Меню
Назад » »

Ольга Федоровна Берггольц (6)

ЛАСТОЧКИ НАД ОБРЫВОМ

 ...О, домовитая ласточка,
 О, милосизая птичка!
 Г. Державин

 1

Пришла к тому обрыву
судьбе взглянуть в глаза.
Вот здесь была счастливой
я много лет назад...

Морская даль синела,
и бронзов был закат.
Трава чуть-чуть свистела,
как много лет назад.

И так же пахло мятой,
и плакали стрижи...
Но чем свои утраты,
чем выкуплю - скажи?

Не выкупить, не вымолить
и снова не начать.
Проклятия не вымолвить.
Припомнить и - молчать.

Так тихо я сидела,
закрыв лицо платком,
что ласточка задела
плечо мое - крылом...

 2

Стремясь с безумной высоты,
задела ласточка плечо мне.
А я подумала, что ты
рукой коснулся, что-то вспомнив.

И обернулась я к тебе,
забыв обиды и смятенье,
прощая все своей судьбе
за легкое прикосновенье.

 3

Как обрадовалась я
твоему прикосновенью,
ласточка, судьба моя,
трепет, дерзость, искушенье!

Точно встала я с земли,
снова миру улыбнулась.
Точно крылья проросли
там, где ты
 крылом коснулась.
1940

Ольга Берггольц. Стихотворения. 
Россия - Родина моя. Библиотечка русской 
советской поэзии в 50-ти книжках. 
Москва: Художественная литература, 1967.


БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА

 Весной сорок второго года
 множество ленинградцев
 носило на груди жетон -
 ласточку с письмом в
 клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна -
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

...Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень - к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны...

О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне...
1945

Ольга Берггольц. Стихотворения. 
Россия - Родина моя. Библиотечка русской 
советской поэзии в 50-ти книжках. 
Москва: Художественная литература, 1967.


* * *

Друзья твердят: "Все средства хороши,
чтобы спасти от злобы и напасти
хоть часть Трагедии,
 хоть часть души..."
А кто сказал, что я делюсь на части?

И как мне скрыть - наполовину - страсть,
чтоб страстью быть она не перестала?
Как мне отдать на зов народа часть,
когда и жизни слишком мало?
Нет, если боль, то вся душа болит,
а радость - вся пред всеми пламенеет.
И ей не страх открытой быть велит -
ее свобода,
 та, что всех сильнее.

Я так хочу, так верю, так люблю.
Не смейте проявлять ко мне участья.
Я даже гибели своей не уступлю
за ваше принудительное счастье...
1949

Ольга Берггольц. Стихотворения. 
Россия - Родина моя. Библиотечка русской 
советской поэзии в 50-ти книжках. 
Москва: Художественная литература, 1967.


СТИХИ О ХЕРСОНЕССКОЙ ПОДКОВЕ

Есть у меня подкова, чтоб счастливой -
по всем велениям примет - была.
Ее на Херсонесе, на обрыве,
на стихшем поле боя я нашла.

В ней пять гвоздей,
 она ко мне по ходу
лежала
 на краю земном.
Наверно, пятясь, конь сорвался в воду
с отвесной кручи
 вместе с ездоком.

Шестнадцать лет хранила я подкову,-
недавно поняла,
какое счастье -
 щедро и сурово -
она мне принесла.

Был долгий труд.
 Того, что написала,
не устыжусь на миг - за все года,-
того, что думала и что сказала
раз навсегда.

Нескованная мысль, прямое слово,
вся боль и вся мечта земли родной,-
клянется херсонесская подкова,
что это счастие - всегда со мной.

А ты, моя любовь!
 Ведь ты была готова
на все: на гибель, кручу, зной...
Клянется херсонесская подкова,
что это счастие - всегда со мной.

Нет, безопасных троп не выбирает
судьба моя,
 как всадник тот и конь -
тот, чью подкову ржавую сжимает,
как символ счастия, моя ладонь.

Дойду до края жизни, до обрыва,
и возвращусь опять.
И снова буду жить.
А так, как вы,- счастливой
мне не бывать.
1959

Ольга Берггольц. Стихотворения. 
Россия - Родина моя. Библиотечка русской 
советской поэзии в 50-ти книжках. 
Москва: Художественная литература, 1967.


* * *

От сердца к сердцу.
 Только этот путь
я выбрала тебе. Он прям и страшен.
Стремителен. С него не повернуть.
Он виден всем и славой не украшен.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги,
их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
кто проходил огонь, и смерть, и лед,
я говорю, как плоть твоя, народ,
по праву разделенного страданья...
И вот я становлюся многоликой,
и многодушной, и многоязыкой.
Но мне же суждено самой собой
остаться в разных обликах и душах,
и в чьем-то горе, в радости чужой
свой тайный стон и тайный шепот слушать
и знать, что ничего не утаишь...
Все слышат всё, до скрытого рыданья...
И друг придет с ненужным состраданьем,
и посмеются недруги мои.

Пусть будет так. Я не могу иначе.
Не ты ли учишь, Родина, опять:
не брать, не ждать и не просить подачек
за счастие творить и отдавать.

...И вновь я вижу все твои приметы,
бессмертный твой, кровавый, горький зной,
сорок второй, неистовое лето
и все живое, вставшее стеной
на бой со смертью...
Август 1946

Ольга Берггольц. 
Собрание сочинений в трех томах. 
Ленинград, "Художественная Литература", 1988.


* * *

Прошло полгода молчанья
 с тех пор, как стали клубиться
в жажде преображенья,
 в горячей творящей мгле
твоих развалин оскалы,
 твоих защитников лица,
легенды твои, которым
 подобных нет на земле.

Прошло полгода молчанья
 с тех пор, как мне стала сниться
твоя свирепая круча —
 не отвести лица!
Как трудно к тебе прорваться,
 как трудно к тебе пробиться,
к тебе, которой вручила
 всю жизнь свою — до конца.

Но, как сквозь терний колючий,
 сквозь ложь, клевету, обиды,
к тебе — по любой дороге,
 везде — у чужих и в дому,
в вагоне, где о тебе же
 навзрыд поют инвалиды,
в труде, в обычной заботе
 к сиянию твоему.

И только с чистейшим сердцем,
 и только склонив колено
тебе присягаю, как знамени,
 целуя его края,—
Трагедия всех трагедий —
 душа моего поколенья,
единственная,
 прекрасная,
 большая душа моя.
Весна 1947

Ольга Берггольц. 
Собрание сочинений в трех томах. 
Ленинград, "Художественная Литература", 1988.


* * *

Когда ж ты запоешь, когда
откроешь крылья перед всеми?
О, возмести хоть миг труда
в глухонемое наше время!
Я так молю — спеша, скорбя,
молю невнятно, немо, глухо...
Я так боюсь забыть тебя
под непрерывной пыткой духа.
Чем хочешь отомсти: тюрьмой,
безмолвием, подобным казни,
но дай хоть раз тебя — самой,
одной —
 прослушать без боязни.
. . . . . . . . . . . . . . .
1951

Ольга Берггольц. 
Собрание сочинений в трех томах. 
Ленинград, "Художественная Литература", 1988.


* * *

О, где ты запела,
 откуда взманила,
откуда к жизни зовешь меня...
Склоняюсь перед твоею силой,
Трагедия, матерь живого огня.

Огонь, и воду, и медные трубы
(о, медные трубы — прежде всего!)
я прохожу,
 не сжимая губы,
страшное славя твое торжество.
Не ты ли сама
 последние годы
по новым кругам вела и вела,
горчайшие в мире
 волго-донские воды
из пригоршни полной испить дала...
О, не твои ли трубы рыдали
четыре ночи, четыре дня
с пятого марта в Колонном зале
над прахом, при жизни
 кромсавшим меня...
Не ты ль —
 чтоб твоим защитникам в лица
я вновь заглянула —
 меня загнала
в психиатрическую больницу,
и здесь, где горю ночами не спится,
встала в рост,
 и вновь позвала
на новый круг,
 и опять за собой,
за нашей
 совместной
 народной судьбой.
Веди ж, я знаю — тебе подвластно
все существующее во мне.
Я знаю паденья, позор напрасный,
я слабой бывала, постыдной, ужасной —
я никогда не бывала несчастной
в твоем сокрушающем ложь огне.
Веди ж, открывай, и рубцуй, и радуй!
Прямо в глаза взгляни
 и скажи:
«Ты погибала взаправду — как надо.
Так подобало. Да будет жизнь!»
31 января 1954

Ольга Берггольц. 
Собрание сочинений в трех томах. 
Ленинград, "Художественная Литература", 1988.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar