Меню
Назад » »

РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (90)

РОБЕРТ ГРЕЙВС

Мифы Древней Греции

300
Грейвс излагает этот эпизод на основе позднего (I в. н.э.) сочинения Диктиса, который в духе новой литературы с целью ложно понимаемой занимательности «психологизирует» и «углубляет» героев. Разумеется, гомеровскому идеальному Ахиллу мысль о предательстве даже не могла прийти в голову.

301
Счетом ночного времени по стражам (vigiliae) пользовались в Риме. Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, так что третья стража начиналась сразу после полуночи.

302
Считается, что сам Пифагор утверждал, что в нем воплотилась душа Эвфорба (см. Диоген Лаэрций VIII.4).

303
Содержание поэм троянского цикла было изложено в сочинении «Хрестоматия», которое приписывали знаменитому неоплатонику Проклу.

304
Согласно декрету Солона (первая половина VI в. до н.э.), «Илиада» и «Одиссея» должны были исполняться на Панафинейских играх в определенной последовательности. Считалось, что при Писистрате (вторая половина VI в. до н.э). поэмы были впервые записаны. Работа над текстом продолжалась и дальше, особенно усилиями александрийских ученых в эллинистическое время (после Александра Македонского).

305
Изложенная точка зрения является только одной из многих гипотез о происхождении гомеровских поэм. В достаточно полном объеме с гомеровским вопросом можно ознакомиться в кн.: Лосев А. Ф. Гомер. М., 1960.

306
Взгляд Грейвса на героев «Илиады» страдает односторонностью, если не сказать предвзятостью. Делая из Гомера своего рода античного Ремарка (возможно, конечно, что тут сказался его собственный опыт), Грейвс совершенно упускает из виду вопрос о том, почему же «Илиада» заняла столь выдающееся место в мировой литературе. Очевидно, дело в том, что, не закрывая глаза на смерть и кровь, присущие войне, Гомер в то же время не может не любоваться и не восхищаться тем эстетическим зрелищем, которое, несомненно, являют собой сошедшиеся в бою герои (тем более боги, которые также сражаются в «Илиаде»). И мы — вслед за Гомером, — как это ни печально, не можем не любоваться даже трупами, живописно распростертыми на земле. Кроме всего прочего, бой для человека античности (да и сейчас этот взгляд не полностью преодолен) — это способ определить правого, а прав тот, с кем сильнейший бог (что также делает победителя — с античной точки зрения — эстетически более прекрасным).

307
Обвинения Гомера в безбожии и святотатстве прозвучали еще в античности. Очевидно, это было связано с развитием философии и назревавшей у рационально мысливших философов потребностью в возвышенной и морально безупречной религии, которая бы обеспечила порядок в государстве и помогла воспитывать новые поколения. Разумеется, мифология «Илиады» не отвечала таким идеальным требованиям. Но это вовсе не значит, что Гомер не верил в своих богов. Ведь он — человек другой эпохи, для него боги живы и близки, со всеми их достоинствами и недостатками. Атеист (в язычестве) — скорее тот, кто призывал «кроить» древнюю мифологию, выбирая из нее моральное и отсекая все безобразное (по своим представлениям).
Неубедительно и утверждение Грейвса о тайном поклонении этого гуманного Гомера Великой Богине. Ведь олимпийские боги — это боги более развитого, более цивилизованного общества, в поклонении им нет жестокости и изуверства, свойственных культам древних азиатских богов. Недоумение вызывают слова о «совершенно явном тайном поклонении». Если оно тайное, то как оно может быть совершенно явным?

308
Аполлон и Артемида имеют, как известно, малоазиатские корни. Поэтому они и оказываются на стороне Трои.

309
Асфодели — растения семейства лилейных; считалось, что ими покрыты луга в царстве мертвых.

310
Как отмечалось, Грейвс опирается на позднее и недостоверное повествование Диктиса. Для всей же мировой литературы Ахиллл был и остается примером мужества, доблести и верности долгу (достаточно вспомнить хотя бы то общеизвестное обстоятельство, что он отправляется под Трою, заранее зная, что его ожидает смерть). Образ Ахилла поистине трагический. Его противнику Гектору помогает сохранять присутствие духа то, что он защищает родной город, жену и сына, у Ахилла же нет этой опоры. Он герой в чистом виде, в бой его ведет жажда славы и чувство долга перед товарищами. Если Ахилл — предатель, то вся мировая литература должна быть переписана заново.

311
Элисий — поля или острова на западе, на краю земли, где беззаботно и счастливо живут угодные богам люди после смерти (ср. прим. [29]).

312
См. прим. [207].

313
См. прим. [129].

314
«Одиссея» XI.543—564.

315
О том, какой цветок имелся в виду под гиакинтом, нет единого мнения. Многие на основе описаний считают, что им мог быть не известный с древности так называемый гиацинт (Hiacintus orientalis), а, скорее, какое-то растение из семейства гладиолусов, ирисов или дельфиниев. Указание на буквы AI AI также не дает разгадки. Как на наиболее вероятное соответствие гиакинту в настоящее время указывают американскую Amaryllacee Polianthes tuberosa.

316
Трудно говорить об общепринятом каноне до Писистрата (правда, Р. Гордезиани говорит о дописистратовской записи), потому что только при нем поэмы были записаны, да и в дальнейшем их текст «находился все время в движении вплоть до александрийских времен» (Лосев А. Ф. Гомер, с. 73).

317
Имя Аякс возводят скорее к слову aiolos — быстрый, стремительный. Но даже если оно и связано с землей, это вовсе не значит, что Аякс означает «крестьянин». Адам по-еврейски тоже означает «земля», но назвать Адама крестьянином неверно (хотя бы потому, что древние евреи были кочевниками и животноводами). «Земля» здесь, должно быть, указывает на «земнородность», автохтонность и определенную святость обладателя такого имени.

318
Асклепиады — потомки Асклепия, также славившиеся своим искусством врачевания.

319
Прил — прорицатель с Лесбоса, который, подкупленный Паламедом, предсказал грекам падение Трои и дал идею создания деревянного коня. Его генеалогия такова: Атлас — Майя — Гермес — Прил.

320
Калидна — так назывались многие острова вблизи побережья Малой Азии. Очевидно, здесь имеется в виду небольшой остров (ныне Тавшан) между островом Тенедос и материком.

321
Тимоэт — сын Лаомедона, брат Приама. Он посоветовал втащить коня в Трою, чтобы отомстить Приаму, убившему его жену Киллу и новорожденного сына (см. 159.g); Капис — известен только по «Энеиде» Вергилия. Прибыв в Италию то ли самостоятельно, то ли в свите Энея, он основал Капую.

322
Имеется в виду знаменитая строка «Энеиды» (II.49): «Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes» («Чем бы он ни был, страшусь и дары приносящих данайцев»).

323
В войну оказались втянутыми почти все основные боги, поэтому нет оснований выделять роль Посейдона и Афродиты.

324
Согласно римской традиции, Эней (и его спутники) прибыл в Италию и в конечном счете, через своих потомков Ромула и Рема, основал Рим. Поскольку к Энею возводили свое происхождение патрицианские роды, это давало им возможность претендовать на божественность, ведь Эней — сын Венеры (Афродиты).

325
Согласно Аполлодору (Эпит. VI.20) и Полибию (XІІ.5), этот обычай перестал существовать после Фокидской войны (357—346 гг. до н.э.).

326
Трары, или треры, — фракийское племя.

327
Гекубу, превратившуюся в собаку, похоронил в Херсонесе Гелен.

328
Если о предательстве Антенора имеются свидетельства поздних античных авторов, то о предательстве Калханта (см. с. 161) сообщений нет.

329
Непозволительная модернизация Гомера, у которого о таком жанре не было и не могло быть понятия, поскольку сатира предполагает другой уровень самосознания и, самое главное, совершенно иной тип мироощущения.

330
Lеaf W. Troy: A Study in Homeric Geography. London, 1912.

331
Гесиона — мать Тевкра, а Перибея — мать Большого Аякса. Отец того и другого — Теламон, а отец Малого Аякса — Оилей, так что в крайнем случае Гесиона может считаться состоящей в родстве с Большим Аяксом, но не с Малым.

332
Протей — древнее божество, у которого еще не определился облик; он как бы течет, превращаясь в различные существа. Это характерная ступень в становлении мифологически-религиозных представлений.

333
В качестве отца Мопса называют критянина Ракия (см. 107.і). Вместе со своей матерью Мопс основал храм Аполлона в Кларосе.

334
Аргос Амфилохийский в Акарнании, на западе Греции. Город этот был основан Амфилохом.

335
Бисалты — фракийское племя, жившее в нижнем течении Стримона.

336
Венетия — область расселения венетов на севере Италии (вокруг современной Венеции).

337
Филоктет посвятил свой лук Аполлону Алаю, т.е. «бродячему», «странствующему» (от греч. alaomai).

338
Догадка Грейвса о том, что под фараоном здесь имеется в виду «кносский правитель Фароса», неосновательна. Скорее уж следовало усомниться в историчности всего этого повествования (Быт. 12.10—20), которое, возможно, является сжатым изложением шуточного народного предания о «праотце Аврааме». В пользу этого говорит и рассказ о схожем эпизоде (Быт. 20), имевшем место между Авраамом и Авимелехом, царем Герары.

339
Киклопы (от греч. cyclos — круг) — в греческой мифологии различаются два их вида, не поддающиеся объединению. Первые киклопы принадлежат к старым богам. Они — дети Неба и Земли. Они помогают молодым богам (Кроносу, а потом Зевсу) утвердиться, а Зевсу даже выковали его оружие — молнии. Другие киклопы — из «Одиссеи». Здесь это всего лишь сказочный народ, необычный по размерам и внешнему виду. Правда, Полифем — сын Посейдона, но возможно, что это литературный прием, необходимый для мотивации ненависти Посейдона к Одиссею.

340
Лестригоны — еще один сказочный народ, который древними и новыми авторами помещался в различные места Европы, Азии и Африки.

341
Названия острова Кирки — Эя — и страны, куда плыли аргонавты, — Эя (Колхида) — похожи (по-греч. соответственно aiaia и aia). Видимо, и то и другое названия восходят к одной легендарной земле. И в том и в другом случаях имеется тесная связь с солнцем: в Колхиде правит сын Гелиоса Ээт, а на острове живет его дочь Кирка.

342
Кирка — это имя, как и большинство мифологических имен, вошло в русский язык через французский, в связи с чем у нас сохраняется его привычная форма — Цирцея, но первый вариант предпочтительнее, поскольку сооветствует оригиналу. Сама Кирка представляет собой причудливое и загадочное соединение добрых и злых качеств: она связана и с жизнеродящим солнцем, и с силами подземного мира.

343
Моли — загадочное растение, о котором строили предположения еще древние, скорее всего, из семейства луковичных.

344
О детях Кирки от Одиссея сведения разноречивы. В недошедшем до нас киклическом эпосе речь шла об одном Телегоне, а Гесиод называет двух — Агрия и Латина.

345
Киммерийцы — кочевой народ, обитавший предположительно в степях северного Причерноморья. В конце VIII — начале VII в. до н.э. упоминаются их набеги, доходившие до Ассирии. Затем они повернули в глубь Малой Азии и опустошили Фригийское царство царя Мидаса, Лидию и греческие города в Малой Азии. Были изгнаны из Малой Азии царем Лидии Алиаттом. Разумеется, сказочные киммерийцы из «Одиссеи» и историческое племя киммерийцев имеют мало общего.

346
Титан-солнце Гиперион; у Гомера Гелиос иногда называется именем Гиперион, «идущий поверху» (греч. hyper — сверху и ion от eimi — идти). Здесь он упоминается именно в смысле Гелиоса-Солнца. Его следует отличать от титана Гипериона, отца Гелиоса.

347
Сирены — персонажи фантастических морских сказаний. Мелодичное пение и всеведение сближают их с музами. Имена их — говорящие. Так, Парфенопа означает «юноликая», Лигия — «звучная», Аглаопа — «прекрасноликая», а Телксиэпея — «очаровывающая словом».

348
Левкотея — «белая богиня» (греч. leycos — белый и thea — богиня), морская богиня волн, названная так, очевидно, по белой морской пене.

349
О С. Батлере см. прим. [36]. Грейвс, начав с осторожного допущения об авторстве Навсикаи, заканчивает утверждением этого далеко не бесспорного факта. Приводимые аргументы С. Батлера ничего не доказывают.

350
Cordia myxa — разновидность сливы; Rhamnus ziziphus или Rhamnus jujuba — дерево ююба; Rhamnus — крушина.

351
Имя Одиссей встречается в надписях на вазах в многообразных формах, в основном это Олиссей, Оликсей или Уликсей. Отсюда и латинская форма имени — Улисс. С другой стороны, традиционная греческая форма Одиссей восходит к эпической поэзии. Многообразие форм имени указывает с большой вероятностью на его догреческое происхождение, так что попытки расшифровать это имя на греческом материале несостоятельны.

352
Превращение Афины в ласточку, а также другие ее превращения в разных птиц свидетельствуют о сохранившихся рудиментах древнего оборотничества и зооморфном прошлом богини.

353
Неоптолем — сын Ахилла, царь Эпира.

354
Бриги — фракийское племя в Иллирии и западной Македонии; впоследствии вытеснены македонцами на восток.

355
Одиссей — наряду с Гераклом один из популярнейших героев Греции. Разумеется, о нем существовало много историй, которые отчасти друг друга дополняли, отчасти противоречили друг другу.

356
«Одиссея» композиционно гораздо сложнее «Илиады»: она составлена из частей, принадлежащих к различным жанрам. Возможно, что эти части создавались в разное время. В таком случае неизбежно должны были возникнуть противоречия.

357
Имеется в виду гипотеза С. Батлера: см. прим. [36] и [349].

358
В «Одиссее» есть части, близкие как к роману, так и к сказке, так что «небрежности к мифу» здесь никакой нет, а есть сказочная форма, вызванная стремлением к занимательности, а не заботой об истинности рассказа (см.: Лосев А. Ф. Гомер, с. 182—185).

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Мифы творения
  1. Пеласгический миф творения
  2. Гомеровский и орфический мифы творения
  3. Олимпийский миф творения
  4. Два философских мифа творения
  5. Пять веков человечества
Старшие боги
  6. Оскопление Урана
  7. Свержение Крона
Зевс и его родичи
  8. Рождение Афины
  9. Зевс и Метида
  10. Мойры
  11. Рождение Афродиты
  12. Гера и ее дети
  13. Зевс и Гера
  14. Рождение Гермеса, Аполлона, Артемиды и Диониса
  15. Рождение Эрота
  16. Происхождение и деяния Посейдона
  17. Происхождение и деяния Гермеса
  18. Происхождение и деяния Афродиты
  19. Происхождение и деяния Ареса
  20. Происхождение и деяния Гестии
  21. Происхождение и деяния Аполлона
  22. Происхождение и деяния Артемиды
  23. Происхождение и деяния Гефеста
  24. Происхождение и деяния Деметры
  25. Происхождение и деяния Афины
  26. Происхождение и деяния Пана
  27. Происхождение и деяния Диониса
Орфей, Ганимед и Загрей
  28. Орфей
  29. Ганимед
  30. Загрей
Боги подземного мира и судьбы
  31. Боги преисподней
  32. Тюхе и Немесида
Чудовища
  33. Дети моря
  34. Дети Ехидны
  35. Бунт гигантов
  36. Тифон
  37. Алоады
Потоп
  38. Девкалионов потоп
Титаны, Атлант и Прометей
  39. Атлант и Прометей
Небесные боги
  40. Эос
  41. Орион
  42. Гелиос
Эллин и его потомство
  43. Сыновья Эллина
  44. Ион
Алкиона и Кеик
  45. Алкиона и Кеик
Род Афинских царей
  46. Терей
  47. Эрехфей и Эвмолп
  48. Борей
Алопа
  49. Алопа
Асклепий
  50. Асклепий
Оракулы
  51. Оракулы
Алфавит
  52. Алфавит
Демонические существа
  53. Дактили
  54. Тельхины
  55. Эмпусы
Старшее поколение героев
  56. Ио
  57. Фороней
  58. Европа и Кадм
  59. Кадм и Гармония
  60. Бел и данаиды
  61. Ламия
  62. Леда
  63. Иксион
  64. Эндимион
  65. Пигмалион и Галатея
  66. Эак
  67. Сисиф
  68. Салмоней и Тиро
  69. Алкестида
  70. Афамант
  71. Кобылицы Главка
  72. Меламп
  73. Персей
  74. Соперничество близнецов
  75. Беллерофонт
  76. Антиопа
  77. Ниоба
  78. Кенида и Киней
  79. Эригона
  80. Калидонский вепрь
  81. Теламон и Пелей
  82. Аристей
  83. Мидас
  84. Клеобис и Битон
Превращения
  85. Нарцисс
  86. Филлида и Кария
Арион
  87. Арион
Минос и его окружение
  88. Минос и его братья
  89. Возлюбленные Миноса
  90. Дети Пасифаи
  91. Скилла и Нис
  92. Дедал и Талос
  93. Катрей и Алтемен
Жизнь и подвиги Тесея
  94. Сыновья Пандиона
  95. Рождение Тесея
  96. Подвиги Тесея
  97. Тесей и Медея
  98. Тесей на Крите
  99. Объединение Аттики
  100. Тесей и амазонки
  101. Федра и Ипполит
  102. Лапифы и кентавры
  103. Тесей в Аиде
  104. Смерть Тесея
Фиванский цикл
  105. Лай
  106. Семеро против Фив
  107. Эпигоны
Род Атридов
  108. Тантал
  109. Пелоп и Эномай
  110. Дети Пелопа
  111. Атрей и Фиест
  112. Агамемнон и Клитемнестра
  113. Месть Ореста
  114. Суд над Орестом
  115. Умиротворение эриний
  116. Ифигения в Тавриде
  117. Царствование Ореста
Жизнь и подвиги Геракла
  118. Рождение Геракла
  119. Юность Геракла
  120. Дочери Феспия
  121. Эргин
  122. Безумие Геракла
  123. Первый подвиг: Немейский лев
  124. Второй подвиг: Лернейская гидра
  125. Третий подвиг: Керинейская лань
  126. Четвертый подвиг: Эриманфский вепрь
  127. Пятый подвиг: Авгиевы конюшни
  128. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы
  129. Седьмой подвиг: Критский бык
  130. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда
  131. Девятый подвиг: пояс Ипполиты
  132. Десятый подвиг: коровы Гериона
  133. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид
  134. Двенадцатый подвиг: пленение Кербера
  135. Убийство Ифита
  136. Омфала
  137. Гесиона
  138. Завоевание Элиды
  139. Захват Пилоса
  140. Сыновья Гиппокоонта
  141. Авга
  142. Деянира
  143. Геракл в Трахине
  144. Иола
  145. Апофеоз Геракла
  146. Дети Геракла
  147. Лин
Плавание аргонавтов
  148. Сбор аргонавтов
  149. Лемносские женщины и царь Кизика
  150. Гилас, Амик и Финей
  151. От Симплегад к Колхиде
  152. Похищение руна
  153. Убийство Апсирта
  154. «Арго» возвращается в Грецию
Судьба Медеи
  155. Смерть Пелия
  156. Медея в Коринфе
  157. Медея в изгнании
Троянская война
  158. Основание Трои
  159. Парис и Елена
  160. Первый сбор в Авлиде
  161. Второй сбор в Авлиде
  162. Девять лет войны
  163. Гнев Ахилла
  164. Гибель Ахилла
  165. Безумие Аякса
  166. Оракулы Трои
  167. Деревянный конь
  168. Разграбление Трои
  169. Возвращение домой
Мифы о возвращении
  170. Странствия Одиссея
  171. Возвращение Одиссея
БИБЛИОГРАФИЯ 


 
 
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar