- 918 Просмотров
- Обсудить
Снегирь
Снегирь (Pyrrhula) — род конусоклювых певчих птиц из сем. вьюрковых или зябликовых (FringiIlidae), характеризующийся очень вздутым клювом с почти одинаково развитыми надклювьем и подклювьем, причем длина первого равна его ширине у ноздрей. Ноздри покрыты щетинистыми перышками. У округленных, недлинных крыльев третье и четвертое маховые перья длиннее остальных. Хвост слабо вырезан. Боковые пальцы неодинаковой длины. Известно около 10 видов, распространенных в палеарктической области. С. обыкновенно называют два близких вида Pyrrhula: восточный более крупный вид (дл. — 19 стм.), Р. coccinea, и западный, более мелкий (дл. — 17 стм.), P. vulgaris. Оба вида окрашены сходно, но черная шапочка у первого развита больше и захватывает затылок. Спина у самцов пепельно-серая, у самок — буровато-серая; нижняя сторона тела самцов киноварно-красная, самок — серая. Хвост, крылья и клюв — черные. На крыльях серая поперечная полоса. P. coccinea распространена преимущественно в Евр. России и в Сибири; P. vulgaris — преимущественно в зап. Европе. Питаются семенами и насекомыми. Гнезда, свитые из прутиков, стебельков и корешков и выстланные обыкновенно волосом, вьют на деревьях. Кладка из 4 — 5 зеленовато-голубых яиц с черными и красно-бурыми точками и черточками. Зимою небольшими стайками С. перекочевывают из сев. Европы в среднюю. Легко приручаются и при хорошем уходе подолгу выживают в неволе. В горах средней Германии молодых С. вынимают из гнезд и обучают пению. С. легко выучиваются насвистывать различные мелодии. Отсюда торговцы птицами доставляют обученных С. в большие города Европы. В Сибири, кроме P. coccinea, водится местный вид С. серый или сибирский С. (P. cineracea), у которого оба пола окрашены сходно, — именно похожи на самцов европейских С., но грудь не красная, а серая, как у самки P. coccinea. Ю. В.
Ловят С. осенью, когда они прилетают с севера; их кроют сетями на точках, устраиваемым преимущественно на просеках вблизи леса, с заводными на присадах и подвязными под сетью ; кроме того, С. ловят и в западню, в которую сажают ручную самку; кроют также лучком. С. держат в клетке, главным образом, из-за их красоты и кроткого, доверчивого характера. Из Тюрингена вывозятся в Берлин, Варшаву, Петербург, Амстердам, Лондон, Вену и даже в Америку С. малой разновидности, умеющие насвистывать симпатичным флейтовым голосом одну или две небольшие песенки; такие С. называются любителями их «минаветными» С.
Снорри Стурлусон
Снорри Стурлусон (Snorri или Snorre Sturluson, 1179 — 1241) — выдающийся исландский скальд и политический деятель, игравший очень важную роль и в скандинавской литературе, и в истории своей родины. Происходил от одного из древнейших родов в Исландии, Стурлунгов; достиг высокого положения в олигархическом управлении Исландией и несколько раз занимал должность законодателя. В междоусобной войне Стурлунгов (о которой рассказывает «Sturlungasaga») он принимал участие, и не всегда красивое. В 1237 г. он бежал от своего брата Сигвата и его сына в Норвегию, к герцогу Скули, с которым подружился еще в свое первое пребывание в Норвегии, в 1218 г. Там он составил план подчинения Исландии норвежским герцогам, чтобы самому утвердиться в Исландии и отомстить своим врагам Торгильскарду и Гизуру. В 1239 г. С., вопреки запрещению короля Гакона, вернулся в Исландию. Гакон, подозревавший С, в соучастии с восставшим герцогом Скули, объявил С. изменником, и С. был убит Гизуром, своим же зятем. Как писатель, С. занимает первое место в литературе своего отечества: он и великий историк, и великий поэт-скадьд. Из прозаических произведений С. особенно замечательна (названная так первым издателем, И. Перингшельдом, по начальным словам произведения) «Heimskringla» («Земной круг»), т. е. история норвежских королей («Noregs-Konunga Sogur») от древнейших времен до конца XII стол. Она состоит из 16-ти саг о норвежских королях, начиная с шведских и норвежских Инглингов (пролог и «Ynglingasaga»), как предшественников норвежских королей, и кончая королем Магнусом Эрдингссоном (умер 1184). «Heimskringla» имеется в рукописях «Kringlia» и «Jofraskiuna» (обе сгорели в Копенгагене в 1728 г. почти без остатка, но сохранились в списках), и в «Eirspennill» и «Frissbok» (изд. Унгером в 1871 г.), где помещена еще сага Стурла Тордгарсона о Гаконе Старом и выпущена сага об Oлафе Святом. Относительно участия С. в этом сборнике мнения расходятся; вероятнее всего, что он пользовался уже написанными сагами, и главная его заслуга — в критической проверке и обработке имевшегося материала. «Heimskringla» издана Реringskjold'ом (Стокл., 1697), Schoning'ом и Sk. Thorlacius'ом (Копенгаг., 1777 — 1783), Unger'ом (Христ., 1868) и (с критическими примечаниями) Финнуром Ионссоном (Копенг.,1893); немецкие переводы дали Wachter (Лпц., 1835 — 36), Monicke (Штральз., 1835 — 37), датские — Grundvig (Копенгаген, 1818 — 22), Aall (Христ., 1838 — 39), G. Storm (ib., 1896), шведские — Richert (Стокг., 1816 — 29) и Н. Hildebrand (Oerebro, 1869 — 71). Затем, по древним свидетельствам (древнейшее — Упсальская рукопись 1300 г.), С. принадлежат старейшие части позднейшей Эдды , которая потому и называется «Snorra-Edda». Кроме заключенного в ней «Hattatal», состоящего из 102 строф и стольких же различных размеров панегирического стихотворения в честь короля Гакона и ярла Скули, С. сочинил так наз. «drapa» на вдову ярла Гакона Галина, Христину, на епископа Гудмунда Арасона и др. Следует ли считать известное под именем Сэмунда Мудрого стихотворение «Noregs Коnungatal» юношеским произведением С. — весьма сомнительно. Писательская деятельность С. относится, вероятнее всего, к 1220 — 37 гг. Ср. Р. Е. Muller, «Undersogelse от Kilderne tie Snorros Heimskringla» (Эребро, 1823), (G. Storm, «Snorre Sturlassons Histories Kriening» (Копенгаг., 1873); Boesen, «Snorri Sturlusson» (ib., 1879), Rosselet, «De Snorrone Sturlaeo» (Берл., 1853).
Coбеский
Coбеский (Ян) — король польский, род. в 1624 г., учился в Кракове, вместе с братом своим совершил продолжительное путешествие по Европе. Военное поприще начал в звании коронного хорунжего (1656), затем был маршалком вел. коронным, гетманом польским, с 1668 г. — гетманом великим коронным; в 1665 г. женился на вдове Замойского, Марии-Казимире, рожд. маркизе д'Аркьен . На избирательном сейме шляхта, находившаяся под обаянием только что одержанной С. блестящей победы над турками под Хотином, провозгласила его королем (21 мая 1674 г.), несмотря на сильное противодействие австрийской партии, с Пацами во главе. В наследие от Михаила Вишневецкого перешла к С. нерешенная борьба с турками, тянувшаяся, с незначительными перерывами, все время его правления. В августе 1674 г. С. двинулся в Подолию, которую опустошали турки, взял Немиров, Могилев, Брацлав и привлек на свою сторону казаков обещанием льгот. После тщетных переговоров с ханом, С. дал генеральную битву под Львовом соединенному турецкотатарскому отряду (24 авг. 1675 г.) и нанес ему полное поражение. Короновавшись 2 февр. 1676 г. в Кракове, С., пользуясь временным затишьем со стороны турок, занялся вместе с сеймом упорядочением некоторых внутренних дел (установление новых податей для содержания войска). 17 окт. 1676 г., после непродолжительных военных действий, С. удалось заключить мир с турками (в Журавне), по которому две трети Украины возвращены Польше, а остальная часть оставлена казакам под опекой турок. Согласившись на эти условия лишь в силу необходимости, С. не переставал думать о возвращении Подолии, вел переговоры с иностранными дворами относительно всеобщей войны с Турцией и на целом ряде сеймов ставил вопрос, не лучше ли возобновить войну с Турцией, чем жертвовать богатыми землями. Проект этой войны привел С. к союзу с Австрией, находившейся в тяжелых условиях вследствие восстания венгров, поддерживаемых турками. Французский двор употребил все усилия, чтобы расстроить этот союз, но, несмотря на личные симпатии С. к Франции, австрийская партия восторжествовала. Немало помогло этому личное нерасположение королевы Марии-Казимиры к Людовику XIV за то, что он отказал отцу ее в звании герцога, и также разоблачение интриг французского посланника де Витри. Известие о громадных вооружениях султана ускорило заключение союза с Австрией (31 марта 1683 г.), после чего С. начал деятельно готовиться к войне. Между тем султан Магомет IV, узнав о договоре, немедленно двинул в Австрию вел. визиря Кара-Мустафу, с громадным войском. Хотя военные приготовления Польши далеко не были окончены, С. поспешил к Вене, осажденной турками, принял главное начальство над всей союзной армией и 2(12) сентября 1683 г. одержал над турками победу, покрывшую имя его блеском и составившую одну из славнейших страниц польской истории. Чтобы обеспечить себе успех в дальнейшей войне с Турцией, С. вступил в переговоры с Москвой, убеждая ее примкнуть к союзу, и для этой цели заключил с ней вечный мир (26 апр. 1686 г.). Борьба с Турцией продолжалась до конца жизни С. с переменным успехом. Последние годы правления С. были омрачены разными внутренними неурядицами, частью вследствие борьбы при польском дворе двух партий (австрийской и французской), заявлявших притязание на руководительство внешней политикой, частью вследствие интриг и происков некоторых влиятельных фамилий (Пацы, впоследствии Сапеги и др.), замышлявших лишить С. короны. Росло неудовольствие против короля и среди шляхты, обеспокоенной слухами, будто бы С. хочет ограничить ее привилегии, сделать трон наследственным и т. д. Сеймы проходили бурно, часто были срываемы, королю приходилось иногда выслушивать самые оскорбительные речи; слышался громкий ропот на королеву, которая, пользуясь своим неограниченным влиянием на мужа, раздавала различные должности за деньги. К довершению всего возник раздор и в королевской семье: С. любил более других старшего сына Якова, к которому не расположена была Мария-Казимира. Все это увеличивало мучения короля (С. несколько лет страдал подагрой и каменной болезнью): он падал духом и относился с совершенным равнодушием к государственным делам. Ум. 17 Июня 1696 г. По отзыву современников, личность С. представляется в привлекательном свете: он был доступен, приветлив и ласков с низшими, уважал науку и просвещение. Блестящий полководец, он не обладал государственным умом: победы его не принесли Польше выгоды. Сделав так много для славы своего отечества, С. в то же время ничего не сделал для его пользы.
Литература. Salvandy, «Histoire de Jean S.» (П, 1827); Coyer, «Histoire de Jean S.» (Амстердам, 1761); «Archivum francuskie do Jana III» (Wyd. Walizewski, Краков, 1879); Vanderlinde, «Vita et res gestae Joannis S.» (Амстерд., 1685); Szajnocha, «Opowiadanie о Janie III»; «Listy krola Jana III pisane do krolowey Maryi-Kazimiry w ciagu wyprawy pod Wieden w r. 1683» (Wyd. prz. Raczynskiego, Варш., 1824); «Acta Jana S.» (Wyd. Kluczycki, 1880); «Bibl. Myszkowskich. Listy Jana III» (Wyd. Helcel, 1862). К. Ч.
Соборы церковные
Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) — в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической — соборами епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него — для регулирования дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах — собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или — в некоторых самостоятельных церквах — в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основание для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15 — 20; Иоан. XVII, 17, 21 — 26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово — sunodoi, по-русски — С., полатыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категории С.: вселенские и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными ( topicai sunodoi ) или частными (S. particulares) С. в православных, римско-католической, армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различных странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п. ), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и «из прилучившихся» архиереев в Москве; при Петре вместо временных С. учрежден был при местоблюстителе «освященный С.» постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод. Созывание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название «духовного С.». В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом. По уставу ев. — лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных и генеральный синод ев. — лютеранский. В праве римскокатолической церкви, кроме вселенских, различаются С. национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi). Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые времена — светскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения, санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается, в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности — издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно прав, отношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах — избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным С., судебная — архиерейским С., административная — особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству; административная и судная власть оставлена за церковными советами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. : анкирского (314 — 315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В римскокатолической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных С. в развили церковного права каждой вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср. Турчанинов, «Историческое исследование о С. русской церкви» (М., 1829); Григорович, «О С. русской церкви» (М., 1866); Zhishman, «О С. восточных церквей» (1867); Hefele, «Conciliengeschichte».
М. Горчаков.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.