Рассказы о Ленине
Когда Ленину было восемь лет, с ним случилась одна маленькая история, о
которой впоследствии, много лет спустя, рассказала его старшая сестра, Анна
Ильинична.
Анна Ильинична говорила про своего брата, что он был большой шалун. Но
вместе с тем он был очень правдивый мальчик. Он никогда не врал и всегда
признавался в своих шалостях.
Но однажды с ним случилось такое происшествие.
Вместе с отцом и со своими сестрами маленький Володя поехал в Казань.
Там, в Казани, проживала их родственница, тетя Аня.
И вот они к ней поехали.
А у тети Ани тоже были дети -- двоюродные братья и двоюродные сестры
Ленина.
Встреча была интересная.
Дети много шалили, бегали, играли в разные игры.
И однажды до того расшалились, что опрокинули на пол графин, который
стоял на столике.
Это у них была какая-то веселая игра. Они друг от друга бегали. И
Володя, бегая по комнате, наткнулся на этот столик. Столик покачнулся, и
красивый хрустальный графин упал на пол и разбился вдребезги.
Дети даже не заметили, кто именно разбил графин. Все бегали и все
носились по комнате.
И только когда разбился графин, дети присмирели.
Вдруг открывается дверь, и в комнату входит тетя Аня.
Тетя Аня услышала звон и шум и вот пришла посмотреть, что случилось.
И, увидев на полу разбитый графин, тетя Аня спросила:
-- Дети, кто из вас разбил этот графин?
И все дети стали говорить: <Это не я>.
И маленький Володя тоже сказал: <Это не я>.
И сказал он это так тихо, что еле можно было услышать его.
Он сказал неправду, потому что он в первый момент испугался. Все-таки
чужой дом, чужая квартира, малознакомая тетя Аня. И, кроме того, он из всех
был самый маленький. И у него не повернулся язычок сказать: это я.
Тогда Тетя Аня говорит:
-- В таком случае выходит, что графин сам разбился. Наверно, ему скучно
стало на столе стоять -- вот он и упал.
Дети засмеялись и говорят:
-- Наверно, он хотел с нами побегать. И вот поэтому он прыгнул со
столика на пол. Но он, бедненький, забыл, что он стеклянный, и разбился.
И дети опять засмеялись.
Только один маленький Володя не засмеялся. Он ушел в другую комнату и
сел у окна. И долго там сидел и о чем-то думал. И только к вечеру он снова
стал шалить с ребятами.
Но вот прошло два месяца.
Уже из Казани они давно уехали. И снова жили в своем городе Симбирске.
И вот как-то вечером, когда дети ложились спать, мать подошла к
Володиной кроватке и видит, что мальчик о чем-то горько плачет.
Мать спросила:
-- О чем ты плачешь?
И мальчик, всхлипывая, сказал:
-- Мама, когда мы были в Казани, я сказал тете Ане неправду. Я сказал,
что это не я разбил графин, а это я разбил графин.
Мама стала утешать мальчика.
Она сказала:
-- Ну это ничего. Не плачь. Я напишу тете Ане письмо. И она, наверно,
тебя простит.
Мальчик, всхлипывая, сказал:
-- Ты непременно напиши письмо тете Ане. Напиши, что это я разбил.
Мама снова стала утешать его. И тогда мальчик успокоился и заснул.
Целуя и закрывая одеялом своего маленького сына, мать подумала:
<Какой он удивительный ребенок: он два месяца помнил об этой истории и
два месяца огорчался, что он случайно сказал неправду. Но теперь, когда он
признался, ему стало легко, и вот он даже с улыбкой заснул>.
На другой день мама написала тете Ане письмо. И вскоре тетя Аня
ответила, что она вовсе не сердится на милого племянника и снова ждет его к
себе в гости.
Когда Ленин был маленький, он почти ничего не боялся.
Он смело входил в темную комнату. Не плакал, когда рассказывали
страшные сказки. И вообще он почти никогда не плакал.
А его младший брат Митя тоже был очень хороший и добрый мальчик. Но
только он был очень уж жалостливый.
Кто-нибудь запоет грустную песню, и Митя в три ручья плачет.
Особенно он горько плакал, когда дети пели <Козлика>.
Многие дети знают эту песенку:
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила, очень любила.
Вздумалось козлику в лес погуляти, в лес погуляти.
Напали на козлика серые волки, серые волки.
Оставили бабушке рожки да ножки, рожки да ножки.
Несомненно, песенка грустная. Но плакать, конечно, не надо было. Ведь
это -- песня. Это нарочно, а не на самом деле.
Безусловно, козлика жалко. Но только он отчасти сам виноват -- зачем
без спросу пошел в лес гулять?
В общем, у Мити всегда дрожал голосок и дергались губенки, когда он
вместе с детьми пел эту песню.
А когда Митя доходил до грустных слов: <Напали на козлика серые волки>,
-- он всякий раз заливался в три ручья.
И вот однажды дети собрались у рояля и запели эту песню.
Они благополучно спели две строчки. Но когда дошли до грустного места о
том, как козлик пошел в лес, Митя начал всхлипывать.
Маленький Володя, увидев это, обернулся к Мите, сделал страшное лицо и
нарочно ужасным и громким голосом запел:
На-па-а-ли на-а коз-ли-ка серые вол-ки...
Тут Митя, конечно, не выдержал и зарыдал еще больше.
Старшая сестра сделала брату замечание -- зачем он дразнит Митю.
И на это маленький Володя ответил:
-- А зачем он боится? Я не хочу, чтобы он плакал и боялся. Дети должны
быть храбрыми.
Митя сказал:
-- Тогда я не буду больше бояться.
Дети снова запели эту песенку. И Митя храбро спел ее до конца. И только
одна слезинка потекла у него по щеке, когда дети заканчивали песенку:
<Оставили бабушке рожки да ножки>.
Маленький Володя поцеловал своего младшего братишку и сказал ему:
-- Вот теперь молодец!
Ленин учился очень хорошо, даже замечательно. Он получил золотую медаль
за окончание гимназии.
И в высшем учебном заведении он тоже, наверно, очень бы хорошо учился.
Но, к сожалению, начальники исключили его из университета, потому что он был
революционер. А этого начальство не терпело. И царь тоже не позволял
революционерам учиться.
В общем, Ленину не позволили учиться в университете.
Другой человек на месте Ленина так и остался бы без высшего
образования. Но Ленин этого не захотел.
Он сказал матери: <Я непременно кончу высшую школу>.
А уже проходило время. И прошло два года после исключения.
Наконец Ленин подал заявление министру. Он попросил разрешения сдать
экзамены за всю высшую школу сразу.
Министр удивился и подумал:
<Как он может сдать все экзамены сразу? Ведь он в высшей школе не
учился. Хорошо. Я ему разрешу, но только он все равно не сдаст экзамены>.
Получив разрешение министра, Ленин стал усиленно заниматься.
Он целые дни сидел за книгами, читал, писал, изучал языки, переводил и
так далее.
Он летом устроил в саду кабинет, в густой липовой аллее. Он там вкопал
в землю стол и скамейку. И каждое утро уходил туда. И там в полном
одиночестве занимался до обеда.
После отдыха и купания он снова туда шел. И снова работал три или
четыре часа.
А вечером, после прогулки и купания, родные снова видели его за
книгами. И родные поразились, как он так много может заниматься. И даже
стали бояться за его здоровье.
Но Ленин им сказал:
-- Человек может удивительно много учиться и работать, если он
правильно отдыхает.
И действительно, Ленин правильно отдыхал. Он час работал. Потом делал
гимнастику. Потом снова час или два писал и после этого бежал к реке
купаться. Потом, отдохнув или погуляв в лесу, возвращался к книгам и опять
учился.
В своем летнем кабинете он устроил себе турник недалеко от столика. И
время от времени делал на нем упражнения.
В хорошую погоду он купался два или три раза в день. Он чудно плавал.
Он так плавал, что всех приводил в удивление.
Один его знакомый, вспоминая о прошлом, говорил, что в Швейцарии было
очень страшное озеро, где постоянно тонули люди. Это озеро было очень
глубокое. Там были холодные течения, омуты и водовороты. Но Ленин бесстрашно
плавал в этом озере.
Этот знакомый ему однажды сказал, что надо быть осторожным -- тут тонут
люди.
-- Тонут, говорите? -- спросил Ленин. -- Ничего, мы-то не потонем.
И тут же заплыл так далеко, что еле можно было видеть его.
И вот благодаря купанию и физкультуре, благодаря правильному отдыху
Ленин сумел много работать и сумел подготовиться за всю высшую школу сразу.
Он почти два года так усиленно учился. И за это время успел пройти весь
курс университета -- то, что другие изучали четыре года.
Он сдал все экзамены и получил диплом первой степени.
И все профессора ему сказали:
-- Это поразительно! Вы же не учились в университете и не слушали наших
лекций. Как же вы могли так великолепно подготовиться? Наверно, вам
кто-нибудь помогал.
Ленин сказал:
-- Нет, я один занимался.
И тогда профессора удивились еще больше. И министр от удивления развел
руками.
Но профессора и министр не знали, что, кроме огромного ума и
замечательных способностей, Ленин имел еще огромную работоспособность. А эта
его работоспособность зависела от физкультуры и правильного отдыха.
И вот почему с таким прекрасным успехом Ленин закончил свою учебу.
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ЛЕНИН ПЕРЕХИТРИЛ ЖАНДАРМОВ
Когда Ленину было двадцать шесть лет, он уже был всем известный
революционер, и царское правительство боялось его как огня.
Царь велел посадить Ленина в тюрьму.
И Владимир Ильич просидел в тюрьме четырнадцать месяцев.
А после этого жандармы выслали его в Сибирь. И там, в Сибири, Ленин
прожил в деревне целых три года.
А это была глухая деревушка. Она стояла в тайге. И ничего хорошего там
не было. Там протекала небольшая речонка Шушь. И там рос небольшой лесок, в
котором даже деревьев было мало.
Но Владимир Ильич не огорчался, что его сослали в такую глушь. Он там
много работал, писал революционные книги, беседовал с крестьянами и помогал
им советами.
А в свободное время Ленин ходил на охоту со своей охотничьей собакой
Женькой, купался, играл в шахматы. Причем шахматы он сам вырезал из коры
дерева. И вырезал очень хорошо, даже великолепно.
И вот время проходило незаметно. И протекло почти три года. И уже
приближался конец ссылки.
Уже Владимир Ильич начинал обдумывать, куда ему поехать, чтобы снова
продолжать революционную работу.
Но незадолго до конца ссылки в избу, где жил Ленин, пришли жандармы.
Они сказали:
-- Вот что. Сейчас мы сделаем у вас обыск. И если найдем что-нибудь
запрещенное царским правительством, то берегитесь. Тогда, вместо
освобождения, мы оставим вас в этой глухой деревне еще по крайней мере три
года.
А у Ленина были запрещенные книжки и разные революционные документы. И
все эти книги и документы лежали в книжном шкафу на нижней полке.
Вот один толстый, усатый жандарм встает у двери, чтоб никто не вошел и
не вышел.
А другой жандарм, маленького роста, но тоже усатый и свирепый, ходит по
комнате и во все нос сует.
Он осмотрел стол, комод, заглянул в печку и даже не поленился влезть
под кровать, чтоб увидеть, что там такое.
Потом он подходит к книжному шкафу и говорит:
-- А это что у вас там в шкафу?
Ленин говорит:
-- Это мои книги в шкафу.
Жандарм говорит:
-- А вот я сейчас посмотрю эти ваши книги и увижу, что это такое!
И вот жандарм стоит около этого шкафа и думает: с чего ему начать
осмотр -- с верхней полки или с нижней?
Жена Ленина, Надежда Константиновна Крупская, смотрит на этого жандарма
и думает:
<Только бы он начал обыск с верхней полки. Если он начнет с верхней
полки, тогда хорошо; тогда под конец обыска он устанет и последнюю полку не
будет внимательно осматривать. Но если он начнет обыск с нижней полки, тогда
плохо -- как раз на этой полке среди других книг имеются запрещенные>.
Ленин тоже смотрит на жандарма и тоже об этом думает.
Вдруг Ленин, чуть улыбнувшись своим мыслям, берет стул и ставит этот
стул к шкафу. И говорит жандарму:
-- Чем при вашем маленьком росте тянуться -- встаньте на этот стул и
начинайте проверять мои книги.
Маленький усатый жандарм, увидев такую любезность со стороны
революционера, поблагодарил и влез на стул. Но поскольку он влез на стул, то
он и, ясно, начал осматривать с верхней полки. То есть то, что и надо было
Ленину.
И, глядя на жандарма, Владимир Ильич улыбался.
И Крупская тоже улыбалась, видя, что Ленин заставил жандарма сделать
так, как ему было надо.
Вот жандарм роется на верхних полках, читает заглавия и перетряхивает
каждую книжку. А время идет. Книг много. И за три часа жандарм едва успел
просмотреть четыре полки.
Пятую полку жандарм стал осматривать уже не так внимательно. Тем более,
что толстый жандарм, стоявший у дверей, начал вздыхать и хандрить. И даже
сказал своему приятелю:
-- Ох, как долго идет обыск... Я устал и кушать хочу.
Маленький жандарм говорит:
-- Скоро пойдем обедать. Вот осталась последняя полка. Ну, да, наверно,
и на этой полке у них ничего нет, раз во всем шкафу ничего не обнаружено.
Толстый жандарм говорит:
-- Ясно, у них ничего нет. Пойдемте кушать.
Почти не осматривая нижнюю полку, маленький жандарм сказал Ленину:
-- Выходит, что ничего запрещенного мы у вас не нашли. Честь имею
кланяться.
И с этими словами жандармы уходят.
И когда закрылась за ними дверь, Владимир Ильич и Крупская начали
весело смеяться над тем, как были одурачены жандармы.
РАССКАЗ О ТОМ, КАК ЛЕНИН КУПИЛ ОДНОМУ МАЛЬЧИКУ ИГРУШКУ
Один русский революционер убежал из царской тюрьмы и скрылся от
жандармов за границей.
Он стал жить в Швейцарии, в городе Цюрихе. Он там поступил на мебельную
фабрику. И там работал.
А вскоре в Швейцарию приехал и Ленин.
И наш рабочий очень хотел посмотреть на Ленина, потому что он много
слышал о нем хорошего и читал его книги.
И вот однажды этот рабочий узнал, что Ленин будет говорить речь на
собрании в <Кружке русских рабочих>.
И тогда наш рабочий решил пойти на это собрание, чтобы послушать
Ленина.
А жена этого рабочего тоже работала на мебельной фабрике. Но только она
работала в вечернюю смену. И нашему рабочему не с кем было оставить своего
маленького сына Доната.
Тогда наш рабочий сказал своему сыну:
-- Давай пойдем вместе на собрание, поглядим на Ленина.
И вот он взял за лапку своего сына, и они пошли в рабочий клуб.
Приходят они в клуб.
Еще рано. Никого нет. Только сидит в зале один человек и газету читает.
Вот рабочий посадил своего мальчика у окна и сам нервно ходит по залу и
думает:
<Наверно, Ленин не придет>.
В этот момент человек с газетой (а это был Ленин) говорит рабочему:
-- Такая хорошая погода, а вы своего маленького сына держите в душной
комнате. Вы бы пустили его погулять во двор.
Рабочий говорит:
-- Нет, мой мальчик Донат еще очень маленький. На дворе ему будет
скучно играть одному, и я боюсь, что он тогда выйдет на улицу и заблудится.
Лучше мы тут с ним посидим, подождем, когда приедет Ленин.
Ленин говорит мальчику:
-- Ну-ка, давай свою ручонку, мы с тобой пойдем немножко погуляем.
И берет Ленин мальчика за руку, и выходят они вместе на улицу. Подходят
к игрушечному магазину. И заходят туда.
Там Ленин говорит мальчику:
-- Хочешь, я тебе куплю эту лодочку?
А это была чудная маленькая лодочка. С парусом. И парус поднимался и
опускался. И около паруса стоял маленький матросик. И там были устроены
скамеечки, маленький руль и флаг. Ну, удивительно интересная игрушка!
Мальчик ужасно обрадовался. И Ленин купил ему эту лодочку.
И они быстро пошли с этой лодочкой во двор.
А там, во дворе, находился маленький, низкий колодец, вроде крошечного
пруда.
И вот в этом колодце мальчик стал пускать свою парусную лодочку.
Ветер надувал паруса, и эта лодочка великолепно шла, управляемая рулем.
И мальчик был так доволен, что смеялся, хлопал от радости в ладоши и
кричал:
-- Не бойся, матросик! Плыви вперед!
И тут же у колодца стоял Ленин и тоже смеялся.
А в это время наш рабочий ходит по залу и нервничает.
<Вот, -- думает, -- какая неприятность. И Ленин еще не приехал, и
вдобавок какой-то неизвестный взял моего мальчика и ушел с ним>.
А в зале уже собралось много публики. И все друг друга спрашивают:
-- А где же Ленин? Неужели он не приехал?
В этот момент кто-то из публики посмотрел в окно и говорит:
-- Смотрите, вон Ленин во дворе с каким-то маленьким мальчиком.
Тут все стали глядеть в окно. И наш рабочий тоже посмотрел и увидел у
колодца своего сына вместе с Лениным.
Очень удивился рабочий. И думает:
<Ах, это и есть Ленин. А я считал, что ЭТО КТО-НИБУДЬ ДРУГОЙ -- очень
уж он простой и добрый. Он даже купил моему сыну игрушку>.
Тут вскоре Ленин возвращается в зал и начинает беседовать с рабочими.