Меню
Назад » »

Логос (880)

Сфагнум

Сфагнум (техн.) — под этим названием находится в продаже торфяной мох, очищенный от корней и прутьев трепальной машиной и спрессованный для более удобной перевозки. С. начинает входить в употребление в строительном деле, вследствие своей дурной теплопроводности, для смазки на потолках, для заполнения пустот в стенах из пустотелых бетонных камней, для обкладывания стен денников и водяных резервуаров, По отзывам специалистов, С. как подстилка в конюшнях не оправдал ожиданий, так как меньше сохраняет здоровье лошадей.

Сфинкс

Сфинкс (Sjigx) — в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С. — греческого происхождения (от гл. sjiggw— душить), но представление заимствовано вероятно у египтян или ассирийцев) у которых С. — одна из обычных мифических фигур. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.), С. была дочерью Химеры и Орера, по другим— Тифона и Ехидны. Особенно распространено было фиванское сказание, разработанное греческими трагиками, которые воплотили в С. идею борьбы человека с судьбой. Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфинпон, где, по преданию, жило это чудовище. По фиванскому преданию, С. был послан Герой, или Аресом, или Дионисом, для опустошения страны, в наказание за убиение Кадмом Аресова дракона (или за преступления Лаия). Приютившись в пещеpе названной горы, С. подстерегал проходящих и задавал загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?» (разгадка — человек, в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости). При этом сфинкс обязывался, в случае разрешения загадки, умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или сбрасывал со скалы). Чтобы избавиться от этой беды, Креонт, правивший страной со времени гибели Лаия, предложил руку своей сестры Иокасты и с нею царскую власть тому, кто разрешить загадку. Загадка была разрешена Эдипом, который сделался царем и женился на Иокасте, своей матери, а С. бросился со скалы. Изображения С. в искусстве были различны: обыкновенно он имел бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки и пр.), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла. В новейшей поэзии С. сделался символом загадочного, а также воплощением идеи о смежности страдания с наслаждением (ср. стихотворение Гейне, «Das ist der alte Marchenwald!», в предисловии к III-му изд. его «Книги песен»). Ср. Jeep, «Die Griechische Sphinx» (Б., 1854); Ilberg, «Die S. in der Griechischen Kanst und Sage» (Лпц., 1896). H. О.

Сфорца

Сфорца (Sforza) — знаменитая итальянская фамилия игравшая большую роль в XV и XVI в. Основал ее Муцио Аттендоло, сын крестьянина из Романьи, получивший прозвище С. В ранней юности он поступил в дружину Адьберто де Барбиана, одного из основателей кондотьерства, отличился храбростью и сам сделался вождем наемного войска. Умер в 1424 г. на службе у неаполитанского короля. Ему, в качестве кондотьера, наследовал его сын Франческо, который служил попеременно Милану, Венеции и Флоренции и в 1450 г. хитростью и насилием овладел Миланом, ссылаясь на права жены своей Бианки-Марии, побочной дочери последнего миланского герцога из фамилии Висконти. Он правили Миланом 15 лет с титулом герцога. Ему наследовал его сын. Галеаццо-Мария (ум. 1476), после которого власть досталась малолетнему его сыну Джованни Галеаццо. Последний, как полагают, был отравлен своим дядей Людовиком Мором, который и захватил власть над Миланом. Желая удержаться на престоле, он склонил французского короля к вмешательству в итальянские дела и вызвал поход Карла VIII на Неаполь. Соединившись потом с врагами Франции, он был побежден франц. королем Людовиком XII и изгнан из Милана (1499), возвратился туда с помощью швейцарцев, но еще раз потерпел неудачу и попал в плен к франц. королю (1500). Сын его Максимилиан в 1512 г. вернул себе власть, но после битвы при Мариньяно, в 1515 г., должен был отказаться от Милана в пользу франц. короля Франциска I, за ежегодную пенсию. После изгнания французов из Италтии Карлом V, последний отдал Милан в ленное владение младшему сыну Людовика Мора, Франческо II (1520). После его смерти (1535) Милан был отдан сыну Карла V, будущему королю Филиппу II Испанскому. От брата Франческо I, Бозио С., произошли тоскансние графы Санта-Фиора, от которых ведет свое начало теперешний римский род герцогов С. Чезарини. См. Ratti, «Della Famiglia S.» (1794); Litta,. «Famiglie celebri italiane».

Сфрагистика

Сфрагистика — наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название «сфрагистика», Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург и др. Лучшие сочинения по С. за последнее время принадлежат Зейлеру, автору «Abriss der Sphragistik» (Вена, 1884) и «Geschichte der Siegel» (Лиц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в "Русской геральдике " А. Ламера, имеются по С. лишь отрывочные и незначительные сведения. С. имеет непосредственную связь с геральдикой и нумизматикой. С первой она связана тем, что многие изображения, употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского). С нумизматикой С. связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не сохранилась, можно было определить происхождение монеты. Обычай употребления печатей — очень старинный. Восточные народы уже в древние времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями, в форме цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки. Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл.XIV, ст. 12; книга Бытия, гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. XX, ст. 11 и 21). От восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и римляне. Последние обыкновенно употребляли печатиперстни, которые прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим и повсеместным стал не ранее XII столетия. Печать долгое время заменяла собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности. Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли большей частью односторонние печати, но с Х в. их стали вытеснять двойные, висячие на снурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге. Печати были свинцовые (печати буллы, называвшиеся так от свинцовых шариков, через которые продевался снурок и потом выбивалось изображение), золотые (в редких случаях), серебряный, бронзовые, оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати были висячими и носят в западной С. название sigilla pendentia или sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на снурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были круглые (древнеегипетские), овальные, продолговатые, треугольные, квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия. Патриарх константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI и XVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам, надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом государстве были и имеются особые государственный печати, которые подразделяются большей частью на три вида: большие, средние и малые: первые — для более важных документов, преимущественно законодательных актов и международных трактатов, а вторые и третьи — для менее важных и даже для писем государей. В некоторых государствах для личного употребления государей имеются особые частные печати (Англия, Нидерланды и др.). Большей частью хранителем государственной печати бывает министр или министерство юстиции, затем министерство иностранных дел (в Баварии, Нидерландах, Вюртемберге и Швеции) и государственное министерство (Пруссия). Папа римский имеет печать, носящую его фамильный герб; она прилагается к папским грамотам и к трактатам. У статс-секретаря папы — особая печать. В Швейцарии хранение государственной печати принадлежит канцелярии союзного совета.

В Poccии первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г. Владимир св., устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими купцами, даровал тем и другим особые печати, в ознаменование княжеского позволение и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать принадлежало исключительно великому князю, но, с раздроблением Руси на уделы, оно распространилось и на удельных князей. С административным развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного рода; их имели также города и приказы. Княжеские печати были двоякого типа — частного, личного (печати-перстни) и официального, государственного. По примеру первых, рано стали заводить у себя печати и родовитые бояре. Печати были металлические — золотые, серебряные, серебряные вызолоченые и свинцовые; восковые (черные, желтые, темно-коричневые и красные); воско-мастичные, заменившие восковые в силу своей большей прочности; печати на дегте или на смоле (очень редки) и сургучные, вошедшие в употребление с конца XVII в. Металлические печати все привешивались на снурках различных цветовшелковых, гарусных и пеньковых; остальные прикладывались и иногда для большей сохранности прикрывались бумажкою, отчего назывались печатями под кустодиею. Самая древняя сохранившаяся до нас княжеская печать — серебряная, позолоченная, с изображением на одной стороне лика Иисуса Христа, а на другой — Архангела Михаила, поражающего змея, она привешена к жалованной грамоте князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода (1125-1132 г.). В позднейших княжеских печатях, кроме упомянутых изображений, встречаются святые Александр, Николай, Иоанн Предтеча, Симеон и др., изображения князей, разнообразный эмблемы и надпись: печать такого-то князя. Между печатями XIV — XV вв. встречается немало античных, вывезенных, по всей вероятности, из Византии и изображающих, между прочими, мифологические сюжеты. Древнейшая из дошедших до нас городских печатей — новгородская приложенная к договорной грамоте 1426 г. (Новгорода с вел. князем тверским Борисом Александровичем) и изображающая животное с лошадиною головой, задом и ногами львиными, бегущее с поднятым хвостом; между головой и шеей его видна веревка, в виде узды; на обороте надпись-"печать новгородская". Поздние на новгородских печатях изображались тигр или пантера, женская фигура, сидящая на стуле, двуглавый орел, вечевые ступени с посохом архиепископа, медведь и др. За новгородскими следуют псковские печати; древнейшая из них — 1510 г., (с изображением барса, бегущего с расправленными когтями, высунутым языком я поднятым хвостом, а вокруг надпись: «печать господарства псковскаго»). Города, построенные в XV и XVI ст., получали печати от правительства. которое нередко изменяло и дополняло их . Обычным изображением на печатях патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов была Богоматерь; на печатях служилых и частных людей, кроме надписей, встречаются эмблемы. В течении всего московского периода государственная печать прилагалась ко всем актам вместо подписи царя. По действующим основным законам, в России существуют три вида государственной печати: большая, средняя и малая; все они возобновляются при вступлении на престол нового государя. Каждая печать прикладывается к соответственным ее значению документам. На печатях изображен государственный герб. Кроме названных печатей, была еще печать воротная или орловская (с орлом на одной стороне и св. Георгием на другой), односторонняя, висевшая обыкновенно на вороту у печатника или хранителя государственных печатей. Подлинники ее хранятся в архиве министерства иностранных дел, равно как и печать кормленая или кормчая, на которой был изображен только герб московский. С XVIII в. существуют еще печати коронационные (серебряные). Из областных печатей наиболее любопытной является малороссийская. Она была дарована в 1576 г. Стефаном Баторием и содержала «герб, означающий на оной стоящего казака, держащего на плече ружье; на голове у него скривленная высокая шапка, а у бока висящий пороховой рог». Печать эта оставалась в употреблении и по воссоединении Малороссии с московским государством, до самого упразднения гетманства в 1764 г. 24 февраля 1766 г. Екатериной была утверждена для Малороссии печать, дарованная Петром Великим в 1722 г. малороссийской коллегии; эта печать заключает в государственном гербе гербы Киевский (серебряный ангел на голубом поле), Переяславский (серебряная башня в красном поле), Стародубский (зеленый дуб в красном поле), Северский (золотая стена в красном поле) и черниговский (единоглавый орел в голубом поле). До 1702 г. употреблялись разные печати, а после— обыкновенно с двуглавым орлом.

Литература. «Сборник снимков древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в московском архиве министерства юстиции», составленный П. Ивановым (М., 1858); «Снимки древних русских печатей: государственных, царских, областных, присутственных месть и частных лиц» (М., 1883); Д. Прозоровский, «Собрание польских и других печатей, принадлежащих императорской академии художеств» (СПб., 1881); «Собрание государственных грамот и договоров» (М. и СПб., 1813-1841; собрано до 163 гравированных снимков печатей); А. Латер, «Русская геральдика» (СПб., 1855); Абрамов, «Сибирская печати» («Тобольские Губернские Ведомости», 1858,. № 47); А. Барсуков, «Правительственные печати в Малороссии от Стефана Батория до Екатерины II» («Невская Старина», 1887, № 9); Родзевич, «0 русской сфрагистике» («Вестник археологии и истории», издан археологическим институтом, вып. VI, СПб., 1886). Б.. Р-в.

Схима

Схима великая и малая. — Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин»-, «образ»-, которому стало усваиваться наименование «великого», в отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотой и краткостью, чинопоследование великой С. — большой торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С. с одной стороны — таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, «Пострижение в монашество» (Вильна, 1899).

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar