Поэзия Лермонтова, связанная с поэтической традицией Пушкина и
декабристов, вобравшая опыт мировой поэтической культуры, представляет собой
великое явление русской и мировой литературы. Имя Лермонтова давно уже стоит
рядом с именем Пушкина.
Продолжая традиции гражданской лирики Пушкина и декабристов в новых
исторических условиях, Лермонтов открывал в поэзии собственный путь.
Уже в юношеской лирике сложилась центральная для всего творчества
Лермонтова тема трагической судьбы человека в условиях николаевской России.
Его юношеские стихи -- это романтическая исповедь, поэтический дневник,
непрерывный монолог героя, выражение сложных противоречий мыслей и чувств
передового интеллигента той эпохи, человека последекабрист-ского поколения,
поколения Герцена, Огарева, Белинского.
Неудовлетворенный окружающей действительностью, лермонтовский герой
мечтает о счастье и о свободе; они немыслимы для него без счастья и свободы
всего человечества. Наделенный силой духа и мысли, громадной жаждой жизни,
непримиримой ненавистью ко лжи и несправедливости, он -- человек действия,
борьбы.
В поэтическом дневнике Лермонтова нет резких границ между личными и
общественными темами: в интимных стихотворениях поднимаются философские
вопросы; в послании, обращенном к любимой женщине, звучат политические
мотивы, говорится о высоком назначении человека, о гибели в борьбе за общее
дело,
333
В юношеский период сложилась и другая особенность творчества
Лермонтова: "резко ощутительное присутствие мысли в художественной форме"
(Белинский). Развитие мысли, "борение дум" служат композиционной основой
многих лермонтовских стихотворений. И это придает поэзии Лермонтова особое
своеобразие. Однако юношеские стихи -- поэзия во многом еще условная,
романтически отвлеченная.
Ранние стихотворения не предназначались поэтом для печати, хотя и
распространялись в кругу его друзей и товарищей. С 1837 года Лермонтов
начинает выступать со своими стихотворениями в печати. Этим годом
открывается период творческой зрелости поэта. Намечаются существенные
изменения в подходе к явлениям жизни, расширяется круг тем в творчестве
Лермонтова. Это сказывается в языке и стиле поэзии.
Герой лермонтовской лирики по-прежнему противостоит окружающему
обществу, однако его взаимоотношения со средою рисуются теперь конкретно и
получают социально-историческое осмысление. Трагедия одинокой личности,
неудовлетворенной существующим порядком вещей, рассматривается поэтом уже
как судьба целого поколения. Это сразу отметил Белинский. "...Кто же из
людей нового поколения, -- писал он о стихотворении "Дума", -- не найдет в
нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не
откликнется на него своим воплем, своим стоном?.."
Лермонтовское беспощадное отрицание, отвергавшее всякие надежды на
примирение противоречий действительности, играло в эти годы прогрессивную
роль.
В лирике последних лет (1840-1841) усиливаются мотивы одиночества,
разрыва связей с окружающим обществом. Такие стихотворения, как "Завещание",
"Они любили друг друга", "Листок", не означали утраты интереса к
общественным темам: наоборот, они свидетельствовали о социальном
неблагополучии. В последние годы жизни Лермонтов выступил со стихотворв'
ниями, содержащими суровое обвинение современному обществу ("Последнее
новоселье"). Такое стихотворение, как "Спор", полно большой исторической
значимости. В эти же годы все отчетливее проявляются истинные симпатии
Лермонтова. Если "Прощай, немытая Россия..." лаконически точно и беспощадно
характеризует политический строй и систему феодально-крепостнических
отношений "страны рабов, страны господ", то стихотворе-
334
ние "Родина" воссоздает образ русской земли, столь дорогой сердцу
поэта.
Многие юношеские стихотворения, представлявшие собой раскрытие с разных
сторон единого сознания героя, воспринимаются как часть лирических циклов.
Особенность зрелой лирики -- в идейной значимости каждого отдельного
стихотворения. Недаром Белинский утверждал, что в них "выразился
исторический момент русского общества". Отличаясь законченностью мысли и
чувства, они обладают громадной силой воздействия. Такие стихотворения, как
"Смерть Поэта", "Бородино", "Дума", "И скучно и грустно", сразу же
становились событием в сознании передовых людей русского общества.
Многие стихотворения Лермонтова были напечатаны в самом прогрессивном
русском журнале того времени --"Отечественных записках". Они читались и
горячо обсуждались молодежью наряду со статьями Белинского и Герцена. В 1840
году на страницах этого журнала появилось стихотворение "Журналист, читатель
и писатель" -- размышление о судьбах русской литературы. К этому
произведению Лермонтова вполне применимы слова Белинского по поводу
"Театрального разъезда" Гоголя: кВ этой пьесе, поражающей мастерством
изложения" автор "является столько же мыслителем-эстетиком, глубоко
постигающим законы искусства, которому он служит с такой славой, сколько
поэтом и социальным писателем".
Наряду с "субъективными" (по выражению Белинского) стихотворениями,
такими, как "Дума", выросшими из юношеских монологов, Лермонтов все чаще и
чаще обращается к объективным стихотворениям -- эпическим и фольклорным, --
в которых глубокая философская мысль часто выражена в аллегорических образах
("Три пальмы", "Утес", "Листок", "Дары Терека", "Пленный рыцарь" и др.).
Поэзия Лермонтова сыграла громадную роль в дальнейшем развитии русской
лирики, отразилась в творчестве многих поэтов -- от Некрасова до
Маяковского, до современных советских поэтов, лучшие из которых унаследовали
от классической русской поэзии -- в том числе и от Лермонтова -- глубокий
психологизм, силу мысли, высокий гражданский пафос.
335
Основными источниками текстов стихотворений Лермонтова являются:
сборник "Стихотворения М. Лермонтова", вышедший в Петербурге в 1840 году;
прижизненные публикации в журналах и альманахах; автографы и авторизованные
копии; наиболее авторитетные копии, сделанные при жизни поэта и после его
смерти, посмертные публикации стихотворений, автографы которых не
сохранились.
Для сборника стихотворений 1840 года Лермонтов произвел самый строгий
отбор. Сборник открывает "Песня про царя Ивана Васильевича..." и завершают
"Тучи" -- последнее стихотворение, написанное Лермонтовым в Петербурге перед
отъездом на Каьказ во вторую ссылку.
Вскоре после смерти Лермонтова были опубликованы стихотворения,
написанные им в последние месяцы жизни. Большая часть автографов этих
стихотворений находится в записной книжке, подаренной Лермонтову его другом
-- писателем В. Ф. Одоевским 13 апреля 1841 года, перед последним отъездом
поэта на Кавказ. На книжке надпись: "Поэту Лермонтову дается сия моя старая
и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную.
К<нязь> В.Одоевский. 1841 г. Апреля 13-е.Сиб". В настоящем издании для
краткости она называется "Записная книжка Одоевского". Хранится в отделе
рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Там же находится альбом, который Лермонтов заполнял на Кавказе в 1840 году и
в начале 1841 года в Петербурге.
Из рукописных источников текстов стихотворений Лермонтова следует
назвать еще тетрадь Чертковской библиотеки (ныне Государственного
исторического музея в Москве). Историю тетради раскрывает надпись ее
владельца Л. И. Арнольди на первом листе: "Собственноручные, черновые бумаги
покойного Лермонтова, доставшиеся мне от его двоюродного брата Шан-Гирея". В
"Чертковскую тетрадь" переплетены отдельные автографы Лермонтова разных лет.
Многие автографы Лермонтова сохранились в альбомах современников и в
письмах поэта.
Источником текста для юношеских стихотворений являются автографы и
авторизованные копии, содержащиеся в тетрадях Лермонтова, пронумерованных
позднее собирателями архива поэта (хранятся в отделе рукописей Института
русской лите-
336
ратуры Академии наук СССР) Эти тетрааи позволяют довольно точно
датировать ранние стихотворения на основе помет на обложках, сделанных рукой
Лермонтова, дат в заглавиях стихотворений или, наконец, по их содержанию.
Тетради II, 111 относятся к 1828-1829 годам, тетради V, VI, VII, VIII-к
1830 году, X, XI --к 1831 году, тетрадь IV-к концу 1831 -- началу 1832 года
(рубежом является цикл новогодних стихотворений, относящихся к маскараду в
Московском благородном собрании в ночь на 1 января 1832 года).
Наиболее трудно датируются стихи, тексты которых известны нам по XX
тетради, представляющей собою писарскую копию избранных стихотворений
Лермонтова 1829-1832 годов. Автографы целой группы этих стихотворений,
относящихся к 1830- 1831 годам, до нас не дошли, и поэтому тексты их точной
датировке пока что не поддаются. В настоящем издании, как это принято и в
других изданиях, они печатаются под рубрикой "1830-1831". Исключение
составляют те стихотворения из этой группы, заглавия которых содержат даты
их написания -- "1831-го января", "1831-го июня 11 дня".
Часть стихотворений 1832 года в автографах содержится в так называемой
"казанской тетради", представлявшей прежде одно целое с XX тетрадью,
последние листы которой Лермонтов использовал для черновиков. Листы эти
впоследствии затерялись и только недавно были обнаружены в Казани (см.
статью Б. Эйхенбаума в "Литературном наследстве", тт. 45-46).
В связи с тем. что год, под которым печатается то или иное юношеское
стихотворение, сам по себе указывает, что его текст воспроизводится по одной
из юношеских тетрадей -- в примечаниях к разделу ранних стихотворений
источник текста и аргументация датировок не указываются. Исключение
составляют те случаи, когда текст воспроизводится по другим источникам.
Датировка зрелых стихотворений определяется по авторским пометам в
автографах, по палеографическим признакам, по прижизненным публикациям,
мемуарам современников, по содержанию. В каждом отдельном случае это
отоваривается в примечаниях.
Что касается публикации юношеских стихотворений, то при жизни
Лермонтова были опубликованы только "Весна" ("Ате-ней", 1830), "Ангел"
("Одесский альманах на 1840 г.") и "Русалка" (в сборнике 1840 г., с датой
"1836"). Другие остались неизвестными современникам и большими группами
появлялись
22 М. Лермонтов, т. I