- 790 Просмотров
- Обсудить
Метамышление в диалогах сми: принятие решений и тактики совладания в спонтанных конфликтах А. И. Виноградская (Москва) В нашем исследовании мы анализируем совместную деятельность субъектов в диалогах СМИ относительно метамыслительных процессов, которые выявляются через рефлексивные и саморефлек- сивные речевые акты: описания, суждения, оценки, заключения, как непосредственно в диалогах СМИ, так и в последующих обсуж- дениях, в постдиалогах. Отметим, что деятельность в концепции С. Л. Рубинштейна выступает как деятельность субъекта и конкретизируется через понятие «задача», которая является не только единицей деятель- ности, но и жизненного пути субъекта в целом. В отличие от прос- той трактовки деятельности: «цель–мотив–средство–результат», С. Л. Рубинштейн строит систему деятельности через раскрытие связей движений, действий, операций и задач (Рубинштейн, 1998). Он указывает на различную роль деятельности в жизни субъекта, 169 относительно ее масштаба и значимости. Структурный анализ дея- тельности переходит в системно-динамический (Абульханова-Слав- ская, Брушлинский, 1989). Исследовательская база. Мы исследовали диалоги ТВ-программ: «Пусть говорят» – ведущий А. Малахов, «К барьеру!» – ведущий В. Со- ловьев, «Блондинка в шоколаде» – ведущая К. Собчак, в которых ведущие осуществляют целенаправленное обсуждение тем различной социальной значимости с респондентами различных социальных ролей и различной социальной ответственности и компетентности. Социальная значимость диалогов СМИ определяет масштаб со- вместной деятельности субъектов общения. Для достижения необ- ходимой успешности диалога ведущий формирует для респондента преградные смыслы (Виноградская, 2007), реализуемые через прово- кационные вопросы и прессинг-вопросы, порождающие фрустрации, внутреннюю напряженность, тревожность. Таким образом, в обще- нии формируются напряженные отношения или конфликтующие реальности общения (КРО), которые могут перейти в конфликты различного уровня напряженности (Виноградская, 2008). Сама нравственная позиция ТВ-ведущих часто провоцирует конфликты. Отношение нравственности включает как субъект-объектные отно- шения к нравственности как к явлению, так и субъект-субъектные отношения к себе (Журавлев, Купрейченко, 2003). В целом такая стратегия ведущих позволяет «раскрыть» респондента и получить неожиданную, интересную, парадоксальную информацию для ау- дитории СМИ. Сознание и самосознание субъектов выступают с об- щественным бытием как единое целое в пространстве ролей, событий, ситуаций с ярко выраженной стереотипизацией текущего времени и внутренней временной организации субъекта (Стрелков, 2008). Тактики совладания субъектов диалога. Данная стратегия тре- бует от субъектов диалога осуществлять как принятие решения, так и выбор критериев оценки своего участия в диалоге в условиях КРО, т. е. в условиях напряженных отношений, тревожности, фрустрации. Тактика совладания ведущего заключается в управлении КРО диалога, что связано с риском ухода респондента в тактику диффузии ответственности, в тактику «умолчания» или в тактику агрессивного поведения (как, например, в ТВ-программе «Пусть говорят») и, в пре- деле, к срыву диалога. Тактика совладания респондента основывается на умении формировать «приемлемые» ответы в условиях провокационных вопросов и фрустрационного напряжения. От респондентов требуется способность нивелировать возникшие внутренние диссонансы, как, например, диссонанс между позитивным образом своей роли и нега-170 тивной информацией вопросов, превращающей образ в негативный, а ответы – в противоречивые и ложные. В указанных диалогах СМИ мы наблюдаем возникновение спонтанных и запланированных кон- фликтов (как, например, поведение В. Жириновского в ТВ-программе «К барьеру!» или А. Кашпировского в ТВ-программе «Пусть говорят»). С. Л. Рубинштейн подчеркивал (1958), что «результаты мыслитель- ной деятельности – понятия, знания – сами включаются в процесс мышления, обобщают его и обусловливают его дальнейший ход, <…> процесс мышления есть одновременно и движение знания о нем». Методика исследования. Развиваемая в настоящее время концеп- ция метапроцессорной регуляции деятельности, поведения и общения (Карпов, 2008) следует из положения С. Л. Рубинштейна о «единстве психического как процесса» (Рубинштейн, 1998). Метапроцессорная концепция мышления вводит понятие «метамышление», которое можно понимать как «мышление о мышлении». Возникает феномен удвоения качественной определенности через рефлексию и саморе- флексию. Поэтому наряду с диалогами СМИ мы исследовали интервью самих ведущих, а также их обсуждение своей деятельности в пост- диалогах. Мы анализировали вербализованную рефлексивность, хотя в мыслительной деятельности важное значение имеют не только рефлексивные знания, но и невербализованные операциональные смыслы (Тихомиров, 1984), (Брушлинский, Поликарпов, 1990). В диалогах СМИ и постдиалогах ТВ-ведущих рефлексия и само- рефлексия проявляется в соответствующих речевых актах субъектов диалога как описания, оценки, замечания, выводы и т. п. Для анализа мы использовали по 10 диалогов ТВ-ведущих: К. Собчак, А. Малахова, В. Соловьева. Выбор данных диалогов обусловлен как популярностью самих ведущих, так и высоким рейтингом их ТВ-программ у теле- аудитории, а также непосредственным участием телеаудитории в оценке диалога. Результаты исследования. Анализ диалогов ТВ-ведущих выявил следующее: 1 Ярко выраженное демонстративное поведение с навязыванием доминирования. 2 Стратегии особых притязаний и сверхпритязаний как достиже- ние успеха в субъективном понимании в условиях повышенного риска срыва и тревожности. 3 Достижение сверхпритязаний посредством нарушения этико- моральных норм общества и подчеркивание эпатажа. 4 Подчеркивание использования провокаций, запланированных конфликтов на фоне высокой компетентности.171 5 Постдиалогическое обсуждение с объяснением своей стратегии и самооценивания. В исследовании нами замечено, что ведущая К. Собчак понимает социальную роль ТВ-ведущей не только как профессиональную са- мореализацию, но и как манифестацию себя как личности, с под- черкиванием позиционирования с некоторыми этико-моральными нормами общества (например, «…моя модель поведения – правильное поведение, кто с этим не согласен – пусть не смотрит мои передачи», «…очень люблю себя, других – не очень» и т. п.). Особенность стратегии ведущего А. Малахова – проведение за- кадровых (до реальной съемки ТВ-программ) тренировок с респон- дентами с целью отработки точности провокаций, использование авантюрного плана для развития острого сюжета в диалогах. Стратегия ведущего В. Соловьева строится на основе высокой компетентности и соответствующего выбора тем передачи, как, на- пример, национальная идентичность, культурное наследие, актуаль- ные вопросы политики, глобализация. Литература Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989. Брушлинский А. В., Поликарпов В. Л. Мышление и общение. Минск, 1990. Виноградская А. И. Преградные смыслы в дискурсивных взаимодействиях радиодиалогов // Психология – наука будущего. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. С. 86–88. Виноградская А. И. Мыслительный процесс в диалогах СМИ: тактики совла- дания в ситуациях с личностно-ролевым риском принятия решений // Современная психология мышления: смысл в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 223–226. Виноградская А. И. Спонтанные конфликты в диалогах СМИ: провоцирова- ние и управление конфликтами // Современная психология: от теории к практике: «Ломоносов – 2008». М., 2008. Ч. 2. С. 421–424. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. Карпов А. В. О некоторых закономерностях взаимосвязи мышления и мета- мышления // Современная психология мышления: смысл в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 20–23. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 4-е изд. СПб., 1998. Стрелков Ю. К. Время и субъект деятельности // Личность и бытие. Субъ- ектный подход. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. С. 191–193. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.