- 1136 Просмотров
- Обсудить
Шамбала
Шамбала - мистическая страна в Тибете. Из всех мифологических царств, в которых, возможно, находятся ключи от мирового господства, особую популярность в массовом восприятии получила в минувшем загадочная страна Шамбала.3
Впервые Шамбала упоминается в классическом буддистском тексте X века. При этом уже легенды тех далеких времен изобилуют вариантами местоположения страны вселенской мудрости. Сходятся последователи Гаутамы в том, что тотальная победа сил добра выразится в появлении Пятого Будды — Майтрейи после битвы, которую выиграет Ригдэн Джапо, 25-й царь Шамбалы.3
Первые сведения о Шамбале проникли в Европу на исходе средневековья благодаря рассказам путешественников по азиатскому Востоку.
Первыми о загадочной стране поведали португальские миссионеры-иезуиты Эстебан Качелла и Жоао Кабрал. В 1628 году, пытаясь пройти из Бутана в Катай (Cathay), то есть в Китай, о котором в то время имелись довольно скудные сведения, они узнали о существовании неведомой им страны - «Ксембала» (Xembala).
Бутанский правитель сообщил им, что это очень известная страна и что она граничит с другим государством под названием Согпо.
Из такого ответа Качелла заключил, что Ксембала - это и есть Катай, поскольку сообщенные ему сведения - огромные размеры Ксембалы и ее соседство с владениями монголов - соответствовали тому, как Катай-Китай изображался на географических картах.
После этого Качелла предпринял путешествие в Ксембалу, и ему удалось добраться до города Шигадзе во владениях Панчен-ламы (то есть в Тибете). Сюда в начале 1629 года из Бутана прибыл и его спутник Кабрал.
Путешественники, однако, довольно быстро сообразили, что попали не в Катай, а в страну, которая на европейских картах того времени именовалась Большой Татарией.
Другой европейский путешественник - венгр Чема де Кереши, побывавший в Бутане и Тибете в начале XIX века, дополнил сведения португальских монахов. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 году в журнале Азиатского общества Бенгалии, Кереши, в частности, сообщает, что Шамбала - это «мифическая страна, расположенная на севере» и что ее столицей является Калапа - «прекрасный город, резиденция многих прославленных царей Шамбалы».
Называя Шамбалу «мифической страной», де Кереши тем не менее указывает относительно точные ее географические координаты - «между 45 и 50 градусами северной широты, за рекой Сита или Яксарт».
Все эти скупые сведения о Шамбале долгое время оставались достоянием узкого круга географов и востоковедов. И только во второй половине XIX века благодаря теософскому учению Елены Петровны Блаватской предание о Шамбале становится известным широкой публике.
Составляя единую эзотерическую доктрину - «первоначальное откровение, данное человечеству», - Блаватская обратилась к древнейшим мистериальным культам и учениям, сохранившим, по ее мнению, остатки древней традиции. В своем капитальном труде «Тайная доктрина» Елена Блаватская (со ссылкой на публикации Чема де Кереши и сообщения немецких путешественников по Тибету братьев Шлагинтвейт) упоминает о Шамбале и о священной книге «Дус-Кьи-Хорло» («Цикл Времени»).
Содержащаяся в этой книге система тибетского мистицизма, по утверждению Блаватской, столь же древняя, как и человек, практиковалась в Индии и Тибете задолго до того, как Европа стала континентом (!), хотя первые сведения о ней появились только около тысячелетия назад.
«В глуши Транс-Гималаев, - пишет Блаватская, - слишком общо называемых Тибетом, в наиболее недоступных местах пустынь и гор до сегодняшнего дня живет эзотерический «Благой Закон» - «Печать Сердца» - во всей своей первоначальной чистоте».
Шамбала для Блаватской и ее последователей - это уже не «мифическая страна» Дэджунг (Источник счастья), а некое реально существующее братство или община посвященных йогов-махатм.
Таких мистических братств, хранящих остатки древней Универсальной науки, на Землесуществует немало, однако они не имеют никакого отношения к так называемым цивилизованным странам. Более того, местонахождение их должно оставаться тайной для остального мира - до тех пор, пока «человечество в массе своей не очнется от духовной летаргии и не раскроет свои слепые очи навстречу ослепительному свету Истины».
Листая «Тайную доктрину», мы встречаем и другие упоминания о Шамбале. В рамках довольно сложной хронологии истории Земли, описанной Блаватской, этой стране, сокрытой в подземных пещерах, тоже нашлось место.
Вот лишь несколько цитат из Елены Блаватской: «...Лишь горстка этих Избранных, Божественные наставники которых удалились на «Священный Остров», откуда придет последний «спаситель», - удерживала теперь половину человечества от истребления ее другой...»
«...Многочисленные пещеры и руины, обнаруживаемые в обеих Америках, а также на Вест-Индских островах, все они связаны с затонувшей Атлантидой. В то время как иерофанты Старого Света во времена Атлантиды были связаны с Новым Светом наземными путями, маги несуществующей теперь страны имели целую сеть подземных коридоров, расходящихся по всем направлениям...»
«...Мы намекаем не на пещеры, известные каждому европейцу, будь то наяву или же понаслышке, несмотря на их огромную древность, хотя даже это оспаривается современной археологией; но на факт, известный всем посвященным браминам Индии и особенно йогам, - именно, что нет ни одного пещерного храма в этой стране, который не имел бы своих подземных проходов, расходящихся по всем направлениям, и что эти подземные пещеры и бесконечные коридоры, в свою очередь, имеют свои пещеры и коридоры...»
В представлениях Блаватской Шамбала - это последнее убежище уцелевших в мировой катастрофе представителей расы атлантов.
Современные теософы разделяют это представление, рассказывая о Шамбале так (цитируем по сборнику работ современных теософов, подготовленному Надеждой Уриковой):
«Тысячи сказаний всех народов на протяжении веков передаются из уст в уста о легендарной Обители Великого Белого Братства - Шамбале. Шамбала - не слухи, она действительно существует. «Не думайте, что Братство Наше скрыто от человечества непроходимыми стенами. Снега Гималаев, скрывающие Нас, не препятствуют для идущих в правде, но не для исследователей». Так говорит Владыка Шамбалы на страницах «Живой Этики».
Наукой установлено, что лживых легенд не существует. О малом, о незначительном, о жалком человечество не слагает легенды. Легенды - не отвлеченность, но сама реальность. Они говорят о том, что Белое Братство, Великие души пришли на Землю на заре существования человечества с более высоких планет - Юпитера и Венеры, где духовное развитие человечества шло быстрее. Они окончили свою эволюцию, но пошли на сознательную жертву, чтобы удержать планету от гибели, чтобы облегчить духовный прогресс человечества.
Великие знания, истинные ценности хранятся в гигантских книгохранилищах Братства, расположенных в недоступных пещерах под Землей для защиты сокровищницы культур не только от грабителей, но и от геологических катастроф.
Там хранится наследие затонувшей Атлантиды, ошеломляющие достижения исчезнувших цивилизаций, существовавших тысячелетия назад. ...Учителя Шамбалы постоянно шлют мысли, идеи, направленные на рост духа людей, великие открытия. Все в умственном, нравственном и культурном развитии человечество получает из Единого Источника, оно всегда черпает мощь из Великого Белого Братства. Огромна работа Братьев Шамбалы.
Ведется борьба против невежественного эгоизма, негативного мышления в инертной массе человечества, чтобы изменить ее в высшие формы законов эволюции. Они частично нейтрализуют темную ауру Земли, содержащую вредоносные мысли с первых дней существования человечества».
Но тут благостная картинка вдруг сменяется неприкрытыми угрозами:
«...Владыки Шамбалы, которые получили знания раньше нас и знают гораздо больше, предупреждают, что нынешний кризис будет сильнее предыдущих катаклизмов, ибо население планеты растет, а его духовность падает.
Единственное, что может спасти, - Учение Сердца - Живая Этика, духовное совершенствование. Человечество должно выбрать. Если люди будут продолжать идти прежним «материальным» путем, то лучезарный глава Шамбалы уничтожит все зло на планете.
Руководители Шамбалы заговорят молниями. Пришла Эра Шамбалы».
Подобные идеи нам знакомы. Уж очень теософы не любят науку и материалистический взгляд на мир - отсюда и ярость благородная», и обещание показать «кузькину мать» оппонентам.
Но пусть их, теософов, - в конце концов они имеют весьма отдаленное отношение к Шамбале. И на вопросы о таинственной стране, в которой проживают носители древнего знания, не дают сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Поговорим лучше о тех, кто попытался это сделать, не дожидаясь прихода Ригдена Джапо.
Предание о Шамбале в его европейском варианте получило дополнительное развитие после публикации осенью 1933 года романа-утопии английского писателя Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт».
В этом произведении Хилтон необычайно увлекательно и правдоподобно изобразил расположенный в одной из труднодоступных горных долин на территории западного Тибета буддийский монастырь-«ламасерию» Шангри-ла, населенный представителями различных народов, в том числе и европейцами.
Благодаря тайным знаниям и оккультным методикам обитатели монастыря сумели подчинить себе ход времени, замедлив его течение.
Они живут замкнутой общиной - мирно и счастливо, погрузившись в занятия науками и искусством, не ведая тревог и забот, терзающих остальное человечество.
Роман Хилтона в короткое время приобрел большую популярность на Западе, многократно переиздавался и в 1937 году был экранизирован.
С легкой руки Хилтона слово «Шангри-ла» прочно вошло в английский язык в значении «воображаемый земной рай, убежище от тревог современной цивилизации». Такое название присваивают обычно роскошным отелям, ресторанам, горным курортам и прочим «райским уголкам» на Земле, а президент Рузвельт даже назвал так свою летнюю резиденцию в горах Мэриленда (впоследствии переименована в Кэмп-Дэвид).
Возможно ли существование в наше время где-нибудь в недоступной горной долине Тибета подобного эзотерического братства, хранящего неведомые остальному человечеству знания?
Вряд ли...
Во всяком случае можно сильно сомневаться, что такое братство существует на тщательно контролируемой Китаем территории Тибетского автономного района. И потому нынешние эзотерики и исследователи аномальных явлений все чаще говорят о Шамбале «невидимой» - скрытой в подземных пещерах или в «параллельном мире»...
В то же время ученые продолжают поиск страны, послужившей прообразом мифической Шамбалы. На сегодняшний день существует несколько гипотез относительно возможного местоположения буддийского «парадиза» на картах древнего мира.
Например, отдельные исследователи связывают Шамбалу с процветавшими в VII-X веках нашей эры буддийскими городами-государствами Таримского бассейна в Восточном (Китайском) Туркестане, где некогда пролегал Великий шелковый путь.
Другой регион поисков - обширная территория между Ираном и западной Индией. Согласно гипотезе российского тибетолога Б.И. Кузнецова, Шамбала - это древний Иран эпохи Ахеменидов (VI-IV в, до н. э.).
К такому неожиданному выводу ученый пришел в результате расшифровки древней географической карты из тибетско-шаншунского словаря 1842 года. Термин Шамбала, как утверждает Кузнецов, использовался индийцами для названия Ирана и может быть переведен как «держатели мира (блага)».
Из Ирана же индийцы заимствовали и учение о Бесконечном Времени (Зерван Акарана), которое затем было положено в основу буддийской системы Калачакра. Предполагается, что такое учение было создано западными иранскими магами под влиянием древней вавилонской традиции, согласно которой история делится на большие временные циклы и внутри каждого из них все события периодически повторяются.
Современный английский путешественник-исследователь Чарльз Аллен помещает Шамбалу в западном уголке Тибета, вблизи священной горы Кайлас - там, где возникла первая тибетская цивилизация и вместе с ней загадочная религия левосторонней свастики «бон».
Именно в этих местах сложилась бонская легенда о райской земле Олмо-лунрин, которую индийцы позднее окрестили Шамбалой.
Что касается учения о Калачакре, то оно, как полагает Аллен, происходит из древней Гандхары (территория, охватывающая северный Пакистан и восточный Афганистан).
Одна из областей Гандхары - Уддияна, которую обычно отождествляют с живописной долиной Сват, расположенной среди южных отрогов Гиндукуша на севере Пакистана, считается колыбелью тантрического буддизма.
Посетивший эту долину в 629 году китайский паломник Сюань Цзан с удивлением обнаружил там остатки почти полутора тысяч (!) различных буддийских памятников (монастыри, ступы) и поселений, что свидетельствовало о сказочном расцвете буддизма в Уддияне в предшествующую эпоху (II-V века).
«Можно представить себе,- пишет Аллен,- каким райским уголком должна была казаться эта долина обитавшим в ней буддистским монахам».
После завоевания Гандхары белыми гуннами Калачакра-тантра переместилась в регион западных Гималаев. Версия английского ученого, умело увязывающего древние буддийские и бонские предания с реальными историческими фактами и рисующего весьма достоверную картину «странствий» Кала-чакра-тантры по странам Центральной Азии и ее постепенной трансформации, весьма интересна, при этом стоит обратить внимание на тот факт, что Аллен локализует Шамбалу именно там, куда ее обычно помещают различные эзотерики, - в западной части Тибета.
Что касается самих тибетских лам, то они придерживаются самых разных точек зрения: одни считают, что Шамбала находится (поныне!) в Тибете или же в горной системе Куньлуня, возвышающейся над Тибетским плато, другие - в соседнем Синьцзяне (Западном Китае), однако большинство из них верит, что Шамбала расположена в гораздо более северных широтах - в Сибири или в каком-то другом месте России или даже в Арктике (?!).
Однако большинство нынешних исследователей предпочитают утверждать, что Шамбала не имеет отношения к истории или географии. Шамбала - это вера в лучшее будущее. И как символ этой веры может быть использована для борьбы с настоящим.
Согласно древней тибетской карте в словаре «Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation», которую смогли интерпретировать советский тибетолог Б. И. Кузнецов и востоковед Л. Н. Гумилёв , такая страна существовала. Карта восходит к ирано-тибетской картографической традиции.
Согласно этой интерпретации, автор был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II в. до н. э.
В теософской традиции Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Находится в высших вибрациях, и поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека.
Подробно описана в работах Николая и Елены Рерих — «Учение Живая Этика (Агни-Йога)».
По одной из легенд 144 тысячи лет господствовала на Земле в незапамятные времена Великая Всемирная Федерация народов. Благодаря накопленным в ней знаниям царил на планете нашей Золотой век. Но, овладев универсальными знаниями, научившись творить чудеса, люди стали считать се6я выше Бога. Они создали идолов-великанов и заставили их служить себе, а потом разрешили идолам брать в жены дочерей своих.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на Земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь что создал человека на Земле, и воскорбел в сердце своем» (Книга Бытия, гл. б, стих 5, 6).
И сделал так, чтобы темные быстрые воды очистили Землю от скверны и гордыни человеческой. Единственным местом, которое не затронул всемирный потоп, стал небольшой участок горных вершин.
А девять тысяч лет назад те, кто уцелел, попытались возродить Федерацию. Так появилась в глубине Азии, на границе Афганистана, Тибета и Индии страна чародеев Шамбала, страна махатм («великая душа»). Восемь снежных вершин, как лепестки лотоса, окружают ее.
Великие вожди чародеев скрыли страну от всевидящего ока Господа кольцом густых туманов, а новым землянам, населившим планету, передали: «Географ пусть успокоится - мы занимаем на Земле свое место. Можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость путь не найдет».
Много раз, но безуспешно, пытались люди отыскать таинственную страну, завладеть секретными знаниями. Правительства многих стран - Англии, Франции, Германии, Китая - снаряжали экспедиции в глубь Азии. Но ближе всех подобрался к Шамбале разведчик Советской России.
Поздним ноябрьским вечером 1924 года в квартиру сотрудника Института мозга и высшей нервной деятельности Александра Барченко вошли четверо в черном. Один из посетителей, представившись Константином Владимировым (рабочий псевдоним Якова Блюмкина), сообщил хозяину, что его опыты по телепатии заинтересовали органы ОГПУ, и, многозначительно улыбаясь, попросил написать отчет о своей работе на имя Дзержинского.
Опешивший Барченко пытался что-то возразить, но мягкий, льстивый голос улыбающегося человека заставил его не только согласиться с предложением, но еще и с гордостью рассказать о своих новых опытах. Особое впечатление на мужчин в черном произвели фиксация мысли на расстоянии и летающий стол - тот самый стол, за которым сидели посетители, оторвался от пола и повис в воздухе!
Отчет об опытах Барченко Дзержинскому передал лично в руки Яков Блюмкин. Высокий начальник, заинтригованный устным рассказом очевидца, передал отчет сотруднику секретного отдела Якову Агранову. Тот приступил к рассмотрению документа немедленно.
А спустя несколько дней Агранов и Барченко встретились. Ученый рассказал чекисту не только о своих опытах, но еще и об уникальных знаниях страны Шамбала.
В протоколе допроса А. В. Барченко от 23 декабря 1937 года запечатлен этот исторический момент: «В беседе с Аграновым я подробно изложил ему теорию о существовании замкнутого научного коллектива в Центральной Азии и проект установленияконтактов с обладателями его тайн.
Агранов отнесся к моим сообщениям положительно».
Мало того, Агранов был потрясен...
А внимательно следящий за событиями Блюмкин тем временем вынашивал далеко идущие планы. Дело в том, что Яков Григорьевич хотел сам стать первым обладателем этих тайных знаний и для этого он разработал план действий.
Кстати, что касается личности Блюмкина: в 1921 году Яков перекрыл канал утечки драгоценностей из Гохрана через Эстонию на Запад. Ревельский эпизод едва ли не полностью лег в основу романа Юлиана Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Если учесть, что Блюмкин имел агентурные псевдонимы Исаев и Владимиров, а год его рождения и знак зодиака совпадали с соответствующими данными главного героя шпионской эпопеи Семёнова, то не остается сомнений, что Блюмкин послужил в качестве одного из главных прототипов легендарного советскогоразведчика Штирлица.3
Как показывает дальнейшая история, события развивались по сценарию Якова. Для начала Блюмкину показалось мало, что о Шамбале знают только Дзержинский и Агранов и он убеждает Барченко написать письмо в коллегию ОГПУ.
Потом организовывает встречу Барченко со всем руководством ОГПУ, включая начальников отделов, где ученый излагает свой проект.
Неплохо разбираясь в практической психологии, Яков просит доклад Барченко внести на повестку дня собрания коллегии последним пунктом - уставшие от бесконечных заседаний люди будут готовы положительно решить любое предложение.
Вот как вспоминает Барченко о своей встрече с коллегией: «Заседание коллегии состоялось поздно ночью. Все были сильно утомлены, слушали меня невнимательно. Торопились поскорее кончить с вопросами.
В результате при поддержке Бокия и Агранова нам удалось добиться в общем-то благоприятного решения о том, чтобы поручить Бокию ознакомиться детально с содержанием моего проекта, и если из него действительно можно извлечь какую-либо пользу, сделать это».
Так с легкой руки Блюмкина начала действовать секретная лаборатория нейроэнергетики.
Нейроэнергетическая лаборатория разместилась в здании Московского энергетического института и занималась она всем: от изучения НЛО, гипноза и «снежного человека» до изобретений, связанных с радиошпионажем. Для начала перед лабораторией ставилась определенная цель - научиться телепатически читать мысли противника на расстоянии, уметь снимать информацию с мозга посредством взгляда.
Существование нейроэнергетической лаборатории было одним из главных государственных секретов Советской России. Финансировал ее Спецотдел ОГПУ - до мая 1937 года.
В самом конце 1924 года на конспиративной квартире Глеба Бокия, начальника Спецотдела ГПУ, в строжайшем секрете собрались члены тайного общества «Единое трудовое братство».
Надо отметить, что Глеб Бокий был хорошо знаком с Барченко. Еще в 1909 году Александр Барченко, биолог и автор мистических романов, рекомендовал Бокия членам орденарозенкрейцеров.
Так что у обоих был опыт работы в тайных организациях. «Единое трудовое братство», куда вошли Барченко, Бокий, Кострикин, Москвин и еще несколько ученых и чекистов, став цель - достичь Шамбалы и установить с ней контакт. Но наш герой - Яков Блюмкин - в тайное общество не вошел. Оно в его планах не значилось...
«Единое трудовое братство» приступило к подготовке научной экспедиции в Шамбалу. Были тщательно разработаны предложения коллегии ОГПУ и использованы разного рода приемы давления на членов этой коллегии, с тем чтобы добиться положительного решения финансирования экспедиции.
А Яков Григорьевич в это же время двигался параллельно в том же направлении, но на несколько шагов вперед.
У красивого особняка в Шереметевском переулке остановился брюнет среднего роста. Докурив папиросу, он решительно вошел в подъезд и, мгновение помедлив, нажал на кнопку звонка, рядом с которым красовалась медная пластинка с гравировкой: «Профессор академии РККА А. Е. Снесарев». Профессор этот был самым компетентным русским экспертом по Северо-западному району Британской Индии. Сохранились документы, которые красноречиво свидетельствуют, что он занимался исследованием района и как разведчик.
Блюмкина Снесарев встретил насторожено. Но тон и обходительные манеры посетителя покорили недоверчивого хозяина. Яков без лишних слов перешел к делу.
Его интересовала карта района, где, по приблизительным данным располагалась таинственная Шамбала. Снесарев пригласил гостя в кабинет и, тщательно прикрыв за собой дверь, разложил на массивном столе карту Памира.
«Перед вами белая стена Восточного Гиндукуша. С его снеговых вершин вам придется спуститься в трущобы Северной Индии. Если вы познакомитесь со всеми ужасами этой дороги, вы получите впечатление потрясающее.
Это дикие утесы и скалы, по которым пойдут люди с ношей за спиной. Лошадь по этим путям не пройдет. Я шел когда-то этими тропами. Переводчик моего друга из свежего и бодрого человека стал стариком. Люди седеют от тревог, начинают бояться пространства.
В одном месте мне пришлось отстать, и когда я вновь догнал спутников, то застал двух переводчиков плачущими. Они говорили: «Туда страшно идти, мы там умрем»» (Б. Лапин «Повесть о стране Памир»).
Секретная экспедиция переодетых и загримированных под паломников чекистов и ученых должна была выйти из района Рушан на советском Памире. Через горные кряжи афганского Гиндукуша предполагалось пробраться в один из каньонов Гималаев - достичь таинственной Шамбалы.
Барченко и Бокию удалось добиться одобрения маршрута в самых высоких инстанциях. Экспедиция, помимо Афганистана, должна была побывать в Индии, Тибете, Синьцзяне.
На расходы получили 600 тысяч долларов (сумма по тем временам колоссальная). Деньги выделяли по линии ВСНХ личным распоряжением Ф. Э. Дзержинского.
В состав экспедиции были включены несколько членов «Единого трудового братства». Базой для подготовки стала одна из дач Спецотдела в подмосковном поселке Верея. Здесь участники мероприятия изучали английский язык, язык урду и осваивали верховую езду. Все держалось в строжайшей тайне, так как могло оказаться под угрозой срыва.
Стало известно, что спецслужбы Англии, Франции и Китая вели наружное наблюдение за Яковом, без которого экспедиция многое теряла. В разведсводки тщательно заносились все его перемещения: так велико было желание разведок перевербовать советского суперагента. Наш герой при содействии ОГПУ придумал оригинальный ход.
Под него был загримирован чекист, который стал курсировать по обычному маршруту Якова Григорьевича - от дома в Денежном переулке до Наркомата торговли. По данным ОГПУ, подмену не заметили...
Как и предполагалось, руководителем экспедиции был назначен Барченко. А комиссаром - полиглот и мастер восточного рукопашного боя Яков Блюмкин. Помимо основных исследований, ЦК поручал Блюмкину провести ряд операций разведывательного характера.
Яков Григорьевич знал: все идет по его плану, в Шамбалу попадет он один, без всяких провожатых и посторонних глаз. Связавшись с начальником иностранной разведки М. Трилиссером, он убеждает того препятствовать экспедиции: так как добро на проведение исследовательских работ дало ЦК, то и все сведения о «таинственных знаниях Шамбалы» минуют отдел иностранной разведки. Трилиссер задумался...
Приготовления к экспедиции были завершены. Оставалось только провести ряд документов по бюрократическим учреждениям.
31 июля 1925 года Бокий и Барченко посетили приемную Чичерина. Рассказали о проекте и попросили ускорить процедуру выдачи виз. Чичерин дал положительное заключение, но в самый последний момент поинтересовался, знает ли об этом проекте начальник иностранной разведки Трилиссер.
Глеб Иванович Бокий ответил, что проект прошел одобрение в коллегии ОГПУ и в ЦК. Ответ почему-то насторожил Чичерина. Сразу после ухода гостей нарком связался по телефону с Трилиссером. Начальник иностранной разведки ждал этого звонка.
Он истерично кричал в телефонную трубку: «Что себе позволяет этот негодяй Бокий?!» - и требовал отозвать заключение. Чичерин заколебался. Тогда Блюмкин и Трилиссер подключили Генриха Ягоду. И 1 августа Чичерин дал отрицательный отзыв. Экспедиция была отменена.
Бокий в долгу не остался. Секретной лаборатории, которая начала заниматься созданием технических приспособлений - локаторов, пеленгаторов и передвижными отслеживающими
станциями, - удалось поймать сообщение, отправленное неизвестным шифром. В считанные секунды шифр был разгадан: «Пришлите, пожалуйста, ящик водки».
Отправитель - Генрих Ягода, который развлекался на теплоходе с женой сына Алексея Максимовича. Бокий, утаив фамилию отправителя, срочно передал информацию в Особый отдел, начальником которого являлся сам Ягода. Лубянка направила пеленгатор и машину с группой захвата. Дело едва не закончилось перестрелкой между сотрудниками Особого отдела.
В ОГПУ началась война группировок. Экспедицию хотела возглавить каждая из них. Стал собираться компромат, известный у чекистов как «Черная книга Бокия». В войну втянули Дзержинского.
«Железный Феликс» собственноручно возглавил борьбу с заговором зампредов. Но довести дело до победы не смог: в июле 1926 года, после пленума ЦК, он скончался от инфаркта.
Отдел иностранной разведки в строжайшей тайне поручил Блюмкину отыскать Шамбалу и установить с ней контакт. О кознях Блюмкина никто ведь не подозревал. И «Единое трудовое братство» было уверено, что Яков играет на их стороне, поэтому когда Блюмкин сообщил Бокию, что отправляется в Шамбалу один, тот передал ему все карты и секретную информацию.
Так Яков Григорьевич получил одно и то же задание от двух враждующих группировок...
В начале сентября на границе Британской Индии объявился хромой дервиш. Он шел с караваном мусульман из секты исмаилитов к месту паломничества. Но полиция города Балтит решила задержать дервиша: нищий посетил местное почтовое отделение.
Задержанный был отправлен британским конвоем в военную разведку. Дервиша ожидал допрос и расстрел, но англичане не знали, с кем имеют дело: хромой исмаилит бежал, прихватив с собой важнейшую диппочту, адресованную полковнику Стюарту, и английское обмундирование.
Его преследовал целый взвод солдат. И среди них наш Блюмкин в форме колониальных войск - преследовал сам себя. Как только стемнело, в расположении английских колониальных войск на одного солдата стало меньше. Зато на одного монгольского монаха больше...
17 сентября 1925 года монгольский лама присоединился к экспедиции Николая Константиновича Рериха, которая двигалась в район предполагаемого нахождения Шамбалы. Вот запись из дневника художника: «Приходит монгольский лама и с ним новая волна вестей. В Лхасе ждут наш приезд. В монастырях толкуют о пророчествах.
Отличный лама, уже побывал от Урги до Цейлона. Как глубоко проникающая эта организация лам! Толкуем с ламой про бывший случай около Дарджилинга».
И чуть ниже восторженно: «Нет в ламе ни чуточки ханжества, и для защиты основ веры он готов и оружие взять. Шепнет: «Не говорите этому человеку - все разболтает», или: «А теперь я лучше уйду». И ничего лишнего не чувствуется за его побуждениями. И как легок он на передвижение!»
По ночам загадочный монах исчезал. Мог не появляться. в расположении экспедиции по нескольку дней, но всегда нагонял путешественников.
Таинственные исчезновения ламы можно объяснить его «мирской работой». Лама Блюмкин наносил на карты блокпосты, пограничные заграждения, высоты, состояние коммуникаций и метраж участков дорог. Не забывал Яков и о Шамбале, пробираясь к ней все ближе и ближе.
Нуждаясь в поддержке Рериха, Блюмкин немного открывается художнику. Об этом свидетельствует следующая запись в дневнике: «Оказывается, наш лама говорит по-русски. Он даже знает многих наших друзей. Лама сообщает разные многозначительные вещи. Многие из этих вестей нам уже знакомы, но поучительно слышать, как в разных странах преломляется одно и то же обстоятельство. Разные страны как бы под стеклами разных цветов.
Еще раз поражаешься мощности и неуловимости организации лам. Вся Азия, как корнями, пронизана этой странствующей организацией».
Любопытно, что Рерих, узнав, что лама разбирается в тонкостях политической обстановки в России, просил у него совета. Рерих мечтал вернуться на Родину, но боялся преследования органов, и позже, по совету Блюмкина, художник оформит официальные документы как специальный представитель чародеев - махатм, которые якобы всецело одобряют действия большевиков и дают согласие на передачу таинственных знаний советскому правительству.
Так Блюмкин поможет Рериху вернуться в Москву.
Вместе с экспедицией Блюмкин прошел весь Западный Китай. Они посетили более ста тибетских святилищ и монастырей, собрали огромное количество древних сказаний и легенд, преодолели тридцать пять горных перевалов, величайший из которых, Дангла, считался неприступным, собрали бесценную коллекцию минералов и лекарственных трав. Для их изучения в 1927 году был создан специальный институт.
Но достичь таинственной страны Шамбала Якову не удалось. То ли ее не существует вовсе, то ли на картах была нанесена неполная информация, то ли испугался, как многие его предшественники. По крайней мере, нет никаких документов и свидетельств о пребывании Якова Григорьевича в Шамбале.
Вернувшись в Москву, в июле 1926 года Блюмкин находит Барченко. Узнав, что ученый побывал на Алтае, где изучал местных колдунов, Блюмкин выплеснул на него все раздражение за напрасные поиски Шамбалы. Они поссорились.
В «Едином трудовом братстве» узнали об интригах Блюмкина, но как-то отомстить не сумели - Якова срочно отправили в Палестину. Началась операция, связанная с организацией советской резидентуры на Ближнем Востоке под прикрытием торговли старинными еврейскими манускриптами.
С 1937 по 1941 год были арестованы и расстреляны все члены тайного общества «Единое трудовое братство». Погиб Глеб Бокий. Его вызвал нарком внутренних дел Николай Ежов и потребовал компромат на некоторых членов ЦК и высокопоставленных чиновников. Бокий отказался. Тогда Ежов зашел с козыря: «Это приказ товарища Сталина».
Бокий пожал плечами: «А что мне Сталин?! Меня Ленин на это место поставил».
В свой кабинет Глеб Бокий не вернулся...
Затем расстреляли члена ЦК Москвина и замнаркома иностранных дел Стомонякова. Дошла очередь и до Барченко. Погибли все, кто был хоть как-то связан с таинственной страной Шамбала.
Но все же первым расстреляли Якова Григорьевича Блюмкина...
А Советская Россия еще раз - в середине пятидесятых годов ХХ века - направляла экспедицию ученых и чекистов в Шамбалу. Они шли маршрутом Блюмкина, поражаясь точным топографическим данным, оставленным «монгольским ламой». Достигли ли Шамбалы - неизвестно...
У русских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает теософскую Шамбалу. В конце XIX века исследователи Центральной Азии столкнулись с еще одной удивительной легендой - о Беловодском царстве, или Беловодье, стране справедливости и истинного благочестия.
Находясь в 1877 году на берегах «блуждающего» озера Лоб-нор, севернее реки Тарим в Западном Китае (Синьцзянь), знаменитый русский путешественник Николай Пржевальский записал рассказ местных жителей том, как в эти места в конце 1850-х годов пришла партия алтайских староверов числом более сотни человек. Староверы разыскивали Беловодскую «землю обетованную».
Большая часть пришельцев, не удовлетворившись условиями жизни на новом месте, двинулась затем дальше на юг, за хребет Алтынтаг, где и устроила свое поселение. Но и те, и другие в конце концов вернулись на родину, на Алтай.
Рассказ об этом хождении искателей Беловодья, записанный со слов одного из его участников Зырянова, вместе с приложенной к нему маршрутной картой всего путешествия, был впоследствии опубликован в «Записках Русского географического общества».
Беловодье - еще одна загадка центральноазиатской истории. Современные исследователи считают, что это «не определенное географическое название, а поэтический образ вольной земли, образное воплощение мечты о ней».
Поэтому не случайно эту «счастливую крестьянскую страну» русские староверы искали на огромном пространстве - от Алтая до Японии и Тихоокеанских островов и от Монголии до Индии и Афганистана.
Во второй половине XVIII века название Беловодье носили два поселения в Бухтарминской и Уймонской долинах юго-восточного Алтая. Сюда не доходила власть «начальства» и попов - гонителей староверов, не принявших церковной реформы патриарха Никона.
Эта «нейтральная земля» между Российской и Китайской империями была включена в 1791 году в состав России. Именно тогда, как утверждает Чистов, и возникла легенда о Беловодье. Ее появление тесным образом связано с деятельностью секты «бегунов», которая является непримиримым ответвлением старообрядчества.
Первые сведения о поисках староверами заповедной страны относятся к 1825-1826 годам, а во второй половине XIX столетия (1850-1880 гг.) хождения в Беловодье приобретают массовый характер.
Для нас, однако, наибольший интерес представляют сообщения о центральноазиатских маршрутах искателей Беловодья (Монголия - Западный Китай - Тибет). Сходство междухристианским и буддийским преданиями впоследствии послужило поводом некоторым авторам говорить об их едином «корне».
Крайне любопытен также другой факт - побывавшие в Индии и Тибете искатели Беловодья принесли оттуда в Россию какие-то элементы восточных учений, которые впоследствии были усвоены и переработаны некоторыми русскими мистическими сектами старообрядческого толка.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.