- 816 Просмотров
- Обсудить
Предпочтение и субъективная оценка различия акустических событий, преобразованных средствами звукозаписи В. Н. Носуленко, И. В. Старикова (Москва) В экспериментальном исследовании изучались особенности вос- приятия и оценки человеком звуков, преобразованных современ- ными системами звукозаписи. Необходимость такого исследования определяется отсутствием систематического анализа влияния новых характеристик акустического окружения человека на его восприятие. Подобное влияние возможно в связи с массовым распространением новейших разработок в области записи и кодирования аудиоинфор- мации. При этом в окружающей человека среде увеличивается доля «искусственных» звучаний, у которых нет выраженной предметной отнесенности к источнику. Возникают новые качества акустической среды, что требует новых подходов к их анализу (Носуленко, 1988). При организации исследования мы опирались на перцептив- но-коммуникативный подход и идею о воспринимаемом качестве объектов и событий окружающей среды (Носуленко, 2007). Воспринимаемое качество характеризует систему субъективно значимых свойств события, образующих ядро перцептивного опыта. Имеется в виду та сторона анализа предметного образа, которая связана с опосредованностью восприятия практической деятельнос- тью человека (Ананьев, 1960; Рубинштейн, 1957, 1959). Отношение субъекта к явлениям действительности формируется для каждого человека индивидуально в процессе всей его жизни. При этом «ди- намика осознания человеком различных сторон и явлений действи- тельности тесно связана с изменением их значимости для человека» (Рубинштейн, 1959, с. 159). Эта значимость выводит на передний план те или иные свойства действительности, те или иные ее сторо- ны, которые «осознаются прежде всего в их жизненно, общественно существенных свойствах, закрепленных практикой» (там же, с. 158). Такие существенные для субъекта свойства или стороны действи- тельности составляют ядро воспринимаемого качества и тормозят осознание незначимых (в данной ситуации, для данного субъекта и т. д.) характеристик, создавая «своеобразный рельеф того, что нами в каждый данный момент осознается, с выступлением на передний план одного и стушевыванием, схождением на нет другого, с фоку- сированием сознания на одном или ограниченном числе объектов» (Рубинштейн, 1957, с. 272). * Работа выполнена при финансовой под держ ке РГНФ, проект № 08-06-95072а/Чел.239 Такое представление о воспринимаемом качестве дает основание предположить, что содержание воспринимаемого качества совре- менной акустической среды будет связано с опытом прослушивания людьми звучаний и, в частности, с особенностями образования (пре- жде всего – музыкального) слушателя. Эта связь должна проявляться как в особенностях выбора предпочтений звучаний, обработанных разными способами, так и в субъективных оценках их различия. Учитывая относительную «новизну» сформированных при помощи современных технологий звуков, интерес представляет анализ выбора предпочтений по параметру «искусственности»–«естественности» звучания. Метод В наших экспериментах испытуемые прослушивали несколько музыкальных фрагментов. Каждый фрагмент был закодирован двумя наиболее распространенными в настоящее время способами. Таким образом были сформированы пары звуков, в каждой из которых можно было сравнить звучания разного типа кодирования. Исследование состояло из трех экспериментальных серий. В первой серии задачей испытуемого было выбрать из двух про- слушанных звучаний то, которое ему «больше нравится» (ответы: «первое», «второе» и «все равно»). Кроме того, испытуемый должен был оценить степень различия между двумя звучаниями по 8-балль- ной шкале. Вторая серия эксперимента была организована аналогично первой, но в ней была изменена основная задача испытуемому. Его просили выбрать из двух прослушанных звучаний то, которое является «более естественным». Так же, как и в первой серии, испытуемые оценивали степень различия между двумя звучаниями по заданной шкале. В третьей серии испытуемый прослушивал те же пары звучаний, но главной его задачей было подробно описать вслух, чем эти зву- чания различаются, в чем особенность каждого из звучаний в паре, какое из них больше ему нравится и почему. Так же, как и в первых двух сериях, испытуемого просили оценить степень различия между двумя звучаниями. Для эксперимента использовался набор из девяти музыкальных фрагментов, условно разделенных на «натуральные» и «искусствен- ные» звучания. Они различались как типом записанных музыкальных инструментов, так и наличием или отсутствием в звучании челове- ческого голоса. Длительность каждого фрагмента составляла 8–10 с. Каждый музыкальный фрагмент был подвергнут обработке, с це- лью получения двух разных форматов записи: WAV (так называемое 240 CD-качество) и mp3-формат. Выбор этих двух способов записи тесто- вых звуков был обусловлен тем, что стандарт mp3 был создан как более экономичная альтернатива формату WAV. Создатели стандарта mp3 нашли, по их мнению, способ существенно сократить объем аудио- файлов при сохранении качества звучания, аналогичного качеству компакт-диска. Это обусловило удобство записи музыки на мобиль- ных носителях и, как следствие, лавинообразное распространение звучаний mp3 среди огромной массы потребителей, особенно среди молодежи. Каждая пара звуковых фрагментов записывалось двумя способа- ми, отличающимися порядком следования звучания WAV и звучания mp3. Это позволило составить экспериментальную программу, исклю- чающую влияние порядка предъявления тестовых звуков. В экспериментах участвовало 35 испытуемых, 19 мужчин и 16 женщин в возрасте от 17–61 года. Каждого испытуемого просили заполнить специальную анкету, позволяющую выявить его уровень музыкального образования и опыт слушания музыки при помощи акустических средств. Таким образом, была выделена группа испыту- емых, условно названных «музыканты» (9 чел.), и группа испытуемых, обозначенных как «не музыканты» (26 чел.). Кроме того, испытуемые были разделены на тех, кто имеет опыт слушания «меньше или равно 15 часов в неделю» (18 чел.), и на тех, у кого опыт слушания «больше 15 часов в неделю» (17 чел.). В первых двух сериях экспериментальная программа содержа- ла 90 пар звучаний, составленных из выбранных 9 музыкальных фрагментов. Пары звучаний предъявлялись с помощью наушников. Использование наушников связано с желанием создать условия про- слушивания, максимально приближенных к повседневным условиям, так как основная часть людей в нашей выборке прослушивает музыку в наушниках. Управление предъявлением звуков происходило на экране ком- пьютера при помощи специальной программы. Результаты Полученные в первой экспериментальной серии результаты позво- ляют с уверенность говорить о том, что звучание типа WAV предпочи- тается значимо чаще, чем mp3. Эта тенденция отчетливо проявляется для всех типов звучаний и особенно ярко в двух фрагментах, которые являются записью симфонического оркестра. Исключением стали лишь три звучания. Первые два из них являются синтезированны- ми, и только одно из них относится к типу «естественных» (запись рояля). Однако о явном предпочтении того или иного способа записи 241 этого последнего звучания не позволяет говорить высокий процент безразличных ответов. Сравнение частот предпочтений различных групп испытуемых показало статистически значимое (p < 0,05) отличие данных, полу- ченных в группах «музыкантов» и «не музыкантов». Частота предпочтений звучания типа WAV почти всех музыкаль- ных фрагментов у «музыкантов» значительно выше, а частота предпоч- тения нейтральных ответов и звучаний типа mp3 ниже, чем у «не му- зыкантов». Исключением стал один синтезированный отрывок (№ 7), при прослушивании которого никто из испытуемых не смог отдать предпочтения одному из форматов звучания. Интересно также то, что, несмотря на относительно низкую час- тоту предпочтения звучаний типа mp3 «немузыкантами», уровень значимости (p < 0,05) отличия частоты предпочтения звучаний типа WAV от частоты предпочтения звучаний mp3 перешел данные, полу- ченные на натуральных музыкальных фрагментах. По показателю оценки различия между звучаниями WAV и mp3 значимо выделились два музыкальных фрагмента: № 7 (отдель- ный синтезированный инструмент) и № 9 (запись звучания рояля). При их прослушивании оценка различия между звучаниями двух фор- матов существенно ниже, чем для всех других фрагментов. Отметим, что на этих фрагментах нет также и явно выраженного предпочтения одного из форматов звучания. Анализ данных испытуемых, сгруппированных по опыту слуша- ния музыки с использованием акустических средств звуковоспро- изведения, не показал значимых различий как в характере выбора наиболее понравившегося звучания, так и в значениях субъективной оценки различия звучаний двух форматов. Во второй серии эксперимента испытуемых просили сравни- вать звуки разных форматов по параметру «искусственности» – «ес- тественности» звучания. Это позволило сопоставить две ситуации предпочтения: выбор «наиболее естественного» и выбор «наиболее понравившегося» звучания. Различие между двумя ситуациями проявилось в общей тенден- ции выбора предпочитаемого звука: во второй серии формат WAV предпочитается реже, чем в первой. По сравнению с первой серией, увеличилась доля выбора формата mp3 (с 0,27 до 0,35) и снизилась доля ответов «все равно» (с 0,19 до 0,12). Как следствие, во второй серии, в отличие от первой, показатели выбора предпочтения оказа- лись незначимыми для дифференциации звучаний разных форматов. Сравнивая средние оценки воспринимаемого различия между двумя форматами звучания, можно отметить, что характер распре-242 деления оценок во второй серии практически не изменился, по срав- нению с первой (коэффициент корреляции r 2 = 0,98). Нет также зна- чимых различий и между величинами оценок. В то же время выделилась группа из семи испытуемых, у которых резко изменилась направленность предпочтения. В первой серии эти испытуемые отдавали предпочтение преимущественно звукам WAV, тогда как в задаче выбора наиболее естественного звучания их выбор сместился в сторону формата mp3. Полученные результаты показали, что ситуации выбора звучания, которое «больше нравится» и выбора «более естественного» звука оказались для ряда испытуемых принципиально различными. Третья серия экспериментов направлена на анализ критериев выбора предпочтений при сравнении звучаний, закодированных разными способами. Полученные в эксперименте вербализации подвергались анализу с помощью процедуры, описанной в работах (Носуленко, 2007; Носуленко, Самойленко, 1995; Самойленко, 1986). Результат показал, что частота использования разных вербальных категорий для описания музыкальных фрагментов связана как с ти- пом самого фрагмента, так и со способом кодирования записанного звука. Особенно выражен этот результат в вербальных портретах звучаний, характеризующих представленность значимых признаков сравниваемых звуков. Обнаружены различия между звучаниями раз- ных форматов в конкретном составе и относительной иерархии таких признаков для каждого из прослушиваемых фрагментов. При этом состав вербальных категорий, которые испытуемые используют в своих описаниях, связан с тем, какой формат записи предпочитает испытуемый. Таким образом, можно говорить о различных критериях выбора предпочтений. Заключение Полученные результаты показали, что выбор предпочтения определенного способа кодирования связан с типом музыкального фрагмента, с уровнем музыкального образования слушателя, а также с решаемой испытуемым задачей. Величина субъективной оценки различия при сравнении звучаний разного формата также оказалась связана с типом музыкального фрагмента. Анализ вербальных описаний, полученных от испытуемых в процессе сравнения музыкальных фрагментов, позволил выявить содержание воспринимаемого качества сравниваемых звучаний и тем самым дифференцировать критерии выбора испытуемыми звучаний, закодированных разными способами.243 Литература Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Носуленко В. Н. Психофизика восприятия естественной среды // Проблема воспринимаемого качества. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988. Носуленко В. Н. Психологические характеристики человека и изменения окружающей среды // Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде. М.: Начала-пресс, 1992, С. 81–90. Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в окружающей среде // Психология и окружающая среда. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. С. 11–50. Самойленко Е. С. Операция сравнения при решении когнитивно-коммуника- тивных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП АН, 1986. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.