- 1062 Просмотра
- Обсудить
Сатиры
Сатиры (saturoi) — в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни в чему неспособная порода. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя (козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные унии, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях, прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами они назывались прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская; инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. л людям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргии и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, ВиламовицМеллендорф («Heracles», I, 1889, стр. 81 слл.) признает С. духами Пелопонесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно на вазах VI и V в. обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопонесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы. Древнее искусство изображало С. старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Со временем, однако, создался новый, художественный канон С. : младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на доне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовление вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса, в обществе Менад. Кроме С., в произведениях искусства встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном.
Литература: Muller-Wieseler, «Denkmaler der alten Kunst» (II, Геттинген, 1854 — 81); Jahn, «Berichte der Sach. Gesellsch. d. Wissensch.» (1846); его же, «Die Satyrn und das Satyrdrama» («Philologus», XXVII, 1-27); Heydemann, «Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien» (Winkelman's «Programm», Б., 1870); его же, «Satyr, und Bakchennamen» (т. же, Галле, 1880); Wieseler, «De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Romanarumque repraesentatus» (1875); Fortwangler, «Der Satyr anf Pergamon» («Winkelmannsprogramm», Берл., 1880); Preller-Robert, «Griechische Mythologie» (I, Б., 1894).
Н. О.
Сатурн
Сатурн — (Saturnus) — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища С. можно было встретить всюду; многие местечки и города полуо-ва, наз. по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землей (Saturnia). В самом Риме святилище С. основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Kaпитoлийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), С. был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что С., низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что С. на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом С. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии, как об остатке Сатурнова поколения. Оттого же древнейший безыскусственный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (Сатурническим) или Фавновым. С именем С. было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда С., подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание. Учредителем культа С. считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам республики. Под храмом, который был воздвигнуть совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраною бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение С. в течете целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь С. совершался по древнеримскому чипу, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник С. назывался Сатурналии.
Н. О.
Сатурн
Сатурн — планета видимая, невооруженным глазом как звезда первой величины, тускло-желтого цвета и известная в глубочайшей древности. До открытая Урана в 1781 т. С. считался самой удаленной планетой от солнца. Среднее расстояние С. до солнца 1418 милл. км. (9,54 расстояний от земли до солнца). Эксцентриситет орбиты равен 0,056 (самый значительный после Меркурия и Марса). Расстояние С. до земли колеблется от 1180 милл. км. (когда оппозиция приходится в декабре) до 1630 милл. км. (верхнее соединение в мае). В зависимости от этого, диаметр видимого диска С. меняется от 20 до 14 секунд. Сидерический оборот С. 29 лет 54 дня; синодический 378 дней. Наклонность орбиты к эклиптике 21/2°. Диаметр С. равен 9-ти диаметрам земли; поверхность в 82, объем в 760, масса в 95 раз больше земли (т. е. 1/3500 массы солнца). Плотность С. наименьшая среди других планет, в 8 раз меньше плотности земли или только 5/7 воды. Наклонность экватора С. к эклиптике достигает 28°. Из сопоставления сжатия С. (1/9) со скоростью вращения следует, что плотность планеты сильно возрастает к центру, и потому части, близкая к поверхности, вероятно, не тверды и даже не жидки, а быть может представляют пылеобразное строение, подобное кометам или кольцам С. Это подтверждается и внешним видом С. Еще Кассини в 1675 г. заметил на С. полосы, параллельные экватору; подобные полосы, иногда розоватого цвета с мутно-зелеными промежутками, никогда не пропадали; пятна же замечались весьма редко. Первое достоверное наблюдение яркого белого пятна принадлежит Асафу Холлу. Из наблюдений своих (1876 г.) он вывел для периода вращения планеты 10h14m5. В новейшее время Стоили Вильмас и Бреннер утверждали, что видели много темных и светлых пятен. На рисунке Бреннера резкость пятен несомненно утрирована. Чрезвычайно большое альбедо (Аlbedo — отражательная способность) С. — 0,72 подтверждает, что мы видим лишь облакообразные формации в его атмосфере. Спектр С. — отраженный спектр солнца; только в красной и оранжевой частях его заметны широкие полосы поглощения. Темнейшая часть их приходится на длину волны в 618 mm. Существует некоторое указание, что С. еще не вполне остыл даже с поверхности и испускает собственный свет и тепло. В теории движения С. особенно известно так наз. «великое неравенство» С. и Юпитера, зависящее от близкой соизмеримости их движений и объясненное впервые Лапласом в 1785 г. Вследствие удаления своего от земли, С. почти не имеет фаз. Солнце с С. видно под углом в 3ў (в 10 раз меньше чем с земли). Свет и тепло солнца в 89 раз меньше, чем у нас. Для наших оптических средств земля была бы не видна с С., так как постоянно скрыта в лучах солнца. С. обозначается знаком, который объясняют или как символ косы, или как сокращение первых двух букв слова KronoV. В астрологии С. считался холодной и сухой планетой. Отняв (по мифу) производительную силу у неба (OuranoV), он распределял ее на земле, считался гением посевов. Халдеи называли С. старым, остывшим солнцем, у греков С. носил название jainon «тускло светящий», затем Кронос; у древних евреев Ремфан (Амос 5), у египтян — Harkahri, y халдеев — Mullalu. В алхимии С. соответствовал свинцу и ониксу. — С. имеет 8 спутников: Мимас, Энцеляд, Тефида, Диона, Рея, Титан, Гиперион, Япет (в марте этого года В. Пикеринг объявил, что на нескольких фотографических пластинках, снятых в августе 1898 г., найден им новый, 9-ый, чрезвычайно слабый спутник С., с периодом обращения в 17 месяцев, но до сих пор (декабрь 1899 г.) этому известию нет подтверждения).
Из них Титан по своей величине далеко превосходит все остальные. Орбиты всех спутников весьма близки к круговым, лишь Гиперион имеет заметный эксцентриситет. Плоскости орбит спутников, особенно внутренних, почти совпадают с плоскостью экватора планеты; причина тому — сжатие С. Еще Кассини заметил, что Япет неизменно тускнеет в одной части орбиты; это зависит от пятен на поверхности спутника и указывает, что период вращения его на оси равен периоду обращения вокруг С. С. окружен в плоскости экватора системой блестящих колец. Впервые заметил необычайные придатки у С. Галилей в 1610 г.: планета ему казалась тройной; вскоре, вследствие перемены положения земли относительно плоскости колец, придатки исчезли и Галилеи отчаялся их объяснить. Первый разгадал Гюйгенс; его открытие, сообщенное сначала в виде криптограммы, которой смысл был: Annulo cingitur, tenui, раnо, nusquam, cohaerente, ad eclipticam inclinato, изложено в сочинении «Systema Saturnium» 1659 г. Спустя 20 лет Кассини заметил темную, резкую полоску, разделяющую кольцо на две неравные части. Внешнее кольцо значительно ярче внутреннего. Кроме этого главного, видимого всегда, деления колец, существует много других, весьма тонких и трудно заметных; по временам они пропадают, появляются вновь, быть может меняют место; иногда даже яркая полоска заступает место прежнего темного деления. Подобные шрихи видел еще Шорт в прошлом столетии, затем в 1831 г. Кашэр, в 1838 — Энке (его имя приписано наиболее устойчивому делению на внешнем кольце). В новейшее время Келер, Бреннер, Шеберле, Антониади и др. замечали подобные, едва уловимые, линии и тем подтвердили, что вся система распадается на множество отдельных тонких колец. В 1851 г. Лассель и Доуэс одновременно открыли так наз. темные кольца (полупрозрачные, сквозь них виден контур планеты), распространяющиеся внутрь от ярких колец. В зависимости от положения С. на орбите, иногда кольца бывают «раскрыты» и нам хорошо видны, когда же земля или солнце находятся в их плоскости, кольца представляются в виде тончайшей линии. Кольца исчезают совсем, когда солнце и земля располагаются по разным сторонам от их плоскости. Радиус внешнего края ярких колец 138 тыс. км., а внутреннего 91 тыс. км.; размеры туманного кольца трудно определить: они не имеют резкого контура. Угловой средний диаметр всей системы колец 40"; ширина внешнего кольца 5/4 диаметра земли; деление Кассини 1/2; внутреннее яркое кольцо — 2, туманные кольца — 5/4 диаметра земли. Расстояние внешнего края до С. в два раза меньше чем луны до земли; толщина колец не более 200 км. Швабе в 1827 г. заметил, что центр кольца не совпадает с центром С. Отдельные кольца не лежат строго в одной плоскости — тень самого С. на кольце имеет ломанный или кривой контур. Большой интерес представляет теория равновесия колец. Исследования Лапласа, Ковалевской и др. равновесия твердых и жидких колец имеют только математический интерес: такие кольца существовать не могут. Признано единственно возможным строение пылеобразное: кольца состоят из бесчисленного множества отдельных телец — метеоритов, которые сливаются для глаза на большом расстоянии в одну массу. Первый доказал это теоретически Рош в 1848 г. Он вывел предел, внутри которого не может существовать спутник без того, чтобы не быть разорванным приливным действием планеты, и показал, что кольца С. целиком лежат внутри этого предела. Подробно развил метеоритную теорию Максуэлл, в 1859 г.: в толще колец, под влиянием возмущающих сил, распространяются волны, местами происходят разрывы, местами — уплотнения, но вся система устойчива под условием, чтобы плотность распределения метеоритов была в известном соотношении с их размерами и с плотностью самой планеты. Идея о роли, которую приписывают кольцу С. в космогонических гипотезах, теперь изменилась. После работ Роша и Д. Дарвина кольцо можно рассматривать, скорее как развеянный спутник, чем как еще не сложившийся. Быть может, внутренние части колец мало помалу упадут на планету, а на внешнем краю, или немного далее, за пределом Рота, останется ряд спутничков. Наблюдения как будто подтверждают это: Отто Струве, сравнивая свои измерения в 1851 г. с наблюдениями прошлого столетия, нашел, что внутренний обод ярких колец сузился. Только в последнее время, благодаря спектрографии, определено Белопольским, Килефом и Деландром вращение колец (попытку В. Гершеля нельзя назвать удачной). Смещения линий в спектре дали для внешнего края ярких колец период вращения 13, для середины — 10h, для внутреннего края — 7h. Эти числа совершенно согласны с теми, которые получаются на основании законов Кеплера, в предположении отдельных спутников. Фотометрия с своей стороны дала веское подтверждение метеоритной гипотезы колец. Теория Земпера освещения пылеобразных тел оказалась в полном согласи с многолетними наблюдениями яркости колец Мюллером и Шмидтом. Эти изыскания указывают, что расстояния между метеоритами весьма значительны: действительный, физический объем колец должен быть, по крайней мере, в 25 раз меньше видимого. Характерным фактом является неизменность яркости кольца при всяких углах падения лучей света. Нужно заметить, что a priori мысль о пылеобразном строении высказал еще Жак Кассини в 1715 г.
В. Серафимов.
Сатурналии
Сатурналии (Saturnalia) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и успехи первоначальной культуры. Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы. Во время С. общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконный римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами, в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, как и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в конце республики — 7). В числе праздничных подарков фигурировали, между прочим, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник С. приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.
Н. О.
Саул
Саул — первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом, по желанию народа, в XI в. до Р. Хр. Избрание царем этого простого, хотя и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц, а нашел царство, переносит нас в эпоху первичной стадии государственности, только что начавшей вырабатываться из полной общественной безурядицы времени Судей. Красивый и высокий ростом, он сразу очаровал народ, который при избрании его восторженно кричал: «да живет царь!» (1 Цар. X, 23, 24). Неиспорченный жизнью и властолюбием, С. на первых порах оказался на высоте своего призвания и нанес несколько поражений неприятелям; но затем, все более опьяняемый властью, он начал уклоняться от прежней простоты, окружать себя пышностью и тяготиться влиянием Самуила. Не смотря на данное последнему обещание во всем следовать его советам, С. начал действовать самовластно; возлагавшиеся на него надежды исчезли, и Самуил должен был тайно помазать на царство другого, более достойного человека — Давида. Когда С. узнал об этом, то впал в мрачную меланхолию, граничившую с помешательством; он яростно преследовал своего соперника и совершал большие жестокости. Погиб от собственного меча после несчастной битвы с филистимлянами при Гелвуе. Жизнь его описана в 1 книге Царств гл. IX — XXXI. Его 40-летнее царствование не осталось бесследным для народа: при нем значительно поднялось военное могущество евреев и, несмотря на смуты и последнее поражение от филистимлян, страна вступила на путь быстрого политического развития, которое и достигло высокой степени при его ближайших преемниках — Давиде и Соломоне. См. А. Лопухин, «Библейская история» (т. II); Я. Богородский, «Еврейские цари».
А. Л.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.