- 100014 Просмотров
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС
Мифы Древней Греции
1. Слово «амазонки» обычно производят от a и mazon («без грудей»), потому что, якобы, они отрезали одну грудь, чтобы удобней было стрелять, однако такое предположение фантастично. Скорее всего это армянское слово, означающее «лунные женщины»[175]. Изображения амазонок, сохранившиеся в классическую эпоху на подножии трона Зевса в Олимпии (Павсаний M.11.2), на щите Афины в святилище Тесея, в Афинах на средней стене пестрого портика (Павсаний I.15.2) и в других местах, запечатлели либо сражение между доэллинскими жрицами Афины за право называться верховной жрицей или же нашествие эллинов на Аттику и оказанное им сопротивление. Орифия или Ипполита, вероятно, на несколько сот километров уклонилась от своего предполагаемого пути по Скифии. Это, возможно, объясняется тем, что Киммерийский Босфор, т.е. Крым, был местом жестокого культа Артемиды Таврической, жрицы которой приносили в жертву мужчин (см. 116.2).
2. Антиопа не была законной женой Тесея потому, что принадлежала обществу, в котором практиковались групповые браки (см. 131.k). Имена Меланиппа и Ипполит указывают на связь между амазонками и доэллинским культом лошади (см. 43.2). Боэдромия («бег за помощью») была праздником Артемиды, о котором известно немного. Возможно, в нем принимали участие вооруженные жрицы, как это было на Аргосском празднике под названием Гибристики[176].
101. Федра и Ипполит
Женившись на Федре, Тесей отослал своего незаконнорожденного сына Ипполита к Питфею, который усыновил его и сделал наследником трона в Трезене. Поэтому у Ипполита не было причин оспаривать право своих законных братьев Акаманта и Демофонта, рожденных Федрой, на трон в Афинах1.
b. Ипполит, унаследовавший от своей матери Антиопы особое благоговение перед девой-охотницей Артемидой, воздвиг ей новый храм в Трезене, неподалеку от театра. Усмотрев в этом оскорбление, Афродита решила наказать его и сделала так, что, когда он присутствовал на Элевсинских мистериях, Федра страстно полюбила его. Он пришел, одетый в черные полотняные одежды, голова его была украшена цветами, и хотя в его внешности было что-то грубое, Федре он казался восхитительно суровым2.
c. Поскольку в это время Тесей был в отъезде в Фессалии вместе с Пирифоем или даже спустился в Аид, Федра последовала за Ипполитом в Трезен. Там она построила храм Подглядывающей Афродиты, обращенный к гимнасию, и целыми днями незаметно смотрела, как Ипполит упражняется в беге, прыжках, борьбе. Во дворе храма стояло старое миртовое дерево, листья которого она колола украшенной каменьями заколкой из-за неразделенной страсти. Листья этого дерева до сих пор еще хранят множество дырок. Когда, позднее, Ипполит отправился на Панафинейский праздник и остановился во дворе Тесея, Федра с той же целью стала пользоваться храмом Афродиты в акрополе3.
d. Федра никому не говорила о своем порочном чувстве; она плохо ела, мало спала и стала такой слабой, что ее старая кормилица, в конце концов, обо всем догадалась и стала упрашивать ее отослать Ипполиту письмо, что Федра и сделала. В письме она признавалась в любви и говорила, что окончательно уверовала в Артемиду и уже пожертвовала для нее два деревянных изваяния богини, привезенных с Крита. Не собирается ли он на охоту, спрашивала она. «Мы, женщины критского царствующего дома, — писала она, — словно обречены на позор во имя любви. Так случилось с моей бабкой Европой, моей матерью Пасифаей и, наконец, с моей сестрой Ариадной. О, бедная Ариадна, покинутая твоим отцом, неверным Тесеем, который убил твою царственную мать, — почему эринии не покарают тебя за это неподобающее сыну безразличие к ее судьбе? Однажды он убьет и меня! Надеюсь, что ты отомстишь ему, воздав почести Афродите в моем обществе. Почему мы не можем уехать и пожить вместе хоть недолго под предлогом, например, охоты? Ведь никто не сможет заподозрить нас в искренних чувствах друг к другу. Мы уже живем под одной крышей, и наше внимание друг к другу воспримется всеми как невинное и даже достойное похвалы»4.
e. Ипполит в страхе сжег это письмо и пришел в покои Федры, громко ее порицая. Она же стала рвать на себе одежды, раскрыла настежь все двери и закричала: «Помогите! Помогите! Меня хотят обесчестить!», а затем повесилась на дверной раме, оставив записку, в которой обвиняла Ипполита в чудовищных преступлениях5.
f. Получив записку, Тесей проклял Ипполита и приказал ему немедленно покинуть Афины и никогда не возвращаться. Потом он вспомнил, что его отец Посейдон обещал исполнить три его желания, и стал молить о смерти Ипполита. «Отец, — молил он, — пошли зверя навстречу Ипполиту, пока он едет в Трезен»6!
g. Ипполит ехал из Афин быстро, как только мог. Когда он проезжал по узкому месту Истма, огромная волна, скрывшая под собой даже Молурийские скалы, ревя, обрушилась на берег, а из ее гребня возник огромный тюлень или, как говорят некоторые, белый бык, ревя и изрыгая воду. Четверка лошадей, охваченная ужасом, понесла Ипполита в сторону обрыва, но Ипполит был опытным возничим и не дал им упасть в пропасть. Зверь бросился вслед за колесницей, и в конце концов Ипполит не справился с упряжкой. Неподалеку от святилища Саронической Артемиды еще показывают старую оливу, которую называют Скрученной (в Трезене неплодоносящую оливу называют rhachos); так вот, в ветвях этой оливы и запутались вожжи ипполитовой колесницы. От этого колесницу отбросило в сторону, ударило о кучу камней и она разлетелась на куски. Ипполита, запутанного в вожжах, сначала ударило о ствол дерева, потом о камни. Смерть настигла его, когда лошади волокли его по земле, и в тот же момент преследователь исчез7.
h. Некоторые рассказывают уже совсем невероятное — что Артемида потом открыла Тесею правду и перенесла его в мгновение ока в Трезен, куда он прибыл как раз вовремя, чтобы успеть примириться с умирающим сыном, и что богиня отомстила Афродите, подстроив смерть Адониса. Что известно наверное, так это то, что Артемида повелела трезенцам отдавать Ипполиту божественные почести, а все трезенские невесты отныне жертвовали Ипполиту локон. Диомид воздвиг в честь Ипполита храм и поставил его изваяние в Трезене. Он был первым, кто стал совершать в честь Ипполита ежегодные жертвоприношения. Во дворе этого храма показывают могилы Федры и Ипполита, причем могила Ипполита расположена рядом с миртовым деревом, у которого исколоты листья.
і. Сами трезенцы отрицают, что Ипполит погиб под копытами своих лошадей и что он погребен в этом храме, но скрывают, где находится его настоящая могила, утверждая лишь, что боги поместили его изображение среди звезд как созвездие Возничего8.
j. Афиняне в честь Ипполита насыпали курган, расположенный рядом с храмом Фемиды, потому что его смерть была вызвана проклятьем. Некоторые говорят, что в этом убийстве обвинили Тесея, признали его виновным, подвергли остракизму и изгнали на остров Скирос, где он прожил остаток жизни, влача бесславные и печальные дни. Однако падение Тесея чаще связывают с попыткой овладеть Персефоной9.
k. Дух Ипполита спустился в Аид, но возмущенная Артемида упросила Асклепия оживить его труп. Асклепий открыл дверцы своего шкафчика для лекарств из слоновой кости и вынул из него траву, под действием которой в свое время ожил критянин Главк. Он трижды дотронулся ею до груди Ипполита, повторяя магические формулы, и мертвый человек поднял голову с земли. Однако Аид и три богини судьбы нашли себя уязвленными и заставили Зевса убить Асклепия перуном.
l. Латиняне рассказывают, что тогда Артемида окутала Ипполита густым облаком, превратила его в старика и изменила его внешность. Не решившись спрятать его ни на Крите, ни на Делосе, Артемида перенесла его в свою священную рощу в италийской Ариции10. Там с ее согласия он женился на нимфе Эгерии и до сих пор живет на берегу озера среди темных дубовых лесов, окруженных глубокими расщелинами. Чтобы ему не напоминали о его смерти, Артемида переименовала его в Вирбия[177], что означает vir bis, или «дважды человек». Лошадям же поблизости появляться запрещено. Жрецами местной Артемиды могут стать только беглые рабы11. В ее роще растет старый дуб, ветви которого нельзя ломать, но если раб сделает это, то жрец, сам убивший своего предшественника и поэтому живущий в постоянном страхе, должен сразиться с ним на мечах; победитель становится жрецом. Жители Ариции говорят, что Тесей умолял Ипполита остаться с ним в Афинах, но тот отказался.
m. Табличка в святилище Асклепия в Эпидавре гласит, что Ипполит пожертвовал ему двадцать лошадей в благодарность за оживление12.
1Аполлодор. Эпитома I.18; Павсаний I.22.2; Овидий. Героини IV.67 и сл.
2Павсаний II.31.6; Овидий. Цит. соч.
3Овидий. Цит. соч.; Сенека. Федра и сл.; Павсаний II.32.3 и I.22.2; Еврипид. Ипполит 1 и сл.; Диодор Сицилийский IV.62.
4Овидий. Цит. соч.; Павсаний I.18.5.
5Аполлодор. Эпитома I.18; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гигин. Мифы 47.
6Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.445.
7Павсаний II.32.8; Еврипид. Ипполит 1193 и сл.; Овидий. Метаморфозы XV.506 и сл.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.
8Еврипид. Ипполит 1282 и сл. и 1423 и сл.; Павсаний II.32.1—2.
9Павсаний I.22.1; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VII.42; Диодор Сицилийский IV.62.
10Овидий. Метаморфозы XV.532 и сл. и Фасты VI.745.
11Вергилий. Энеида VII.775; Овидий. Фасты V.312 и Метаморфозы XV.545; Страбон III.263 и сл.; Павсаний II.27.4.
12Комментарий к «Энеиде» Вергилия VI.136; Страбон V.3.12; Светоний. Калигула 35; Павсаний. Цит. соч.
* * *
1. Порочная любовь Федры к Ипполиту, как и любовь жены Потифара к Иосифу (см. 75.1), заимствована либо из египетской сказки «О двух братьях», либо из общего ханаанейского источника. Вожжи Ипполита должны были запутаться не в старой оливе, которая позднее стала ассоциироваться с крушением, а в мирте, поскольку именно мирт рос неподалеку от его святилища и был знаменит дырявыми листьями. Мирт символизировал последний месяц правления царя — недаром он появляется в истории с крушением колесницы Эномая (см. 109.j). Дикая олива символизировала первый месяц правления нового царя. В книге «Золотая ветвь» Джеймс Фрэзер показал, что ветвь, которую так ревностно охранял жрец, была омелой, поэтому не исключено, что Главк, сын Миноса (см. 90.c), которого путают с Главком, сыном Сисифа (см. 71.f), был возвращен к жизни с помощью омелы. Хотя доэллинский культ омелы и дуба был уничтожен в Греции (см. 50.2), жрецы, бежавшие с Истма, вполне могли перенести этот культ в Арицию. Имя Эгерия говорит о том, что она была богиней смерти, живущей в роще черных тополей (см. 51.7 и 170.l).
2. Жертвование Ипполиту локона невесты — это, скорее всего, патриархальное нововведение, может быть, предназначенное для того, чтобы лишить женщин магической силы, которая, как полагали, находится у них в волосах. По той же причине мусульманки, выходя замуж, бреются.
3. Сокрытие могилы Ипполита напоминает историю Сисифа и Нелея (см. 67.3). Этот факт свидетельствует о том, что Ипполит был похоронен в какой-нибудь стратегически важной точке Истма.
102. Лапифы и кентавры
Некоторые говорят, что лапиф Пирифой был сыном Иксиона и Дии, дочери Ионея; другие считают, что он был сыном Зевса, который, обратившись в жеребца, ходил кругами вокруг Дии, пока не соблазнил ее1.
b. Почти невероятные сообщения о силе и храбрости Тесея достигли Пирифоя, который правил магнетами, жившими у устья реки Пеней. Однажды он решил испытать Тесея, напав на Аттику и угнав стадо коров, пасшихся у Марафона. Когда Тесей бросился следом за ними, Пирифой смело повернулся к нему лицом, и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что даже забыли про скот и поклялись друг другу в вечной дружбе2.
c. Пирифой женился на Гипподамии, или Дейдамии, дочери Бута или, как некоторые утверждают, Адраста и пригласил на свою свадьбу всех олимпийских богов, кроме Ареса и Эриды, поскольку помнил, сколько бед принесла Эрида на свадьбе Пелея и Фетиды. Так как гостей оказалось больше, чем мог вместить дворец Пирифоя, его двоюродные братья кентавры вместе с Нестором, Кенеем и другими фессалийскими владетелями уселись за столами в просторном гроте, расположенном по соседству в тени деревьев.
d. Кентавры, ранее не знавшие вина, услышав его запах, оттолкнули стоявшее перед ними кислое молоко и бросились наполнять вином серебряные рога. По незнанию они с жадностью стали пить крепкое вино, не разбавляя его водой, и так напились, что, когда в грот привели невесту, чтобы приветствовать их, Эврит, или Эвритион, вскочил со стула, опрокинул стол и поволок невесту, ухватив ее за волосы. Другие кентавры тут же последовали его дурному примеру и набросились на ближайших женщин и мальчиков3.
e. Пирифой и его дружка Тесей бросились на помощь Гипподамии, отрезали Эвритиону уши и нос и с помощью лапифов вышвырнули его вон из грота. Последовавшая затем драка, в которой убили лапифа Кенея, продолжалась дотемна. Так началась длительная вражда между кентаврами и их соседями лапифами, а подстроили ее Арес и Эрида в отместку за пренебрежительное к ним отношение4.
f. На этот раз кентавры потерпели серьезное поражение, и Тесей изгнал их с древних охотничьих угодий на горе Пелион. Они очутились в Этике, у горы Пинд. Но кентавров покорить непросто. Они и раньше оспаривали право Пирифоя на царство в Иксионе, а теперь, собрав все силы, напали на лапифов. Не ждавшие нападения лапифы были перебиты, а оставшиеся в живых бежали в горы Фолои, что в Элиде, однако мстительные кентавры изгнали их и оттуда и превратили Фолою в собственное разбойничье гнездо. В конце концов лапифы поселились на Малее.
g. Как раз во время войны против кентавров Тесей, с детства не видевший Геракла, встретил его вновь и посвятил его в Элевсинские мистерии Деметры5.
1Диодор Сицилийский IV.70; Евстафий. Комментарий к Гомеру с. 101.
2Ватиканская Эпитома; Плутарх. Тесей 30.
3Аполлодор. Эпитома I.21; Диодор Сицилийский IV.70; Гигин. Мифы 33; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VII.304.
4Пиндар. Фрагмент 166 и сл. Цит. по: Атеней XІ.476b; Аполлодор. Цит. соч.; Овидий. Метаморфозы XII.210 и сл.; Гомер. Одиссея XXІ.295; Павсаний V.10.2.
5Плутарх. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Геродот. Цит. по: Плутарх. Цит. соч.
* * *
1. Как лапифы, так и кентавры утверждали, что они происходят от Иксиона, и имели общий культ лошади (см. 63.f и d). Это были примитивные племена горцев, населявшие Северную Грецию; их междоусобицей воспользовались эллины, вступив сначала в союз с одними, а затем с другими (см. 35.2; 78.1 и 81.3). Эти горцы, вероятно, практиковали групповой брак и тем самым прослыли среди моногамных эллинов неразборчивыми в половых отношениях. Остатки этого неолитического народа сохранялись в аркадских горах и на горе Пинд вплоть до классической эпохи. Следы их доэллинского языка можно обнаружить в современной Албании.
2. Мало вероятно, чтобы битва между лапифами и кентаврами, изображенная на фронтоне храма Зевса в Олимпии (Павсаний V.10.2), в святилище Тесея в Афинах (Павсаний I.17.3) и на эгиде Афины (Павсаний I.28.2), была только сражением между двумя пограничными племенами. Поскольку она была связана с царским свадебным пиром, которому оказали честь боги и на котором дружкой был украшенный львиной шкурой Тесей, то скорее всего эта свадьба относится к какому-то ритуалу, имеющему особую важность для всех греков. Геракл в львиной шкуре тоже сражался с кентаврами на аналогичном празднике (см. 126.2). Гомер называет кентавров «косматыми дикими зверями», и поскольку в ранней греческой вазописи они не отличаются от сатиров, то сакральное изображение, вероятно, запечатлело нового царя, — неважно кого, — сражающегося с танцорами, переодетыми в зверей. Это событие А. М. Хокарт в книге «Царская власть»[178] называет неотъемлемой частью древней церемонии коронации. Эвритион играет классическую роль похитителя (см. 142.5).
103. Тесей в Аиде
После смерти Гипподамии Пирифой убедил Тесея, жена которого, Федра, недавно повесилась, отправиться вместе в Спарту и украсть Елену, сестру Диоскуров Кастора и Полидевка, с которой они оба мечтали вступить в брак. Там, где теперь в Афинах стоит святилище Сераписа, они поклялись стоять друг за друга в этом опасном предприятии. Если они добудут Елену, то пусть она достанется одному из них по жребию, а проигравшему они добудут какую-нибудь другую дочь Зевса, чем бы это им ни грозило1.
b. Так порешив, они повели войско в Лакедемон, затем поскакали впереди основных сил, схватили Елену, когда она совершала жертвоприношения в храме Артемиды Ортии в Спарте, и поскакали назад. Вскоре они скрылись от преследователей, оторвавшись от них около Тегеи, где, как было условлено, они бросили жребий, по которому Елена досталась Тесею2. Он, однако, предвидел, что афиняне не одобрят возникающей ссоры с грозными Диоскурами, и поэтому отправил Елену, которая в то время была еще девочкой двенадцати лет (а некоторые говорят, даже еще младше), в аттическую деревню под названием Афидны, где доверил ее своему другу Афидну, наказав, чтобы он денно и нощно сторожил ее и держал в тайне место ее пребывания. Мать Тесея Эфра поселилась вместе с Еленой и хорошо к ней относилась. Некоторые пытаются обелить Тесея и говорят, что это Идас и Линкей украли Елену в отместку за похищение Диоскурами Левкиппид и что они просто оставили ее под защитой Тесея. Другие свидетельствуют, что отец Елены Тиндарей сам доверил ее Тесею, узнав, что его племянник Энарефор, сын Гиппокоонта, собирался похитить ее3.
c. Прошло несколько лет, и, когда Елена достигла возраста, достаточного, чтобы Тесей женился на ней, Пирифой напомнил ему об их уговоре. Вместе они обратились к оракулу Зевса, которого призывали в свидетели своей клятвы, и получили ироничный ответ: «Почему бы не посетить царство мертвых и не потребовать в невесты для Пирифоя Персефону, жену Аида? Она самая благородная из моих дочерей». Тесей рассердился, когда Пирифой, принявший это предложение серьезно, напомнил ему о клятве, но отказаться не смог, и вот они уже спустились в царство мертвых, держа наготове мечи. Они не решились воспользоваться переправой через Лету, а пошли окольным путем через расщелины в лаконском Тенаре и вскоре стучались в двери дворца Гадеса. Гадес спокойно выслушал их бесстыдное требование и, притворясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к нему настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Вокруг них шипели свернувшиеся в клубок змеи, их бичевали эринии и терзал зубами Кербер; Аид же смотрел на все это и мрачно усмехался4.
d. Так в муках они провели целых четыре года, пока Геракл, пришедший по велению Еврисфея забрать Кербера, не узнал их, когда они молча протянули к нему руки, моля о помощи. Персефона приняла Геракла как брата, любезно разрешив ему освободить злодеев и забрать их с собой на землю, если только он сможет5. После этого Геракл ухватил Тесея обеими руками и стал тянуть, пока не отодрал его со страшным треском. Часть его тела так и осталась прилипшей к камням, вот поэтому афинские потомки Тесея отличаются такими несуразно крохотными ягодицами. Затем Геракл схватил за руки Пирифоя, но земля угрожающе дрогнула и он отпустил его. В конце концов именно Пирифой был застрельщиком этого богохульного предприятия6.
e. Некоторые считают, что Геракл освободил и Пирифоя, и Тесея; другие же, наоборот, говорят, что ему не удалось спасти никого, и Тесей остался навеки прикованным к трону забвения, а Пирифой лежал рядом с Иксионом на золоченом ложе и перед его голодным взором возникали столы, ломящиеся от яств, которые тут же уносила старшая из эриний. Говорили даже, что Тесей и Пирифой никогда не спускались в Аид, а напали на феспротский или молосский город под названием Кихир, царь которого Аидоней, обнаружив, что Пирифой хочет похитить его жену, бросил его на съедение собакам, а Тесея заключил в темницу, откуда его вызволил Геракл7.
1Диодор Сицилийский IV.63; Павсаний I.18.4; Пиндар. Цит. по: Павсаний I.41.5.
2Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гигин. Мифы 79; Плутарх. Тесей 31.
3Аполлодор. Эпитома I.24; Евстафий. Схолии к «Илиаде» Гомера с. 215; Плутарх. Цит. соч.
4Гигин. Мифы 79; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Гораций. Оды IV.7.27; Паниасид. Цит. по: Павсаний X.29.4; Аполлодор. Эпитома I.24.
5Сенека. Федра 835 и сл.; Аполлодор II.5.12; Диодор Сицилийский IV.26; Еврипид. Геракл 619; Гигин. Цит. соч.
6Аполлодор. Цит. соч.; Суда под словом Lispoi; Схолии к «Всадникам» Аристофана 1368.
7Диодор Сицилийский IV.63; Вергилий. Энеида VI.601—619; Элиан. Пестрые рассказы IV.5; Плутарх. Цит. соч.
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.