Меню
Назад » »

Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров (7)

5. Семейная и сексуальная жизнь

Плохо, когда любой ребенок, а истерический в особенности, воспитывается по типу «кумира семьи»: его обожают, многое прощают, восхищаются не только действительными успехами, но и любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые в своем умилении ребенком создают у того впечатление, что он неподражаем. Такой ребенок не обучается различать «что такое хорошо и что такое плохо». Понятно, как трудно ему будет приспособиться к миру, который совсем не жаждет ему рукоплескать. За свои неудачи и конфликты во внешнем мире он станет обвинять родителей, превращая их в «козлов отпущения». Однако некоторой части истериков удается прямо-таки удивительная вещь: не реализовав ни одной из своих претензий, они способны, как отмечал К. Ясперс, «раздуть» свое самомнение и ощущать себя так, как если бы все претензии осуществились.

Если истерическому ребенку, подростку начинает доставаться меньше внимания (рождение еще одного ребенка, появление в доме отчима), то они, чтобы вернуть себе былую заботу, буквально заставляют делать это, попадая в какие-то истории, заболевая неясными болезнями. А. Е. Личко в связи с истерическими нарушениями поведения вообще замечает: «Родным и близким надо объяснить, что нарушения поведения обычно носят демонстративный характер, поэтому они должны встречать спокойное осуждение без сцен, скандалов, бурных обсуждений с привлечением знакомых и всякого рода посредников, которые обычно становятся для истероидного подростка только желанными зрителями. Однако никогда проступки не должны оставаться незамеченными и безнаказанными — это может только подталкивать на более серьезные нарушения» /6, с. 263/.

Истерик, по крайней мере на короткий период, может ужиться почти с любым человеком. Правда, для этого он должен очень сильно зависеть от этого человека. Происходит это, как отмечал К. Леонгард, по причине способности истерика полностью отречься от своей личности ради своей выгоды, «искренне» разыгрывая ту роль, которая нужна партнеру. Если продавцу это легко, так как приходится подстраиваться под клиента лишь короткое время, то супругу это сделать намного сложнее, ведь брак вещь довольно длительная. Со временем очаровательный супруг все больше будет выявлять капризный эгоцентризм и другие трудности своего характера, а если потребность в приспособлении станет ненужной, то он заставит крутиться уже вокруг себя.

Часто истерики плохо уживаются друг с другом по причине несовместимости двух эгоцентризмов. Быть может, отчасти этим объясняется недолговечность «звездных браков». Но бывает и так, что два истерика, как два ведущих актера на одной сцене, помогают друг другу солировать, потому что в тандеме каждый из них становится ярче, чем в одиночку. Подобным же образом поделить сцену жизни удается и некоторым истерическим друзьям, подругам.

Бывает, что истерическая женщина хорошо уживается с шизоидом. Он может обращать внимание лишь на то, что хочет (живость, яркость натуры, телесное изящество, легкий подвижный ум), а все остальное выносить за скобки, как несущественное, не спотыкаясь об это в своем отношении к даме сердца. Истеричка нередко тормошит, оживляет шизоида, помогает ему в практических делах. Он же, если обладает внутренней значительностью, бросает отсвет этой значительности и на нее, а уж она способна это украсить.

Трудно согласиться с мнением, что истеричка прекрасно уживается с психастеником. Скорее всего, в таких случаях речь идет о психастеноподобном мягком шизофренике или циклоиде, а не психастенике в узком смысле. Если психастеник окажется тонким, духовно зрелым человеком, то он чувствует неподлинность истерических проявлений и не может уважать такого человека. Быть же близким с другим человеком без уважения к нему психастенику трудно. К тому же истерическая женщина будет раздражаться на непрактичность, нерешительность, чрезмерную застенчивость психастеника. Однако и здесь бывают редкие исключения.

Сексуальность истерических мужчин может быть юношески острой даже в зрелом возрасте. Многие истерические женщины бывают по-настоящему фригидны (биологически не созревают до того возраста, в котором женщина может испытать оргазм). Однако зачастую именно эти истерички карикатурно подчеркивают свою сексуальную неотразимость, флиртуют — но все это лишь игра.

6. Духовная жизнь

В творчестве истерика много претензий на оригинальность, не вполне осознанного для него самого подражания, которое может быть талантливым. В своих духовных интересах и увлечениях истерик переменчив и всеяден. Многое зависит от моды и популярности. Ему самому собственная всеядность кажется необыкновенным гармоническим развитием. Чаще речь идет об эрудированности, «нахватанности» разнообразных знаний.

Истерический человек может быть гением чувственности. Имеется в виду не только сексуальность, сколько остронаблюдательное, утонченное, эстетизированное описание пряных земных подробностей бытия. Это нашло свое выражение в произведениях Бунина, стихах Северянина, песнях Вертинского, полотнах Брюллова, Делакруа. По своему мироощущению истерик земной реалист. Другое дело мировоззрение — оно у него зависит от веяний времени и эпохи. Если истерик верует в Бога, то талантлив умением соединить Божественное с пронзительно чувственным восприятием земного, вплоть до его обоготворения. Трудно выразить это лучше, чем И. А. Бунин:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Я привел этот отрывок не ради его лирической красоты, а ради того, чтобы прочувствовать сердцем особенность религиозности истерических людей, для которых земное существование не есть бренное, падшее, как для многих шизоидов, а дар от Бога.

Ко многим истерикам подходит высказывание, что они не столько веруют, сколько верят, что веруют. У вульгарных истериков вера носит внешний характер: большие золотые кресты поверх одежды, частое упоминание имени Господа всуе.

Для некоторых истериков типично интриговать многосложностью своих высказываний, следуя напутствию Мефистофеля: «Где не хватает глубины ума, там удивите недостатком связи».

7. Дифференциальный диагноз

Главное в распознавании истерического человека — умение видеть демонстративную позу во всех ее разнообразных проявлениях: от позы интеллигента, жертвы до позы безразличного циника. Поза (стремление казаться) неискренна, ходульна, не имеет внутри себя душевной зрелости и тепла.

Мышление многих истериков эмоционально прихотливо. В течение одной беседы он может неоднократно противоречить себе, но противоречия возникают не по причине дефекта логики (как при шизофрении), а потому, что мышление следует за постоянно меняющимся настроением отношением. Даже при формально высоком интеллекте, в жизни его ум перемешан с глупостью. Многие истерики совершенно не способны, как замечал П. Б. Ганнушкин, к объективной правде о самих себе. К ним подходит высказывание, что у других соринку замечают, а в своем глазу бревна не видят. Они часто не понимают, как их поза воспринимается тонкими людьми, хотя для них очень важно, кто и как к ним относится. Когда истерик рассказывает о какой-то трудной для него ситуации, то часто складывается впечатление, что он один хороший, а все вокруг плохие. Также диагностике помогает выявление букета инфантильно-ювенильных черт. От истериков «веет холодком», многим свойственен расчет, практицизм, стервозность или хотя бы маленькая припрятанная «иголочка».

При встрече с истерическими людьми важно уметь отличать истинную натуру человека от той роли, которую он играет. От истерической демонстрации ощущается наигрыш и фальшь. «Одеваться» в позу могут и циклоид, и шизоид, и шизотипальная личность. Но во всех этих случаях сквозь позу просвечивает противоположное позе содержательное ядро соответствующего характера, а истерическая поза есть только поза, за которой ничего не стоит. Порой истерик рядится в шизоида, играя витиеватой многосложностью фраз, необычными терминами, но шизоид чувствует, что за этим нет серьезной содержательности, и называет такие интеллектуальные навороты «клюквой». В наше время подобной «клюквы» становится все больше, так как нередко брезгуют глубокой простотой и стараются непременно сказать что-то необыкновенно сложное.

Когда демонстративность приобретает вычурные и разрушительные формы, то возможно предполагать шизофренический процесс. Например, четырнадцатилетний мальчик, чтобы обратить на себя внимание близких, пытается выдавить себе пальцами глаза, так что портит свое зрение и сам требует, чтобы его насильно и с унижением отправили в психбольницу, дабы «насладиться» всей чашей страдания. Среди психиатров существует высказывание: «Там, где слишком много истерии, думай о шизофрении».

У истериков часто встречается, как отмечал М. О. Гуревич, инфантильно-грацильное телосложение: пластичная детская живость движений, изящная миниатюрность сложения независимо от роста /22, с. 104/. Встречаются и толстые, нескладные истерики. Главное в диагностике — характерный ансамбль душевных особенностей, ядро характера.

8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи

1. В начале контакта с истерическим человеком можно дать ему «сцену», выказывая интерес ко всем сторонам его личности, — так постепенно сложится ваш контакт.

2. По мере продолжения отношений примените тактику частичного замалчивания его демонстративных «достоинств». При этом ищите его действительные достоинства и таланты, не упускайте возможности замечать и поощрять именно их. Если эгоцентризму истерика этого не хватит, то можно по необходимости добавить толику лести.

3. Если в контакте возникнет доверие, покажите ему, что он мог бы добиться в жизни большего, придерживая свою претенциозную демонстративность, ведя себя скромнее и действительно думая о других людях. Иначе конфликтов не миновать.

4. С истерическим человеком целесообразно держаться с достоинством, давать ему почувствовать, что вы, как бы он сам выразился, из себя нечто представляете. В таком случае истерик будет больше ценить ваше расположение к нему, и у вас будет больше возможности на него влиять.

5. Когда истерик претендует на душевную тонкость, то возможна следующая тактика: вы наделяете его ценными интеллигентными качествами, и он это принимает. В дальнейшем вы дадите ему соответствующие советы, и у него будет желание их выполнить, чтобы не потерять удовольствия выглядеть в ваших глазах интеллигентом.

Понятно, что с безнравственным истериком эта тактика не удастся. У него претензии другие. Тогда соответственно действуйте через них. Особенно трудно многим людям иметь дело с «суперженщинами», тем более быть их подчиненными, поэтому хочу дать несколько рекомендаций.

Для этого обратимся сначала к так называемым принципам Беттельхайма, необходимым для психологического выживания под началом тиранического (эпилептоидного) или вздорного (истерического) начальства, от которого находишься в сильной зависимости.

Принцип а: просить о чем-либо лучше в его системе координат, так, чтобы ваша просьба казалась ему рациональной и в его интересах. Например, в концлагере заключенный мог добиться медицинской помощи у нацистов, объяснив, что если ему зашить рану на руке, то он гораздо лучше сможет работать.

Принцип б: важно не чувствовать себя несчастным, сломленным судьбой человеком, который очень не хочет, чтобы над ним издевались, но ничего не может изменить. Надо решить, что в этих обстоятельствах, поскольку иное невозможно, ты сам принимаешь решение какое-то время побыть под самодурским началом данного человека. После этого решения ты уже не пассивная жертва, а взрослый автономный человек, который сам строит свою жизнь. Итак, рассмотрим основные моменты взаимодействия с «суперженщиной».

1. С ней не обойтись без лести, прямой или завуалированной. Комплименты по поводу внешности и одежды принимаются с удовольствием. Вообще же нужно внимательно смотреть, что она сама выставляет на обозрение, и восхищаться именно этим. Например, ее научные статьи или ум, возможно, похвалить так: «Меня всю ночь мучила бессонница. Вечером прочитал вашу статью, она вызвала во мне такое обилие мыслей, что сон как рукой сняло».

2. Нельзя верить в громкие обещания «суперженщины». Она их часто не сдерживает. Если вы начнете чересчур обиженно сердиться на нее за это, то она может сказать, что вы сами и виноваты в этом невыполнении. Стремитесь, чтобы между обещанием и моментом выполнения проходило как можно меньше времени. Здесь очень уместна пословица: «Куй железо, пока горячо».

3. Суждения «суперженщины» о людях крайне субъективны, переменчивы и в течение короткого времени диаметрально противоположны. Например, утром она вас встречает «в штыки», наговорив кучу гадостей. Не надо сразу писать заявление об уходе, так как днем, вытеснив то, что было утром, она к вам может подойти, как лучшему другу, с предложением выпить чашечку кофе. Большая ошибка опираться на ее высказывания, как на суждения в последней инстанции. Лучше быть готовым к любому повороту событий, ничему не удивляться, не расстраиваться из-за плохого и радоваться хорошему.

4. Будучи едкой и язвительной, «суперженщина» не потерпит и намека язвительности в свой адрес. Не критикуйте близких ей людей, которых она сама критикует. Не присоединяйтесь к ее театральной самокритике.

5. Если вы от нее не зависите, то можно пользоваться методом сократического диалога. Не отвечайте гадостью на гадость, а переводите эмоционально-вздорный разговор в рациональный. Не позволяйте спровоцировать вас на эмоциональные реакции, а всем своим видом показывайте, что интересуетесь исключительно ее мыслью. Реагируйте только на мысль, как бы не замечая всех колкостей и взвинченных эмоций. Выхватывайте из ее речи кусочки логических высказываний, подчеркивайте их, развивайте, основывайтесь на них и дополняйте своей логикой. Если вы спокойны, последовательны и проявляете интерес к собеседнику, то истеричка вынуждена будет перейти на логический спор, и это в ваших интересах, если вы умеете убедительно и аргументированно вести диалог. Победить же ее в эмоциональной стихии крайне сложно. Она задавит вас своим эмоциональным напором, если нужно, криком, если нужно, шокирующей ложью, что будто бы вы сами ей сказали то, что сказать никак не могли.

Во взаимодействии с умным, тонким истериком открываются возможности глубокой личностной работы. Можно помочь ему разглядеть проявление его эгоцентризма, довести до осознания моменты, которые он склонен вытеснять. Помочь ему увидеть некрасивость, детскую поверхностность демонстративности, ее бездуховность. Показать, как он благодаря вытеснению бывает некритичен, смешон. Указать, что претенциозность — это требовательность, обоснованная лишь пустым самомнением. Подчеркнуть, что вытеснение, помогая не переживать трудностей, в конце концов оказывается психологической слепотой, которая, как любая слепота, опасна тем, что может завести в глубокую «яму». Перечисленные указания — только направления психотерапевтической работы. Сама же работа гибко сочетает недирективность с необходимой для пользы истерического пациента директивностью.

Разбирать конфликты истерика возможно в театральном духе психодрамы по Я. Морено /23/. Такой способ может вызвать с его стороны больший энтузиазм, подключить его образно-художественное восприятие, помочь ему наглядней увидеть свою неправоту, если режиссер и все участники «спектакля» будут выразительны в своих действиях.

Хорошо, если вы сами способны пожалеть истерика за то, что он по-детски застрял в «дешевом» удовольствии производить впечатление на окружающих, что ему мало ведома насыщающая радость от подлинного диалогического контакта с людьми, серьезной духовной работы. Если в беседах с вами умный истерик прочувствует вышеописанное, то его жизнь сделает поворот к большей глубине. Истерика спасает действительный талант. Умный истерик в состоянии это понять и начать искать дорогу к людям через реализацию общественно-полезного таланта. Эгоцентризм от этого только выигрывает, ведь альтруизмом можно привлечь внимание ничуть не меньше, чем эгоизмом.

9. Учебный материал

В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» с художественной выразительностью изображена душевная незрелость и эгоцентризм мило-обаятельной истерической женщины.

Советую посмотреть фильм «Унесенные ветром», особенно внимательно нижеописанные эпизоды. В них можно увидеть милую и при этом стервозную, сильную практичную истеричку, которая играет чувства, которых нет, вытесняет совесть, когда она не выгодна, не утомляясь от сплошного притворства и игры.

Сцена 1. «Выцарапывание» денег у Батлера, который сидит в тюрьме. Здесь Скарлет похожа на очаровательную хитрую лисичку, готовую на все ради желанной добычи. Когда ее план срывается, она по-детски набрасывается с кулаками на Батлера и желает ему смерти, хотя еще минуту назад демонстрировала любовную заботу.

Сцена 2. Скарлет запускает руку в карман Фрэнка Кеннеди. Узнав, что Фрэнк разбогател, она внимательно осматривает его бухгалтерские книги и резко меняет к нему отношение. Кокетливой обворожительностью быстро прибирает его к рукам и с честными глазами лжет ему про его невесту — свою сестру.

Сцена 3. «Усмирение» Эшли. Эшли решает уехать. Скарлет не хочет этого. Когда убеждения не помогают, она подчеркнуто громко плачет, на помощь приходит благородная Мелани и помогает Скарлет, оставляя ей возможность и дальше добиваться своего мужа.

В начале американского фильма «Человек за бортом» (в главных ролях Курт Рассел и Голди Хон) показана экстравагантная, холодная, стервозная истеричка. Ее богатство помогает ей ни в чем себя не сдерживать, и потому капризный эгоцентризм цветет махровым цветом.

С утонченным творчеством истерических людей можно познакомиться на полотнах К. Брюллова, Делакруа, Энгра; в произведениях Бунина, Северянина, песнях Вертинского. Вульгарное истерическое творчество заполонило современную эстраду, шоу-программы, в нем много крикливой, экстравагантной позы. Однако и это творчество, будучи массовой культурой, необходимо людям.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar