Меню
Назад » »

Михаил Зощенко (40)

Рассказы разных лет

    СПЕШНОЕ ДЕЛО

Это будет рассказ про нэпмана. Которые пролетарии не хотят про это читать -- пущай не читают. Мы не настаиваем! А только факт очень густой. И нельзя его обойти полным молчанием. Произошло это в самые недавние дни. Сидит, предположим, нэпман Егор Горбушкин на своей квартире. Утренний чай пьет. Масло, конечно, сыр, сахар горой насыпан. Чай земляничный. Родственники так и жрут эти продукты без устали. Нэпман Горбушкин тоже, конечно, от родственников не отстает -- шамает. Под пищу, конечно, легкий разговор идет. Дескать, пожрем сейчас и пойдем ларек открывать. Надо, дескать торговлишкой оправдать чего сожрали. Вдруг, конечно, звонок происходит. На лестнице. Происходит звонок, и в квартиру входит обыкновенный человек и заявляет: -- Я-- агент. Гепеу. Не бойтесь! Который тут нэпман Егор Горбушкин-- пущай живо собирается и идет со мной. Вот мандат и повестка. Отчаянно побледнел тут нэпман Горбушкин. Начал читать повестку. Да, действительно велят немедленно явиться по уголовному делу. Встал нэпман из-за стола. Отчаянно трясется. Зубами ударяет. - Только бы, -- говорит, не высшая мера. Высшую меру я, действительно, с трудом переношу. Остальное как-нибудь с божьей помощью. Горячо попрощался нэпман со своими родственниками, всплакнул о превратностях судьбы, взял в узелок немного несъеденных продуктов и папирос три коробки и под общий плач отбыл. Отбыл и, конечно, не является. И уже три часа дня ударяет -- нету нэпмана. Тут плач и рыданье происходит в квартире. Родственники приезжают совещаться. Жена, мадам Горбушкина, сквозь рыдание произносит: -- Дескать, по какому делу влип мой супруг -- еще пока неизвестно. Но одно ясно: какое-нибудь дело найдется. У каждого человека дела имеются, и каждый человек по краешку ходит. Но неужели же за это высшую меру могут сделать? Брат нэпмана, Павел Горбушкин, говорит: -- На высшую меру я, -- говорит, -- не надеюсь. Но скорей всего в силу социального положения, как пить дать, конфискуют имущество. Это, -- говорит,--- уж прямо вот как верно. Предлагаю в виду этого ликвидировать имущество, а то, -- говорит, -- вдове жить будет нечем. Начали, конечно, родственники в ударном порядке шкафы перетряхивать. Вытрусили разные костюмы и одежу в кучу, начали продавать. Разные жильцы и торговцы сошлись. Тут же мебель запродали, пианино загнали за приличную сумму. К вечеру, одним словом, продались. Начали даже квартиру сватать. Оставила вдова с братом себе только боковую комнату, а остальную площадь сосватали с подходящими въездными. Вдруг в семь часов вечера нэпман Горбушкин является. Веселенький и слегка под хмельком. -- Фу,--- говорит, -- пропасть какая. Я -- говорит,---думал, что высшая мера, а оно ничего похожего. Вызвали меня для одной справки. В роде как свидетелем. Я уж, --- говорит, -- дорогие родственнички, от превеликой радости в ресторации лишние полчаса просидел. Извиняюсь за тревожное волненье. . Тут, конечно, происходит немая сцена в проданной квартире. Однако, нэпман Горбушкин ничуть даже не огорчился. . -- Это, -- говорит, -- прямо даже очень великолепно, что запродались. Все мы по краешку ходим. А оно без имущества много спокойней и благородней. После небольшого фокстрота родственники осторожно разошлись по домам.

    МЕРСИ

В этом году население еще немножко потеснилось. С одной стороны, конечно, нэпманы за город выехали во избежание разных крупных недоразумений и под влиянием декрета. С другой стороны, население само уплотнилось, а то в тройном размере платить не каждому интересно. И, безусловно, уничтожение квартирного института тоже сыграло выдающуюся роль. Так-что этот год очень даже выгодно обернулся в смысле площади. Если каждый год такая жилплощадь будет освобождаться-- это вполне роскошно, это новых домов можно пока что не возводить. В этом году очень многие пролетарии квартирки и комнатки заимели путем вселения. Вот это хорошо! Хорошо, да не совсем. Тем более, это вселение производят без особого ума. Только бы вселить. А чего и куда и к кому - в это, безусловно, не входят. Действитльно верно, особенно входить не приходится в силу такого острого кризиса. Но, конечно, хотелось бы, если нельзя сейчас, то в дальнейшем иметь некоторую точность при вселении. Или гарантию, что, скажем, к тихому человеку не вселяли бы трубача или танцора, который прыгает, как бешеный дурак, до потолка и трясет квартиру. Или бы так: научных секретарей вселять, скажем, к научным секретарям. Академиков, прошедших чистку аппарата, -- к академику. Зубных врачей -- к зубным врачам. Которые на флейте свистят-- опять же. к своим ребятам,-- вали свисти вместе! Ну, конечно, если нельзя иметь такую точность при вселении, то и не надо. Пущай бы по главным признакам вселяли. Которые люди умственного труда и которые любят по ночам книжки перелистывать -- вали к своим ночным труженикам. Другие -- к другим. Третьи -- к третьим. Вот тогда бы жизнь засияла. А то сейчас очень другой раз обидно получается. Как, например, такой факт с одним нашим знакомым. Он вообще рабочий. Текстильщик. Он фамилию свою просил не употреблять. Про факт велел рассказать, а фамилию не дозволил трогать. А то, говорит, меня могут окончательно доконать звуками. Так-что назовем его, ну, хотя бы Захаров. Его, голубчика, как-раз вселили в этом году. Конечно, мерси и спасибо, что вселили, а то он у своих родственников проживал. А только это вселение ему боком вышло. Был это славный гражданин и хотя, конечно, нервный, но довольно порядочного здоровья. А теперича, будьте любезны -- невроз сердца, и вся кровь выкипела от раздражения. А главная причина -- он в этой квартире не ко двору пришелся. Эту квартирку как-раз интеллигенты населяли. В одной комнате -- инженер. В другой, конечно, музыкальный техник, -- он в кино играет и в ресторанах. В третьей, обратно -- незамужняя женщина с ребенком. В ванной комнате -- домашняя работница. Тоже, как назло, вполне интеллигентная особа, бывшая генеральша. Она за ребенком приглядывает. А ночью в ванне проживает. Спит. Одним словом, куда ни плюнь -- интеллигенты! И ихняя жизнь не такая подходящая, как, конечно, хотелось бы. Для примера, Захаров встает, конечно, не поздно. Он часов в пять встает. Или там в половине пятого. У него такая привычка -- пораньше встать. Тем более, он на работу встает, не на бал. А инженер об это время как-раз ложится. Или там на часик раньше. И в стенку стучит. Мол, будьте любезны, тихонько двигайтесь на своих каблуках. Ну, Захаров, конечно, ему объясняет, -- мол, не на бал он спешит. Мол, он должен помыться, кипяточек себе скипятить и так далее. И тут, конечно, происходит первая схватка. Хочет Захаров пойти помыться -- в ванной комнате интеллигентная дама спит. Она визг подымает, дискуссии устраивает и так далее. . И, конечное дело, после таких схваток и дебатов человек является на работу не такой свеженький, как следует. После приходит он обратно домой. Часам, что ли, к пяти. Ну, подзаправится. Поглядит газету. Где бы ему тихонечко полежать, подумать про политику или про качество продукции -- опять нельзя! По левую руку уже имеется музыкальный квинтет. Наш музыкант с оркестра имеет привычку об это время перед сеансом упражняться на своем инструменте. У него флейта. Очень ужасно звонкий инструмент. Он в него дудит, продувает, слюнки выколачивает и после гаммы играет. Ну, выйдет Захаров во двор. Посидит часик другой на тумбочке, -- душа домой просится. Придет домой, чайку покушает, а по правую ручку у инженера уже гости колбасятся. В преферанс играют. Или на своей пианоле какой-нибудь собачий вальс Листа играют. Или шимми танцуют -- наверное, в дни получек. Глядишь, и вечерок незаметно прошел. Дело к ночи. И хотя, конечно, ночью они остерегаются шуметь, а то можно и в милицию, но все-таки полного спокойствия нету. Двигаются. За паркет ножками цепляются. И так далее. Только разошлись -- музыкант с ресторана или с вечеринки заявляется. Кладет свой инструмент на комод. С женой ругается. Только он поругался и затих --инженер задвигался: почитал, видите ли, и спать ложится. Только он лег спать -- Захарову вставать надо. Только Захаров встал -- инженер расстраивается, в стенку ударяет, не велит на каблуках вращаться. Только в ванную пошел -- визг и крики, мол, зачем брызги падают. И так далее, и так далее. И, конечно, от всего этого работа страдает: ситчик, сами видите, другой раз какой редкий и неинтересный бывает, -- это, наверное, Захаров производит. И как ему другой произвести -- ножки гнутся, ручки трясутся и печенка от огорченья пухнет. Вот я и говорю: ученых секретарей надо к ученым секретарям, зубных врачей к зубным врачам и так далее. А которые на флейте свистят, тех можно за городом поселить. Вот тогда жизнь засияет в полном свом блеске.

    ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце. Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу, ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность. Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и, может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем. Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближние больше на меня не рассчитывают. А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу - народ будто стоит, скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет, И вообще вижу -- происшествие. Подхожу. Спрашиваю об чем шум. -- Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может.., -- Да уж, говорю, тут не до ходьбы. Растолкал я публику и подхожу ближе к месту действия. И вижу -- какой-то человечишко действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу и бормочет: -- Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога--вещь непрочная. Сердце у меня горячее, жалости к людям много и вообще не могу видеть гибель человека на улице. . -- Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее. И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: нога сломана у человека, поторопитесь по адресу. Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки. Между прочим, вижу -- этот человек совершенно не желает, чтобы его положили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней, здоровой ногой и до себя не допущает. -- Пошли вы, говорит, все четыре врача туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся. И сам чуть, знаете, не плачет. -- Что, - думаю, - за смятение ума у человека. И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу -- меня кличут. -- Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи? -- Я, говорю. -- Ну, так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости революционных законов. Потому как зря карету вызвал -- у гражданина искусственная нога обломилась. Записали мою фамилию и отбыли. И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце--ни в жисть! Пущай убивают иа моих глазах человека -- ни по чем не поверю. Потому -- может, для киносъемки его убивают. И вообще ничему теперь не верю, -- время такое невероятное.

    НА ЖИВЦА

В трамвае я всегда езжу в прицепном вагоне. Народ там более добродушный подбирается. В переднем вагоне скучно и хмуро, и на ногу никому не наступи. А в прицепке, не говоря уже о ногах, много привольней и веселей. Иногда там пассажиры разговаривают между собой на отвлеченные философские темы -- о честности, например, или о заработной плате. Иногда же случаются и приключения. На днях ехал я в четвертом номере. Вот два гражданина против меня. Один с пилой. Другой с пивной бутылкой. Бутылка пустая. Держит человек бутылку в руках и пальцами по ней щелкает. А то к глазу поднесет и глядит на пассажиров через зеленое стекло. Рядом со мной -- гражданка в теплом платке. Сидит она вроде сильно уставшая или больная. И даже глаза по временам закрывает. А рядом с гражданкой --пакет. Этакий в газету завернут и бечевкой перевязан. И лежит этот пакет не совсем рядом с гражданкой, а несколько поодаль. Гражданка иногда косо на него поглядывает. -- Мамаша!-- говорю я гражданке.-- Гляди, пакет унесут. Убери на колени. Гражданка сердито посмотрела на меня, сделала таинственный знак рукой и, приложив палец к своим губам, снова закрыла глаза. Потом опять с сильным неудовольствием посмотрела на меня и сказала: -- Сбил ты меня с плану, черт такой... Я хотел было обидеться, но гражданка язвительно добавила: -- А может, я нарочно пакет этот отложила. Что тогда? Может, я и не сплю, а все как есть вижу и нарочно глаза прикрываю?.. -- То есть как? -- удивился я. -- Как, как...-- передразнила гражданка.-- Может, я вора на этот пакет хочу поймать... Пассажиры стали прислушиваться к нашему разговору. -- А чего в пакете-то? -- деловито спросил человек с бутылкой. -- Да я же и говорю,-- сказала гражданка.-- Может, я нарочно туда костей-тряпок напихала... Потому -- вор не разбирается, чего в нем. А берет, что под руку попадет... Знаю я, не спорьте. Я, может, с неделю так езжу... -- И что же -- попадают?-- с любопытством спросил кто-то. -- А то как же,-- воодушевилась гражданка.-- Обязательно попадают... Давеча дамочка вкапалась... Молоденькая такая, хорошенькая из себя. Черненькая брунеточка... Гляжу я -- вертится эта дамочка. После цоп пакет и идет... А-а-а, говорю, вкапалась, подлюга... -- С транвая их, воров-то, скидывать надоть! -- сказал сердито человек с пилой. -- Это ни к чему --с трамвая,--вмешался кто-то.-- В милицию надо доставлять. -- Конечно, в милицию-- сказала гражданка.-- Обязательно в милицию... А то еще другой вкапался... Мужчина, славный такой, добродушный... Тоже вкапался... Взял прежде пакет и держит. Привыкает. Будто свой. А я молчу. И в сторону будто гляжу. А он после встает себе и идет тихонько... -А-а, - говорю, - товарищ, вкапался, гадюка... -- На живца, значит, ловишь-то? -- усмехнулся человек с бутылкой.-- И многие попадают? -- Да я же и говорю,-- сказала гражданка,-- попадают. Она замигала глазами, глянула в окно, засуетилась и пошла к выходу. И, уходя из вагона, она сердито посмотрела на меня и снова сказала: -- Сбил ты меня с плану, черт такой! Начал каркать на весь вагон. Теперь, ясно, никто на пакет не позарится. Вот и схожу раньше времени. Тут кто-то с удивлением произнес, когда она ушла: -- И зачем ей это, братцы мои? Или она хочет воровство искоренить? Другой пассажир, усмехнувшись, ответил: -- Да нет, ей просто охота, чтоб все люди вокруг воровали. Человек с пилой сердито сказал: -- Вот какие бывают дьявольские старухи, воспитанные прежним режимом! 1923

    ИСПОВЕДЬ

На страстной неделе бабка Фекла сильно разорилась-- купила за двугривенный свечку и поставила ее перед угодником. Фекла долго и старательно прилаживала свечку поближе к образу. А когда приладила, отошла несколько поодаль и, любуясь на дело своих рук, принялась молиться и просить себе всяких льгот и милостей взамен истраченного двугривенного. Фекла долго молилась, бормоча себе под нос всякие свои мелкие просьбишки, потом, стукнув лбом о грязный каменный пол, вздыхая и кряхтя, пошла к исповеди. Исповедь происходила у алтаря за ширмой. Бабка Фекла встала в очередь за какой-то древней старушкой и снова принялась мелко креститься и бормотать. За ширмой долго не задерживали. Исповедники входили туда и через минуту, вздыхая и тихонько откашливаясь, выходили, кланяясь угодникам. "Торопится поп,-- подумала Фекла.-- И чего торопится? Не на пожар ведь. Неблаголепно ведет исповедь". Фекла вошла за ширму, низко поклонилась попу и припала к ручке. -- Как звать-то? -- спросил поп, благословляя. -- Феклой зовут. -- Ну, рассказывай, Фекла,-- сказал поп,-- какие грехи? В чем грешна? Не злословишь ли по-пустому? Не редко ли к богу прибегаешь? -- Грешна, батюшка, конечно,-- сказала Фекла, кланяясь. -- Бог простит,-- сказал поп, покрывая Феклу епитрахилью.-- В бога-то веруешь ли? Не сомневаешься ли? -- В бога-то верую,-- сказала Фекла.-- Сын-то, конечно, приходит, например, выражается, осуждает, одним словом. А я-то верую. -- Это хорошо, матка,-- сказал поп.-- Не поддавайся легкому соблазну, А чего, скажи, сын-то говорит? Как осуждает? -- Осуждает,--сказала Фекла.-- Это, говорит, пустяки --ихняя вера. Нету, говорит, не существует бога, хоть все небо и облака обыщи... -- Бог есть,-- строго сказал поп.-- Не поддавайся на это... А чего, вспомни, сын-то еще говорил? -- Да разное говорил. -- Разное! -- сердито сказал поп.-- А откуда все сие окружающее? Откуда планеты, звезды и луна, если бога-то нет? Сын-то ничего такого не говорил -- откуда, дескать, все сие окружающее?Не химия ли это? Припомни - не говорил он об этом? Дескать, все это химия, а? -- Не говорил,-- сказала Фекла, моргая глазами -- А может, и химия,-- задумчиво сказал поп. Может, матка, конечно, и бога нету -- химия все. Бабка Фекла испуганно посмотрела на попа. По тот положил ей на голову епитрахиль и стал бормотать слова молитвы. -- Ну иди, иди,-- уныло сказал поп.-- Не задерживай верующих. Фекла еще раз испуганно оглянулась на попа и вышла, вздыхая и смиренно покашливая. Потом подошла к своему угодничку, посмотрела на свечку, поправила обгоревший фитиль и вышла из церкви. 1923

    АРИСТОКРАТКА

Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать: -- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме. А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый. -- Откуда,-- говорю,-- ты, гражданка? Из какого номера? -- Я,-- говорит,-- из седьмого. -- Пожалуйста,-- говорю,-- живите. И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка в смысле порчи водопровода и уборной? Действует? -- Да,-- отвечает,-- действует. И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц -- привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович. Дальше -- больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать -- не знаю, и перед народом совестно. Ну, а раз она мне и говорит: -- Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр. -- Можно,-- говорю. И как раз на другой день прислала комячейка даровые билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал. На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой -- внизу сидеть, а который Васькин -- аж на самой галерке. Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я -- на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу -- антракт. А она в антракте ходит. -- Здравствуйте,-- говорю. -- Здравствуйте. -- Интересно,-- говорю,-- действует ли тут водопровод? -- Не знаю,-- говорит. И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные. А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю: -- Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. -- Мерси,-- говорит. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет. А денег у меня -- кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег -- с гулькин нос. Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах. Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается. Я говорю: -- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть. А она говорит: -- Нет. И берет третье. Я говорю: -- Натощак -- не много ли? Может вытошнить. А она: -- Нет,-- говорит,-- мы привыкшие. И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову. -- Ложи,-- говорю,-- взад! А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять. -- Ложи,-- говорю,-- к чертовой матери! Положила она назад. А я говорю хозяину: -- Сколько с нас за скушанные три пирожные? А хозяин держится индифферентно -- ваньку валяет. -- С вас,-- говорит,-- за скушанные четыре штуки столько-то. -- Как,-- говорю,-- за четыре?! Когда четвертое в блюде находится. -- Нету,-- отвечает,-- хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято. -- Как,--- говорю,-- надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии. А хозяин держится индифферентно -- перед рожей руками крутит. Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты. Одни говорят -- надкус сделан, другие -- нету. А я вывернул карманы -- всякое, конечно, барахло на пол вывалилось,-- народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю. Сосчитал деньги -- в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил. Заплатил. Обращаюсь к даме: -- Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено. А дама не двигается. И конфузится докушивать. А тут какой-то дядя ввязался. -- Давай,--- говорит,-- я докушаю. И докушал, сволочь. За мои-то деньги. Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой. А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном: --- Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег -- не ездют с дамами. А я говорю: -- Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. Так мы с ней и разошлись. Не нравятся мне аристократки. 1923
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar