- 101013 Просмотров
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС
Мифы Древней Греции
1. Убийство Перифета нужно для того, чтобы объяснить появление у Тесея железной палицы, наподобие той, которую всегда носил с собой Геракл (см. 120.4). Перифет изображается калекой, так как он был сыном кузнеца Гефеста, а кузнецам часто ритуально калечили ноги (см. 92.1).
2. Поскольку считалось, что гнувший сосны северный ветер оплодотворял женщин, животных и поля, Питиокампт называется в мифе отцом Перигуны, которая была богиней нив (см. 48.1). Тот факт, что ее потомки по-особому относились к тростнику и дикому аспарагусу, говорит о том, что священные корзины, которые носили во время фесмофорий, были сплетены из этих растений; вот почему существовало табу на использование их в обыденной жизни. Кроммионская свинья, она же Фея, — это белая свинья-Деметра (см. 24.7 и 74.4), чей культ на Пелопоннесе перестал существовать еще в древности. Многих мифографов удивлял тот факт, что Тесей отклонился от своего пути, чтобы убить обычную свинью; Гигин и Овидий превратили ее в вепря, а Плутарх называет ее разбойницей, прозванной за безобразное поведение «Свиньей». Однако она появляется и в древних уэльсских мифах как Старая белая свинья по имени Хен-Вен, которую вскормил волшебник свинопас Колл из Коллфреура, про которого говорят, что он распространил пшеницу и пчел в Британии. Память же Евбулея, свинопаса Деметры, чтут в Элевсине: во время праздника Фесмофорий в его честь в пропасть сбрасывали живых свиней, а их разложившимися останками удобряли посевное зерно.
3. Истории Скирона и Керкиона, очевидно, основаны на ряде сакральных изображений церемонии сбрасывания царя-жреца как фармака с Белой скалы. Первым героем, который встретил здесь свою смерть, был Меликерт (см. 70.h), а точнее, Геракл Мелькарт из Тира, лишенный, очевидно, царских регалий — палицы, львиной шкуры и сандалий, — и вместо этого получивший крылья, живых птиц и зонт, чтобы замедлить падение (см. 89,5; 92.3 и 98.6). Отсюда следует, что Скирон, изображенный в тот момент, когда он готов столкнуть путника в море, на самом деле являлся фармаком, готовящимся к мукам во время Скирофории, которую отмечали в последний месяц года, а именно в день летнего солнцеворота, и что вторая сцена, истолкованная как борьба Тесея с Керкионом, изображает царя-жреца, приподнятого над землей его преемником (как на терракоте царской колоннады в Афинах — Павсаний I.3.1), а жрица богини смотрит на них одобрительно. Это общая мифологическая ситуация: Геракл, например, чтобы получить царство, боролся с Антеем в Ливии (см. 133.h) и с Эриксом в Сицилии (см. 132.q); Одиссей боролся с Филомелидом на острове Тенедос (см. 161.f). Третья сцена, которую считали местью Тесея Скирону, изображает фармака, который летит вниз с зонтом в руке. На четвертом изображении показывается, как он достиг моря, а его зонт плавает на волнах: предполагаемая черепаха, ждущая жертвы, — это, конечно же, зонт, поскольку в Аттике не было отмечено культа черепахи.
4. Все перечисленные подвиги Тесея, очевидно, взаимосвязаны. Грамматики связывали белый зонт с гипсовым изваянием Афины. Это напоминает белые куклы в виде фармака, называемые «аргивы» («белые люди»), которые раз в год бросали в речной поток во время майского очищения храмов (см. 132.p). Кроме того, следует вспомнить белые лепешки в форме свиней, выпекавшиеся из смеси муки и гипса и использовавшиеся во время Фесмофорий вместо останков свиней, доставаемых из пропасти Евбулея.
5. Синис и Скирон изображены как герои, в честь которых стали проводиться Истмийские игры. Прозвищем Синиса было Питиокампт, а Скирон, как и Питиокампт, был северо-восточным ветром. Однако поскольку Истмийские игры первоначально были учреждены в честь Геракла Мелькарта, убиение Питиокампта, вероятно, свидетельствует о подавлении культа Борея в Афинах, который, однако, возродился во время греко-персидских войн (см. 48.4). В этом случае Истмийские игры аналогичны Пифийским играм, учрежденным в память о Пифоне, который одновременно был и оплодотворяющим северным ветром, и духом царя-жреца, убиваемого его соперником Аполлоном.
97. Тесей и Медея
Когда Тесей прибыл в Аттику, его встретили на берегу реки Кефис сыновья Фитала, чтобы совершить над ним обряд очищения от крови, которую тот пролил, в особенности от крови Синиса, который приходился им родственником по материнской линии. Алтарь Зевса Милосердного, где совершалась вся церемония, до сих пор стоит у реки. После этого Тесей стал гостем Фиталидов, и это было первое настоящее гостеприимство, оказанное ему с тех пор, как он покинул Трезен. Одетый в длинные одежды, с аккуратно уложенными волосами, он вошел в Афины в восьмой день месяца Крония, который теперь называется гекатомбеоном. Проходя мимо почти построенного храма Аполлона Дельфиния[161], он был принят каменщиками, работавшими на крыше, за девушку, и те его довольно нагло спросили, как это ему позволили ходить по улицам без сопровождающих. Вместо ответа Тесей выпряг быков из повозки и подбросил одного из них так, что тот взлетел над крышей храма1.
b. Пока Тесей рос в Трезене, Эгей сдержал обещание, данное им Медее. Когда она бежала из Коринфа в знаменитой колеснице, запряженной крылатыми змеями, он дал ей убежище в Афинах, а затем женился на ней, будучи уверенным, что ее колдовские чары помогут ему обрести наследника, поскольку он не знал, что Эфра уже родила ему Тесея2.
c. Стоило только Тесею появиться в Афинах, как Медея тут же узнала его, и в ней проснулась тревога за родившегося у нее от Эгея сына Меда, считавшегося наследником афинского престола. Она убедила Эгея, что Тесей пришел как лазутчик или наемный убийца, и пригласила его на пир, в храм Аполлона Дельфиния. Эгей, который пользовался храмом как своим дворцом, должен был предложить Тесею чашу вина, заранее приготовленную Медеей. В чаше был аконит — яд из растения, которое она привезла из вифинской Ахерусии. Там оно впервые выросло из смертельной пены, стекавшей с Кербера, когда Геракл вытащил его из Аида. Крестьяне называют это растение «аконит» потому, что оно растет на голых скалах3.
d. Одни говорят, что, когда в храме Аполлона Дельфиния подали жареное мясо, Тесей нарочито вытащил свой меч, словно желая отрезать кусок, чтобы привлечь к [пропущено не менее одной строки — так в бумажном издании] ревая, чашу к губам, как вдруг Эгей заметил вырезанных на рукояти меча змей — герб Эрехтеидов — и отшвырнул чашу с ядом. До сих пор показывают место, куда упала чаша, — оно отделено от остального храма.
e. Тогда в Афинах воцарилось веселье, какого город еще не знал. Эгей обнял Тесея, собрал народное собрание и на нем объявил его своим сыном. Он зажег огни на всех алтарях и осыпал изваяния богов подарками, были принесены в жертву гекатомбы быков, украшенных гирляндами цветов. Во всем дворце и во всем городе аристократы и простолюдины пировали вместе и пели славу Тесею, который совершил уже больше подвигов, чем прожил лет в своей жизни4.
f. После этого Тесей отправился, чтобы отомстить Медее, которая ускользнула от него, окутав себя волшебным облаком, и уже покинула Афины вместе с юным Медом и свитой, которую ей великодушно выделил Эгей. Некоторые, правда, говорят, что она бежала вместе с Поликсеном, ее сыном от Ясона5.
g. Паллант и пятьдесят его сыновей, которые еще раньше заявляли, что Эгей не настоящий Эрехтеид и потому не имеет права на трон, открыто восстали, когда поняли, что этот чужак может лишить их всякой надежды когда-нибудь править Афинами. Они разделили свои силы: Паллант с двадцатью пятью сыновьями и множеством слуг пошли на город со стороны Сфетта, а другие двадцать пять сыновей залегли в засаде у Гаргетта. Однако Тесей, узнавший об их планах от вестника по имени Леос из рода Агниев, напал на скрывшихся в засаде и всех перебил. После этого Паллант взмолился о мире. Паллантиды так и не забыли предательства Леоса и до сих пор не вступают в брак с Агниями и не позволяют никому из глашатаев начинать объявление словами «Akouete leoi» («Слушайте, люди!»), поскольку lеоі звучит как Леос6.
h. Этого Леоса нужно отличать от другого Леоса, сына Орфея и предка афинских Леонтидов. Однажды во время голода и чумы этот Леос подчинился Дельфийскому оракулу и принес в жертву своих дочерей Теопу, Праксифею и Эвбулу, чтобы спасти город. В их честь афиняне построили святилище Леокорий7.
1Павсаний I.37.3 и 19.1; Плутарх. Тесей 12.
2Еврипид. Медея 660 и сл.; Аполлодор I.9.28.
3Плутарх. Тесей 12; Аполлодор. Эпитома I.6; Овидий. Метаморфозы VII.402 и сл.
4Плутарх. Цит. соч.; Овидий. Цит.соч.
5Овидий. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.; Диодор Сицилийский IV.55.6; Гелланик. Цит. по: Павсаний II.3.7.
6Плутарх. Тесей 13.
7Павсаний I.5.2; Суда под словом Leos; Аристид. Панафинейская речь; Суда под словом Leocorium; Элиан. Пестрые рассказы XІІ.28.
* * *
1. Эта искусственная любовная история с театральной развязкой в сцене с отравлением напоминает историю с Ионом (см. 44.a), а случай с подбрасыванием быка в воздух — это просто грубая имитация подвигов Геракла. Вопрос каменщиков звучит довольно анахронично, поскольку в героическую эпоху молодые женщины еще ходили без сопровождающих. Тесея также нельзя было принять за девушку, поскольку он уже пожертвовал свои волосы Аполлону и стал одним из куретов. Однако недостатки повествования говорят в пользу того, что оно возникло на основе сакрального изображения, запечатлевшего (коль скоро люди на крыше воспринимались как каменщики) жертвоприношение по случаю окончания строительства храма (см. 84.1).
2. Изгнание Медеи сначала из Коринфа, а потом из Афин указывает на искоренение эллинами культа земли-богини. Ее запряженная змеями колесница свидетельствует о ней как о коринфской Деметре (см. 24.m). Поражение, нанесенное Тесеем Паллантидам, также указывает на подавление первоначального культа Афины (см. 9.1 и 16.2) с ее пятьюдесятью жрицами; pallas может означать и «юноша», и «девушка». Другой вариант этой же истории мы находим в принесении в жертву трех дочерей Леоса, которые на самом деле были богинями в виде триады. Девственницей была Теопа («божественный лик»), олицетворявшая народившуюся луну; нимфой — Праксифея («богиня в действии»), олицетворявшая царицу-пчелу. В Эвбее так же звали мать Кекропа (Аполлодор III.15.1). Старухой являлась Эвбула («добрый совет»), олицетворявшая богиню-оракула, которой Эвбулей-свинопас служил в Элевсине.
3. То, что Паллантиды и Агнии воздерживались от браков между собой, могло являться атавизмом экзогамии со сложной системой групповых браков между фратриями, причем каждая фратрия или подфратрия состояла из нескольких тотемных кланов. Если эта догадка справедлива, то Паллантиды и Агнии, вероятно, принадлежали одной подфратрии, тогда как браки разрешались только между представителями различных подфратрий (см. 80.5). Тотемом Паллантидов могла быть коза, Агниев — ягненок, Леонтидов — лев, а Эрехфеев — змей. В аттической мифологии называются и другие тотемные кланы, например: ворона, соловей, удод, волк, вепрь и сова.
4. Судя по мифам о Тесее и Геракле, верховные жрицы богини Афины в Афинах и богини Геры в Аргосе принадлежали к клану льва, в который они принимали царя-жреца. Золотое кольцо, найденное в Тиринфе, изображает четырех львов-мужчин, предлагающих сосуды для жертвенных возлияний сидящей богине, которой может быть Гера, так как за ее троном сидит кукушка (см. 12.4). Несмотря на то, что на Крите не водились львы, их изображения как священных животных богини встречаются и здесь. Афина не ассоциировалась с кукушкой, но изображалась в образе других птиц, которые могут иметь тотемное происхождение. У Гомера ее можно встретить в образе морского орла («Одиссея» III.371) и ласточки (там же, XXІІ.239); вместе с Аполлоном она появляется в образе ястреба («Илиада» VII.58), а вместе с Герой — в образе голубки (там же, V.778). На небольшой афинской вазе, датируемой V в. до н.э., Афина изображена в виде жаворонка. Около Мегары существовало святилище, где ей поклонялись в образе гагары или баклана (Павсаний 1.5.3. — см. 94.c). Однако ее основным птичьим образом была мудрая сова. Клан сов сохранил свой ритуал вплоть до классической эпохи: наряженные совами инициируемые исполняли обряд поимки их тотемной птицы (Поллукс IV.103).
5. Рассказ Плутарха об Akouete leoi достаточно достоверен: в первобытных религиях очень часто случалось так, что отдельные слова подвергались запрету из-за того, что они звучали как имя человека, название предмета или животного, упоминание которого считалось небезопасным. Особенно это относилось к именам умерших родственников, даже если они умирали естественной смертью.
6. То, что Паллантиды не считали Эгея и Тесея истинными Эрехтеидами, может указывать на протест, который в VI в. до н.э. в Афинах вызвала узурпация семьей иммигрантов Бутадов (которые реставрировали легенду о Тесее) местного жречества Эрехтеидов. (см. 95.3).
98. Тесей на Крите
До сих пор неясно: отправил ли Эгей Тесея против свирепого белого быка Посейдона по наущению Медеи или же он решил убить это огнедышащее чудовище уже после того, как Медею изгнали из Афин, надеясь тем самым снискать еще большее расположение афинян. Привезенный Гераклом с Крита и отпущенный на волю в долине Аргоса, бык пошел по Истму в Марафон и стал сотнями убивать людей между городами Пробалинф и Трикоринф, причем некоторые говорят, что среди погибших был сын Миноса Андрогей. Однако Тесей смело ухватил быка за смертоносные рога и победно протащил его по улицам Афин к крутому склону Акрополя, где принес его в жертву Афине или Аполлону1.
b. На пути в Марафон Тесей воспользовался гостеприимством старой пряхи по имени Гекала, или Гекалена, которая обещала принести в жертву Зевсу барана, если только Тесей останется живым. Но она умерла, не дождавшись победы Тесея, и тот учредил гекалесии в ее честь и в честь Зевса Гекалея. Эти обряды исполняются и сейчас. Поскольку Тесей был в то время всего лишь мальчиком, Гекала ласкала его, как ласкают детей, поэтому ее чаще зовут уменьшительным именем Гекалена, а не Гекала2.
c. Как плату за смерть своего сына Андрогея Минос приказал афинянам присылать на Крит семерых юношей и семерых девушек раз в девять лет, — а точнее, в конце Великого года, — где в лабиринте их пожирал Минотавр. Этот Минотавр, которого звали Астерием, или Астерионом, был быкоголовым чудовищем, которого Пасифая родила от белого быка3. Вскоре после прибытия Тесея в Афины наступило время в третий раз посылать дань, и его охватила такая жалость к родителям, чьих детей по жребию должны были отправить на Крит, что он сам предложил себя в качестве жертвы, несмотря на самые искренние попытки Эгея разубедить его. Некоторые, правда, говорят, что на него выпал жребий. Другие считают, что царь Минос сам прибыл с большим флотом отбирать жертвы. Он прослезился, когда Тесей — хотя он был родом из Трезена, а не из Афин, — сам вызвался отправиться на Крит при условии, что, если ему голыми руками удастся победить Минотавра, Афины больше не будут платить дань своими детьми4.
d. В двух предыдущих случаях корабли, на которых плыли четырнадцать жертв, поднимали черные паруса, но Тесей был уверен, что бог на его стороне, и поэтому Эгей вручил ему белый парус, который, в случае успеха, он должен был по возвращении поднять на своем корабле. Некоторые говорят, что парус был пурпурным, окрашенным соком ягод кермесоносного дуба5.
e. Когда в суде были брошены все жребии, Тесей повел своих спутников в Дельфиний, где от всех пожертвовал Аполлону масличную ветвь, увитую белой шерстью. Четырнадцать матерей закупили еду на дорогу и, чтобы поднять дух своих детей, стали рассказывать притчи и героические сказания. Тесей, однако, заменил двух девушек парой женственных юношей, обладавших, тем не менее, недюжинной храбростью и здравым умом. Им он наказал принимать теплые ванны, избегать солнечных лучей, не отличаться от девушек ни осанкой, ни повадками и ходить девичьей поступью. Так ему удалось обмануть Миноса и выдать их за девушек6.
f. Феак, предок феаков, к которым попал Одиссей, стал у руля на носу тридцативесельного судна, на котором они отплыли, потому что никто из афинян не был знаком с наукой мореплавания. Одни говорят, что кормчим был Ферекл, но, пожалуй, правы другие, кто говорит, что кормщиком был Навсифой, потому что по возвращении Тесей воздвиг монументы Навсифою и Феаку в Фалерах — порту, из которого они отбыли, и в их честь стали проводить местный праздник кормчих7.
g. Дельфийский оракул посоветовал Тесею взять на время плавания в путеводительницы Афродиту. Поэтому он принес ей жертвы на берегу, но — о, чудо! — принесенная в жертву коза превратилась во время предсмертных судорог в козла. Из-за этого чуда Афродита получила эпитет Козлиная8.
h. Тесей отплыл в шестой день мунихиона (апреля). Каждый год в этот день афиняне отправляют девушек в Дельфиний, чтобы умилостивить Аполлона, потому что Тесей забыл это сделать перед отплытием. Буря, насланная разгневанным богом, вынудила их укрыться в Дельфах и принести там запоздалые жертвы9.
i. Когда через несколько дней корабль достиг Крита, Минос на колеснице спустился в бухту, чтобы пересчитать жертвы. Влюбившись в одну из афинских девушек, — до сих пор спорят, была ли это Перибея, мать Аякса, Эрибея или Феребея, поскольку у всех трех имена очень похожи, — он готов уже был овладеть ею, но вмешавшийся Тесей заявил, что ему, как сыну Посейдона, подобает защищать девственниц от посягательств тиранов. Похотливо засмеявшись, Минос ответил, что про Посейдона никак нельзя сказать, чтобы он жалел приглянувшихся ему девушек10.
— Эй! — вскричал Минос. — Достань мне эту безделицу и докажи, что ты — сын Посейдона! — С этими словами он бросил в море свое кольцо с печатью.
— Сначала докажи, что ты сын Зевса! — ответил ему Тесей.
j. Минос доказал. Он вознес молитву: «Отец Зевс, услышь меня!» — и в ответ тут же сверкнула молния и раздался удар грома. После этого Тесей нырнул в море, где большая стая дельфинов с почетом сопроводила его в подводный дворец нереид. Некоторые говорят, что нереида Фетида вручила ему тогда украшенную каменьями корону, подаренную ей на свадьбу Афродитой, которую впоследствии носила Ариадна. Другие утверждают, что это сделала морская богиня Амфитрита, пославшая во все стороны нереид на поиски кольца. Как бы там ни было, когда Тесей появился из моря, у него были кольцо и корона, как это запечатлел Микон[162] в росписи на третьей стене святилища Тесея11.
k. Афродита действительно сопровождала Тесея, потому что не только Перибея и Феребея пригласили галантного Тесея разделить с ними ложе (и не были отвергнуты), но даже дочь Миноса Ариадна влюбилась в него с первого взгляда. «Я помогу тебе убить моего сводного брата Минотавра, — тайно пообещала она ему, — если ты позволишь мне отправиться в Афины твоей женой». Это предложение Тесей с радостью принял и поклялся жениться на ней. Случилось так, что, прежде чем покинуть Крит, Дедал вручил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить и выходить из лабиринта. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее, становясь с каждым шагом все меньше, и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок12.
l. Той же ночью Тесей сделал все, как ему было сказано, но до сих пор спорят, убил ли он Минотавра мечом, данным ему Ариадной, просто голыми руками или своей знаменитой палицей. Скульптурный фриз в Амиклах изображает связанного Минотавра, которого ликующий Тесей ведет в Афины, однако не все верят, что все было именно так13.
т. Когда Тесей вышел из лабиринта, забрызганный кровью, Ариадна страстно обняла его и повела всех афинян в бухту. К этому времени двое юношей, переодетых в девушек, убили стражей женских покоев и освободили пленниц. Они тайком пробрались на свой корабль, где их уже ждали Навсифой и Феак. Все дружно налегли на весла и поспешили прочь. Но несмотря на то что Тесей заблаговременно пробил дно у многих критских судов, чтобы помешать погоне, на берегу прозвучала тревога и ему пришлось уже в бухте вступить в морской бой прежде, чем им удалось (к счастью, без потерь) выскользнуть в открытое море под покровом темноты14.
n. Несколько дней спустя, высадившись на остров, который тогда назывался Диа, а теперь известен как Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Почему он так поступил, до сих пор остается тайной. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие — что пока ветер не давал ему уплыть с Диа, он все думал о неприятностях, которые вызовет приезд Ариадны в Афины15. Третьи считают, что Дионис, явившийся во сне Тесею, стал угрожать и требовать себе Ариадну и что, когда Тесей проснулся и увидел флот Диониса, державший курс на Диа, то, поддавшись внезапному страху, поднял якорь, а Дионис, использовав чары, заставил его забыть и обещание, данное Ариадне, и даже само ее существование16.
о. Какой бы ни была правда, жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, вспоминая, как она дрожала, когда Тесей отправился убивать ее уродливого сводного брата, как она давала молчаливые обеты, чтобы только он победил, и как из-за любви к нему она бросила родителей и родину. Сейчас она призывала всю вселенную отомстить за нее, и отец Зевс согласился. Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, надев на ее голову венец Фетиды, а она родила ему много детей17. Из них только Фоанта и Энопиона иногда называют сыновьями Тесея. Венец, который позднее Дионис вознес на небо как созвездие Северной Короны, изготовил Гефест из огненного золота и красных индийских камней, вставленных в оправу, словно розы18.
p. Критяне, однако, отказываются признать, что Минотавр когда-либо существовал и что Ариадна досталась Тесею незаконно. Они считают, что лабиринт — это просто хорошо охраняемая тюрьма, в которой содержались афинские юноши и девушки — намеченные в качестве жертв на погребальных играх в честь Андрогея. Некоторых из них принесли в жертву на его могиле, а остальных вручили победителям в качестве призов, как рабов. Случилось так, что жестокий и надменный военачальник Миноса, по имени Тавр, год за годом забирал их к себе, выигрывая все соревнования, в которых участвовал, к большому неудовольствию своих соперников. Он злоупотребил доверием Миноса потому, что пошли слухи, будто он вступил в любовную связь с Пасифаей, в чем ему помог Дедал, и что один из ее сыновей-близнецов очень похож на него. Поэтому Минос с радостью согласился, когда Тесей испросил разрешения побороться с Тавром. В древнем критском государстве игры разрешалось посещать и мужчинам, и женщинам, и Ариадна влюбилась в Тесея, когда увидела, как тот трижды подряд перебрасывал через себя прежнего победителя и прижимал его плечами к земле. Миносу это зрелище доставило не меньшее удовольствие, и он вручил Тесею награду, объявил его своим названым сыном и отменил жестокую дань19.
q. Традиционная песнь боттиеев подтверждает легенду в том, что не все жертвы умерщвлялись. В ней говорится, что критяне посылали в качестве жертвы своих детей-первенцев в Дельфы, причем в основном это были дети живших на Крите афинских рабов. Однако дельфийцы не могли прокормить их из-за скудости ресурсов своего небольшого города и отправляли за море, чтобы они основали колонию в Япигии, что в Италии. Позднее они осели во фракийской Боттиее. А вызывающее тоску восклицание девушек из Боттиеи: «О, дай нам вернуться в Афины!» — постоянно напоминает об их происхождении20.
r. Совершенно иначе все рассказывают киприоты и другие. Они говорят, что Минос и Тесей достигли соглашения, закрепленного клятвой, что ни один корабль, кроме «Арго», — которым командовал Ясон, обещавший очистить море от пиратов, — не имел права плавать в греческих водах с командой, превышающей пять человек. Когда Дедал бежал с Крита в Афины, Минос нарушил этот уговор, бросившись за ним в погоню на больших судах, чем вызвал гнев Посейдона, который был свидетелем клятвы. Он поднял бурю, отогнавшую корабли к Сицилии, где Минос нашел свою смерть. Сын Миноса Девкалион пригрозил, что если афиняне не выдадут Дедала, то он казнит всех заложников, которых оставил Тесей при заключении договора. Тесей ответил, что Дедал — его кровный родственник, и спросил, нельзя ли прийти к обоюдному согласию как-нибудь по-другому. Они обменялись с Девкалионом несколькими посланиями, но все это время Тесей тайно строил военные корабли, частью — в Тиметадах (поскольку этот порт лежал в стороне от морских путей), а частью — в Трезене, где у Питфея была верфь, о которой критяне ничего не знали. Через месяц или два его корабли вышли в море, ведомые Дедалом и другими беглецами с Крита. Критяне приняли приближающиеся корабли за потерявшуюся часть флота Миноса и громко их приветствовали. Поэтому Тесей захватил бухту почти без сопротивления и тут же направился в Кносс, где перебил стражу Девкалиона, а его самого убил во внутренних покоях дворца. После этого критский трон перешел к Ариадне, с которой Тесей великодушно договорился. Она освободила афинских заложников, и между двумя народами был заключен дружеский союз и принесена клятва никогда более не начинать войну. На самом деле Ариадна просто вышла за Тесея замуж21.
s. После продолжительных празднеств они отправились в Афины, но буря отнесла их к Кипру. Здесь Ариадна, будучи беременной от Тесея и боясь, что из-за морской качки случится выкидыш, попросила высадить ее на берег недалеко от Амафунта[163], что и было сделано. Но не успел Тесей вернуться на корабль, как сильный ветер стал уносить весь флот в открытое море. Женщины Амафунта очень хорошо приняли Ариадну и утешали ее письмами, которые якобы только что пришли от Тесея, чинящего корабли на берегу соседнего острова, а когда она умерла от родов, они устроили ей пышные похороны. В Амафунте до сих пор показывают могилу Ариадны, расположенную в роще, где ей поклоняются под именем Ариделы. Когда Тесей все-таки вернулся на Кипр, проделав путь от сирийского берега, то очень опечалился, узнав о смерти Ариадны, и оставил много денег, наказав приносить ей жертвы. Киприоты до сих пор еще отмечают праздник Ариадны во второй день месяца горпиея. Во время праздника какой-нибудь юноша ложится наземь в роще Ариадны и имитирует родовые муки. Они также поклоняются двум небольшим статуям Ариадны — одной из серебра, а другой — из бронзы, — которые оставил Тесей. Они также говорят, что Дионис не только не женился на Ариадне, но и рассердился за то, что она с Тесеем осквернила Наксосский грот, и даже пожаловался Артемиде, которая и убила Ариадну во время родов безжалостными стрелами. Некоторые, правда, утверждают, что Ариадна сама повесилась, боясь Артемиды22.
t. Вернемся, однако, к истории Тесея. Из Наксоса он отправился на Делос и там принес жертву Аполлону и устроил атлетические игры в его честь. Именно здесь он ввел новый обычай — украшать голову победителя пальмовым венком и вручать ему пальмовую ветвь. Он также благоразумно пожертвовал Аполлону небольшое изваяние Афродиты работы Дедала, которое Ариадна захватила из Крита и оставила на борту корабля — оставь он его, это могло бы вызвать множество циничных замечаний афинян. Это изваяние, которое и сейчас показывают на Делосе, стоит на квадратном основании, заменяющем ноги богини, и постоянно украшено гирляндами цветов23.
u. Неподалеку от круглого озера на Делосе стоит роговой жертвенник. Его построил сам Аполлон, когда ему было всего четыре года, сложив из бесчисленного количества рогов от коз, убитых Артемидой на горе Кинф. Это было первое архитектурное творение Аполлона. И основание жертвенника, и окружающие его стены полностью сделаны из рогов, причем все рога взяты с одного бока животных, только непонятно — с правого или левого24. Если что делает это творение равным семи чудесам света, так это то, что ни раствор, ни другое связующее вещество не были использованы при его постройке. Именно вокруг этого жертвенника — или, как говорят другие, вокруг жертвенника Афродиты, на котором стояла статуя работы Дедала, — Тесей и его спутники исполняли пляску «журавля»: мерные движения то в одну сторону, то в другую как бы воспроизводят запутанные ходы лабиринта. Делосцы до сих пор танцуют этот танец, завезенный Тесеем из Кносса. Дедал построил Ариадне площадку для этого танца, выложил все фигуры белым рельефным мрамором, скопировав их с египетского лабиринта. Исполнявшийся Тесеем и его спутниками танец журавля на Кноссе стал первым танцем, в котором вместе плясали мужчины и женщины. Во многих городах Греции и Малой Азии этот танец еще танцуют старые люди (особенно моряки), а в италийских деревнях его танцуют дети. Кроме того, с него начались Троянские игры25.
v. Месть Ариадны настигла Тесея. То ли печалясь, что потерял ее, то ли от радости при виде аттического берега, но он забыл о своем обещании поднять белый парус26. Эгей, который наблюдал за приближающимся кораблем с акрополя (где сейчас стоит храм крылатой Ники), заметил черный парус, лишился чувств, а потом, придя в себя, бросился вниз головой с акрополя и разбился насмерть. Некоторые, правда, говорят, что он бросился в море, которое с тех пор зовется Эгейским27.
w. Тесею не говорили об этом печальном событии до тех пор, пока он не совершил все жертвоприношения богам в благодарность за благополучное возвращение. После этого он похоронил Эгея и построил ему святилище, как герою. На восьмой день пианепсиона[164](октябрь), т.е. день, когда Тесей вернулся с Крита, благодарные афиняне спешат на берег моря с кухонными горшками и там варят всевозможные бобы, чтобы напомнить своим детям о том, как Тесей, который был вынужден из-за нехватки пищи держать команду корабля впроголодь, сойдя на берег, сразу же сложил всю оставшуюся провизию в один котел и наконец-то наполнил пустовавшие желудки моряков. На этом же празднике поют благодарственные песни в честь окончания голода и приносят масличную ветвь, обвитую белой шерстью и увешанную по сезону плодами, в память о той оливе, которую Тесей пожертвовал богам, отправляясь в плавание. Поскольку это было временем сбора урожая, Тесей учредил праздник виноградных ветвей в благодарность то ли Афине, то ли Дионису, поскольку оба божества явились ему на Наксосе, а может быть, в честь Диониса и Ариадны. Двое несущих ветви олицетворяли тех двух юношей, которых Тесей взял на Крит, переодев девушками, и которые сопровождали его во время триумфального шествия после возвращения в Афины. Четырнадцать женщин несут провизию и принимают участие в жертвоприношении. Они олицетворяют матерей спасенных жертв и должны рассказывать притчи и древние мифы, как это делали настоящие матери накануне отплытия корабля28.
x. Тесей посвятил Артемиде Спасительнице храм на рыночной площади Трезена, а его самого сограждане почтили святилищем еще при жизни. Те семьи, с которых взималась дань Криту, обязались поставить необходимые жертвоприношения. Жрецами в новом храме Тесей дозволил быть Фиталидам в благодарность за их гостеприимство. Судно, на котором он плавал на Крит, с тех пор раз в год отправлялось на Делос и обратно, но его так часто перебирали и перестраивали по мере ветшания, что оно стало обычным примером в рассуждениях философов, определяющих понятие самотождественности меняющегося объекта29.
1Аполлодор. Эпитома I.5; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VIII.294; Павсаний I.27.9; Плутарх. Тесей 14; Гесихий под словом Bolynthos.
2Плутарх. Цит. соч.; Каллимах. Гекала[165] (Фр. XV Schneider); Овидий. Лекарство от любви 747.
3Диодор Сицилийский IV.61; Гигин. Мифы 41; Аполлодор. Цит. соч. III.1.4; Павсаний ІІ.31.1.
4Плутарх. Тесей 17; Аполлодор. Цит. соч. I.7; Схолии к «Илиаде» Гомера XVIII.590; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гелланик, Цит. по: Плутарх. Тесей 17.
5Плутарх. Цит. соч.; Симонид. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.
6Плутарх. Тесей 18; Демон. «История». Цит. по: Плутарх. Тесей 23.
7Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 17; Симонид. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.; Павсаний 172.
8Плутарх. Цит. соч. 18.
9Плутарх. Цит. Соч.
10Павсаний I.42.1; Гигин. Поэтическая астрономия ІІ.5; Плутарх. Тесей 29.
11Павсаний I.17.3; Гигин. Цит. соч.
12Плутарх. Тесей 29; Аполлодор. Эпитома I.8.
13Гомер. Илиада XVIII.590; Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера XІ.320; Аполлодор. Эпитома I.9; Овидий. Героини IV.115; Павсаний III.18.7.
14Павсаний ІІ.31.1; Ферекид. Цит. по: Плутарх. Тесей 19; Демон. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.
15Схолии к «Идиллиям» Феокрита II.45; Диодор Сицилийский IV.61.5; Катулл LXIV.50 и сл.; Плутарх. Тесей 29; Гигин. Мифы 43.
16Павсаний X.29.2; Диодор Сицилийский V.51.4; Схолии к Феокриту. Цит. соч.
17Павсаний I.20.2; Катулл LXIV.50 и сл.; Гигин. Поэтическая астрономия ІІ.5.
18Плутарх. Тесей 20; Псевдо-Эрастофен. Превращение в звезды 5.
19Плутарх. Тесей и Ромул; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 16; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.14; Филохор. Цит. по: Плутарх. Тесей 19.
20Аристотель. Государственное устройство боттиеев. Цит. по: Плутарх. Тесей 16; Плутарх. Греческие вопросы 35.
21Клидем. Цит. по: Плутарх. Тесей 19.
22Гесихий под словом Aridela; Пеон. Цит. по: Плутарх. Тесей 21.
23Плутарх. Цит. соч. 21; Павсаний. VIII.48.2 и ІX.40.2; Каллимах. Гимн к Делосу 312.
24Каллимах. Гимн к Аполлону 60 и сл.; Плутарх. Цит. соч. и «Кто из животных самый ловкий?» 35.
25Плутарх. Тесей 21; Каллимах. Гимн к Делосу 312 и сл.; Гомер. Илиада XVIII.591—592; Павсаний ІX.40.2; Плиний. Естественная история XXXVI.19; Схолии к «Илиаде» Гомера XVIII. 590; Евстафий. Комментарии к «Илиаде» Гомера с. 1166; Вергилий. Энеида V.588.
26Катулл LXIV.50; Аполлодор. Эпитома I.10; Плутарх. Тесей 22.
27Катулл. Цит. соч.; Павсаний I.22.4—5; Плутарх. Цит. соч.; Гигин. Мифы 43.
28Павсаний I.22.5; Плутарх. Тесей 22 и 23.
29Павсаний II.31.1; Плутарх. Цит. соч., 23.
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.