- 743 Просмотра
- Обсудить
Мотивы достижения как медиаторы между полимодальным Я и креативностью А. В. Челнокова (Пермь) Значительной частью обширного научного наследия С. Л. Рубин- шейна является изучение человеческой индивидуальности как во- едино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (1941, 1946, 1957). С. Л. Рубин- штейн заложил основы психологии творчества (1922, 1941, 1960), выделял среди свойств творческой личности глубину и остроту мысли, интеллектуальную инициативу, необычность постановки задачи и ее решения (1958), подчеркивал важную роль мотивации (1946). Благо- даря инициативе С. Л. Рубинштейна, его учеников и последователей проводились исследования творческой активности, мотивации твор- чества, особенностей творческой личности и механизмов творческой реализации. Эти подходы и фактические данные открывают пер- спективы исследования креативности как способности к творчеству в связи с особенностями личности и мотивации. В нашей работе изучались мотивы достижения как медиаторы меж- ду Я-концепцией и креативностью. Конструкт Я рассматривался в рам- ках концепции полимодального Я (Дорфман), мотивы достижения – с позиций концепции полимодальных мотивов достижения (Дорфман; Дорфман, Феногентова), креативный потенциал личности – по Хоугу (Gough, Heilbrun), креативное мышление – по Гилфорду (Guilford). В основу исследования были положены следующие предпосылки. Во-первых, были установлены взаимодействия личностных и когни- тивных характеристик у субъектов, различающихся по степени ориги- нальности мышления (Разумникова, Шемелина; МсCrae; Razumnikova, Volf, Tarasova). Во-вторых, субмодальности полимодального Я могут быть связаны и с полимодальными мотивами достижения (Дорфман, Феногентова, Дудорова; Дудорова), и могут вносить определенные вклады в креативность (Дорфман, Ковалева; Ковалева; Смирнова). В-третьих, полимодальные мотивы достижения могут быть связаны и с полимодальным Я (Дудорова), и с креативным мышлением (Ого- родникова, Дорфман).401 Тестировалась гипотеза о том, что субмотивы полимодальных мотивов достижения выступают в качестве медиаторов между суб- модальностями полимодального Я и креативностью (креативным потенциалом личности и креативным мышлением). В исследовании приняли участие 142 студента физического фа- культета Пермского государственного педагогического университе- та – 64 юноши и 78 девушек в возрасте от 16–22 лет. Субмодальности полимодального Я измерялись Пермским вопросником Я (Дорф- ман, 2008); субмотивы полимодальных мотивов стремления к успе- ху и избегания неудачи – Пермским вопросником полимодальных мотивов стремления к успеху и избегания неудачи (Феногентова); креативный потенциал личности – с помощью Контрольного каталога прилагательных Хоуга (Gough, Heilbrun); креативное мышление – тестом «Необычное использование предмета» (Аверина, Щебланова; Guilford; Wallach, Kogan). Данные обрабатывались с помощью путевого анализа в терминах структурных линейных уравнений: субмодальности полимодального Я являлись экзогенными факторами, субмотивы полимодальных мо- тивов достижения – факторами-медиаторами, креативный потенциал личности и креативное мышление – эндогенными факторами. Статистически наиболее вероятной и пригодной была модель, в которой креативный потенциал личности и креативное мышле- ние образовали два отдельных фактора. Значимые пути с положи- тельными коэффициентами прошли от Авторского Я к авторскому субмотиву стремления к успеху и далее, к креативному потенциалу личности. Были также обнаружены значимые пути с отрицательными коэффициентами от Авторского Я к авторскому субмотиву избегания неудачи и далее, к креативному потенциалу личности и креативному мышлению. Эти результаты свидетельствуют о том, что авторский субмотив стремления к успеху служит медиатором между Авторским Я и креативным потенциалом личности. Усиление выраженности этого медиатора приводит к тому, что Авторское Я способствует креативному потенциалу личности. Авторский субмотив избегания неудачи служит медиатором между Авторским Я, с одной сторо- ны, креативным потенциалом личности и креативным мышлением, с другой. Однако этот медиатор, наоборот, тормозит позитивные вклады Авторского Я в креативный потенциал личности и креативное мышление. Гипотеза о воплощенном, превращенном и вторящем субмотивах стремления к успеху и избегания неудачи как медиаторах между субмодальностями полимодального Я и креативностью не получила эмпирической поддержки.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.