Меню
Назад » »

Михаил Зощенко (17)

    МОНТЕР

Я, ребятишки, зря спорить не буду-- кто важней в театре: актер, режиссер или, может быть, театральный плотник. Факты покажут. Факты всегда сами за себя говорят. Дело это произошло в Саратове или в Симбирске, одним словом, где-то недалеко от Туркестана, в городском театре. Играли в этом городском театре оперу. Кроме выдающейся игры артистов был в этом театре, между прочим, монтер -- Иван Кузьмич Мякишев. На общей группе, когда весь театр снимали на карточку, монтера этого пихнули куда-то сбоку, -- мол, технический персонал. А в центр на стул со спинкой посадили тенора. Монтер Иван Кузьмич Мякишев ничего на это хамство не сказал, но затаил в душе некоторую грубость. А тут такое подошло. Сегодня, для примеру, играют „Руслана и Людмилу". Музыка Глинки. Дирижер- Кацман. А без четверти минут восемь являются до этого монтера две знакомые ему барышни. Или он их раньше пригласил, или они сами приперлись--неизвестно. Так являются эти барышни, отчаянно флиртуют и вообще просят их посадить в общую залу -- посмотреть на спектакль. Монтер говорит: -- Да ради бога, медам. Сейчас я вам пару билетов сварганю--будьте уверены. Посидите тут у будки. И сам, конечно, к управляющему. Управляющий говорит: -- Сегодня вроде как суббота. Народу пропасть. Каждый стул на учете. Не могу. Монтер говорит: -- Ах, так! -- говорит. -- Ну, так я играть отказываюсь, одним словом, отказываюсь освещать ваше производство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важней и кого сбоку сымать, а кого в центр сажать! И сам обратно в будку. Выключил по всему театру свет к чортовой бабушке, замкнул на ключ будку и сидит -- отчаянно флиртует, Тут произошла, конечно, форменная абструкция. Управляющий бегает. Публика орет. Кассир визжит, пугается, как бы у него деньги в темноте не уперли. А бродяга, главный оперный тенор, привыкший сыматься в центре, заявляется до дирекции и говорит своим тенором: -- Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз, говорит, темно -- я ухожу. Мне, говорит, голос себе дороже. Пущай, сукин сын, монтер поет. Монтер говорит: -- Пущай не поет. Наплевать ему в морду. Раз он, сволочь такая, в центре сымается, то и пущай одной рукой поет, другой свет зажигает. Дерьмо какое нашлося. Думает тенор, так ему и свети все время. Теноров нынче нету. Тут, конечно, монтер схлеснулся с тенором. Вдруг управляющий является, говорит: -- Где эти чертовы две девицы? Через их полная гибель. Сейчас я их куда-нибудь посажу, корова их забодай. Монтер говорит: -- Вот они. Только не через их гибель и не через тенора, а гибель через меня. Сейчас, говорит, я свет дам. Мне энергии принципиально не жалко. Дал он сию минуту свет. -- Начинайте, говорит. Сажают тогда его девиц на выдающиеся места и начинают спектакль. Теперь и разбирайтесь, кто важнее в этом сложном театральном механизме.

    ДОКТОР МЕДИЦИНЫ

Это маленькое незаметное происшествие случилось на станции "Ряжи". Там наш поезд остановился минут на десять, поджидая встречного. Вот наш поезд остановился. Посыпалась, конечно, публика в вагоны. А среди них, семеня ножками, видим, протискивается один такой немолодой уже гражданин с мешком за плечами. Это был такой довольно затюканный интеллигентик. Такие у него были усишки висячие, как у Максима Горького. Кожица на лице такая тусклая. Ну, сразу видать -- человек незнаком с физкультурой и вообще, видать, редко посещает общие собрания. Вот он спешит по платформе к вагону. А на спине у него довольно-таки изрядный мешок болтается. И чего в этом мешке -- пока неизвестно. Но поскольку человек спешит из деревенского района, то можно заключить, что в мешке не еловые шишки лежат, а пшеница, или там сало, или, скорей всего, мука, поскольку с мешка сыплется именно эта самая продукция. Помощник дежурного по станции оглядел вверенных ему пассажиров и вдруг видит такой прискорбный факт -- мешочник. Вот он мигнул агенту, -- мол, обратите внимание на этого субъекта. И, поскольку в связи с уборкой урожая спекулянты и мешочники закопошились и начали хлеб вывозить, так вот -- не угодно ли-- опять факт налицо. Агент дежурному говорит: -- То есть наглость этих господ совершенно не поддается описанию. Каждый день сорок или пятьдесят спекулянтов вывозят отсюда драгоценное зерно. То есть на это больно глядеть. Тем временем наш интеллигентик покрякивая взобрался в вагон со своим товаром. Сел и, как ни в чем не бывало, засунул свой мешок под лавку. И делает вид, что все спокойно, он, изволите видеть, в Москву едет. Дежурный агенту говорит: -- Позвольте, позвольте, я где-то этого старикана видел. Ну да, говорит, я его тут на прошлой неделе видел. Он, говорит, по платформе колбасился и какие-то мешки и корзинки в вагон нагружал. Агент говорит: -- Тогда надо у него удостоверение личности потребовать и поглядеть его поклажу. Вот агент с дежурным по станции взошли в вагон и обращаются до этого интеллигентика: мол, будьте добры, прихватите свой мешочек и будьте любезны за нами следовать. Пассажир, конечно, побледнел, как полотно. Начал чего-то такое лопотать, за свой карманчик хвататься. -- Позвольте, говорит, в чем дело? Я в Москву еду. Вот мои документы. Я есть доктор медицины. Агент говорит: - Все мы доктора! Тем не менее, говорит, будьте любезны без лишних рассуждений о высоких материях слезть с вагона и проследовать за нами в дежурную комнату. Интеллигент говорит: -- Но, позвольте, говорит, скорей всего поезд сейчас тронется. Я запоздать могу. Дежурный по станции говорит: -- Поезд еще не сейчас тронется. Но на этот счет вам не приходится беспокоиться. Тем более, у вас, скорей всего, мало будет шансов ехать именно с этим поездом. Начал наш пассажир тяжело дышать, за сердечишко свое браться, пульс щупать. После видит -- надо исполнять приказание. Вынул из-под лавки мешок, нагрузил на свои плечики и последовал за дежурным. Вот пришли они в дежурную комнату. Агент говорит: -- Не успели, знаете, урожай собрать, как эти форменные гады обратно закопошились и мешками вывозят ценную продукцию. Вот шлепнуть бы, говорит, одного, другого, и тогда это начисто заглохнет. Нуте, говорит, развяжи мешок и покажи, чего там у тебя внутри напихано. Интеллигент говорит: -- Тогда, говорит, сами развязывайте. Я вам не мальчик мешки расшнуровывать. Я, говорит, из деревни еду и мне, говорит, удивительно глядеть, чего вы ко мне прилипаете. Развязали мешок. Развернули. Видят, поверх всего каравай хлеба лежит. Агент говорит: -- Ах, вoт, говорит, какой ты есть врач медицины. Врач медицины, а у самого хлеб в мешках понапихан. Очень великолепно! Вытрусите весь мешок! Вытряхнули из мешка всю продукцию, глядят-- ничего такого нету. Вот бельишко, докторские подштанники. Вот пикейное одеяльце. В одеяльце завернут ящик с разными докторскими щипцами, штучками и чертовщинками. Вот еще пара научных книг. И больше ничего. Оба два администратора начали весьма извиняться. Мол, очень извините и все такое. Сейчас мы вам обратно все в мешок запихаем и, будьте любезны, поезжайте со спокойной совестью. Доктор медицины говорит: -- Мне, говорит, все это очень оскорбительно. И поскольку я послан с ударной бригадой в колхоз, как доктор медицины, то мне, говорит, просто неинтересно видеть, как меня спихивают с вагона чуть не под колесья и роются в моем гардеробе Дежурный, услыхав про колхоз и ударную бригаду, прямо даже затрясся всем телом и начал интеллигенту беспрестанно кланяться. Мол будьте так добры, извините. Прямо это такое печальное недоразумение. Тем более, нас мешок ввел в заблуждение. Доктор говорит: -- Что касается мешка, то мне, говорит, его крестьяне дали, поскольку моя жена, другой врач медицины, выехала из колхоза в Москву с чемоданом, а меня, говорит, еще на неделю задержали по случаю эпидемии острожелудочных заболеваний. А жену, говорит, может быть, помните, на прошлой неделе провожал и помогал ей предметы в вагон носить. Дежурный говорит: -- Да, да, я чего-то такое вспоминаю. Тут агент с дежурным поскорей запихали в мешок чего вытряхнули, сами донесли мешок до вагона, расчистили место интеллигенту, прислонили его к самой стеночке, чтоб он, утомленный событиями, боже сохрани, не сковырнулся во время движения, пожали ему благородную ручку и опять стали сердечно извиняться. -- Прямо, говорят, мы и сами не рады, что вас схватили. Тем более, человек едет в колхоз, лечит, беспокоится, лишний месяц задерживается по случаю желудочных заболеваний, а тут наряду с этим такое неосмотрительное канальство с нашей стороны. Очень, говорят, сердечно извините! Доктор говорит: -- Да уж ладно, чего там! Пущай только поезд поскорей тронется, а то у меня на вашем полустанке голова закружилась. Дежурный с агентом почтительно поклонились и вышли из вагона, рассуждая о том, что, конечно, и среди этой классовой прослойки -- не все сукины дети. А вот некоторые, не щадя своих знаний, едут во все места и отдают свои научные силы народу. Вскоре после этого наш поезд тронулся. Да перед тем как тронуться, дежурный лично смотался на станцию, приволок пару газет и подал их бесплатно интеллигенту. -- Вот, говорит, почитайте в пути, неравно заскучаете. И тут раздался свисток, гудок, дежурный с агентом взяли под козырек и наш поезд самосильно пошел.

    ЛЯЛЬКА ПЯТЬДЕСЯТ

    I

И какой такой чудак сказал, что в Питере жить плохо? Замечательно жить. Нигде нет такого веселья, как в Питере. Только были бы денежки. А без денег... Это точно, что пропадешь без денег. И когда же придет такое великолепное время, что человеку все будет бесплатно? По вечерам на Невском гуляют люди. И не так чтобы прогулкой, а на углу постоят, полюбопытствуют на девочек, пройдут по-весеннему -- танцуют ноги, и на угол снова... И на каждый случай нужны денежки. На каждый случай особый денежный расчет... -- Эх, подходи, фартовый мальчик, подходи! Угощай папиросочкой... Не подойдет Максим. У Максима дельце есть на прицеле. Ровнехонько складывается в голове, как и что. Как начать и себя как повести. У Максима замечательное дельце. Опасное. Не засыпется Максим -- холодок аж по коже -- в гору пойдет. Разбогатеет это ужасно как. Ляльку Пятьдесят к себе возьмет. Вот как. И возьмет. Очень уж замечательная эта Лялька Пятьдесят. Деньги она обожает -- даст Максим ей денег. Не жалко. Денег ей много нужно -- верно. Такой-то не мало денег нужно. Ковер, пожалуйста, на стене, коврище на полу, а в белой клетке -- тропическая птица попугай. Сахар жрет... Хе-хе. .. Конешно, нужны денежки. Нужны, пока не пришло человеку бесплатное время. А Лялька Пятьдесят легка на помине. Идет -- каблучками постукивает. -- Здравствуй, Ляля Пятьдесят. . . Каково живешь? Не узнала, милая? Узнала Лялька. Как не узнать -- шпана известная. .. Только корысти-то нет от разговоров. У Ляльки дорога к Невскому, а у Максима, может, в другую сторону. Нелюбезная сегодня Лялька. В приятной беседе нет ей удовольствия. Не надо. Подошел Максимка близко к ней, в ясные глазки посмотрел. -- Приду, -- сказал, -- к тебе вечером. С большими деньгами. Жди -- поджидай. Улыбнулась, засмеялась Лялька, да не поверила. Дескать, врет шпана. И зачем такое врет? Непонятно. Но, прощаясь, на всякий случай за ручку подержалась. Пошел Максим на Николаевскую, постоял у нужного дома, а в голове дельце все в тонкостях. Отпусти, скажет, бабка Авдотья, товарцу на десять косых. Отпустит бабка, а там как по маслу. Не будет никакого заскока. А заскока не будет -- так придет Максимка к Ляльке Пятьдесят. Выложит денежки... "Бери, -- скажет, -- пожалуйста. Не имею к деньгам пристрастия. Бери пачечку за поцелуй". .. А Лялька в это время вышла к Невскому, постояла на углу, покачала бедрами, потопала ножками, будто чечетку пляшет, и сразу заимела китайского богача. Смешно, конешно, что китайского ходю. Любопытно даже. Да только по-русски китаец говорит замечательно. -- Пойду, -- говорит, -- к тебе, красивая.

    II

Написано мелом на дверях: "портной". Да только нет здесь никакого портного. И никогда и не было. А живет здесь Авдотья спекулянтка. У ней закрытое мелочное заведение. Она и написала мелом на дверях для отвода глаз. К этой-то бабке Авдотье и пошел Максим. В дверь, где мелом "портной" сказано, постучал условно. А когда открыли ему дверь -- так сразу покосился весь Максимкин план. Не Авдотья, а муж бабки Авдотьи стоял перед Максимом. Шагнул Максим за порог, лопочет непонятное. Сам соображает, как и что. Покосился план, да и только. Не во-время приехал чортов муж... Говорит Максимка глупые слова: -- Отпусти, -- говорит, -- бабка Авдотья, на десять косых... Усмехнулся бабкин муж и в комнату пошел. А Максим за ним. Бабкин муж веса ставит, а Максимка примеряет: как и что. Да только покосился план, мыслимо ли сразу лазеечку найти. А бабкин муж интересуется: -- Какого же тебе товарцу, кавалер? -- Разного товарцу отпусти... -- Из кисленького, может быть, -- интересуется, -- капусточки? -- Из кисленького, бабка Авдотья. Стал тут бабкин муж капусту класть из кадочки, а Максим метнул сюда-туда глазом. Максим схватил гирьку и трехфунтовой гирькой тюкнул по голове бабкиного мужа. Рухнул бабкин муж у кадочки. В руке вилка. На вилке капуста. А Максим к прилавку. На прилавке -- ящик с деньгами. Шарит Максим -- в пальцах дрожь. Вытащил деньги, да маловато денег. Где же такое -- денежки? Роет Максим по комнате -- нету денег. А в руки все ненужное лезет, -- гребенка, например, или блюдечко. -- Тьфу, бес, -- где же денежки? А в дверь на лестнице кто-то постучал условно. Прикрыл Максим бабкиного мужа рогожкой. И к двери подошел. Слушает. Открыть, не открыть? -- открою. Сердце успокоил и дверь открыл. Малюсенький вошел старичок и тоненько сказал: -- Бабку бы Авдотью мне... А Максим старичку такое: -- Нету, старичок, Авдотьи. Иди себе с богом. Иди, сделай милость. Сказал это и видит: гирька трехфунтовая в руке. Испугался Максим, что старичок гирьку заметит, пихает ее в карман, прячет гирьку-то, а старичок бочком, бочком и протискался тем временем в комнату. -- Подожду, -- говорит, -- бабку Авдотью. У бабки Авдотьи славная картошечка... Э, да у ней и капустка, наверное, славная. Да. Ей-богу, славная капустка... И такой говорун, научный старичок, Максимке бы с мыслями собраться, а старичок такое: -- Ну, хорошо, человеку все бесплатно... Согласен. Да только, на мой научный взгляд, общественное питание -- это уж, извините, это сущий вздор и совершенно ложные слова. На все согласен, а тут уж к бабке Авдотье пойду..Не могу... Извините... Я, скажем, головой поработал -- рыбки захотел: фосфор в рыбке. Ты языком поболтал -- молочную тебе диэту... А вы говорите -- общественное питание. Из корыта... Да-с, молодой человек, на все соглашусь, а уж бабку-то Авдотью мне оставьте... Совершенно ложные слова. -- Да я ничего, -- оробел Максимка. И в коридор вышел. А там на лестницу, да по лестнице да вниз через три ступеньки. На улицу вышел, нащупал деньги в кармане. -- Эх, мало денег! Где ж такое были денежки? И пошел покачиваясь.

    III

-- Эй, подходи, фартовый мальчик, подходи! -- Угощай папиросочкой... Не полюбопытствовал Максим на девочек. Встал Максим на углу и к окну прислонился. Убить не убил человека и по голове ведь не шибко тюкнул, да человеку вредно, человека жаль... Постоял Максим и подумал, а мысли-то уж все веселые идут. Глядит Максим королем на всех. Глазами ищет Ляльку Пятьдесят. Да нету Лялечки. А на углу белокуренькая папиросочкой дымит и Максиму улыбается. На ней высокие сапожки до колен и шелковая юбочка фру-фру... Повернется -- шумит и засмеется -- шумит. Зашумела и без слова к Максиму подошла. Подошла и тихо за руку взяла. Да вдруг как зашумело все, затопало. -- Облава, дамочки, -- вскричала белокуренькая и от Максима в сторону, в железные ворота. За белокуренькой шагнул Максим, а на Максима человек. Весь в шпорах. Шпорами бренчит, саблей стучит, а в руке пятизарядный шпаллер. Задрожал Максим и пустился бежать. И бежит и бежит Максим. Гремит сердце. Через Лиговку бежит -- на него забор. Максим через забор, а в ноги кучи. Через кучи Максим... Пробежал еще и свалился в грязь. Да не сам свалился. -- Подножка, -- сказал Максим и потрогал денежки. А на Максима Черный вдруг насел. И мало того, что насел, а еще и душит. -- Пусти, -- хрипло сказал Максим, -- пусти.. дышать трудно. И Черный отпустил его слегка. Сидит Черный на Максимке и разговаривает: -- Бежит, вижу, человек по кучам. Стой, думаю. Даром не побежит. Спасибо.. Либо вор, либо от вора... Даешь денежки. А сам уж по карманам шарит. Ох, вытащил пачечку. Ох, вытащил другую. Ох. опять душит сатана. -- А это что? -- Гирька, -- сказал Максим и вспомнил бабкиного мужа. -- Гирька, -- усмехнулся Черный и стукнул гирькой по Максимовой голове. -- Беги теперь, да не оглядывайся. Беги, шпана, говорю... Стой. Гирьку позабыл. На гирьку. Взял гирьку Максим и побежал. Пробежал немного и сел на кучу. Зачем же человека бить по голове!

    IV

Посидел Максим на куче, унял сеодце и в город пошел. Нужно бы домой, а ноги на Гончарную идут к Ляльке Пятьдесят. Идет Максим на Гончарную. На улицах пусто. И в сердце пусто... А вот и Лялькин белый дом. -- Здравствуй, Лялькин милый дом. Поднялся Максим и постучал и к Ляльке в комнату вошел. На стене ковер, на полу коврище, а в белой клетке попугай. А Лялька сидит на китайских коленях, ерошит ручкой китайские усы. -- Принес? -- спросила Лялька и к Максиму подошла. -- Принес, -- сказал Максим тихо. -- Гони только китайскую личность. Смотреть трудно... А китаец по-русски понимал замечательно. Обиделся и встал. И чашечку с кофеем на пол выплеснул. -- Зачем же, -- говорит, -- выносить такую резолюцию? Уйду и денег не заплачу. Ушел китаец и дверкой стукнул. Максим тут к Ляльке подошел. К Ляльке наклонился и Ляльке целует щеку. -- Нет у меня денег, Лялька Пятьдесят. -- А, -- вскричала Лялька Пятьдесят, -- денег нет? -- Нету денег. Пожалей меня, Лялька! Очень мне трудно, без денег, пожалей, ну, скажи, что жалко. Как закричала тут Лялька: -- А китайские убытки кто возместит? -- Есть в тебе сердце? -- сказал Максим и на коврище сел и Лялькины ноги обхватил. -- Есть ли сердце, спрашиваю? Птицу жалеешь? Жалеешь попку? Как ударила тут Лялька Пятьдесят Максима -- помутилось все. Охнул Максим. Охнул, и с полу поднялся. Гирьку нащупал в кармане. Вытащил гирьку, хотел ударить по Лялькиной голове, да не ударил. Рука не посмела. Замахнулся Максим и ударил по птицыной клетке. Ужасно тут закричал попугай, и тонко закричала Лялька. А Максим бросил гирьку и снова на коврище сел. -- Ну, скажи, что жалко, Лялька Пятьдесят!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar