- 709 Просмотров
- Обсудить
Особенности развития одаренности у детей дошкольного возраста Е. С. Белова (Москва) В настоящее время отмечается возрастание интереса к вопросам раннего выявления и развития одаренности. Понимание значи- мости дошкольного возраста как одного из важных периодов в раз- витии одаренности обусловливает проведение специальных иссле- дований особенностей развития высокого творческого потенциала у детей-дошкольников. В отечественной психологии разработаны концептуальные поло- жения, которые могут выступать теоретической базой для подобных исследований. Представления С. Л. Рубинштейна о способностях, одареннос- ти имеют большое значение для понимания специфики развития и изучения детских дарований и могут рассматриваться как осново- полагающие для последующих исследований проблемы одаренности на разных возрастных этапах развития человека. Ученый подчеркивал, что при решении вопроса об одаренности важно помнить о единстве человеческой личности. Истинный облик одаренности человека, по мнению С. Л. Рубинштейна, раскрывается в единстве общих и специальных способностей, взятых в их взаимо- проникновении, при этом общая одаренность выступает не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Раскрывая определение общей одаренности, С. Л. Рубинштейн со- относил ее с совокупностью всех качеств человека, включая как ин- теллектуальные, так и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента и т. д. * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 09-06-00588а. 298 Дошкольный возраст в современной психологии рассматривается как один из важнейших этапов развития самосознания, формирова- ния эмоциональной сферы ребенка и раскрытия его потенциальных возможностей, в том числе и творческих. Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской творческой одаренности (Матюшкин, 1989), проявляется часто уже в дошкольном возрасте. Однако реализуется в дальнейшем, как пока- зывают исследования, крайне недостаточно. Одна из причин – разви- тие творческих способностей, дарований дошкольника в определен- ном отрыве от его эмоционально-личностных проявлений. Ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, в процессе которой формируется система представлений ребенка о самом себе, проявляется и развивается воображение, раскрывается интеллектуальный, творческий потенциал. Творчество становится значимым фактором развития личности ребенка. Основываясь на концепции «Творческой одаренности» А. М. Ма- тюшкина, творческий потенциал рассматривался нами как творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в про- цессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и пр. Основой неординарных дарований ребенка является высокий творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной мо- тивацией, выраженной познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности. Процесс раскрытия высокого творческого потенциала – основы детской одаренности, складывающегося из взаимодействия когни- тивных и некогнитивных индивидуальных качеств ребенка-дошколь- ника – во многом определяется возрастными особенностями его развития. С целью более подробного изучения особенностей развития ода- ренности в дошкольном возрасте было обследовано 30 детей 5–6 лет, обладающих высоким творческим потенциалом (получившим вы- сокие оценки по тесту П. Торренса на творческое мышление и ярко проявляющим творческие способности в игре, конструировании и других видах деятельности). Использовались следующие методики: Фильм-тест Р. Жиля на выявление конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, некоторых поведенческих характерис- тик и черт; проективные методики «Рисунок семьи», «Два домика»; наблюдение за детьми в процессе игр и занятий; беседы с детьми, родителями, воспитателями. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.299 Специфика представлений ребенка-дошкольника, обладающего высоким творческим потенциалом, о самом себе, ролевых взаимо- отношениях, своей роли в семье, детском коллективе обусловлена особенностями его общения с родителями, педагогами, другими детьми, а также опытом разнообразной деятельности в семье и вне ее (в детском саду, на детской площадке и т. д.). Определяющим фактором в осознании своих возможностей, формировании умения и желания общаться, развитии чувства уве- ренности одаренного ребенка является позитивный опыт общения с родителями в семье. Негативный опыт общения с родителями пре- пятствует установлению нормальных отношений не только с близ- кими, но и с другими взрослыми. Появляется неуверенность, резко снижается стремление к общению с взрослыми. Эмоционально-личностные отношения дошкольников, облада- ющих высоким творческим потенциалом, с другими людьми (мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья, преподаватели) характеризуются преобладающим выбором как наиболее значимых: матери (37,8 % выбора), братьев, сестер (28,4 %), родителей как семей- ной пары (25,6 %), отца (22,6 %). Профиль личностных качеств, влияющих на социальное поведе- ние творчески одаренных детей, отражает две выраженные тенден- ции: стремление к общению (33,2 % выбора) и стремление к уедине- нию (24,3 % выбора). Литература Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.