- 1132 Просмотра
- Обсудить
Спинная сухотка
Спинная сухотка — болезнь спинного мозга (tabes dorsalis или просто tabes). С учением о С. сухотке связано множество теоретических вопросов, имеющих существенное значение для физиологии спинного мозга. В анатомическом отношении С. сухотка представляет частичное заболевание спинного мозга: при ней с постоянством поражаются задние белые столбы его. Заложенный в них нервные волокна атрофируются, уничтожаются, а на их месте развивается соединительная ткань, не несущая нервных функций. Этот процесс, протекающий весьма медленно, называется перерождением или склерозом, и так как пораженные им отделы спинного мозга принимают серую окраску, то с анатомической точки зрении С. сухотка называется серым перерождением или склерозом задних столбов. Кроме этой основной находки вскрытие больных, страдавших С. сухоткой, обнаруживает также изменения в виде перерождения и атрофии в задних корешках спинного мозга, в межпозвоночных узлах, и весьма часто в сером веществе спинного мозга и в отдельных периферических нервах, преимущественно чувствительных. Обыкновенно наиболее резкие изменения происходят в нижнем отделе спинного мозга, и оттуда они распространяются в восходящем направлении, при чем иногда поражаются также некоторые отделы продолговатого и головного мозга; особое значение имеет распространение процесса на зрительные нервы, поскольку это выражается потерей зрения. Понятно, что при столь обширном анатомическом поражении различных отделов центральной и периферической нервной системы, клиническая картина С. сухотки слагается из весьма разнообразных болезненных явлений. Из них некоторые составляют постоянные, кардинальные симптомы, другие же, хотя и часто встречаются, но не столь существенны. Наиболее важный и характерный симптом С. сухотки есть расстройство сочетания движений, называемое атаксией (ataxie), наблюдаемое прежде всего и во многих случаях исключительно в нижних конечностях. Сущность этого явления заключается в том, что нарушается механизм иннервации мышц, необходимый для правильного выполнения движений и для поддержки равновесия тела. Этот механизм работает автоматически, без участия сознания. Если напр. нам нужно идти, то мы поднимаем ногу, ставим ее вперед, затем поднимаем и передвигаем другую, при чем мы по произволу меняем размер и быстроту шага; но взаимное отношение сокращаемых и расслабляемых мышц, требующееся для определенной ходьбы, устанавливается само собою, бессознательно, и точно также автоматически при каждом шаге совершается целый ряд мышечных сокращений и расслаблений для перемещения центра тяжести туловища. При С. сухотке, вследствие перерождения задних столбов спинного мозга, автоматическая передача импульсов к мышцам, необходимая для правильной игры этого механизма «координации», нарушается, и поэтому возникает своеобразное расстройство стояния, походки и равновесия тела. Желая шагнуть вперед, больной поднимает ногу слишком высоко или бросает ее в сторону; стоя, он не может привести центр тяжести своего туловища в соответствие с опорой ног, и поэтому при сдвинутых ногах шатается и даже падает; когда он идет с широко расставленными ногами и внимательно следить глазами за своей ходьбой, то он кое-как справляется с нарушением координации; в темноте же или при закрытых глазах он передвигается крайне неуверенно. Когда болезнь резко выражена, то к описанному расстройству координации движений присоединяется нарушение или даже полная потеря мышечного чувства: больной не получает ощущений от сокращений мышц, от перемещения своих членов, так что, напр., без помощи зрения он не может отдать себе отчет в том, согнута ли его нога или вытянута. До таких крайних размеров атаксии доходит лишь в последней стадии болезни, иногда спустя много лет после ее начала. Но во всяком случае, постепенное усиление атаксии составляет самый важный и грозный симптом С. сухотки, почему она имеет еще другое клиническое название — прогрессирующая двигательная атаксия. Другой кардинальный симптом С. сухотки заключается в припадках невралгической боли, преимущественно поражающих нижние конечности. Боли эти появляются периодически, в неправильные промежутки, без всякой видимой причины и ощущаются в виде пронизывающих, стреляющих, молниеобразных ударов в ноги, достигая высокой, невыносимой степени. Кроме нижних конечностей, иногда подобные боли ощущаются и в других частях тела — в спине, руках, внутренних органах. Далее, с большим постоянством при С. сухотке наблюдаются расстройства в отправлениях мочеполового аппарата. К менее постоянным, но крайне мучительным симптомам принадлежат так назыв. табетические кризисы, чаще всего поражающие желудок (crises gastriques): без всякой внешней причины у больного вдруг появляется неукротимая рвота со страшными болями в желудке и такое состояние длится несколько дней, затем бесследно исчезает, но по временам опять повторяется. Иногда соответственные кризисы поражают гортань, выражаясь тогда мучительным кашлем и одышкой, или другие внутренние органы. В тех случаях, где табетический процесс распространяется на зрительные нервы, у табетиков падает зрение, при чем это поражение безостановочно прогрессирует, доходя до полной слепоты. Еще нужно упомянуть о субъективных расстройствах чувствительности, появляющихся с большим постоянством уже в ранней стадии болезни: у больных возникают своеобразные ощущения в ногах, в роде онемения; им кажется, что на подошвах надето что-то мягкое, в роде подушки или меха; они ощущают вокруг живота давление, как будто на них надет тесный пояс и т. п. Кроме того, целый ряд симптомов указывает на определенные анатомические изменения центральной нервной системы. Сюда относится, прежде всего, потеря коленного сухожильного рефлекса — при ударе молоточком по сухожилию бедренной мышцы, прикрепляющейся к голени под колонной чашкой, не получается поднятия голени; затем наблюдаются изменения в ширине и подвижности зрачков, далее потеря или ослабление кожной чувствительности на ногах и проч. Обыкновенно различают три стадии болезни, хотя деление это искусственно. Первая стадия называется невралгической, потому что в первые годы болезни атаксия еще не замечается, и главное страдание составляют стреляющие боли. Вторая стадия — атактическая: тут возникает и доходит до полного развития атаксия, а также периодически выступают остальные из перечисленных выше симптомов; этот период длится неопределенно долго, иногда многие годы. Наконец, устанавливается третья, так назыв. паралитическая стадия: атаксия доходит до таких размеров, что больные уже совсем не могут передвигаться, обыкновенно являются расстройства питания мышц, нарушение питания кожи и осложнения со стороны внутренних органов, приводящие к смертельному исходу. Сама по себе С. сухотка не ведет к смерти, и больные иногда живут десятки лет с явными симптомами этого страдания. В известном ряду случаев к С. сухотке присоединяется, спустя несколько лет, прогрессивный паралич, и тогда смерть обусловливается уже последним. Во многих случаях, наоборот, течение С. сухотки бывает благоприятно: атаксия не доходит до крайних размеров и не доводит больных до беспомощного состояния. С другой стороны, до сих пор не найдено средств для полного исцеления от С. сухотки или для остановки ее, раз она проявилась. Она обыкновенно поражает людей в среднем возрасте, от 30-40 лет, редко начинаясь после 50 или до 25 лет. Мужчины страдают значительно чаще женщин. Что касается причины болезни, то старый взгляд на С. сухотку, как на последствие половых излишеств, несомненно ошибочен. Этот момент скорее приводит к неврастении или душевным расстройствам. чем к С. сухотке, хотя огромное большинство субъектов, заболевающих С. сухоткой, раньше страдали сифилисом — лет за 6, 8, 12 и более. Хотя С. сухотка никоим образом не может считаться сифилитическим поражением спинного мозга и не поддается нисколько противосифилитическому лечению, но нельзя не принять во внимание указанного совпадения ее с сифилисом для оценки ее причин; уже не говоря о том, что всякий человек, не имевший сифилиса, с громадной вероятностью может считать себя обеспеченным от заболевании С. сухоткой. Впрочем, нельзя отрицать значение некоторых других обстоятельств в смысле причин болезни, как, напр., простуда, сотрясения С. мозга и т. п. Относительно лечения С. сухотки достаточно сказать, что к ней применяются вообще все методы, употребительные в современной медицине для борьбы с нервными болезнями — помимо внутренних средств — водолечение, ванны, прижигания позвоночника, электричество, вытяжение позвоночника, подвешивании и др. В новейшее время большие надежды возлагаются на лечение атаксии путем своеобразной гимнастики, направленной на систематическое упражнение больного в сочетании движений. Подробности см. в новых руководствах к болезням спинного мозга.
П. Розенбах.
Спиридов Григорий Андреевич
Спиридов (Григорий Андреевич, 1713 — 1790) — адмирал. После производства в мичманы (1732), С. впервые участвовал в морских сражениях против турок в 1737 — 40 гг., находясь адъютантом при адмирале Бредале; во время семилетней войны, при осаде Кольберга, командовал 2-тысячным десантным отрядом. С производством в 1764 г. в вице-адмиралы, С. был назначен главным командиром Ревельского порта, откуда переведен в Кронштадт через два года. В 1769 г., в звании адмирала, отправился в архипелагские воды «первым флагманом русского флота», содействовал здесь восстанию греков и был одним из главных виновников чесменской победы. После Кучук-Кайнарджийского мира (1774) вышел в отставку.
Спиритизм
Спиритизм — верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библии есть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием и вызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория Двоеслова, медиоланский епископ VI в. Даций, проезжая через Коринф, изгнал из одного дома злого духа, который не давал жить в этом доме, заставляя раздаваться по ночам рычанье львов, мычанье коров, блеяние овец, шипение змей. В нынешнем столетии это верование приняло своеобразную форму. В 1848 г. в штате Нью-Йорке семейство Фокс, состоящее из мужа, жены и двух дочерей, было поражено таинственными стуками в их доме. Одна из дочерей, по имени Кэт, высказала догадку, что звуки производятся каким-то разумным существом. Обратились к таинственному существу с вопросами (оно должно было отвечать постукиваниями). Было условлено, напр., что один удар будет обозначать «нет», три удара — «да». На вопросы попадались целесообразные ответы. Из них узнали, что говорит душа убитого разносчика. Дух продолжал отвечать и тогда, когда спрашивавшие его сестры Фокс оставили родительский дом и поселились у своей замужней сестры. Весть об этих необычайных явлениях быстро распространилась. Они были констатированы различными посторонними лицами. Сестры Фокс были признаны посредницами, или медиумами, через которых живые люди могут входить в общение с душами умерших. Вскоре открылись другие медиумы, через посредство которых стали совершаться другие обнаружения духов. Явились профессиональные медиумы, и вместе с ними сделались необычайные обнаружения духов более многочисленными и разнообразными. К этим обнаружениям относятся прежде всего автоматические движения, происходящие при видимом непосредственном участии медиума. Таковы приподнимание и вращение стола при наложении на него рук медиума; писание и рисование рукой медиума; автоматический разговор в состоянии транса. Вторую группу составляют явления, совершающиеся в присутствии медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели, игра музыкальных инструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков, различных материальных фигур, напр., человеческих рук, лиц или целых фигур, написанных слов и чертежей, фотографий человеческих и других форм, развязывание узлов.
Из Америки в Европу С. был перенесен в 1852 г. профессиональным медиумом Гайденом.
В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 70-х годов знаменитым медиумом Юмом. К этим сеансам большинство отнеслось скептически. Но нашлись и горячие сторонники С. Среди них оказались А. Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Когда в 1874 г. приехал в Петербург медиум Бредиф, опыты его привлекли к себе общее внимание. Специальностью Бредифа было показывание из-за занавески, позади которой он садился, светящейся руки его умершей приятельницы Жеке. Рука появлялась и в том случае, когда руки медиума предварительно связывались или когда медиуму давали в руки электроды, которые проходили через поставленный на виду публики светящийся гальванометр. Но опыты перестали удаваться, когда, по предложению проф. Боргмана, для устранения возможности обмана, электроды были заменены узкими ванночками, в которые медиум должен был вставлять — средние пальцы рук или металлические пластинки, идущие от надетых на эти пальцы колец. Защитники С. объясняли эти неудачи сложностью контрольного приспособления. Они говорили, что приспособление служит выражением явного недоверия к медиуму и потому действует на него неблагоприятно. Противники, наоборот, в неудачах видели прямое доказательство, что Бредиф — простой фокусник, который ловко развязывает узлы или освобождает руку от электрода, не размыкая тока, и показывает ее публике под видом руки умершей Жеке. Пошли споры. Спиритические опыты сделались злобой дня. Тогда профессор Менделеев обратился к физическому обществу при спб. университете с предложением образовать комиссию для исследования спиритических явлений. «Пришло время, говорил он в своей записке, обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, вызовом человеческих фигур посредством медиумов, грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления». Предложение Менделеева было принято. Составилась комиссия из 12 человек. Аксаков, Бутлеров и Вагнер изъявили с своей стороны готовность познакомить членов комиссии с литературой С. и с самыми явлениями спиритическими. Аксаков отправился за границу и на свой счет привез из Англии в октябре 1875 г. двух медиумов, братьев Петти. В доказательство медиумической силы последних было представлено комиссии 16 печатных отзывов о них в медиумической литературе. Специальностью бр. Петти было: 1) произведение капель жидкости и 2) вызов звуков колокольчика за занавеской или в запертой клетке. Было устроено 6 сеансов. Результаты получились следующие. Капли жидкости появлялись на верхней поверхности листа бумаги, когда этот лист лежал на столе и на нижней, когда лист держали над головой медиума. Бумага, пропитанная треххлористым железом, получала под влиянием этих капель ту самую окраску, какую производит в ней слюна. Когда медиуму завязывали рот или покрывали его голову скатертью или картонкой, при чем никто во время опыта не говорил, никаких капель не получалось на листе, хотя медиум ударом руки давал знать, что капли должны получиться. Звуки колокольчика в клетке на одном сеансе были слышны, но они, видимо, были произведены рукой медиума, потому что по окончании опыта клетка оказалась сдвинутой и колокольчик опрокинутым. Когда были приняты меры, чтобы медиум не мог коснуться колокольчика, не было слышно никаких звуков. А когда поместили колокольчик позади занавески из двух половинок, которые внизу были сметаны нитками, а вверху заколоты булавкой, послышался шум свалившегося на пол тела. Оказалось, что свалился со стула один из медиумов. В занавеске нашли проруху, а на рукаве свалившегося медиума — часть нитки, которою были сметаны половинки занавески. Обсудив эти результаты, комиссия признала братьев Петти обманщиками. В январе 1876 г. А. Н. Аксаков привез другого медиума, англичанку Кляйер. Были все основания надеяться, что с этим медиумом дело пойдет хорошо. Кляйер не была профессиональным медиумом. Она поехала в Петербург не ради наживы, а «из любви к истине». Над нею производил опыты ученый Крукс и получил блестящие результаты. В виду того, что специальностью Кляйер было столоверчение при свете, решено было исследовать, какою силой движется и поднимается стол. С этою целью было устроено несколько приборов, в том числе два стола — манометрический и пирамидальный. Первый давал возможность видеть, кто из сидящих за столом толкает его, а второй был устроен так, что руками, наложенными на стол, нельзя било ни приподнять, ни наклонить его. Аксаков, Бутлеров и Вагнер должны были присутствовать на сеансах в качестве свидетелей от медиума. Опыты были начаты с обыкновенным круглым столом на тумбочке с тремя лапками. Стол двигался, качался и подпрыгивал. Когда посадили человека под стол для наблюдении за ногами медиума, стол двигался и качался, но не прыгал. Несколько раз для пробы садились за манометрический и пирамидальный стол, но безуспешно. Члены комиссии стали требовать, чтобы опыты с обыкновенными столами были прекращены и производились исключительно с приборами. «Ныне необходимо, говорил Менделеев, присутствующим на сеансе членам комиссии следить за руками, ногами и др. частями тела медиума, за ее платьем и движениями. Приборы могут устранить членов комиссии от этих неудобных и ненаучных приемов. При сеансах со столом сомнение законно, ибо условия опыта допускают возможность обмана. Если бы научные исследователи ограничились одним наблюдением при помощи органов чувств, не было бы опытных наук, была бы возможность заверять и поныне, что солнце ходит, а земля стоит, что есть ведьмы, привидения и пр.». Свидетели от медиума согласились на это, но с условием, чтобы приборы были доставлены им на дом для испытания. Приборы были посланы. Свидетели сначала приостановили заседания, а потом и совсем отказались от продолжения их и удалили медиума. На этом исследование спиритических явлений кончилось. Комиссия составила подробный отчет о своих заседаниях и достигнутых результатах и напечатала его в газете «Голос». Заключение отчета сводилось к тому, что С. есть суеверие. Занятия комиссии, видимо, оказали влияние на русское общество. Увлечение спиритическими явлениями постепенно стало ослабевать, и спиритические опыты были заброшены. В 1891 г. Н. П. Вагнер сделал попытку оживить в русском обществе интерес к спиритическим явлениям. По его инициативе было образовано при спб. унив. русское общество экспериментальной психологии. Но это общество не привлекает к себе внимания. Спиритические явления объясняются различно. Спириты видят в них обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество явлений, который первоначально считались действием духов, оказались поддельными. Известен целый ряд медиумов, уличенных в обмане. Очень живое и интересное описание спиритических сеансов, завершившихся блестящим изобличением медиума Бастиана, дано австрийским эрцгерцогом Иоанном в его брошюре «Einblicke in den Spiritismus». В 1880-х годах был устроен в Лондоне особый театр, в котором акробаты-фокусники показывали так наз. спиритические явления и разъясняли, как они их производят. А знаменитый медиум Паркер, когда нажил капитал, сам смеялся над спиритизмом. называя его вековой глупостью. Другие спиритические явления, состоящие в автоматических движениях, удовлетворительно объясняются гипотезой полусознательных движений. Когда, напр., к опытам приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне согласные с убеждениями, ничего другого не происходит кроме полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в соответствующих движениях. Весьма характерные и в то же время крайне курьезные примеры опытов подобного рода приводит Карпентер в сочинении «Основания физиологии ума» (СПб., 1877, стр. 255 — 258). Некоторые исследователи постулируют для объяснения спиритических явлений особые, до сих пор неизвестные науке, силы природы. Но эти постулаты могут иметь научное значение лишь тогда, когда будут основываться на тщательном анализе фактического материала. Литература С. чрезвычайно обширна. Заслуживают внимания: Capron, «Modern Spiritualism, its Facts etc.» (Бостон, 1855); Stefanoni Luigi, «Storia critica della superstizione» (Милан, 1869); «Материалы для суждений о спиритизме», изд. Менделеева (СПб., 1876); А. Аксаков, «Памятник научного предубеждения» (СПб., 1883); его же, «Анализм и спиритизм» (СПб., 1893, 2 т.) и «Спиритизм и наука. Опытное исследование над психической силой» Вильяма Крукса (СПб., 1871); Бутлеров, «Статьи по медиумизму» (СПб., 1889); Карпентер, «Месмеризм, одилизм, столоверчение и спиритизм» (СПб., 1878); Э. Гартман, «Спиритизм» (СПб., 1878). Из периодических изданий первое место занимает журнал Аксакова «Psychische Studien» (Лпц., с 1874 г.). На русском яз. посвящен спиритическим явлениям журнал «Ребус».
В. С.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.