Меню
Назад » »

Н.М.Карамзин (210)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
   Богатырская сказка*
  
  Le monde est vieux, dit on: je
  le crois; cependant
  Il le faul arnuser encore comme
  un enfant.
   La Fontaine**
  
  * Вот начало безделки, которая занимала нынешним летом уединенные часы мои. Продолжение остается до
  другого времени; конца еще нет, - может быть, и не будет. В рассуждении меры скажу, что она совершенно
  русская. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами.
  * * Говорят, что мир стар; я этому верю; и все же его приходится развлекать, как ребенка. Лафонтен. - Ред.
  
  
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  
  He хочу с поэтом Греции
  звучным гласом Каллиопиным
  петь вражды Агамемноновой
  с храбрым правнуком Юпитера;
  или, следуя Виргилию,
  плыть от Трои разоренныя
  с хитрым сыном Афродитиным
  к злачным берегам Италии.
  Не желаю в мифологии
  черпать дивных, странных вымыслов.
  Мы не греки и не римляне;
  мы не верим их преданиям;
  мы не верим, чтобы бог Сатурн
  мог любезного родителя
  превратить в урода жалкого;
  чтобы Леды были - курицы
  и несли весною яйца;
  чтобы Поллуксы с Еленами
  родились от белых лебедей.
  Нам другие сказки надобны;
  мы другие сказки слышали
  от своих покойных мамушек.
  Я намерен слогом древности
  рассказать теперь одну из них
  вам, любезные читатели,
  если вы в часы свободные
  удовольствие находите
  в русских баснях, в русских повестях,
  в смеси былей с небылицами,
  в сих игрушках мирной праздности,
  в сих мечтах воображения.
  Ах! не всё нам горькой истиной
  мучить томные сердца свои!
  ах! не всё нам реки слезные
  лить о бедствиях существенных!
  На минуту позабудемся
  в чародействе красных вымыслов!
  
  Не хочу я на Парнас идти;
  нет! Парнас гора высокая,
  и дорога к ней не гладкая.
  Я видал, как наши витязи,
  наши стихо рифмо детели,
  упиваясь одопением,
  лезут на вершину Пиндову,
  обступаются и вниз летят,
  не с венцами и не с лаврами,
  но с ушами (ах!) ослиными,
  для позорища насмешникам!
  Нет, любезные читатели!
  я прошу вас не туда с собой.
  Близ моей смиренной хижины,
  на брегу реки прозрачныя,
  роща древняя, дубовая
  нас укроет от лучей дневных.
  Там мой дедушка на старости
  в жаркий полдень отдыхал всегда
  на коленях милой бабушки;
  там висит его пернатый шлем;
  там висит его булатный меч,
  коим он врагов отечества
  за гордыню их наказывал
  (кровь турецкая и шведская
  и теперь еще видна на нем).
  Там я сяду на брегу реки
  и под тенью древ развесистых
  буду повесть вам рассказывать.
  
  Там вы можете тихохонько,
  если скучно вам покажется,
  раза два зевнув, сомкнуть глаза.
  
  Ты, которая в подсолнечной
  всюду видима и слышима;
  ты, которая, как бог Протей,
  всякий образ на себя берешь,
  всяким голосом умеешь петь,
  удивляешь, забавляешь нас, -
  всё вещаешь, кроме... истины;
  объявляешь с газетирами
  сокровенности политики;
  сочиняешь с стихотворцами
  знатным похвалы прекрасные;
  величаешь Пантомороса*
  славным, беспримерным автором;
  с алхимистом открываешь нам
  тайну камня философского;
  изъясняешь с систематиком
  связь души с телесной сущностью
  и свободы человеческой
  с непременными законами;
  ты, которая с Людмилою
  нежным и дрожащим голосом
  мне сказала: я люблю тебя!
  о богиня света белого -
  Ложь, Неправда, призрак истины!
  будь теперь моей богинею
  и цветами луга русского
  убери героя древности,
  величайшего из витязей,
  чудодея Илью Муромца!
  Я об нем хочу беседовать, -
  об его бессмертных подвигах.
  Ложь! с тобою не учиться мне
  небылицы выдавать за быль.
  
  * То есть обер дурака.
  
  Солнце красное явилося
  на лазури неба чистого
  и лучами злата яркого
  осветило рощу тихую,
  холм зеленый и цветущий дол.
  Улыбнулось всё творение;
  воды с блеском заструилися;
  травки, ночью освеженные,
  и цветочки благовонные
  растворили воздух утренний
  сладким духом, ароматами.
  Все кусточки оживилися,
  и пернатые малюточки,
  конопляночка с малиновкой,
  в нежных песнях славить начали
  день, беспечность и спокойствие.
  Никогда в Российской области
  не бывало утро летнее
  веселее и прекраснее.
  
  Кто ж сим утром наслаждается?
  Кто на статном соловом коне,
  черный щит держа в одной руке,
  а в другой копье булатное,
  едет по лугу, как грозный царь?
  На главе его пернатый шлем
  с золотою, светлой бляхою;
  на бедре его тяжелый меч;
  латы, солнцем освещенные,
  сыплют искры и огнем горят.
  Кто сей витязь, богатырь младой?
  Он подобен маю красному:
  розы алые с лилеями
  расцветают на лице его.
  Он подобен мирту нежному:
  тонок, прям и величав собой.
  Взор его быстрей орлиного
  и светлее ясна месяца.
  Кто сей рыцарь? - Илья Муромец.
  Он проехал дикий темный лес,
  и глазам его является
  поле гладкое, обширное,
  где природою рассыпаны
  в изобилии дары земли.
  
  Витязь Геснера не читывал,
  но, имея сердце нежное,
  любовался красотою дня;
  тихим шагом ехал по лугу
  и в душе своей чувствительной
  жертву утреннюю, чистую,
  приносил царю небесному.
  "Ты, который украшаешь всё,
  русский бог и бог вселенныя!
  Ты, который наделяешь нас
  всеми благами щедрот своих!
  будь всегда моим помощником!
  Я клянуся вечно следовать
  богатырским предписаниям
  и уставам добродетели,
  быть защитником невинности,
  бедных, сирых и несчастных вдов,
  и наказывать мечом своим
  злых тиранов и волшебников,
  устрашающих сердца людей!"
  Так герой наш размышлял в себе
  и, повсюду обращая взор,
  за кустами впереди себя,
  над струями речки быстрыя,
  видит светло голубой шатер,
  видит ставку богатырскую
  с золотою круглой маковкой.
  Он к кусточкам приближается
  и стучит копьем в железный щит;
  но ответу богатырского
  нет на стук его оружия.
  
  Белый конь гуляет по лугу,
  неоседланный, невзнузданный,
  щиплет травку ароматную
  и следы подков серебряных
  оставляет на росе цветов.
  Не выходит витязь к витязю
  поклониться, ознакомиться.
  
  Удивляется наш Муромец;
  смотрит на небо и думает:
  "Солнце выше гор лазоревых,
  а российский богатырь в шатре
  неужель еще покоится?"
  Он пускает на зеленый луг
  своего коня надежного
  и вступает смелой поступью
  в ставку с золотою маковкой.
  
  Для чего природа дивная
  не дала мне дара чудного
  нежной кистию прельщать глаза
  и писать живыми красками
  с Тицианом и Корреджием?
  Ах! тогда бы я представил вам,
  что увидел витязь Муромец
  в ставке с золотою маковкой.
  Вы бы вместе с ним увидели -
  беспримерную красавицу,
  всех любезностей собрание,
  редкость милых женских прелестей;
  вы бы вместе с ним увидели,
  как она приятным, тихим сном
  наслаждалась в голубом шатре,
  разметавшись на цветной траве;
  как ее густые волосы,
  светло русые, волнистые,
  осеняли белизну лица,
  шеи, груди алебастровой
  и, свиваясь, развиваяся,
  упадали на колена к ней;
  как ее рука лилейная,
  где все жилки васильковые
  были с нежностью означены,
  ее голову покоила;
  как одежда снего белая,
  полотняная, тончайшая,
  от дыханья груди полныя
  трепетала тихим трепетом.
  Но не можно в сказке выразить
  и не можно написать пером,
  чем глаза героя нашего
  услаждались на ее челе,
  на ее устах малиновых,
  на ее бровях возвышенных
  и на всем лице красавицы.
  Латы с золотой насечкою,
  шлем с пером заморской жар птицы,
  меч с топазной рукояткою,
  копие с булатным острием,
  щит из стали вороненыя
  и седло с блестящей осыпью
  на траве лежали вкруг ее.
  
  Сердце твердое, геройское
  твердо в битвах и сражениях
  со врагами добродетели -
  твердо в бедствиях, опасностях;
  но нетвердо против женских стрел,
  мягче воску белоярого
  против нежных, милых прелестей.
  Витязь знал красавиц множество
  в беспредельной Русской области,
  но такой еще не видывал.
  Взор его не отвращается
  от румяного лица ее.
  Он боится разбудить ее;
  он досадует, что сердце в нем
  бьется с частым, сильным трепетом;
  он дыхание в груди своей
  останавливать старается,
  чтобы долее красавицу
  беспрепятственно рассматривать.
  Но ему опять желается,
  чтоб красавица очнулась вдруг;
  ему хочется глаза ее -
  верно, светлые, любезные -
  видеть под бровями черными;
  ему хочется внимать ее
  гласу тихому, приятному;
  ему хочется узнать ее
  любопытную историю,
  и откуда, и куда она,
  и зачем, девица красная
  (витязь думал и угадывал,
  что она была девицею),
  ездит по свету геройствовать,
  подвергается опасностям
  жизни трудной, жизни рыцарской,
  не щадя весенних прелестей,
  не бояся жара, холода.
  
  "Руки слабой, тленной женщины
  могут шить сребром и золотом
  в красном и покойном тереме, -
  не мечом и не копьем владеть;
  могут друга, сердцу милого,
  жать с любовью к сердцу нежному, -
  не гигантов на полях разить.
  Если кто из злых волшебников
  в плен возьмет девицу юную,
  ах! чего злодей бесчувственный
  с нею в ярости не сделает?" -
  Так Илья с собой беседует
  и взирает на прекрасную.
  
  Время быстрою стрелой летит;
  час проходит за минутами,
  и за утром полдень следует -
  незнакомка спит глубоким сном.
  
  Солнце к западу склоняется,
  и с эфирною прохладою
  вечер сходит с неба ясного
  на луга и поле чистое -
  незнакомка спит глубоким сном.
  Ночь на облаке спускается
  и густыя тьмы покровами
  одевает землю тихую;
  слышно ручейков журчание,
  слышно эхо отдаленное,
  и в кусточках соловей поет -
  незнакомка спит глубоким сном.
  
  Тщетно витязь дожидается,
  чтобы грудь ее высокая
  вздохом нежным всколебалася;
  чтоб она рукою белою
  хотя раз тихонько тронулась
  и открыла очи ясные!
  Незнакомка спит по прежнему.
  
  Он садится в голубом шатре
  и, взирая на прекрасную,
  видит в самой темноте ночной
  красоту ее небесную,
  видит - в тронутой душе своей
  и в своем воображении;
  чувствует ее дыхание
  и не мыслит успокоиться
  в час глубокия полуночи.
  
  Ночь проходит, наступает день;
  день проходит, наступает ночь -
  незнакомка спит по прежнему.
  
  Рыцарь наш сидит как вкопанный;
  забывает пищу, нужный сон.
  Всякий час, минуту каждую
  он находит нечто новое
  в милых прелестях красавицы,
  и - недели целой нет в году!
  
  Здесь, любезные читатели,
  должно будет изъясниться нам,
  уничтожить возражения
  строгих, бледнолицых критиков:
  "Как Илья, хотя и Муромец,
  хоть и витязь Руси древния,
  мог сидеть неделю целую,
  не вставая, на одном месте;
  мог ни маковыя росинки
  в рот не брать, дремы не чувствовать?"
  Вы слыхали, как монах святой,
  наслаждаясь дивным пением
  райской пестрой конопляночки,
  мог без пищи и без сна пробыть
  не неделю, но столетие.
  Разве прелести красавицы
  не имеют чародействия
  райской пестрой конопляночки?
  О друзья мои любезные!
  если б знали вы, что женщины
  могут делать с нами, бедными!..
  Ах! спросите стариков седых;
  ах! спросите самого меня...
  и, краснея, вам признаюся,
  что волшебный вид прелестницы -
  не хочу теперь назвать ее! -
  был мне пищею небесною,
  олимпийскою амброзией;
  что я рад был целый век не спать,
  лишь бы видеть мог жестокую!..
  Но боюся говорить об ней,
  и к герою возвращаюся.
  
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar