Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (63)

Мотивы достижения как медиаторы между  полимодальным Я и креативностью А. В. Челнокова (Пермь) Значительной частью обширного научного наследия С. Л. Рубин- шейна является изучение человеческой индивидуальности как во- едино связанной совокупности внутренних условий, через которые  преломляются внешние воздействия (1941, 1946, 1957). С. Л. Рубин- штейн заложил основы психологии творчества (1922, 1941, 1960),  выделял среди свойств творческой личности глубину и остроту мысли,  интеллектуальную инициативу, необычность постановки задачи и ее  решения (1958), подчеркивал важную роль мотивации (1946). Благо- даря инициативе С. Л. Рубинштейна, его учеников и последователей  проводились исследования творческой активности, мотивации твор- чества, особенностей творческой личности и механизмов творческой  реализации. Эти подходы и фактические данные открывают пер- спективы исследования креативности как способности к творчеству  в связи с особенностями личности и мотивации. В нашей работе изучались мотивы достижения как медиаторы меж- ду Я-концепцией и креативностью. Конструкт Я рассматривался в рам- ках концепции полимодального Я (Дорфман), мотивы достижения –  с позиций концепции полимодальных мотивов достижения (Дорфман;  Дорфман, Феногентова), креативный потенциал личности – по Хоугу (Gough, Heilbrun), креативное мышление – по Гилфорду (Guilford). В основу исследования были положены следующие предпосылки.  Во-первых, были установлены взаимодействия личностных и когни- тивных характеристик у субъектов, различающихся по степени ориги- нальности мышления (Разумникова, Шемелина; МсCrae; Razumnikova,  Volf, Tarasova). Во-вторых, субмодальности полимодального Я могут  быть связаны и с полимодальными мотивами достижения (Дорфман,  Феногентова, Дудорова; Дудорова), и могут вносить определенные  вклады в креативность (Дорфман, Ковалева; Ковалева; Смирнова).  В-третьих, полимодальные мотивы достижения могут быть связаны  и с полимодальным Я (Дудорова), и с креативным мышлением (Ого- родникова, Дорфман).401 Тестировалась гипотеза о том, что субмотивы полимодальных  мотивов достижения выступают в качестве медиаторов между суб- модальностями полимодального Я и креативностью (креативным  потенциалом личности и креативным мышлением). В исследовании приняли участие 142 студента физического фа- культета Пермского государственного педагогического университе- та – 64 юноши и 78 девушек в возрасте от 16–22 лет. Субмодальности  полимодального Я измерялись Пермским вопросником Я (Дорф- ман, 2008); субмотивы полимодальных мотивов стремления к успе- ху и избегания неудачи – Пермским вопросником полимодальных  мотивов стремления к успеху и избегания неудачи (Феногентова);  креативный потенциал личности – с помощью Контрольного каталога  прилагательных Хоуга (Gough, Heilbrun); креативное мышление –  тестом «Необычное использование предмета» (Аверина, Щебланова;  Guilford; Wallach, Kogan). Данные обрабатывались с помощью путевого анализа в терминах  структурных линейных уравнений: субмодальности полимодального  Я являлись экзогенными факторами, субмотивы полимодальных мо- тивов достижения – факторами-медиаторами, креативный потенциал  личности и креативное мышление – эндогенными факторами. Статистически наиболее вероятной и пригодной была модель,  в которой креативный потенциал личности и креативное мышле- ние образовали два отдельных фактора. Значимые пути с положи- тельными коэффициентами прошли от Авторского Я к авторскому  субмотиву стремления к успеху и далее, к креативному потенциалу  личности. Были также обнаружены значимые пути с отрицательными  коэффициентами от Авторского Я к авторскому субмотиву избегания  неудачи и далее, к креативному потенциалу личности и креативному  мышлению. Эти результаты свидетельствуют о том, что авторский  субмотив стремления к успеху служит медиатором между Авторским  Я и креативным потенциалом личности. Усиление выраженности  этого медиатора приводит к тому, что Авторское Я способствует  креативному потенциалу личности. Авторский субмотив избегания  неудачи служит медиатором между Авторским Я, с одной сторо- ны, креативным потенциалом личности и креативным мышлением,  с другой. Однако этот медиатор, наоборот, тормозит позитивные  вклады Авторского Я в креативный потенциал личности и креативное  мышление. Гипотеза о воплощенном, превращенном и вторящем субмотивах  стремления к успеху и избегания неудачи как медиаторах между  субмодальностями полимодального Я и креативностью не получила  эмпирической поддержки.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar