Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (47)

Особенности развития одаренности у детей  дошкольного возраста Е. С. Белова (Москва) В настоящее время отмечается возрастание интереса к вопросам  раннего выявления и развития одаренности. Понимание значи- мости дошкольного возраста как одного из важных периодов в раз- витии одаренности обусловливает проведение специальных иссле- дований особенностей развития высокого творческого потенциала  у детей-дошкольников. В отечественной психологии разработаны концептуальные поло- жения, которые могут выступать теоретической базой для подобных  исследований. Представления С. Л. Рубинштейна о способностях, одареннос- ти имеют большое значение для понимания специфики развития  и изучения детских дарований и могут рассматриваться как осново- полагающие для последующих исследований проблемы одаренности  на разных возрастных этапах развития человека. Ученый подчеркивал, что при решении вопроса об одаренности  важно помнить о единстве человеческой личности. Истинный облик  одаренности человека, по мнению С. Л. Рубинштейна, раскрывается  в единстве общих и специальных способностей, взятых в их взаимо- проникновении, при этом общая одаренность выступает не только  предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности.  Раскрывая определение общей одаренности, С. Л. Рубинштейн со- относил ее с совокупностью всех качеств человека, включая как ин- теллектуальные, так и все другие свойства и особенности личности,  в частности эмоциональной сферы, темперамента и т. д. * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-00588а. 298 Дошкольный возраст в современной психологии рассматривается  как один из важнейших этапов развития самосознания, формирова- ния эмоциональной сферы ребенка и раскрытия его потенциальных  возможностей, в том числе и творческих. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской  творческой одаренности (Матюшкин, 1989), проявляется часто уже  в дошкольном возрасте. Однако реализуется в дальнейшем, как пока- зывают исследования, крайне недостаточно. Одна из причин – разви- тие творческих способностей, дарований дошкольника в определен- ном отрыве от его эмоционально-личностных проявлений. Ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность,  в процессе которой формируется система представлений ребенка  о самом себе, проявляется и развивается воображение, раскрывается  интеллектуальный, творческий потенциал. Творчество становится  значимым фактором развития личности ребенка. Основываясь на концепции «Творческой одаренности» А. М. Ма- тюшкина, творческий потенциал рассматривался нами как творческие  возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся  по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в про- цессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода  вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и пр. Основой  неординарных дарований ребенка является высокий творческий  потенциал, который характеризуется стойкой познавательной мо- тивацией, выраженной познавательной активностью, опережением  в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству  в игре и других видах деятельности. Процесс раскрытия высокого творческого потенциала – основы  детской одаренности, складывающегося из взаимодействия когни- тивных и некогнитивных индивидуальных качеств ребенка-дошколь- ника – во многом определяется возрастными особенностями его  развития. С целью более подробного изучения особенностей развития ода- ренности в дошкольном возрасте было обследовано 30 детей 5–6 лет,  обладающих высоким творческим потенциалом (получившим вы- сокие оценки по тесту П. Торренса на творческое мышление и ярко  проявляющим творческие способности в игре, конструировании  и других видах деятельности). Использовались следующие методики:  Фильм-тест Р. Жиля на выявление конкретно-личностных отношений  ребенка с окружающими, некоторых поведенческих характерис- тик и черт; проективные методики «Рисунок семьи», «Два домика»;  наблюдение за детьми в процессе игр и занятий; беседы с детьми,  родителями, воспитателями. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.299 Специфика представлений ребенка-дошкольника, обладающего  высоким творческим потенциалом, о самом себе, ролевых взаимо- отношениях, своей роли в семье, детском коллективе обусловлена  особенностями его общения с родителями, педагогами, другими  детьми, а также опытом разнообразной деятельности в семье и вне  ее (в детском саду, на детской площадке и т. д.). Определяющим фактором в осознании своих возможностей,  формировании умения и желания общаться, развитии чувства уве- ренности одаренного ребенка является позитивный опыт общения  с родителями в семье. Негативный опыт общения с родителями пре- пятствует установлению нормальных отношений не только с близ- кими, но и с другими взрослыми. Появляется неуверенность, резко  снижается стремление к общению с взрослыми. Эмоционально-личностные отношения дошкольников, облада- ющих высоким творческим потенциалом, с другими людьми (мать,  отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья, преподаватели)  характеризуются преобладающим выбором как наиболее значимых:  матери (37,8 % выбора), братьев, сестер (28,4 %), родителей как семей- ной пары (25,6 %), отца (22,6 %). Профиль личностных качеств, влияющих на социальное поведе- ние творчески одаренных детей, отражает две выраженные тенден- ции: стремление к общению (33,2 % выбора) и стремление к уедине- нию (24,3 % выбора). Литература Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.  1989. № 6. С. 29–33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar