- 100061 Просмотр
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС
Мифы Древней Греции
1. Рею, составившую пару Крону в качестве титаниды седьмого дня, можно сравнить с Дионой, или Дианой, — трехликой богиней, относящейся к культу голубки и дуба (см. 11.3). Топорик, который носил Сатурн, римский эквивалент Крона, имел форму вороньего клюва и, вероятно, использовался в седьмой месяц священного тринадцатимесячного года для «оскопления» дуба путем отрезания омелы (см. 50.2), аналогично тому, как ритуальным серпом срезался первый хлебный колос. Это было сигналом к принесению в жертву царя-жреца Зевса. В Афинах Крону, который почитался в одном храме с Реей, поклонялись как богу ячменя Сабазию, которого ежегодно срезали в поле и оплакивали как Осириса, Литиэрса или Манера (см. 136.e). Однако в период, к которому относятся эти мифы, царям уже разрешалось царствовать в течение великого года, равного ста лунным циклам, а вместо них в жертву ежегодно приносился мальчик; вот почему Крон изображается пожирающим своих детей, чтобы избежать низложения. Порфирий («О воздержании» II.56) сообщает, что в давние времена критские куреты практиковали принесение детей в жертву Крону.
2. На Крите в древности вместо человека в жертву приносили козленка; во Фракии — бычка; в Эолии в жертву Посейдону приносили жеребенка, однако в отсталых местностях Аркадии принесенных в жертву мальчиков съедали даже после возникновения христианства. Тем не менее непонятно, был ли элейский ритуал каннибалистским или же мясом жертв кормили священных ворон, поскольку Крон был вороной-титаном.
3. Амалфея, вероятно, была девственница-богиня; Ио — оргиастическая нимфа-богиня (см. 56.1), а Адрастея, что значит «неотвратимая», — пророчица Крона в своей осенней ипостаси. Все вместе они образуют обычную лунную триаду. Позже греки считали Адрастею пастушеской богиней Немесидой, священным деревом которой был ясень, используемый в церемониях вызывания дождя, и которая впоследствии превращается в богиню возмездия (см. 32.2). Ио изображалась в Аргосе в виде разъяренной белоснежной коровы. На некоторых критских монетах из Преса изображен вскармливаемый ею Зевс. Однако Амалфея, жившая на Козьем холме, всегда изображалась в виде козы. Мелиссей — «медовый человек», отец Адрастеи и Ио, на самом деле является их матерью Мелиссой, богиней в образе царицы-пчелы, которая ежегодно убивала своего супруга-соправителя. Диодор Сицилийский (V.70) и Каллимах («Гимн к Зевсу» 50) изображают пчел, кормящих Зевса-младенца. Но его приемная мать иногда представляется в виде свиньи, поскольку это была одна из эмблем богини Кроны (см. 74.4. и 96.2); на кидонских монетах она изображается в виде суки, похожей на ту, которая вскормила Нелея (см. 68.d). Медведицы — это животные Артемиды (см. 22.4 и 80.c), куреты присутствовали при сжигании жертв этой богини, а Зевс в виде змеи — это Зевс Ктесий[46], хранитель амбаров, потому что змеи помогают избавиться от мышей.
4. Куреты[47] — это вооруженные спутники царя-жреца; их бряцание оружием должно было отгонять злых духов во время исполнения ритуалов (см. 30.a). Геракл получил рог изобилия от Ахелоя-быка (см. 142.d), а огромные рога критских диких коз у незнакомых с Критом мифографов превратились в чрезвычайно большие коровьи рога Амалфеи.
5. Вторгшиеся эллины, вероятно, предложили свою дружбу доэллинскому населению, у которого существовал культ титанов, но постепенно дружба уступила место вражде и пришельцы захватили Пелопоннес. Победу Зевса в союзе со сторукими над фессалийскими титанами Талл, историк I в. н.э., на которого ссылается Татиан[48] в своей «Речи к эллинам», относит к «322 году до осады Трои», т.е. примерно к 1550 г, до н.э. — вполне приемлемая дата для распространения власти эллинов в Фессалии. Передача верховной власти Зевсу напоминает аналогичное событие в вавилонском эпосе о сотворении мира, когда старшие братья Мардука Лахму и Лахаму доверили младшему брату сразиться с Тиамат.
6. Братство Гадеса, Посейдона и Зевса напоминает ведическую триаду мужского божества — Митра, Варуна и Индра (см. 3.1), которая появляется в хеттском договоре, датируемом примерно 1380 г. до н.э. Однако в рассматриваемом мифе они, вероятно, представляют три последовательных нашествия эллинов, известных как ионийское, эолийское и ахейское. Доэллинское население, поклонявшееся Гее-богине, ассимилировало ионийцев, которые стали детьми Ио, затем укротило эолийцев, но потерпело поражение от ахейцев. Древние вожди эллинов, ставшие царями-жрецами в культах ясеня и дуба, получили титулы «Зевс» и «Посейдон» и должны были умирать в конце установленного для них срока царствования (см. 42.2). Поскольку оба дерева часто поражает молния, они повсеместно в Европе фигурируют в народных церемониях вызывания дождя и получения огня.
7. Победа ахейцев покончила с традицией принесения царей в жертву. Они возвели Зевса и Посейдона в ранг бессмертных и стали изображать обоих вооруженными молнией, заменившей кремневый двойной топор, некогда принадлежавший Рее. В минойской и микенской религиях мужчинам таким топором пользоваться не разрешалось (см. 131.6). Позднее молния Посейдона превратилась в трезубец, а среди основных его почитателей оказались люди, живущие дарами моря. У Зевса молния сохранилась как символ его верховной власти.
8. Имя Рея, возможно, является эпитетом земли; ее основной птицей считалась голубка, а главным зверем — барс. Имя Деметра — эквивалент матери-Земли; Гестия (см. 20.c) — это богиня домашнего очага. Камень в Дельфах, который использовался в церемониях вызывания дождя, был, вероятно, большим метеоритом.
9. Горы Дикта и Ликей — древние центры культа Зевса. Жертвенный костер разводили, вероятно, на горе Ликей, когда ни одно существо не отбрасывает тени, т.е. в полдень, во время летнего солнцестояния. Павсаний, правда, добавляет, что если в Эфиопии люди не отбрасывают тени, когда солнце проходит созвездие Рака, то на горе Ликей такое происходит всегда. Возможно, здесь мы сталкиваемся с игрой слов: человек, нарушивший границы этого священного места, должен был умереть, а хорошо известно, что мертвые не отбрасывают тени (Плутарх. Греческие вопросы 39. 300 a—d). Пещера Психро, которую обычно ассоциируют с пещерой горы Дикта, пока не обнаружена и не может рассматриваться как реальная пещера. Омфалион («пупок») указывает на местоположение оракула (см. 20.2).
10. Неожиданный крик Пана, который привел в ужас титанов, вошел в поговорку и породил слово «паника» (см. 26.c).
Зевс и его родичи
8. Рождение Афины
По мнению пеласгов, богиня Афина родилась на берегу озера Тритон в Ливии, где ее нашли и вскормили три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры1. Будучи девочкой, она нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооруженные мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада. Когда она, побывав на Крите, появилась в Греции, то сначала выбрала для жительства город Афины, что расположен на беотийской реке Тритон2.
1Аполлоний Родосский IV.1310—1314.
2Аполлодор III.12.3 О Палладе-девушке; Павсаний IX.33.5.
* * *
1. Платон отождествлял Афину — покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относится к той эпохе, когда отцовство еще не признавалось (см. 1.1). Храм Нейт находился в городе Саисе, где Солона принимали хорошо лишь за то, что он был афинянином (Платон. Тимей 21.е). Девственницы — жрицы Нейт — ежегодно проводили вооруженные поединки (Геродот IV.180), очевидно, за право называться верховной жрицей. По словам Аполлодора, Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон: когда Паллада уже собиралась нанести удар Афине, эгида Зевса оказалась между ними и отвлекла ее внимание. Эгида[49] — это магический мешок из козьей шкуры с головой змеевласой Горгоны; он принадлежал Афине задолго до того, как Зевс стал называться ее отцом (см. 9.d). Передники из козьих шкур были обычным элементом костюма ливийских девушек, a Pallas означает всего лишь «девушка» или «юноша». Геродот пишет (IV.189): «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок — кожаная, а подвески на эгиде — не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя». Эфиопские девушки до сих пор носят такие одежды, иногда украшенные раковинами — как символ плодородия. Геродот добавляет, что громкие вопли ololy, ololy, воздаваемые в честь Афины (см. об этом: «Илиада» VI.297—302), также имеют ливийское происхождение.
2. На основе обнаруженной керамики можно предположить, что переселенцы из Ливии появились на Крите на рубеже V—IV тысячелетий до н.э., причем большое количество беженцев-ливийцев из западной Дельты появились после насильственного объединения Верхнего и Нижнего Египта фараонами Первой династии около 3000 г. до н.э. Вскоре после этого началась Первая минойская эпоха и критская культура достигла Фракии и раннеэллинской Греции.
3. Среди других мифологических персонажей, носивших имя Паллант, был титан, женившийся на реке Стикс и имевший от нее детей: Зелос («рвение»), Кратос («мощь»), Биа («сила») и Нике («победа») (Гесиод. Теогония 376 и 383; Павсаний VII.26.5; Аполлодор ІІ.2—4).
9. Зевс и Метида
Некоторые эллины говорят, что отцом Афины был Паллант — крылатый козлоподобный гигант, который позднее хотел совершить над ней насилие. Его имя она добавила к своему после того, как содрала с него кожу, чтобы сделать себе эгиду, и приставила его крылья к своим плечам1 (если, конечно, эгида не была сделана из кожи, содранной Афиной с Горгоны Медузы после того, как Персей отрубил ей голову2).
b. Другие говорят, что ее отцом был человек по имени Итон, царь города Итон[50], что во Фтиотиде, погубивший свою дочь Иодаму: когда Иодама ночью проникла в святилище, ничего не подозревающий отец показал ей голову Горгоны3, от взгляда которой дочь окаменела.
c. Есть и такие, кто говорит, что ее отцом был Посейдон, но она отказалась от него и «предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь»4.
d. Однако жрецы самой Афины рассказывают вот какую историю ее рождения. Зевс воспылал страстью к титаниде Метиде, которая принимала различные образы, чтобы скрыться от своего обожателя, но однажды Зевс все-таки настиг ее и оставил с ребенком. Оракул Геи-Земли объявил, что родится девочка и что, если Метида понесет вновь, то родится сын, которому предначертано судьбой свергнуть Зевса, подобно тому, как Зевс сверг Крона, а Крон сверг Урана. Поэтому, заманив медоточивыми речами Метиду на ложе, Зевс неожиданно проглотил ее. Так пришел конец Метиде, хотя Зевс впоследствии утверждал, что, находясь в его утробе, она иногда давала ему советы. По прошествии определенного времени, прохаживаясь вдоль берега озера Тритон, он вдруг почувствовал ужасную головную боль. Ему показалось, что еще мгновение и голова его расколется от боли; тогда он неистово зарычал и небесный свод ответил ему эхом. На крик выскочил Гермес и тут же понял, что случилось с Зевсом. Он упросил Гефеста (а некоторые говорят Прометея) взять клин и расколоть голову Зевсу. Оттуда-то и появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении5.
1Цец. Схолии к Ликофрону 355.
2Еврипид. Ион 995.
3Павсаний ІX.34.1.
4Геродот IV.180.
5Гесиод. Теогония 886—900; Пиндар. Олимпийские оды VII.34 и сл.; Аполлодор І.3.6.
* * *
1. Дж. Харрисон правильно охарактеризовала историю рождения Афины из головы Зевса как «отчаянную теологическую уловку избавить ее от матриархальных черт». Кроме того, это попытка догматического утверждения мудрости как прерогативы мужского пола. До этого только богиня считалась мудрой, Гесиод, по сути, сумел в своем повествовании примирить три противоречащих друг другу взгляда.
1. Афина, богиня-покровительница афинян, была партеногенной дочерью бессмертной Метиды — титаниды, в ведении которой находилась вся мудрость и знания.
2. Зевс, проглотив Метиду, не утратил мудрости, т.е. ахейцы уничтожили культ титанов и приписали всю мудрость своему богу Зевсу.
3. Афина была дочерью Зевса, т.е. ахейцы настаивали на том, чтобы афиняне признали главенство патриархального бога Зевса.
Он заимствовал механизм своего мифа из похожих примеров: Зевс преследует Немесиду (см. 32.b); Крон глотает своих сыновей и дочерей (см. 7.a); Дионис повторно рождается из бедра Зевса (см. 14.c); на чернофигурной амфоре, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже, изображены два человека, вскрывающие топором голову Геи-земли, очевидно для того, чтобы высвободить Кору (см. 24.3). После этого Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого. Ей теперь прислуживают не жрицы, а жрецы.
2. Паллада, что значит «девушка», — неподходящее имя для крылатого гиганта, покушавшегося на целомудрие Афины. Последний мотив, вероятно, взят из изображения ее ритуального брака как Афины Лафрии с козлом-царем (см. 89.3) после вооруженного поединка с соперницей (см. 8.1). Этот ливийский обычай ритуального брака с козлом был известен в кельтской Германии, Скандинавии и Англии, где он стал частью веселого весеннего праздника.
3. Отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах (см. 16.3).
4. Миф об Итоне («человеке-иве») говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян. Само имя указывает на то, что во Фтиотиде с Афиной был связан культ ивы. Аналогичный культ существовал в связи с богиней Анат в Иерусалиме до тех пор, пока жрецы бога Яхве не уничтожили культ богини и не стали утверждать на Празднике кущей, что ива, фигурировавшая в церемониях вызывания дождя, является священным деревом Яхве.
5. Мужчине грозила смерть за снятую без согласия владелицы эгиду — одеяние из козьей шкуры, символ целомудрия ливийских девушек. Вот почему на ней была изображена Горгона, а в кожаном кошеле или мешочке скрывалась змея. Но поскольку эгида Афины характеризуется как щит, в «Белой Богине»[51] (с. 279) я высказал предположение, что эгида — это мешок для священного диска, похожего на диск с алфавитным письмом Паламеда, которое, как говорят, он сам изобрел (см. 52.a и 162.5). Кипрские статуэтки с дисками, размеры которых пропорциональны знаменитому диску из Феста[52], на котором по спирали нанесена священная надпись, по мнению проф. Рихтер[53], предвосхищают эгиду Афины. Щиты героев, с такой тщательностью описанные Гомером и Гесиодом, похоже, также имели пиктограммы, выгравированные по спиралевидной полосе.
6. Иодама, чье имя, возможно, означает «телка Ио», могла быть древним каменным изображением луны-богини (см. 56.1), а рассказ о том, как она превратилась в камень, звучит как предупреждение любопытным девушкам не нарушать тайны мистерий (см. 25.d).
7. Не следует думать, что Афина была только или главным образом богиней Афин. Ей были посвящены несколько древних акрополей, включая Аргос (Павсаний ІІ.24.2), Спарту (там же ІII.17.3), Трою («Илиада» VI.88), Трезен (Павсаний ІІ.32.4), Эпидавр-Лимеру (Павсаний III. 23.6) и Феней (Павсаний VIII.14.4). Все эти святилища возникли еще до прихода эллинов.
10. Мойры
Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая по чину и самая ужасная из трех1.
b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета2.
c. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется «Могучей судьбой»3.
d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания4.
1Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и сл. и 904.
2Гомер. Илиада VIII.69 и XXІІ.209; XVI.434 и 441—443; Вергилий. Энеида X.814—815; Гомер. Одиссея I.34; Илиада ІX.411.
3Эсхил. Прометей 511—518; Геродот 1.91; Платон. Государство X.617 b-e.
4Павсаний X.24.4.
* * *
1. Клото — «прядущая», Лахесис — «отмеряющая жребий», а Атропос — «та, которую нельзя избежать или отвратить». Мойра означает «часть» или «доля» (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. — Прим. ред.).
2. Зевс называл себя «водителем судеб» (Павсаний V.15.5. — Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни. Вероятно поэтому в Дельфах исчезает Лахесис — «отмеряющая». Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс — отец мойр у Гесиода. Теогония 901—906 — Прим. ред.).
11. Рождение Афродиты
Афродита, богиня любви, возникла обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года, дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее.
b. Некоторые утверждают, что она возникла из пены, которую образовали гениталии Урана после того, как Крон зашвырнул их в море. Говорят также, что она дочь Зевса и Дионы, которая, в свою очередь, была дочерью либо Океана и Тефии — морской нимфы, либо Воздуха и Земли. Однако все соглашаются с тем, что, когда она прогуливалась, ее сопровождали голубки и воробьи1.
1Гесиод. Теогония 188—200; Гомеровский гимн Афродите VI.3—5; Аполлодор I.1,3; I.3.1.
* * *
1. Афродита («рожденная из пены») — это та же повсеместно встречающаяся богиня, которая возникает из Хаоса и танцует на поверхности моря и которая в Сирии и Палестине известна под именем Иштар, или Аштарот (см. 1.1). Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными.
2. Кифера был важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. Пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами. На украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными (см. 81.1). В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте.
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.