- 839 Просмотров
- Обсудить
К вопросу изучения мышления в аспекте социализации Л. В. Хохоева (Владикавказ) Психология мышления выступает одной из наиболее актуальных и до сих пор недостаточно разработанных проблем современной психологии. Содержание понятия «мышления» во многом определя- ется теми теоретическими положениями, которых придерживается исследователь. Существует ряд подходов к определению сущности мышления как процесса познавательной деятельности. Рассмотрим некоторые из них. Знакоцентристский подход. Изучением мышления с позиции данного подхода занимались К. Бюлер, Л. С. Выготский, В. Келер. Сущность данного подхода заключается в том, что именно речь (сло- во-знак) является главным фактором психического развития ребенка в целом и мышления в частности. Мышление с позиции деятельностного подхода рассматривали А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. По мнению С. Л. Рубинштейна, «мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышле- ния» (Рубинштейн, 1999, с. 311). Слово, обозначающее вещь, зависит 267 от «восприятия этой вещи, от практического контакта с ней в реаль- ной наглядной ситуации общения; и лишь вторично, по мере своего формирования, слово начинает влиять на выделение определенных сторон в восприятии предмета» (Брушлинский, 1990, с. 51). Мышление с позиции деятельностного подхода можно определить как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью пси- хический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникаю- щий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» (Брушлинский, 1990, с. 72). Информационный подход. К представителям данного подхода можно отнести таких исследователей, как Н. Винер, Ю. М. Каныгин, И. А. Полетаев, Д. А. Поспелов, Ю. А. Шрейдер. Мышление с позиции информационного подхода рассматривается как один из способов обработки информации. Однако данный подход к мышлению пред- ставляется несколько односторонним, поскольку здесь исключается учет и влияние социальной сущности человека, его индивидуально- психологических особенностей. Важным для исследования мышления в контексте социализации является рассмотрение мышления в аспекте коммуникации. Не вызывает сомнения тот факт, что мышление включается в про- цесс познания людьми друг друга. Мышление как компонент общения между людьми в ходе их совместной деятельности может выступать в разных качествах: интерпретация реакций и движений другого человека; понимание (интерпретация, объяснение, предсказание) результатов предметных действий (непосредственно наблюдаемых или зафиксированных ранее) человека и деятельности в целом, по- ступка; понимание речевой продукции (устной и письменной) (Ти- хомиров, 2002, с. 156). Необходимо отметить существующую связь процессов социализа- ции и мышления. Так, Ч. Х. Кули, У. И. Томас и Ф. Знанецкий, Дж. Г. Мид характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида. У. М. Уэнтворт предлагает рассматривать социализацию как интеракцию, которая есть диалог «активностей». Важнейшей идеей Ж. Пиаже является утверждение, что «источником формирующегося мышления ребенка выступает его социализация, которую он понимает как общение между собой «индивидуальных сознаний» (Голованова, 2004, с. 43). По мнению А. А. Бодалева, О. К. Тихомирова, мышление включается в процесс познания людьми друг друга и выступает компонентом общения в ходе совместной деятельности людей.268 Таким образом, мы приходим к следующему выводу: мышление как высшая психическая функция складывается и развивается в про- цессе социализации. Более того, мышление обнаруживает себя только в обществе, в процессе общения и взаимодействия между людьми. В ходе анализа мышления необходимо учитывать то, что процесс мышления на любом этапе развития и в любой деятельность прямо или косвенно опосредован мышлением другого человека. Литература Брушлинский А. В. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2002.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.