- 100856 Просмотров
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
РОБЕРТ ГРЕЙВС
Мифы Древней Греции
1. Основная тема подвигов Геракла — это совершение ряда поединков для того, чтобы стать возлюбленным Адметы, Авги, Афины или Ипполиты — одним словом, царицы, какое бы имя она ни носила. Совершение десятого подвига первоначально могло иметь очень большое значение для данной темы, особенно если этот подвиг свидетельствует об обычае патриархальных эллинов выкупать невесту за деньги, вырученные от продажи угнанного скота. В гомеровской Греции женщин оценивали в определенное количество голов скота, как это до сих пор делается в некоторых регионах в восточной и центральной Африке. Однако постепенно миф оброс чужеродными элементами, включая посещение западного Острова смерти и благополучное возвращение оттуда с добычей. В одиннадцатой табличке вавилонского мифа творения Гильгамеш совершает путешествие, аналогичное тому, которое совершил Геракл на Эрифию, а именно на остров-усыпальницу, переплыв для этого воды смерти и использовав свою одежду как парус. Это совпадение еще раз указывает на сходство между мифами о Геракле и Гильгамеше. Возможно, в их основе лежит общий шумерский источник. Как и Геракл, Гильгамеш убивает чудовищного льва и носит его шкуру (см. 123.e); схватив за рога, одолевает небесного быка (см. 129.b); находит таинственный цветок вечной молодости (см. 135.b); совершает путешествие вместе с богом солнца (см. 132.d); посещает сад Инанны, где, убив змею, поселившуюся в чудесном дереве, получает в качестве вознаграждения два священных предмета из подземного мира (см. 133.e). Отношения между Гильгамешем и его другом Энкиду во многом напоминают отношения между Тесеем, афинским Гераклом, и его сотоварищем Пирифоем, который отправляется в Аид и не может вернуться оттуда (см. 103.c и d).
2. Дофиникийские греческие колонии, возникшие в Испании, Галлии и Италии под покровительством Геракла, способствовали развитию этого мифа. В географическом смысле Геракловы Столпы, в районе которых первые поселенцы появились примерно в XI в. до н.э., — это Сеута и Гибралтар.
3. Гесиод («Теогония» 287) называет Гериона tricephalon («трехголовый»). То же значение имело слово tricarenon, напоминающее имя кельтского бога Tarvos Trigaranus, который на алтаре Париса изображен рубящим ивовое дерево двумя левыми руками в окружении журавлей и быка. Слово «Герион», возможно, является искаженным вариантом слова Trigaranus. Поскольку в ирландской и греческой традиции журавли ассоциируются с тайнами алфавита (см. 52.6) и с поэтами, не исключено, что Герион исполнял при богине роль хранителя древнего алфавита, т.е. Крона в окружении дактилей. На острове-усыпальнице Эрифия Крон-Герион, бывший некогда солнечным героем типа Геракла-Бриарея, превратился в бога мертвых, а Орфр стал его Кербером. Поэтому десятый подвиг путали с двенадцатым.
4. Вероятно, Сервий неправильно цитирует Веррия Флакка. Правдоподобней было бы так: «Не Как, а трехголовый Гаран (Герион) звали жертву Геракла, а помогал Гераклу Эвандр». Тогда бы это хорошо согласовалось с рассказом о том, как мать Эвандра Кармента расправилась с имевшим тринадцать согласных алфавитом Крона, т.е. Бет-Луис-Нионом, и ввела вместо него алфавит Геракла-Огма под названием Бойбель-Лот, в котором содержалось пятнадцать согласных («Белая богиня», с. 133, 199, 278). Царь Юба, который, по словам Плутарха, утверждал, что Геракл научил народ Эвандра пользоваться буквами, был почетным магистратом Гадеса и должен был хорошо знать местные предания, касающиеся алфавита. В истории с Эвандром Геракл откровенно изображается как противник культа Крона, поскольку запрещает приносить в жертву людей. Его кружной путь по Италии и Сицилии был выдуман для того, чтобы объяснить наличие множества храмов, воздвигнутых в его честь. Пятиборье («пентатл»), в котором он соревновался с Эриксом, должно было объяснить экспедицию колонистов, которая в VI в. до н.э. отправилась в Эрикс во главе с гераклидом Пентатлом из Книда и спартанцем Дориэем. Гераклу поклонялись в сицилийском городе Агирии, и не исключено, что он был тем предком, который в середине XI в. до н.э. провел сицилийцев через пролив в Италию (Фукидид VI.2.5). Про Геракла говорят, что он посетил Скифию, поскольку греческие колонисты, жившие на северном и западном берегах Понта Эвксинского, включили во всеобъемлющий десятый подвиг даже скифского Геракла — героя-лучника (см. 119.5). Его невеста — змееногая женщина — была землей-богиней, матерью трех основных скифских племен, упомянутых Геродотом.
5. Рассказ об Алкионее, вероятно, пришел из мифа о том, как гиганты осаждали Олимп и оказались побежденными Гераклом (см. 35.a—e). Однако кража Алкионеем коров Гелиоса на острове Эрифия, а затем из коринфской цитадели — это всего лишь более древний вариант мифа о том, как Геракл похитил коров Гериона.
6. Стрела, которую Геракл выпускает в полуденное солнце, затем должна пасть с небес во время церемонии возведения его на трон (см. 126.2 и 135.1).
133. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид
Геракл совершил эти десять подвигов за восемь лет и один месяц, но Эврисфей не засчитал ему второй и пятый подвиги и назначил два новых. Одиннадцатым подвигом должно было стать похищение плодов с золотой яблони, которую мать-земля в качестве свадебного подарка вручила Гере. Гера пришла в такой восторг от подарка, что посадила дерево в своем волшебном саду. Этот сад находился на склонах Атласских гор, где завершали свой путь уставшие лошади из солнечной колесницы и где тысяча овец и тысяча коров Атланта паслись на его пастбищах. Когда однажды Гера обнаружила, что дочери Атланта Геспериды, которым она доверила дерево, потихоньку крадут яблоки, она послала охранять яблоню неусыпного стража дракона Ладона1.
b. Одни говорят, что Ладон был отпрыском Тифона и Ехидны, другие — что он был младшим сыном Кетона и Форкиды, а третьи утверждают, что он был партеногенным сыном матери-земли. У него было сто голов и сто говорящих языков2.
c. Нельзя с точностью сказать, жили ли Геспериды на Атласских горах в земле гипербореев, или на Атласских горах в Мавритании, или еще где-нибудь за потоком Океана, или на двух островах, лежащих у мыса под названием Западный Рог неподалеку от эфиопских Гесперий, что на берегах Африки. Хотя яблоки принадлежали Гере, Атлант, как настоящий садовник, гордился ими, а когда Фемида предупредила его: «Однажды, титан, один из сыновей Зевса лишит твое дерево злата», — то он, поскольку еще не держал в наказание на своих плечах небесный свод, построил вокруг сада толстые стены и изгнал из своей земли всех чужестранцев. Не исключено, что именно он посадил Ладона сторожить яблоки3.
d. Геракл, не имея представления о том, где находится сад Гесперид, отправился через Иллирию к реке По, где жил вещий морской бог Нерей. По дороге он переправился через Эхедор — реку в Македонии, где сын Ареса и Пирены по имени Кикн вызвал его на поединок. Арес действовал как сотоварищ Кикна и свел противников, но Зевс прекратил бой, ударив между ними перуном. Когда наконец Геракл пришел к реке По, речные нимфы, дочери Зевса и Фемиды, указали ему на спящего Нерея. Геракл схватил седого морского старца и, не выпуская его из рук, несмотря на все его многочисленные превращения, заставил сказать, как добыть золотые яблоки. Некоторые, правда, утверждают, что за советом Геракл отправился к Прометею4.
e. Нерей посоветовал Гераклу не рвать яблок самому, а использовать для этого Атланта, на время освободив его от непомерного бремени. Поэтому, явившись в сад Гесперид, Геракл попросил Атланта оказать ему любезность и сорвать яблоки. Атлант был готов на все что угодно, лишь бы получить небольшую передышку, но боялся Ладона. Поэтому Геракл убил Ладона, пустив в него стрелу поверх садовой стены. После этого Геракл подставил свои плечи под небесный свод, а Атлант через некоторое время вернулся с тремя яблоками, сорванными его дочерьми Гесперидами. Свобода показалась ему сказочно прекрасной. «Я сам доставлю эти яблоки Эврисфею, — сказал он, — если ты согласишься подержать небо еще несколько месяцев». Геракл сделал вид, что согласился, но, предупрежденный Нереем о том, что соглашаться ни в коем случае нельзя, попросил Атланта подержать небосвод, пока он не подложит себе под плечи подушку. Легко поддавшись на обман, Атлант положил яблоки на траву, а сам вновь подставил плечи под небосвод. Тогда Геракл подобрал яблоки и был таков, напоследок посмеявшись над легковерным Атлантом.
