- 1610 Просмотров
- Обсудить
Обман в торговле и сфере услуг Обман в торговле В предыдущей главе мы рассмотрели случаи обмана в рекламе. Зачастую, обман в бизнесе начинается именно с нее, так что бывает трудно отделить эти два вида мошенничества. Но в общем виде любая коммерческая операция может быть разделена на три фазы: заключение сделки, сама сделка и выход из нее (расплата). Обман возможен на любом этапе, и как мы увидим дальше, с выгодой выйти из сделки бывает не легче, чем ее совершить ( впрочем, в этом не сомневаются профессиональны карточные игроки, прекрасно знающие, что выиграть деньги - еще не значит унести их домой). Итак обман в различных сферах бизнеса: МАГАЗИН, РЫНОК, СФЕРА УСЛУГ Для начала - небольшая цитата из Сергея Довлатова "Наши": "Обедали мы с приятелем в ресторане "Балтика". Разговорились с официанткой. Угостили ее коньяком. И все это дружески, без малейшей корысти. Она же затем поступила довольно странно. Обсчитала меня рублей на шесть. Откровенно говоря я немного растерялся. Не денег, естественно, жаль, за человека обидно. А приятель говорит: - Чему ты удивляешься?! Соловей заливается, не потому, что ему весело. Он просто не может иначе... Соловей поет, официантка ворует... Просто иначе не может... Природа такая, инстинкт..." Эта выдержка имеет непосредственное отношение к теме нашего исследования - обману в торговле, так как показывает, как это называют психологи, "социально-ролевую деформацию личности". Часто сознание людей, работающих в сфере торговли и платных услуг, меняется определенным образом. Ведь основная цель их деятельности - получение максимальной прибыли. И для достижения этой цели подходят любые средства, если они не вступают явно в противоречие с Уголовным кодексом. Поэтому покупатель, приходя на рынок или в магазин за покупками, однозначно попадает в "группу риска". Как и другие виды бизнеса, это жестокая игра, и хотя ставки в ней не так высоки, как на фондовом рынке или при торговле недвижимостью, все же по совокупности набегают весьма значительные суммы потерь. Удачность или убыточность для вас любой торговой сделки определяется ее главными параметрами: ценой и качеством приобретаемого товара. Хочется отметить, что для того, чтобы не быть обманутым, следует стремиться не к минимальной, а оптимальной цене. Ведь недаром существует поговорка: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Значительно сниженная по сравнению с среднерыночными цена должна сразу же насторожить покупателя. Чаще всего за такой "благотворительностью" скрывается обман. Он может выражаться в том, что вам подсунут старый, залежалый или недоброкачественный товар. Если это касается еды, то продукты могут оказаться несвежими, с истекшими сроками реализации, а вещи могут оказаться из серии "second hand", а попросту - бывшими в употреблении или годами пылившимися на витринах магазина. На Западе, кстати, такое бывает часто: торговая фирма разоряется и объявляет себя банкротом, а ее имущество вплоть до витринных образцов распродается страховой компанией, покрывающей убытки. Иногда такой "стоковый" товар попадается нашим челнокам, которые потом перепродают его на российских барахолках в несколько раз дороже. Кстати, на барахолках, "толкучках", в общем, на вещевых рынках общепринятые в нашей торговле правила не действуют. Ведь на руках у вас не остается товарного чека, и никаких гарантий за свой товар продавец практически не несет. Поэтому, соблазнившись на дешевизну, мы рискуем потерять значительно больше. С другой стороны, покупая товары в дорогих, престижных магазинах мы тоже даем себя обмануть, только на этот раз - собственному тщеславию, ибо сверхвысокие цены там отнюдь не всегда соответствуют такому же уровню качества. Самое оптимальное - выбрать для себя "средний" по ценам магазин, где относятся с уважением к клиентам и дорожат своей репутацией. Однако довольно часто нам все же приходится приобретать товар на рынках и мелких торговых точках. Особенно это касается пищевых продуктов. Здесь мы встречаемся с такими формами "обслуживания покупателей", как обвес и обсчет. Что можно тут посоветовать? Хочу обратиться к собственному опыту. Когда я учился в аспирантуре, моим соседом по комнате в общежитии был аспирант-математик. Его слабостью были расчеты. Он просто обожал считать. Карманные калькуляторы тогда только входили в моду, и он не расставался с небольшой логарифмической линейкой, которую носил в кармане пиджака. Однажды он вернулся домой в расстроенных чувствах. Взвешивая конфеты к чаю, он перепроверил продавщицу, и оказалось, что она обсчитала его на двадцать копеек. Это его слегка расстроило и заинтересовало. Он пошел в рыбный отдел, и его вновь обсчитали. После этого в течение недели он при покупке весового товара подсчитывал свои потери. Вывод его поразил: Оказалось, что за год среднестатистический гражданин теряет на обвесе около ста рублей. Напомню, что дело это было в 80-е годы прошлого века, когда стипендия составляла 40 рублей, а 150 рублей в месяц получал инженер или начинающий учитель. Дальнейшие "исследования" моего соседа позволили сделать следующие выводы: 1.Обсчет - неминуемое явление нашей торговли, и рядовые граждане будут нести при этом неминуемые потери. Задача состоит только в том, чтобы их минимизировать. 2. Их можно уменьшить, если взять себе за труд хотя бы грубо и приблизительно подсчитывать стоимость товара. Если обвес не превышает 2-5%, это еще терпимо, в противном случае лучше показать, что не стоит держать вас за полного идиота. Тем более, что продавцы обычно молча возвращают присвоенную мелочь. Ведь они работают по беспроигрышному принципу: "Если человек молчит и терпит - его надо обмануть, а если качает права - с ним лучше не связываться". Понятно, что не всякий будет вступать в пререкания с продавцом из-за мелочи, но вспомните расчеты аспиранта (ведь пропорции сохранились) - за год мы теряем на обвесе как минимум половину нашей месячной зарплаты! А это уже сумма более ста долларов. 3. Как говорил мой приятель, для того, чтобы предсказать, будут ли тебя обсчитывать, посмотри на пустые весы. Если стрелка "сбита"(то есть специально сдвинута) меньше чем на 5 грамм, тебя обсчитают "по божески". Если от 5 до 10 - как следует, а уж если весы сбиты на 15 г и более - перед тобой "грабитель с большой дороги", и тут уж не обойтись без помощи своего калькулятора. Именно поэтому опытные пройдохи от торговли стараются не оставлять пустых чашек весов. У них на них обязательно что-нибудь лежит - чашка для фруктов, гири или пара бананов. Это, кстати, тоже своеобразный сигнал к бдительности. Правда, последнее время продавцы действуют более умело - они "накручивают" пружины весов, так что стрелка остается на нулевой отметке, но вот показывает значительно больше реального веса. Здесь выход один, (хотя и не удобный) - иметь при себе предмет определенного, заранее выверенного веса - в идеале 50-100 граммовую гирьку или любую вещь, которую вы предварительно взвесили не точных весах. В настоящее время кроме рычажных весов с двумя плечами часто встречаются пружинные весы с круглым циферблатом. У них со стороны продавца есть винт регулировки, который позволяет особо ловким "труженикам прилавка" во время взвешивания добавлять вес. Поэтому, если у продавца весы с круглым циферблатом и он во время взвешивания начинает с ними какие-то манипуляции, резко снимите товар. Может оказаться, что стрелка пустых весов будет показывать грамм сто "воздуха". Еще один фактор риска - пластмассовая чашка для продуктов. На ней должен быть четко указан вес пустой тары. Если надпись стерлась, вы можете указать на это продавцу и пообещать сообщить об этом факте в районную торговую инспекцию или общество защиты прав потребителей. Можете не сомневаться, такое обещание резко снизит вероятность обвеса с его стороны, ибо мошенникам лишние скандалы ни к чему. Другой традиционный способ обвеса - толстый слой бумаги под продуктом. По правилам, на противоположной чаше весов должен лежать точно такой же лист бумаги, но это бывает очень редко. Частенько продавцы не жалеют на это дело свернутого в несколько раз толстого оберточного картона, а в результате вы переплачиваете за 20-50 грамм продукта. Мелочи? Не скажите. Умножьте эту цифру на 365 дней в году и получите 10 кг. Если вы взвешивали сыр или колбасу по 5 долларов за кг, то получается, что за год вы дарите работникам прилавка 50 баксов. Этакую добровольную премию за культурное обслуживание. И это только за счет какой-то бумажки на весах. Добавьте сюда обвес (еще столько же) плюс обсчет (если вы без калькулятора, то обычно на этом этапе вас обманут как следует), и получается, что рядовой российский покупатель в среднем теряет до 200$ в год из-за недобросовестности торговых работников. Кстати, на современных электронных весах есть специальная кнопка - "тара", при помощи которой продавец обязан сбрасывать "пустой вес" перед взвешиванием продукта. Только кто это делает? Теперь гири. Месяца два назад меня пытались обмануть при помощи облегченной гири, которая весила 360 грамм вместо указанных на ней пятьсот. Разоблачить тот обман было несложно. Я попросил взвесить четыре банана, а продавец положила на вторую чашку весов гирю. Это был первый "звоночек", что передо мной мошенница, так как гири кладут, если вес товара превышает килограмм. Потом я обратил внимание, что эта гиря по форме несколько отличалась от остальных, лежавших на прилавке. На мой вопрос, а сколько грамм в этой гире продавщица смешалась а потом с ловкостью фокусника спрятала ее под прилавок, выставив на весы уже другую, нормальную. Качество товара также может быть предметом обмана со стороны торговых работников и случайных людей, промышляющих в этом виде бизнеса. Факты разбавления пива и молока уже перестали удивлять, также как и попытки цыган и вокзальных проходимцев сбыть изделия из меди под видом золотых. На овощном базаре вам могут подсунуть гнилые фрукты или мясо, не прошедшее санитарной обработки. Последний случай уже грозит серьезными заболеваниями - от трихинеллеза до сибирской язвы. Поэтому не рекомендуется покупать мясо-молочные продукты у случайных лиц. Лекарства нынче дороги... Основной закон рынка - получение максимальной выгоды. Этому правилу подчинено все. Поэтому когда вам продают ведро яблок или слив не поленитесь заглянуть в середину - вы с удивлением обнаружите, что фрукты там будут помельче, похуже, а то и с гнильцой. Как пишет С.А. Романов, "о честности и порядочности в торговле на рынке вести речь как-то смешно. Просто-напросто нет такого понятия. Одним надо продать подороже и побыстрее, другим купить подешевле. Поэтому одни продают все, что попало, лишь бы была выгода. Другие, стараясь сэкономить, подчас рискуют тем малым, что у них есть. Впрочем, это действительно личное дело каждого... на рынке свои суровые порядки: не уверен - не покупай. А купил - пеняй сам на себя".
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.