- 888 Просмотров
- Обсудить
Таможенные пошлины
Таможенные пошлины — Т. (по старинному — таможные, от татарского слова тамга — печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию — через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п. Смотря по тому, производится ли взимание этого сбора при перевозке товара через внешнюю границу, или при перемещении его внутри государства, таможенные пошлины разделяются на внешние и внутренние. Внутренние таможенные пошлины иногда имеют характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и т. п.; иногда же представляют собою налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т. д. Вообще за передвижением товаров через внутренние линии следить несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые внутри государства, всегда могут ускользнуть от оплаты внутренними сборами, особенно, если последние настолько значительны, что обход их составляет достаточную премию за перевозку товара окольными дорогами и т. д.; поэтому, внут. премия Т. пошлины установляются, обыкновенно, в невысоком размере. Тем не менее, применение их — особенно, если одновременно взимается много таких пошлин различного наименования (на Руси, в средние века, существовало более 20 внутренних таможенных сборов разного наименования.) — значительно стесняет внутреннюю торговлю, а тем самым и промышленность, и вызывает существенное неудобство для населения, усугубляемое тем, что, при мелочности таких сборов и разбросанности пунктов, где они взимаются, очень трудно контролировать правильность их взыскания и предупреждать злоупотребления и притеснения. При упорядочении финансовой системы страны, эти пошлины обыкновенно отменяются и возмещаются сборами с торговли, а иногда увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергическим требованием торгового сословия, произведена была при Алексее Михайловиче, но окончательно они были уничтожены лишь в 1753 г., при чем поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары. Во Франции существование этих сборов продолжалось до 1792 г. В настоящее время, внутренние Т. пошлины в пользу казны не существуют почти нигде; остались только сборы в пользу городов (так назыв. октруа) с товаров, главным образом — продовольственных припасов, ввозимых в пределы городской черты. Нечто среднее между внутренними и внешними представляют собою те таможенные пошлины, которые взимаются на границах частей одного и того же государства или союза, стоящих в различных условиях по отношению к привозу товаров и вообще являющихся в таможенном смысле, самостоятельными — напр. на границах между пределами портофранко и таможенной территорией. Такой характер имели пошлины на границах различных государств Германии, до полного объединения их в таможенном отношении. В России такого рода пошлины на границах Лифляндской провинции были отменены в 80-х гг. XVIII в., на границе Царства Польского — в начале 50-х годов, по Оренбургской линии — в 1858 г. На границе между великим княжеством Финляндским и Империей эти пошлины существуют до сих пор. Все русские произведения, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые обложены там акцизом (вино, табак, сахар), пропускаются туда свободно от всякого обложения; из финляндских же продуктов пропускаются в Империю беспошлинно(в известных случаях — при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарной или ремесленной промышленности, выработанные из финляндского сырья; что же касается фабрикатов, изготовленных из иностранных сырых материалов или с применением заграничных машин или топлива, пропускаемых в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применяемая в Империи, то они подлежат при ввозе в Империю особой уравнительной пошлине, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в Империи и в Финляндии были уравновешены. Существует еще внутренняя Т. линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал); здесь подлежат оплате пошлиной те перевозимые на запад от ее, иностранные товары, которые, при ввозе в восточную часть Сибири, пропускаются без оплаты пошлиной.
