- 1310 Просмотров
- Обсудить
Символ
Символ, С. веры. — 1. Греч. слово to sumbolon (sun — с, boloV — бросание, метание; sumballein — совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот или иной знак (sumbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий— государственных, общественных или религиозных. Слово «С.» в житейской речи заменило более древнее слово shma (знак, знамя, цель, небесное знамение). Еще позже в Греции sumbolon называли то, что на Западе наз. lagritio — номер или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни. означавшие должность (напр. перстни афинских судей), билеты на вход в театры, на народные игры, на гладиаторские бои, римские тессары (tessarae— навощенные дощечки, на которых писались военные командные слова). Друзья, расставаясь, брали иногда навощенную дощечку, писали или рисовали на ней что-либо и потом разрывали ее пополам: одна часть оставалась у одного, другая — у другого (tessarae hostiales). При встрече они признавали себя друзьями, если, приложив одну половину дощечки к другой, видели, что обе плотно прилегают одна к другой по линии разрыва. Иногда слово С. означало долю денежного взноса в складчину на доброе дело, на покупку чего-либо нужного для целой общины, а также верительную грамоту иностранного посла. Sumbolax, deipnon apo sumbolwn назывались пиршества или обеды на сборные деньги, а также добровольные приношения на общее угощение. Тем же словом именовались письменные договоры между двумя соседними греческими государствами относительно образа действий, который следовало соблюдать при тяжбе гражданина одного из этих государств с гражданином другого. В Афинах такие договоры назывались dicax apo sumbolwn и выполнялись строго, если были утверждены афинской дикастерией. В эпоху появления в мире христианства символами назывались проекты постановлений, составлявшиеся на общинных собраниях. Большую роль символы и символический культ играли и у других языческих народов древности, напр. у египтян, от которых их могли воспринять и евреи. Климент Александрийский («Стромата», V) утверждает. что Моисей методом Иероглифическим объяснял, под таинственными С. животных, правила нравственного закона, и что декоративные украшения скинии извлечены им из того же источника. Весь почти культ евреев имел символически преобразовательный характер по отношению к грядущему царству Мессии. Не только апостолы, но и сам I. Христос (Иоанн. III, 14; Лук. XXIV, 27) относит, к себе как символ свой и прообраз, воздвигнутого Моисеем в пустыне медного змия. Отцами церкви, начиная с Варнавы, каждая подробность в Ветхом Завете толкуется как С. или прообраз того или другого факта христианской истории. Во время гонений христиане создали для себя особый символический язык. Найденные и описанные до сих пор символические изображения первых веков относятся отчасти к ересям (напр. гностицизму), но главным образом — к древней христианской церкви. Уже Апокалипсис содержит в себе массу С., изображающих отношения первобытной церкви к тогдашнему римскому государству, и наоборот. Во втором веке христианские С. украшают уже не только места религиозных собраний и молитвы, но и частную домашнюю жизнь. Главные свидетельства о символах на перстнях и тайных документах верных находятся в «Педагоге» Климента Алекс. (кн. 3, 106). Символическими изображениями, образами или иконами заменялись нередко между христианами tessarae hostiales. Лилия и роза составляют постоянную принадлежность Св. Девы Марии в ее изображениях; св. Георгий поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает, большей частью, главы святых. О «С.» вообще см. «Реальный словарь» Любкера (два русских перевода), «Dictionnaire d'hist. ecclesiastique», Боста (Женева, 1884), «Encyclopedie des sciences religieuses», Лихтенбергера (т. XI, Пар., 1881) и «Dictionnaire des antiquites chretiennes», аббата Mapтиньи (П., 1889).
II. Особенно важное значение имеют С. веры. Новейшие богословы, напр. профессор И. В. Чельцов, обособляют «С.» от «соборных вероизложений», т. е. от изложений христианского вероучения в деяниях вселенских соборов, а преосв. Сильвестр, в своем «Догматическом Богословии», отличает, кроме того, «исповедания веры», изданные частными лицами во имя церкви или от лица ее. С. веры всегда отличаются краткостью; они только излагают, в аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов, главные догматы веры) без доказательств, как предмет восприятия верой. Первый С. веры христианской дан самим I. Христом, в словах, сказанных Им ученикам Его перед вознесением на небо: «шедшие, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века» (Мф. XXVIII, 18-20; Марк. XVI, 15 и сл.). Первые отцы церкви излагали перед своими учениками учение И. Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: pistiz canwn alhexaz, regula veritatis, и входила в состав христианской disciplinae arcanae. Сами отцы церкви нередко замечают, что. или regula fidei преподана апостолами, которые сами получили ее от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 г., в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Св. Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах церкви коптской. Руфин нашел так называемый апостольский С., писанный на латинск. яз. В толковании на этот С. Руфин утверждал, что это — подлинный текст С., составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый С., составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраной от возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение С. что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им С. Руфин называет или потому, что каждое слово в нем дано апостолами (1 Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой С., то название апостольского С. приличествует и многим другим С. Проф. Чельцов дает следующие заглавия С.: апостольская вера иepycaлимской церкви, церковная вера Kecapиe-палестинской церкви, вселенская вера антаохийской церкви, апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских, апостольские догматы александрийской церкви, апостольской С. римской церкви. О происхождении этих С. от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести С. по содержанию. Ириней и Тертуллиан, указывая на формы С., говорят о них не как о чем-то новом, а как о предании апостольском (1 Тим. VI, 12; 1 Петр. III, 21). С. веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений». Он же замечает, что крестящиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крестящим пресвитером, при чем «вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии». Кирилл Иерусалимский С. Иерусалимской церкви, сохраненный им в надписях его огласительных поучений, называет «святой и апостольской верой»; Макарий Иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на соборе никейском, тот же Иерусалимский С. назвал "апостольской непреложной верой, которую церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, через апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки. Иоанн Кассиан, приводя текст С. антаохийского, замечает, что в нем изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех. Александр, епископ александрийской, называет С. александрийский «апостольскими догматами Церкви», т. е. получившими начало от самих апостолов. Из всех древних С. с особенным вниманием современная наука останавливается на С. апостольском, который римская церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском С. какому именно апостолу принадлежат. С точки зрения православной церкви завершительным актом в области символов веры служит С. никео-цареградский, составленный, в первой его половине, на никейском соборе (325 г.), во второй— на соборе константинопольском (381 г.), где оба С. были соединены воедино. Признание и громкое чтение этого С. при крещении каждого взрослого требуется не отменно; лишь за крещаемых младенцев читает громко С. восприемник или, по его желанно, кто-либо из совершающего таинство причта. Относительно так назыв. апостольского С. в науке существует мнение, что Руфин увлекся доверием к народному преданию; указывают на то, что если бы этот С. был написан непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в «Книге Деяний апостольских», или в каком-либо издании апокрифов. Самим Руфином текст апостольского С. очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи («Dictionnaire», стр. 755) сообщает четыре текста этого С., с разными чтениями. Само название "С. " в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоанского, в его «послании» (XLII) к папе Сирицию I. Вообще обычай называть «исповедания веры» символами— обычай западный, и само слово С. вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры». Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали «исповеданиям веры» имени С., называя их «изложениями веры» или «верой». Во главе «вероизложенй», сделанных отдельными богословами, проф. Чельцов ставит рассуждение пресвитера Викентия, монаха Лиринского (пис. ок. 434 г.). Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными Иерархами или другими учеными лицами, вследствие особых обстоятельств, напр. по просьбе какой-либо церкви, уклонившейся никогда от восточно-православного и вселенского единства. В течение двух почти тысячелетий существования христианства в мире, каждое христианское общество, каждая секта вырабатывает свои С. Возникла новая наука— символика, изучающая сравнительно С. разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое или обличительное богословие старого времени. Шлейермахер называет символику «сравнительной догматикой», Пельт— средством к «познанию конфессиональных принципов всех вероисповеданий». История символики начинается с XVI в. и на первых порах имеет целью полемику (theologia elenctica). Сюда относятся: Хемниц, «Examea concilii tridentini» (Франкф., 1588); Галов, «Synopsis controversiarum, quae Ecclesiae Christi cum haereticis... socinianis, anabaptistis, calvinianis, calixinis, aliisque intercedunt» (Виттенб., 1653); Вальх, "Introductio in libros symbolicoa eccl. luther. " (1752): Землер, "Apparatus ad libros symbolicos Eccl. Luth. « (Галле, 1775); Беллярмин, „Disputationes de controversiis..." (Рим, 1581-93; Прага, 1721); Боссюэт, „Exposition de la doctrine de l'eglise cathol. sur les matieres de controverse" (Пар., 1671). Не ранее, как во второй половине XVIII в., полемика отступила на второй план. Первый толчок в этом направлении дал геттинг. проф. Планк в своих соч. : „Geschichte der Enststehung" etc.» (Лпц., 1791-1800) и др., которые особенно одобрял Шлейермахер. Затем следует Маргейнеке, применивший к истории догматов метод гегельянский. Его соч.: «Christl. Symbolik od. histor. Kritik and dogm. comparative Darstellung des kathol luther., reform. u. socin. Glanbens» (Гейдельб., 1810-13); «Institutiones Symbolicae» (1812, 3 изд., 1830); «Vorlesungen ub. die chr. Symbolik» (1848). Особенное значение символика, как наука, приобрела на Западе после сочин. Мелера ("Symbolik, 1832; 7-е изд., 1864). Замечательны, далее, след. соч.: Creuzer, «Symbolik aller christlichen Confessionen» (1837-44); Guericke, «Allgemeine christi. Symbolik vom luther. Kirchi. Standpгnkt» (3-е изд., 1861); Baier, «Symbolik der roem. Kathol. Kirche» (Грейфсв., 1854); Matthes, «Camparative Symbolik aller christl. Confessionen» (Лпц., 1854); Bunsen, «Das Symbol des Kreuzes bei alien Nationen» (1876); Hoffmann, «Symbolik od. system. Darstellung des symb. Lehrbegriffs» (Лпц., 1857); Oehler «Lehrbuch d. Symbolik» (Тюбинг., 1876); Wendt, «Symbolik der Romisch. Kirche» (Гота, 1880); Gass, «Symbolik der griechischen Kirche» (Б., 1872); Plitt, «Grundriss der Symbolik fur Vorlesungen» (Эрланг., 1875); Scheele, «Theologisk Symbolik» (Упсала, 1877); Hoefling, «De Symbolorum natara, necessitate, autoritate et usu» (Эрланг., 1841); Schaff, «Bibliotheka Symholica Ecclesiae universae» (Нью-Йорк, 1877); Caspari, «Ungedruckte, unbeachtete und wenig beachtete Quellen zur Greschiclite des Taufsymbols und der Griaubensregel» (1866-79); Hahn, «Biblioth. der Symbol— und Glaubensregel der apost, cathol. Kirche» (1842); Schaff, «Bibliotheca symbolica ecclesiae universae» (Нью-Йорк, 1877). Относительно издания С. и вероизложений на русском языке см. стр. 29 в «Догматическом богословии» преосв. Сильвестра (Киев, 1844). Ср. еще Бердникова, «О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках» («Правосл. Собеседник», 1869); Воинова, «Ветхозаветные С. по указаны богосл. книг» («Душепол. Чтение», 1863 и 1865); «Значение символов в лютеранстве» («Правосл. Собеседник», 1875).
Сименс
Сименс (Эрнст Вернер фон-Siemens, 1816-92) — знаменитый герм. инженер, образование получил в артиллерийско-инженерной школе в Берлине, в 1841 г. получил первую привилегию на способ гальванического серебрения и золочения и для эксплуатации этой привилегии основал в Берлине завод в компании с Геннигером. Затем он устроил дифференциальный регулятор для паровых машин и водяных колес, который поныне употребляется в некоторых механизмах. В 1844 г. командирован был в артиллерийские мастерские в Берлине для производства опытов по применению взрывчатой хлопчатой бумаги. В 1847 г. С. вошел в состав комиссии по введению электрических телеграфов в Пруссии. Это послужило толчком к ряду изобретений С. по телеграфной части и, между прочим, к устройству специальной машины для покрывания медной проволоки гуттаперчей (1846); машина эта вошла во всеобщее употребление при производстве изолированных проводников для подземных и подводных телеграфных кабелей. В 1848 г. он заложил в нильской гавани первые подводные мины, снабженные приспособлениями для воспламенения электрическим способом, а в качестве коменданта крепости Фридрихсорт построил батареи для защиты экернфердерской гавани. Зимой 1848-49 г. С. по поручению правительства, проложил подземную телеграфную сеть между Берлином, Франкфуртом и Аахеном, после чего оставил военную службу и посвятил себя телеграфо-строительному заводу, основанному им в Берлине вместе с механиком Гальске, в 1847 г. Из этого завода, на котором в настоящее время работает несколько тысяч человек, вышло множество изобретений и усовершенствовании по части телеграфного дела и электротехники. Между прочим, С. выработал теорию продолжения подводных кабелей и изобрел динамо-машину (X, 629), теорию которой, являющуюся исходным моментом всей современной электротехники, он изложил в берлинской академии 17 января 1867 г. С. проложил первый подводный кабель в открытом море (линия Бона-Кальяри), а в 1879 г. построил на берлинской выставке первую электрическую жел. дорогу и с тех пор принимал наиболее деятельное участие в развитии и распространении электрических жел. дорог. Из многочисленных предприятий, осуществленных фирмой С. Гальске, следует в особенности отметить сооружение телеграфной сети в России, начатое в 1853 г. Большой завод в Шарлоттенбурге изготовляет кабели для подземной проводки, для электрического освещения и для телефонов; другой кабельный завод устроен был в Англии, и на нем выделано было семь кабелей, соединяющих Европу с Америкой. Отделения предприятий фирмы С. и Гальске открыты были ив Вене, СПб. и Тифлисе; на Кавказе фирма занималась и нефтепромышленностью. В 1887 г. товарищество С. и Гальске преобразовано было в акционерное общество, с основным капиталом в 35 милл. марок, который в 1898 г. увеличен был до 40 милл., а в 1899 г. до 45 милл. марок. Общество ведет в различных странах множество предприятий (по электрическому освещению, по эксплуатации телефонов, телеграфов, электрических жел. дорог, по передаче электрической энергии), но все же центр его деятельности в производстве аппаратов и принадлежностей электротехники. В 1874 г. берлинская академии наук избрала Вернера С. ординарным своим членом; в 1888 г. он возведен был в дворянское достоинство. С. напеч. «Positive Vorschlage zu einem Patentgesetz» (Б., 1869), «Gesammelte Abhandlungen und Vortrage» (там же, 1881); второе издание последней книги составляет 1-й том его «Wissenschaftliche und technische Arbeiten» (2 т., Б., 1889-91). Кроме того, он оставил интересные «Lebenserinnerungen» (Берл., 1892; 4 изд., 1895).
Симеон
Симеон — царь болгарский (885-927), сын болгарского князя Бориса; детство и юность провел в Константинополе при дворе, в качестве заложника; воспитывался вместе с сыновьями императора Михаила III и получил хорошее образование, так что льстецы впоследствии называли его полу греком (hmiargoz) и сравнивали с Птолемеем Египетским. Епископ кремонский Лиутпранд, бывший в Константинополе в начале Х в., передает, в «Antapodosus», известие, что греки всеми мерами старались уговорить С. принять монашество и навсегда остаться в Византии; это дало бы им возможность прибрать к своим рукам Болгарию, так как у Бориса детей более не было. С. уступил, наконец, увещаниям императора и патриарха принял пострижение, но в 885 г., получив известие о смерти отца, сбросил рясу и бежал в Болгарию, унеся с собой непримиримую вражду к грекам, которую и обнаружил тотчас же по вступлении на престол. Он отсрочил падение Болгарского царства почти на целое столетие (971 г.). Болгария достигла при нем самой высокой степени своего могущества. Греки, терпевшие поражение в целом ряде беспрерывных войн, сохранили в своей власти только некоторые приморские пункты. Болгары несколько раз едва не овладели Константинополем; неудачу они потерпели лишь за неимением флота. Императоры Лев Х и Роман Лакапин ценой унижения и обязательством платить ежегодную дань покупали у них мир. С. завладел почти всем Балканским полуостровом, частью нынешней Венгрии и Валахии; сербы также признавали его верховную власть. К концу его царствования у греков оставался в Европе один лишь Константинополь, окруженный тесным кольцом болгарских войск, и если бы не внезапная, загадочная смерть С. (думают, что он отравлен греческим наемником), то на Византию мог бы обрушиться решительный удар. Чтобы не стоять ниже византийского императора, С. принял титул цезаря (царя), а чтобы предохранить своих подданных от вымогательств византийского духовенства, сделал свою столицу Преслав резиденцией патриарха. При нем болгарская литература переживала свой золотой век и имела важное историческое значение. Ни одна из западных литератур не представляет в столь отдаленную эпоху такого громадного запаса заимствованных от греков сочинений библейского, богослужебного и богословского содержания. Кроме того, болгары переводили с греческого так назыв. апокрифы, распространившиеся в средние века по всей Европе и у нас в России под именем «болгарских басен». Они прежде всех сделали из древне церковно-славянского языка язык литературный, а их произведения, распространявшиеся среди всех православных славян, содействовали оживлению национальных литератур. Из писателей Симеонова века известны: Иоанн, экзарх болгарский, который перевел «Шестоднев» Василия Великого, и черноризец Храбр, оставивший важное сказание: «О письменех». Сам С. также, по преданию, не был чужд литературе, но из его произведений ничего не дошло до нас. С именем его связан лишь известный «Изборник С.» — свод статей различного содержания, переписанный впоследствии для Святослава, великого князя киевского (1073-1076), известный теперь под именем «изборника Святослава» и хранящийся в Имп. публичной библиотеке.
Литература. Богатейший материал для характеристики С. и его отношений к грекам заключается в письмах к нему патриарха Николая Мистика (у Migne, «Patrologiae carsus completus» т. 101), в открытой директором афинской библиотеки И. Сакеллионом его переписке с посланником императора Льва Мудрого, Львом Магистром, и с Романом Лакапином (Deltxon, 1886 г.) и в слове неизвестного автора: "Boulgarwn sumbasei изданном Проф. О. И. Успенским в «Известиях Новороссийского Университета» за 1895 г. Этот материал отчасти разработан болгарским ученым Н. Златарским («Сборник за народни умотворения, наука и книжнина», София, 1895 г., т. IX, X, XI). С историко-литературной стороны время С. рассмотрено в соч. Палаузова: «Век болгарского царя С.».
В. К-ов.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.