f. Несколько месяцев спустя Геракл доставил яблоки Эврисфею, который, однако, не посмел их взять. Геракл отдал плоды Афине, а та вернула их нимфам, поскольку было бы несправедливо, чтобы из-за них Гера лишилась своей собственности5. Почувствовав жажду, Геракл топнул ногой, и из этого места забил ключ. Позднее благодаря этому источнику спасут свою жизнь аргонавты, которых судьба занесет на безжизненный ливийский берег. В это время Гера, оплакивавшая Ладона, поместила его изображение среди звезд в виде созвездия Змеи6.
g. Геракл не стал возвращаться в Микены прямой дорогой. Сначала он отправился в Ливию, где царь Антей, сын Посейдона и матери-земли, имел обычай заставлять всех путников бороться с ним до полного изнеможения, а затем убивал своего противника. Ведь он был не только искусным атлетом, но и восстанавливал свои силы, прикасаясь к земле. Черепами своих жертв он украшал кровлю храма Посейдона7. Неизвестно: то ли Геракл, решивший покончить с этим варварским обычаем, вызвал Антея на поединок, то ли его самого вызвал Антей. Этот гигант жил в пещере под высокой скалой, питался львиным мясом и спал на голой земле, чтобы не только сохранить, но и увеличить свою и без того непомерную мощь. Мать-земля, не потерявшая способности рожать после того, как произвела на свет гигантов, зачала Антея в ливийской пещере и гордилась им больше, чем своими ужасными старшими детьми — Тифоном, Титием и Бриареем. Олимпийцам не поздоровилось бы, если бы Антей сражался против них в долинах Флегры.
h. Перед поединком оба участника сбросили с себя львиные шкуры, но если Геракл на олимпийский манер натер свое тело маслом, то Антей посыпал свои ноги горячим песком на тот случай, если его прикосновение к земле через подошвы ног окажется недостаточным. Геракл хотел приберечь свои силы и утомить Антея и очень удивился, когда, бросив его на землю, увидел, как наливаются мышцы гиганта и как сила вливается в его тело. Это мать-земля вернула ему истраченные силы. Соперники вновь схватились, и на этот раз Антей упал сам, не дожидаясь, когда соперник бросит его наземь. Тогда Геракл, поняв, в чем дело, поднял Антея над землей, сломал ему ребра и, несмотря на стенания матери-земли, держал его в могучих объятиях до тех пор, пока тот не испустил дух8.
i. Некоторые утверждают, что это произошло в Ликсе, небольшом маврусском городке в пятидесяти милях от Танжера, неподалеку от моря, где стоит холм, считающийся могилой Антея. Местные жители полагают, что если с этого холма взять несколько корзин земли, то начнется дождь, который будет идти до тех пор, пока землю не вернут на место. Считают также, что сад Гесперид находится на близлежащем островке, где воздвигнут алтарь Гераклу, однако следов сада на нем не осталось, если не считать нескольких диких олив. Когда Серторий взял Танжер, он вскрыл могилу, чтобы убедиться, действительно ли скелет Антея столь велик, как о нем говорят. И вправду скелет имел в длину шестьдесят локтей. Закрыв могилу, он воздал Антею почести как герою. Местные жители говорят также, что Танжер основал Антей и что раньше этот город назывался Тингис. Добавляют также, что Софакс, которого вдова Антея Тинга родила от Геракла, правил своей страной и дал городу имя матери. Сын Софакса Диодор покорил много африканских народов с помощью греческого войска, набранного из числа микенских колонистов, которых поселил здесь Геракл9. Маврусии — люди восточного происхождения, как и фарусии, происходящие от персов, сопровождали Геракла в походе по Африке. Правда, кое-кто утверждает, что они были потомками тех ханаанеев, которых Иисус Навин-израильтянин изгнал из их страны10.
j. После этого Геракл посетил оракула в Аммоне, где просил о разговоре со своим отцом Зевсом, но Зевс не пожелал явить себя, а когда Геракл стал настаивать, Зевс ободрал барана и, натянув на себя руно, показался Гераклу и дал ему несколько советов. Вот поэтому египтяне изображают Зевса Аммона с ликом барана. Фиванцы приносят в жертву баранов только раз в год, когда в конце праздника, посвященного Зевсу, режут барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса. После этого начинают оплакивать жертву и потом погребают ее в священной гробнице11.
k. Затем Геракл отправился на юг и основал стовратный город Фивы в честь города, в котором он родился. Некоторые, правда, говорят, что этот город уже был основан Осирисом. Все это время царем Египта был брат Антея Бусирис, сын Посейдона и Лусианассы, дочери Эпафа, или, как считают некоторые, сыном Посейдона и Аниппы, дочери реки Нил12. К тому времени царство Бусириса уже поражали засуха и голод, длившиеся то ли восемь, то ли девять лет, и он посылал за греческими авгурами, чтобы те сказали, что делать. Его племянник, ученый прорицатель из Кипра по имени Фрасий, Трасий или Тасий, сын Пигмалиона, заявил, что голод прекратится, если ежегодно жертвовать одного чужеземца Зевсу. Бусирис начал с самого Фрасия, а потом приносил в жертву других случайных гостей до тех пор, пока не явился Геракл. Он позволил жрецам связать себя, подвести к алтарю, дал повязать свои волосы лентой, и Бусирис, взывая к богам, уже был готов занести свой жертвенный топор, но тут Геракл порвал все путы и зарубил Бусириса, его сына Амфидаманта и всех присутствовавших при этом жрецов13.
l. Затем Геракл пошел в Азию и встал на якорь в Фермидрах, бухте родосского Линда, где он выпряг одного быка из крестьянской повозки, принес его в жертву, а из мяса устроил пиршество, тогда как владелец быка стоял на вершине холма и издалека проклинал Геракла. Вот почему жители Линда до сих пор произносят проклятья, совершая жертвоприношения в честь Геракла. Наконец, Геракл достиг Кавказа, где в течение тридцати — или тысячи, или тридцати тысяч — лет находился прикованный Прометей, к которому каждый день прилетал орел-стервятник, рожденный от Тифона и Ехидны, и терзал его печень14. Зевс уже давно сожалел о наказании, которому подвергался Прометей, поскольку тот уже по-доброму предупредил Зевса о нежелательности брака с Фетидой, если Зевс не хочет, чтобы она родила существо могущественнее, чем он сам. Зевс немедля простил Прометея, когда Геракл попросил его об этом. А так как Прометей однажды уже был обречен на вечное мучение, Зевс повелел ему, чтобы всегда походить на узника, носить кольцо, сделанное из цепей и украшенное кавказским камнем. Так появилось первое кольцо с камнем. Однако мучения Прометея должны были длиться до тех пор, пока кто-нибудь из бессмертных не отправится вместо него добровольно в Аид. Поэтому Геракл напомнил Зевсу о Хироне, который мечтал расстаться с дарованным ему бессмертием, с тех пор как получил неизлечимую рану. Ничто больше не могло задержать освобождения Прометея, и Геракл, призвав на помощь охотника Аполлона, поразил орла стрелой прямо в сердце и дал Прометею свободу15.
m. С тех пор в честь Прометея люди стали носить перстни и венки, поскольку после освобождения Прометею велено было носить ивовый венок, а Геракл, чтобы составить ему компанию, стал носить венок, сплетенный из веток дикой оливы16.
n. Всемогущий Зевс поместил изображение стрелы среди звезд в виде созвездия Стрелы, а население Кавказских гор до сих пор считает орла-стервятника врагом человечества. Они сжигают его гнезда горящими стрелами и ставят на него ловушки, чтобы отомстить за мучения Прометея17.
1Аполлодор ІІ.5.11; Еврипид. Геракл 396; Ферекид. Брак Геры II. Цит. по: Схолии к Аполлонию Родосскому IV.1396; Эратосфен. Превращения в звезды III; Гигин. Поэтическая астрономия II.3; Германик Цезарь. О феноменах Арата; под Драконом.
2Аполлодор II.5.11; Гесиод. Теогония 333—335; Схолии к Аполлонию Родосскому IV.1396.
3Аполлодор. Цит. соч.; Схолии к «Энеиде» Вергилия IV.483; Гесиод. Теогония 215; Плиний. Естественная история VI.35—36; Овидий. Метаморфозы IV.637 и сл.
4Аполлодор. Цит. соч.; Геродот VII.124—127; Гигин. Цит. соч. II.15.
5Аполлодор. Цит. соч.; Ферекид. Цит. по: Схолии к Аполлонию Родосскому IV.1396; Аполлоний Родосский IV.1396—1484.
6Гигин. Цит. соч. II.3.
7Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Мифы 31; Диодор Сицилийский IV.17.
8Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.; Пиндар. Истмийские оды IV.52—55; Лукиан IV.589—655.
9Плиний. Естественная история V.1; Страбон XVII.3.2; Помпоний Мела III. гл. X.6; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Серторий 9.
10Страбон XVII.3.7, 3.9; Плиний. Естественная история V.8; Прокопий. О войне с вандалами II.10.
11Каллисфен. Цит. по: Страбон XVII.1.43; Геродот II.42.
12Диодор Сицилийский I.15 и IV.18; Овидий. Ибис 399; Аполлодор ІІ.5.11; Гигин. Мифы 56.
13Филаргирий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия III.5; Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч. 31 и 56; Овидий. Наука любви I.649.
14Аполлодор. Цит. соч.; Гигин. Цит. соч. 54; Страбон XІ.5.5; Эсхил. Цит. по: Гигин. Поэтическая астрономия II.15; Гесиод. Теогония 529.
15Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия VI.42; Гигин. Цит. соч.; Плиний. Естественная история XXXІІІ.4 и XXXVII.1; Эсхил. Прикованный Прометей 1025 и Освобожденный Прометей, фрагмент 195. Цит. по: Плутарх. О любви 14; Аполлодор. Цит. соч.
16Атеней XV.674; Эсхил. Фрагменты 202 и 235. Цит. по: Атеней 674d; Аполлодор. Цит. соч.
17Гигин. Поэтическая астрономия II.15; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского ІІ.3.
* * *
1. Разные места нахождения Гесперид соответствуют различию в понимании того, что считать дальним Западом. Один из источников считает, что этот подвиг был совершен в Беренике, которую раньше называли городом Гесперид (Плиний. Естественная история V.5), Евесперид (Геродот IV.171) или Евесперит (Геродот IV.198), а затем — именем жены Птолемея Эвергета. Он был построен на Псевдопениаде (Страбон XVII.3.20), западном мысе залива Сирт. Город омывался рекой Латон, или Летон, имел священную рощу, называвшуюся «сад Гесперид». Река Латон впадала в Гесперийское озеро, расположенное недалеко от озера Тритониада, на котором особенно замечателен островок со святилищем Афродиты (Страбон. Цит. соч.; Плиний. Цит. соч.). Именно Афродите, по некоторым свидетельствам, принадлежала яблоня (Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия IV.485). Геродот (Цит. соч.) называет эту область одним из немногих плодородных мест в Ливии. В некоторые годы земля здесь приносила урожай сам-сто.
2. Кроме этих географических споров, были еще попытки дать мифу рациональную трактовку. По одной из версий, яблоки были прекрасными овцами (слово melon означает одновременно и «яблоко» и «овца») или овцами с особой золотистой шерстью, которых пас пастух по имени Дракон и которому дочери Геспера, Геспериды, приносили еду. Геракл увел овец (Сервий. Цит. соч.; Диодор Сицилийский IV.26) и убил (Сервий. Цит. соч.) или похитил пастуха (Палефат 19). Палефат (Цит. соч.) говорит, что Геспер был родом из карийского Милета, который до сих пор славится своими овцами, и утверждает, что, хотя сам Геспер ко времени набега Геракла был уже мертв, две его дочери все еще были живы.
3. По другой версии, Геракл спас дочерей Атланта, которых из родительского сада похитили египетские жрецы, а Атлант в благодарность не только вручил ему предмет, ради которого и совершался подвиг, но и в придачу научил астрономии, поскольку Атлант был первым астрономом и знал так много, что даже держал на своих плечах небесный свод. Вот почему говорят, что Геракл принял от него на время небесный свод (Диодор Сицилийский III.60 и IV.27). Геракл действительно стал Властелином Зодиака, однако астрономом-титаном, которого он заменил, был не Атлант (см. I.3), а Кой.
4. Истинное объяснение этого мифа следует, однако, искать не в аллегории, а в ритуале. Как будет показано далее (см. 148.5), кандидат на царский престол должен был одолеть змея и забрать у него золото, что и совершает Геракл в этом мифе и в битве со змеем. Однако золото, которым он овладевает, по сути, не должно иметь форму золотых яблок. Яблоки он получает как пропуск в райский сад от триады богинь, когда кончается его правление. В погребальном контексте змей не является его противником, а той формой, которую примет его собственный вещий дух, когда его тело будет принесено в жертву. Ладон был стоголовым и говорил множеством языков потому, что многие вещие герои могли называть себя «Геракл» в том смысле, что представляли Зевса и посвящали свою жизнь службе Гере. Сад трех Гесперид, чьи имена отождествляют их с закатом (см. 33.7 и 39.1), располагался на далеком Западе потому, что закат был символом смерти царя-жреца. Геракл получает яблоки в конце своего правления, точно соответствующего ста лунным месяцам Великого года. Он берет на себя бремя сакральной и светской власти, перенимая его от своего предшественника, причем вместе с ним ему достается имя «Атлант», т.е. «сильностраждущий»[221]. Весьма вероятно, что первоначально бремя это имело не форму свода, а форму солнечного диска (см. 67.2).
5. Нерей ведет себя так же, как Протей (см. 169.a), к которому на острове Фарос обратился за советом Менелай (Гомер. Одиссея IV.460 и сл.). Про Геракла сказано, что он поднялся по реке По потому, что эта река вела в страну гипербореев (см. 125.b). Известно, что обернутые в солому жертвенные дары от гипербореев поступали на остров Делос именно этим путем (Геродот IV.33). Их страна в одном смысле была Британией, т.е. центром культа Борея, а в другом — Ливией или даже Кавказом. Поэтому райский сад располагался либо на далеком Западе, либо за северным ветром, в таинственном краю, куда на лето улетали дикие гуси (см. 161.4). Странствия Геракла отражают именно такую многозначность. Если бы он искал этот сад в Ливии, то ему следовало обратиться к царю Фароса Протею (см. 169.a), если на Кавказе — то к Прометею, что, собственно, и передано в варианте мифа, сообщенном Аполлодором. Если же он устремился на север, то ему действительно имело смысл обратиться к жившему у истоков По Нерею, поведение которого напоминает поведение Протея.
6. Останками Антея, вероятно, были кости выбросившегося на берег кита, породившие в Танжере целую легенду: «Конечно, это был великан, которого мог убить только Геракл. Тот самый Геракл, который воздвиг огромные столбы в Сеуте и Гибралтаре!» Поединок между кандидатом на царский трон и местными силачами был широко распространенным обычаем. Поединок с Антеем за обладание царством, как и поединок Тесея и Скирона (см. 96.3) или Одиссея и Филомелида (см. 161.f), следует понимать именно в таком контексте. Пракситель, скульптор, создавший Парфенон, считал свержение Антея отдельным подвигом (Павсаний IX.11.4).
7. Между Додоной и Аммоном существовали древние религиозные связи, и Зевс, которому поклонялись в обоих городах, был первоначально пастухом-царем, которого ежегодно приносили в жертву так же, как на горе Пелион и в Лафистии. Геракл правильно поступил, навестив своего отца Зевса, когда проходил Ливию. Так же поступил устремившийся на восток Персей, а спустя много веков их примеру последовал Александр Великий.
8. У бога Сета были рыжие волосы, поэтому бусирянам необходимы были жертвы с волосами именно такого цвета, так как они приносились убитому Сетом Осирису. Рыжий цвет волос редко встречался в Египте, но был распространен среди эллинов (Диодор Сицилийский I.88; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 30, 33 и 73). Убийство Гераклом Бусириса может отражать некоторую карательную акцию, предпринятую эллинами в ответ на то, что их соплеменники были схвачены и убиты. Следует отметить, что вблизи Хеммита сохранились следы древнегреческой колонии.
9. Проклятия, произносимые во время жертвоприношений в честь Геракла (см. 143.a), напоминают хорошо известный обычай проклинать и оскорблять царя с соседнего холма во время коронации, чтобы не вызвать зависти богов. Аналогичным образом во время триумфов оскорбляли римских военачальников, олицетворявших собой Марса. Сеятели также проклинают зерно, разбрасывая его по борозде.
10. Освобождение Прометея, вероятнее всего, было притчей-морализацией, придуманной Эсхилом, а не настоящим мифом (см. 39.h). Ношение им ивового венка, подтвержденное изображением на этрусском зеркале, говорит о том, что Прометей был принесен в жертву луне-богине Анате, Нейт или Афине (см. 9.1). Возможно, первоначально его привязывали прутьями к жертвенному алтарю во время весеннего праздника, посвященного луне (см. 116.4).
11. По одной из легенд, Тифон убил Геракла в Ливии, а Иолай вернул ему жизнь, поднеся к его носу перепелку (Евдокс Книдский. Описание земли I. Цит. по: Атеней IX.392d). Однако это был тирский Геракл — Мелкарт, которого бог Эсмун («поминаемый»), или Асклепий, вернул к жизни таким способом. Это следует понимать так, что год начинался в марте, когда с Синая прилетали перепелки и начинались перепелиные оргии в честь женского божества (см. 14.3).
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.