Меню
Назад » »

Мень Александр Владимирович

Александр Владимирович Мень

(как Знамя Истинной Веры и Милосердия)


 (Родился 22 января 1935, Москва — 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) — 
священник Русской православной церкви, богослов,
 проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий. Родился в Москве,
 в семье еврейского происхождения: 
как по матери, так и по отцу. Предки по материнской линии «очевидно, из Польши». Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень, 
родился в 1902 году, в Киеве, в детстве учился в религиозной еврейской школе, работал инженером в Орехово-Зуево; мать, Елена Семеновна Мень 
(в девичестве Цуперфейн), родилась в 1908 году в Берне, с юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение.
В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом (Батюковым).
 Учился Мень в московской школе № 1060 в Стремянном переулке.
В 1953 году поступил в Московский пушно-меховой институт в Балашихе, который в 1955 году был переведен в Иркутск.
 В марте 1958 был отчислен за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года
 (после окончания Ленинградской духовной семинарии) — в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.
Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям,
 нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников. 
Главный труд отца Александра — книга об Иисусе «Сын Человеческий», (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991), а также серия 
«В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970—1983; 2 изд. — М., 1991—1992), в которой автор рассматривает историю 
нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.
Отец Александр — также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969),
 «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 10 тыс. терминов, Москва, 2002)
 и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский,
 польский, украинский и французский языки.
Отец Александр Мень — один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом 
за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 
1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.
С середины 1980-х годов отец Александр Мень — один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). 
Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году, Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии».
 Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице,
 которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов. 
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Был убит утром 9 сентября 1990 года. Он торопился в церковь: 
надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. 
В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (саперной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. 
По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!», — ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.
Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России,
 убийство осталось нераскрытым.
Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин: Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. 
Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств.
 И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. 
Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник 
с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, 
конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал,
 что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.

 Патриарх Алексий II

Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою
 и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать
 для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными 
богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит 
быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19).

Митрополит

 Антоний Сурожский

Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, 
а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих — знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, 
молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного 
христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!»

Митрополит

 Крутицкий и Коломенский Ювеналий

О. Александр, можно сказать, советуясь только со своей совестью, в те годы весь пыл своей души посвящал 
служению Христу и Церкви. Мы знаем, что он порой выделялся из среды сопастырей своей ревностью
 в пастырской и просветительской деятельности.

Очень многое, что делал с точки зрения того времени необычного о. Александр, ибо не все было дозволено тогда, 
сейчас совершается на каждом приходе. И люди как-то забывают о ценности той свободы, которую имеет Церковь сейчас. 
Но тогда это было подвигом, мужеством – не только ревностное пастырское служение, но и жертвенное просветительское служение. 
Мы можем свидетельствовать, что семя, посеянное о. Александром, упало на добрую почву.
Архиепископ 

Михаил (Мудьюгин)

Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, 
искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно.
 Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной
 одухотворенности, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно
 с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… 
Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви,
 евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.


Священник Георгий Чистяков

Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, 
хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически 
открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел 
(подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих 
предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, 
ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового.

Диакон Андрей Кураев

Как проповедник отец Александр сложился в 60-е годы. Это были годы "торжествующего” атеизма, годы эйфории, 
связанной с успехами НТР, годы космических полётов и позитивистской самоуверенности. Даже те, кто не считал себя 
коммунистами, искренне видели в религии всего лишь недоразумение. И задача проповедника в атеистической стране была понятна:
 посмотрите, это лишь в наше время и в нашей стране верующие люди запуганное меньшинство. Но в иных странах
 и в иные времена всё было иначе. Вся мировая культура создана верующими людьми. Если уж кто и обеспечивал
 нравственный прогресс народов, так это были религии. Неправда, что религия есть мрак: добро есть в любой религии и, 
между прочим, в христианстве. Надо было во что бы то ни стало показать, что те лучшие ценности, что есть 
в подсоветско-светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, 
свобода, дерзновение — всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано.
Отец — Владимир Мень
Мать — Елена Василевская
Жена — Наталия Григоренко
Сын — Мень, Михаил Александрович -   Губернатор Ивановской области
У о. Меня было двое детей: дочь Елена (старшая) и сын Михаил

Светлая Память Истинным Патриотам
своего Дела и Отчизны.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar