- 100873 Просмотра
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС
Мифы Древней Греции
1. Мифические генеалогии наподобие только что приведенных часто цитировались, когда предметом спора становились суверенитет государств или наследственные привилегии. Разделение Мегары между царем-жрецом, который совершал соответствующие жертвоприношения, и его танистом, который командовал войском, имело свою параллель в Спарте (см. 74.1). Имя Эгей свидетельствует о козьем культе в Афинах (см. 8.1), а имя Лик — о культе волка, и любой афинянин, убивший волка, должен был похоронить его на общественные пожертвования (Схолии к Аполлонию Родосскому II.124). Гагара была священной птицей Афины как защитницы кораблей, и поскольку утес Афины возвышался над морем, это могла быть одна из скал, с которой жрица Афины сбрасывала крылатого фармака (см. 70.7; 89.5 и т.д.). Аттида, вероятно, — титул аттической женской триады, а ее сестер звали Краная и Кранехма (Аполлодор III.14.5). Вероятнее всего, Аттида была связана с ритуалом, в котором фигурировала вершина скалы. Аттида, как и Афина, имела несколько воплощений в образе птиц у Гомера (см. 97.4).
95. Рождение Тесея
Первой женой Эгея была Мелита, дочь Гоплета, а второй женой — Халкиопа, дочь Рексенора, но ни одна не родила ему ребенка[157]. Считая, что в этом, как и в злоключениях его сестер Прокны и Филомелы, виновата злая воля Афродиты, Эгей ввел в Афинах поклонение этой богине, а затем отправился к Дельфийскому оракулу. Оракул предупредил, чтобы он не развязывал концы винного меха, пока не поднимется на самую высокую точку Афин, или ему однажды придется умереть от печали. Эгей никак не мог истолковать полученный ответ1.
b. По дороге домой он заехал в Коринф, где Медея взяла с него торжественную клятву, что он защитит ее от любых врагов, если только она будет искать убежища в Афинах. За это она обещала с помощью магии не оставить его без наследника. Затем Эгей посетил Трезен, куда его старые товарищи, сыновья Пелопа, Питфей и Трезен, только что прибыли из Писы, чтобы разделить царство с царем Аетием. Аетий унаследовал трон от своего отца Антаса, сына Посейдона и Алкионы. Он основал Антею и Гиперею, а недавно плавал в Карию и основал Галикарнас. Однако Аетий, вероятно, был не слишком могущественным царем, поскольку Питфей после смерти Трезена объединил Антею и Гиперею в один город, посвятил его сразу Афине и Посейдону и назвал его Трезен2.
c. Питфей был самым ученым человеком своего времени, а одно из его наставительных изречений о дружбе часто цитировали: «Не разрушай надежды, рождаемой дружбой, но наполняй ее меру до краев!» Он основал прорицалище Аполлона в Трезене, являющееся древнейшим из сохранившихся святилищ в Греции, а также посвятил алтарь триаде Фемиды. Три белых мраморных трона, стоящие сейчас над его могилой позади храма Артемиды Спасительницы, были предназначены для ведения судебных дел Питфеем и двумя его помощниками. Он также учил ораторскому искусству в святилище муз, находившемся в Трезене и основанном сыном Гефеста Ардалом, которому приписывается изобретение флейты. До сих пор сохранился трактат о риторике, написанный рукой Питфея3.
d. В то время когда Питфей еще жил в Писе, Беллерофонт стал просить руки его дочери Эфры, но был с позором отослан в Карию прежде, чем успели сыграть свадьбу. Хотя Эфру и обещали Беллерофонту, она почти не питала надежд на его возвращение. Питфей, горюя о том, что его дочь вынуждена ходить в девушках, и испытывая на себе колдовство Медеи, которая издалека насылала на них свои чары, напоил Эгея и уложил спать с Эфрой. Спустя некоторое время той же ночью Посейдон также насладился ее телом. Случилось это так: во исполнение сна, насланного на нее Афиной, она покинула пьяного Эгея и переправилась морем на остров Сферия, расположенный неподалеку от побережья Трезена, чтобы совершить жертвенные возлияния на могиле Сфера, возничего Пелопа. Здесь при потворстве Афины Посейдон овладел ею; Эфра впоследствии переименовала остров из Сферии в Гиеру, основала на нем храм Апатурийской Афины и установила обычай, по которому каждая трезенская девушка отныне должна была перед свадьбой посвящать свой пояс богине. Посейдон, однако, великодушно уступил Эгею право зваться отцом любого ребенка, которого в ближайшие четыре месяца родит Эфра4.
