- 868 Просмотров
- Обсудить
Методологические принципы деятельностного подхода в работах С. Л. Рубинштейна И. В. Щекотихина (Орел) Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев являются основателями фундаментальных концепций, известных под общим названием «деятельностный подход в психологии». Вместе 140 с культурно-исторической теорией Льва Семеновича Выготского они составили главные направления отечественной психологической науки ХХ в. Их объединяют общие философские и методологичес- кие основания, восходящие к философии К. Маркса, в русле которых разрешались крупные теоретические и прикладные задачи в общей, педагогической, клинической, социальной, инженерной, возрастной и других областях психологии. Труды С. Л. Рубинштейна и А. Н. Ле- онтьева пользуются заслуженным признанием за рубежом, вошли в мировую науку как новые и продуктивные пути развития психо- логической мысли. Начиная с 90-х годов ХХ в. в условиях крупных общественных изменений в нашей стране началась критика деятель- ностного подхода, наметилось негативное отношение к психологии деятельности. Получили распространение идеи идеологического и ме- тодологического плюрализма, поставившие под сомнение ценность научных концепций, основанных на монистической методологии, в качестве которой в отечественной науке выступала долгое время материалистическая диалектика К. Маркса. В этих условиях актуальной является задача теоретического анализа, всестороннего рассмотрения и объективной критической оценки основополагающих методологических принципов деятель- ностной психологии, а также основанных на них деятельностных кон- цепций. Данная статья посвящена рассмотрению методологических принципов концепции деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна. Принцип деятельности. Категория деятельности выступает в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования (Юдин, 1976, с. 66). В 1922 г. в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» С. Л. Рубинштейн выдвигает ме- тодологический принцип деятельности: «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» (Рубин- штейн, 1986, с. 106). Дальнейшая разработка принципа деятельности представлена в программной статье «Проблемы психологии в трудах К. Маркса». Опираясь на марксовскую концепцию человеческой деятельности, С. Л. Рубинштейн пишет, что «психика … может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности» (Рубинштейн, 1983, с. 13), «человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятель- ности – труда, является в первую очередь и его результатом» (там же, с. 15). Таким образом, человек и его психика формируются, развива-141 ются и проявляются в деятельности. Данный принцип получил свое дальнейшее развитие в принципе единства сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С. Л. Рубинштейна 1930-х годах, где он разработал основопо- лагающий теоретический принцип – принцип единства сознания и деятельности. С. Л. Рубинштейн формулирует этот общий методологический принцип следующим образом: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они об- разуют органическое целое – не тождество, но единство» (Рубин- штейн, 2002, с. 21). Так как человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), то изучаться они могут прежде всего через их проявления в такой деятельности. В работе «Принципы и пути развития психологии» С. Л. Рубин- штейн критически проанализировал в историческом и теоретическом аспекте данный методологический принцип. В условиях психологи- ческого кризиса утверждение единства сознания и деятельности при- вело к пониманию психики как процесса, как деятельности субъекта, что позволило сделать деятельность человека (внутреннюю, духовную и реальную практическую) предметом исследования психологии. С. Л. Рубинштейн определяет характер взаимоотношений сознания и деятельности как внутреннюю взаимосвязь. Сознание и деятель- ность взаимосвязаны и взаимообусловлены: «…деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию челове- ческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» (Рубинштейн, 1997, с. 367). В дальнейшем теоретическое исследование связи сознания и деятельности было включено в более общую проблему детерми- нированности деятельности субъекта, в которой сознание играет регулирующую роль. Принцип детерминизма. С. Л. Рубинштейн систематически и методологически разрабатывал принцип детерминизма как теоре- тически отрефлексированную основу отечественной науки (Бруш- линский, 1989). Механистическому детерминизму, согласно которому внешние причины непосредственно определяют эффект оказываемого ими воздействия независимо от свойств и состояния того объекта, на кото- рый это воздействие оказывается, С. Л. Рубинштейн противопоставил 142 диалектико-материалистическое понимание детерминизма (Рубин- штейн, 1957, с. 57). «Принцип детерминизма диалектического матери- ализма выступает … как методологический принцип, определяющий построение научного знания, научной теории» (Рубинштейн, 2002, с. 49). Данный принцип отражает природу явлений, выражая характер их взаимосвязи в действительности. Его сущность отражена в следующих положениях: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубин- штейн, 1955, с. 8); «…внешние причины действуют через внутренние условия (которые сами формируются в результате внешних воздейст- вий)» (Рубинштейн, 2003, с. 209). Общефилософский принцип детерминизма в отношении пси- хических явлений предполагает выяснение детерминированности психического, выявление зависимостей различных сторон психичес- кого от различных условий жизни. Включение психических явлений во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира проявляется, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, в двух взаимосвязанных аспек- тах: 1) психические явления детерминированы действительностью; 2) психические явления, опосредствующие зависимость поведения от условий жизни, обусловливают деятельность, поведение людей. Поведение человека детерминируется внешним миром опосредст- вованно через его психическую деятельность (Рубинштейн, 2003). Распространение принципа детерминизма на поведение человека предполагает учет его психической деятельности во всем многооб- разии ее форм и проявлений как внутренних условий его поведения. Обусловленная объективными обстоятельствами жизни человека и, в свою очередь, обусловливающая его поведение психическая деятельность двусторонне – в качестве и обусловленного, и обуслов- ливающего – включается во всеобщую взаимосвязь явлений. Разные стороны психической деятельности определяются разными условия- ми и изменяются в ходе исторического развития разными темпами. Во взаимосвязи внешних и внутренних условий главную роль, по мнению С. Л. Рубинштейна, играют внешние условия (Рубин- штейн, 2003). Однако внутренние условия, формируясь под воздейст- вием внешних, не являются их непосредственной механической про- екцией. Они складываются и изменяются в процессе развития и сами обусловливают специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. С. Л. Рубинштейн указывает на изменение отношений между внешними и внутренними услови- ями в зависимости от уровней организации материи. С усложнением внутренней природы явлений все большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним.143 В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развил и конкре- тизировал принцип детерминизма. Детерминация неразрывно связана с такими философскими категориями, как существование и сущность. Детерминация вводится С. Л. Рубинштейном как про- цесс в само существование, как определение свойств одного суще- го в его взаимодействии с другими: «существовать – значит быть детерминированным». Сущность выступает как нечто устойчивое в явлениях, определяющее все изменения вещей, явлений при раз- личных воздействиях на них. Таким образом, сущность предстает как «соотношение структурных и причинных связей, причинные связи, действующие через структурные связи, внутренние связи, определяющие структуру явления» (Рубинштейн, 2003, с. 303). С. Л. Рубинштейн формулирует следующее понимание проблемы соотношения внешнего и внутреннего: «…внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления» (там же, с. 310). Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе раз- вития как его внутренние причины), а внешние причины – как усло- вия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния. Поэтому С. Л. Рубинштейн различает действие причины, порожда- ющее эффект опосредованно через внутренние условия (состояние объекта), и действие причины, выражающееся в форме внутренних условий (свойств и состояний) субъекта. С. Л. Рубинштейн рассматривает обратные причинно-следствен- ные отношения, выделяет их закономерности. В частности, действие следствия на причину осуществляется в двух направлениях: 1) из- меняется сама причина; 2) изменяются условия действия причины. Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние которой изменяется следствием и является условием нового действия исходной причины. Таким образом, понимание принципа детерминизма в работе «Че- ловек и мир» наполняется более глубоким философским содержанием. Диалектико-материалистическое понимание детерминизма пси- хических явлений основано на принципе отражения. Принцип отражения. С. Л. Рубинштейн в построении психоло- гической теории опирался на принцип отражения. Отражение – это общее свойство материального мира. «Свойство отражения, которым обладает все существующее, выражается в том, что на каждой вещи ска- зываются те внешние воздействия, которым она подвергается; внешние 144 воздействия обусловливают и самую внутреннюю природу явлений, и как бы откладываются, сохраняются в ней. В силу этого в каждом явлении своими воздействиями на него «представлены», отражены все воздействующие предметы; каждое явление есть в известном смысле «зеркало и эхо вселенной». Вместе с тем результат того или иного воздействия на любое явление обусловлен внутренней природой последнего; внутренняя природа явлений представляет ту «призму», через которую одни предметы и явления отражаются в других. В этом выражается фундаментальное свойство бытия» (Рубинштейн, 2003, с. 50). Отражение заключается в том, что, с одной стороны, внешние воздействия определяют внутреннюю природу вещей и явлений, так что в каждом явлении отражены все взаимодействующие с ним предметы, а с другой стороны, воздействие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства воздействующего явления. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, наличие отражения означает, что психические явления имеют основу в материальном мире. Од- нако любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредствованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая подвергается этим воздействиям. В «Бытии и сознании» С. Л. Рубинштейн предлагает следующее решение гносеологической проблемы: «…познание – это отражение мира как объективной реальности. Ощущение, восприятие, сознание есть образ внешнего мира» (Рубинштейн, 2003, с. 65). Он выделяет специфические особенности теории отражения диалектического материализма. Во-первых, теория отражения диалектического мате- риализма снимает противопоставление образа предмету. Гносеологи- ческое содержание образа (ощущения, восприятия и т. д.) неотрывно от предмета. Во-вторых, отражение объективной реальности – это процесс, деятельность субъекта, в ходе которой образ предмета стано- вится все более адекватным своему объекту. Образ, идея существует лишь в познавательной деятельности субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Взятое в своей конкретности отношение психического к миру выступает в единстве познавательного процесса как отношение субъективного к объективному. В работе «Человек и мир» отражение определяется С. Л. Рубин- штейном «как рефлектирование в другое, т. е. как явление другому. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого. В восприятии дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту» (там же, с. 328). Термин «образ» служит для выражения образности как чувственности восприятия, а не как копии.145 Принцип развития. Принцип развития был одним из основопо- лагающих в трудах С. Л. Рубинштейна в 1930–40 гг. С. Л. Рубинштейн рассматривает особенности диалектико-мате- риалистической концепции развития. Развитие психики выступает для него общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и из- менения, возникновения и отмирания» (Рубинштейн, 2002, с. 91). Само развитие трактуется как «не только рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (там же). Так как психическое развитие характеризуется появлением новых ка- честв, то непрерывность развития прерывается: в нем выделяют- ся качественно различные этапы. Процесс психического развития предстает в концепции С. Л. Рубинштейна как сложный, зигзагооб- разный по восходящей спирали переход от одной ступени развития к другой. Содержанием психического развития является «борьба между старыми отживающими формами психики и новыми нарож- дающимися» (Рубинштейн, 2002, с. 92) Возникновение новой сту- пени развития подготавливается предшествующей стадией, внутри которой нарастают силы и отношения, определяющие начало новой ступени. Исходя из позиции материализма, что материя, бытие первичны, а психика, сознание вторичны, они – продукт развития материального мира, С. Л. Рубинштейн предлагает материалистическую трактовку психического развития. Разрешая вопрос о соотношении психики и мозга как ее материально субстрата, С. Л. Рубинштейн выдвигает положение о единстве строения и функции во всяком органическом развитии, носящем сложный характер, включающий различные взаимосвязи между ними на разных ступенях развития. На более высоких ступенях развития возрастает относительная независимость функции от строения и возможность функционального изменения деятельности без изменения строения. Однако не только функция зависит от строения, но и строение от функции, об этом свидетель- ствуют функциональные изменения структуры в онтогенетическом развитии, а также в филогенетическом развитии строения организмов. Определяющую роль в развитии и строения, и функции играет образ жизни. Его влияние на строение опосредовано функцией. Таким образом, в развитии психики определяющая роль при- надлежит образу жизни. Основным механизмом развития выступает единство и взаимосвязь строения и функции. В ходе развития и стро-146 ение мозга, и его психофизические функции выступают как предпо- сылка и как результат изменяющегося образа жизни. С. Л. Рубинштейн решает психофизическую проблему в духе един- ства, которое осуществляется и раскрывается в процессе развития. «Подлинное единство психического и физического, психики и мозга осуществляется лишь в процессе их развития – в силу взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции… лишь в генетическом плане, лишь изучая и мозг и психику <…> диалектически, <…> в движении и развитии, можно в их взаимосвязях раскрыть и вы- явить подлинное единство психического и физического» (Рубин- штейн, 2002, с. 98). Принцип личности. Введение в психологию понятия личности означает, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, «что в объяснении психи- ческих явлений исходят из реального бытия человека как материаль- ного существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному, живому, действующему человеку; они зависимы и производны от при- родного и общественного бытия человека и его закономерностей» (Рубинштейн, 2003, с. 269). Для С. Л. Рубинштейна личность – это и основная психологическая категория, и предмет психологического исследования, и методо- логический принцип. В программной статье «Проблемы психоло- гии в трудах Карла Маркса» проблема личности выступает как одна из центральных в психологии. Вне связи с личностью невозможны понимание психологического развития, материалистическая трак- товка сознания. «Определяющее влияние общественных отношений труда на формирование психики осуществляется лишь опосредованно через личность» (Рубинштейн, 1983, с. 19). Личность предстает как со- вокупность общественных отношений. Таким образом, личность исследуется через ее проявления в деятельности. В дальнейшем С. Л. Рубинштейн определяет личность как свя- зующую всех психических составляющих. «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн, 2003, с. 269). Введение личности в психологию, по С. Л. Рубинштейну, представляет собой необходи- мую предпосылку для объяснения психических явлений. Положение, согласно которому внешние воздействия связаны со своим психи- ческим эффектом лишь опосредствованно, через личность, является тем центром, исходя из которого определяется теоретический подход ко всем проблемам психологии личности, как и психологии вообще. Свойства и состояния личности – единая совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн, 1997). Через понятие личности С. Л. Рубинштейн раскрывает систему различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Все рассмотренные методологические принципы, получившие разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, на разных этапах развития его концепции решали различные методологические задачи и потому видоизменяли свое методологическое содержание. Все они составили методологическую основу построения отечественной психологии, в частности, субъектно-деятельностного подхода. Литература Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66–73. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 6–17. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды // Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мыш- ления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57–65. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–108. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8–24. Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет науч- ного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65–78.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.