Меню
Назад » »

Протоиерей АЛЕКСАНДР МЕНЬ. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (21)

ИСКУПИТЕЛЬ
 
"Сын Человеческий,— говорит Христос,— не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих” 22. Слова "выкуп”, "искупление” были в Библии синонимом спасения, ибо само понятие выкупа связано с освобождением от рабства и с "приобретением для себя” 23.Как некогда Господь спас ветхозаветный Израиль и сделал его "своим народом”, так и Церковь Нового Завета должна стать Его "уделом” 24.
Искупление есть и нечто большее — возврат твари на пути, предначертанные свыше. Порабощенная злу, вся она, по словам ап. Павла, "стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божиих” 25.Искупленный человек не изымается из остального творения, а идет впереди него к "новому небу и новой земле”.
Пламя Логоса горит "во тьме”, постепенно пронизывая мироздание. Царству вражды и разложения Бог несет животворную силу единства, гармонии и любви. И, подобно растению, которое тянется к солнцу, природа внемлет этому призыву и повинуется Слову.
Чем больше узнаем мы сегодня о процессе миротворения, тем яснее обрисовывается картина Вселенной, восходящей по ступеням ввысь. Сначала — упорядоченность структур, потом жизнь, и наконец — человек. Борьба не стихает ни на миг. С каждым шагом Змей отступает во тьму, с каждым шагом все шире разливается сияние.
Когда же человек не выполнил своего предназначения, Само Слово явило Себя миру, воплотившись в "новом Адаме”.
"Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного...”
Но самоотдача Иисуса не могла не стать трагедией. Тот, Кто соединяется с падшим миром, неизбежно становится причастным его страданию. Отныне боль любого существа — Его боль. Его Голгофа. Среди людей Иисуса ждет не торжество, а муки и смерть.
Безгрешный, Он берет на Себя все последствия греха. Поэтому и призывает Церковь всех идущих за Ним: "Будем с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Свершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел Крест”26.
Его предтечами были святые и мученики минувших веков, которых гнали и предавали смерти. Их лики слились в одном мессианском образе, представшем мистическому взору Исайи Второго. Цари и народы, полагаясь на земную силу, с презрением смотрели на истинного Служителя Господня. Но им пришлось убедиться, что именно этого отверженного страдальца избрал Бог.
 
Кто поверит слышанному нами?
     и кому открылась сила Ягве?
Перед Ним Он взошел, как росток,
     как побег из корня в земле сухой.
Не было в Нем ни вида, ни величия,
    что к Нему нас влекли бы.
Ни благолепия,
    что пленило бы нас.
Презираем и отвергнут людьми был Он,
    Муж скорбей, изведавший мучения.
И как человека отверженного
    мы ни во что ставили Его.
Он же взял на Себя наши немощи
    и понес наши болезни.
Думали мы, что Он поражен, наказан и унижен Богом,
    а Он изранен был за грехи наши
    и мучим за беззакония наши.
Он принял на Себя кару для спасения нашего,
    и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы,
    каждый своею дорогой,
    но Ягве возложил на Него грехи наши.
Истязаемый, был Он покорен
    и в муках не отверз уст;
    как агнец, ведомый на заклание,
    и как овца перед стригущими ее — безгласна,
   так и Он не отверзал уст Своих 27.
 
Мессия — страдалец! .. Казалось, этого нельзя было принять, понять, вместить. Мало кто из людей Ветхого Завета решался вслух говорить о возможности столь невероятной. Она представлялась кощунством. Но слово было сказано и запечатлено в Писании, оставляя людей в смущении и соблазне. Иудейские толкователи обходили это место, как бы стараясь забыть его. Иисус же, напротив, изъяснял Свою миссию, ссылаясь на пророчество о Слуге Господнем. "Ныне исполнилось Писание это перед вами...”
Он проходил по земле, не покоряя людей очевидностью Своего могущества. Он был умален в глазах "века сего”, сохранив этим неприкосновенной человеческую свободу. Не рабов, а сынов искал Иисус, братьев, которые бескорыстно полюбят Его и пойдут за Ним, презираемым и отверженным. Если бы Мессия явился "во славе”, если бы никто не смог отвернуться от Него, это было бы принуждением. Но Христос учил иному: "Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными”.
Ради свободы человека Он заключил Себя в границы тленного, Он стал в те дни "менее Отца”, Он нуждался в пище и отдыхе, Он закрыл от Себя грядущее и на Себе Самом пережил всю скорбь мира.
Ремесленник из провинциального городка, окруженный людьми невежественными и зачастую носящими клеймо порока, Он проводил Свои дни среди бедняков, мытарей, блудниц и прокаженных. У Него не было ни вооруженных отрядов, ни влиятельных союзников. Это ли Мессия, о Котором веками грезили люди?
Камнем преткновения явилось и то, что проповедь Назарянина не была одобрена официальными церковными властями. Фарисеи упрекали Его за свидетельство о "Самом Себе”. На это Он ответил: "Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня”28. Чтобы принять Сына Человеческого, нужен подвиг веры. Только чистые сердцем "узрят Бога”. Он откроется им во Христе Иисусе, Которого "начальники” осудили как лжеучителя.
Наставники и иерархи ветхозаветной Церкви остались глухи к Его Евангелию — и в этом не было случайности. Они оказались в плену у традиции, данной, по их мнению, раз и навсегда. Они не допускали сомнений в своей непогрешимости, а в результате стали врагами дела Божия. Произошло это не потому только, что Анна и Кайафа были худшими из первосвященников. Самый факт приговора, вынесенного Христу иерархией,— величайшая трагедия религиозной истории мира, вечное предостережение. Страшная правда звучит в "легенде” Достоевского, где он изобразил Христа вновь пришедшим на землю и вновь осужденным "князьями” Своей же Церкви...
 
В мире Он был,
и мир через Него возник,
и мир Его не познал.
К своим пришел, и свои Его не приняли.
Всем же, кто принял Его,—
дал Он власть стать детьми Божиими,
верующими во имя Его 29.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar