Меню
Назад » »

Логос (87)

Бернадот
Бернадот (Жан-Баптист-Жюль Bernadotte) — уроженец г. По (Ю. Франции, сын адвоката; в 1780 г. вступил в военную службу рядовым, но во время Революции стал быстро возвышаться в чинах, так что в бою при Флерюсе (1794) уже командовал дивизией; затем участвовал в кампаниях на Рейне, Майне и в Ирландии, а в 1800 г. подавил восстание роялистов в Вандее. В 1804 г. Б. был произведен в маршалы и сделан наместником Ганновера, а в 1805 за участие в победах при Ульме и Аустерлице получил титул князя Понтекорво. В 1806, командуя им арм. корпусом, он разбил пруссаков при Галле, преследовал Блюхера до Любека и принудил его к капитуляции (7 ноября). После того Б. стоял во главе франц. войск, расположенных в. сев. Германии и Дании, и сражался при Моруагене (2 янв. 1807). В 1809 г. он начальствовал 9-м франц. корпусом и прогнал англичан, занявших Вальхерн. — Гуманное обращение его с пленными шведами, захваченными в Траве, сделало имя Б. на столько популярным в Швеции, что государств совет, собранный королем Карлом XIII для избрания ему преемника, единогласно решил предложить корону Б., если он примет лютеранскую веру. По получении его согласия на это, он, 31 опт. 1810 г., был представлен собранию государственных чинов в Стокгольме, а 5 ноября. усыновлен королем и с того времени был регентом Швеции, на престол которой вступил в 1818 г., под именем Карла XIV. 8 марта 1844.
Бернар
Бернар (Клод, Claude Bernard) — знаменитый французский физиолог, родился 12 июля 1813 г. в С. Жюльене (департамент Роны), изучал в Париже медицину, был ассистентом Мажанди; в 1854 г. занял кафедру общей физиологии в парижском университете, в 1855 г. кафедру экспериментальной физиологии в College de France. Его первые научные исследования касались вопроса об отделениях пищеварительного канала и их роли в пищеварении. В «Gazette Мedicale» за 1844 г. напечатана его статья об отделении желудочного сока и о действии его на пищевые вещества; вслед за этим им был напечатан целый ряд исследований о слюне, о кишечном соке, о влиянии нервов на процессы пищеварения и др. Особенную известность доставила ему статья его «Recherches sur les usages du pancreas», помещенная в "Comptes rendus de «l'Academiedes sciences» (1856), где он доказал участие сока поджелудочной железы в переваривании жиров. Одновременно обнародовал он свои первые исследования над образованием сахара в печени. В 1854 г. Б. был избран членом академии наук; в 1856 издал свои лекций, читанные в College de France. Во время Второй империи он был сделан сенатором (1869 — 1870). Бернар был также членом французской академии. Он умер 10 февр. 1878 г. в Париже. Его работы, кроме многих замечательных открытий, которыми он обогатил науку) имели большое философское значение и повлияли на все направление физиологии и смежных наук. Б. был основателем экспериментальной физиологии и стремился отвести опыту такое же место в биологических исследованиях, какое он давно занимает в физико-химических. Принцип детерминизма, который он проповедовал, заключался в стремлении подыскать ближайшие материальные причины каждого явления: он окончательно отбросил учение об особенной «жизненной силе», которою прежде физиологи облекали различный явления органического Mира в отличие от неорганического. Изучая нормальную и патологическую физиологию человеческого организма, он стремился основать экспериментальную медицину, мысль, которая казалась утопической врачам-клиницистам его времени. Главнейшие сочинения Б. суть: «Lemons de Physiologic experimentale appliquee a la medicine» (2 т., 1854 — 65); «Lemons sur les effets des substances toxiques et medicamenteuses» (1857); «Lemons sur la physiologic et la pathologie du systeme nerveux» (1858); «Lemons sur les proprietes physiologiques et les alterations pathologiques des liquides deForganisme» (1859); «Lemons depathologie experimentale» (1871); «Lemons sur les anesthsiques et sur l'asphyxie» (1874); «Lemons sur fa chaleur animale» (1876); «Legons sur la diabete et la glycogenese animale» (1877); «Lemons sur les proprietes des tissus vivauts» (1866); «Lemons sur les phenomenes de la vie communs aux animaux et aux vegetaux» (1878 — 79); «Pbysologie generale» (1872); «Lemons de physiologic operative» (1879); «La science experimentale» (1878, сборник разных статей); «Introduction №l a mеdecine experimentale» (1865). Между русскими переводами отметим: «Лекции физиологии и патологии нервной системы» (перев. Н. Макарова, 2 т.; Спб., 1866 — 67); «Введение к изучению опытной медицины» (перев. Страхова, Спб., 1866); "Курс общей физиологии. Жизненные явления, общие животным и растениям (перев. М. Антоновича, Спб., 1878), «Курс общей физиологии. Свойства живых тканей» (перев. под ред. Соловьева, Спб., 1867); «Об отношением функциональных и питательных явлений» (перев. Тарханова, Спб., 1875); «Физиология сердца и отношение его к головному мозгу», лекция, перев. под ред. Н. Соловьева (Спб., 1867).
Бернардинцы
Бернардинцы или Бернардинские монахи — это название носили во Франции и Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого устава бенедиктинского, в память св. Бернарда Клервоского. В Польше и Литве Б. называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплины занимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св. Франдаска Ассизского и именовался меньшею братьею, обсервантами. Этих монахов в других странах называли францисканцами; польские же францисканцы, имевшие одинаковый с Б., но менее строгий устав, в противоположность последним, имевшим право владеть недвижимыми имуществами и капиталами, не прибегая к сыскиванию пропитаны милостынею, составляли отдельный от Б. монашеский орден, известный под названием францисканцев или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польше бернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром IV Ягеллоном в честь св. Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена. После утверждения первоначального устава св. Франциска папою Иннокентием III сначала в 1210 г. лишь словесно, без издания о том буллы, потом в 1215 г. на вселенском третьем Лютеранском соборе, и после смерти основателя этого ордена, между последователями его произошло разноглаcиe относительно степени соблюдения предписаний устава. Одни проповедовали строгое, без малейшего послабления исполнение всех правил, согласно данному обету, другие же утверждали, что подражание нищенской и суровой жизни св. Франциска представляется превышающим человеческие силы, а потому совершенно невозможным. В виду этого различия во взглядах, в отдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя в общих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся друг от друга большею или меньшею строгостью духовной дисциплины, и не подчинявшиеся одному общему для всего ордена начальнику. Происшедшие вследствие этого неурядицы и злоупотребления заставили папу Льва Х издать 29 мая 1517 г. особую буллу, которою над всеми монахами францисканского ордена устанавливался один, избираемый из обсервантов, начальник со званием «генерала францисканского ордена»; отдельным же, различествующим между собою по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников под именем «генеральных магистров». Строгость жизни и заслуги меньшей братьи или миноритов вскоре доставили им такую популярность и значение, что уже 9 лет после утверждения папою франдисканского ордена, в совещаниях генерального капитула в Амизи участвовало до 5000 депутатов от разных монастырей этого ордена. Число последних быстро увеличивалось, благодаря щедрым пожертвованиям, делаемым в пользу этого ордена набожным средневековым населением всех государств Западной Европы. В 1506 г. в 48 бернардинских «провинциях» было во всей Европе 1252 монастыря, в 1788 г. число провинций возросло до 170, монастырей же мужских — до 5580 и женских — до 848, с 69000 монахов и монахин. Этот монашеский орден заключает с себе три разряда (ordines) лиц, к нему принадлежащих, именно: первый, состоящий из священников и клерков, обязанных на ряду с церковной деятельностью заниматься науками, второй — из светских послушников или так называемых «лаиков профессоров» (laici professi), дающих одинаково с первыми обет послушания, целомудрия и нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаются тем, что не обязаны обладать какими бы то ни было научными познаниями, и наконец третий, который составляли миряне, дающие обет повиновения и целомудрия, но могущие свободно распоряжаться своим имуществом и отказывать его по завещанию. Этот разряд носит название «тердиариев» и, как не исполняющий всех обетов монашества, лишен права носить капюшоны. Из обсервантов трое достигли папского престола, именно: Николай IV, Сикст IV и Александр V; кардиналов из монахов этого ордена до 1563 г. было 29, патриархов — 7; архиепископов — 153; епископов — 1513, апостольских и монарших легатов — 202; святых, торжественно канонизированных — 28; беатифидированных — 100; мучеников до 1500. В виду значительных услуг, оказанных обсервантами церкви, папы Иннокентия VI предоставил им в 1342 г. исключительное право охранения Гроба Господня и других святых мест в Палестине, в силу чего там возникло много монастырей этого ордена, а иерусалимский «гвардиан» или архимандрит его стал с тех пор апостольским комиссаром всей Азии, с правом епископского служения. В память чудесного сновидения папы Иннокентия III, которому, перед утвержденном ордена, явился во сне св. Франциск, поддерживающий на своих плечах распадающуюся лютеранскую базилику, до сих пор при короновании пап упоминается в торжественной литургии об этом святом. К францисканскому же ордену, но с более суровым чем у Б. уставом, принадлежат еще капуцины и реколлекты или реформаты . Б. носят темно-серые или коричневые рясы, с заплатками, в знак нищенства, опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами, напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы. На печати, общей всем отделениям бернардинского ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, одна из них голая, другая в рукаве, символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом. Кроме того каждая провинция имеет свою особую печать с изображением различных святых.
Бернардинцы в Польше. В 1452 г. Казимир IV Ягеллон предоставил Владиславу Венгру с тремя его товарищами, принадлежавшими к бернардинскому ордену, весьма тесное помещение в предместье Кракова при церкви св. Креста. В 1453 г. прибыл в Краков, дважды приглашаемый в Польшу королем Казимиром и кардиналом епископом краковским Зигневом Олесницким, св. Иван Капистран, ученик и последователь св. Бернарда Сиенского, преобразователя устава св. Франциска и основатель ордена Меньшей братии или Обсервантов, посланный последними в 1451 г. в Чехно для борьбы с тамошними гусситами. Произнесенные Капистраном перед церковью св. Войцеха проповеди сильно подействовали на краковское население: более 100 молодых людей оставило академию и постриглось в монахи. Такое увеличение числа бернардинцев, при невозможности поместить их при церкви св. Креста, склонило Ивана Олесницкого, воеводу сандомирского, внять увещаниям брата его кардинала и отвести им значительный участок земли под горою, за городскими стенами, при западных воротах, недалеко от замка на предместье, называемом Стародом и выстроить им здесь деревянный монастырь с церковью в честь св. Бернарда Сиенского. Это пожертвование было утверждено королевск, дипломом, выданным в марте 1454 г. В том же году княгиня Анна Мазовецкая, прибыв в Краков на бракосочетание короля с Елисаветою Австрийскою, познакомилась с Иваном Капистрацом и его братиею и по возвращении в Варшаву построила там на берегу Вислы каменный монастырь с церковью, снабдив его капиталом и выбрав его местом своего погребения. Церковь эта после пожара 1509 г. была возобновлена княгинею Мазовецкою Анною, урожденною Радзивилл. Вскоре и в других городах стали возникать Б. монастыри: в Кобылине — 1456 г.; в Познани — большой с двумя церквами в 1457 г.; в Люблине, основанный Яковом Куандтом (Quandt), советником магистрата, в 1460 г.; в Риге — в 1463 г. принадлежавший конвентуалам монастырь был отдан архиепископом Сильвестром обсервантам; в Калинине бернардинский монастырь был основан Иваном Грущинским, архиепископом гнезненским в 1465 г.; в Варте — Герардом из Брудзева, краковским каноником в 1467 г.; в Радоме — Николаем Казановским в 1468 г.; в Опатове — Тарном в 1472 г.; в Самборе в 1472 г.; в Быдгощи в 1480 г.; в Скемпе — Николаем Коспеньским, епископом холмским в 1498 г.; в Казимерже — Иваном Любранским, епископом познанским в 1514 г.; в Прасныше — Павлом Коспиком, мечником цехановским в 1687; в Зочеве — Рушковским из Рукшин, мечником галицким, в 1608 г.; в Казанове — Леронимом Казановским в 1623; в Петрокове — Фдоином, Станиславом и Лаврентаем Старчевскими в 1626; в Лукове — Еразмом Домашевским и Антонием Езерским. в 1628; в Карчовке — Мартином Шишковским, епископом краковским, в 1628; в Ленчице — Доротею Пиво, женою плоцкого подчашего, в 1632; в Кальварш — Сигизмундом Рачинским, в 1638; в Альвернии — Капистраном Корытницким, в 1638; в Видаве — Войцехом Венжиком, в 1638; в Остроленке — судьею Фомою Гоцлавским, в 1666; в Родечнице — Николаем Свирским, суфраганом (епископом викарием) холмским, в 1667; в Ратове — Фомою Варжинским, хорунжим холмским, в 1685; в Парадизе или Велькой-Воли — Казимиром Скурковским, в 1690; в Юзефове — иосифом Потоцким, в 1690; в Чернякове — Станиславом Любомирским, маршалом коронным, в 1691; в Стржегопине — Франциском Белинским, в 1693; в Кржеслине — Николаем Кучинским, в 1743; в Коле — Иваном Гинтцом из Рогова, каштеляном сандомирским, в 1766; в Еленце — Антоном Езерским, в 1749; в Кобылке — Мартином Залуским. Епископом суфраганом плоцким, вт. 1760 (первоначально принадлежал иезуитам) и наконец в Пржирове в Тыкоцине неизвестно кем и когда основанные.
Бернардины появляются в Литве с 1468 г. Тогда же на счет некоего купца был построен в Ковне, близ впадения Вилии в Неман, первый их деревянный монастырь с церковью в честь св. Георгия. Впоследствии, именно в 1471 г., на земле, предоставленной ордену Станиславом Сандзивоевичем начали строить, с разрешения короля, каменный монастырь и церковь, которые были окончены лишь в 1504 г. В Вильно прибыли Б. со своим начальником Марианом Езюрковским, викарием новообразованной польской провинции, в 1469 г. по приглашению Казимира IV, который построил для них над рекою Вилейкой, близ королевской мельницы, большой деревянный монастырь с церковью в честь св. Франциска и Бернарда и на владение оными выдал диплом от 30 сентября 1469 г. Впоследствии королем Александром в 1500 г. был выстроен новый каменный монастырь подальше от мельницы, на том же месте, где он до сих пор находится. В постройке этой принимали участие Николай Радзивилль, виденский воевода, и брат его Юрий, кардинал, соединив на свой счет монастырь с церковью св. Анны и украсив церковь главами. Лероним же Ходкевич, каштелян виленский, пожертвовал монастырю близлежащий участок земли с дворцом и садами и снабдил церковь богатою утварью и отличным органом. В Гродне бернардинский монастырь был основан в 1494 г. Александром, великим князем литовским, но каменная церковь была построена лишь в 1695 г. на деньги, собранные частными лицами. Этот же великий князь основал также в 1498 бернардинский монастырь в Полоцке, впоследствии (в 1696) возобновленный Александром Служкой, воеводой полоцким, а будучи уже королем польским пожаловал виленским бернардинцам в 1504 году местечко Вудслав или Буду, в старостве марконском, в минском (ныне видейском) уезде, где они построили деревянный монастырь с церковью, на месте которого в 1643 был воздвигнут каменный, а в 1783 выстроена новая, прекрасная, большая церковь. Бернардинете монастыри находились еще в следующих литовских городах: в Несвиже, основанный кн. Николаем Христофором Радзивиллом в 1594; в Заславе — кн. Янушем Острожским в 1666;в Кретынге — Иваном Карлом Ходкевичем в 1610 (этот знаменитый гетман очень любил бернардинцев и отправляясь в путешествие или в поход всегда брал с собою одного или нескольких из них; во время войны с турками под Хотином при нем находились бернардинцы: Андрей Гронцюй и Сигизмунд Тышкевич; в Цытовянах — Андреем Волловичем, в 1614; в Минске — Кенсовским. в 1624; в Телыпах — кн. Сапегой, вел. канцлером литовским, в 1624; в Домбровне — Николаем Глебовичем, каштеляном виленским, в 1624 г.; в Слониме — Андреем и Екатериною Радванами, в 1630; в Ивье (ошмянского у.) — Николаем Кишкой из Цехановца, воеводой Мстиславским, в 1631; в Друе — Казимиром Львом Сапегой, под канцлером литовским, в 1653, в Брест Литовске — Галимским, в 1659 (здешние церкви и монастыри бернардинцев упразднены в 1830 г. и перестроены на помещение кадетского корпуса); в Слуцке, — кн. Богуславом Радзивиллом, в 1661; в Луцке — Агнессой Станишевской, урожденной Бронич; в Воложине — Иосифом Богуславом Служкой, придворным маршалом литовским, в 1681; в Могилеве — Федором Ржевуским, в 1687; в Трашкунах — Владиславом и Анной Соколовскими, в 1696; в Бшнице — Михаилом Казимиром Козеллом, кaзнaчeeм (podskarbi) литовским, в 1700; в Датнове — Иваном Бржостовским, референдарием литовским, в 1701; в Мстиславле — Иваном Гурко, хорунжим витебским, в 1727; и Велоне — Михаилом Pыком, в 1752; в Лукомле — Иваном Лукомским. Следуюище бернардинские монастыри были закрыты в 1832: в Орние, основанный Андреем Млоиким, старостой холмским, 1653; в Витебске — Иваном Храповицким, воеводой витебским, в 1676; в Микулине, — Марианом Огинским, каштеляном витебским, в 1720; в Глуске — Александром Полубинским, маршалом волко-выским, в 1662; в Мозыре, в Березине — Владиславом Пацем, хоруижним литовским, в 1737; в Селищах — Аосафатом Селявою, воеводой полоцким, в 1726; в Пинске — Михаилом Корыбутом, кн. Випшеведким, вел. гетманом литовским, в 1717; в Троках — Евстафием Волловичем, епископом виленским, в 1617; в Житомире — Кайетаном Илинским, вел. канцлером литовским, в 1764; в Янове, вивницкого у. Подольской губ.; в Ярмолинп. ах, Цуднове, Ворковидах, Яновке, и Юревичах.
В Галиции находятся берн. монастыри в следующих местностях: в Львове — старый, деревянный, основанный Андреем Одровонжом, старостой львовским, воеводой подольским, в 1460 г. был уничтожен пожаром; нынешний, каменный построен Юрием Мнишком, воеводой сандомиреним, и окончен в 1630; в Самборе — Иваном Одровонжем, воеводой русским, в 1471; в Сокале — Станиславом Гамалинским, епископом холмским, и Иваном Остророгом, воеводой познанским, в 1599; в Зараже — Юрием Збарасеим, каштеляном краковским в 1637; в Лженеве — Матвеем Лестовским, каштеляном белзским, в 1637; в Гвоздце — Софией Пузына, в 1723; в Крыстынополе Щенсным Казимиром Потоцким, каштеляном краковским, в 1695; в Дукли, Пржеворске, Ржешове, в Лежайске — Лукою Опалинским в 1625; в Тарнове в Вадовицах.
В княжестве Познанском Б. появляются с 1455 г. Здесь находились их монастыри: в Познани, основанный епископом Андреем из Внина в 1473; в Любове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове — в 1502. Первоначально все находившейся в Польше бернардинские монастыри в числе 23 составляли одну «провинцию»; впоследствии развитие этого ордена повело к образованию Червонно Русск, провинции св. Михаила Арх. и Литовской св. Казимира. Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико и Малопольскую. 8 волынских монастырей изъявили желание быть включенными в Литовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815 г. Залуский в своей «Церковной истории Польши» (HistoryJ'a polska duchowna), писанной в 1768, насчитывает бернардинских монастырей: в Малой Польше 20, в Великой Польше 37, в Литве 30 и в Галиции 25. Литовские бернардинцы оказали немалые услуги делу народного просвещения, содержа бесплатные уездные и приходские школы при некоторых из монастырей. Такие школы были в рашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе в Минске. Бернардинец является одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего черного духовенства. Он набожен и религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост, откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью. Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой тележке от поместья к поместью) везде встречая радушный пим, причем делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом, и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название «квесты» (kwesta), а собиратели — «квестарей» (kwestarz) и обеспечивали существование монастыря. В настоящее время в Царстве Польском и Западных губерниях лишь изредка в уцелевших еще католических монастырях можно встретить членов этого ордена, доживающих свой век. Исторические данные, относящиеся к Б. ордену мы находим в следующих сочинениях: «Хроника трех орденов, установленных св. отцом патриархом Франциском» (Kronika trzech zakonоw postanowionych od s. Ojca patriarchy Franciszka) Мартина из Улисбоны, португальца, переведенная с итальянского священником ордена Бернардинцев Бонавентурой Познанцем, (Краков, 1610 и Супрасль 1747); «Прибавлете к хроникам Меньшей Братии св. Франциска» (Addytament do kronik Braci Mniejszych s. Franciszka) Алексия Коралевича (Варшава, 1722). Рукописная история бернардинцев, в особенности польской провинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше, переписанная Людовиком Збончинскнм и Афанасием Кротостою с рукописей, сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится в библиотеке Залусских, вошедшей в состав Импер. публичной библиотеки в Петербурге.
Бернини
Бернини (Джовани Лоренцо Bernini) — знаменитый итальянский скульптор. художник и архитектор, род. в 1598 в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант — его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. — и восемнадцати лет создал замечательную группу «Аполлон и Дафна», отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Апогея своей известности Б. достиг при папе Урбане VIII, который, для украшения храма св. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работам Б. относятся памятники Урбану VIII, Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. По приглашению Людовика XIV, Б. в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца; последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро. Возвратившись в Рим, Б. умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Б. Был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев «академической» рутины, которым казалось, что внесенные Б. отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Только в новейшее время критика воздала должное Б., как одному из величайших представителей искусства своего времени.
Бернс
Бернс (Роберт Burns) — род. 25 ноября 1759 г. в лачужке за две мили от Айра. Он был старшим сыном бедного фермера, неустанного труженика. «Поэт», говорит Карлейль, его лучший критик, «был счастлив, имея такого отца, трудолюбивого, прямодушного, предусмотрительного, преданного и умного человека, подобного которому трудно найти в обществе.... Будь он немного побогаче, обстоятельства жизни поэта сложились бы иначе, но в положении сына бедного фермера, он остался на всю жизнь пахарем». В тринадцать лет мальчик выучился сеять, а в пятнадцать он сделался главным работником на ферме, где работников не держали; в продолжение нескольких лет семья Бернса не знала мяса. К шестнадцати годам непосильная работа совершенно расстроила нервы Бернса. Он согнулся и стал страдать головными болями, сердцебиением и припадками меланхолии. Под влиянием этой же неприглядной обстановки, он с юности пристрастился к крепким напиткам. В киркосвальдской школе он хотя и немногому научился, но полюбил чтение до того, что даже в поле ходил с книгою в кармане. Ночью в холодной каморке Б. думал о балладах, а днем в поле придавал им новые формы и подбирал рифмы. В 1781 г. Б. отправился в Ирвин учиться чесать лен. Во время празднования нового года лавка их загорелась и Б., как истый поэт, остался с шестью пенсами в кармане. В это же время загорелось и его сердце несчастной страстью к соседке. Девушка смеялась над Б., а он приходил в отчаяние и стал искать утешения в обществе молодежи, где скоро приобрел репутацию веселого собеседника. Отец его умер, когда поэту минуло 25 лет, и умирая с ужасом думал, что семья его станет бедствовать еще более прежнего. Дела семьи покойного фермера действительно не улучшались, и ей пришлось переехать в другую местность. В это время Б. познакомился с своей будущей женой Джен Артур, отец которой, плотник, не соглашался на брак, а дочь не пожелала идти против отца. Бернсу оставалось только уехать куда-нибудь, он принял предложенное ему место бухгалтера в Ямайку и совсем было уже собрался. Но вот появляется первый том его стихотворений, изданный в Кильмарноке в июне 1786 г. Книга имела блестящий успех, хотя дала автору всего только 20 фунтов стерл. Но зато не было пахаря, не было работницы, которые не отдали бы свои заработанные гроши за томик Б. Все читали народного поэта, а кружок литераторов пригласил его в Эдинбург. Современники, видевшие Б. в этом кружке рассказывают, что он держал себя в высшей степени просто и непринужденно. Вальтер Скотт говорит о Б. таким образом: «Я был мальчик лет пятнадцати, когда Б. приехал в Эдинбург, я интересовался им и за знакомство с ним готов был отдать все на свете. Я видел его среди знаменитых литераторов. Конечно мы мальчики сидели в сторонке и молча смотрели и слушали. Я помню, как при взгляде на гравюру, изображавшую умирающего солдата, на глазах у него показались слезы. Он был коренастый, простой поселянин гораздо более массивный, чем его представляют на портретах. Глаза у него были большие и черные, и когда он говорил о чем-нибудь с жаром, они сверкали буквально точно уголья. Подобных глаз я положительно никогда не видывал. В Эдинбурге за ним очень ухаживали». После этих собраний, на которых он ставил в тупик профессоров и кружил головы герцогиням, он отправлялся ночевать к себе на чердак. Вильям Питт признал Б. великим поэтом, чего не признавали другие критики, задетые сатирою Б. Сельский поэт чувствовал себя неловко в городе среди чопорного общества, и когда вышел 3 том его стихотворений, давший ему до 400 фун. ст., Б. снял в Эллизжевде новую ферму, женился на той самой Джен, которую любил прежде, потерял свой небольшой капитал и продолжал писать. В 1789 г. он получил место сборщика податей с небольшим жалованьем в 50 ф. в год. В 1791 году ему дали такое же место в Демфри, но с 70 ф. жалованья. На следующий год ему предложили издать: «Melodies of Scotland with symphonies and accompaniments for the Pianoforte and Violin: the poetry by Robert Burns». К этому изданию он прибавил до ста песен, некоторые из коих и до сих пор поются шотландцами от Эдинбурга до Сан-Франциско. Гонорара он получил: шаль для жены, картину Давида Аллена и 5 фунтов деньгами! Поэт написал гневное письмо и закаялся сочинять когда-нибудь из-за денег. В последние года своей жизни он был изгнан из великосветского литературного общества из за своих революционных взглядов, и стал искать утешения в компании кутил и в крепких напитках. Б. почувствовал преждевременную старость. Руки у него дрожали, аппетит пропал и в апреле 1796 года он писал: «Кажется мне долго не придется снова взяться за лиру». 4 июля он совсем ослаб, а 12 написал своему кузену, прося у него в долг 10 фун., чтобы спасти себя от смерти в тюрьме. 21 его уже не стало, а 25 у него родился сын. Его похоронили с почестями и над могилой было произведено товарищами его даже три ружейных залпа. Б. не воспевал салонов, в которых провел около года. Природа поэтически влияла на него. Б. сам себя сравнивает с эоловой арфой, играющий при малейшем ветерке. Он относится с необыкновенным сочувствием ко всему окружающему его простому миру. Критики считают лучшим стихотворением Б. «Веселые нищие». В этом стихотворении он показывает, как живут отверженные обществом кутилы. Б. был человеком высокой нравственности и, не смотря на свои кутежи, высоко чтил истину; справедливость и милосердие. Могут ли шотландцы не любить его, когда в его стихах они, как в зеркале, видят свою дорогую родину, и выходцы на берегах Австралии, читая его, переносятся в поля своей далекой родной Шотландии. Собрание стихотворений Б. издано его другом Герри 4 т., Лондон, 1800, дополн. "Relics Robert В. ", 1808). С тех пор было много изданий (роскошное 8-ми томное Кеннингама, Лондон, 1835); Чемберса с превосходной биографией Б., 1873; Смита, 2 т., 1880; Петерсона, 6 т., Эдинб., 1880. Биографии Б. написаны Лакгартом (1828), Шарпом (1879). Превосходная характеристика поэта дана Карлейлем в его «Опытах» (т. 1, этот том имеется в русском переводе). Переводы отдельных стихотворений Бернса см. в хрестоматии Гербеля: «Английские Поэты».

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar