- 1181 Просмотр
- Обсудить
Флобер
Флобер (Gustave flaubert) — знаменитый франц. романист, глава реалистической школы во Франции, род. в 1821 г., в Руане, ум. в 1880 г. Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделением в руанском госпитале; мать была родом из старинной нормандской семьи, и от нее Ф. унаследовал свою внешность плотного коренастого нормандца, с крупными чертами лица. Он родился в госпитале и жил там, в квартире отца, до 18 лет. У него с детства было особое влечение к зрелищу болезни и смерти, к сильным и мрачным ощущениям: еще совсем ребенком он тайком перелезал через стену, чтобы рассматривать трупы в зале для вскрытия. Юношей он привлекал симпатии сумасшедших и идиотов и любил наблюдать больных, как бы подготовляясь к занимавшему его впоследствии изучению нравственного уродства людей, «гангрены жизни». Его всегда влекло к таинственному, ужасному и уродливому. В 1840 г. Ф. отправился в Париж изучать право, не чувствуя особого призвания к юридическим наукам; жил в Париже довольно уединенно, избегая общества товарищей и посещая лишь нескольких художников, в том числе скульптора Прадье; у него он познакомился с Виктором Гюго и с писательницей Луизой Коле. Занятия в Париже были прерваны в 1845 г., когда умер отец Ф. и вскоре после того его любимая сестра Каролина. Мать его очень страдала от одиночества, и ради нее Флобер легко решился оставить Париж, который он не любил, и занятия правом, мало его интересовавшие. Он поселился с матерью в Круассе, близ Руана, в своем маленьком живописном поместье, и прожил там до самой смерти, ведя одинокий образ жизни, работая без устали; за всю жизнь он совершил только два продолжительных путешествия — одно по Бретани в 1846 г., другое на Восток в 1849 г., оба раза в сопровождении своего друга Максима ДюКана. От времени до времени, он приезжал в Париж. С 1846 г. Ф. предался исключительно литературе, много читал, задумывал свои будущие произведения, делал подготовительные работы, писал о своих планах и мыслях друзьям. К этому же времени относится начало его романа с Луизой Коле. Это была его единственная серьезная привязанность, длившаяся восемь лет, с промежутками, временными разрывами и примирениями. В 1849 г. он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию; особенно сильное впечатление, как это видно по его собственным описаниям, произвели на него пирамиды и сфинкс. В Круассе он проводил целые дни в работе, в Париже видался с друзьями, Жорж Занд, Жюлем Сандо, Теофилем Готье, Гонкурами, А. Додэ, Э. Зола, бывал на знаменитых «обедах Майни», где встречался с Тэном, Ренаном, Тургеневым, увлекался беседами о литературе и искусстве и больше всего любил громить буржуазное общество. Первый его роман, «Madame Bovary», появился в «Revue de Paris» въ1856 г. против Ф. возбужден был процесс за оскорбление этим романом общественной нравственности; после горячих судебных прений он был оправдан. В 1862 г. появился исторический роман Ф. «Salammbo», в 1869 — роман нравов «Education Sentimentale», в 1874 г. — «Tentation de St. Antoine», в 1877 — «Trois contes»; затем Ф. стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом «Bouvard et Pecuchet», но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Ф. написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Ф. Конец жизни Ф. был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дю-Каном; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Ф. не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Занд; большое утешение доставлял ему также Гюи де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Ф. заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Ф.; он умер от апоплексического удара. В 1890 г. ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю. Литература была исключительным интересом Ф.; все остальное, всякие общественные и политические интересы он презирал и клеймил кличкой буржуазности, что для него было синонимом глупости. Жизнь интересовала его только как материал для литературы, как поле для наблюдений; литература имела для него самодовлеющее значение, помимо проповеди каких-либо идей и выяснения смысла жизни. Его миросозерцание сводится к обличению тупости ненавистных ему буржуа, без указания положительного идеала. Флобер — реалист по своей прирожденной гениальной наблюдательности, по уменью докапываться до самых скрытых психологических мотивов в поступках людей; сила его реалистического таланта усугубляется его глубоким пессимизмом, доходящим до мизантропии и до странного, болезненного влечения к созерцанию тягостных, уродливых зрелищ. Именно потому, что его раздражала и возмущала тупость людей, он постоянно искал ее проявлений, тщательно запоминал свои наблюдения и с особым наслаждением воссоздавал «гангрену жизни» в своих романах. С его природным реалистическим дарованием связана и его эстетическая теория. Ф. был проповедником безличного, объективного искусства; художник, по его убеждению, должен скрываться за своим произведением, не выдавать своих личных чувств, избегать лиризма, перевоплощаясь каждый раз в личность воссоздаваемых им людей. Эта теория была порождением личного характера Флобера, который отличался скрытностью, замкнутостью и не терпел ничьего вмешательства в тайники своих чувств; он расходился с лучшими друзьями, замечая в них желание влиять на его психологию. Идеал объективного творчества и есть реализм Ф., воссоздающий действительность во всей ее неприглядной правде, анализирующий уродство жизни, без осуждения ее во имя отвлеченной святыни, без проповеди высокой морали. Реализм Ф. часто приближается к сатире, с тою разницей, что сатирик, во имя проповедуемой им морали, непременно преувеличивает какие-нибудь черты действительности, Ф. же — строгий историк действительности, который никого не осуждает, не делит людей на дурных и добродетельных, а выясняет сложность мотивов, создающих не зло, а скорое бессилие и уродство жизни; в общем, Ф. считает людей не порочными, а глупыми и жалкими. Творчество Ф. не исчерпывается, однако, реализмом. Ф. — реалист на фоне романтизма: его влечение ко всему фантастическому, таинственному, мрачному, его страстное увлечение Востоком, любовь к ярким краскам, к резким контрастам — все это наследие романтизма делает Ф., родоначальника натуралистического романа, прямым преемником Шатобриана. Ф. — романтик без присущего романтикам стремления уйти от действительности в мир фантазии и прекрасных грез. Этим сочетанием романтизма и реализма Ф. соединяет два периода европейской литературы: восприняв многие из существенных черт предшествовавшей ему романтической эпохи, он своим сосредоточенным проникновением в действительность положил начало реалистическому движению второй половины XIX в. Из романов Флобера, немногочисленных, но заключающих в себе каждый неисчерпаемые сокровища наблюдений и обобщений, первое место принадлежит его первому произведению — «М-м Бовари», реалистическому роману нравов. В лице своей героини Флобер представил романтическую натуру в столкновении с действительностью; все падения Эммы Бовари — результат ее мечтательности и праздности. Все, что ее окружает, ничтожно, жизнь полна мелких будничных интересов, и она сама не возвышается духовно над своей средой; в лице ее, как и в остальных типах романа, Ф. воплотил буржуазную мелочность жизни — но Эмма облагорожена исканием более высоких настроений, хотя и сведенных к жалким амурным приключениям. М-м Бовари — в значительной степени сатира на человеческую пошлость вообще и женскую в частности; но вместе с тем в ней сильно подчеркнуто и природное благородство эстетической натуры, для которой вся жизнь — вечное оскорбление ее ожиданий, ее святынь. Она не куртизанка по природе: на границе полного нравственного падения она останавливается и предпочитает смерть. Сила романа — не в его идейном содержании, а в несравненном воссоздании жизни, характеров и типов. Ф. создал в нем целую галерею портретов, тем более художественных, что они изображают людей мелких, незаметных, но имеющих каждый определенную индивидуальность, несмотря на общее им всем ничтожество. Поразительна также бытописательная сторона романа, бытовые картины провинциальной жизни, описания природы, не составляющие отдельных вставок, а органически сливающиеся с жизнью и чувствами действующих лиц. Вслед за «М-м Бовари» появился «Саламбо» — фантастически-исторический роман (вся серия романов Ф. состоит из правильного чередования реалистических и романических произведений), который, несмотря на чрезмерные длинноты и однообразие в описаниях битв, остается классическим произведением французской литературы по совершенству стиля, яркости красок, красоте описаний. После «Саламбо» Ф. вернулся к реализму в «Educаtion Sentimentale» — истории ничтожного, пассивного от природы буржуа, прошедшего «школу сердечного опыта». Герой этого романа — pendant к Эмме Бовари, полное ничтожество, более полное, чем Эмма, потому что он не судит себя, не останавливается на краю пропасти, а живет до конца спокойной растительной жизнью. Систематическое развитие тупости и самодовольной ограниченности мастерски представлено в рамках жизни буржуазии 40-х годов. В «Искушении св. Антония» Ф. опять увлекся романтическим замыслом и представил искушения ума и фантазии, манящие к действию, к активной жизни. В его св. Антонии есть нечто общее с Фаустом. Конец «искушения» — католический: св. Антоний сразу, под влиянием благодати, прозревает; иллюзия рассеивается, он остается один в молитвенном экстазе. В картинах «искушения» Ф., по природной своей мизантропии, останавливается гораздо более на уродливых и отталкивающих зрелищах жизни, чем на красотах, и вся эта поэма в прозе отмечена глубоким пессимизмом. Последний, незаконченный роман Ф., «Бувар и Пекюше» — реалистический, рисующий глупость буржуа, проходящих «школу интеллектуального опыта». Это как бы резюмэ всех современных знаний, рассмотренных сквозь призму буржуазной ограниченности. Главное достоинство Ф., помимо никем непревзойденного умения воссоздавать полноту жизни, заключается в его художественном слоге. Для него техника писания имела первостепенное значение; он был мучеником слова, работал до одурения над каждой фразой и достиг того, что каждая страница его романов — классический образец французской прозы. Гонкуры, Зола, Додэ — непосредственные ученики Ф. Материалом для ознакомления с психологией Ф., с историей его произведений и с его эстетическими воззрениями служит его объемистая корреспонденция, вышедшая отдельным изданием.
Зин. Венгерова.
Ср. Письма Ф. в Жорж-Занд, изд. Гюи де Мопассаном (4 изд., П., 1889), и его «со 1830 — 80» (4 серии, П., 1887 — 93); П. Boaurget, «Essais de psychologie contemporaine» (ib., 1884); Maxime du Camp, «Souvenir sur litteraires» (т. I, ib)., 1882); Commanville, «Souvenir sur Gustave F.» (ib., 1895); Tarver, «Gustave F., as seen in his works and correspondence» (Л., 1895); Faguet, «Flaubert» (П., 1899). Переводные и оригинальные статьи о Ф. на русском яз.: Ж. Пелисье, «Литературное движение в XIX ст.»; Г. Брандес, «Новые веяния»; Э. Зола, «Ф., как человек и писатель» («Вестн. Европы», 1880, 7); Г. Брандес, «Г. Ф.» («Загр. Вестник», 1881, 11; «Русс. Мысль», 1882, 2); П. Бурже, «Очерки современной психологии»; Д. Мережковский, «Ф. в своих письмах» («Сев. Вестник», 1888, 12); М. Дюкан, «Ф. по воспоминаниям» («Наблюдатель», 1883, 8 — 9); К. Арсеньев, «Современный роман в его представителях. V. Густав Ф.» («Вестн. Европы», 1880); В. Бибиков, «Три портрета: Стендаль, Ф., Бодлер» (Спб., 1890). О «Сентим. воспит.» — критич. ст. Нелюбова («Русский Вестн.», 1870, 8); Н. Страхова («Заря», 1870, 7). О «Госп. Бовари» — «Отеч. Записки» (1859, 3); Е. Тур, «Нраво-описательный роман во Франции» («Русс. Вестник», 1857, 11). О «Буваре и Пекюше» — К. Арсеньев, «Посмертный роман Ф.» («Вестн. Европы», 1882, 1). О «Саламбо» — А. Скабичевский («Рус. Богатство», 1889, 9). Все сочинения Ф. неоднократно переводились на русский язык; «Легенда о Юлиане Милостивом» и легенда «Иролиада» переведены Тургеневым.
Флокс
Флокс (Phlox L.) — родовое название растений из сем. синюховых (Polemoniaceae). Это — многолетние, редко у основания деревенеющие травы, реже однолетние растения; внешний вид их весьма разнообразен. Листья у них цельнокрайние, иногда очень узкие, либо все супротивные, либо нижние супротивные, а верхние попеременные. Цветки большей частью яркие, красные, фиолетовые, белые или пестрые, одиночные или собранные в щитки, кисти, метелки на верхушке побегов. Околоцветник двойной; чашечка трубчатая или почти колокольчатая, более или менее пятираздельная; венчик тарельчатый, пятилопастный с узким зевом и тоненькой трубочкою; лопасти венчика одинаковые, либо цельные, либо зубчатые или рассеченные. Тычинок пять, прикрепленных на разной высоте в трубочке венчика и не выдающихся из нее. Пестик один, с трех-гнездою завязью, в каждом гнезде по 12-3-5 семени. Плод — яйцевидная, трехлопастная коробочка. Семя без ослизняющегося слоя. Всех видов Ф. насчитывается около 31, из них большинство (30) растут в Северной Америке и лишь один вид в Сибири (Ph. sibirica L.). Некоторые виды — излюбленные декоративные садовые растения. Таков: Ph. Drumondii Hook., однолетний Ф., достигающий до 50 стм. высоты, стебель у него ветвистый, железистый, листья продолговатые или ланцетные, цветки собраны щитками; у основной формы цветки красные, но у многочисленных садовых разновидностей различной покраски, не бывает лишь чисто желтой. Садовые разновидности соединяются в два класса: 1) rotundata и 2) stellaris. Rotundata (округло лепестковые Ф, ) отличаются тем, что лопасти венчика округлые, цельные, или слегка выемчатые. Здесь различаются 1) формы обыкновенные, у которых цветки до 2 стм. в диаметре («Eclipse», «violacea рurа», «atropurpurea», «formosa» и др.), 2) формы с более крупными цветками (Ph. Drummondi grandiflora), 3) формы с цветками, как у гортензии (Ph. Dr. hortensiaeflora или verbenaeflora). В каждой группе бывают и карликовые формы («nаnа»), т. е. растения до 30 стм. высотою. К классу stellaris принадлежат такие Ф., у которых лопасти венчика зубчатые, расщепленный, звездчатые («fimbriata», «laciniata»). Ph. paniculata L., многолетний Ф. (иначе Ph. decursata, corymbosa и др.), растения до 120 стм. высотою, голые или коротко-волосистые, листья продолговато-ланцетные или яйцевидно-ланцетные, заостренные; цветки у основной формы светло-розовые, у разводимых всевозможных колеров. Ph. subulata L., небольшое многолетнее растение до 10 стм., растущее густыми дерновинами и цветущее раннею весною. Более редко разводится Ph. pilosa L., Ph. ovata L., Ph. amoena Sims. и др.
С. Р.
Флора
Флора (Flora) — древнеиталийская богиня, культ которой был распространен у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь нее у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis). По преданию, Тит Таций поставил ей в Риме алтарь; кроме того, существовал особый фламин, ведавший ее культ (flamen Floralis ), и ей приносили жертвы арвальские братья. Если древнейшие списки празднеств не заключают упоминания о празднике в честь Ф., то это объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным (feriae conceptivae). Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце апреля или начале мая, но впоследствии был вытеснен играми в честь Ф. (ludi Florales), учреждение которых относится к 238 г., когда был освящен храм Ф. С 173 г. игры праздновались раз в год; во времена Цезаря празднество продолжалось шесть дней. Так как постройка храма и учреждение игр были предписаны Сивиллиными книгами и самые флоралии отличались распущенным характером, то несомненно ludi Florales, прикрытые именем римской богини, имели греческое происхождение. Святилище италийской Flora rustica, на Квиринале, было вероятно не храмом (aedes sacra), а молельней (sacellum). Ср. Preller-Jordan, «Romische Mythologie» (Б., 1881, т. 1, стр. 430 и сл.); wissowa, «Religion und Kultus der Romer» (Мюнхен, 1902, стр. 163 — 164; V т., 4 отд. «Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft» Iw. Мuller'a).
Н. О.
Флора
Флора — совокупность растений, произрастающих в известном крае, напр. Ф. России, Ф. Крыма, или при известных внешних условиях, напр. Ф. болот, Ф. чернозема.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.