e. Когда Эгей проснулся и увидел, что находится в постели Эфры, он сказал, что если у них родится сын, то его не следует бросать на произвол судьбы или куда-нибудь отправлять, а тайно воспитать в Трезене. После этого он отплыл в Афины, чтобы принять участие в Панафинейском празднике, но предварительно оставил свой меч и сандалии под полой скалой, известной как Алтарь Сильного Зевса. Скала находилась по дороге из Трезена в Гермий. Если мальчик, когда подрастет, сможет сдвинуть скалу и достать эти вещи, то его следует вместе с ними отослать в Афины. Все это время Эфра должна была хранить молчание, чтобы племянники Эгея, пятьдесят сыновей Палланта, не вступили в заговор с целью убийства ребенка. Меч достался Эгею в наследство от Кекропа5.
f. В месте, которое сейчас зовется Генетлий и расположено на пути из города в гавань Трезена, Эфра родила мальчика. Некоторые говорят, что она сразу же назвала его Тесеем, потому что знаки его рождения были положены для него. Другие утверждают, что он впоследствии получил это имя в Афинах. Он рос в Трезене, где его опекун Питфей осторожно распространял слух, что его отцом является Посейдон. Некто Коннид, которому афиняне до сих пор жертвуют барана в канун Тесейских празднеств, был его педагогом. Однако есть и такие, кто говорит, что Тесей вырос в Марафоне6.
g. Однажды Геракл, обедавший в Трезене с Питфеем, снял с себя львиную шкуру и повесил на спинку стула. Когда вошли дворцовые мальчишки, то при виде шкуры они с криком бросились прочь. Остался один лишь семилетний Тесей, который быстро схватил лежавший на поленнице топор и смело вернулся, готовый напасть на настоящего льва7.
h. В возрасте шестнадцати лет Тесей посетил Дельфы и пожертвовал свою прядь волос Аполлону. Однако он выбрил только переднюю часть головы, как это делают арабы и мисийцы или воинственные абанты, живущие в Эвбее, которые таким образом лишают своего противника каких бы то ни было преимуществ в рукопашной. Такой вид тонзуры и метод, каким он совершил эту церемонию, до сих пор называются тесейскими. Теперь он был сильным, умным и предусмотрительным юношей, и Эфра, ведя его к скале, под которой Эгей спрятал свой меч и сандалии, рассказала историю его появления на свет. Он без труда сдвинул с места скалу, которую с тех пор называют «скала Тесея», и забрал оставленные для него вещи. Однако, вопреки предупреждениям Питфея и мольбам своей матери, он отправился в Афины не безопасным путем, по морю, а настоял на путешествии посуху, движимый желанием повторить подвиги своего двоюродного брата Геракла, в котором он души не чаял8.
1Схолии к «Медее» Еврипида 668; Аполлодор III.15.6; Павсаний I.14.6.
2Еврипид. Медея 660; Страбон VIII.6.14; Плутарх. Тесей 2.
3Плутарх. Цит. соч.; Павсаний II.31.3—4 и 8—9.
4Павсаний II.31.12 и 33.1; Аполлодор III.15.7; Плутарх. Тесей 3; Гигин. Мифы 37.
5Плутарх. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.; Павсаний II.32.7.
6Павсаний II.32.8; Плутарх. Тесей 4 и 6; Лактанций Плацид. Схолии к «Фиваиде» Стация XII.194.
7Павсаний V.27.8.
8Гомер. Илиада II.542; Павсаний. Цит.соч. и ІІ.32.7; Плутарх. Тесей 5 и 7.
* * *
1. Питфей — это форма мужского рода от имени «Питфея»[158]. Названия городов, которые он объединил, получив Трезен, предполагают существование матриархальной календарной триады (см. 75.2), состоящей из Антеи («цветущая»), богини весны, Гипереи («находящаяся над головой»), богини лета (когда солнце находится в зените) и Питфеи («сосна-богиня»), которой поклонялись осенью, когда Аттис-Адонис приносился в жертву на сосне (см. 79.1).
2. Первоначально у Тесея должен был быть брат-близнец, поскольку его мать разделила ложе с богом и смертным в одну ночь. В этом убеждают мифы об Идасе и Линкее, Касторе и Полидевке (см. 74.1), Геракле и Ификле (см. 118.3). Более того, Тесей, как и Геракл, носил львиную шкуру, поэтому должен был быть царем-жрецом, а не танистом. Но когда после греко-персидских войн Тесей стал главным национальным героем Афин, ему оказался необходим отец-афинянин, поскольку его мать была из Трезена. Поэтому мифографы поступили так: он стал афинянином, сыном Эгея и смертным, но при необходимости мог утверждать, что его отец — Посейдон (см. 98.j и 101.b). Но в любом случае мать его оставалась уроженкой Трезена, поскольку Афины проявляли к этому городу большой интерес. Ему также разрешили иметь почетного близнеца в лице Пирифоя, который, будучи смертным, не смог избежать Аида, как это удалось Гераклу, Полидевку и самому Тесею (см. 74.j, 103.d и 134.d). Налицо стремление всеми силами показать связь между Тесеем и Гераклом, но афиняне не обладали достаточным могуществом, чтобы возвести Тесея в ранг олимпийского бога.
3. Не исключено, что существовало по крайней мере три мифологических персонажа по имени Тесей: один родом из Тесея, второй — из Марафона, что в Аттике, а третий — из страны лапифов. Слияние этих персонажей не могло произойти раньше VI в. до н.э., когда, как предполагает проф. Томсон[159], лапифский род Бутадов, составлявший аристократическую верхушку в Афинах и даже узурпировавший функции местного пеласгического жречества Эрехтеидов (см. 47.4), стал выдвигать афинского Тесея в противовес дорийскому Гераклу. Опять же Питфей совершенно очевидно является одновременно и элейским, и трезенским титулом, который также принадлежал герою-эпониму аттического дема, выходцу из племени Кекропа.
4. Тот факт, что Эфра посетила Сферию, говорит о том, что древний обычай храмовой проституции, которой занимались незамужние девушки, существовал в храме Афины еще некоторое время после утверждения патриархата. Этот обычай вряд ли мог появиться с Крита, поскольку Трезен не относится к микенской культуре. Скорее всего он был заимствован у ханаанеян, как и в Коринфе.
5. Сандалии и меч являются древними символами царской власти и, вероятно, составляли часть обряда коронации в эпоху бронзы (см. 81.2). Один, Галахад и Артур, когда приходил их черед, должны были совершить аналогичный подвиг. Поскольку скала называлась «Алтарь Сильного Зевса» и «скала Тесея», можно предположить, что «Зевс» и «Тесей» были равноправными титулами царя-жреца, которого короновали на вершине этого камня. Однако вооружала его мечом богиня. На празднике, который назывался «Комирия» («стрижка волос»), юноши жертвовали свои пряди волос во время ежегодного траура по этому божеству. Впоследствии таких юношей стали называть куретами (см. 7.4). Этот обряд, имеющий, возможно, ливийское происхождение (Геродот IV.194), распространился на всю Малую Азию и Грецию. Высказывание против такого обряда встречается в «Левите» (21,5). Однако во время Плутарха Аполлону поклонялись как бессмертному богу солнца и в подтверждение этого бессмертия ему ни в коем случае не позволялось стричь волосы.
6. Раздел Трезении Аетием между Трезеном, Питфеем и собой напоминает раздел, совершенный Претом, Мелампом и Биантом (см. 72.h). Питфей, который учил риторике и написал трактат, сохранившийся до классической эпохи, мог быть более поздним историческим лицом.
96. Подвиги Тесея
Тесей решил очистить от разбойников прибрежную дорогу, ведшую из Трезена в Афины. Он решил не вступать в стычку, но и никому не давать спуску. Поступать, как Геракл, — чтобы наказание злодеев соответствовало преступлению1. В Эпидавре его подстерег на дороге разбойник Перифет. Перифета одни называли сыном Посейдона, а другие — сыном Гефеста и Антиклеи. У него была огромная железная палица, которой он убивал путников. Поэтому его звали Корунет, что значит «человек-дубина». Тесей вырвал палицу из его рук и забил ею Перифета насмерть. Палица оказалась столь большой и тяжелой и так пришлась ему по вкусу, что он с тех пор всегда с гордостью носил ее с собой. И хотя ему самому удалось отразить ее смертоносный удар, в его руках она разила без промаха2.
b. В самом узком месте Истма, где сразу видны и Коринфский, и Саронический заливы, жил Синис, сын Пемона, или, как некоторые говорят, Полипемона и Селия, дочери Коринфа, утверждавшего, что он — побочный сын Посейдона3. Его прозвали Питиокамптом, или «сгибателем сосен», за то, что он был человеком огромной силы и мог сгибать сосны так, что их вершины касались земли. Он часто просил ничего не подозревавших прохожих помочь ему в этом деле, а сам неожиданно отпускал сосну. Дерево разгибалось, высоко подбрасывая прохожего, и тот, падая, разбивался насмерть. Бывало, что он пригибал к земле вершины двух соседних деревьев так, что они касались друг друга, и привязывал свою жертву одной рукой к одному дереву, другой — к другому. Освобожденные деревья разрывали беднягу пополам4.
c. Тесей стал бороться с Синисом, одолел его и поступил с ним так, как тот поступал с другими. В этот момент прекрасная девушка, стремясь спрятаться от него, бросилась в заросли тростника и дикого аспарагуса. Тесей последовал за ней и после длительных поисков увидел, как она умоляла цветы надежно спрятать ее, обещая за это не сжигать и не срывать их. Когда Тесей поклялся, что не сделает ей ничего дурного, девушка согласилась выйти из своего укрытия. Она оказалась дочерью Синиса Перигуной. Перигуна с первого взгляда влюбилась в Тесея, простила ему убийство своего ненавистного отца и в положенный срок родила ему сына Меланиппа. После этого он отдал ее в жены эхалийцу Деионею. Сын Меланиппа Иокс переселился в Карию, где стал предком Иоксидов, которые не жгли ни тростник, ни дикий аспарагус, но поклонялись обоим5.
d. Некоторые, однако, говорят, что Тесей убил Синиса намного позже и за это Истмийские игры стали проводить в его честь, хотя учредил их Сисиф в честь Меликерта, сына Ино6.
e. Затем в Кроммионе Тесей пошел на охоту и убил свирепую и страшную дикую свинью, которая перебила столько кроммионцев, что они больше не осмеливались выходить из дому, чтобы пахать свои поля. Этот зверь, названный по имени старухи, которая вскормила ее, был, как говорили, порождением Тифона и Ехидны7.
f. Направляясь по прибрежной дороге, Тесей пришел к отвесным скалам, выступавшим прямо из моря. В них обосновался разбойник Скирон. Некоторые считали его коринфцем, сыном Пелопа или Посейдона, но были и такие, кто говорили, что он — сын Гениохи и Канета8. Скирон обычно восседал на скале и вынуждал проходивших путников мыть ему ноги. Когда путник наклонялся к его ногам, Скирон сталкивал его со скалы в море, где уже плавала огромная черепаха, готовая пожрать очередную жертву. Морские черепахи ничем не отличаются от обычных, только крупнее и имеют ласты вместо ног. Тесей отказался мыть Скирону ноги, поднял его над скалой и бросил в море9.
g. Мегарцы, правда, говорят, что единственный Скирон, с которым поссорился Тесей, — это честный и щедрый царский сын из Мегары, отец Эндеиды, которая вышла замуж за Эака и родила ему Пелея и Теламона. Они добавляют, что он убил Скирона через много лет после захвата Элевсина, и проводят в его честь Истмийские игры под покровительством Посейдона10.
h. Скала Скирона возвышается недалеко от Молурийских скал, и по ним проходит тропа Скирона, которую он проложил, когда командовал войском Мегары. Сильный северо-западный ветер, который дует с моря на этих высотах, зовется афинянами Скироном11.
i. Нужно сказать, что sciron означает «солнечный зонт», а месяц скирофорион назван так потому, что во время женского праздника Деметры и Коры[160], в двенадцатый день скирофориона, жрец Эрехфея несет белый зонт, а жрица Афины Скирады несет другой такой же зонт во время торжественного шествия, спускавшегося с Акрополя. По этому случаю изваяние богини обмазывалось sciras'ом — особым гипсом, в память о белом изваянии богини, которое создал Тесей после того, как убил Минотавра12.
j. Продолжая свое путешествие в Афины, Тесей встретил Керкиона из Аркадии, которого некоторые считают сыном Бранха и нимфы Аргиопы, другие говорят, что он — сын Гефеста или Посейдона13. Он вызывал прохожих на борьбу и душил их в своих могучих объятиях. Но Тесей схватил его за колени и, к удовольствию Деметры, наблюдавшей за схваткой, ударил головой оземь. Смерть Керкиона была мгновенной. Тесей не столько доверял силе, сколько ловкости, поэтому он изобрел искусство борьбы, основы которого до этого никто не понимал. Борцовская площадка Керкиона до сих пор еще видна около Элевсина. Она расположена по дороге в Мегару, рядом с могилой его дочери Алопы, про которую говорят, что ее обесчестил Тесей14.
k. Когда он достиг Коридала, что в Аттике, то убил отца Синиса — Полипемона, прозванного Прокрустом. Тот жил у дороги, и в его доме было два ложа — одно большое, а другое — маленькое. Предлагая путникам ночлег, он низкорослых укладывал на большое ложе и вытягивал несчастных до тех пор, пока ноги жертвы не касались края, а высоким предлагал короткое ложе и отрубал им конечности. Некоторые говорят, что у него было только одно ложе, и в соответствии с ним он либо «удлинял», либо «укорачивал» тех, кто попадал к нему в руки. Как бы там ни было, а Тесей поступил с ним так же, как тот поступал с другими15.
1Диодор Сицилийский IV.59; Плутарх. Тесей 7 и 11.
2Гигин. Мифы 38; Аполлодор III.16.1; Павсаний II.1.4; Плутарх. Тесей 8.
3Павсаний Цит. соч.; Овидий. Ибис 407 и сл.; Аполлодор III.6.2; Схолии к «Ипполиту» Еврипида 977.
4Овидий. Метаморфозы VII.433 и сл.; Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч.; Диодор Сицилийский IV.59; Павсаний. Цит. соч.
5Плутарх. Тесей 8 и 29.
6Плутарх. Тесей 25.
7Плутарх. Тесей 9; Диодор Сицилийский IV.59; Овидий. Метаморфозы VII.433 и сл.; Аполлодор. Эпитома I.1; Гигин. Мифы 38.
8Страбон IX.1.4; Аполлодор. Эпитома I.2; Плутарх. Тесей 25.
9Павсаний I.44.12; Аполлодор. Эпитома I.2—3.
10Плутарх. Тесей 10 и 25.
11Павсаний I.44.10—12; Страбон IX.1.4.
12Аристофан. Осы 925; и Большой этимологик под словом Scirophorion.
13Плутарх. Тесей 11; Аполлодор. Эпитома I.3; Гигин. Мифы 38; Авл Геллий XV.2.1.
14Овидий. Ибис 407 и сл.; Аполлодор. Цит. соч.; Павсаний I.39.3; Плутарх. Тесей 11 и 29.
15Диодор Сицилийский IV.59; Аполлодор. Эпитома I.4; Павсаний I.38.5; Гигин. Мифы 38; Плутарх. Тесей 11.
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.