- 1071 Просмотр
- Обсудить
Гибкая рациональность поиска смысла (в парадигме деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна) С. И. Масалова (Ростов-на-Дону) Специфическим способом отношения человека к миру является деятельность. Иного способа бытия человека не существует. Дея- тельность представляет собой процесс преобразования и познания окружающего человека мира (природы, общества), в котором он представлен активным деятельным и познающим субъектом, проти- востоящим познаваемому миру как объекту. Но в процессе освоения этого мира субъект включает его в свою деятельность. Объект, пред- мет становится мерой и сущностью активности субъекта. Кроме того, субъект в процессе деятельности познает себя, рас- крывая пласты и аспекты своего внутреннего мира, свойства, ка- чества, умения, навыки способности. Но он же и преобразует себя в соответствии с изменяющимися обстоятельствами своего бытия и особенностями своей деятельности.228 Эти «азы» философии (онтологии, гносеологии) и психологии пришли в науку благодаря философу и психоло гу Сергею Леонидовичу Рубинштейну, который разработал деятельностный подход, ставший «ключом» понимания сущности субъекта в его взаимодействии с ми- ром, который он же познает и преобразует. С. Л. Рубинштейн считал деятель ность содержательной, предмет- ной – именно как взаимодействие субъекта с объектом. Специфика и природа объекта определяют специфику и природу деятель ности. Деятельность всегда реальна, по мнению С. Л. Рубинштейна, а не фик тивна и не символична, к тому же она чрезвычайно многооб- разна. «Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного «продукта», ко торый создается в результате деятельности и является ее целью». (Рубинштейн, 2005, с. 34). С. Л. Рубинштейн различает: а) практическую (специально трудовую), материаль- ную, основной эффект ее направленности заключается в изменении материального мира, в создании материальных продуктов; она яв- ляется базовой, фундаментальной; б) теоретическую (специально познаватель ную), «идеальную», поскольку «идеален» продукт, состав- ляющий ее цель и который она порождает (наука, искусство). Оба вида деятельности образуют единую деятельность человека в собственном смысле слова (там же). Деятельность представлена также внутренней и внешней формами. К внешней форме относится прежде всего практическая деятельность. Теоретическая деятельность в большей степени характеризуется внутренней формой, так как логические процессы, выработка абстрак- ций, понятий скрыты, имманентны. Но как внутреннее и внешнее тесно взаимосвязаны, так и теоретическая деятельность невозможна без практической, и наоборот, практическая деятельность осущест- вляется под «руководством» теоретической. Тем более что все эти виды деятельности субъекта основаны на деятельности психической, предполагающей наличие потребнос- тей, интересов, желаний, воли по знающего субъекта, удовлетворе- ние которых осуществляется сложной системой действий. Психи- ческие процессы предстают как сложные процессы, возникающие на функциональной основе, но не сводящейся к ней, характеризуются С. Л. Рубин штейном как деятельность (Рубинштейн, 2005, с. 170). Бинарность (внешняя–внутренняя, практическая–теоретичес- кая) деятельно сти познающего субъекта обнаруживается в процессе поиска смысла, который со провождает нас всю сознательную жизнь. Понятие смысла является междисциплинарным и определяется в науке двояко: а) как объективное – суть, главное, основное содер- жание – в познаваемом объекте, или поведении, или сообщении; 229 является синонимом понятия значения (в лингвис тике, логике, тео- рии познания); б) как субъективное – личностная значимость по- знаваемого объекта, или поведения, или сообщения в отношении к интере сам, по требностям субъекта (в психоло гии, социологии, философской антропологии). В поиске смысла проявляется сущность человеческого познания вообще, того, что Рубин штейн называл диалектикой познания как дея- тельности и как созерцания, созерца тельностью в смысле заинтере- сованности человека в познании мира таким, каков он есть на самом деле. И здесь аспекты смысла – объективное и субъективное – пере- плетаются, создавая полноту бытия. Ведь любой аспект деятельности раскрывает смысловой потенциал личности, оптимальным условием становления которого является гармоничное сочетание побуждений содержательно-смыслового и динамического планов (Асеев, 1999). Поиск смысла – это духовная «пища» личности. Смысл много- образен и «потенциально бесконе чен» (М. М. Бахтин). Безусловно, весь спектр характеристик познающего субъекта, проявляемых им в деятельности, сопровождается одновременно и поиском смысла жизни как экзистенциальной вершины познания мира. Это хорошо выразил Ф. Ницше: «У кого есть „зачем" жить, может выдержать почти любое „как"». В психологическом плане смысл жизни рассматривается: а) как психическое образование со своей структурной иерархией, сис- темой больших и малых смыслов; б) как психологический механизм, функция которого существенно обусловливает поведение человека и становление его личности (Чудновский, 1998). Смыслопоисковая деятельность раскрывает всю полноту природы познающего субъекта, особенно его мышления, новизну в понимание которого внес С. Л. Рубинштейн и его ученики, создав теорию мыш- ления как дея тельности и как процесса. Мыслительная деятельность – это рациональная деятельность. Проблема рациональности актуальна как проблема ментальной сущно сти по знающего субъекта. Понятие рациональности достаточно многозначно по смыслу. В целом рациональное как понятие означает в своем смысловом ядре сочетание двух основных значений – разум- ного и соизмеримого как в сознании, так и в деятельно сти. Многооб разие форм деятельности порождает многообра зие и форм рацио нальности знания, и рациональности дейст вия, показы- вающих относитель ность, противоречивость и историчность рацио- нального, кото рое преодоле вается динамичным развитием субъекта. Но сителем рационального сознания, реализующим его в ра- циональной дея тельности, является субъект, располагающий раци- ональными и ир рацио нальными формами познания в их единстве.230 Деятельность, как выше отмечено, протекает в многообразных формах. Отсюда – много образие форм рационального – познаю- щее мышление, наука, искус ство, мораль, ценности, повседневный и ис торический опыт, поведение лю дей, поскольку соот ветствует опре деленным условиям и нормам, так же как и формы социальной орга ни зации и общественной практики вообще. Эти формы пока- зывают противоречи вость и историчность рационального, кото рое преодолевается продолжающимся развитием. Существует, следова- тельно, не только рациональное, но и нерациональ ное, внерацио- нальное, иррациональное, сопровождающее деятельность субъекта, отражающее его самочувствие, экзистенциальность бытия. Эти психические особенности познающего субъекта проявляются при взаимодействии с объектом и обусловлены им. С. Л. Рубинштейн разработал всеобщий принцип детерми низма: деятельность субъекта определяется своим объектом не прямо, а лишь опосредствованно, через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). Причем внешние причины дей ствуют только через внутрен ние условия того, на кого или на что эти внешние воздейст вия оказываются (Рубинштейн, 1957). Таким образом, согласно С. Л. Ру- бинштейну, при объяснении любых психиче ских явлений личность высту пает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внеш ние воздействия. Обратимся к анализу особенностей познавательной деятельнос- ти, понимая ее не только как поиск истины (в науке), но и как поиск смысла. В этом поиске субъект ищет не только общий смысл бытия, но и свой собственный смысл – смысл жизни, косвенным результатом которого является поиск своей идентичности, смысла своего Я, поиск сути своей природы, самопознание. И здесь, как нигде, наиболее ярко наблюдаем единство рационального и иррационального. Говоря об иррациональном в познании, мы выходим на его но- сителя – субъекта, который непосредственно осуществляет процесс познания, и без которого процесс познания невозможен. Но субъект действует не в каком-то виртуальном простран стве как абстракт- ный субъект, это – прежде всего «живой», онтический субъект, об- ладающий всеми конкретными онтологиче скими, антропологически- ми, психологи ческими, гносеологическими и др. характеристиками. В условиях постнеклассиче ской науки при формировании кар- тины мира современная эпистемологическая па радигма учитывает при роду познающего субъекта в его соотношении с объектом. Отсюда проблема взаимоотношения рационального и иррационального в на- учном познании и в поиске смысла в целом требует учета соци ально- психологического фактора, объяснения эмоциональных проявлений, 231 интуиции, антропологических и дологических характеристик по- знающего субъекта, сопровож дающих познавательную, в том числе научную деятельность, как ее внутренний латент ный фон. Таким образом, в современной эпистемологии актуальным явля- ется поиск новых, более адекватных форм научной рациональности, со ответствующих более глубокому про никновению в тайны и позна- ния в целом и научного творче ства в частности. Введем понятие «гибкая рациональность», характеризующее когнитивную природу познающего субъекта в его деятельности. Мы считаем, что любая рациональность является в той или иной мере «гибкой». «Гибкая» ра циональность предстает как логиче ское познание в сочетании с дологическими и антропо логическими пред- посылками. «Гибкую» ра циональность мы сопоставляем с «жест- кой». Основное расхожде ние ме жду ними – по способам познания как когнитивной деятельности, по ниманию при роды познающего субъекта и по вопросу о соотношении объ екта и субъекта. «Жесткая» рациональность как антипод «гибкой» ра циональности ассоцииру- ется нами с относительно устойчивой со вокуп ностью правил, норм, стандартов, эта лонов мыслительной и предметной дея тельности определенного сообщества; с фор мальной логикой, классическим типом рациональности, метафизическим способом мышления, при- нципом однозначной детерминации, линейности и др. Прежде всего, скажем о самом термине «гибкость» как о критерии различия гибкой и жесткой рациональности. На наш взгляд, в понятии гибко сти можно вычленить такие аспек- ты: 1) определенное непосредственно данное и яв ное качество субъ- екта, его онтологию; 2) качества субъекта, приоб ретаемые как новые во взаимодействии его с окружаю щей средой в процессе деятельности; 3) качества субъекта, формирующиеся, проявляемые в определенных обстоятельствах на основе определенной методологии, а до этого – «таящиеся», скрытые, латентные. Применяя понятие гибкости к рациональности, мы выходим к определенному пони манию природы рацио нальности, прежде всего – научной. Гибкость научной ра- циональности – проблема пока детально не изученная и не решенная философами. Но исход ным пунктом для ее решения, «ниточкой», которая может привести к ус пеху, может служить обращение к корням рациональности, к ее онтологии – обы денному. Именно особенности онтологии субъекта, определенные его ан трополо гические и пси- хологические характеристики придают рационально сти гибкость. Ка кие же это характеристики? В психологической литературе гибкость мышления рассмат- ривается как свой ство продуктивного мышления, проявляющееся 232 в пере стройке имеющихся способов реше ния задачи, в изменении способа, пе рестающего быть эффективным, на опти мальный (Гил- форд, 1968; Ермакова, 1987; Калмыкова, 1981). Решая про блему, субъ- ект: выделяет в объ екте его свойства, скрытые до этого от субъ екта; выделяет новое, переоценивает, пе рестраивает образ ситуации; ищет возмож ности преобразования предыду щего опыта; активно преоб- разует как знания, так и свою деятельность в но вых условиях; пере- страивается сам, становится гибким. Мышление предстает как твор- ческий процесс, в котором преобразование объектов осуществляется с использованием меха низма – анализ через синтез. Аспектами гибкости рациональности мышления в ее онтоло- гии можно считать чут кость, зоркость, проницательность, глубину, историзм мышления, его диа лектичность, мудрость. В основе всех этих ипостасей гибкости мышления лежит знание и высо кая чувстви- тельность, резонансная настроенность на объект. Антиподы гибкой рациональности мышления: догматизм, ригоризм, косность мыш- ления, ригидность (перцептивная, аффективная, мотивационная), эгоцентризм, повышенная само оценка, узость интересов, упрямство, игнорирование других альтернатив. На основе идей С. Тулмина (Тулмин, 1984) и В. Поруса (По- рус, 1999) о роли субъекта и понимания в познании можно определить гибкую рациональность как действие человеческого ин теллекта в сфе- ре научной деятельности на основе не только и не столько соблюдения логиче ских законов и правил, сколько с учетом процесса и способов, методов полу чения знания, а также эволюции понимания знания самим субъектом. Такое представление о ра циональности включает в себя более глу- бокое понимание возможностей познания, нежели в случае простого соблюдения законов и правил логики. Логические методы познания служат лишь инструментом по знания. Главное в познании – дея- тельность ученого как субъекта познания и адекватное соответст- вие процесса получения знания, особых стандартов рассуждения субъекта процессу познания в целом. Можно рассматривать данную точку зрения как стремление субъекта познания адекватно отразить в вербальной форме все нюансы взаимосвязи объекта и субъекта познания, как стремление наиболее полно выявить особенности перехода от абстрактного к конкретно-всеобщему с учетом особен- ностей эволюции взаимосвязи объекта и субъекта познания. Такая рациональность является гибкой. Она дополняет «клас сическую» (логически «жесткую») научную рациональность. Поиск истины в науке как смысл деятельности ученого сочетает оба вида рациональности – «жесткую» и «гибкую».233 В философском смысле «гибкая» рациональность как логическое познание учитывает роль предпосылоч ного зна ния, методологии, культурно-исторических условий научного творчества по знающего субъекта и соотносит ее со своим прошлым посредством оборачива- ния метода и уплотнения научного знания, обнаруживая в себе ростки бу дущего. Гиб кость характе ризует субъекта со стороны его первич- ных антропологических и психологических характеристик, а также со стороны приобретаемого нового или проявляющегося латентного качества субъекта в его деятельности по взаимодей ствию с окружаю- щей сре дой. Гибкость сознания познающего субъекта рассмат ривается как эффективное свойство сознания, способствующее совершенст- вованию, трансформации и модернизации методологии реше ния практических и теоретических задач. Исходя из данных соображений, гибкая рациональность харак- теризуется нами как проявление человеческого интеллекта в сфере философии и науки на основе не только и не столько соблюдения логических законов и правил, сколько с учетом це лерациональности и целесообразности познавательного процесса, различных спосо бов, методов (индуктивных, дедуктивных и др.) получения знания, а также эволю ции понимания знания самим субъектом. Такое представле- ние о рациональности включает в себя более глубокое по нимание возможностей познания, нежели в слу чае простого соблюдения за- конов и правил логики. Гибкая рациональность – это свободное развертыва ние ментальной сущности активно познающего субъекта, его самосознания в процессе деятельности. Гибкая рациональность свойственна постнеклассическому типу рацио нально сти, сочетающему как диалектическое мышление, достиг- шее стадии конкретной всеобщности в теоретическом сознании, так и синергетическое мышление, демонст рирующее нелинейность, стохас- тичность процесса по знания. Истоки гибкой рацио нальности складыва- лись и в других историче ских типах рациональности. При этом гибкая рациональность предстает как высшая форма стратегии познания. Гибкая рациональность имеет две «ипостаси» – гибкость рацио- нальности как знания и гибкость рациональности как деятельности, включающая гибкость методо логии самой деятельности. Гибкая рацио нальность – это разверты вание ментальной сущ- ности активно познающего субъекта, его самосознания в процессе деятельности. Становление гибкой рациональности – процесс ве- роятностный, а не алгоритмизированный. Таким образом, задача и смысл науки, научной деятельности субъекта – дать всеобъемлющую картину знаний не только об объ- екте исследования, но и о самом субъекте – «живом», настоящем, 234 дей ствующем субъекте, создающем картину мира об объекте в со- ответствии со своим ментальным опытом; включить субъекта в ту картину мира, которую он изучает – как его неотъ емлемую часть, причем – наиболее активную, ве сомую, результативную, эффектив- ную, системообразующую, без которой нет как объекта познания, так и самого про цесса познания в целом. Можно сказать, что поиск смысла есть познавательный процесс с доминантой гибкой рациональности, а результат этого процесса, т. е. обретение смысла, есть процесс с доминантой жесткой рациональ- ности как ядра деятельности. Ведь, найдя смысл, субъект обретает себя, становится «субъективно неуязвимым», «его ничем не одоле- ешь». Смысл (ценности, взгляды и т. п.) становится особой духовной реальностью обновленного субъекта. В процессе становления участвуют различные методы и фор- мы рационального познания и формы иррационального познания (например, интуиция, воображение, сомнение), адекватные рас- крывающимся новым возможностям познающего субъекта, заин- тересованного в реализации своих потен циальных когнитивных возможностей и способностей. Ведь «всякая собственно мыслитель- ная форма по идее должна снимать и свертывать в себе длинный и слож но организованный процесс последова тельных и звездообразно стыкующихся мыслительных, рефлексивных и метамысли тельных фиксаций, а понимание этой мыслитель ной формы предполагает обратный процесс развертывания (по сути дела, декодирования) всей этой сложной по следо вательно сти мыслительных, рефлексив- ных и метамыслительных пре обра зова ний» (Щедровицкий, 1986). А генера тором всех этих переплетений и преобразований явля ется субъ ект, активность его сознания и самосознания, проявляющиеся в деятельности. Как говорил Ницше, «свет внутри меня». Говоря о гибкой рациональности поиска смысла, отметим еще две его составляющую – лингвистическую и коммуникативную. Все свои действия познающий субъект сопровождает в общении посредством языка, речи (внутренней или внешней), выражает свои знания, мысли в знаковой форме. А смысл есть содержание того или иного выражения (знака, слова, предложения, текста). Употребляя те или иные языковые выраже ния, субъект показывает уровень по- знания смысла, а также осмыслен ность самого языкового выражения. Язык выступает сред ством, инструментом членения и осмысления мира (Витген штейн, 1921). В основе осмысления лежит понимание. Смысл и есть структурное представление процессов понимания, структурный коррелят самого пони мания, задающий особую форму существова ния знаков.235 С рождением когнитивных наук фиксиру ется форма гибкой рациональности – когниция, концепт, категория (как граммати- ческая форма). Различные языковые струк туры соответствуют фор- мам выражения когнитивного содержания. Они все гда адекват- ны культуре мышления познающего субъекта, его исторической эпохе. В настоящее время интенсивно развиваются ис следования по совер шенствованию языковых средств выражения новых форм ра циональности. Когнитивная наука выделяет и описывает концепт как опорный пункт чело веческого знания. Концепт как языковое средство есть универсальный способ превращения объективного мира в мир человеческого (смыслового) бытия. Концепт реализует- ся в слове, в словосочетании, высказывании, дискурсе. Результаты исследования генезиса и функционирования языкового сознания подтвердили актуальность выдвижения и дальнейшего изучения когнитивными науками, прежде всего когнитивной лингвистикой, антропоцентриче ского фактора, подчеркивающего значимость и ак- тивную роль говорящего субъекта в процессах смыслопорождения и конструирования языковой, а вместе с ней – и общей картины мира. Язык фиксирует индивидуальные характеристики познающего субъекта как части этноса, а за ним стоящие характеристики самого этноса, его культуры, бытового и иного дискур са. Концепт, являясь элементом языковой картины мира как част- ного вида модели мира в целом, выполняет свои вербальные и ми- ровоззренческие функции: языковая картина мира строится как ре- зультат речемыслительной деятельности; выражаются глубинные смыслы познающего субъекта и его этноса; аккумулируется куль- турный уровень каждой языковой личности, включенной в кон- кретно-историческую эпоху; фиксируются культурные ценности, отношения, идеалы, этнопсихологические и этнолингвистические особенности определенного исторического времени. Подтвержда- ется антропоцентрический принцип устройства языка, согласно которому в основе языковой действительности находится сам че- ловек. В концепте субъект, реферируя получаемую в культурно- этническом социуме информацию, обрабатывает и пе рерабатывает ее, опираясь на определенные методологические предпосылки, установки, ценности. Концепт как «новый продукт» представ- ляет собой объективную информацию в субъек тивном видении, на основе и в соответствии со своими ментальными особеннос- тями, «когнитивной матрицей», аналитическими способностями, включая также и иррациональные формы познания. Так концеп- ты, прежде всего философские, предстают как регулятивы гибкой рациональности.236 Концепт вербально фиксирует результаты восприятия мира в про- цессе поиска смысла. Здесь уместно проанализировать высказывание С. Л. Рубинштейна: «Чувственное и смысловое содержание воспри- ятия… не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловлива ют и взаимопроникают друг в друга» (Рубинштейн, 2005, с. 235). С. Л. Рубинштейн не говорил непосредственно о концепте, но его отношение к идее Гельба и Гольдштейна, выдвинувших положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность», вызвало резкую критику: «Мы отвер- гаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека» (там же, с. 238). Используя концепт в качестве вербальной характеристики гибкой рациональности, мы тем самым солидарны с С. Л. Рубинштейном, что восприятие – это еще не логика, не рациональное, выраженное в категории. «Концепт – форма про то типической категоризации и ее результат. Иная ипостась концепта – быть регулятивом гибкой рациональности, проявляя свою сущность как единство и форма ра- ционального и иррацио нального познания в деятельности эмпиричес- кого субъекта, включенного в конкретный культурно-исто рический социум» (Масалова, 2006, с. 11). Организуя спо собы видения, констру- ирования реальности, кон цепт отличается от других конст руктов, обладающих чисто познавательными инст рументальными функци- ями, именно своей онтологической «наполненностью» – от ражением целостности спосо бов видения, конструирования и конституирования картины мира познающим эмпи рическим субъектом. Сущность смысла открыва ется также в его коммуникативной природе. Коммуникативная модель гибкой рациональности поис- ка смысла характеризует индивидуальность восприятия познаю- щего субъекта в процессе деятельности и общения и проявляется в социальном взаимодействии, в котором действующий субъект предстает «живой формулой», социальным «Я», предзадающим содер жание знания об объ екте индивидуальными «перспектива- ми» (Мead, 1950). Гарантом его «объек тивности» является не тот факт, что он адекватно отображает ре альный мир, а то, что он явля- ется выражением коллективно го опыта, передаваемого куль турой и существующего в этом плане независимо от индивидуального сознания. Поиск смысла диалогичен, «актуализироваться он может, лишь соприкоснувшись с другим (чужим) смыслом, хотя бы с вопросом во внутрен ней речи понимающего» (Бахтин, 1986).237 Таким образом, мы нашли аспект поиска смысла в деятельности посредством гибкой рациональности, которая характеризует позна- ющего субъекта во всей полноте его когнитивной природы. Проблема гибкой рациональности не решена, она находится лишь на стадии окончательного осознания необходимости ее дальнейшей более глу- бокой теорети ческой разработки. Впереди работы по нахождению меха низма, форм, методологии гибкой рациональности. Смысл и здесь выступает как динамическая система сознания, а мышление пред- стает и как процесс, и как деятельность. Идеи С. Л. Рубинштейна по- лучают в постнеклассической науке новую трактовку, новое видение. Литература Асеев В. Г. Мотивационные характеристики реализации смысловых устано- вок // Вопросы психологии. 1999. № 6. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М., 1986. Витген штейн Л. Логико-философский трактат. М., 1921. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A. M. Матюшкина. М., 1968. Ермакова Е. С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 2. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное (проблемы регуляции сознания). Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1988. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. Масалова С. И. Философские концепты как регулятивы гибкой рациональнос- ти: трансформация от античности до Нового времени. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006. Ойзерман Т. И. Рациональное и иррациональное. // Вопросы философии. 1977. № 2. Порус В. Н. Цена «гибкой» рациональности (о философии науки Ст. Тулмина) // Философия науки. Вып. 5. М., 1999. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2005. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. Чудновский В. А. К вопросу о структуре смысла жизни //Вопросы психологии. 1998. № 6. Чудновский В. Э. Смысл жизни как психологическая реальность // Вопросы психологии. 1999. № 1. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности – системно-структурное строе- ние, смысл и содержание // Системные исследования: Ежегодник. 1986. М., 1987. Мead D. The philosophy of the act. Chicago, 1950
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.