Меню
Назад » »

Макаров Степан Осипович (2)

Макаров Степан Осипович

К весне 1901 года «Ермак» переоборудовали по проекту Макарова. Ему удалось добиться разрешения продолжить полярные исследования. Но экспедиция столкнулась у берегов Новой Земли с такими льдами, что вынуждена была вернуться. 
Правительство России приняло решение прекратить полярные походы ледокола, и его служба ограничилась проводкой судов на Балтийском море.
Лишь в 1930-е годы «Ермак» вернулся в Заполярье и долго служил флагманом ледокольного флота, прокладывая маршруты Главсевморпути до 1964 года.
В 1899г. Степан Осипович был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта.
При спасении в 1900 г. броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд по предложению Макарова использовалась радиосвязь - изобретение А.С.Попова.
Помня о надвигающейся войне с Японией, Степан Осипович сожалел, что ему не поручают дальневосточных дел. 
«Меня не пошлют, - писал он осенью 1903 г. своему другу моряку Ф.Врангелю, - пока не случится там несчастия; а наше положение там крайне невыгодно».
Макаров по-прежнему много писал, в 1903 г. издал труд «Без парусов», в котором он изложил свои взгляды на обучение и воспитание личного состава парового военного флота.
В конце января 1904 г. грянула война с Японией, и сразу же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где высказал свои опасения по поводу судьбы тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. 
Первые дни войны подтвердили опасения мудрого моряка: русский флот был атакован японцами, понес ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении.
В феврале высочайшим повелением Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане, и ему пришлось своей жизнью заплатить за те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить с Кронштадта.
Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте ознакомившись с ситуацией, Макаров начал энергично действовать.
Вслед за инструкциями для боя, организации сигнальной связи, перекидной стрельбы, разведения котлов, разосланными по эскадре, он приступил к практическому обучению экипажей. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки противника, а также постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде.
Он запросил в Морском министерстве переброску по железной дороге из Балтики в Порт-Артур в разобранном виде восьми миноносцев и неразобранных сорока двадцатитонных миноносок, но эта просьба так и осталась без внимания. 
Все же благодаря усилиям командующего Тихоокеанский флот оживал, в нем появился дух бодрости и инициативы. Дважды Макарову активными действиями своих кораблей удалось предотвратить попытки японского флота адмирала Того запереть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур. В этих боевых действиях командующий принимал личное участие.
В конце марта 1904 года командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О. Макаров получил агентурные сведения, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены транспортные суда с японскими войсками для последующей их переброски на Квантунский полуостров. Макаров решил послать в ночь с 30 на 31 марта (с 12 на 13 апреля) на перехват десанта группу миноносцев, а на утро вывести в море из Порт-Артура русскую эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника.
В рейд к островам Эллиот вышли два отряда в составе 8 миноносцев: «Сторожевой», «Смелый», «Страшный», «Расторопный», «Бесшумный», «Боевой», «Выносливый» и «Грозовой». 
Подойдя к намеченным островам, миноносцы в целях маскировки закрыли кильватерные огни, в результате, шедшие концевыми «Страшный» и «Смелый» отстали и потерялись в темноте. 
Не обнаружив у островов ни одного японского судна, основная группа пошла дальше к острову Саншантао. На рассвете в разных направлениях моря были замечены дымы многочисленных кораблей. Справедливо полагая, что это корабли главных японских сил, встреча с которыми в светлое время без поддержки больших кораблей была бы безрассудством, миноносцы повернули к Порт-Артуру, и благополучно возвратились.
Один из отставших миноносцев - «Смелый» под командованием лейтенанта М.К. Бахирева после безуспешных попыток найти свой отряд с рассветом также взял курс на базу. Другой - «Страшный» около 4 часов утра заметил очертания 4 миноносцев и, решив, что это свои, вступил им в кильватер.
На рассвете командир миноносца капитан 2 ранга К.К. Юрасовский приказал поднять на «Страшном» флаг и свои позывные. В ответ раздались орудийные выстрелы, так как корабли оказались японскими истребителями. 
Путь к Порт-Артуру был отрезан и «Страшный» вступил в неравный бой с 6 миноносцами противника.
Первым же попавшим в «Страшный» снарядом был убит К.К. Юрасовский и повреждено носовое 75-мм орудие. В командование миноносцем вступил лейтенант Е.А. Малеев. 
Развив полный ход и отстреливаясь из 3 уцелевших 47-мм пушек, русский миноносец попытался прорваться сквозь строй японских кораблей, но в этот момент от очередного вражеского снаряда взрывается торпеда в кормовом торпедном аппарате. 
Последствия взрыва ужасны. Разворочена палуба, разбиты цилиндры обеих машин, перебита главная паровая магистраль, убиты или ранены прислуга торпедного аппарата, кормового орудия и многие из машинной команды вместе с инженер-механиком Дмитриевым. 
Миноносец запарил и потерял ход, но продолжал отстреливаться из 37-мм многоствольной пушки системы Норденфельдта, снятой с затопленного японского брандера. 
Японские корабли подошли к «Страшному» на расстояние 70-80 метров и стали расстреливать его в упор. Потеряв в полуторачасовом бою всех офицеров и три четверти команды, «Страшный» стал погружаться. 
Было 5 часов 30 минут утра...
В это время подходивший к Порт-Артуру «Смелый», услышал позади выстрелы и пошел на помощь. Когда он приблизился к месту боя, японские миноносцы повернули на него, поэтому лейтенант Бахирев увел свой миноносец к Порт-Артуру. 
В 5 часов 50 минут по разработанному Макаровым плану на внешний рейд Порт-Артура выходил крейсер «Баян». Приняв сообщение от Бахирева о бедственном положении «Страшного», командир «Баяна» капитан I ранга Р.Н. Вирен полным ходом повел свой корабль на помощь. Но было поздно. В 6 часов 15 минут «Страшный» кормой ушел под воду.
Подойдя к месту гибели миноносца, крейсер подобрал из воды только 5 матросов. Во время спасения по «Баяну» открыли огонь 6 японских крейсеров, появившихся со стороны моря. Отстреливаясь «Баян» отошел к Порт-Артуру, на внешний рейд которого вице-адмирал Макароввыводил броненосцы и крейсера своей эскадры. 
Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце «Петропавловск» в сопровождении броненосца «Полтава», крейсеров «Баян», «Аскольд» и «Новик» пошел навстречу врагу. 
В 8 часов 15 минут крейсера противника открыли огонь по русским кораблям. Макаров ответил и заставил японцев отойти.
В 8 часов 40 минут на горизонте появились главные силы противника: 6 броненосцев и 2 новейших броненосных крейсера «Ниссин» и «Касуга». Русский отряд в это время отошел от базы на 16 миль и оказался в очень невыгодном положении. Выводя японскую эскадру под удар главных русских сил, Макаров повернул к Порт-Артуру. 
На внешнем рейде к командующему присоединились броненосцы «Победа» и «Пересвет». 
После перестроения Макаров на «Петропавловске» вновь повернул навстречу японским кораблям с намерениями дать им бой под прикрытием береговых батарей. 
В 9 часов 43 минуты в 2 милях от полуострова Тигровый Хвост «Петропавловск» наскочил на минную банку. Над морем раздался взрыв, затем другой, более сильный - это сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб. Броненосец окутался дымом и паром, накренился на правый борт и объятый пламенем носом ушел под воду. 
Все это произошло в течение 2 минут. Спасти удалось только 80 человек, в том числе командира корабля капитана I ранга В.М. Яковлева, великого князя Кирилла Владимировича и 5 офицеров.
В числе погибших на «Петропавловске» 650 человек были: вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, флаг-офицер эскадры капитан 2 ранга М.П. Васильев, флагманский артиллерийский офицер капитан 2 ранга А.К. Мякишев, флагманский минный офицер капитан 2 ранга К. Ф. Шульц, только что прибывший в Порт-Артур и назначенный командиром «Пересвета» капитан 2 ранга Н.А. Кроун, флагманский штурман А.А. Коробицын, начальник военного отдела штаба полковник А.П. Агапеев и друг С.О. Макарова знаменитый художник-баталист В.В. Верещагин. 
Контр-адмирал Ухтомский, принявший командование эскадрой, опасаясь атаки японского флота, дал сигнал выстроиться в колонну за «Пересветом» и повернул к Порт-Артуру. Во время перестроения на мине подорвался броненосец «Победа», но остался на плаву и был уведен во внутренний рейд. 
Японский командующий адмирал Х. Того не стал развивать успех, все это время оставаясь в роли наблюдателя. Около 3 часов дня японский флот ушел от Порт-Артура. 
Так погиб вице-адмирал Макаров Степан Осипович... 
Броненосец «Петропавловск» и по сей день лежит на 36-метровой глубине на дне Желтого моря. 
С гибелью любимого командующего офицеры и матросы поняли, что утеряна последняя надежда на улучшение положения.
И в действительности, узнав о гибели Макарова, японцы резко активизировали свои действия на море и суше; в декабре они овладели Порт-Артуром, затем разбили русские эскадры, пришедшие с Балтики, в Цусимском сражении. Поражение России в войне стало неизбежным.
Японский поэт Исикава Такубоку в 1904 году написал стихотворение «Памяти адмирала Макарова», содержащее следующие строки:
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит. 
Спустя несколько лет после окончания русско-японской войны события, связанные с гибелью броненосца, получили неожиданное продолжение ( подробнее). 
Какое наследство оставляют потомкам военачальники? Обычно не слишком-то богатое: ордена на красной подушке, именное оружие, что станет почетным экспонатом музея, да иногда еще том воспоминаний, написанных просто и безыскусно.
Адмирал Макаров не оставил после себя даже этого.
Ордена ушли с ним навечно в холодные глубины Желтого моря. В той же бездне исчезли его личные вещи, которые обыкновенно становятся после смерти героя национальными реликвиями. Мемуаров он тоже не успел написать. 
Добавим, что капиталов он не накопил, имений и особняков не нажил. Семья его доживала на скромную пенсию, а единственный сын воспитывался в военно-морском училище на государственный счет.
Прах Макарова не покоится в родной земле. Чужие далекие волны поглотили его. Нельзя склонить голову перед могилой адмирала. Но благодарная память о нем живет и будет жить долго, ибо очень много сделал он для своей родины и своего народа.
Флотоводец, ученый, кораблестроитель, путешественник, писатель, изобретатель – вот кем был вице-адмирал Макаров. И в каждой из сфер своей деятельности он достиг заметных успехов, и, пожалуй, того, что он сумел сделать в любой из них, было бы довольно, чтобы имя его с уважением вспоминалось потомками. 
Он вышел из самой гущи народа и являет собой характернейший тип русского самородка, широко и щедро одаренного и бескорыстного...

Похожие материалы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar