- 1205 Просмотров
- Обсудить
РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \
МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯ\ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА\ ПСИХОЛОГИЯ\
К
КАБИРЫ, в древнегреческой религии хтонич. божества, вероятно, малоазийского происхождения, особенно почитавшиеся на о. Самофракия: божества плодородия и покровители мореплавателей. В связи с вопросом о количестве К. иногда упоминалось число четыре. К числу наиболее известных мест культового поклонения К. относится святилище на о. Самофракия, в эллинистическую эпоху ставшее центром совершения мистериальных действий наряду с Элевсином (в этом культе К. именовали «Великими богами»), а также храм К. подле Фив, на о. Имброс и на о. Лесбос. В фиванском храме К. и в захоронениях, находящихся неподалеку от Фив, найдены вазы черно-фигурного стиля оригинально расписанные сцены из мифов и бытовые сцены представлены здесь в комическом духе.
КАЛЛИСТО, в греческой мифологии нимфа, спутница Артемиды, соблазненная Зевсом. Увидев однажды во время купания, что К. беременна, Артемида (вариант — ревнивая Гера) превратила ее в медведицу. По другой версии, Артемида застрелила К. из лука. Зевс превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Сын. К., Аркад, — прародитель аркадии. В живописи К. изображается преимущественно вместе с Артемидой (Дианой) (Картины Тициана, Рубенса, Тьеполо, Тишбейна Старшего).
КИКОНЫ, фракийский народ, фигурирующий в греческих преданиях. К ним раньше всего прибыл Одиссей на обратном пути из-под Трои; он разграбил их город Исмар, а К. напали на корабли Одиссея и его спутников, так что с каждого корабля Одиссей потерял по 6 гребцов.
КИРЕНА, в греческой мифологии фессалийская нимфа, дочь царя лапифов Гипсея, правнучка Океана. К, — обитательница лесов, охранительница стад, бесстрашная охотница, в которую влюбился Аполлон и увез ее в Ливию, где К. родила Аристея. К. считалась основательницей одноименного города в Ливии. История любви Аполлона и К., приход бога к кентавру Хирону за советом, а также пророчество кентавра о счастливом будущем К. и ее потомства рассказаны Пиндаром.
КНОСС, др. поселение на о. Крит с обширными дворцовыми постройками средне- и позднеминойского периода (строительство проходило в несколько этапов с XX по XVI в. до н. э.); находится в северной части Крита неподалеку от Ираклиона (прежнее название). Благодаря инициативе английского археолога А. Эванса К. с 1900 стал центром археологических исследований минойской культуры. Центральная часть дворца занимает прямоугольный двор; к нему постепенно пристраивались дворцовые помещения (жилые комнаты, помещения для церемоний, склады), так что дворец в целом имеет в плане прямоугольную форму. Это сложное сооружений, напоминающее соты, освещалось через окна, балконы и веранды; внутри свет распространялся через лестничные клетки и световые шахты. На северо-западе к зданию примыкала внушительная театральная лестница. О высоком уровне цивилизации свидетельствуют комфортабельные ванные комнаты и уборные (с системой канализации). Сохранились значительные остатки стенной росписи позднеминойского периода. Сложная система переходов и коридоров, соединявших многочисленные большие и маленькие помещения этой царской резиденции, нашла отражение в мифе о лабиринте. Согласно новым исследованиям (в т. ч. исследованиям Х.-Г. Вундерлиха), устройство Кносского дворца свидетельствует о том, что он играл какую-то роль в культе предков, однако это пока только гипотеза.
КОЛХИДА, область по берегам реки Фасис (ныне Риони), богатая деревом, смолой, льном, коноплей и воском; историческое название современной Западной Грузии. После того как ионийцы (милетцы) колонизовали черноморское побережье (VI в. до н. э.), К. отождествили со сказочной страной Эей, куда держали путь аргонавты; тогда же К. включились в систему торговых отношений в торговые отношения античного мира были втянуты кавказские племена, разговаривающие ныне на 70 языках и 300 наречиях. Еще в римскую эпоху для ведения торговли с ними требовало 130 переводчиков. Особым спросом пользовались превосходные льняные материи, которые ткали жители гор.
КОРИНФ, крупный дорийский торговый город на Истме с гаванями в Сароническом и Коринфском заливе (Лехеи и Кенхреи). Уже в VIII–VII в. до н. э. в К. процветала торговля и ремесла, и в первую очередь производство и экспорт керамики и изделий из бронзы. Коринфяне вывели ряд колоний — Сиракузы, Керкиру, Потидею. В 657 г. до н. э. Кипсел сверг власть родовой знати (в. К. тогда правил род Бакхиадов) и утвердил тиранию. Его преемником стал сын Периандр (627–583 г. до н. э.). В это время К. достигает успехов в области внешней политики и высокого уровня благосостояния; в 582 г. до н. э. были учреждены Истмийские игры. В 456 К. выступил в поддержку Афин против Эгины. Позднее торговое соперничество К. и Афин обострилось и в конечном счете явилось одной из основных причин Пелопонесской войны (431–404 г. до н. э.). В Коринфской войне 395–387 К. в союзе с Афинами, Беотией и Аргосом выступил против Спарты, которая в это время фактически властвовала над Грецией. В 337 К. был центром Коринфского союза, гегемоном которого был объявлен Филипп Македонский. В 243 К. вступил в Ахейский союз, а в 146 был полностью разрушен войском Луция Муммия. В 44 г. до н. э. К. был восстановлен, однако уже в качестве римской колонии. С 27 г. до н. э. он стал главным городом провинции Ахайя. В К. возникла одна из первых христианских общин, основанная апостолом Павлом. Древние постройки К. пострадали при разрушении города римлянами в 146 г. до н. э.; сохранилась значительная часть дорийского храма Аполлона (середина VI в. до н. э.), а также развалины многих сооружений римского времени. В ходе раскопок, проведенных американскими археологами в недавнее время, были обнаружены развалины святилища Посейдона и стадион, где проводились Истмийские игры.
КРОМЛЕХ, один из видов металлических памятников, сооружение эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов; имели культовое назначение.
КРОНОС, Крон, самый младший, самый сильный сын Урана и Геи, титан; низверг Урана. Его дети — Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. К. заглатывал своих детей, как только Гея производила их на свет, желая сохранить свою власть над миром. Последним родился Зевс, но Гея отдала К. вместо него камень, завернутый в пеленки. Позже Зевс победил К. и, низвергнув его в Тартар, стал властвовать вместо него. Правление К. считалось счастливейшим временем, «золотым веком». Существует версия мифа, согласно котором К. стал править на Островах Блаженных. Римляне отождествляли К. с Сатурном. В греческих культах К. играл небольшую роль, он считался добрым божеством урожая, атрибутом его был серп. В честь К. справлялись Кронии — веселый праздник урожая. Пожирание К. своих детей — излюбленный сюжет живописи (Рубенс, Гойя).
Л
ЛАОМЕДОНТ, царь Трои, сын Ила, отец Гесионы, Приама и Титона. Аполлон и Посейдон воздвигли вокруг его города стены. За отказ Л. внести положенную плату Аполлон наслал на его владения чуму, а Посейдон — мор, чудовище, которому должны были принести в жертву Гесиону.
ЛОТОФАГИ (греч. пожиратели лотоса), в греческой мифологии мирное племя, питающееся сладко-медяным лотосом. Легенда гласит, что люди, отведав его, обо всем забывают. Этот народ обитал в Ливии (Сирты). Когда корабли возвращающегося в родные края Одиссея прибило к этим землям, посланные им разведчики отведали предложенных Л. лотов и потеряли желание возвращаться назад. Одиссею силой пришлось вернуть их на корабль.
ЛУНА. Римская богиня Луна отождествлялась с греческой Селеной; ее храмы стояли на Палатинском и Авентинском холмах. Картины Л. Тинторетто.
М
МАРПЕССА, в греческой мифологии дочь Эвена, которую во время сватовства Аполлона похитил Идас и увез на подаренной ему Посейдоном крылатой колеснице. Бросившийся в погоню отец М. не мог догнать беглецов. В отчаянии Эвен заколол своих коней и бросился в реку, которая стала называться его именем. Аполлон настиг Идаса в Мессене, и тот осмелился вступить в схватку с богом. Зевс разнял сражающихся и предложил М. самой выбрать себе мужа. М., опасаясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, избрала Идаса, от него она родила Клеопатру — жену Мелеагра.
МАРСИЙ, в греческой мифологии фригийский сатир или силен; когда Афина бросила флейту, потому что при игре у нее искажалось лицо, М. подобрал музыкальный инструмент и достиг величайшего мастерства. Аполлон, которого М. вызвал на состязание, победил его и ободрал с него живого кожу. Его кровь (или пролитые по нему слезы) превратились в одноименный поток (статуи Мирона и Микеланджело). Наказание М. отображено в живописи (Тинторетто, Рубенс, Тьеполо).
МАРЦИАЛ Марк Валерий (род. ок. 40 г. в Бильбилисе, Испании, ум. ок. 102), классик римской эпиграммы; вошел в сословие всадников и с 64 жил в Риме, где имел дом и виллу, был на положении клиента получал материальную поддержку от друзей и покровителей (среди них Сенека Младший и Лукан). В 98 вернулся в Бильбилис, поскольку не смог снискать расположения императоров Нерона и Траяна. М. написал 15 книг эпиграмм, среди них «Зрелища», посвященные открытию Колизея в Риме, а также «Гостиницы» (книга 13-я) и «Подарки» (книга 14-я). Эпиграммы М. отличались тонким юмором, совершенством языка, отточенностью слога, большой фантазией, меткостью и блистательной игрой слов. В них он беспощадно клеймит человеческие слабости, глупость, лицемерие, скупость, расточительство, моральную распущенность, физические недостатки и падение нравов знати Римской империи, в первую очередь ее столицы. Он едко высмеивает целые социальные группы (философов, юристов, артистов, врачей, грамматиков, брадобреев), нуворишей, паразитические элементы и бросающиеся в глаза, но не самые типичные явления римского общества, жизни. При этом М. сохраняет чувство такта и не называет подлинных имен своих персонажей. Напротив, в некоторых своих стихах, посвященных какому-либо событию или носящих откровенно хвалебный характер, он называет имена императоров и других своих покровителей. Восхваление Домициана обусловлено конкретной исторической ситуацией и зависимым положением. Но у поэта есть также строки, проникнутые добрыми чувствами и идущими от самого сердца. М. писал дактилем, ямбом, гендекасиллабом и холиямбом. М. при жизни снискал славу во всех частях Римской империи, был популярен на протяжении всей эпохи поздней античности. Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказало значительное влияние на литературную эпиграмму.
МЕДЕЯ, в греческой мифологии дочь царя Колхиды Ээта, наделенная даром волшебства. Полюбив Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему овладеть золотым руном и выдержать испытания, которым подверг его Ээт. Она усыпила дракона, охранявшего руно. После похищения М. бежала с Ясоном и аргонавтами. Чтобы задержать преследовавшего их отца, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела. По пути на родину аргонавтов сочеталась браком с Ясоном. После подстроенной ею гибели узурпатора царского престола в Иолке Пелия оказалась вместе с Ясоном в Коринфе. Там Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе). Из мести М. погубила ее, Креонта, рожденных ею от Ясона детей и улетела на запряженной драконами колеснице к Эгею в Афины. Начиная с античной эпохи миф о М. стал одним из излюбленных сюжетов живописи (картины Э. Делакруа и Фейербаха), скульптуры (саркофаг с изображением сцен с Медеей). Сюжет М. нашел отражение также в творчестве Аполлония Родосского и Валерия Флакка. Особое значение миф имел для драматургии. Созданный Еврипидом образ стал исходным для всех драм о М. (Сенека, Корнель, Грильпарцер, Ануй), хотя трактовка его была неоднозначной (убийца детей; отвергнутая женщина, желающая отомстить сопернице).
МЕЛИКЕРТ, сын мифического фиванского царя Атаманта и Ино; вместе с М. его мать, спасаясь от обезумевшего мужа, бросилась в море. М. превратился в божественного покровителя моряков по имени Пелемон.
МИКЕНЫ, крепость и город в северной части Арголицы (Пелопоннес), во 2-й пол. второго тысячелетия до н. э. один из центров культуры, получившей название микенской; примерно в 12 г. до н. э. разрушены во время дорийского переселения. Сохранились развалины дворца на холме (с мегароном) и крепостные сооружения с Львиными воротами, воздвигнутые в XIV–XIII вв. до н. э., а также древние шахтовые гробницы, расположенные внутри акрополя и за его пределами; на подступах к холму найдены значительное количество купольных гробниц (наиболее примечательная т. н. Сокровищница Атрея) и камерных гробниц, а также дома ремесленников. Первые раскопки в 1876 г. произвел Г. Шлиман, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу «златообильных М.». В начале 50-х гг. XIX в. открыты новые гробницы и дома; особый интерес представляют найденные в 1952 г. глиняные таблички с надписями линейным письмом. Рост могущества М. нашел отражение в греческой мифологии. Начиная с первых литературных памятников (Гомер), действие многих легенд и мифов разыгрывается или в Арголиде, или прямо в самих М. (Акрисий — Персей — Эврисфей; Атрей — Агамемнон).
МИМНЕРМ, Колофонский, греческий элегический поэт (род. ок. 600 г. до н. э.), по имени своей возлюбленной-флейтистки назвал сборник элегий «Нанно». Их основная тема — размышления о том, как уходит светлая пора юности, унося с собой счастье и любовь, а на смену ей приходит старость с болезнями и заботами. У последующих поколений М. снискал репутацию зачинателя эротической поэзии; от его стихотворений (некоторые на политическую тему) сохранились только фрагменты. М оказал влияние на эллинистическую и римскую элегию.
МИНИЙЦЫ, древнегреческое племя, во втором тысячелетии до н. э. владевшее г. Орхомен (Беотия); с домикенской и микенской эпох до нас дошли памятники их высокой культуры. Следуя Гомеру, греческая мифология отождествляла их с аргонавтами.
МИНОС, в греческой мифологии могущественный, справедливый царь Крита и прилегающих островов; жил до Троянской войны, сын Зевса и Европы супруг Пасифаи, отец Ариадны и Федры; выдающийся законодатель, приказал Дедалу построить лабиринт для Минотавра. Находившиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юношей и девушек, до тех пор пока Тесей не избавил их от этого. В Аиде М. вместе с братьями Радамантом и Эаком стал вершить правосудие. В мифе о М., по имени которого древняя критская культура была названа минойской, отразилось усилие критской гегемонии в Эгейском море, а также, видимо, зависимое положение Афин.
МИТРА (перс. договор), божество, воплотившее идею верности и закона, культ которого получил широкое распространение в Древнем Иране среди воинов. Его образ восходит к главному богу Митре, считавшемуся прототипом правившего справедливо и законно древнеиранского царя. В результате реформы Заратустры М. потерял свое место рядом с Ахумараздой, но по мере усиления влияния синкретич. греческой философии постепенно вернул свое значение. В Римском империи М. посвящали мистерии. Его поклонниками считались императоры Нерон и Коммол. Культ М. получил широкое распространение во всей Римской империи. М. рассматривался как символ силы и мужества (убил быка — первое существо, созданном Ормуздом и считавшееся олицетворением зла). Заимствование гностических идей и влияние иранской традиции повлекло за собой придание ему также статуса божества солнца, охранявшего закон, истину и требовавшего аскетизма и строгих моральных принципов. Поэтому в Риме в 307 его торжественно объявили. Его днем рождения считалось 25 декабря. В борьбе с митраизмом, включавшим в себя такие элементы, как легенда о народившемся боге, причащение и веру в вознесение М. на небо, христианская церковь объявила день рождения этого божества днем рождения Христова. Подобно проповедникам всех остальных гностических религий, основывающихся на искупительной жертве своего божества, жрецы культа М. также сулили мистам воскресение и бессмертие души.
МОРРИС УИЛЬЯМ (1834–1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма «Земной рай»), идеи утопического социализма выражены в романе «Вести ниоткуда, или эпоха счастья».
Н
НЕСС, кентавр, пытался овладеть супругой Геракла Деянирой, за что Геракл убил его стрелой, отравленной желчью лернейской гидры. Умирая, Н. решил отомстить Гераклу и посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она будто бы поможет вернуть любовь Геракла. Позднее Деянира, узнав, что Геракл собирается жениться на Иоле, применила это средство, подарив супругу хитон, пропитанный отравленной кровью Н., что привело к гибели Геракла.
О
ОВИДИЙ (Публий Овидий Назон), (43 г. до н. э.) римский поэт. Около 10 лет провел (и умер) в изгнании. Любовные элегии, послания, иронически обыгрываемая эротика, мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных, растения, камни).
ОМФАЛА, в греческой мифологии царица Лидии, которой был продан в рабство Геракл. О. заставляла его заниматься женской работой. В их любовном союзе О. главенствовала, а Геракл был у нее «под башмаком». О. носила львиную шкуру Геракла, обрядив его в женскую одежду. Этот обмен ролями указывает на следы материнского права. Имя О. вошло в пословицу для обозначения зависимости мужчины от женщины. Изобразительное искусство (живопись Лукаса Кранаха, Тинторетто, Рубенса), опера (Телеман) и поэзия (П. Хакс) использовали этот миф.
ОРФЕЙ, мифический греческий певец, родом из Фракии, сын Музы Каллиопы и речного бога Эагра (или Аполлона). Своим пением и игрой на кифаре он зачаровывал даже животных и растения. Он ввел культ Диониса и принял участие в походе аргонавтов. Когда его жена Эвридика по вине Аристея погибла от укуса змеи, О. спустился в подземное царство и, растрогав его владыку своей музыкой, убедил его отпустить умершую на землю. О. вопреки запрету оглянулся на следовавшую за ним Эвридику, и она должна была навсегда вернуться в царство мертвых. Ставший ненавистником женщин, он впоследствии был растерзан фракиянками или (по другой версии) вакханалками, которых наслал на него Дионис, поскольку О. более, чем его, почитал Гелиоса-Аполлона. Музы собрали и похоронили растерзанные члены О., а голова его приплыла по р. Гебр на о. Лесбос. О. считался основателем орфического учения. Миф об О. в античности был одним из самых популярных. В пластике особенно часты изображения О. и Эвридики (т. н. «Рельеф О.» 2-я пол. V в. до н. э., П. Вишер Младший, Канова, Роден). В живописи нашли отражение все мотивы этого мифа (картины Тинторетто, П. Брейгеля Старшего, П. Брейгеля Младшего, Рубенса, Тьеполо, Фейербаха, Л. Коринта). О., воплощающий могущество пения и любви, побеждающий смерть, стал героем многих опер (Монтеверди, Глюк, Гайдн; травести Оффенбаха «Орфей в аду»), балет Стравинского. Христианское искусство восприняло изображение О. с лирой в окружении животных, укрощенных его музыкой. В поэзии образ О. используется отчасти для изображения проблемы поэтического творчества (Рильке, Кокошка).
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД у греков состоял в следующем: руки убийцы обливали кровью животного и затем обтирали в знак освобождения от кровавого греха, потом божество умилостивляли жертвами и молитвами. «Скверна», лежащая на убийце, поражает прежде всего родичей, а затем распространяется на весь город, заражая его. См. Геродот. История.
ОФИОН, Офионей, в греческой мифологии: 1. Первый владыка Олимпа, царствовавший вместе с океанидой Эвриномой, но уступивший Кроносу и Рее и низвергнутый в глубь Океана. В поздней мифологии отождествлялся с Океаном; 2. самый могучий из гигантов, которого Зевс завалил огромной горой, названной Офионием.
П
ПАВСАНИЙ. 1. Царь спартанцев (480–467(?) г. до н. э.), преемник Леонида. П. был командующим греческим войском в битве при Платеях (479), окончившейся победой греков. Он вызвал неудовольствие полисов тем, что приказал сделать надпись на памятнике, в которой приписывал победу только себе. Участвовавшие в битве полисы добились уничтожения этой надписи. В новой надписи были перечислены 31 город-государство, которые сражались при Платеях. Из-за тайных сношений с персами и призыва к рабам, которым П. пообещал свободу, он был отстранен от власти, осужден на смерть и погиб. 2. Внук П. (1), правил с 408 по 394 г. до н. э. в Спарте, командовал в 405 спартанцами при их выступлении против Афин. В противоположность Лисандру, который опирался в Афинах на т. н. Тридцать тиранов, П. вел переговоры с демократами. Из-за своей умеренной политики он был подвергнут нападкам; умер в ссылке после 390. 3. Греческий историк II в. н. э. из М. Азии; был прозван Периегетом из-за своего сочинения «Описание Эллады» в 10 книгах. Этот отчет о путешествии по Греции, созданный ок. 180, был основан на собственных наблюдениях и др. источниках. Местами он прерывается учеными экскурсами. Несмотря на отдельные ошибки, труд П. очень важен для истории античной культуры и искусства, для изучения истории религии, мифологии и топографии.
ПАСИФАЯ (лат. — вся светящаяся), дочь Гелиоса, жена царя Крита Миноса, мать Ариадны и Федры. Воспламененная противоестественной любовью к посланному Посейдоном быку, она попросила Дедала сделать деревянную корову. От любовной связи появился минотавр. Картина Дж. Романо.
ПЕЛАСГИ, по Геродоту, догреческое население Греции (первоначально только жители Пеласгиотиды).
ПЕЛАСГИЯ — древнее название Эллады.
ПЕЛИЙ, сын Посейдона, устранил своего сводного брата Эсона от власти в Иолке. Предупрежденный оракулом, он должен был бояться человека в одном башмаке. Поэтому он послал идущему к нему в одном башмаке сына Эсона Ясона за золотым руном. Медея, жена Ясона, убедила дочерей П., что если они зарежут и сварят П., то после этого он воскреснет омоложенным. Сюжет этого мифа, неоднократно изображался художниками.
ПЕЛОП, ПЕЛОПС; в греческой мифологии герой, сын Тантала. Убив П., Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное из тела П. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть П. к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены П. в котел с кипящей водой; юноша вышел из него нацеленный необычайной красотой. Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков П. на левом плече сохранилось белое пятно. П. унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. Для этой цели его покровитель Посейдон подарил ему золотую колесницу, запряженную крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко, что оси колесницы не касались волн. В Греции П. стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавшего в Писе (Элида). Эномай, которому была предсказана смерть от будущего зятя, заставлял претендентов на руку Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К моменту правления П. в Писе Эномаем было убито 12 или 13 человек; их могилы показывали в Олимпии еще во II в. н. э. Согласно одной версии мифа, П. легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространен другой вариант мифа, по которому П. пользовался помощью Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб. П., который хотел избавиться от свидетеля его коварной победы, столкнул его в мор; Миртил, падая, проклял П. и его род. Это «проклятие Пелопицов» считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей П. — Атрея и Фиеста и их потомков. Очищенный Гефестом от крови Миртила, П. унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю Южную Грецию, которая вместо прежнего названия «Апия» стала называться Пелопоннесом («остров П.»). Среди его сыновей традиция называла: Трезена — героя-эпонима одноименного города в северном Пелопоннесе, Алкафоя — деда Аякса, Питфея — деда Тесея. С именем П. в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории Альтиса в Олимпии находился священным участок П. и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию П. с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о П. широко распространенный мотив похищения невесты или состязания за невесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях Южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к сер. второго тысячелетия до н. э.
ПЕРИФЕТ, в греческой мифологии сын Гефеста, известный своим разбойничьим нравом; убивал путников, просивших у него в Эпидавре приюта, железной дубиной (отсюда его прозвище «дубинщик»). Убит Тесеем.
ПЕРСЕФОНА. Персефонея, богиня мертвых, подземного царства и плодородия (рим. Прозерпина), дочь Зевса и Деметры. Аид похитил П. по желанию Зевса и увел ее супругой в подземное царство. Тронутый печалью и отчаянием Деметры Зевс разрешил, чтобы П. на половину или на две трети года возвращалась на землю. П. в качестве «Коры» (греч. девушка) почиталась как богиня плодородия вместе со своей матерью Деметрой, на что указывали процессии юных девушек в элевсинских мистериях. Возвращение ее на землю из подземного мира символизировала вновь пробуждающаяся природа. Двойственный характер богини, ее судьба и особенно похищение П. (Прозерпины) являются одним из любимых сюжетов в искусстве: скульптура Бернини, живопись Рубенса, Брейгеля Младшего, Рембрандта; драма Гёте, эпос Клавдиана, мелодрама Стравинского, оперы Монтеверди, Люлли.
ПИНДАР (ок. 518–442 или 438 г. до н. э.) древнегреческий поэт-лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх.
ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. П. п. не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле.
ПИФОН, рожденный Геей мифический дракон, который охранял близ Дельф (отсюда их др. наименование Пифо) оракул Геи. Аполлон убил его стрелой и основал там свой оракул (Пифийский оракул), где прорицала Пифия.
ПОЛИФЕМ, в греческой мифологии один из циклопов, сын Посейдона. В «Одиссее» Гомера П. принял Одиссея во время его странствий и съел нескольких из его спутников. Одиссей напоил жестокого и непобедимого П. и во время опьянения ослепил его раскаленным колом. Ослепленный П. не мог больше помешать бегству Одиссея и его спутников. Согласно другой версии, П. был влюблен в морскую нимфу Галатею и исцелял свою безответную любовь музыкой.
ПОСЕЙДОН, в греческой мифологии бог морей, всех источников и вод (ему соответствует римский Нептун), сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он разделил господство над миром, супруг Амфитриты, родившей ему Тритона. П. был владыкой земных недр, земных богатств и повелителем землетрясений; своим трезубцем он мог вызвать землетрясение или бурю, появлялся всегда с огромной свитой, состоящей из морских божеств низшего ранга и морских животных. Лаомедонту он воздвигнул стены Трои, в споре с Афиной за господство в Аттике выбил своим трезубцем источник на Акрополе и подарил Кекропу коня. Разгневанный ослеплением своего сына Полифема, он жестоко преследовал Одиссея. П. часто связывают с культом быка или коня; он считался покровителем рыболовства. В честь него праздновались Истмийские игры. В искусстве П. чаще всего изображался обнаженным с трезубцем в руках. Наиболее известным является изображение спора П. с Афиной в западной части Парфенона. Статуи П. поставлены у многочисленных источников; картина Рубенса.
ПРИАП, изначально, по-видимому, местный бог в малоазийском г. Лампсак. Его культ получил широкое распространение в греко-римском мире с V в. до н. э. как бога плодородия (садов, полей и очага). Свой итифаллич. облик в изображениях (преимущественно из дерева) он утрачивает к эпохе Империи, когда он был объединен с Паном.
ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии провидец, сын титана Иапета и Климены, брат Атланта, Эпиметея и Менетия, согласно некоторым мифам, сотворил человека из глины, обманув Зевса при жертвоприношении. Зевс разгадал обман и лишил людей огня. Но П. похитил его и принес людям. Он научил их пользоваться огнем, различным ремеслам и искусствам. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а П. в наказание велел приковать к скале в Колхиде. Орел днем пожирал печень П., которая восстанавливалась за ночь, пока наконец Геракл по воле Зевса не убил орла. В «Теогонии» Гесиода П. выступает как своенравный противник Зевса, в то время как Эсхил изображает его благодетелем людей, который восстал против Зевса. В Афинах П. почитался в особенности гончарами; в его честь устраивали бег с факелами во время празднества «прометейи». Деяния и судьба П. в средние века не привлекала внимания, но начиная с Ренессанса прометеевский сюжет пользовался в литературе большой популярностью. П. стал символом человеческого прогресса, созидательных сил человечества, а похищение огня символизировало веру в науку и будущее (драма Кальдерона, Просвещение). Судьба П. дала повод к критике Зевса, к отрицанию богов и религии («Пандора» Вольтера; Карл Маркс). П. стал считаться упорным, смелым, осознанно протестующим борцом против господства Зевса и мятежником, несущим помощь людям, титаном, который ненавидит тиранию и борется за правду и лучшее будущее.
С
САЛМОНЕЙ, согласно греческой легенде — сын Эола, отец Тиро. Возомнил себя равным Зевсу: швыряя горящие головни и бряцая медью, он подражал блеску молний и раскатам грома. Пораженный перуном Зевса, нечестивец обречен был нести кару в преисподней.
САМОФРАКИЯ, гористый остров у побережья Фракии. Во втором тысячелетии до н. э. С. была заселена фракийцами, в VIII в. до н. э. колонизирована Лесбосом, состояла в союзе с Персией, затем вошла в Афинский морской союз, в 404–389/388 гг. попала под власть Спарты, ок. 340 г. — Македонии, а в 168 г. до н. э. — Рима. С была известна мистериями святилища Великих богов, кабиров. Наиболее значительной постройкой священного квартала является зал Святая святых. Знаменитая статуя родосской школы — «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э., ныне находится в Лувре) — была установлена в конце священного квартала на ростре.
СИЗИФ, согласно греческому мифу, царь или основатель Коринфа (др. Эфиры), по одной из версий — отец Одиссея. Соревнуясь в искусстве воровства с великим обманщиком Автоликом, С. победил его. Автолик похитил стада С. С. без труда обнаружил их, т. к. предварительно выжег на копытах животных свой знак. С. удалось заковать в цепи бога смерти Танатоса. Хитростью он добился того, что его отпустили из подземного царства на землю. За свои великие мошенничества С. был наказан в преисподней: он должен был постоянно вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз. Отсюда понятие «сизифов труд» — тяжелая, лишенная смысла работа. Миф о С. запечатлен на картине Тициана.
СИЛЕН, в греческой мифологии — человек с лошадиными ушами, хвостом, копытами, животным выражением лица. Часто С. изображались толпами. Они любили музыку и танцы, часто проводили время в обществе нимф, лишь позже их присоединили к свите Диониса и стали связывать с символикой вина. Иногда С. изображались милыми, дружелюбными существами исполненными мудрости, иногда похотливыми. Им приписывали близкое родство с сатирами, и часто их путали. Изображения С. встречаются на картинах Рубенса, Ван Дейка.
СИМОНИД (556–468 г. до н. э.), греческий поэт с о. Кеос. Вел, как и его соперник Пиндар, кочевую жизнь, находя временный приют у различных местных владык. Ко времени Персидских войн С. оказался в Афинах, затем жил у Гиерона в Сиракузах. С. писал эпиниккии (песни в честь победителей спортивных состязаний), траурные песни (например, на смерть Скопадов, погибших под развалинами дома), а также сколии и эпиграммы. Принадлежность С. к известной эпитафии воинам, погибшим вместе с Леонидом при Фермопилах, оспаривается. Дефирамбы С. утеряны, от других произведений уцелели фрагменты (например «Жалоба Данаи»).
СОФОКЛ (496–406 г. до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии. Мировоззрение и мастерство С. отмечены стремлением к равновесию нового и старого, славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов».
СТРАБОН (ок. 64–63 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.), греческий географ и историк из понтийской Амасии. Происходил из знатной семьи. Несмотря на то что С. предпринял несколько путешествий по М. Азии, в Грецию (Коринф), неоднократно бывал в Италии (Рим, Этрурия, Кампания) и в Египте (ок. 25–24 г. до н. э. поднялся вверх по Нилу до Сиены и до о. Филы на нубийской границе). Большинство географических данных об известных ему землях «География» в 17 книгах, в большинстве своем сохранившихся), как правило, заимствованы из многочисленных письменных источников, которые С. часто дословно цитирует. Он пользовался трудами Эратосфена, Артемидора Эфесского, Полибия и особенно Посидония. Как географ С. полностью разделяет хорографическую точку зрения Полибия, а не математическую Эратосфена. Будучи стоиком, С. считал Гомера авторитетом в области географии, подвергая сомнению данные Пифея. География для С. - часть философии. Она — единственное из античных произведений такого рода, почти полностью дошедшее до нас.
СЦИЛЛА. Мифическое морское чудовище, жившее в одном из морских проливов. Имела двенадцать ног и шесть голов с чудовищными пастями. Ими она хватала и пожирала все живое. По другую сторону пролива жило другое чудовище — Харибда. Одиссей сумел проплыть между С. и Харибдой, потеряв 6 схваченных чудовищем спутников. С. и Харибда стали нарицательным обозначением двух зол, неотвратимых и одинаково страшных.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.