- 1087 Просмотров
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\
Иудеи, похоже, переняли эгейскую часть своей культуры, которая была у них общей с наследниками тех, кто пришел в Британию в бронзовом веке, частично у данайцев Тира и савеев Харрана, но в основном (о чем уже было сделано предположение в главе четвертой) у филистимлян, под властью которых они находились довольно долгое время. Филистимляне, или пуресати, — иммигранты из Малой Азии, смешавшиеся с грекоговорящими критянами. Те, что пришли из Газы, принесли с собой культ Зевса Марнаса (говорят, это значит на языке критян «рожденный девой»), который существовал также в Эфесе, и в течение некоторого времени Пользовались эгейским письмом после того, как жители Библа приняли вавилонскую клинопись. Город филистимлян Аскалон, как сообщает Ксанф, лидийский историк древних времен, был основан неким Аскалом, дядей Пелопа из Эниты, на южном берегу Черного моря, где царем был Асиам, уроженец тех же мест. Среди филистимлян, упомянутых в Библии, есть Фирам и Анхус, которых можно отождествить с троянским и дарданским именами Приама и Анхиса. Дарданы были среди племен, возглавляемых хеттами, которых Рамсес II разгромил в битве при Кадеше в 1335 году до нашей эры. Возможно, что левитский список табуированных животных и птиц израилиты переняли у филистимлян, а потом записали в девятом веке до нашей эры, когда ликийская история о Прете, Антее и Беллерофонте была зачем-то переделана в историю Иосифа — Антея стала женой Потифара.
Эйвбери можно точно датировать концом третьего тысячелетия до нашей эры. Это круглое земляное укрепление с кольцом из ста столбов, внутри которого два отдельных святилища. Все камни очень массивные и необработанные. Святилища тоже представляют собой круги из столбов, точное число которых неизвестно, потому что многие исчезли, а оставшиеся стоят беспорядочно, так что сделать расчеты невозможно. Но, вероятно, их было по тридцать. Внутри обоих кругов были еще круги из двенадцати столбов. В одном из них стоял один алтарный столб, а в другом — три.
Сто месяцев — число лунных месяцев в пеласгийском Великом годе, который заканчивался примерным совпадением лунного и солнечного календарей, хотя куда более грубым, чем девятнадцатилетний год. Цари-близнецы правили по пятьдесят таких месяцев, отчего, по-видимому, и поставлены два храма. Если в одном храме столбов внешнего круга было 29, а в другом — 30, то они символизировали месяцы из двадцати девяти и тридцати дней, как в афинском календаре — лунный цикл длился 29 с половиной дней. По аналогии с описанием в Исходе (24:4) мы можем сделать вывод, что внутренние круги символизировали царя и его двенадцать вождей, хотя в одном случае центральных алтарей было три, возможно, в честь царя как трехголового Гериона.
Извилистая дорога пересекает Эйвбери с юго-востока на юго-запад и огибает два кургана, один — в виде фаллоса, а другой — в виде мошонки. На юге, дальше, поднимается холм Силбери, самый большой искусственный холм в Европе, стоящий на пяти акрах земли, с плоской вершиной того же диаметра, что Новая Мыза, но на тридцать футов выше. Я считаю, Силбери был британской Крепостью со Спиралями, как Новая Мыза — ирландской, и святилищем-оракулом Брана, как Новая Мыза — Дагды. Эйвбери не использовали для захоронений.
Есть еще одна интересная тема для поэтических размышлений. Почему порядок гласных в «Beth-Luis-Nion»-алфавите, А.О.U.Е.I., то есть фонетически выражающий прибывание и убывание года с и в качестве кульминации, был изменен в кадмейском и латинском алфавитах на А.Е.I.О.U.? Дело, вероятно, в числовых значениях, приписываемых гласным в средневековой ирландской литературе: А — 1, Е — 2, I — 3, 0 — 4. Число 5 соотносилось с В, первой согласной алфавита, но, вероятно, поначалу принадлежало U, то есть гласной, не имеющей числового значения в этой системе, но своим видом напоминающей латинскую цифру V. Если гласные рассматривались как выразители определенного времени года: А — Новый год, О — весна, U — лето, Е — осень и I — зима, то первоначальные числовые значения имеют поэтический смысл. А — 1, как новогодняя богиня начала; Е — 2, как осенняя богиня возбуждения и единоборства; I — 3, как зимняя богиня смерти, изображаемая в виде Трех парок, или Трех фурий, или Трех Грай, или Трехголовой собаки; О — 4, как весенняя богиня прибавления; U — 5, как летняя богиня, зеленая середина лета, царица всех пяти богинь. Дальше можно предположить, что первоначальные числовые значения пеласгийских гласных (А — 1, Е — 2, I — 3, О — 4, U — 5) дали мысль создателям кадмейского алфавита логически правильно расположить гласные, то есть в простой арифметической прогрессии.
Числовые значения, распределенные ирландцами между оставшимися буквами «Beth-Luis-Nion»-алфавита с тринадцатью согласными, были такими:
B Beth 5
L Luis 14
N Nion 13
F Fearn 8
S Saille 16
H Uath -
D Duir 12
T Tinne 11
C Coll 9
M Muin 6
G Gort 10
P Peth 7
R Ruis 15
Почему согласным дано то или иное число, можно спорить, но определенный поэтический смысл просматривается в некоторых случаях. Например, 9 — число, традиционно относящееся к «Соll» (орех, то есть дерево мудрости); 12 — число, традиционно относящееся к дубу (у царя-дуба двенадцать веселых дружков); 15 — число «Ruis», последнего месяца, потому что в алфавите всего пятнадцать согласных. Числа 8 и 16 представляют F и S, которые следуют за весенней гласной О, или 4, и это имеет смысл в контексте прибавления. То, что Н и U отказано в числовом значении, заставляет предположить, что они по религиозным соображениям были убраны из алфавита, так как U — гласная Богини Смерти-в-Жизни, которую вытеснил бог солнца, а Н — согласная «Uath», несчастливого или сверхсвященного месяца мая.
Если числовая система аполлонийского происхождения и принадлежит тому периоду, когда ирландцы подпали под греческое влияние, возможно, что Р было дано число 7, L — 14, N — 13 в честь Аполлона, так как приписывание этих чисел согласным его семибуквенного греческого имени превращает его в миникалендарь: Р — 7 дней недели, LL. - 28 дней обычного месяца, N — 13 месяцев, на которые условно разделен год. Значения гласных дополняют список: А — 1 лишний день, O — 4 недели месяца, O-долгая — 2 половины года. Получается — APOLLON.
Такая бесхитростная игра с буквами и числами характерна для кельтских поэтов. Вот уж веселились они в своих лесных академиях! Подобное восстановление их знания, насколько это возможно сделать по уцелевшим записям, любопытно не только с исторической точки зрения. Оно демонстрирует поэтический метод мышления, который не утратил своей полезности, однако был совершенно дискредитирован мистиками-шарлатанами прошедших веков.
Возьмем, к примеру, птичье письмо и цветовое письмо из «Книги Баллимота». Изобретатели этих двух шифров должны были держать в голове не только начальные буквы каждого слова, но и его поэтическую связь с имеющейся буквой-месяцем. А поэтому ни одна мигрирующая птица не появляется в списке зимних месяцев, а samad (красно-коричневый) не имеет отношения к S-месяцу, как можно ожидать, потому что щавель не приобретает этого цвета до конца лета. Списки были бы более поэтичными, если бы позволяли начальные буквы. Так, малиновка, несомненно, начинала бы год, если бы имя ее начиналось с В, а не с S (spideog), и точно так же нет места для филина (совы), которого можно было бы взять для Ng-месяца, когда он наиболее голосист.
Пожалуй, стоит попытаться и составить глоссарий шифров, имитируя стиль «Книги Баллимота», опираясь во всех случаях на искусство бардов.
День зимнего солнцестояния — А - aidhircleog, чибис, alad, пегий.
Почему чибис стоит во главе гласных?
Нетрудно сказать. Он напоминает, что тайны «Beth-Luis-Nion»-алфавита должны быть сохранены с помощью хитрости и обманчивых уловок, к которым чибис прибегает, когда прячет свои яйца. А пегий — цвет середины зимы, когда умные люди держатся поближе к своим очагам, черным, как сажа, тогда как снаружи белым-бело от снега; а также цвет Богини Жизни-в-Смерти и Смерти-в-Жизни, чьей сакральной птицей является пегая сорока.
День весеннего равноденствия — О - odorscrach, баклан, odhar, бурый.
Почему следующий — баклан?
Нетрудно сказать. Ведь это время великого поста, когда из-за церковного запрета на мясо и почти всю остальную еду люди становятся жадинами[169], набрасываясь на рыбу. А бурый — цвет свежевспаханного поля.
День летнего солнцестояния — U - uiseóg, жаворонок, usgadha, цвет смолы.
Почему жаворонок занимает центральное место?
Нетрудно сказать. В это время года солнце подходит к своей высшей точке, и жаворонок парит в небе, прославляя его. Из-за жары кора деревьев трескается, и из трещин течет смола; цвета смолы и вересковый мед.
День осеннего равноденствия — Е - ela, лебедь-кликун[170], erc, рыже-красный.
Почему следующий лебедь?
Нетрудно сказать. В это время года лебедушка и ее потомство готовятся к перелету. А рыже-красный — цвет папоротника-орляка и лебединой шеи.
День зимнего солнцестояния — I - illait, орленок, irfind, белоснежный.
Почему следующий орленок?
Нетрудно сказать. У орленка ненасытная утроба, как у смерти, ведь это ее время года. А белоснежный — цвет костей в его гнезде и снега на утесах.
24 дек. — 21 янв. — В — besan, фазан, ben, белый.
Почему фазан во главе согласных?
Нетрудно сказать. Об этом месяце Амергин пел: «Я — олень семи отростков». Если оленина лучшее мясо животного, то нет птичьего мяса вкуснее, чем фазанье. А белый — цвет оленя и фазана.
22 янв. — 18 фев. — L — lachu, утка, liath, серый.
Почему следующая утка?
Нетрудно сказать. В этом месяце разливаются реки и утки плавают по полям. А серый — цвет разлившихся вод и облачного неба.
19 фев. — 18 мар. — N — naescu, бекас, necht, бесцветный.
Почему следующий бекас?
Нетрудно сказать. В этом месяце сумасшедшие мартовские ветры кричат, как бекасы. А ветер бесцветен.
19 мар. — 15 апр. — F — faelinn, чайка, flann, малиновый.
Почему следующая чайка?
Нетрудно сказать. В этом месяце чайки собираются на вспаханных полях. А малиновый — цвет glain, волшебного яйца, которое ищут в этом месяце, и ольховой краски, и молодого солнца, пробивающегося сквозь туман.
16 апр. — 13 мая — S - seg, ястреб, sodath, прекрасный.
Почему следующий ястреб?
Нетрудно сказать. Амергин пел об этом месяце: «Я — ястреб на утесе». А прекрасны — его луга.
То же — SS — stmolach, дрозд, sorcha, яркий.
Почему дрозд с ястребом?
Нетрудно сказать. Дрозд лучше всего поет в этом месяце. А яркие — молодые листочки.
14 мая — 10 июня — Н - hadaig, ночной ворон, huath, ужасный.
Почему следующий ночной ворон?
Нетрудно сказать. В этом месяце мы воздерживаемся от плотских радостей из-за страха, который на ирландском — uath, а ночной ворон несет с собой ужас. Ужасен цвет его оперенья.
11 июня — 8 июля — D - droen, королек, dub, черный.
Почему центральное место принадлежит корольку?
Нетрудно сказать. Дуб — дерево друидов и король деревьев, а королек, Drui-én, — птица друидов и король всех птиц. Королек — душа дуба. Черный — цвет дуба, когда его поражает молния, черные — лица тех, кто прыгает между летними кострами.
9 июля — 5 авг. — T — truith, скворец, temen, темно-серый.
Почему следующий скворец?
Нетрудно сказать. Амергин пел об этом месяце: «Я — копье, охочее до крови». Это месяц воинов, а хорошо обученная армия скворцов быстро и тихо разворачивается налево и направо, не требуя ни команд, ни увещеваний. Таким образом, когда ни один не ломает строй, выигрывают битвы. А темно-серый — цвет железа, металла воина.
6 авг. — 2 сент. — С — [соrr, журавль], сrоn, коричневый.
Почему следующий журавль?
Нетрудно сказать. Это месяц мудрости, а мудрость Мананнана сына Лира, то есть «Beth-Luis-Nion», была завернута в кожу журавля. Коричневый — цвет орехов на ореховом дереве, дереве мудрости.
То же — Q - querc, тетерев, quiar, мышиный.
Почему тетерев вместе с журавлем?
Нетрудно сказать. Когда урожай убран и нет даже сборщиков соломы, тетерка хочет пожировать на том, что сумеет найти. Тут же снует мышиного цвета ее маленький соперник.
2 сент. — 30 сент. — M — mintan, синица, mbracht, пестрый.
Почему следующая синица?
Нетрудно сказать. Амергин пел об этом месяце: «Я — холм поэзии». Это месяц поэта, которого, как синицу из всех птиц, труднее, чем остальных людей, привести в замешательство. И те, и другие собираются в компании в этом месяце и ищут щедрую руку. Как синица по спирали взлетает на верхушку дерева, так поэт по спирали движется к бессмертию. А пестрый — цвет синицы и одеяния поэта-учителя.
1 окт. — 29 окт. — G — géis, лебедь-шипун[171], gorm, синий.
Почему следующий лебедь-шипун?
Нетрудно сказать. В этом месяце он готовится лететь следом за своим приятелем лебедем-кликуном. Синий — туман на холмах, дым горящей травы, неба перед ноябрьскими дождями.
29 окт. — 25 нояб. — Ng — ngéigh, гусь, nglas, зеленое стекло.
Почему следующий гусь?
Нетрудно сказать. В этом месяце домашнего гуся приносят домой, чтобы откормить его для зимнего праздника, а дикий гусь оплакивает его в туманных лугах. Зеленые, как стекло, волны, что бьются о скалы и предупреждают о конце года.
26 нояб. — 22 дек. — R- rócnat, грач, ruadh, кроваво-красный.
Почему грач на последнем месте?
Нетрудно сказать. Он носит траур по году, который умирает в этом месяце. А кроваво-красные — листья на бузине, знак убийства.
* * *
Фазан — самая подходящая птица для В-месяца. Вrаn-ворон и bunnan-выпь годятся скорее для более поздних. Автор статьи о фазанах в «Британской энциклопедии» утверждает, что фазаны (священные птицы в Греции) всегда жили на Британских островах, и белая, или «богемская», их разновидность довольно часто встречается среди обыкновенных фазанов.
Возможно, что первоначально 5-цвет был serind, бледно-желтый, однако репутация (эротическая) примулы привела к тому, что его заменили эвфемизмом «прекрасный». Отсутствие соrr, журавля, в С-месяце намеренное. Содержимое сумки из кожи журавля было большой тайной, и не приветствовалось никакое упоминание о ней.
А как насчет 23 декабря, то есть лишнего дня года, в который юный царь, или Дух Года, увенчивался короной и получал орлиные крылья и который выражался полугласной J, писавшейся как удвоенная I? Его птица, естественно, орел, iolar по-ирландски, который имеет нужную первую букву. Ирландские поэты были так осторожны в упоминании этого дня, что мы даже не знаем его дерева. Однако то, что они считали орла его птицей, доказано использованием уменьшительно-ласкательного illait, орленок, для буквы I. Скажем так, если бы лишнему дню, I-удвоенная, не был тайно дан шифр iolar, то не было бы нужды соотносить предыдущий день, день зимнего солнцестояния, с одинарной I, illait, орленком. Е ведь не представляют молодым лебедем, а А — птенцом чибиса.
Эти шифры использовались для того, чтобы мистифицировать и обманывать обычных людей, которые не знали тайны. Например, если один поэт принародно спрашивал другого: «Когда мы с тобой встретимся снова?» — то он ожидал получить ответ, в котором должны были быть использованы элементы нескольких шифров-алфавитов, а для большей таинственности они произносились в обратном порядке или на чужом языке. Например, ему могли ответить фразой, в которой соединились бы цветовое и птичье письмо с письмом деревьев и крепостей:
Когда с коричневым хохолком грач (rook) сядет на пихту (fir) перед крепостью Шеол (Sеоlае).
На латыни это будет CRAS, то есть ЗАВТРА.
Кроме ста пятидесяти шифров-алфавитов, которые должен был знать кандидат в ученые поэты, еще существовали бесчисленные трюки, чтобы сбить посвященного со следа. Например, называлась буква, которая стояла до или после нужной. Часто использовались синонимы для названия нужного дерева — «главный смотритель башни Нимрода» для «Beth» (береза); «роение пчел» для «Saille» (ива); «стая волков» для «Straif» (терн), и так далее.
В одном из алфавитов-шифров «Илия» — вяз, а не рябина, потому что ирландское название вяза — lemh, — начинается с L; «Tinne» — бузина, потому что ее ирландское имя — trom — начинается с Т; точно так же «Quert» — quulend, падуб. Этой уловкой можно объяснить и то, что «Ngetal» (тростник) часто читался как ракитник, ирландское название которого n'gilcach, однако тут есть и практический поэтический смысл. «Книга Баллимота» дает ракитнику поэтическое имя «сила врачевателей», в основном из-за его горьких побегов, которые использовались как мочегонное средство и были восхваляемы как «лекарство от неумеренности и всех болезней, возникающих из-за нее». (Отвар из цветов ракитника был любимым лекарством Генриха VIII.) Это врачующее дерево подходило ноябрю, когда год шел на убыль, холодные ветры удерживали благополучных людей дома и они спасались от скуки лишь едой и вином.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.