Внешние Т. пошлины бывают ввозными, отпускными и транзитными. Отпускные пошлины в прежнее время имели большое значение и доставляли значительную часть таможенного дохода; в ХVIII-м столетии, напр., с отпуска получалось до 2/3 всех таможенных поступлений. Ныне принято за правило оказывать всяческое содействие развитию вывозной торговли, и потому отпускные пошлины почти всюду либо вовсе отменены, либо сведены к весьма немногим. В государствах с протекционным режимом отпускные пошлины иногда применяются к сырым продуктам, служащим материалом для наиболее поощряемых отраслей промышленности: В России, в этих целях, обложены вывозной пошлиной сырая кость, шлаки, железные руды и тряпье. Сверх того, отпускными пошлинами, в фискальных целях, облагаются те продукты, на которые данная страна имеет или почти имеет монополию производства, так что пошлина, уплачиваемая при их вывозе, должна ложиться на заграничного покупателя: такое значение принадлежит у нас пошлине с вывозного пальмового дерева. В некоторых странах, где существуют умеренные фискальные таможенные пошлины, небольшие отпускные пошлины применяются до настоящего времени (напр. в Турции, Египте, Марокко и т. п.). Транзитные пошлины, в виду принятой ныне повсюду системы оказывать возможное покровительство транзитной торговле, почти нигде не существуют. Наиболее важное значение имеют ввозные Т. пошлины. Размер таможенного обложения ввозных товаров определяется действующим таможенным тарифом и находится в зависимости от характера принятой в данном государстве Т. политики — фритрэдерского, умеренно или сильно покровительственного, меркантилистического или запретительного, а также от принятой в государстве системы более или менее высокого обложения, в фискальных целях, продуктов потребления.
По способу исчисления различаются следующие таможенные пошлины: а) пошлины, взимаемые с воза, лодки или места с товаром, независимо от количества и качества товаров, в них заключающихся. Такая, наиболее грубая форма таможенных пошлин применяется лишь у первобытных народов и может существовать лишь при невысоком обложении товаров, напр. во внутренней перевозке. Впрочем, во Франции до сих пор применяется небольшой дополнительный сбор (droit statistique) со всякого привозного товарного места; б) такие, которые взыскиваются с количества товара, независимо от его качества: этим способом взимаются сборы с привозных и вывозных товаров в пользу города и т. п.; в) такие, при исчислении коих принимается за основание и количество, и качество товара; все товары подразделяются на категории, а по каждой категории уставляется известный оклад (тарифная ставка), определенный в виде известной суммы с данной единицы количества товара. Для различных родов товара принимаются неодинаковые единицы обложения: такие предметы, ценность коих не соразмеряется с их величиной, облагаются поштучно (в русском тарифе со штуки обложены, напр., музыкальные инструменты, экипажи, зонтики, фески);, для товаров жидких, единицей обложения служит мера (у нас с меры бутылки — 1/20 ведра обложены вино, портер, пиво, мед, сидр, уксус и минеральные воды, привозимые в бутылках); суда очищаются обыкновенно пошлиной по количеству тонн вместимости; зеркальные стекла, а иногда и ткани подлежать пошлине по квадратной мере. За этими, вообще немногими исключениями, пошлина в тарифе устанавливается с веса, но при этом подлежащий пошлине вес (так назыв. тарифный вес) определяется для разного рода товаров не одинаково: в одних случаях, пошлине подлежит вес брутто — т. е. вес товара с всеми упаковками, служащими для обращения его в торговле, но без дополнительного амбалажа, предназначенного для сохранения товара в пути (напр. чехлы, в которые облекаются, при перевозке, ящики с фруктами); в других — наличный вес. Последний определяется иногда посредством взвешивания товара нетто, без тары, причем, однако, легковесные упаковки, не снимаемые и при розничной продаже (напр. бумажные обертки для мыла и т. п.) не исключаются из веса нетто. — иногда путем вывески товара с упаковкой и вычета из веса брутто определенного числа %%, установленных для упаковки того или другого вида табелью о таре, утверждаемой обыкновенно министерством финансов. Вычет на тару может быть либо обязательный, когда ни таможенный чиновник, ни хозяин товара не могут потребовать иной скидки с бруттового веса, кроме установленной табелью, либо факультативный, когда и та, и другая сторона могут потребовать, взамен, скидки установленных %% наличной вывески (в России принять факультативный вычет). г) Ценовые пошлины (ad valorem), взыскиваемые в виде определенного тарифом % со стоимости товара. Под тарифной стоимостью понимается обыкновенно оптовая цена товара на месте производства, с присоединением расходов на доставку до границы. Если расценка товаров производится на основании заранее составленных официальным путем таблиц товарных цен, то взимание ценовых пошлин, в сущности, сводится к исчислению их по качеству и количеству товаров, согласно только что описанной системе. Такого рода порядки взыскания пошлин применяются в странах с невысоким и, притом, однообразным для всех товаров обложением в виде % с цены (напр. в Турции). Взыскание ценовой пошлины с фактической стоимости товара.. определяемой путем специальной оценки. каждой партии, представляет то преимущество, что при этой системе пошлина, высчитываемая пропорционально действительной цене товара, ложится на товар наиболее справедливым образом, между тем как при расценке по средней стоимости более богатый покупатель, потребляющий высшие сорта, уплатит пошлину в меньшем размере сравнительно с потребителем худшего товара. Но с другой стороны применение этой системы вызывает многие. затруднения и открывает возможность злоупотреблений: если оценка будет предоставлена таможенным чиновникам, можно ожидать произвола с их стороны; при поручении расценки специалистам из купечества, возможна слишком низкая оценка ими товара по сговору с хозяином его или, наоборот, слишком высокая оценка, из желания устранить в его лице конкурента; если, наконец, оценка предоставлена хозяину товара, но таможенным чиновникам дано право оставлять за собою товары, объявленные слишком дешевой ценой, по показанной хозяином цене (такая система применяется в настоящее время у нас на Кавказской и Каспийской границах), то это возлагает на чинов таможни несвойственную им функцию спекулянтов-сбытчиков оставленных за собою предметов и все-таки не вполне устраняет злоупотребления: напр. хозяин может привезти товар в обесцененном виде (разрозненные перчатки и т. п.), и таким образом обезопасить себя от отобрания их таможней. Практикуемый на Востоке порядок взимания ценовой пошлины, при полной оценке со стороны товарохозяина, путем отобрания соответственной части товара натурой, возможен только по отношению к товарам делимым и однородным. В виду этого, ценовые пошлины признаны неудобными во всех странах (кроме Соед. Штатов Сев. Америки), где применяется более или менее высокое обложение товаров. В России ценовые пошлины исключены из тарифа по европейской торговле в 1882 г. и продолжают действовать только на нек. участках границы (сухопутная граница Закавказья, Каспийское море и персидскоафганская граница Средней Азии), где, при невысоком обложении ввозных товаров — 5% С цены — выведенные выше недостатки системы пошлин с цены не могут вызывать особенно важных невыгод. д) Наконец, может быть применима смешанная система одновременного взыскания пошлин и с цены, и с качества и количества — напр. 50% с цены и, сверх того, по стольку то процентов с фунта. Такая сложная система, вызывающая на практике весьма значительные затруднения, существует только в Северо-Американских Соединенных Штатах, По отношению к способу уплаты различаются следующие таможенные пошлины: а) взимаемые натурой. Эта система применяется в настоящее время лишь в некоторых восточных странах; б)уплачиваемые деньгами; при этом во многих странах требуется, чтобы пошлины уплачивались не всякого рода денежными знаками, допускаемыми к обращению в стране, а непременно металлом, и не по курсу, а по нарицательной стоимости: в таких случаях, самые тарифные ставки определяются в металлической валюте. Установление этого требования объясняется желанием привлечь в страну металлические деньги из-за границы, противодействовать их отливу из страны и упрочить денежное обращение. У нас эта система применялась почти постоянно: уплата без всяких ограничений Т. пошлин кредитными билетами допускалась только в период времени с 1840 по 1876 г. В 1899 г., по установлении в России металлического обращения, разрешена уплата пошлин не только золотом, но и бумажными деньгами; но прием в пошлину серебряной монеты ограничен в большей степени, нежели платежи этою монетой в пополнение других налогов и по частным сделкам (5 руб., вместо 25). в) пошлины, уплачиваемые без непосредственного взноса денег в Т. кассы, путем установления особого рода текущих счетов между товарохозяином и таможней. Для этого купец вносить или в таможню, или в какое-либо государственное кредитное установление известный залога (в залог могут быть принимаемы и хранящиеся в таможнях товары:) и открывает себе, таким путем, кредит на известную сумму, после чего, при желании получить товары, не производит уплаты пошлин, а требует списания соответственной суммы с его кредита по книгам таможни. Списанные таким образом суммы плательщик пополняет впоследствии, в удобное для него время. Эта система, доставляющая большие выгоды и удобства для ввозной торговли, весьма широко практикуется в Германии и в Англии; в России она применяется с некоторыми ограничениями.
К. Лодыженский.
Таможенный союз
Таможенный союз — есть соединение нескольких государств, принявших один и тот же Т. тариф, общие Т. учреждения и администрацию. Цель такого союза — парализовать разъединяющее значение территориальных границ и слить договаривающиеся государства в одно экономическое целое. Образцом такого объединения государств служит германский Т. союз. В настоящее время объединены экономически три северные скандинавские государства — Швеция, Норвегия и Дания; но союз этих государств, по отношение к Т. устройству, нельзя назвать постоянным, так как каждое из них имеет право во всякое время из него выйти и устроить у себя самостоятельные Т. порядки. Из страха перед сильными конкурентами на международном рынке, от времени до времени, возникали проекты Т. союзов между государствами, имеющими общие торговые интересы. Еще в 1837-м году французский экономист Леон Фоше доказывал необходимость, в противовес германскому, основать Южный Т. союз (Union du midi) между Францией; Бельгией, Швейцарией и Испанией; около того же времени вырабатывался проект союза между Францией и Бельгией; в конце семидесятых годов много говорилось и писалось о Т. объединение Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии и Дании (Association douaniere de l'Europe centrale), о Т. союзе между Францией и Германией (la paix par l'union douaniere Franco-Aliemande), между Германией, Австрией и христианскими государствами Балканского полуострова. В 1900 г. экономист Цан («Deutschlands Volkswirthschaft beim Eintritt ins XX J.», 1900) высказался за тамож. союз «почти однородных по своему экономическому развитию» государств средней Европы, а именно: Австро-Венгрии, Италии, северных Балканских государств, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Дании, Швеции и Норвегии, «под руководством Германии». Считая возможным осуществить этот проект путем обыкновенных торговых договоров, автор полагает, что такой союз, при полной политической самостоятельности его членов, должен укрепить и защитить слабейшие из этих государств и еще более усилить сильнейшее. Не менее грандиозны проекты Т. союза Англии со всеми ее колониями и объединения всех государств Северной и Южной Америки под гегемонией Сев. Амер. Соединенных Штатов. Ни один из этих проектов, однако, еще не осуществился, в виду трудности примирить экономические интересы различных государств с одной Т. системой. Всего менее желания вступать в какие-либо Т. союзы обнаруживают государства, следующие началам свободной торговли и дорожащие громадными выгодами, доставляемыми потребителям — т. е. всей массе народа — полным освобождением товаров, привозимых из чужих земель, от всяких Т. пошлин.
Танаис
Танаис или Тина (итал.) — греческий город, стоявший на месте нынешнего Азова, как доказал П. Бутков; раньше Стемпковский. Свиньин и другие утверждали, что он находился на правом берегу западного рукава р. Дона, на месте Недвиговских окопов. Ср. Н., Бутков, «О местности гор. Танаиса или Азова» («Древности Московского Археологического Общества», т. III).
Тананариво
Тананариво, Антананариво или точнее Антанариво (Tananarive по фр.) — гл. гор. французской кол. и о-ва Мадагаскара, под 18°55' ю. шир. и 47°30' в. долг., в 160 км. от вост. берега, на холме, имеющем 4 км. длины, со склоном к плодородной долине Икопа на З. Состоит из старого города и пригородов. Улиц в Т. почти нет, дома деревянные, но за последнее время построено много каменных зданий, в том числе бывший королевский дворец, Серебряный дом (с серебряными колокольчиками на крыше), здание суда и т. д. Климат здоровый, ровный, годовые атмосферные осадки 1,50 м. Т. — как бы санаторий для европейцев, страдающих от лихорадки, схваченной в равнинах и на берегу моря. Водоснабжение хорошее; пищевые продукты весьма дешевы, благодаря плодородию пров. Имерина, в которой лежит Т. Резиденция франц. генерал-губернатора; сильный гарнизон. С 1901 г. Т. соединена прекрасной дорогой с портом Таматавой. Жителей от 50 до 100 тыс. До 1896 г. Т. была столицей Говаского царства.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.