- 1183 Просмотра
- Обсудить
2. Особенности проявления в детстве
1. У некоторых астенических детей уже в грудном и ясельном возрасте отмечаются признаки врожденной нервности (невропатия в понимании Г. Е. Сухаревой), что проявляется в основном расстройствами сна и нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, а также рядом других вегетативно-соматических расстройств. У детей постарше могут присоединяться повышенная впечатлительность, раздражительная слабость, быстрая истощаемость. Астенические характерологические трудности в поведении и в отношениях с окружающими, как отмечает В. В. Ковалев /12, с. 406/, разворачиваются на протяжении школьного периода и особенно расцветают в период пубертата.
2. У части астеников в детстве отмечаются энурез, тики, заикание, что во многом объясняется неуравновешенно возбудимым реагированием нервной системы. Такие дети боятся животных, резких звуков, темноты и т. д.
3. Астенические дети с ранних лет тянутся к ласке, душевному теплу, доброму слову, хранят в сердце уют семейного очага. В душе взрослого астеника остаются многие красивые детские переживания, например увиденное в первый раз весеннее пробуждение природы, капельки росы на траве, мягкий отблеск солнца на крышах. В трудные периоды своей жизни он возвращается к этим воспоминаниям, и они его согревают.
4. Многие из таких детей начинают рано мечтать, любят книги и фильмы непременно со счастливым концом. Слезливое слабодушие у части астеников намечается уже с малых лет. По причине стеснительности, ранимости они иногда не справляются с элементарными практическими вещами: узнать домашнее задание у одноклассника, попросить сдачу в магазине и т. д. Даже в юности, в отличие от прагматичных сверстников, некоторые астеники в лирической рассеянности-мечтательности не знают, что они хотят для себя, не находят своего конкретного жизненного дела.
5. У многих отмечается депрессивная окраска настроения из-за недовольства собой, неспособности легко и раскованно чувствовать себя среди сверстников. Нередко астеники сторонятся шумных компаний, молчаливы на людях. Все это носит реактивный характер, истинные эндогенные депрессии и аутические тенденции не свойственны астеническим детям. Находясь с людьми, с которыми им хорошо и просто, они жизнерадостны, ищут общения, привязываются к людям, находят в них опору. Они вообще привязчивы и не любят перемен, им трудно расстаться с любимым учителем, школой, к которой привыкли, тяжело навсегда уехать в другой город. Если дома неожиданно появляются гости, астенические дети застенчиво прячутся в своей комнате, придумывают причину, чтобы не выходить к гостям. Уже с детства в них много сердечности, жалостливости, но хватает и обидчивости, чрезмерной капризной ранимости.
6. В подростковом возрасте астеники часто выглядят бледными, хилыми. Им свойственны резкие колебания сосудистого тонуса. Нередко у них обнаруживают повышенное кровяное давление. Как правило, это объясняется тревожной реакцией на врачей в белых халатах, саму процедуру исследования. Тревожных людей перед измерением давления нужно успокоить, измерить давление несколько раз — так можно избежать неоправданного диагноза ранней гипертонической болезни.
7. Астенические подростки (преимущественно мальчики) отчаянно борются с онанизмом, ипохондрически преувеличивают его последствия, считают себя моральными уродами. Они нуждаются в грамотном просвещении на эту тему. Некоторые из них предаются чувственно острым сексуальным фантазиям, которым в реальности вряд ли последовали бы. Астеники стыдятся своего сексуального влечения, краснеют и конфузятся при общении с противоположным полом. Отвергнутая любовь переживается ими крайне болезненно, так как усиливает конфликт комплекса неполноценности и ранимого самолюбия.
8. Астеническим детям трудно в школе. Их пугает неуемная возня, драки на переменах. В школьном мире, с приматом грубой физической силы, они нередко становятся мишенью детской агрессивности, особенно если внешне обнаружат свою чувствительность, пугливость, неумение постоять за себя. Им трудны ответы у доски, экзамены, соревнования. Они уклоняются от ответственных общественных постов, берегут себя от излишних нагрузок.
9. В подростково-юношеском возрасте у астеников обостряется сенситивность, то есть чувствительность к оценке со стороны окружающих, особенно сверстников. Это выражается опасением по поводу своей физической непривлекательности (дисморфофобия) и связанным с этим самоограничением в приеме пищи (нервная анорексия). Дисморфофобия и анорексия подробно исследовались М. В. Коркиной и соавторами /31/. У астеников, как правило, речь идет не о переживании телесного недостатка как такового, а о том, кто и как отнесется к астенику в связи с этим. От мысли, что он некрасив, уродлив, астеник приходит в ужас, готов на многое, лишь бы исправить это. Девочки устраивают голодовки, чтобы стать стройными и красивыми. Все носит психологически понятный характер. Чаще всего дефект выискивается там, где его могут заметить: фигура, рост, лицо, кожа, размер и особенности половых органов (это могут заметить в бане или при половой близости). Астенику досадно, что из-за какой-то мелочи (горбинка на носу, полноватые бедра) он, как ему кажется, становится совсем непривлекательным и не может рассчитывать на возможность любить и быть любимым, что очень важно в этом возрасте. Ему не дает покоя надежда устранить дефект и стать привлекательным, он ищет все возможности, чтобы это осуществить. В отличие от шизофренических случаев эти явления протекают намного мягче.
10. Молодым астеникам весьма свойственна реакция гиперкомпенсации, которая, по определению А. Е. Личко /6, с. 47/, заключается в том, что подростки «ищут самоутверждения не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и стеснительные, они натягивают на себя личину веселости, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочувствие сменяет браваду на бурно хлынувшие слезы».
11. Астеникам не типичны подростковые нарушения поведения: делинквентность, злоупотребление алкоголем, побеги из дому, бродяжничество. Некоторые курят, чтобы с помощью курения скрывать в компаниях свою застенчивость.
3. Варианты астенического характера
Данный вопрос практически не разработан. Мне представляется возможным выделить следующие варианты:
1. Эмотивные астеники. Под эмотивностью К. Леонгард /8, с. 198/ понимал «чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций». Эмотивные люди мягкосердечны, жалостливы, задушевны. Они легко впадают в растроганность, сентиментальность. Под влиянием трудных обстоятельств становятся угнетенными, теряя способность сопротивляться и бороться. Это застенчивые, боязливые, но чуткие и правдивые люди, глубоко чувствующие природу и искусство, радость и горе. Одухотворенные эмотивные астеники полны сострадания, за других переживают больше, чем за себя. Они способны разделять все трудности судьбы любимого человека. Им свойственна серьезность переживаний без экзальтированности. Слабое место — неспособность драться в широком смысле. Осторожным, кротким отношением к окружающим эмотивные астеники пытаются защититься от людской агрессии.
2. Астеники с романтическим полетом в душе. Одухотворенность роднит их с эмотивными. Однако главное для них — жизнь мечты. Они затаенно ждут спокойного тихого вечера, когда можно будет предаться воображению разных ситуаций. В этих ситуациях представляют себя смелыми, лихо раскованными, искрометно остроумными — то есть такими, какими не получается быть в обычной жизни, но хотелось бы. Также мечтают о чем-то высоком, любовном, приключенческом. В мечте могут пережить полнее и больше, чем в действительности, которая им тяжела и от которой лечатся мечтаниями. Подобные астеники напоминают интровертов, но в отличие от шизоидов их мечты не оторваны от жизни, а наполнены земной романтикой. В повседневной реальности они отзывчивы, стремятся посильно помочь друзьям и близким. К людям, которых любят, относятся с большой преданностью, теплом, очень дорожат их отношением к себе. Но в отличие от циклоидов способны легко проявлять искреннее тепло и заботу лишь к узкому кругу духовно созвучных людей (в этот крут могут не попасть родственники). Некоторые свою зажатость, застенчивость элегантно прячут за мило-неряшливым стилем поведения. Одна из их проблем заключается в том, что они не умеют отказывать в просьбах друзьям и потом мучаются под грузом дел, который оказался на их плечах.
3. Астеники, «застрявшие» в гиперкомпенсации. Есть астеники, которые до старости стараются во что бы то ни стало казаться уверенными в себе, решительными, сильными. В результате они не раскрывают заложенное в их душе богатство лирических переживаний. Но некоторым из них (далеко не всем) удается благодаря гиперкомпенсации сделать карьеру. Как правило, эти астеники отличаются особенно острым самолюбием-честолюбием, наличием так называемого стенического жала, меньшим духовным богатством, чем описанные выше два варианта. Однако даже став начальниками, они не воцаряются в кабинете, сохраняют человечность, стараются помогать людям.
4. Примитивно-занудливые астеники. Живут простыми интересами, заботами о близких. В их душе нет полета романтической мечты. Многие по причине тревожности занудливы, стараются все сделать по правилам, боятся отойти от заведенного порядка — «как бы чего не вышло!». Часть из них производит ложное впечатление на людей с нелогичным мышлением. Дело же в том, что они не умеют точно выражать словами свои переживания. Чувствуя это, они занудливо кругообразно пытаются уточнить свою мысль, иногда используя простонародные выражения, отчего понять их становится еще труднее. Примитивные астенические люди у многих не вызывают симпатии. Они часто угрюмо-неразговорчивые, колючие или ранимо-капризные, завидующие своим удачливым знакомым. Также немало среди них скучных ипохондриков, мучающих родственников вечным требованием поддержки и жалости. Некоторые по причине трусливости подводят своих знакомых в отличие от одухотворенных астеников, чье нравственное чувство заставит преодолеть трусливость и не подвести человека.
4. Межличностные отношения (особенности коммуникации)
Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душевную ранимость, комплекс неполноценности. Занимает самые скромные места в жизни: библиотекарь, домашняя хозяйка и т. д. Однако острое самолюбие не желает с этим мириться — хочется жить интересной жизнью, быть не хуже других. В «норке» становится неуютно, и астеник пытается выйти в большую жизнь, сделать что-то значительное. Потом, не выдержав, снова спешит в «норку». Этот конфликт: «Где же лучше: в норке или во дворце?» — долго мучает астеника, пока он не найдет свое место в жизни.
Астеник, не разобравшийся в своем характере, требует от себя, как от других, а от других, особенно близких людей, как от себя. Таким образом, он злоупотребляет механизмами проекции и идентификации, размывая психологические границы между собой и окружающими, лишая себя и других права на индивидуальность. Он сам страдает от подобной дисгармоничности и иногда называет ее «дурацкой болезнью сравнения».
Астеническим людям трудно общаться из-за стеснительности, неуверенности в себе. Они зажимаются, тушуются, не могут проявить себя в полной мере. Боятся сделать что-нибудь не то, не так, опасаются насмешек, подозревают снисходительное отношение к себе, так как сами считают себя никчемными. Их легко сбить, поставить в неловкое положение, сконфузить. Они остерегаются вступать в контакт с людьми, если нет уверенности, что к ним хорошо отнесутся. Молчаливостью стараются обезопасить себя от вопросов и неудачных ответов на них. Некоторые астеники стараются держаться подчеркнуто сдержанно и спокойно, чтобы скрыть трепещущее внутри волнение. Редко кто из них способен на людях закричать, грубо браниться, но они могут изображать сверхуверенность, напускать на себя браваду. Иногда получается забавная картина из смеси жалкой застенчивости и бравадной гиперкомпенсации.
Астеникам трудны ответственные решения, они ищут советов, поддержки, в некоторых случаях согласны, чтобы решение было принято за них. Им трудно требовать и добиваться чего-то для себя — становится неловко. Легче делать то же самое для других людей. Часто, чтобы избежать столкновений с людьми, молчат или делают вид, что согласны, иногда поддакивают, стыдятся показать свою неосведомленность или высказать точку зрения, которая не совпадает с только что прозвучавшей.
По известной концепции Альфреда Адлера, человек с ощущением своей неполноценности компенсирует ее стремлением к власти /32/. Это верно по отношению к психастеноподобным эпилептоидам, но вряд ли по отношению к астеникам. Астенику власть не сладка: ему страшно принять несправедливое решение, кого-то обидеть, кому-то отказать, с кем-то бороться. Лично ему нужна не власть, а признание своей полезности людям, уважение с их стороны. Астенику трудно быть в тягость кому-то. Если он подумает, что это так, то постарается не навязываться, уйти.
Астеника легко обидеть. Он злопамятен в том смысле, что рана даже от маленькой обиды (если она значима) долго болит и не заживает. Однако агрессивной мстительности в нем нет. Он может «мстить» пассивно, например, мог бы обидчику сделать что-то хорошее, но не сделает. Астеники часто недовольны своим робким характером, хотели бы, чтобы он был более решительным.
Астеник, совершая плохие поступки, потом мучается этим, особенно если ему убедительно показать, что он поступил дурно. Ему тяжелы не только собственные безнравственные поступки, он так устроен, что безнравственность других людей, как-то связанных с ним, остро им переживается, как своя собственная. Например, астенической девочке стыдно за непотребное поведение своей подруги на вечеринке, а астенической маме за некрасивые поступки своего ребенка, будто бы не ребенок, а она сама совершает эти поступки.
Астеники с детства невольно учатся трем вещам: 1) предвидеть и обходить опасности стороной; 2) так вести себя с другими людьми, чтобы они их меньше обижали; 3) определять отношение к себе других людей, если зависят от них. Часто астеники, чувствуя, что в людях разбираются «туманно», тянутся к изучению психологии. Однако порой свои коммуникативные трудности они решают проще — через спиртное. Астеники начинают пить, чтобы быть смелее, увереннее в общении. Также поднимают себе спиртным дух в депрессивных состояниях, связанных с переживанием своей малоценности.
Иногда они прибегают к компенсаторным фантазиям, представляя, как хлесткими точными словами положили на «лопатки» несправедливого начальника. Или воображают свои похороны, как собравшиеся люди горюют, что потеряли человека, который был достоин любви, иного отношения, что проглядели его, и все уже теперь безвозвратно потеряно. После этого на душе становится чуть легче.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.