- 865 Просмотров
- Обсудить
Гендерный аспект развития креативности у детей 9–10 лет с разной степенью ювенильности О. В. Карпенко, С. В. Зверева (Санкт-Петербург) С овременные исследования убедительно доказывают существо- вание такого конституционального признака как ювенильность, а также растущее число детей, имеющих этот признак. В ненаучной литературе их называют «дети-индиго», «дети нового сознания», «дети будущего». Еще в начале XX в. Л. Больк и его последователи рассматривали эволюцию человека как удлинение (пролонгирование) ранних стадий онтогенеза и накладывание их на более поздние ста- дии (Козырева, 2006, с. 46). В результате у взрослых представителей вида сохраняются ювенильные или инфантильные качества. Первым, кто доказал существование ювенильного типа личности был Я. Я. Ро- гинский (по его терминологии, «инфантильный»). (Рудкевич, 2004, с. 97–98) Среди последних исследований по данной теме следует от- метить работы Л. А. Рудкевича, давшего определение ювенильности как конституционального параметра, который выражается в усилении мозгового черепа (нейрокрана) с одновременным ослаблением лице- вого черепа (спланхнокрана) (Рудкевич, 2004, с. 180). Стоит отметить и работу Ю. К. Козыревой, в которой показано, что дети с высокой степенью ювенильности характеризуются высоким уровнем интел- лекта, а также более высоким уровнем регуляции сенсомоторной деятельности, более качественным и скоростным сенсомоторным реагированием, лучшей функциональностью произвольного вни- мания, чем у детей с низкой степенью ювенильности. Люди с высо- кой степенью ювенильности характеризуются также выраженной 346 амбидекстрией, слабостью нервной системы, большей гибкостью когнитивного стиля и большей контролируемостью действий, а также более высоким уровнем развития креативного мышления (Козыре- ва, 2006, с. 140–142). В психологии креативность обычно понимается как общая спо- собность к творчеству. Она является, с одной стороны, личностной характеристикой человека, и в концепциях, например, А. Лука, А. М. Матюшкина понимается как особый склад личностных свойств, а с другой стороны, с точки зрения Г. С. Батищева, Я. А. Пономарева, Б. Карлофа, В. Н. Дружинина, – выступает в качестве специфической формы активности. (Суровцева, 2004, с. 1) Существует представление о том, что креативность – довольно позднее эволюционное приобре- тение, и выраженные творческие способности можно считать новым прогрессивным эволюционным признаком (Рудкевич, 2002, с. 23). Целью данной работы являлось исследование особенностей раз- вития креативности у высокоювенильных детей в сравнении с их низ- коювенильными сверстниками в контексте гендерных различий, а также выявление специфических психофизиологических маркеров высокой креативности. Исследование проводилось в гимназиях г. Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие практически здоровые в сомати- ческом и неврологическом плане дети 9–10 лет в количестве 60 чел.: 35 девочек и 25 мальчиков. В соответствии с целью нами был определен следующий блок методов: 1 Методика антропометрических измерений для определения степени ювенильности. А именно, измерение длины головы из- мерительной лентой. Измерение производится от выпуклого участка над корнем носа между бровями до наиболее выдающейся кзади точки затылка. Голова испытуемого при измерении нахо- дится во франкфуртской диагонали. Ювенильными считались мальчики с длиной головы (или максимальная длина головы, наибольший продольный диаметр головы) от 39 см, девочки – от 37 см. 2 Компьютерный вариант авторской программы комплексной рефлексометрии (тайм-тест): «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контро- лируемой временной организации» (Урицкий, Каменская, 2001). Данный метод позволяет оценить скоростные и качественные характеристики сенсомоторной интеграции. Каждому ребенку на экране монитора персонального компьютера предъявлялось 347 6 вариантов сенсорных цепей с короткой экспозицией зрительных и акустических стимулов, организованных в отдельные серии (число стимулов в сериях постоянно и равно 64). Зрительные и акустические раздражители во всех сериях имели одинаковые физические характеристики: зрительные были представлены кругами красного, синего и зеленого цветов с выровненной яр- костью; в качестве акустического раздражителя использовался гудок с частотой заполнения приблизительно в 900 Гц, громкос- тью 60 дБ и длительностью в 1000 мс. Серии различались между собой разной степенью упорядо- ченности межстимульных интервалов: присутствовал режим с хаотической размерностью при средней величине интерва- лов 1,5 с, режим с фрактальной размерностью при аналогичной средней величине интервалов и регулярный режим (ригидный) с константной величиной межстимульных интервалов 1 с. 3 Диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптированная А. Н. Ворониным). 4 Батарея тестов по изучению уровня развития творческого мыш- ления (тест Гилфорда–Торренса, модификация Е. Е. Туник). 5 Прогрессивные матрицы Дж. Равена (взрослый вариант) для опре- деления уровня развития интеллекта. 6 Опросник креативности Дж. Рензулли (для педагогов), создан- ный для оценки проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. 7 Полоролевой опросник С. Бэм для выяснения психологического пола ребенка. В ходе нашего исследования мы получили следующие ключевые результаты. Рассмотрим различия между высоко- и низкоювенильными детьми (высокоювенильными считались мальчики с длиной головы 41–42 см и девочки – 39–40 см; низкоювенильными считались маль- чики с длиной головы 39–40 см, девочки – 37–38 см). Результаты оценки уровня развития интеллекта и креативности (в баллах) представлены в таблице 1. Различия между данными выборками статистически достоверны по следующим параметрам: 1 Вербальная беглость (t эмп. = 4,7; t крит. = 3,3 при p < 0,001). 2 Вербальная гибкость (t эмп. = 3,8; t крит. = 3,3 при p < 0,001). 3 Вербальная оригинальность (t эмп. = 3,4; t крит. = 3,3 при p < 0,001). 4 Невербальная беглость–гибкость (t эмп. = 2,8; t крит. = 2,6 при p < 0,01). 5 Невербальная оригинальность (t эмп. = 5; t крит. = 3,3 при p < 0,001).348 6 Проявления креативности, доступные внешнему наблюдению (количество баллов по методике Дж. Рензулли) (t эмп. = 6,7; t крит. = 3,3 при p < 0,001). Из данной таблицы видно, что высокоювенильные дети характери- зуются бол ее высокими показателями развития всех компонентов креативности (вербальная и невербальная беглость, вербальная и невербальная гибкость, вербальная и невербальная оригиналь- ность, внешние проявления креативности). Таким образом, вы- сокоювенильные дети характеризуются более высоким уровнем развития креативности по сравнению с их низкоювенильными сверстниками. Результаты оценки психологического пола (в баллах). Как высо- ко-, так и низкоювенильные мальчики характеризуются психологи- ческой андрогинией (среднегрупповые показатели маскулинности и фемининности у них одинаковы по 48 и по 54 балла). Как высоко-, так и низкоювенильные девочки, напротив, обладают выраженной фемининностью (по шкале маскулинность среднегрупповое значение в первом случае 47, а во втором – 46 баллов, по шкале фемининности в первом случае 57, во втором – 56 баллов). Таким образом, психо- логический пол одинаково сформирован у мальчиков и у девочек, независимо от степени ювенильности. Также нами был произведен компонентный анализ данных. Он дал следующие результаты (см. таблицу 2). Данный компонентный анализ показывает довольно сильную связь между всеми характеристиками креативности и ювенильностью, причем связи между этими признаками с одним знаком. Что под- Таблица 1 Развитие интеллекта и креативности у высоко- и низкоювенильных детей Параметры Высокоювенильные дети Низкоювенильные дети Уровень развития интеллекта 62,0 + 9,0 65,0 + 11,0 Вербальная беглость 26,0 + 6,7 18,0 + 5,7 Вербальная гибкость 24,6 + 6,1 18,1 + 7,0 Вербальная оригинальность 17,0 + 5,8 12,0 + 5,7 Невербальная беглость–гибкость 53,8 +12,0 45,3 +11,0 Невербальная оригинальность 20,0 + 5,0 13,0 + 6,0 Проявления креативности, до- ступные внешнему наблюдению (по методике Дж. Рензулли) 32,0 + 3,5 26,0 +4,0349 тверждает наше предположение о том, что чем выше степень ювениль- ности, тем выше уровень развития креативности. Если анализировать данные, полученные с использованием тайм-теста, то можно сделать Таблица 2 1-й компонент, 21,11 % дисперсии Параметры Сила связи Невербальная креативность (тест Е. Торренса) +0,47 Вербальная беглость +0,68 Вербальная гибкость +0,57 Вербальная оригинальность +0,55 Невербальная беглость–гибкость +0,44 Невербальная оригинальность +0,64 Ювенильность +0,75 Внешние проявления креативности (методика Дж. Рензулли) +0,59 /dt/ (абсолютное значение времени реакции), скоростная серия фрактальной размерности +0,57 dt (общее время реакции, при котором учитываются как адекватные моторные ответы, так и фальстарты на стимулы), скоростная серия фрактальной размерности +0,73 dt sound (абсолютное значение времени реакции на акустические стимулы), скоростная серия фрактальной размерности +0,71 /dt/\dt (коэффициент точности моторных ответов), зрительная мономодальная серия с регулируемым режимом организации межстимульных интервалов +0,5 /dt/ (абсолютное значение времени реакции), акустическая мономодальная серия с регулируемым режимом организации межстимульных интервалов +0,69 dt (общее время реакции, при котором учитываются как адекватные моторные ответы, так и фальстарты на стимулы), акустическая мономодальная серия с регулируемым режимом организации межстимульных интервалов +0,75 dt sound (абсолютное время реакции на акустические стимулы), акустическая мономодальная серия с регулируемым режимом организации межстимульных интервалов –0,53 R\S (индекс Херста, отражающий способность испытуемого извлекать из стимульных цепей с разной степенью временной упорядоченности информацию), акустическая мономодальная серия с регулируемым режимом организации межстимульных интервалов +0,59 /dt/ (абсолютное значение времени реакции), скоростная серия с хаотическим режимом межстимульных интервалов +0,51 dt (общее время реакции, при котором учитываются как адекватные моторные ответы, так и фальстарты на стимулы), скоростная серия с хаотическим режимом межстимульных интервалов +0,75350 вывод о том, что высокоювенильные дети более точно соблюдают инструкцию теста, работают чуть медленнее низкоювенильных детей, но совершают меньше ошибок. Таким образом, качество сенсомотор- ной интеграции у высокоювенильных детей с высокой креативностью существенно выше. Выводы 1 Показатели всех компонентов креативности (вербальная и не- вербальная беглость, вербальная и невербальная гибкость, вер- бальная и невербальная оригинальность, внешние проявления креативности) у высокоювенильных детей достоверно выше, чем у их низкоювенильных сверстников. 2 Мальчики, независимо от степени ювенильности, характеризу- ются психологической андрогинией. 3 Девочки, независимо от степени ювенильности, характеризуются выраженной фемининностью. 4 Качество сенсомоторной интеграции у высокоювенильных детей с высокой креативностью существенно выше, чем у низкоюве- нильных сверстников. Заключение В настоящее время проблема появления «детей нового созна- ния» активно обсуждается в различных периодических изданиях. Но в то же время анализ литературных источников показал недоста- точность экспериментальных данных по проблеме ювенильности и полное их отсутствие в отношении детей младшего школьного возраста. В ходе исследования полностью подтвердилась наша гипотеза о том, что дети с высокой степенью ювенильности характеризуются более высокими показателями развития креативного мышления, нежели их низкоювенильные сверстники. Результаты констатирующего эксперимента показали, что вы- сокоювенильные дети 9–10 лет характеризуются более высокими показателями креативности, при чем всех ее компонентов, чем их низ- коювенильные сверстники. Высокие показатели креативности при- сутствуют наравне у мальчиков и у девочек. Качество сенсомоторной интеграции у высокоювенильных детей также существенно выше, чем у их низкоювенильных сверстников. Также мы выяснили, что ювенильные мальчики характери- зуются психологической андрогинией, в отличие от ювениль- ных девочек, которые характеризуются выраженной феминин- ностью.351 Литература Козырева Ю. К. Психофизиологические особенности адаптации к школе де- тей с различной степенью ювенильности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. Рудкевич Л. А. Прогрессивные тенденции эволюции человека на современном этапе // Материалы ІV международного конгресса по интегративной антропологии. СПб., 2002. С. 23. Рудкевич Л. А. Я знаю будущее моего ребенка. Тайны наследственности. СПб.: Весь, 2004. Суровцева С. С. Исследование психофизиологических предпосылок разви- тия творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.