- 1835 Просмотров
- Обсудить
Обман в бизнесе "Лучшие умы, участвующие в игре под названием "бизнес", концентрируют свои усилия на решении главной задачи: овладеть долларом клиента прежде, чем это сделает другой." Стюарт Чейс Французский писатель Андре Моруа говорил: "Бизнес - это комбинация войны и спорта". Во время занятий обоими этими видами деятельности не приходится расслабляться. В спорте проигрыш означает удар по честолюбию, в войне - ранение или смерть, в бизнесе - потеря денег. Казалось бы неприятности в бизнесе значительно уступают опасностям войны, но любая военная кампания, как правило, имеет кратковременный характер, бизнесом же мы занимаемся всю жизнь. А значит опасность быть обманутым не оставляет нас ни на минуту в течение десятилетий. И бывают случаи, когда человек не выдерживает силу сокрушительного финансового удара: недаром нервные болезни, психические срывы и даже самоубийства - частые гости среди предпринимателей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СДЕЛОК Чаще всего обман при заключении сделок происходит со стороны продавца, который стремится повыгоднее сбыть свой товар. При этом можно выделить несколько видов обмана, касающегося как потребительских свойств продаваемого объекта, так и психологических особенностей покупателя. Предмет продажи в настоящее время отсутствует, но продавец уверяет покупателя, что он реален и соответствует условиям контракта. Я не отношу сюда так называемые "фьючерные" сделки типа продажи будущего урожая или иностранной валюты с учетом ее возможного курсового роста, так как при фьючерсах покупатель заранее идет на возможный риск, который тем или иным образом страхует. В соответствии с тематикой нашей книги речь идет именно о заведомом обмане покупателя. К этой категории относятся мошенничество при продаже щенков "породистых" собак, которые впоследствии вырастают в банальных дворняжек, лечебных препаратов, единственное достоинство которых определяется заповедью гиппократа "Не вреди", и представляющих собой смесь мела и сахара или подкрашенную дистилированную воду, а также саженцы деревьев на той стадии, когда еще трудно определить их продуктивность. Для иллюстрации предлагаемой нами классификации мы воспользуемся страницами из сборника О'Генри "Благородный жулик". Один из героев его рассказов Джефф Питерс повествует, как "надул" жителей одного городка. " Я продал тамошним жителям на шестьсот долларов молодых фруктовых деревьев - грушевых, сливовых, вишневых, персиковых. С тех про жители города не переставали глядеть на дорогу, поджидая, не пройду ли я по этой дороге опять... " Вся беда была в том, что их деревья не хотели соответствовать тех надписям, которые были начертаны на привязанных к ним дощечках. Большинство из них оказались грушей-дичком и терновником, но были и липы и небольшие дубки. Единственное дерево, которое сулило принести хоть какой-нибудь плод, был молоденький виргинский тополек, на котором выросло хорошее осиное гнездо и половина старого лифчика." Если вы думаете, что в данном примере отражена исключительно американская действительность, то заблуждаетесь. Как-то во время "задушевной" беседы за кружечкой-другой пива один мой днепропетровский приятель рассказал, что с успехом проделал подобную операцию на местном рынке. Главным моментом его махинации был провозглашенный знаменитым педагогом Ян Амосом Каменским "принцип наглядности". Мысль провернуть это дело пришла к нему не во время чтения О'Генри ( он его тогда не знал), а при виде огромного - размером с небольшое яблоко - грецкого ореха, обнаруженного им в местном университете. Это был плод какого-то редкого элитного сорта, привезенного в подарок местным биологам из-за океана. Он договорился со знакомой лаборанткой, что она даст ему редкий орех на пару дней, после чего со своим другом отправился на машине в ближайшую лесополосу и накапал там сотню молодых саженцев неизвестного вида (дело было осенью, когда деревья уже сбросили листву). А потом было совсем просто. Он выгрузил саженцы недалеко от рынка, положил рядом супер-орех, а сверху прикрепил табличку, на котором была сообщена краткая информация об этом чуде-природе. То есть: кем выведен, из какого штата привезен и какой урожай дает - чистая правда, одним словом. Через пол-часа перед ним выстроилась очередь. Доверчивые днепропетровцы с радостью отдавали ему свои денежки, унося домой вязы, ясени или дубки - он сам не знал, что он накопал, а на редкие вопросы особо подозрительных покупателей невозмутимо отвечал: "Почему у саженцев вид такой необычный? Так ты на орех посмотри. Он тоже на наши непохож! Сорт такой, дядя. Все вопросы к американцам...Я только продаю." Я подозреваю, что после таких слов люди, через положенное время обнаружившие обман, винили в нем не только продавца, но и проклятых американских капиталистов, в очередной раз обманувших честных советских тружеников. Другой вариант мошеннической сделки, предложенный Джефом Питерсом, состоял в том, что предмет продажи был слишком далеко от места купли-продажи, чтобы покупатель мог проверить заявления продавца. Вновь обратимся к О'Генри: " .. разделил на участки те области штата Флорида, которые находятся глубоко под водой, и продавал эти участки простодушным людям в своей роскошно обставленной конторе в Чикаго. После того как он собрал что-то около ста тысяч долларов, один из тех пронырливых и беспокойных покупателей, которые всегда готовы чинить неприятности ( я знал таких, которые проверяли купленные у меня золотые часы - кислотой), - один из этой шайки пройдох совершил по удешевленному тарифу экскурсию на купленный им участок посмотреть, не требуется ли там починить забор, а кстати закупить к Рождеству лимонов для предпраздничной торговли. Он прихватил с собой землемера, чтобы тот установил окончательно границы его участка. Подъезжают они к берегу и видят, что имение "Райская долина", столь прославленная в газетных рекламах, находится на дне озера Окичоби." Возможны также такие варианты обмана, когда предмет продажи реально присутствует, но не соответствует той рекламе, которой его снабдил продавец. В первом варианте такого случая предмет сам по себе бесполезен, но у покупателя создается мотивация к его приобретению. Вспомним такие широковещательные кампании в прессе, как приобретение различных "очищающих трав" типа "Гербалайфа" или "чудодейственной" посуды "Цептер". Без всех этих дорогостоящих товаров вполне можно обойтись, но реклама настойчиво убеждает нас в обратном. И вот кто-то не выдерживает и отстегивает деньги. Старое - хорошо забытое новое. Поэтому вновь обратимся к воспоминаниям Джеффа Питерса и его друга Энди Таккера. " - Брат - говорит он, - прими мой сердечный привет! Не тебя ли я видел на юге Миссури прошлым летом, когда ты занимался продажей цветного песочка по пол-доллара за чайную ложку и уверял, что стоит только всыпать его в лампу и керосин никогда не взорвется? - Керосин и вправду никогда не взрывается, - отвечаю я. -Взрывается только газ... - Пойми, - сказал я, - я учу ее хорошенько чистить лампу и вовремя подливать керосин. Если она исполнит мой совет, лампа не взорвется. А когда у нее есть песок, она знает наверняка, что взрыва не будет, и одной заботой у нее меньше." Во втором варианте наличного товара он имеет какую-то потребительскую ценность, но вовсе не ту, о которой толкует продавец. На юридическом языке в зависимости от конкретики это может называеться фальсификацией, подлогом, мошенничеством. По крайней мере в таких случаях мошенник взамен взятых денег что-то оставляет жертве "в подарок". Как говаривал Джефф Питерс, "сам же я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен - будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от простела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина. Наверное, какие-нибудь мои предки происходили из Новой Англии, и я унаследовал от них стойкий и упорный страх перед полицией." ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Первые "пирамиды" в нашей стране, появившиеся в конце 80-х годов, были довольно примитивны. Еще не было мощной оглушающей рекламы по радио и телевидению, а предприимчивые люди исчисляли свой доход тысячами, а не миллиардами рублей. Человек, начинавший играть в "пирамиду", знал, на что шел. Он высылал десятку первому в специальном списке человеку, после чего вычеркивал его фамилию, а в конце приписывал свою. В списке всегда должно быть ровно десять человек. После чего должен был найти новых участников игры и вручить им "откорректированный" список. Они, в свою очередь, также посылают деньги первому, вписывают в конце свои фамилии и адреса и ждут, когда их фамилия переместится на первое место. Добравшийся до вершины получает 10.240 рублей (это взамен 10!). На эти деньги в те времена можно было купить машину, и поэтому многие бросились играть в новую увлекательную игру. Однако, как и следовало ожидать, денежки получили только первые находчивые люди. Те, кто пришел позже, остались ни с чем. Затем эстафету в сооружении пирамид подхватили уже солидные организации. Вернее солидными они стали потом, когда бессовестно присвоили себе деньги доверчивых граждан. А для раскрутки им хватало небольшого начального капитала для рекламы и большой наглости, так как никто из них и не собирался выполнять взятые обещания. Когда я пишу эти строки, передо мною лежат рекламные объявления из газет 1994 года. Средством обмана служили внушительные цифры, кружившие голову многим людям, мечтавшим вот так враз и разбогатеть. Вот метод кампании "Хопер-инвест". Они рисовали перед своими потенциальными клиентами фантастические перспективы будущих заработков: За 6 месяцев прибыль должна была составить 190% годовых, за год - 360, за три года - 380%, за 5 лет - 400% годовых. В абсолютных цифрах это выглядело еще более потрясающе: вложившему 100 тыс.рублей клиенту через год обещали вернуть 460 тысяч, за три года - 10 с лишним миллионов, а через 5 лет - 254.251.200 рублей!!! Игры с геометрической прогрессией мы проходили еще в школе, но на морально неподготовленных граждан это действовало. Единственно, что оставалось непонятным - это источник этих фантастических доходов. Фирма отделывалась невнятными высказываниями "об эффективном вложении средств в наиболее динамично развивающиеся отрасли народного хозяйства", туманно уточняя, что речь идет о добыче нефти, алмазов и золота, а также продаже на Запад военных технологий. Подробностей - никаких. Ведь это же коммерческая тайна. Но тайна была в другом - все сверхприбыли на первых порах оплачивались из карманов новых вкладчиков, поверивших рекламе. У них брали деньги и выплачивали проценты старым. А реклама гипнотизировала: не спешите снимать деньги, ведь их становится все больше и больше. Если вы снимите свой вклад через год, то получите только 460 тысяч, а если потерпите два годика - уже 2 миллиона, 162 тысячи! И люди терпели, пока в один прекрасный день не обнаружили на дверях фирмы замок и короткое объявление: "Выдача вкладов временно приостановлена". Ну, а "время" - понятие растяжимое...вплоть до вечности. Я специально не останавливаюсь подробно на деятельности легендарной АО "МММ", так как ей посвящены целые труды. Что было, то было. Прививка от глупости была сделана, но без этого можно было бы обойтись, если бы мы внимательнее изучали историю других стран, где подобные "пирамиды" проходили еще в позапрошлом веке. Наиболее громкая финансовая афера прошлого века была связана со строительством панамкого канала. Группа аферистов, организовавших сбор средств для этого "проекта века", обещала всем вкладчикам гигантские прибыли от эксплуатации канала, но все закончилось грандиозным скандалом. До этого в XVIII веке во Франции громкую известность получила Миссисипская кампания, обещавшая за счет эксплуатации богатств Северной Америки платить громадные дивиденты владельцам акций. Чем популярнее становилась эта кампания, тем больше она выпускала акций и тем дороже они стоили. Акции номиналом 500 ливров продавались по 10, а затем по 20 тысяч. Однако получать высокую и устойчивую прибыль в полудиких районах реки Миссисипи оказалось нереальным. Наступил неизбежный момент, когда первоначальный энтузиазм схлынул, и отток денег из кампании превысил новые поступления. Миссисипская кампания, а вместе с ней и сотни тысяч французов обанкротились. В этой истории стремительного возвышения и падения фальшивых акций в полной мере проявились законы психологии толпы, работающие по принципу системы с положительной обратной связью. Они основаны на психологическом эффекте подражания ( или, как еще говорят психологи, "заражения"). Когда акции растут все их покупают и чем больше покупают, тем больше растут. Когда они падают, все стараются продать, и чем больше людей продает, тем больше акционеров присоединяются к продающим. Пример Миссисипской кампании характерен еще тем, что показывает неблаговидную роль государства в одурачивании людей. Влиятельные сановники вплоть до регента Франции - герцога Орлеанского не только не препятствовали деятельности Джона Ло - главного организатора авантюры, но и предоставили ему солидную "крышу", предоставив должность в королевском банке. Ведь благодаря деятельности аферистов государственная казна пополнилась сотнями миллионов ливров. Нечто подобное происходило в России в 1994 году, когда правоохранительные органы безучастно наблюдали за аферой господина Мавроди, беззастенчиво грабившего россиян. Разгадка такой "щепетильности" проста - МММ платило огромные налоги со своей преступной деятельности. Таким образом правительство, закрыв глаза на явно скандальный характер деятельности МММ, стало соучастником мошенничества. Вот что пишет М.Сердюков в статье "Все, что твое, мое"("Мошенники", N3,1996): "Благодарней, чем наше правительство, никого в этой весьма криминальной истории вроде как нет! Предупреждали, радели, теперь вот переживают впрямь, как и весь народ. Вот только стоит ли забывать, а кому мошенники в подавляющем большинстве исправно платили налоги? Ведь с официальных 40 триллионов рублей, присвоенных мошенниками, не менее 15, надо верить, поступили в государственную казну. Кто бы от них отказался в беспробудно печальные для отечественного бюджета времена? Никто и не думал отказываться. Кстати, Мавроди посадили в тюрьму за неуплату налогов, а вовсе не за обман своих вкладчиков. Минфин - орган куда более как государственный. Именно там выдают лицензии на право операций с ценными бумагами . Глупо считать, что там не подозревали о печальном конце. Солидные госмужи якобы верили, что финансовые пирамиды навроде египетских - на века!... Выходит, что государство - в печальный для двадцати миллионов сограждан истории изъятия денег - у и без того задолбанного вечными нехватками населения - прямой соучастник бессовестнейшего мошенничества". "АВТОМОБИЛЬНЫЙ" ОБМАН Крылатая фраза Остапа Бендера "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения", вдохновила миллионы наших сограждан на приобретение "железного коня". Но, также, как и мед неизбежно привлекает мух, автомобиль, будучи весьма дорогостоящим символом комфорта, притягивает взоры и интересы мошенников всех мастей. В сферу автомобильного бизнеса в нашей стране втянуты миллионы людей, и каждый из них, продавая, покупая, ремонтируя и эксплуатируя машину, так или иначе рискует быть обманутым. В Коране написано: " Они хитрили, и Аллах хитрил, но Аллах самый хитрый из хитрецов". Так вот похоже, что самый главный обманщик в российском автобизнесе - государство. Это оно под надуманным предлогом о поддержке отечественных производителей искусственно поддерживает монополию АвтоВаза, принуждая нас ездить на морально устаревших второсортных автомобилях. Это оно, непомерно завышая таможенные пошлины, заставляет россиян многократно переплачивать за ввозимые изза границы иномарки. Именно государство своей непродуманной налоговой политикой тормозит столь необходимое стране с плохими дорогами всемерное развитие автосервиса. Опять же государство, не определив законодательную базу относительно купли-продажи земли, создает трудности в области гаражного строительства, что повышает риск угонов автомобилей. А вспомните продажу государственных сертификатов в конце 80-х годов, за которые через 2-3 года правительство обещало выдать дефицитные товары вплоть до автомобилей. В результате были обмануты миллионы тогда еще советских людей. Поэтому нечего удивляться, что поставленные в тяжелые условия граждане вынуждены прибегать к ответному обману, чтобы обойти различные законы и постановления. Возьмем пресловутые таможенные сборы. Платить эти абсурдные с точки зрения здравого смысла поборы ( зачастую они намного превышают покупную стоимость подержанного автомобиля) нереально, а ездить на машине хочется, а в итоге - "на лапу" получает таможенник. Если россиянин по долгу своей службы длительно проживает за рубежом, он