- 1166 Просмотров
- Обсудить
Алексей Фёдорович Лосев (10 (22) сентября 1893, Новочеркасск — 24 мая 1988, Москва) — русский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943). В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой женыА. М. Горького Е. П. Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены.
Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он был профессором Нижегородского университета, Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); член Государственного института музыкальной науки (1922).
По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист»
В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.
После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.
Светлов рассказал о том, как профессор Лосев, недавно уволенный из университета, назвал работу Сталина «О диалектическом и историческом материализме» наивной, а потом объяснял, будто имел в виду её гениальную, почти античную простоту, и ещё много чего.
В 1960-х годах вышел первый том «Истории античной эстетики», изменивший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.
Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди молодых учёных. В его философских чаепитиях принимали участие С. С. Аверинцев, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи.
Вышла популярная книга «Владимир Соловьёв». Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти вели двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного учёного.
В 1980-х годах тяжело больной Лосев уже открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие
Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (тома 1—3, 1968—1972).
Похоронен на Ваганьковском кладбище. Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» — квартира-музей и культурный центр с библиотекой (Москва, ул. Арбат, 33/12, стр. 1). Здесь проводится работа по сохранению творческого наследия философа, которой руководит сотрудница и последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи.
23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки открыт первый в России памятник философу — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы заслуженного деятеля искусств России Василия Герасимова.
Философия имени, 1927
Античный космос и современная наука, 1927
Диалектика мифа, 1930 Диалектика мифа. — М.: Правда, 1990
Диалектика художественной формы, 1927
Музыка как предмет логики, 1927
Очерки античного символизма и мифологии (т. 1, 1930)
Олимпийская мифология в её социально-историческом развитии // «Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина». — 1953. — Т. 72. — Вып. 3.
Античная мифология в её историческом развитии. — М., 1957.
Гомер. — М., 1960.
Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
Введение в общую теорию языковых моделей. — М., 1968.
История античной эстетики (ранняя классика). — М., 1963.
История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969.
История античной эстетики (высокая классика). — М., 1974.
История античной эстетики (Аристотель и поздняя классика). — М.: «Искусство», 1975.
История античной эстетики (ранний эллинизм). — М.: «Искусство», 1979.
История античной эстетики (поздний эллинизм). — М.: «Искусство», 1980.
История античной эстетики (последние века). — М.: «Искусство», 1988.
История античной эстетики (итоги последнего тысячелетия)
Эллинистически-Римская эстетика
Эстетика Возрождения
Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: «Искусство», 1976.
Дерзание духа. — М.: Политиздат, 1988.
Абсолютная диалектика — Абсолютная мифология
Античная философия истории
Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь (16—17 июня 1909)
Вещь и имя (1929)
Г. С. Сковорода в истории русской культуры
Двенадцать тезисов об античной культуре
Диалектика мифа (1930)
Диалектика творческого акта
Жизнь
Из «Дополнений к диалектике мифа» (осень 1929)
Из бесед и воспоминаний
Имяславие / перевод: с немецкого А. Г. Вашестова
Имяславие и платонизм
История античной философии в конспективном изложении
История античной эстетики т. I — Ранняя классика (1963)
История античной эстетики т. II — Софисты. Сократ. Платон. (1969)
История античной эстетики т. III — Высокая классика (1974)
История античной эстетики т. IV — Аристотель и поздняя классика (1975)
История античной эстетики т. V кн. 1 — Ранний эллинизм (1979)
История античной эстетики т. V кн. 2 — Эллинистически-Римская эстетика I—II веков (1979)
История античной эстетики т. VI — Поздний эллинизм (1980)
История античной эстетики т. VII кн. 1 — Последние века (1988)
История античной эстетики т. VII кн. 2 — Последние века (1988)
История античной эстетики т. VIII кн. 1 — Итоги тысячелетнего развития (1992)
История античной эстетики т. VIII кн. 2 — Итоги тысячелетнего развития (1994)
Критические заметки о буржуазной математической логике
Миф — развёрнутое магическое имя
Первозданная Сущность
Проблема символа и реалистическое искусство
Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы
Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского
Самое само
Средневековая диалектика
Творческий путь Владимира Соловьева
Театрал
Философия имени (1927)
Философия культуры
Философско-исторический подвиг Давида Непобедимого (1984)
Эстетика Возрождения
Эстетика природы
Эстетическая терминология Платона
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.