышов, «Царица поэтов С. и ее школа» (СПб., 1877); Riedel, «Der Gegenw'artige Stand der Sapphofrage» (Вайдгоф, 1881); Flach, «Geschichte d. griechischen Lyrik» (Тюбинг., 1884); Luniak, «Quaestiones Sapphicae» (Казань, 1888); A. Croiset, «Histoire de la litterature grecque» (Пар., 1800); Gnesotto, «Saffo nelle poesi d'Orazio» (Падуя, 1894).
H. О.
Сарабанда
Сарабанда — испанский танец, сочиненный в конце XVI стол. Вследствие необузданного и соблазнительного характера, С. была изгнана со сцены. Танцевали ее с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой. Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном виде, получив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной С. медленный, счет в 3/4, форма двухколенная (каждое колено в восемь тактов). Повторения колен были варьированы, вследствие чего С. имела одну или две вариации или так назыв. doubles. С. сопровождалась кастаньетами.
И. С.
Сарагоса
Сарагоса — главн. гор. испанской провинции того же имени и столица бывшего королевства Арагонии, на правом берегу р. Эбро. Город окружен старинными стенами, с башнями и 8 городскими воротами; над ним возвышается цитадель, некогда резиденция мавританских и христианских королей, позже — местопребывание инквизиции с ее тюрьмами. 12 женских (а прежде и 28 мужских) монастырей, основанный еще в 1666 г. дом милосердия для бедных (Casa de Misericordia), театр, прекрасные «променады». Кафедральный собор San Salvador, в готическом стиле, с высокою башней, алтарем из алебастра (XV стол.) и памятником над гробницею Петра Арбуеса; другой собор во имя покровительницы города Virgen del Pilar, построенный в 1681 г. Франциском Геррера, с яшмовыми колоннами и статуей Богородицы на серебряном столбе (откуда и самое название del Pilar), привлекающий много паломников; восьмиугольная Новая Башня (Torre Nueva), построенная в 1540 г., самая высокая (84 м.) в городе, с отклонением (подобно знаменитой Пизанской падающей башне) к ЮЗ почти на 21/2 м., с часовым колоколом в 250 цента.; здание биржи (1541) — роскошный зал с 50 дорическими колоннами. Основанный в 1474 г. университет, с четырьмя факультетами и нотариальной школой; 44 профессора, около 800 слушателей, библиотека в 30000 томов (в том числе 22 инкунабулы), ботанический сад. Академия художеств, ветеринарное училище, экономическое общество с кафедрами по сельскому хозяйству, национальной экономии, ботанике, химии и математике; юридическая академия, медикохирургическая и фармацевтическая академия. Гавань на Императорском канале служит главным складочным пунктом; здесь идут довольно оживленные торговые обороты. Производство кожаных, шерстяных, льняных и шелковых изделий, сукон, шляп, пуговиц, мыла, фортепьяно, шоколада, муки. Жит. в 1887 г. 92407 (45471 мжч. и 46936 жнщ.); теперь, вероятно, около 100000 чел.
История. С. — первоначально Salduba, гл. гор. иберийского племени иллергетов, была в 45 г. до Р. Хр. разрушена Цезарем; в 27 г. до Р. Хр. Октавиан Август основал здесь военную римскую колоти) из своих ветеранов, с именем Caesarea Augusta Salduba (обычною формою этого имени было Caesarugusta, откуда пошло и настоящее ее имя); в 225 г. здесь уже был христианский епископ. В 409 г. С. взяли вандалы, в 452 г. свевы, в 475 г. вестготы, в 715 г. мавры, при которых город достигает почти теперешней своей величины и делается даже (в 1017 г.) гл. гор. особого государства, «Saragostha» или «Saragosza». В 1118 г. король Альфонс I завоевывает С. и делает столицей Арагонии, вместо Гуэски. В скором времени С. становится одним из значительнейших городов христианской Испании. После соединения корон арагонской и кастильской С., перестав быть резиденцией двора, начинает падать. В войне за испанское наследство С., как и вся Арагония, приняла Сторону короля Карда III австрийского против Филиппа V, но в 1707 г. должна была подчиниться последнему; 20 авг. 1710 г. войска Филиппа потерпели при С. поражение. С. особенно прославилась своею геройскою обороною против французов во время испанско-португальской войны (XIII, 417). Когда 15 июня 1808 г. франц. войска впервые приблизились к С., город не был подготовлен в обороне; гарнизон, под начальством Палафокса, состоял из 9 тыс. регулярных войск, но ему помогали около 40 тыс. милиции, гверильясов и вооруженного народа. Попытка взять город штурмом (16 июня) не удалась. 30 июня командовавший франц. войсками, ген. Лефевр-Денуэт, открыл огонь по городу с лежащих к З от него высот, а 2 июля предпринял новый штурм, опять окончившийся неудачно. 11 июля часть франц. войск перешла на дев. берег Эбро; С. была обложена со всех сторон; в городе начался голод, а к осаждающим прибыли новые подкрепления, увеличившие их силы до 15 тыс. К 27 июля, в течение 5 суток, продолжались почти беспрерывные атаки. 4 авг. французы наконец ворвались в город и. после страшной резни, успели овладеть частью его; но Палафокс, воспользовавшись ослаблением противника на сев. стороне, успел ввести в С. несколько тысяч новых защитников. Упорнейший бой внутри города длился почти до 14 авг. и кончился отступлением французов. В том же году, 20 дек., франц. войска, в числе 36 тыс. чел., под начальством маршала Моисея, снова подошли к С., куда Палафокс отступил 22 ноября после неудачного боя при Туделе. Готовясь к новой осаде, Палафокс значительно усилил городские укрепления; в распоряжении его было слишком 30 тыс. чел., при 100 орудиях. Французы повели осаду по обоим берегам Эбро. К концу янв. 1809 г. в командование осаждающим корпусом вступил маршал Ланн и атака стала еще энергичнее. 27 янв., после пробития в стене трех брешей, предпринят был штурм, но овладеть удалось лишь ближайшими к стене строениями да двумя монастырями. На следующий день отчаянный бой возобновился уже внутри города: против некоторых частей его приходилось вести правильную осаду и чуть не каждый отдельный дом брать штурмом. К довершению бедствий появилась чума, уносившая ежедневно до 500 жертв. Тем не менее только 19 февр., когда с сев. стороны началось бомбардирование города из 50 орудий, а с другой стороны заложены были 6 мин, явилась от защитников депутация для переговоров о сдаче, которая и состоялась на следующий день. Рамон Балдидарес воспел эту геройскую защиту в своей эпопее «Iberiade» (2 изд., 1826). В карлистскую войну С. была на стороне правительства и все попытки карлистов овладеть ею были тщетны. Ср. Gaskon de Gotor, «Zaragoza, artistica, monumental e historica» (Сарагоса, 1891, след.).
Сараево
Сараево или Сераево (сербск. Capajeво, турецк. Босна-Серай) — гл. гор. Сараевского округа и вместе с тем всей Боснии, у впадения р. Милячки (Милачка) в Босну, в окруженной горами и открытой только с западной стороны котловине, на высоте 450 м. над морем. Христианская часть города лежит в равнине и представляет почти сплошную массу домов; в мусульманских кварталах, расположенных по склонам гор, дома разбросаны небольшими группами, среди садов. Две православных церкви, 4 католических церкви (одна из них — собор в романскоготическом стиле), 2 католических монастыря, 3 синагоги; 106 мечетей, из которых особенно замечательны «Царева Джамjиа», т. е. Царская мечеть, и самая большая в стране «Бегова Джамиа», основанная еще в XV ст. Старинная крепость (с 12 башнями, на скалистом выступе). дворец областного управления (самое большое здание в С.), с боснийским областным музеем, новое школьное здание, городская ратуша в мавританском стиле. Жит. в 1895 г. 38083, не считая гарнизона из 3460 чел. Оживленные торговые обороты и постепенно усиливающаяся промышленность: табачная фабрика, производство шерстяных материй, сукон, железной и медной посуды, кожаных изделий, огнестрельного оружия, ножевого товара. Центром торгово-промышленной и вообще общественной жизни служит «чаршиа», т. е. рынок, состоящий из 40 — 50 узких и Кривых улиц и переулков, усеянных лавками и магазинами, мастерскими и рабочими столами под навесами; каждое ремесло или отрасль промышленности имеет свою улицу, свой переулок или, по крайней мере, свой определенный район. Областной банк, гимназия, вспомогательные курсы для учителей, военный пансион, 55 народных училищ, 2 правительственные художественно-ремесленные мастерские (между прочим, по тканью ковров), торговый музей, театр, городской парк. Через р. Милячку перекинут так наз. «Козий Мост», состоящий из одного продета и являющийся одним из древнейших памятников турецкого времени. Недалеко от С. лежит курорт Илидже.
История. С. основано в 1263 г. и получило тогда название Bosnovar (по-сербски Врхбосна). На развалинах этого города обстроилось нынешнее С. и получило свое имя от дворца (по-турецки Сарай, Серай), который построил себе любивший роскошь Хозрев-бег. Страшными пожарами город был несколько раз почти уничтожен. В турецкое время С. было главным средоточием боснийской знати, а с 1850 г. — местом пребывания боснийского вали (наместника), который до тех пор имел свою резиденцию в Травнике. Ср. А. Гильфердинг, «Поездка по Герцеговине, Боснии и Старой Сербии»; его же, «Босния в начале 1858 г.» (обе статьи в «Записках Имп. Русского Географического Общества», кн. ХIII, СПб., 1859); М. Homes, «Dinarische Wanderungen» (В., 1888).
Ир. П.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.