- 963 Просмотра
- Обсудить
Ундины
Ундины (от лат. unda — волна) — мифические существа, созданные фантазией средневековых алхимиков и кабалистов, заимствовавших основные их черты частью из народных германских представлений о нимфах и русалках, частью из греческих мифов о наядах, сиренах и тритонах. В сочинениях этих ученых У. играли роль стихийных духов, живших в воде и управлявших водной стихией во всех ее проявлениях, подобно тому как саламандры были духами огня, гномы управляли подземным миром, а эльфы — воздухом. Существа, соответствовавшие в народных поверьях У., если были женского рода, отличались красивою внешностью, обладали роскошными волосами (иногда зеленоватого цвета), которые они расчесывали, выходя на берег или покачиваясь на морских волнах. Иногда народная фантазия приписывала им рыбий хвост, которым оканчивалось туловище вместо ног. Очаровывая своею красотой и пением путников, У. увлекали их в подводную глубь, где дарили своею любовью и где года и века проходили как мгновенья. По скандинавским воззрениям человек, попавший однажды к У., уже не возвращался назад на землю, истощенный их ласками. Иногда У. вступали в брак с людьми на земле, так как получали при этом бессмертную человеческую душу, особенно если у них рождались дети. Эта последняя черта лежит в основе средневековых романов о Мелюзине, о рыцарях Темрингере и Штауффенбергере. Новейшие писатели, особенно поэты романтической школы, охотно пользовались легендами об У. Наиболее известны повесть де Ламотт-Фук «Ундина» (1813), переведенная на русский язык, стихами, В. А. Жуковским (1836), стихотворение Гейне: «Ich weiss nicht, was soll es bedeuten...», сказка Андерсена «Русалочка», поэма Т. Готье «L'ondine et le рecheur». На сюжет повести Фуке написаны оперы Гофманом (романтическим писателем) и Лортцингом; писали оперы на этот сюжет также и русские композиторы — Львов и Чайковский (последний уничтожил свое произведение).
Н. Г.
Унисон
Унисон — однозвучие. В хоре несколько однородных голосов — напр. сопрано — поют в У. одну и ту же партию. В оркестре несколько скрипачей исполняют в У. партию первой скрипки, нисколько вторых скрипачей — партию второй скрипки, несколько виолончелей — партию виолончелей и т. д. Соедининие разнородных голосов или разнородных инструментов в У. делается для усиления звука.
И. С.
Уния
Уния (гос. право). — Под У. разумеют такое соединение государств, при котором два разных государства имеют общего монарха. По самому существу своему У. мыслима, следовательно, только между монархическими государствами. По характеру связи, существующей между соединенными государствами, различают. У. личную и У. реальную. Под личною У. разумеют соединение двух государств, основанное на временном единстве монарха, при чем единство это получается в силу случайного совпадения в одном лице прав на престол в двух различных государствах. Прежде, при значительном количестве избирательных монархий, личная У. нередко являлась результатом избрания на престол государя какой-либо другой страны. Нередки также были случаи, когда монарх, вступая в брак с наследницей престола в другой стране, в лице своего сына соединял оба престола, свой и жены: таковы были «счастливые браки» Австрии. В последнее время поводом к образованию личной У. является всего чаще прекращение царствующей династии, когда на престол приглашается монарх другого государства; так, напр., по парламентскому акту 1705 г. на случай бездетной смерти королевы английской Анны преемником ее был назначен на английский престол Георг, курфюрст ганноверский, вступивший на английский престол в 1714 г. При личной У. постоянная общность монарха не обеспечивается законом; коль скоро законы о престолонаследии окажутся в разных государствах различными, единство монарха должно прекратиться. Так напр., личная У., существовавшая между Англией и Ганновером с 1714 г., прекратилась в 1837 г., по смерти бездетного Вильгельма IV: по английским законам престол перешел к дочери следовавшего за ним по старшинству брата (Виктории), а по ганноверским законам престол должен был перейти к ближайшему представителю мужской линии, и на ганноверский престол вступил младший брат Вильгельма, Эрнст-Август. С 1839 г. существовала личная У. между Нидерландами и Люксембургом, прекратившаяся в 1890 г. в силу того, что в этом году в Нидерландах престол перешел в женскую линию (королева Вильгельмина), тогда как в Люксембурге женщины царствовать не могут. Юридически личная У. представляется явлением, для судьбы соединенных государств совершенно безразличным; но на деле общность монарха имеет громадное практическое значение вследствие тесной связи, возникающей между соединенными государствами. В прежние времена, когда личность короля имела несравненно большее значение, чем ныне, личная У. нередко вела к полному слиянию государств, в течение известного промежутка времени находившихся в состоянии личной У.: примеры — Кастилия и Арагония (личная У. с 1479 г.), Англия и Шотландия (личная У. с 1603 по 1707 гг.), Богемия и немецкие земли австрийской короны, Венгрия и Цислейтания (личная У. с 1527 по 1723 г.). Нередко также государи, царствовавшие одновременно в двух государствах, приносили интересы одного в жертву другому. Поэтому большинство конституций или обставляет возможность личной У. известными условиями (Бавария, Баден, Ольденбург), или требует согласия палат (конституции прусская, саксонская, бельгийская, датская, румынская), или даже вовсе запрещает их (греческая конституция). В настоящее время личная У. существует лишь между Бельгией и государством Конго. У. реальная есть такое соединение двух государств, в котором единство монарха устанавливается законом: она предполагает общий закон о престолонаследии и обыкновенно общий закон о порядке избрания монарха в случае пресечения царствующей династии; кроме того в реальных униях всегда бывают учреждения общие обоим государствам. Эта общность государственных учреждений может получиться лишь путем взаимного соглашения обоих государств, и таким образом реальная уния относится к явлениям международного права. В настоящее время существуют две реальные У. : Австро-Венгрия и Швеция и Норвегия. Реальная У. между Австрией и Венгрией создана так называемой прагматической санкцией Карла III (pactum mutuae successionis — договор об общем порядке престолонаследия 12 сент. 1703 г., принятый венгерским сеймом 1722 — 1723 гг.). Ныне взаимные отношения этих двух государств определяются тожественными по содержанию конституционными законами Австрии и Венгрии (1867), которыми была улажена распря, долго существовавшая между этими государствами. Кроме общего монарха, Австрия и Венгрия имеют 3 общих министерства: министерство двора и иностранных дел, министерство военное и министерство общих финансов. Общий бюджет вотируется «делегациями», избираемыми австрийским и венгерским парламентами, каждым в числе 60 человек. У. между Швецией и Норвегией создана избранием 14 ноября 1814 г. на норвежский престол Карла XIII, короля шведского, и актом 6 августа 1815 г., который установил соединение на вечные времена Швеции и Норвегии, как двух самостоятельных государств под властью общего монарха. Закон определяет, на случай если король окажется неспособным управлять государством, общее регентство. На случай пресечения династии установлен совместный способ избрания короля парламентами обоих государств. Управление обоими государствами совершенно раздельно; лишь функции министра иностранных дел исполняет для обоих государств шведский министр иностранных дел. Подробные указания литературы по вопросу о личной и реальной У. см. в обстоятельной работе М. Пергамента: «Юридическая природа реальной У.» (Одесса, 1893). См. также Jellinek, «Das Recht des modernen Slates» (т. 1, 1900).
Н. Л.
Упанишады
Упанишады (санскр. upanishad=тaйное учение) — древнейшие философские и теософские трактаты индусов, восходящие к более поздней ведийской эпохе, но во всяком случае возникшие еще задолго до начала христианской эры (самые древние — в VII — VI вв. до Р. Хр.). Индусы причисляют их к так называемому Шрути, т. е. словесным памятникам, сообщенным человечеству путем непосредственного божественного откровения. У. составляют третье подразделение ведийской литературы (первое — веды, т. е. самые стихотворные их сборники или так называемые самгиты, второе — брахманы, третье араньяки и У., тесно связанные друг с другом). Большею частью У. написаны прозой, со стихотворными вставками, но некоторые из них целиком изложены стихами, нередко в форме диалога между теми или другими полуисторическими, полумифическими лицами. Число их очень велико и наверное превосходит 250. В 1876 г. А. Вебер («Indische Literaturgeschichte», 2 изд., стр. 171) насчитывал их 235, но с тех пор оно должно было возрасти. По туземной теории число У. должно быть равно числу отдельных ведийских школ, т. е. 1180, но теория эта вполне фантастична. Основное назначение У. — служить философским комментарием к вeдийским текстам; мы находим в них рассмотрение вопросов о начале мира, сущности божества и души, отношении между духом и материей и т. д., возбужденных уже в некоторых гимнах Ригведы. В У. заключаются начатки индийской метафизики и философии, выработавшей впоследствии определенные системы, которых в У. мы еще не находим. Общая черта, свойственная древним У. — отсутствие той исключительности, которая столь характеристична для эпохи брахманизма. Мы находим в них такую свободу философской мысли, которая не встречается и в более древних памятниках, за исключением самой Ригведы. Вообще литература У., включая в нее многочисленные позднейшие памятники, носящие это имя, представляется весьма разнообразной и разнородной по своему содержанию, в котором отразились все эпохи религиозной истории Индии. Среди позднейших У. можно встретить разные сектантские У.: вишнуитские, шиваитские и всевозможных прочих сект, кончая Аллах-У. (изд. в «Journal of the Asiat. Society of Bengal», т. ХL), в котором отразились мечты о всеобщей религии знаменитого императора Акбара, жившего в конце XVI в. Важнейшие и древнейшие У., восходящие к ведийской эпохе, примыкают к разным более древним ведийским текстам; так напр., Ригведа имеет своим У. Айтарея-У., связанный с Айтарея-брахманой. А. Вебер («Akad. Vorlesungen uber indische Literaturgeschichte») делит У. на три класса: 1) У. школы веданта 2) У. школы Йога и 3) сектантские У. Главной темой, к разработке которой постоянно возвращаются У., является познание мировой души, отожествляемой со всем миром и верховным божеством, творцом всего сущего. Душа человека — также одно из проявлений этой мировой души, Атмана-Брахмана; настоящая мудрость состоит в познании тожества нашей души с душою Мира. Кто достиг этого познания, тот становится выше жизни и смерти, которые представляют собой только разные формы или стадии развития. Весь мир — только грезы мировой души, из себя и для себя создающей эти сновидения и по желанию принимающей то ту, то другую форму. Есть и более высокая, более блаженная ступень Атмана) на которой исчезают мировые сновидения: это сон без сновидений, который был уже некогда, когда еще не существовало Мира, и который опять наступит, когда Атман отрешится от своих грез и, со всеми своими проявлениями (жизненными органами, всеми мирами, всеми богами, всеми существами и всеми отдельными их душами), замкнется в блаженстве глубокого сна без грез. В Индии У. пользуются высшим авторитетом; слава их, как глубочайших произведений индийской мысли, вызвала перевод некоторых из них (XVII в.) на персидский язык. С этого перевода в конце XVIII в. сделан был латинский перевод Анкетилем Дюперроном. Хотя этот перевод был очень несовершенен (Макс Мюллер называет его даже «ужасным»), но он довольно долго служил единственными источником, из которого могли знакомиться с содержанием У. европейские философы и ученые, не владеющие санскритом. Этим же путем познакомился с упанишадами и Шопенгауэр, для которого «Упнекхат» (искаженное У.) Анкетиля Дюперрона сделался настольной книгой, вместилищем высочайшей мудрости. Он так сжился с этим переводом, что не хотел и слышать о других, более точных, непосредственных переводах У. с санскрита на европейские языки и относился к ним с большим недоверием («Parerga und Раralipomena», 4 изд., т. II, 426 — 428). Философию У. Шопенгауэр называл «порождением высшей человеческой мудрости», самым возвышенным и благодарным чтением, какое только существует на свете; по его словам, «оно было утешением его жизни и будет им и в минуту смерти». Шеллинг, по свидетельству Макса Мюллера, был также в восторге от У. Перевод У. Анкетиля Дюперрона ценен еще и потому, что он служит единственным источником для знакомства с одним из У. Ригведы — Вашкала-У., рукопись которого до сих пор еще не разыскана. Важнейшие из У. перечислены в статье Индийская литература, где и дана их общая литературная характеристика, а также приведены некоторые библиографические указания.
Литература. Общие сочинения о философии У.: Gough, «The philosophy of the Upanishads and ancient indian metaphysics» (Л., 1882); P. Regnaud, «Materianx pour servir a. l'Histoire de la Philosophie de l'Inde» (вып. XXVIII и XXXIV «Bibliotheque de l'Ecole des Hautes Etudes», 1876 — 78). Характеристика У. и их содержание имеются и в общих сочинениях по истории литературы и культуры Индии, напр. у Barth, «Les religions de l'lnde» (П., 1879, гл. II; русский перев. вышел недавно в Москве, под редакцией кн. С. Н. Трубецкого); A. Weber, «Akademische Vorlesungen uber indische Literaturgeschichte»(2 изд., Б., 1876; особый отдел посвящен У.); L. v. Schroder, «Indiens Literatur und Cultur in historischer Entwicklung» (Лпц., 1887, гл. XV и XVI). Важное пособие — Gr. A. Jacob, «Concordance to the principal Upanishads and Bhagavadgitu» (Бомбей, «Sanskr. Series», 1891). Анализ перевода Анкетиля Дюперрона, с рядом важных замечаний, дал А. Вебер в своих «Indische Studien» (т. 1, II, IX). Перевод главнейших У. на англ. яз., с введением и примечаниями, дал Макс Мюллер (Оксфорд, 1879 — 84: «Sacred Books», т. I и XV; страдает многочисленными ошибками и неточностями; ср. об этом статьи американского санскритиста Whitney). Переводы отдельных У. издавали: А. Вебер, в «Записках Берл. Акад. Наук» (1859 и 1864); Э. Роер, «Biblioth. indica» (Калькутта, 1856); он же, вместе с Р. Митрой (Калькутта, 1853 — 62), О. Бётлинг (СПб., 1889, Лпц., 1889 и 1890), R. Oertel (НьюГавен, 1894), L. Poley (П., 1835), К. Формики (Киль, 1897). Несколько переводов (на англ.) издали и туземные ученые, в Бомбее и Лагоре.
Издания (кроме указанных выше): «32 Upanishads» (Пуна, 1895); «The twelve principal Upanishads, with notes» (Бомбей, 1891); «Ashtottarasatam Upanishadahi. 108 Upanishads» (Бомбей, 1895); «The Atharvana-Upanishads» (Кальк., «Biblioth. Indica», 1872 — 74); «29 Upanishads» (2 изд., Кальк., 1891). Лучшее издание 11 У. из этой серии, с примеч., дал Jacob (Бомбей, Sanskr. Series, 1891); дешевое и хорошее издание одиннадцати главнейших У. — Kesavalala Hariramatmaja (Бомбей, 1886). Есть еще очень много изданий (повторных, под разной редакцией) отдельных У. как древних, так и позднейших.
С. Б — ч.
Ур
Ур — один из древнейших городов мира, в южной Вавилонии, на левом берегу Евфрата, «У. халдеев» Библии, погребенный под холмом Мукаяр. Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина , «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. — Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин — носили титул сначала «царей Сумира и Аккада», потом царей «четырех стран» и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара. Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. Си. Taylor, «Notes on the ruins of Mugeyer» (в «Joarn. of the R. As. Soc.», 1855). Надписи изданы в «Cuneiform Inscript, of Western Asia» (I), перевод — в «Keilschriftliche Bibl.» (III, I). Cм. Thureau-Dangin, «Dungi roi d'Ur et ses successeurs» (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида, повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского «дома великого света» (И-сир-гал), «основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги».
Б. Т.
Ураганы
Ураганы. — Под этим названием в метеорологии разумеются вообще бури тропических стран, вызываемые прохождением барометрических минимумов или циклонов в тропиках. В частности название У. или орканов (Hurricane) присвоено бурям Антильского моря и Мексиканского залива, как название тайфунов относится к бурям азиатских берегов Тихого океана. В отличие от бурь, наблюдаемых в средних широтах, бури тропического пояса характеризуются сравнительно небольшими размерами охваченной ими площади при огромных разрушительных действиях, обусловленных необычайно сильными ветрами, их сопровождающими, и при крайне резких и типичных изменениях всех метеорологических элементов; к их характерным особенностям относится и их редкость сравнительно с бурями умеренных широт.
Урал
Урал — р. Каспийского бассейна, составляющая в своем нижнем течении границу между Европой и Азией, вытекает из Уральского хр. и на Ю отделяет последний от естественного продолжения его — Мугоджарских гор. У. со своими притоками орошает Оренбургскую губ., Уральскую и отчасти Тургайскую обл. До 1775 г. река эта носила название Яика (татарское «Джаик») и это имя удержалось до сих пор в народных песнях и местном говоре уральских казаков; официально же после «Пугачевщины» именным указом Екатерины II, от 15 января 1775 г., р. Яик была переименована в р. У. На старинных картах У. именуется Rhymnus fluvius. Вершина его лежит в южн. отрогах Каратыша, Троицкого у., Оренбургской губ., и исходит из вершины горы называемой Калган-Тау (т. е. крайняя, последняя Уральского хр.), на вые. 2082 фт., под 54°42' с. ш. и 59°25' в. д. В начале У. течет с С на Ю, встретив же возвышенное плоскогорье Киргизской степи, близ г. Орска, круто поворачивает на ВЗ, за г. Оренбургом меняет направление к ЮЗ, в пределы же земель Уральского войска вступает в западном направлении между станицею Рассыпной Оренбургского у. и Мухрановским пос. Уральского войска, у г. Уральска р. делает новый крутой изгиб к Ю и в этом главном направлении, извиваясь то к З, то к В, впадает под 46°18' с. ш. с сев. стороны в Каспийское море. Устье У. делится на несколько рукавов и постепенно мелеет. В 1769 г. Паллас насчитал 19 рукавов, часть которых выделялась У. в 80 вер. выше впадения его в море; в 1821 г. было всего 9, в 1846 г. только три: Яицкое, Золотинское и Перетаскное. К концу 50-х и началу 60-г годов до самого г. Гурьева никаких рукавов с постоянным течением от У. уже не отделялось. Первый рукав, отделявшийся от главного русла слева, в 4 вер. ниже г. Гурьева, был Перетаск, разделявшийся на протоки — Перетаскной и Алексашкин. Еще ниже русло У. делилось на 2 рукава — Золотинский и Яицкий, при чем как первый, так и второй, перед впадением в море, делились на два устья: Большое и Малое Яицкое, Большое и Старое Золотинское. От Золотинского рукава на В отходил еще один рукав Бухарка, впадающий в море между Перетаском и Золотым. Современное состояние рукавов У. представляется в таком виде: устье Яицкое, впадая в море, обращено на СЗ, по направлению к Каменному о-ву, глубина его не в берегах, а между двумя береговыми подводными косами — 2 фт. Большое Яицкое при входе в море имеет направление прямо на Ю, но против самого выхода его образовалась коса, от которой самая борозда (банок) устья поворачивает тоже на З; глубина его по карте Пущина показана 3 фт. Золотинское устье, имея направление при входе в море юго-зап., далее в прибрежье разделяется на два отдельных устья, из которых одно имеет направление на З, другое на ЮЗ; последнее имеет глубину 1 — 2 фт. Старое Золотинское устье почти совсем зарастает во время лета камышом. Бухарка и Перетаск, сравнительно с другими, менее широки и при впадении в море довольно глубоки. По промеру Клыкова, в устьях Бухарки глубина равна 21/2 фт., Перетаск 11/4 фт.; оба при входе в море обращены на Ю и ЮВ. Алексашкин рукав обмелел и обратился в проран, только весною переливающийся через «Белый Ильмень» в море. Бассейн У., среди русских рек, занимает по величине шестое место и равняется 193239 кв. вер. или 219910 кв. км. Протяжение самой р. исчисляется в. 2230 вер. (2379 км.), при чем длина сплавного участка равна 910 в., не сплавной участок занимает 1379 в. Горизонт воды находится на абсолютной высоте: в истоках 2082 фт., у отрога Банного 619 фт., у г. Орска 590 фт., у станицы Ильинской 479 фт., у станицы Верхне-Озерной 420 фт., у отрога Островного 327 фт., при г. Оренбурге 263 фт., при г. Уральске 162 фт.
Падение воды У. не особенно велико; от верховьев до г. Орска оно имеет около 3 фт. на версту, от г. Орска до г. Уральска не более 1 фт., ниже — еще меньше. Ширина русла в общем незначительна, но разнообразна; у г. Верхне-Уральска до 20 саж.; max. ширина У. в пределах станиц, лежащих выше г. Уральска, колеблется от 55 — 97 и 15 — 37 саж.; в низовьях 50 — 100 саж. Глубина по промерам 1879 г. показала для верховых станиц от 6 слишком саж. до 3/4 арш.; на всем протяжении У. масса перекатов, через которые переходят летом и осенью вброд и перегоняют скот. Дно У., в верховьях каменистое, в большей же части течения его глинистое и песчаное, а в пределах Уральской обл. каменные гряды имеются: в 22-х вер. выше г. Уральска, близ пос. Трекинского, близ Дарьинского пос. («Брусяной» — от брусообразных камней), близ Январцева и, близ Горского пос. в нижней части У., где к нему подходят Индерские горы. Под г. Уральском дно р. выстлано мелкой галькой, которая встречается несколько больших размеров у «Белых горок»; особая галька из плотной глины, кроме того, попадается в некоторых местах нижнего течения У. (в «Погорелой луке»). Течение У. довольно извилисто и образует большое число «лук» или петлей. Имея ложем своим довольно рыхлый глинистосолонцовато-песчаный грунт, У., при малом падении воды, на всем протяжении очень часто меняет главное русло, прорывает себе новые ходы, оставляя по всем направлениям глубокие водоемы или «старицы». Благодаря изменчивому течению У. многие казачьи селения, бывшие раньше при реке, оказались впоследствии на старицах, жители других селений вынуждены были переселиться на новые места только потому, что старые пепелища их были постепенно подточены и снесены рекой. В том же месте, где У. вдается коленом в степь, берега круты и обрывисты («яр»), с противоположного берега почти всегда к ним тянутся далеко углубляющиеся в р. песчаные отмели («песок»). В общем долина У. изрезана по обеим сторонам старицами, ериками (узкие протоки), котлубанями (расширение протока), озерами, ильменями (маленькое озеро); во время весеннего водоразлития, происходящего от таянья снегов в верховьях У. на Уральских горах, все они наполняются водой, которая держится в иных до следующего года. Вскрытие У. при г. 0ренбурге происходит в 20-х числах апреля, замерзание не ранее ноября; под г. Гурьевым вскрытие р. бывает почти на месяц раньше (около 20-го марта). Весною реки и речки несут в У. массу талой воды, р. переполняется, выходит из «трубы», т. е. из берегов, в тех же местах, где берега отлоги, река разливается верст на 10 — 15. В разливы среднее повышение воды над обыкновенным уровнем достигает 11/2 — 3 саж., вместе с тем и быстрота течения необыкновенно усиливается. Урал в общем мало судоходен, но по нем производится в небольших размерах сплав леса из Верхне-Уральского и Орского уу. в гг. Оренбург и Уральск. Ниже Уральска сплав допускается весною по особым билетам и, как исключение, У. в сев. части своей принимает много pp. и ррч. Большинство притоков впадает в него с правой, обращенной к Общему Сырту, стороны; из них известны: Артазым, Тапалык, Губерля, Сакмара, в пределах Оренбургской губ.; в Уральской обл. вливаются — Заживная, теряющаяся, не доходя до У., в лугах между поселками Студеновским и Кинделинским, Кинделя и Иртек; ниже Иртека вливаются несколько мелководных речек, в том числе Рубежка, при устье которой были первые селения яицких казаков, колонистов дикого и безлюдного в то время Уральского края (1580); самым водным притоком справа является р. Чаган, вытекающая из Общего Сырта (дл. св. 250 в.). Слева впадают pp. Орь, Илек, Утва, Барбашева (Барбас-Тау) и Солянка, заметная лишь весною и пересыхающая летом. У. представляет собою главный источник хозяйственного благосостояния уральских казаков: в его долине много лесов и лугов; от его разливов зависит урожай трав; в его водах с самого появления здесь казаков производится обширное рыболовство. У. — единственная река в мире, предназначенная в средней и нижней части течения исключительно для рыболовства; ниже г. Уральска, под которым устроен «учуг», по У. запрещается всякое судоходство, кроме весеннего времени. Даже самые переправы через У. ограничены немногими местами: одним мостом у г. Уральска и паромными переправами у г. Гурьева, Кулагина и еще в нескольких местах — и все это во избежание возможности напугать рыбу. В 1880 г. была сделана попытка установить по У. от Оренбурга до Уральска частное пароходство, но без результата.
Н. Б — н.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.