Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (22)

Методологические принципы деятельностного  подхода в работах С. Л. Рубинштейна И. В. Щекотихина (Орел) Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев  являются основателями фундаментальных концепций, известных  под общим названием «деятельностный подход в психологии». Вместе 140 с культурно-исторической теорией Льва Семеновича Выготского они  составили главные направления отечественной психологической  науки ХХ в. Их объединяют общие философские и методологичес- кие основания, восходящие к философии К. Маркса, в русле которых  разрешались крупные теоретические и прикладные задачи в общей,  педагогической, клинической, социальной, инженерной, возрастной  и других областях психологии. Труды С. Л. Рубинштейна и А. Н. Ле- онтьева пользуются заслуженным признанием за рубежом, вошли  в мировую науку как новые и продуктивные пути развития психо- логической мысли. Начиная с 90-х годов ХХ в. в условиях крупных  общественных изменений в нашей стране началась критика деятель- ностного подхода, наметилось негативное отношение к психологии  деятельности. Получили распространение идеи идеологического и ме- тодологического плюрализма, поставившие под сомнение ценность  научных концепций, основанных на монистической методологии,  в качестве которой в отечественной науке выступала долгое время  материалистическая диалектика К. Маркса. В этих условиях актуальной является задача теоретического  анализа, всестороннего рассмотрения и объективной критической  оценки основополагающих методологических принципов деятель- ностной психологии, а также основанных на них деятельностных кон- цепций. Данная статья посвящена рассмотрению методологических  принципов концепции деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна. Принцип деятельности. Категория деятельности выступает  в психологии в двух функциях: в качестве объяснительного принципа  и в качестве предмета исследования (Юдин, 1976, с. 66). В 1922 г.  в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским  основам современной педагогики)» С. Л. Рубинштейн выдвигает ме- тодологический принцип деятельности: «…субъект в своих деяниях,  в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается  и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем,  что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его  деятельности можно определять и формировать его самого» (Рубин- штейн, 1986, с. 106). Дальнейшая разработка принципа деятельности  представлена в программной статье «Проблемы психологии в трудах  К. Маркса». Опираясь на марксовскую концепцию человеческой  деятельности, С. Л. Рубинштейн пишет, что «психика … может быть  познана опосредствованно через деятельность человека и продукты  этой деятельности» (Рубинштейн, 1983, с. 13), «человеческое сознание,  будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятель- ности – труда, является в первую очередь и его результатом» (там же,  с. 15). Таким образом, человек и его психика формируются, развива-141 ются и проявляются в деятельности. Данный принцип получил свое  дальнейшее развитие в принципе единства сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Большую роль  в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли  работы С. Л. Рубинштейна 1930-х годах, где он разработал основопо- лагающий теоретический принцип – принцип единства сознания  и деятельности. С. Л. Рубинштейн формулирует этот общий методологический  принцип следующим образом: «Формируясь в деятельности, психика,  сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность  и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они об- разуют органическое целое – не тождество, но единство» (Рубин- штейн, 2002, с. 21). Так как человек и его психика формируются  и проявляются в его деятельности (изначально практической),  то изучаться они могут прежде всего через их проявления в такой  деятельности. В работе «Принципы и пути развития психологии» С. Л. Рубин- штейн критически проанализировал в историческом и теоретическом  аспекте данный методологический принцип. В условиях психологи- ческого кризиса утверждение единства сознания и деятельности при- вело к пониманию психики как процесса, как деятельности субъекта,  что позволило сделать деятельность человека (внутреннюю, духовную  и реальную практическую) предметом исследования психологии.  С. Л. Рубинштейн определяет характер взаимоотношений сознания  и деятельности как внутреннюю взаимосвязь. Сознание и деятель- ность взаимосвязаны и взаимообусловлены: «…деятельность человека  обусловливает формирование его сознания, его психических связей,  процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию челове- ческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения»  (Рубинштейн, 1997, с. 367). В дальнейшем теоретическое исследование связи сознания  и деятельности было включено в более общую проблему детерми- нированности деятельности субъекта, в которой сознание играет  регулирующую роль. Принцип детерминизма. С. Л. Рубинштейн систематически  и методологически разрабатывал принцип детерминизма как теоре- тически отрефлексированную основу отечественной науки (Бруш- линский, 1989). Механистическому детерминизму, согласно которому внешние  причины непосредственно определяют эффект оказываемого ими  воздействия независимо от свойств и состояния того объекта, на кото- рый это воздействие оказывается, С. Л. Рубинштейн противопоставил 142 диалектико-материалистическое понимание детерминизма (Рубин- штейн, 1957, с. 57). «Принцип детерминизма диалектического матери- ализма выступает … как методологический принцип, определяющий  построение научного знания, научной теории» (Рубинштейн, 2002,  с. 49). Данный принцип отражает природу явлений, выражая характер  их взаимосвязи в действительности. Его сущность отражена в следующих положениях: «внешние  причины действуют через посредство внутренних условий» (Рубин- штейн, 1955, с. 8); «…внешние причины действуют через внутренние  условия (которые сами формируются в результате внешних воздейст- вий)» (Рубинштейн, 2003, с. 209). Общефилософский принцип детерминизма в отношении пси- хических явлений предполагает выяснение детерминированности  психического, выявление зависимостей различных сторон психичес- кого от различных условий жизни. Включение психических явлений  во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира проявляется,  с точки зрения С. Л. Рубинштейна, в двух взаимосвязанных аспек- тах: 1) психические явления детерминированы действительностью;  2) психические явления, опосредствующие зависимость поведения  от условий жизни, обусловливают деятельность, поведение людей. Поведение человека детерминируется внешним миром опосредст- вованно через его психическую деятельность (Рубинштейн, 2003).  Распространение принципа детерминизма на поведение человека  предполагает учет его психической деятельности во всем многооб- разии ее форм и проявлений как внутренних условий его поведения.  Обусловленная объективными обстоятельствами жизни человека  и, в свою очередь, обусловливающая его поведение психическая  деятельность двусторонне – в качестве и обусловленного, и обуслов- ливающего – включается во всеобщую взаимосвязь явлений. Разные  стороны психической деятельности определяются разными условия- ми и изменяются в ходе исторического развития разными темпами. Во взаимосвязи внешних и внутренних условий главную роль,  по мнению С. Л. Рубинштейна, играют внешние условия (Рубин- штейн, 2003). Однако внутренние условия, формируясь под воздейст- вием внешних, не являются их непосредственной механической про- екцией. Они складываются и изменяются в процессе развития и сами  обусловливают специфический круг внешних воздействий, которым  данное явление может подвергнуться. С. Л. Рубинштейн указывает  на изменение отношений между внешними и внутренними услови- ями в зависимости от уровней организации материи. С усложнением  внутренней природы явлений все большим становится удельный вес  внутренних условий по отношению к внешним.143 В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развил и конкре- тизировал принцип детерминизма. Детерминация неразрывно  связана с такими философскими категориями, как существование  и сущность. Детерминация вводится С. Л. Рубинштейном как про- цесс в само существование, как определение свойств одного суще- го в его взаимодействии с другими: «существовать – значит быть  детерминированным». Сущность выступает как нечто устойчивое  в явлениях, определяющее все изменения вещей, явлений при раз- личных воздействиях на них. Таким образом, сущность предстает  как «соотношение структурных и причинных связей, причинные  связи, действующие через структурные связи, внутренние связи,  определяющие структуру явления» (Рубинштейн, 2003, с. 303). С. Л. Рубинштейн формулирует следующее понимание проблемы  соотношения внешнего и внутреннего: «…внешние условия не прямо  и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь  через действие внутренних условий, собственную природу данного  тела или явления» (там же, с. 310). Внутренние условия выступают  как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие  силы развития, источники развития находятся в самом процессе раз- вития как его внутренние причины), а внешние причины – как усло- вия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы  объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния.  Поэтому С. Л. Рубинштейн различает действие причины, порожда- ющее эффект опосредованно через внутренние условия (состояние  объекта), и действие причины, выражающееся в форме внутренних  условий (свойств и состояний) субъекта. С. Л. Рубинштейн рассматривает обратные причинно-следствен- ные отношения, выделяет их закономерности. В частности, действие  следствия на причину осуществляется в двух направлениях: 1) из- меняется сама причина; 2) изменяются условия действия причины.  Причина и следствие принадлежат к одной системе, общее состояние  которой изменяется следствием и является условием нового действия  исходной причины. Таким образом, понимание принципа детерминизма в работе «Че- ловек и мир» наполняется более глубоким философским содержанием. Диалектико-материалистическое понимание детерминизма пси- хических явлений основано на принципе отражения. Принцип отражения. С. Л. Рубинштейн в построении психоло- гической теории опирался на принцип отражения. Отражение – это  общее свойство материального мира. «Свойство отражения, которым  обладает все существующее, выражается в том, что на каждой вещи ска- зываются те внешние воздействия, которым она подвергается; внешние 144 воздействия обусловливают и самую внутреннюю природу явлений,  и как бы откладываются, сохраняются в ней. В силу этого в каждом  явлении своими воздействиями на него «представлены», отражены все  воздействующие предметы; каждое явление есть в известном смысле  «зеркало и эхо вселенной». Вместе с тем результат того или иного  воздействия на любое явление обусловлен внутренней природой  последнего; внутренняя природа явлений представляет ту «призму»,  через которую одни предметы и явления отражаются в других. В этом  выражается фундаментальное свойство бытия» (Рубинштейн, 2003,  с. 50). Отражение заключается в том, что, с одной стороны, внешние  воздействия определяют внутреннюю природу вещей и явлений,  так что в каждом явлении отражены все взаимодействующие с ним  предметы, а с другой стороны, воздействие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства воздействующего явления. С точки зрения С. Л. Рубинштейна, наличие отражения означает,  что психические явления имеют основу в материальном мире. Од- нако любое внешнее воздействие определяет психическое явление  лишь опосредствованно, преломляясь через свойства, состояния  и психическую деятельность личности, которая подвергается этим  воздействиям. В «Бытии и сознании» С. Л. Рубинштейн предлагает следующее  решение гносеологической проблемы: «…познание – это отражение  мира как объективной реальности. Ощущение, восприятие, сознание  есть образ внешнего мира» (Рубинштейн, 2003, с. 65). Он выделяет  специфические особенности теории отражения диалектического  материализма. Во-первых, теория отражения диалектического мате- риализма снимает противопоставление образа предмету. Гносеологи- ческое содержание образа (ощущения, восприятия и т. д.) неотрывно  от предмета. Во-вторых, отражение объективной реальности – это  процесс, деятельность субъекта, в ходе которой образ предмета стано- вится все более адекватным своему объекту. Образ, идея существует  лишь в познавательной деятельности субъекта, взаимодействующего  с объективным миром. Взятое в своей конкретности отношение  психического к миру выступает в единстве познавательного процесса  как отношение субъективного к объективному. В работе «Человек и мир» отражение определяется С. Л. Рубин- штейном «как рефлектирование в другое, т. е. как явление другому. Это  значит, что само отражение выражается в онтологических категориях  явления бытия для другого. В восприятии дан не образ вещи, а сама  вещь, как она является субъекту» (там же, с. 328). Термин «образ»  служит для выражения образности как чувственности восприятия,  а не как копии.145 Принцип развития. Принцип развития был одним из основопо- лагающих в трудах С. Л. Рубинштейна в 1930–40 гг. С. Л. Рубинштейн рассматривает особенности диалектико-мате- риалистической концепции развития. Развитие психики выступает  для него общим принципом или методом исследования всех проблем  психологии. «Закономерности всех явлений, и психических в том  числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и из- менения, возникновения и отмирания» (Рубинштейн, 2002, с. 91).  Само развитие трактуется как «не только рост, но и как изменение,  как процесс, при котором количественные усложнения и изменения  переходят в качественные, коренные, существенные и приводят  к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (там же). Так  как психическое развитие характеризуется появлением новых ка- честв, то непрерывность развития прерывается: в нем выделяют- ся качественно различные этапы. Процесс психического развития  предстает в концепции С. Л. Рубинштейна как сложный, зигзагооб- разный по восходящей спирали переход от одной ступени развития  к другой. Содержанием психического развития является «борьба  между старыми отживающими формами психики и новыми нарож- дающимися» (Рубинштейн, 2002, с. 92) Возникновение новой сту- пени развития подготавливается предшествующей стадией, внутри  которой нарастают силы и отношения, определяющие начало новой ступени. Исходя из позиции материализма, что материя, бытие первичны,  а психика, сознание вторичны, они – продукт развития материального  мира, С. Л. Рубинштейн предлагает материалистическую трактовку  психического развития. Разрешая вопрос о соотношении психики  и мозга как ее материально субстрата, С. Л. Рубинштейн выдвигает  положение о единстве строения и функции во всяком органическом  развитии, носящем сложный характер, включающий различные  взаимосвязи между ними на разных ступенях развития. На более  высоких ступенях развития возрастает относительная независимость  функции от строения и возможность функционального изменения  деятельности без изменения строения. Однако не только функция  зависит от строения, но и строение от функции, об этом свидетель- ствуют функциональные изменения структуры в онтогенетическом  развитии, а также в филогенетическом развитии строения организмов.  Определяющую роль в развитии и строения, и функции играет образ  жизни. Его влияние на строение опосредовано функцией. Таким образом, в развитии психики определяющая роль при- надлежит образу жизни. Основным механизмом развития выступает  единство и взаимосвязь строения и функции. В ходе развития и стро-146 ение мозга, и его психофизические функции выступают как предпо- сылка и как результат изменяющегося образа жизни. С. Л. Рубинштейн решает психофизическую проблему в духе един- ства, которое осуществляется и раскрывается в процессе развития.  «Подлинное единство психического и физического, психики и мозга  осуществляется лишь в процессе их развития – в силу взаимосвязи  и взаимозависимости структуры и функции… лишь в генетическом  плане, лишь изучая и мозг и психику <…> диалектически, <…>  в движении и развитии, можно в их взаимосвязях раскрыть и вы- явить подлинное единство психического и физического» (Рубин- штейн, 2002, с. 98). Принцип личности. Введение в психологию понятия личности  означает, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, «что в объяснении психи- ческих явлений исходят из реального бытия человека как материаль- ного существа в его взаимоотношениях с материальным миром. Все  психические явления в их взаимосвязях принадлежат конкретному,  живому, действующему человеку; они зависимы и производны от при- родного и общественного бытия человека и его закономерностей»  (Рубинштейн, 2003, с. 269). Для С. Л. Рубинштейна личность – это и основная психологическая  категория, и предмет психологического исследования, и методо- логический принцип. В программной статье «Проблемы психоло- гии в трудах Карла Маркса» проблема личности выступает как одна  из центральных в психологии. Вне связи с личностью невозможны  понимание психологического развития, материалистическая трак- товка сознания. «Определяющее влияние общественных отношений  труда на формирование психики осуществляется лишь опосредованно  через личность» (Рубинштейн, 1983, с. 19). Личность предстает как со- вокупность общественных отношений. Таким образом, личность  исследуется через ее проявления в деятельности. В дальнейшем С. Л. Рубинштейн определяет личность как свя- зующую всех психических составляющих. «При объяснении любых  психических явлений личность выступает как воедино связанная  совокупность внутренних условий, через которые преломляются все  внешние воздействия» (Рубинштейн, 2003, с. 269). Введение личности  в психологию, по С. Л. Рубинштейну, представляет собой необходи- мую предпосылку для объяснения психических явлений. Положение,  согласно которому внешние воздействия связаны со своим психи- ческим эффектом лишь опосредствованно, через личность, является  тем центром, исходя из которого определяется теоретический подход  ко всем проблемам психологии личности, как и психологии вообще.  Свойства и состояния личности – единая совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия  (Рубинштейн, 1997). Через понятие личности С. Л. Рубинштейн раскрывает систему  различных связей сознания и деятельности: в личности и личностью  эта связь замыкается и осуществляется. Все рассмотренные методологические принципы, получившие  разработку в трудах С. Л. Рубинштейна, на разных этапах развития  его концепции решали различные методологические задачи и потому  видоизменяли свое методологическое содержание. Все они составили  методологическую основу построения отечественной психологии,  в частности, субъектно-деятельностного подхода. Литература Брушлинский А. В. Принцип детерминизма в трудах С. Л. Рубинштейна //  Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 66–73. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии.  1955. № 1. С. 6–17. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды // Основы  онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. Рубинштейн С. Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мыш- ления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57–65. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским  основам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. № 4.  С. 101–108. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы  психологии. 1983. № 2. С. 8–24. Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет науч- ного изучения // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65–78.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar