- 1129 Просмотров
- Обсудить
Бернулли
Бернулли (Bernoulli) — семейство, давшее ряд замечательных людей, преимущественно в области математических наук. Родоначальник его Яков Б. (ум. 1583 г.), эмигрировал из Антверпена вовремя управления Фландрией герцога Альбы во Франкфурт; внук его, также Яков Б, род. 1598 г., поселился в Базеле и ум. в 1634 г. В Базеле члены семейства Б. приобрели выдающееся значение и многие из них занимали высшие государственные должности. Яков I Б., род. в 1654 г., профессор математики в Базеле, применил открытое Лейбницом и Ньютоном вычисление бесконечности к труднейшим вопросам геометрии и механики и открыл так называемые Бернуллиевы числа. Собрание его сочинений издано в Женеве (2 т., 1744). Брат его, Иоанн I Б., род. 1667 г. в Базеле, также был одним из величайших математиков своего времени. Предназначенный в детстве к коммерческой деятельности, Б. впоследствии весь отдался науке, изучая преимущественно медицину и математику, был сначала проф. математики в гренингенском университете, а по смерти брата Якова, Б. перешел на его кафедру в Базеле и занимал ее до самой смерти своей, в 1748 г. Б. открыл так назыв. calculus exponentialis и ознакомил с ним ученый мир в 1697 г., еще до Лейбница. Вместе с братом Яковом, Б. разрабатывал дифференциальное исчисление и попутно открыл интегральное исчисление. Полное собрание его ученых трудов появилось в Женеве (1742), а его переписка с Лейбницем (2 т., там же, 1745 г. ).
— Племянник предыдущих, Николай Б., род. в 1687 г., изучал право, но преимущественно математику в Гренингене. В 1716 г. он, по рекомендации Лейбница, стал профессором математики в Падуе, в 1722 г. — профессором логики в Базеле, в 1731 г. профессором юридического факультета того же университета, и умер в 1769 г. В области математики Б. обогатил некоторыми открытиями Teopии вероятностей и интегральное исчисление.
Николай Б. — старший сын Иоанна I Б., род. в 1695 г. в Базеле, был профессором юридического факультета бернского университета, и с 1725 г. — профессором математики в Петербурге, где и умер в 1726 г.
— Его младший брат Даниил Б., род. в 1700 г. в Гренингене, изучал в Базеле медицину и математику. В 1725 г. получил приглашение из Петербурга, где был академиком по кафедре механики в академии наук. В 1733 г. Б. возвратился в Базель и занял в тамошнем университете кафедры анатомии и ботаники, а спустя некоторое время — физики, которую занимал до самой смерти, в 1788 г. Даниил Б. был одним из самых выдающихся физиков и математиков своего времени. Парижская академия наук десять раз присуждала ему премии, назначавшиеся за лучшие работы по вопросам математики и физики, а в 1734 г. он разделил с своим отцом Иоанном двойную премию той же академии за сочинение: «О причинах различного наклонения планетных орбит к солнечному экватору». В «Трудах» петербургской, парижской, берлинской и др. академий, членом которых состоял Б., помещено множество его ученых исследований. Капитальнейшим трудом его следует признать «Гидродинамику» (Страсб., 1738).
— Иоанн Б., племянник предыдущего, род. в 1744 г., умер 1807 г. в Берлине в звании королевского астронома. Из многочисленных его сочинений наиболее замечательны: «Recueil pour les astronomes» (3 т., Берл., 1772 — 76); «Sammiung kurzer Reisebeschreibungen» (15 т., Берл., 1782 — 93); «Archiv zur neueren Geschichte, Geographie, Naturund Menschenkenntnis» (8 т., Берл., 1783 — 88). Из 2-х братьев его один — Даниил, род. 1751 г. в Базеле, в т 1834 г. там же, был доктором медицины и проф. риторики; другой, Яков Б., род. 1759 г. в Базеле, по окончании своего образования отправился в Петербург. где был профессором математики и здесь Б. женился на внучке Эйлера. умер в 1789 г. в звании академика.
— Кристоф Б., сын последнего Данила Б., род. в 1782 г. в Базеле, воспитывался в Невшателе, сначала был на государ, службе, потом изучал естественные науки в Геттингене и в 1817 г. занял кафедру естественной истории в базельском университете. Он в 186З. Ему принадлежит заслуга разработки технологии на новых, рациональных основаниях. Из его многочисленных трудов замечательны: «Ueber den nachtheilgen Einfluss der Zuliftverfassung auf die Industrie» (Базель, 1822); «Anfangsgrunde der Dampfmaschinenlehre» (Базель, 1824); «Rationelle Darstellung der gesammten mechanischeo Baumwollspinerei» (Базель, 1829); «Vademecum des Mechanikers» (Базель, 1829); «Handbuch der Technologie» (2 т., Баз., 1833 — 34; 2 изд. 1840); «Handbuch der Dampfmaschinenlehre» (Штутг 1833; 5 изд., 1865); «Handbuch der industrielJen Physik, Mechanik und Hydraulik» (2 т., Штутг., 1834 — 35); «Handbuch der PopulatioDistik» (Ульм, 1840) и «TechnologischeHandencykiopadie» (Штутгарт, 1850). — Сын его, Иоганн Густав Б., род. 1811 г. в Базеле, умер в 1877 г., известен обработкой книги своего отца «Vademecum des Mechanikers» (16 изд., Штутгарт, 1878).
— Иоганн Яков Б., род. 1831 г. в Базеле, был профессором истории тамошнего университета. Его сочинения трактуют большею частью об античных образцах пластического искусства. Из них замечательны: «Ueber die Laokoongruppe» (Базель, 1863); «Die Bildnisse des altern Scipio» (Базель, 1875); «Die Bildnisse beiuhmter Criechen» (Базель, 1877) и в особенности «Aphrodite» (Лейпц., 1874).
— Карл Густав Б., брат предыдущего, род. в 1834 г. в Базеле, изучал медицину и естественные науки и путешествовал с научною целью по Гватемале. Результаты этого путешествия изложены большею частью в «Mitteilungen» Петерманна. Б.? 1878 г. в Сан-Франциско. Ему принадлежит также исследование по ботанике: «Die Gefasskryptogamen der Schweiz» (Базель, 1857).
Берцелиус
Берцелиус (Иоган Яков, барон фон-В.) — шведский химик, род. 29 авг. 1779 г. в Вестерлёсе, неподалеку от Линчёпинга, в Остготланде; первоначальное образование получил в линчёнсингской гимназии, а затем в упсальском университете, где изучал медицину и химию, под руководством Гана. Первым ученым трудом Б., после годичного пребывания в качестве ассистента у врача при минеральных водах в Медеви, является: «Nova analysis aquarum Mediviensium» (1800). Затем он опубликовал физиологическое исследование: «De electricitatis galvanicae in corpora organica effectu», за которое получил степень адъюнкт-профессора в медицинской школе, в Стокгольме (1802 г.); вскоре (в 1806 г.) он занял кафедру химии в военной академии, а год спустя сделался профессором медицины и фармации в Стокгольме где в 1807 г. основал шведское общество врачей. В 1808 г. Б. был избран в члены стокгольмской академии наук, где был президентом в 1810 году, а затем, в продолжение тридцати лет (1818 — 1848), постоянным секретарем академии, до самой своей смерти, последовавшей 17 авг. 1848 г. В 1818 г. он получил дворянство, а в 1835 г. — баронский титул. В 1819 г. Б. был в Париже, где, при содействии Бертолле, познакомился со знаменитейшими учеными того времени, с которыми вел потом переписку (Лапласом, Гей-Люссаком, Араго) Ампером, Дюлонгом, Френелем и др.). Сделавшись профессором, Б. всецело посвятил себя изучению химии и вскоре занял в числе ученых первой половины нынешнего столетия одно аз самых почетных мест. Крайне трудно представить в беглом и сжатом очерке всю важность и значение деятельности Б., настолько тесно связано все здание науки с его именем. Тщательнейшее изучение тех количественных отношений, в которых соединяются простые тела друг с другом, и развитие атомного учения составляют основную задачу всех его исследований. Преследуя эти важные цели, В. обогатил химию открытием новых методов; он исследовал большинство минеральных соединений и определял эквиваленты простых тел с такою точностью, что позднейшие исследователи скорее могли только подтвердить его числа, но не исправить. Б. открыл селен, церий и торий, получил в свободном состоянии барий, стронций, кальций, тантал, кремний, цирконий и исследовал целые классы неорганических веществ, напр. соединения плавиковой кислоты, платиновых металлов, тантала, молибдена, ванадия и др. Ему принадлежит несколько таблиц атомных весов, при установлении и исправлении которых он не преминул воспользоваться вновь открытыми тогда законами Гей-Люссака, Дюлонга и Пти и явлениями изомеризма. Для сравнения приведем некоторые атомные веса из таблицы Б., относящейся к 1826 г.; в скобках даны принятые в настоящее время числа: кислород 16(16), сера 32,24 (32), азот 14,18 (14), хлор 35,47 (35,4), фосфор 31,4 (31) медь 63,4 (63,3), калий 78,5 (39) и т. д. Но в особенности известен Б. в химии, как творец электрохимической теории, примыкающей к электрохимическим воззрениям Дэви. Основное положение этой теории состоит в том, что атомы сами по себе обладают электрической полярностью не имеют, по меньшей мере, два полюса с различными количествами противоположных электричеств; смотря по тому, какое из электричеств находится в избытке, тела разделяются на два класса: положительные и отрицательные; при электролизе, первые выделяются на отрицательном а вторые — на положительном полюсе. Полярностью обладают не одни элементы, но и сложные тела. Всякое химическое соединение обусловливается притяжением разноименных. полюсов малейших частичек, и в результате, смотря по преобладанию у компонентов того или другого электричества, получаются соединения электроположительные, электроотрицательные или, наконец, электрически индифферентные. Все простые тела группируются таким образом в один непрерывный ряд, начинающийся с наиболее электро-отрицательного элемента — кислорода — и оканчивающийся наиболее электроположительным металлом — калием. При электролизе сложных веществ, атомам вновь возвращается первоначальная полярность, что и обусловливает разложение сложного соединения. Таким образом разнородные проявления силы химического сродства сводятся к единой общей причине. Как необходимое следствие электрохимических представлений, является предположение, что каждое сложное тело состоит из двух электрически противоположных частей; это можно выразить следующими формулами:
окись бария, серная кислота, ВаОSОз серно-баритовая соль.
Таким образом в этой теории нашли свое высшее развитие дуалистические представления, ведущие начало от Лавуазье. Электрохимическая теория, долгое время господствовавшая в химии, теперь уже утратила свое значение; но заслуги ее в истории развития химии громадны: учение Б. о конституции или рациональном составе химических соединений является одним из необходимых выводов этой теории. Рациональный состав, названный им так в отличие от эмпирического, узнается по ближайшим составным частям соединения; определение его Б. считал одной из главных задач химии. В вышеприведенном примере окись бария и серная кислота являются такими ближайшими составными частями серно-бариевой соли. В связи с этим стоит установление Берцелиусом химической номенклатуры и химических знаков (формул), всесветное употребление которых всего лучше доказывает их целесообразность и удобство. В истории развитии органической химии Б. играл также весьма видную роль: помимо проведения здесь тех же принципов, которых он держался при изучении минеральных соединений, ему принадлежит установлено понятия об изомерии, на основами, как собственных, так и ранее известных фактов. Им же отличены специальные случаи изомерии: полимерия и метамерия. Идеи Б. имели громадное влияние на современные ему химические умы. В числе учеников Б. стоят такие люди, как Вёлер, Митчерлих, Хр. Гмелин; оба Розе, Магнус, Науман и др. Научно литературные труды его весьма многочисленны и обширны. По предложению стокгольмской академии Б. составлял в продолжение 27 лет «Arsberattelser от framstegen i fysik och kemie» (27 вып., Стокг. 1820 — 1847), переведенный на нем. яз. Вёлером. Гмелиным и др. под заглавием: «Jahresbericht uber die Fortschritte der Chemie und Mineralogie» (т. 1 — 27, Тюб., 1821 — 1848). Но наиболее капитальным трудом Б. является учебник химии: «Larebok i kemien» (3 т. Стокгольм 1808 — 18)8; 6 т. 1817 — 30), переведенный на франц. яз. Журналом (с поправками и дополнениями автора, Пар., 1829), на английский, итальянский, голландский и немецкий (Блёде, Пальмштедтом и Вёлером, 4 т. Дрезд. и. Лейпц. 1825 — 31; 4 изд. 10 т., 1835 — 41; 5 изд. Дрезд. и Лейпц., 10 т. 1843 — 47). Этот учебник представляет верную картину знаний того времени: 4 первых тома посвящены минеральной химии, в 5 и 6 трактуется о продуктах растительного царства, а два последних заключают в себе химию животных веществ. В этом труде Б. не столько поражает та выдающаяся роль, которую он играл в развитии химии собственными открытиями, сколько его склонность к обобщению. Кроме только что упомянутых сочинений, Берцелиусу принадлежит еще много крупных работ: «Afhandlingar i fysik, kemie och mineralogie» (6 т., Стокг., 1806 — 08); «Forelasningar idjurkeтиеп»(2 т., Стокгольм, 1806 — 8); «Ofversigt on djurkemiens framsteg» (Стокг., 1812; перев. на нем. яз.); «О составе животных жидкостей» (перев. на нем. Нюрнб. 1815); «Новая минералогическая система» (перев. на нем. яз. Гмелиным и Пфаффом, Нюрнб., 1816); «Опыт теории химических пропорций» (перев. на нем. яз. Блёде, Дрезд., 1820 г. и на фр. Пар., 1812 и 1835); «О применении паяльной трубки в химии и минералогии» (Стокг., 1820, перев. на нем. яз. Нюрнб., 1821; 4 изд. 1844); «О составе сернистых щелочей» (на нем. яз. перев. Пальмштедтом, Нюрнб., 1822). В 1855 г., в Стокгольме, Берцелиусу воздвигнута колоссальная бронзовая статуя.
Бессемер
Бессемер (Генрих Bessemer), родился в 1813 году в Гертфордшире, известен своими изобретениями и улучшениями в области механики и металлургии (в особенности по части железного производства). Способ переработки чугуна в сталь, носящий его имя, бессемерование, произвел целый переворот в сталелитейной промышленности. Введен он в 1856 г. и отличается своей простотою: в расплавленный чугун вдувается сильная струя воздуха, причем углерод чугуна выгорает. Развивающееся при этом громадное количество тепла делает почти излишним применение горючего материала; вся операция совершается в несколько минут и дает сразу большие количества литой стали.
Бестужев
Бестужев (Александр Александрович), более известный под псевдонимом Марлинского, род. 23 окт. 1797, убит на Кавказе 7июля 1837 г.) — беллетрист и критик, сын Александра Федосеевича Б-ва (1761 — 1810), издававшего вместе с И. П. Паниным в 1798 г. «Санкт-петербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в горном корпусе, затем был адъютантом главно управляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. На литературное поприще Б. выступил в 1819 году, с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревел», а в 1823 — 25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах «Полярная Звезда». Этот альманах, — по своему времени, весьма замечательное литературное явление, — был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов, соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом — из псковской своей деревни поддерживал с Б. оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной Звезде» Б. выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельской турнир», «Изменник»), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе. благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержании художественного творчества, — вопрос о гак наз. «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы, вслед за Пушкиным, стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практическою проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов. как в выборе. содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направлении явился и Б. Он резко и, вместе с тем, остроумно попадал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно, и это литературные староверы, продолжая загромождать словесность этою мертвечиною, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы — таковы были основные понижения критики Б. Идеальными типами поэтов художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиною взгляда, критические статьи Б. производили, однако же, сильное впечатление своею пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более пли менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Б. «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была, во многих отношениях, только повторением литературных обозрений «Полярной Звезды».
Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Б. Уже отпечатанные листы «Полярной Звезды» на 1826 г. с его статьею были уничтожены; сам он сначала был отвезен в шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири, Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием: "Андрей, князь Переяславский, первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Спб., 1828. В следующем году Б. был переведен на Кавказ, рядовым, с правом выслуги. В первое время по приезде, он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 г. С этого года, сначала без имени, а потом — под псевдонимом Марливского.в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное Гадание» «Аммалатбек», «Фрегат Надежда» и пр.) изданные затем, в 1832 г., в 5ти томах (под заглавием: «Русские повести и рассказы» и без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 г. явилось третье издание, в 12-ти частях: в 1847 — четвертое. Главнейшие повесть М. перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешевой библиотеке» А. С. Суворина.
Этими своими произведениями Бестужев Марлинский в короткое время приобрел себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что гораздо важнее — ими не только все зачитывались, — их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы, и при этом, отличаясь большою изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно и. ветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенною новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).
В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приемы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь, — стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокую, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь — игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам,
— усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием,
— словом за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель». И наряду с этим — совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и ее требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически изящных «высших натур», — князей Лидиных, Греминых, Зездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, — людей, «чело» которых отмечено особою печатью сильной страсти. Они выражают свою душевную бурю блестящим, напыщеннориторическим языком. в театрально-изысканной позе; в них «все, о чем так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чем так стараются притворяться любовники, — кипит, как растопленная медь, над которою и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем... Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжет все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котел даже холодное море»... «Природа», говорит один из этих героев Марлинского, — «наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»... «Я. готов», говорит другой, «источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»...И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев, в действительности, — нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они — бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блестками вычурного слога. Белинский справедливо определил Марлинского, как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и еще более быстрого падения в литературе. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом — Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас, — он уже не мог по прежнему восхищаться «летальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт.
Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалатбек», «Мулла Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера, до известной степени, отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и еще более — в драмах последнего.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.