может беспошлинно ввести автомобиль, но только для себя, без права продажи. Если же он хочет продать его, то вынужден прибегнуть к обману, иммитируя кражу. Он получает деньги, отдает свой автомобиль, а потом заявляет об "угоне". К этому бизнесу последнее время "подключили" и граждан западных стран. У тех вообще получается двойная выгода - одну цену они берут с покупателя, который быстренько перегоняет автомобиль в Россию, а другую получают от страховой кампании за якобы "похищенную" у них машину. Самым громким автомобильным делом нашего времени, наверное, останется подмосковная "Властелина", при помощи примитивной "пирамиды" надувшая наших сограждан на миллионы долларов. О масштабах ее деятельности можно судить хотя бы по тому, что адвокаты Валентины Соловьевой - владелецы "Властелины", просили отпустить ее на свободу под беспрецедентный залог в 1 триллион (!) рублей. Да что там этот триллион, если в период пика деятельности "Властелины" ежедневный оборот фирмы достигал 100 миллиардов рублей. Тысячи россиян соблазненные блестящей перспективой получения автомобиля за треть цены, приносили свои кровные денежки, часть который действительно шла на покупку машин. Но только часть... Большая, естественно, оседала в карманах мошенников. Убыток тут же покрывали толпы новых любителей дешевизны. Но любая пирамида функционирует, пока приток денег превышает отток. И в один прекрасный день "Властелина" рухнула, оставив многих наших сограждан без денег и автомобиля. При "продаже" автомобиля у мошенников в запасе имеется много способов отнятия денег у доверчивых покупателей. Поэтому при покупке автомобиля нельзя ни на минуту терять бдительность. Один из способов обмана, описанный в книге "Мошенничество в России", был достаточно частым во времена автомобильного дефицита, однако используемый в нем прием изъятия денег универсален и на него можно нарваться и сегодня. Мошенник на авторынке познакомился с гражданином, приехавшим в столицу для приобретения автомобиля. Он пообещал свести его с директором техцентра на Варшавском шоссе, который якобы поможет приобрести машину по нормальной цене. Приезжий был с товарищем и это придавало ему некоторое чувство уверенности, что его не обманут. Мошенник привез своих жертв в техцентр и познакомил с "директором" магазина. Естественно, это было подставное лицо, не имеющее никакого отношения к магазину. Мошенник взял у приезжих паспорта и ушел оформлять документы. Затем вернулся, отдал им накладные, куда были вписаны их паспортные данные, цена автомобиля и другие атрибуты, заставившие их почувствовать себя обладателями новеньких авто. Первый мошенник, "директор" и два покупателя садятся в машину, чтобы ехать в сберкассу. "Директор" просит их отсчитать деньги заранее, так как в сберкассе очередь, но знакомый кассир по блату пообещал обслужить их быстро, попросив лишь подготовить деньги заранее, чтобы дважды не пересчитывать. Мол, "директора" он знает давно и полностью ему доверяет. Жертвы отсчитывают деньги и пытаются положить их в свои карманы, но "директор" протестует, выражая свои сомнения относительно честности покупателей - а вдруг они по дороге часть вытащат. Он предлагает им положить деньги в портфель, закрыть его на ключ и держать у себя на коленях. Вот тут-то и появляется портфель с двумя отделениями. В одном лежит заранее подготовленные свертки с бумагой, иммитирующие пачки денег, а в другом прорезана дыра. Покупатели бросают свои деньги в заботливо подставленное им отделение с дырой (портфель в это время находится на переднем сиденье на коленях у "директора"). Тот тщательно закрывает портфель на ключ (деньги тем временем благополучно оказываются у него между ног), затем трясет свертками с бумагой, показывая, что деньги на месте, и передает портфель с ключом от него на заднее сиденье своим жертвам. Подъехав к сберкассе приехжие с "директором" идут в несуществующему кассиру. Преступники скрываются, оставив "лохов" с бумажными "куклами". Правда иногда для этой цели мошенники используют пакеты с вафлями. Они тоже на ощупь и по звуку при тряске напоминают пачки с деньгами. Но вряд ли эти вафли могут подсластить горькую пилюлю.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.