- 2784 Просмотра
- Обсудить
Нравственная чистота.
Пожалуй, самым сложным и труднодостижимым из чеховской формулы (повторю: "Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически") является быть "нравственно чистым". Не станем мудрствовать, а возьмем за основу хотя бы часть хорошо известных в нашем обществе библейских заповедей: не убивай, не воруй, не обманывай и не прелюбодействуй. Легко впасть в ханжество, осудив все перечисленные грехи и предложить всем разумным людям, а тем более высокообразованным, стремиться не совершать их вовсе. Но… как нелегко выполнять, казалось бы, такие простые христианские заповеди. Два миллениума минуло после их провозглашения, а человечество продолжает убивать, воровать, обманывать и прелюбодействовать. Чехов, конечно, молодец, что напомнил нам о нравственной чистоте как об обязательном качестве интеллигентного человека, но сам-то был тоже не безгрешен. Нет, не убивал и не воровал, но многих женщин любил, уже будучи женатым человеком, а, следовательно, жену обманывал и прелюбодействовал. Так, может быть, не стоит эту часть пожелания Антона Павловича обсуждать и оставим все как есть в нашей сложной и нелегкой жизни? Все-таки попробуем порассуждать о некоторых аспектах морали, не впадая в крайности. Насильственная смерть, какая бы она ни была - намеренная или случайная, всегда вызывала и вызывает протест у здорового и нормально воспитанного человека. Правда, существуют убийства, разрешенные Законом, например смертная казнь за тяжкие преступления. И даже поощряемые государством – к ним относятся войны. Однако надо помнить о том, что когда в стране по разным причинам погибает много людей, снижается порог восприятия каждой смерти. Возникает равнодушие, со временем это равнодушие порождает жестокость. Известно, что жестокое обращение с детьми, женщинами и стариками распространено в странах, где к убийству людей относятся без возмущения. К сожалению, мы из их числа. Недавно в Москву приезжал наш соотечественник, ныне профессор Лондонского университета известный философ А. М. Пятигорский. Коллеги задали ему вопрос: "Что Вас больше всего беспокоит в сегодняшней России?". Ответ привожу дословно: "Больше всего меня возмущает в нынешней России восприятие убийства как чего-то привычного и повседневного". Оказалось, что он поинтересовался одним из своих давних знакомых, а ему, так, между прочим, ответили: "Его убили". Причем таким тоном, как будто человек куда-то вышел на минутку. А ведь разговор происходил в кругу ученых, не со шпаной. Вывод он сделал для нас, прямо скажем, обидный: "В России не боятся разложения нравственности". Нас постепенно приучают к легкому восприятию насильственной смерти человека. Этим занимаются все средства массовой информации, но особенно преуспело телевиденье – самое влиятельное из СМИ. В последнее время нам стали внушать вообще страшную идею: убийцы, мстящие за гибель близкого человека или надругательство над ним, не должны подвергаться наказанию. Вот отпустили из швейцарской тюрьмы на родину несчастного человека, который зарезал авиадиспетчера, виновного в гибели семьи, а его встречают как героя и, не дав опомниться от пережитого, назначают заместителем министра в своем регионе. Отец-боксер забил насмерть человека, якобы пытавшегося изнасиловать его малолетнего сына. Еще ничего точно неизвестно, не доказано, многое не сходится, идет следствие, а народ с плакатами, призывающими оправдать убийцу, уже вышел на улицы. То ли случайно, то ли "в тему" повторяют по ТВ "Ворошиловского стрелка". Фильм настолько талантливый, что ловлю себя (противника всех видов лишения жизни) на мысли: "Молодец дед, отомстил подонкам за поруганную честь внучки". Полезно запомнить слова нашего соотечественника Н. Бердяева: "Чувство мести – чувство раба. Чувство вины – чувство господина". Нет у меня точных цифр, но часто убийцы – это школьники престижных лицеев, студенты известных вузов, дети, как принято говорить, "из благополучных семей". Бог миловал пока наш университет (тьфу, тьфу, тьфу), наши студенты не замечены в подобных преступлениях. Но если наша (преподавательская) реакция на все происходящее вблизи будет такой же равнодушной, то чем черт не шутит, пока Бог спит, и до нас может дойти эта новая волна "цивилизации". Есть такой исторический анекдот. Два века тому назад в Париж приехал наш известный историк и писатель Н. М. Карамзин. Наши российские эмигранты обратились к нему с вопросом: "Скажите в двух словах, что происходит на Родине?". "Воруют", – ответил Николай Михайлович. Думаю, что, если бы нашлись такие наивные россияне в Париже сегодня и задали такой же вопрос кому-нибудь из нас, то ответ был бы аналогичный. Конечно, воруют и воровали всегда и во всех странах, но у нас другие масштабы. Речь не о коррупции и приватизации, хотя они стали визитной карточкой страны, и не о профессиональных ворах и грабителях – таких достаточно и в других государствах. Речь о бытовом воровстве, которому подвержены все слои населения, независимо от уровня образования и возраста. Почти уверен, что причин такого широко распространенного присвоения чужой собственности две: бедность и плохое воспитание, и они тесно взаимосвязаны. Бытовое воровство не было редкостью в дореволюционной России, но здесь многое зависело от сословия, к которому принадлежал похититель. Трудно представить себе воровство среди дворян, духовенства, купечества, и в тех редких случаях, когда такое происходило, человек становился изгоем в своей среде, презираем и нередко покидал общество или стрелялся. Что касается мещан, то те из них, кто получал высшее образование, смешиваясь со студентами дворянского происхождения и вращаясь в академической среде, усваивали правила хорошего тона и следовали им. Невозможно представить дореволюционного врача, инженера, педагога, не говоря о доцентах и профессорах, которые бы воровали на бытовом уровне. Даже среди наиболее отсталого (с точки зрения образования) крестьянского сословия воровство считалось большим грехом. Пожалуй, воровство стало процветать среди городской нищеты, и по мере роста городов оно увеличивалось. Большой знаток московских городских трущоб, писатель и журналист В. Гиляровский в "Записках бывалого человека" приводит основные принципы этого слоя населения: "Нашел – молчи, украл – молчи, потерял – молчи". Сегодня этими принципами руководствется большинство жителей нашего государства. В детском садике или на улице трехлетний карапуз может забрать чужую игрушку и найти защиту у собственной матери: "Вам что, жалко? Я потом ее отдам". Преподаватель вуза берет взятку за сдачу экзамена. Тоже вариант воровства. Врач получает незаконную мзду от больного за работу, которая оплачена государством. Профессор, который присваивает библиотечную книгу, поскольку она ему понравилась. Список можно продолжать бесконечно. "Только дураки не понимают, как выгодно быть честным", - написал когда-то наш соотечественник Николай Писарев. В настоящее время большинство СМИ пытаются поменять наш взгляд на честность на диаметрально противоположный: только дураки пытаются жить честно. К сожалению, мы мало уделяем времени воспитанию у наших студентов всех перечисленных человеческих качеств, считая, что научение специальности компенсирует пробелы воспитания. Отнюдь. Непорядочный человек и дело свое делает плохо, а становясь руководителем коллектива, и на окружающих влияет не лучшим образом. Вот такой создается порочный круг… И. ГРИГОВИЧ
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.